Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы разработки систем электронных государственных закупок

Поиск

Теперь вернемся к началу процедуры проведения конкурсных торгов и рассмотрим успехи различных стран на пути перехода на новую технологическую базу.

 


 

Все без исключения страны, вступившие на путь повышения эффективности госзакупок с помощью интернет-технологий, начали с публикации объявлений о предстоящих торгах одновременно в печатных и электронных изданиях.

В США федеральные агентства обязаны публиковать объявления о торгах в Commerce Business Daily, а электронную версию объявления – в интернете.

В Мексике официальные объявления о торгах в системе госзакупок публикуются в Federal Official Gazette и в Compranet, на веб-сайте, посвященном госзакупкам.

В Австралии создано специализированное подразделение, Department of Contract and Management Services (CAMS), публикующее в интернете всю информацию, касающуюся электронных госзакупок (www.contracts.wa.gov.au).

В Аргентине, Канаде, Колумбии, Корее объявления о госторгах в системе госзакупок одновременно публикуются как в «бумажных» средствах массовой информации, так и в интернете. Причем, зачастую, в интернете объявления появляются с заметным опережением бумажной версии, так как отсутствуют задержки, связанные с печатью издания в типографии и др.

Следующие два этапа, связанные с получением конкурсной документации и уточнением условий конкурса, также эффективнее реализуются через интернет. Сразу оговоримся, что не во всех странах конкурсную документацию предоставляют бесплатно. Эта плата, конечно, атавизм, но она незначительна и оперативно осуществляется с помощью кредитных карт.

В Австралии авторы интернет-системы поддержки электронных госзакупок продвинулись, на наш взгляд, достаточно далеко как в техническом плане, так и в понимании преимуществ использования именно современных информационных технологий для общения поставщиков с заказчиками. На том же интернет-сайте, где расположена информация о контрактах, можно найти и скачать себе всю конкурсную документацию. При этом посетителю сайта предоставляется разнообразная помощь, подсказки и возможность задать интересующие вопросы через электронную почту.

 


 

Более сложные проблемы возникают на следующих двух этапах – подаче заявок и вскрытии конвертов. Сложность здесь прежде всего связана с необходимостью однозначного определения авторства, конфиденциальностью и полной секретностью до момента вскрытия заявок. На этом этапе в уже созданных и создаваемых в настоящее время национальных системах госзакупок используется технология «цифровой подписи», или элементы инфраструктуры аутентификации – так называемой инфраструктуры открытого ключа PKI (Public Key Infrastructure).

Не будем подробно останавливаться на технологии PKI. Отметим лишь, что для взаимодействия с помощью этой технологии компания-поставщик должна зарегистрироваться в государственном сертификационном центре – некоторой структуре, которой госзаказчики доверяют аутентификацию поставщиков, и которая обеспечивает безопасность и конфиденциальность поданных на конкурс электронных заявок.

В Австралии эта структура получила название Government Public Key Authority (GPKA), а впоследствии была переименована в Gatekeeper Policy Advisory Committee (GPAC). Интересно, что в состав этого комитета входят представители австралийских аналогов Минпромнауки, ФАПСИ, федеральных и муниципальных органов власти. У центрального сертификационного центра могут быть филиалы – сертификационные центры, получающие лицензию на право регистрации и выдачи сертификатов. У GPAC таких филиалов шесть, еще шесть сертификационных центров находятся в стадии лицензирования. Отбор претендентов на аккредитацию в качестве сертификационных центров осуществляется на основе некоторых критериев.

Безусловно, возможность использовать цифровую подпись и технологии PKI в целом должна быть закреплена законодательно. В США, Индии, Канаде, Мексике, Чили, Аргентине, Колумбии и Австралии уже приняты соответствующие законодательные акты (большая часть документов прошла стадии утверждения в 1999-2001 гг.). В начале 2002 года Закон «Об электронной цифровой подписи» вступил в силу и в России. Этот закон

 


 

определяет правовые условия, при соблюдении которых в Российской Федерации ЭЦП в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи на бумажном документе.

Теперь вернемся к сертификационным центрам. Здесь следует отметить один очень важный момент, волнующий экспертов Всемирного банка. Итак, национальные сертификационные центры созданы, начали работать и обслуживать национальные предприятия. А обслуживание иностранных предприятий повисло в воздухе. Еще хуже обстоит дело с признанием национальными сертификационными центрами иностранных сертификатов и сертификационных центров. Это связано с несогласованностью законодательных актов об ЭЦП, принятых в различных странах, и нашей стране еще предстоит с этим столкнуться. Некоторые страны (например, США, Канада, Колумбия) создали специальную объединенную комиссию United Nations Commission on International Trade Law (UNCITRAL) для разработки унифицированного законодательства в сфере международной торговли (www.uncitral.org).

