Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Правовое решение вопросов безопасности сетевой экономики и электронной коммерции
Похожие статьи вашей тематики
Правовое обеспечение электронной коммерческой деятельности определено спецификой электронной среды телекоммуникаций. Один из главных моментов этой специфики заключается в том, что скорость изменения технологий заключения сделки значительно опережает скорость отражения этих технологий в действующем законодательстве. Есть три подхода к решению этой проблемы, которые не исключают, а дополняют друг друга [41]. Первый подход — это перенос на сделки, заключаемые с использованием новых технологий, норм действующего законодательства по аналогии. При этом используются нормы, применяемые к сделкам, наиболее похожим по свойствам на “новые” сделки. Примером может служить распространение некоторых норм, регулирующих сделки “МоТо” (“Mail order, Telephone order” — сделки, осуществленные посредством почтового или телефонного заказа), на электронную коммерцию. Второй подход заключается в том, что может быть использовано регулирование сделок с помощью обычаев делового оборота, широко применяемое в подавляющем большинстве развитых стран. Именно таким способом оформлен в настоящее время основной принцип правового регулирования электронной коммерции: стороны, заключившие сделку, не вправе ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена в электронной форме. Третий подход к решению проблемы регулирования сделок, использующих новые технологии, состоит в как можно более широком применении договоров, т. е. в детальном согласовании сторонами того, что они считают нормой для данной сделки. Для сделок, заключаемых в пределах юрисдикции одного государства, эти подходы при разумном применении могут представлять удовлетворительный способ решения проблемы их правового обеспечения. Но одно из основных свойств электронной коммерции, вытекающее из факта использования Интернета в качестве среды для заключения сделки, — это глобализация сделок. В этом случае ни один из грех вышеописанных подходов не может быть вполне эффективен, так как нет гарантии единообразного понимания прав, обязанностей и ответственности всеми сторонами сделки, если они находятся под юрисдикцией разных государств, особенно если в этих государствах используются разные правовые системы (например, континентальная и англосаксонская). Особую проблему представляет то, что в каждой сделке в рамках электронной коммерции участвуют помимо традиционных сторон третьи лица. Их роль — предоставление сторонам той самой среды, в которой и осуществляется сделка. Без этих третьих лиц электронной коммерции не существует, и поэтому регулирование их прав, обязанностей и ответственности необходимо для обеспечения правового регулирования электронной коммерции в целом. Очевидно, что регулировать их действия традиционными способами невозможно (например, по аналогии с регулированием обычных сделок) или крайне затруднительно (если использовать обычаи делового оборота, так как новизна сделок и необычность роли этих третьих лип не позволяют говорить о наличии устоявшихся обычаев). Не безграничны и возможности регулирования деятельности третьих лиц путем заключения договоров, так как цепочка этих третьих лиц между сторонами сделки может быть довольно длинной, а в ряде случаев ее состав априори непредсказуем, следовательно, невозможно заранее знать, все ли существенные для данной сделки случаи предусмотрены во всех договорах между всеми звеньями этой цепочки. Прежде чем говорить о заключении договоров в электронной форме, следует определить, что понимается под электронным обменом данными (ЭОД). Согласно п. Ь ст. 2 типового закона и]ЧС1ТКАЬ об электронной торговле ЭОД — электронная передача с одного компьютера на другой информации с использованием согласованного стандарта структуризации информации. Наиболее подходящий способ заключения договоров в электронной коммерции — способ с размещением публичной оферты. Примечание: согласно ст. 435 “Оферта” ГК РФ офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Для заключения договора оферент размещает публичную оферту на сервере, подключенном к сети Интернет. Любое лицо, желающее заключить такой договор на предложенных условиях, акцептует оферту путем заполнения формы договора и его подписания. При этом договор существует только в виде электронной записи на компьютере. В данном случае стороны, как правило, пользуются для подписания договора электронной подписью или ее функциональными эквивалентами. Основными проблемами, возникающими при заключении договоров с использованием Интернета, являются: - трудность определения места заключения договора, устанавливающего, под действие какой юрисдикции подпадает данный договор. Этот вопрос возникает не только, когда контрагенты — резиденты различных государств. Оферент может разместить оферту не только на сервере, который находится на территории государства, резидентом которого он является, но и на сервере, который расположен в любой точке земного шара, подключенной к Интернету. Акцептант может отправить акцепт с портативного компьютера, находясь в пути (с борта самолета, морского судна и