Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегии разработки систем электронных государственных закупок

Поиск

Современные электронные сетевые технологии в приложении к госзакупкам дают существенный выигрыш по сравнению с традиционным процессом, основанном на бумажном документообороте. Даже при идеально отлаженной технологии процесс подготовки конкурсной документации, публикация в прессе информации о конкурсе, взаимодействие с поставщиками, сбор заявок на участие в конкурсе и т.п. отнимают у

 


 

госзаказчиков массу сил и времени. При появлении исправлений или уточнений приходится повторять всю процедуру чуть ли не с самого начала. Не меньше проблем приходится и на долю поставщиков – нужно найти информацию о конкурсе, выкупить комплект документации, разобраться и заполнить его, отвезти заявку. А если появится информация об изменениях и уточнениях – переделать заявку и отослать вновь.

Внедрение интернет-технологий позволяет значительно повысить эффективность как процесса подготовки и проведения конкурсных торгов, увеличить число поставщиков за счет более простой и прозрачной процедуры участия в конкурсе. Доступ к госзаказам получат малые и частные предприятия, в том числе из отдаленных регионов страны. Усилится конкуренция – появятся более выгодные предложения.

Всемирный банк, являясь крупнейшей в мире международной финансовой организацией, оказывает всестороннюю помощь в становлении систем электронной торговли (и систем госзакупок, в частности) в различных странах. Эта помощь, в основном, носит консультационный характер, и здесь можно выделить три направления (рисунок 6):

· создана рабочая группа по подготовке рекомендаций экономического, юридического, технического и др. характера;

· организован интернет-форум, посвященный данной тематике; · периодически проводятся конференции и семинары.

Все материалы публикуются на сайте Всемирного банка (www.worldbank.org/eprocurementforum), и практически любой человек может принять участие в их изучении и обсуждении. Чаще всего в подготовке и обсуждении этих материалов принимают участие группы разработчиков систем электронных госзакупок из разных стран. Руководители рабочих групп представляют стратегические проекты, планируемые к реализации в их стране, тактические шаги, отмечают проблемы, с которыми им приходится сталкиваться.

 


 

Рисунок 6 Техническая помощь Всемирного банка по формированию

электронной системы государственных закупок

 


 

 

Периодически проводятся конференции и семинары


Создана рабочая группа по подготовке рекомендаций экономического, юридического, технического и др. характера


 

 

Организован интернет-форум, посвященный данной тематике

 

Анализ опубликованных материалов позволяет четко сформулировать основные тенденции в построении инфраструктуры систем электронных госзакупок, рассмотреть некоторые типовые модели и методы развертывания и сопровождения такого рода систем.

Как известно, катализатором развития систем электронной торговли стал бурный рост интернета, средств телекоммуникаций и информационных технологий. Одним из вариантов систем электронной торговли в некоторых государствах (например, США, Мексика, Чили, Перу, Польша, ЕС и т.д.) стали системы электронных торгов для государственных нужд (системы госзакупок).

То есть, в рамках развития сектора B2B (business-to-business) выделился новый фрагмент – B2G (business-to-goverment). Это повлекло за

 

 


 

собой незначительное совершенствование необходимой технической, технологической, юридической и пр. базы.

Другой путь, по которому пошли разработчики в таких странах, как Австралия, Канада, Саудовская Аравия и др., был инициирован правительствами этих стран в рамках программы модернизации деятельности госструктур и перехода к так называемому «электронному правительству» (e-government). То есть, в процессе реализации программы перехода к «электронному правительству» идет модернизация законодательных актов, подготовка технических и технологических предпосылок, а затем постепенное развертывание инфраструктуры системы электронных госзакупок. Реализация этой программы сразу привлекает внимание коммерческих структур, заинтересованных в более эффективном взаимодействии с правительством в новой, телекоммуникационной среде, обеспечивает прирост инвестиций в информационные технологии.