Анализ моделей и методов, используемых в различных странах для поддержки технологии проведения электронных госзакупок, позволяет сделать следующие выводы.

1. Можно выделить два основных стратегических направления развития систем электронных госзакупок:

· как еще одной модели электронной торговли;

 

· как инициативы правительства для повышения эффективности системы госзакупок.

Следует отметить страны, добившиеся наибольших успехов. По первому из указанных направлений дальше всех продвинулись США, по второму – Австралия. Анализ факторов, определяющих выбор стратегии развития систем электронных госзакупок, позволяет сделать вывод, что для Узбекистана ближе второй путь.

2. Технология подготовки и проведения торгов в системах госзакупок разных стран примерно одинакова и методы повышения ее эффективности похожи:

 


 

· публикация объявлений о торгах в интернете параллельно с бумажными СМИ, возможность получения конкурсной документации через интернет;

· создание интернет-сайта и автоматизированной системы поддержки поставщиков для помощи, разъяснения и т.п.;

· внедрение механизмов цифровой подписи и сертификации для приема через интернет заявок на участие в конкурсе.

3. Использование современных интернет-технологий для поддержки процедуры конкурсных торгов в системе госзакупок способствует решению проблем унификации конкурсной документации, приведения к единому знаменателю методики проведения конкурсов.

4. Создание автоматизированной системы сопровождения контрактов инициировано пока лишь в нескольких странах, здесь также можно достичь значительного эффекта с помощью интернет – технологий.

Проводятся активные меры по реформированию государственной финансовой системы Республики Узбекистан по улучшению организации государственных закупок, особенно в части развития системы электронной коммерции. Создание системы электронных государственных закупок в бюджетной системе является приоритетным направлением.

Приняты Законы Республики Узбекистан «Об электронной подписи» от 11.12.2003 г.; “Об электронной коммерции» от 29.04.2004 г.; “Об электронном документообороте» от 29.04.2004 г; “Об электронном платеже” от 16.12.2005 г. Кроме того, правительством страны принят ряд постановлений по реализации вышеуказанных законов.

В частности, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по развитию электронной коммерции» №21 от 30.01.2007г., Министерству внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан (далее - МВЭСИТ) совместно с Министерством финансов, Министерством экономики и Центральным банком Республики Узбекистан, Узбекским агентством связи и информатизации была поставлена задача в конце 2007 года подготовить и реализовать пилотный проект по созданию системы электронных

 


 

государственных закупок для приобретения малоценного инвентаря организациями и предприятиями, входящими в систему министерств, с учетом автоматизированного взаимодействия с казначейской системой исполнения государственного бюджета. Реализация данного пилотного проекта по совместному запросу МВЭСИТ и других заинтересованных министерств была перенесена на более поздние сроки.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Кабинета Министров, МВЭСИТ совместно с другими заинтересованными министерствами, в целях определения требований к контрактам в электронной форме и другим типовым формам документов с применением информационно-коммуникационных технологий, разработано Положение о порядке подготовки контрактов в электронной форме и других типовых форм документов, применяемых в электронной коммерции (рег. №1740 от 21.11.2007 г.).

Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения платежей при осуществлении электронной коммерции», от 12.06.2007 г. №120 утвержден План

мероприятий по дальнейшему совершенствованию систем платежей при осуществлении электронной коммерции на 2007-2008 гг.»35,

 

предусматривающий комплекс мер по разработке процедур по порядку проведения обязательной регистрации в Казначействе договоров бюджетных организаций, применяемых в электронной коммерции и разработка механизма проведения оплаты расходов бюджетных организаций при осуществлении торговли на основе электронной коммерции в условиях казначейского исполнения государственного бюджета.

Во исполнение вышеуказанного Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан, Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан совместно с другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработан и находится на стадии согласования проект соответствующего нормативно-правового документа, определяющего

 

 

35 Приложение к Постановлению КМ РУз от 12.06.2007г. №120 «О мерах по дальнейшему совершенствованию проведения платежей при осуществлении электронной коммерции».

 


 

порядок и внедрение механизмов электронной коммерции в условиях казначейского исполнения государственного бюджета.