т. п.); - доказуемость факта заключения договора, сохранность и неизменность данных, содержащихся в договоре. Недопустимо, чтобы факт заключения договора отрицался правоприменительными органами лишь на том основании, что он представляет компьютерную запись данных. Главный механизм подтверждения достоверности договора — набор используемых сторонами процедур обеспечения подлинности; - конфиденциальность данных, содержащихся в договоре, обеспечиваемая определенными стандартами безопасности, реализованными владельцами информационной Сети. В этом случае можно говорить о гарантии презумпции сохранения конфиденциальности данных. Внешнеторговые договоры, заключаемые в Интернете, можно подразделить на договоры, заключаемые: - посредством Интернета как средства связи, т. е. как аналога факса и т. п.; - в Интернете как в правовом пространстве. Заключение договоров второго вида характеризуется рядом особенностей. Вопервых, можно констатировать, что сформировался правовой обычай, согласно которому в качестве подписи при заключении возмездных договоров используется ЭЦП. Часто при заключении договоров на безвозмездное получение в Интернете какого-либо блага допускается отсутствие подписи и использование в качестве реквизитов псевдонима. Если же согласно договору потребитель получает благо в материальном, а не виртуальном пространстве, то в интересах потребителя указать свое настоящее имя, иначе он не сможет доказать, что благо причитается ему. Вовторых, значительная часть договоров заключается виртуальными агентами (программамироботами) без непосредственного участия при этом человека. В материальном пространстве не редкость использование автоматов при заключении публичного договора, например автомат для продажи сигарет. В Интернете также применяются электронные аналоги автоматов — виртуальные агенты, которые выполняют поиск контрагентов, составляют, заключают и принимают к исполнению договоры. Это может порождать неопределенность по поводу действительности данных договоров, в связи с возникновением сомнений в волеизъявлении субъекта, владеющего виртуальным агентом. Эти сомнения основываются на том, что виртуальный агент может “дать сбой” или к программе виртуального агента может быть получен несанкционированный доступ, результатом чего станет заключение договора на невыгодных для владельца виртуального агента условиях. Действия виртуального агента должны презюмироваться волеизъявлением его владельца, если не доказано иное. Несанкционированный доступ может быть доказан, что может быть основанием для признания договора недействительным. Поэтому, пока не доказано иное, договор должен признаваться содержащим истинное волеизъявление сторон. В этом случае, пользуясь аналогией права, можно признать виртуального агента как киберпредставителя, который совершает юридические действия от имени своего владельца, а, следовательно, воля, выраженная в договоре, — воля владельца виртуального агента.? Таковы общие проблемы правового регулирования электронной коммерции, характерные для всего мира (табл. 1.10). Процесс Основные вопросы в рамках проблемы Регулирование деятельности провайдеров информационных услуг (сервиспровайдеров) Порядок определения места предоставления онлайновой услуги. Порядок начала деятельности по предоставлению онлайновых услуг (разрешительный и уведомительный). Правила предоставления услуг лицам так называемых регулируемых профессий (адвокаты и др.). Обеспечение добросовестной конкуренции. Обеспечение прозрачности условий предоставления услуг Обмен коммерческими сообщениями Определение понятия “коммерческое сообщение”. Реализация принципа однозначной интерпретации сообщения и идентификации автора (на основе заранее согласованных процедур). Необходимость гарантированного обеспечения того, что документ может быть прочитан только указанным адресатом. Обеспечение целостности представленной в коммерческом сообщении информации (необходимость гарантированного подтверждения того, что при передаче по Сети в документ не могут быть внесены никакие изменения) Заключение договоров с использованием электронных средств Признание действительности договоров, заключаемых электронным способом. Юридическая сила различных действий сторон, совершаемых при заключении договора Ответственность посредников Ответственность посредников за передачу незаконной информации. Способность посредников контролировать передаваемую информацию Разрешение споров в области электронной коммерции Средства обеспечения таких механизмов правовой защиты, которые были бы наиболее быстродействующими (с учетом географической удаленности контрагентов друг от друга) и эффективными (с учетом того, что данный вид бизнеса имеет специфические особенности). Степень применения внесудебных (третейских) механизмов урегулирования. Совершенствование сотрудничества между регулирующими и судебными органами отдельных стран Реализация норм в законодательстве государств Определение принципов распостранения надзорной юрисдикции того или иного государства при трансграничной электронной коммерции. Введение унифицированных правил раскрытия информации о сервиспровайдерах. Предоставление единообразных гарантий деятельности сервиспровайдеров.
|