Рабочая группа Всемирного банка не исключает и возможности других стратегических направлений разработки систем электронных госзакупок, а именно:

· участие государства только на стадии разработки пилотной версии системы;

· участие Всемирного банка на начальных стадиях разработки систем. Как мы видим, существуют две основных стратегии развития систем

электронных госзакупок. Предложения экспертов Всемирного банка – это начальные шаги, которые должны лишь дать толчок проектам, а впоследствии – привести к одному из магистральных направлений.

Стратегия выбора или выбор стратегии определяются, на наш взгляд, несколькими факторами, из которых следует выделить:

· уровень развития коммерции и электронной коммерции, в том числе; · готовность законодательства;

· структуру экономики (объем госсектора в экономике);

 

· а также, уровень развития интернет-технологий, технической базы, инфраструктуры систем телекоммуникаций.

Анализ этих факторов для различных стран дает возможность утверждать, что для Узбекистана предпочтительным является второй из

 

 


 

описанных стратегических маршрутов – активное участие государства в разработке всех составных частей системы электронных госзакупок.

 

 

ОБОБЩЕННАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕДУРЫ ПОДГОТОВКИ КОНКУРСА

Этапы разработки систем электронной торговли в каждой стране отражают, прежде всего, технические аспекты развития интернет-технологий. Кроме того, они шаг за шагом переводят на новый уровень технологические этапы процедуры подготовки конкурсных торгов, а в некоторых странах уже автоматизированы и процедуры заключения и сопровождения контрактов. (схема 11)

Схема 11 Требование для повышения эффективности открытых торгов

 

 

для повышения эффективности проведения открытых торгов требуются:

 

 


объективная оценка конкурсных заявок


недопущение дискриминации отдельных участников


 

 

недопущение чрезмерного

 


снижения возможностей участников путем неоправданного усложнения спецификаций и условий


 

своевременное извещение всех участников о критериях оценки конкурсных предложений


 

торгов

 

 

предоставление всем

 


 

широкая реклама


участникам достаточного времени для подготовки


 

своих конкурсных заявок

 

 


 

Рассмотрим типовую модель подготовки и проведения конкурсных торгов. Следует подчеркнуть, что это именно обобщенная модель. Каждая реальная процедура проведения конкурсных торгов может несколько отличаться – содержать дополнительные этапы, иметь двухступенчатую структуру. Но нам важно обобщить различные модели проведения конкурсных торгов в зарубежных системах госзакупок и проанализировать способы повышения их эффективности путем применения интернет-технологий.

Схема 12 Типовая модель подготовки и проведения конкурсных торгов.

 

1) Подготовка конкурсной документации

 


 

З А К А З Ч И К


2) Публикация информации о конкурсе

 

 

3) Предоставление конкурсной документации

 

4) Разъяснение условий конкурса


 

П О С Т А В Щ И К


 

 

5) Сбор и регистрация конкурсных заявок

 

6) Вскрытие конвертов и определение победителя

 

7) Заключение контракта

 

 


 

На схеме 12 отображены основные этапы подготовки и проведения конкурсных торгов. Горизонтальными стрелками показаны действия или взаимодействия участников – заказчиков и поставщиков. Наиболее простой путь повышения эффективности действий всех участников торгов – упрощение и автоматизация этих действий с помощью современных информационных технологий.

Сначала рассмотрим потенциальную возможность автоматизации и информатизации этих процессов, а затем приведем реальные примеры – в какой стадии реализации находится этот процесс в разных странах, и с какими проблемами столкнулись разработчики.

Подготовка конкурсной документации

 

На первом шаге самое простое решение – внедрение системы автоматизации документооборота для подготовки конкурсной документации. Но если в пределах организации одного госзаказчика это решает проблему, то для нескольких заказчиков эффективнее было бы унифицировать конкурсные документы. Например, создав прототип документов, состоящий из ключевых полей-шаблонов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.203.246 (0.007 с.)