Кроме того, в целях укрепления и дальнейшего развития двухстороннего финансового и технического сотрудничества между Республикой Узбекистан и Республикой Корея, а также стимулирования использования современных информационных технологий субъектами предпринимательства, Министерством финансов, а также Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан совместно с рядом заинтересованных ведомств Республики Корея проводится проработка проектов, планируемых к реализации в 2009-2010 гг. на базе опыта корейской стороны.

Министерством финансов, Торгово-промышленной палатой, а также соответствующим уполномоченным органом Республики Корея прорабатывается возможность реализации проекта по разработке ТЭО информационной системы электронных закупок в Республике Узбекистан, с учетом опыта корейской стороны (система закупок «Korean On-Line Procurement System» (KONEPS).

Вышеуказанные меры являются важным шагом в формировании нормативно-правовой базы для осуществления электронных торгов в республике. Система электронной коммерции в нашей республике находится на стадии своего развития, и в ближайшие годы, мы все увидим плоды результатов внедрения системы электронной коммерции на основе собственных информационных систем с учетом передового международного опыта.

В рамках компонента «Uzbekistan Development Gateway (UzDG)» при Центре экономических исследований (ЦЭИ) осуществляется пилотный проект по созданию первой в Узбекистане онлайновой электронной тендерной площадки. Проект нацелен на широкий доступ частного сектора к перечню постоянно обновляемых тендерных предложений со стороны государства и международных организаций, так и его активному участию к тендерным площадкам в 165 стран мира, включая Афганистан и страны СНГ.

 


 

Партнерами проекта являются: Торгово-промышленная палата Узбекистана и UNDP. Язык: узбекский, русский, английский.

Тендерные торги проводятся на веб-сайте www.dgmarket.uz и ползователи могут найти и познокомиться с открытыми тендерными предложениями одновременно из 177 стран мира.

Естественно существуют технические барьеры, препятствующие полноценному совершению всех опреаций с закупками. Но создание тендерных площадок на базе интернет–технологий можно оценить, как первые шаги на пути организации системы электронных государственных закупок в республике.

Для создания системы электронных закупок на основе интернет-технологий требуются немалые труды по формированию правовой базы по обепечению конфедициальности данных, участвующих в торгах и по обеспечению открытости торгов.

 

 

Контрольные вопросы:

 

1. Какие существуют преимущества использования интернет–технологий в организации государственных закупок?

2. Что такое стратегия выбора?

 

3. Из каких процедур состоит обобщенная модель? 4. Что понимается под публикацией на интернете? 5. Что такое цифровая подпись?

6. Разъясните стратегические направления организации государственных закупок.

7. Разъясните состояние системы электронных государственных закупок в Узбекистане и укажите перспективные направления.

 

 


 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

I. Законадательные акты Республики Узбекистан: 1. Гражданский кодекс Республики Узбекистан. 29 августа 1996 г.

2. Закон Республики Узбекистан «Обюджетной системе». 14 декабря 2000 г;

 

3. Закон Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов». 29 августа 1998 г;

4. Закон Республики Узбекистан «О Казначейском исполнении Государственного бюджета». 26 августа 2004 г.;

5. Закон Республики Узбекистан «Об информатизации». 175-II от 15.12.2002 г.;

6. Ўзбекистон Республикасининг «Электрон рақамли имзо тўғрисида»ги 11.12.2003 й. № 562-II - сонли Қонуни;

7. Ўзбекистон Республикасининг «Электрон тижорат тўғрисида»ги 29.04.2004 й. № 613-II - сонли Қонуни;

8. Ўзбекистон Республикасининг «Электрон ҳужжат айланиши тўғрисида»ги 29.04.2004 й. № 611-II - сонли Қонуни;

9. Ўзбекистон Республикасининг «Электрон тўловлар тўғрисида»ги 16.12.2005 й. № ЎРҚ-13 - сонли Қонуни;

10. Ўзбекистон Республикасининг «Электрон ҳисоблаш машиналари учун яратилган дастурлар ва маълумотлар базаларининг ҳуқуқий ҳимояси тўғрисида»ги 06.05.1994 й. № 1060-XII - сонли Қонуни;

11. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по совершенствованию организации тендерных торгов» №456 от 21.11. 2000 г; 12. “Положение о проведении тендерных торгов по закупкам сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования” утвержденное Постановлением Кабинета Министров РУз №456 от 21.11.2000 г.

13. “Положение о порядке установления максимальных цен на оборудование, строительные материалы и конструкции, закупаемые заказчиками и подрядными организацями для объектов строительства, финансируемые за счет средств государственного бюджета и под гарантию правительства”

 


 

утвержденное Постановлением Кабинета Министров РУз №305 от 5 августа 2000 г;

14. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан “Об утверждении положения о порядке разработки документов инвестиционных проектов, проведении их экспертизы и их утверждений” от 7 июня 2007 г. №110;

15. Постановление Государственного Комитета по архитектуре и стротиельству №9 от 27 ноября 2007 г., зарегистрированное Министерством юстиции 9 января 2008 г., №1757, «Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы документов по закупке материалов и инструментов, строительству, реконструкции, техническому перевооружению, подготовке проектов для строительных объектов Государственного Комитета по архитектуре и строительству Республики Узбекистан».

16. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О закупках основных видов продуктов питания для государственных нужд в 2000 году» N136 от 8.04. 2000 г. и прилагаемый «Порядок обеспечения учреждений социальной сферы, спецпотребителей и государственного резерва основными продуктами питания»;

17. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об организации поставок продовольственных товаров для государственных нужд на конкурсной основе» №454 от 26.09.1997 г. и прилагаемый «Порядок проведения тендеров на импорт продовольственных товаров для государственных нужд»;

18. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании системы закупок основных видов продовольствия для государственных нужд» №397 от 14.08.1997 г.;

19. Ўзбекистон Республикасининг Президентининг «Компьютерлаштириш ва ахборот-коммуникацион технологияларни жорий қилишни янада ривожлантириш тўғрисидаги» 30.05.2002 й. Қарори;

20. Постановление о мерах по организации разработки программы развития компьютерных и информационных технологий на 2001-2005 годы,

 


 

обеспечения широкого доступа к международным информационным системам «Интернет». №230 от 23.05.2001;

21. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг 2002 йил 6 июндаги 200-сон қарорига 1-илова «2002-2010 йилларда компьютерлаштириш ва ахборот-коммуникация технологияларини ривожлантириш дастури»

22. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг «Электрон рақамли имзодан фойдаланиш соҳасида норматив-ҳуқуқий базани такомиллаштириш тўғрисида»ги 26.09.2005 й. № 215 – сонли Қарори

23. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг «Давлат ва хўжалик бошқаруви, маҳаллий давлат ҳокимияти органларининг ахборот-коммуникация технологияларидан фойдаланган ҳолда юридик ва жисмоний шахслар билан ўзаро ҳамкорлигини янада такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида»ги 23.08.2007 й. № 181 – сонли Қарори

24. Ўзбекистон Республикаси Вазирлар Маҳкамасининг «Давлат ахборот ресурслари ҳамда уларни шакллантириш, улардан фойдаланиш ва уларни қўллаб-қувватлаш учун масъул бўлган давлат органлари рўйхатини тасдиқлаш тўғрисида»ги 20.02.2006 й. № 27 – сонли Қарори

25. «Положение о конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан», утвержденное Постановлением Кабинета Министров РУз №302 от 3.07.2003 г;

26. Положение «О порядке казначейского исполнения бюджетных расходов учреждений и организаций оборонного комплекса и правоохранительных органов и прочих бюджетных расходов, имеющих секретный характер» утвержденное Приказом министра финансов от 24.11.2008 г. №110, зарегистрированное МЮ РУз от 16.04.2009 г. №1941;

27. Приказ министра финансов Республики Узбекистан от 04.08.2009 г. № 69 «Об утверждении правил казначейского исполнения государственного бюджета» зарегистрированный МЮ РУз от 16.09.2009 г. №2007;

28. Приказ Министра финансов Республики Узбекистан «Об утверждении форм квартальной и годовой отчетности о выполнении плана по сети, штатам и контингентам по организациям, состоящим на Государственном бюджете

 


 

Республики Узбекистан» от 19.05.2009 г. №58 зарегистрированный МЮ РУз от 16.06.2009 г. № 1969;

29. Система государственных финансов. Сборник нормативно-правовых документов. 1-3 том. Т. Ўзбекистон. 2002 г.

 

 

II. Учебники и учебные пособия:

 

1. О проблемах управления государственными закупками в Республике Узбекистан и направлениях совершенствования. Аналитическая записка. UNDP. Ташкент-2008.

2. С. Фишер и др. Экономика. Перевод с английского. Москва. Дело лтд. 1995г. Стр 514.

3. Горбунов-Посадов М.М., А.В.Ермаков, Д.А..Корягин, Т.А.Полилова. Предпосылки развертывания электронных торгов для государственных нужд. Препринт ИПМ им. М.В.Келдыша РАН, 2001, № 38. – 16 с.

4. Нестерович В.Н., Смирнов В.И. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд. – М.: Инфра-М, 2000. – 360 с.

5. Salvatore Schiavo-Campo, Daniel Tommasi. Managing Government Expenditure. ADB. 1999.

6. Thomas Dohrmann, Lenny Mendonca. Boosting Government productivity. The online journal of McKinsey &Company. November 2008.

7. E.R. Yescombe. Public-private partnerships. Principles of policy and finance. Published by Elsevier ltd. UK.2007.

8. Impact Assessment of an Action Plan on electronic public procurement. Ramboll Management. 2004.

9. Ann Norton. Integrated Management. CIMA official learning system. Elsevier. Oxford. 2009.

 

 

III. Дополнительная литература:

 

1. Балтина А.М. «Финасовые системы зарубежных стран». Учебное пособие. М.: ФиС, 2007 г. 304 стр.

 


 

2. Принципы организации казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.Под ред. Дж.Кучкарова. Т.: «Мир экономики и права», 2005.-320с.

3. 51. Қосимова Г.А. Давлат бюджети ижросининг ғазначилик тизими. Ўқув қўлланма. Т: «IQTISOD-MOLIYA», 2008. -372б.

4. А. Ваҳобов, У. Бурханов, Н. Жумаев. Чет мамлакатлар молияси. Дарслик. Т. Ўзбекистон. 2003.

5. Ваҳобов А. ва бошқалар. Бюджет - солиқ сиёсати яхлитлиги. Ўқув қўлланма. - Т.: Иқтисод ва молия. 2005. 264б.

6. Ваҳобов А. ва бошқалар. Давлат молиясини бошқариш. Ўқув қўлланма. -Т.: Иқтисод ва молия. 2008. 260б.

7. Маликов Т., Ҳайдаров Н., “Давлат бюджети” ўқув қўлланма, Тошкент: “IQTISOD-MOLIYA”, 2007й, 84 б.

8. Маликов Т., Хайдаров Н., “Бюджет даромадлари ва харажатлари” ўқув қўлланма, Тошкент: “IQTISOD-MOLIYA”, 2007 й, 245б.

9. Маликов Т., Ҳайдаров Н., “Бюджет: тизими, тузилмаси, жараёни” ўқув қўлланма, Тошкент “IQTISOD-MOLIYA”, 2008 й, 84б.

10. Нешитой А.С. “Финансы”. Учебник. –М.: «Дашков и К» 2007 г 512 стр. 11. Романовский М.В. «Финансы» Учебник. –М.: «Юрайт» 2008 г. 462 стр. 12. Ҳайдаров Н. Давлат молиясини бошқариш. Ўқув услубий қўлланма, Т.: Академия. 2005. 84 б.

13. Ковалева В.В. «Финансы», Учебник. М.: изд. Проспект, 2008 г.640 стр. 14. UNCTAD E-commerce and e-development report 2004.

15. М.Оллоёров, Д. Холмурадов. Система Государственных закупок в Узбекистане. http://publicfinance.uz/materials.

16. А. Храмкин. Международный опыт построения системы госзакупок. http://www.epgz.ru/_goszakaz/_public/1397. 9.10.2008.

17. Максимов Н. Факторы цены и качества в международной практике тендерных торгов. http://www.vneshmarket.ru/content/document.

18. APCC (Совет Австрии по закупкам и строительству). Ежегодный отчет (2000-2001 гг). http://www.apcc.gov.au/apcc/docs/AnnualReport00-01Website.pdf;

 


 

19. Федеральная целевая программа «Электронная Россия». http://www.e-russia.ru/program.

 

 

IV. Электронные ресурсы: 1. http://publicfinance.uz/materials

2. www.b2g-goszakupki.ru

 

3. http://www.worldbank.org.ru 4. http://europa.eur.int

5. http://www.cnews.ru/reviews 6. www.dgmarket.uz

7. www.minfin.ru 8. www.mf.uz

9. www.budget.ru

 


 

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

 


Редактор Корректор

Компьютерная верстка


В.С. Николаева Т.С. Семёнова А.В. Ежов


 

Подписано в печать __ июнь 2010 г. Формат 60х84 1/16

 

Тираж 50 шт.

 

Договор № РО/1739/ от 09.11.2009 г., форма заказа №30 от 25.03.2010 г.

 

 

Издательство «infoCOM.UZ»

 

г. Ташкент, ул. А.Аль-Фаргони, д.19

 

 

Отпечатано в типографии «PRINTXPRESS» г. Ташкент, ул. Мустакиллик, 79/172



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.49 (0.011 с.)