По географи-ческому признаку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По географи-ческому признаку




 

 

Существует множество разновидностей тендерных торгов, или конкурсных торгов, если пользоваться определением, сложившимся в русскоязычных публикациях. Торги различают по кругу участников (открытые, закрытые и пр.), по процедуре допуска (с квалификационным

 

 


 

отбором или без него), по географическому признаку (международные, национальные, местные), по процедурам выбора (обычные, упрощенные) и т.д. В свете предложенной выше темы, целесообразно напомнить еще один вид классификации торгов – по их предмету, т.е., торги на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг.

Данная классификация предусматривает следующее:

 

Торги на поставку товаров – применяются при закупке промышленной и иной товарной продукции для нужд государственного и частного сектора. Предметом торгов является разработка, изготовление, доставка, монтаж и пуск в эксплуатацию оборудования, а также дополнительные задачи, связанные с использованием поставленных товаров, например, техническое обслуживание, ремонт, обучение и постпродажное содержание. Участники торгов – Заказчик (Закупщик) и Поставщики.

Торги на выполнение работ – известны как подрядные торги и применяются при необходимости найма подрядчиков для выполнения строительных или строительно-монтажных работ и оказания сопутствующих услуг, например, по содержанию объектов в гарантийный период, обучению персонала служб эксплуатации и пр. Участники торгов – Заказчик и Подрядчики.

Торги на оказание услуг – направлены на привлечение инженерных, юридических, финансово-экономических и прочих услуг, необходимых для выполнения отдельных задач проектов развития, связанных с различными исследованиями, технико-экономическими, экологическими и прочими экспертизами, проектными работами, функциями по управлению проектами строительства, контролю качества работ и т.д. Участники торгов – Заказчик и Консультанты.

Как видно из описанного выше, содержание тех или иных торгов существенно различается. Для каждого из упомянутых видов торгов в мировой практике используются свои собственные тендерные и контрактные документы, структура и содержание которых определены в руководствах и положениях крупных международных финансовых организаций (Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Комиссия Европейского

 


 

сообщества, Азиатский банк развития и пр.), а также в национальных законодательствах, нормативах и методических указаниях отдельных стран. В силу существенных различий предмета торгов, соответственно применяются и различные методы оценки, использующие разные сочетания факторов цены и качества.

В истории тендерной практики был период, когда победители торгов определялись исключительно на основании наименьшей запрашиваемой цены. Данный способ выбора представляется весьма простым и эффективным, однако, по опыту выполнения заключаемых по такому методу контрактов заказчики быстро поняли, что наименьшая цена вовсе не обязательно означает необходимое качество и может являться единственным определяющим фактором только в отдельных случаях, когда привлекаемые к участию в торгах поставщики, подрядчики или консультанты достаточно хорошо известны заказчику как исполнители, стабильно обеспечивающие требуемый уровень качества. По этой причине, по мере развития тендерных процедур, заказчики были вынуждены вводить в конкурсные документы дополнительные требования по качеству, которые в ряде случаев могли становиться определяющими.

В настоящее время руководства и типовые тендерные документы по приобретению товаров, работ и услуг, упомянутых выше международных финансовых организаций, почти во всех случаях при проведении торгов на крупные заказы требуют учитывать факторы качества наряду с фактором цены.

Удельный вес фактора качества выше всего для тех видов закупок, которые менее всего поддаются количественному описанию. Иными словами, чем понятнее и подробнее можно описать предмет закупок, тем выше удельный вес ценового фактора и ниже - качественного. В практике оценки тендерных предложений соотношения цены и качества выражаются как, например, 70:30, 80:20 и т.п. Для некоторых видов торгов такие соотношения заранее определяются Заказчиком в тендерной документации и являются обязательными при оценке результатов, в то время как при подведении итогов торгов других видов оценщики используют эти

 


 

соотношения в рамках собственных методик, отработанных в ходе многочисленных торгов во многих странах мира.

Более подробно методы оценки тендерных предложений с учетом взаимосвязей цены и качества рассматриваются в последующих разделах, где кратко характеризуются практикуемые в настоящее время способы оценки по видам закупок.

 

 

ТОРГИ НА ПОСТАВКУ ТОВАРОВ

 

Товары являются предметом закупок, который легче всего поддается количественному и качественному описанию. Тендерная документация при закупках товаров содержит Технические спецификации, в которых детально описывается вид приобретаемых товаров и их подробные характеристики, включая параметры качества. Инструкции для претендентов четко определяют способы поставок и содержание сопутствующих работ и услуг с их подробным описанием. С этой точки зрения торги данного вида подразумевают наиболее точное описание закупки при наименьшем количестве неизвестных или переменных величин. С учетом этого обстоятельства на первый взгляд наиболее разумным представляется чисто ценовой выбор без особого учета фактора качества, который так или иначе оговаривается в тендерной документации.

Тем не менее, Руководство Всемирного банка "Закупки по займам МБРР и кредитам МАР" в п. 2.48 указывает, что "…контракт присуждается участнику, подавшему предложение с наименьшей оцененной стоимостью.." и тут же поясняет: "…что необязательно совпадает с наименьшей из предложенных цен". Далее в п. 2.51 Руководство гласит: "…помимо цены должны конкретно указываться другие факторы… и порядок их учета для целей определения самой низкой оцененной стоимости предложения. При рассмотрении предложений на поставку товаров и оборудования могут приниматься во внимание … расходы на внутренние перевозки к объекту и страхование, …эксплуатационные расходы, производительность и совместимость оборудования, наличие запчастей и возможности технического обслуживания…, а также преимущества, связанные с

 


 

обучением персонала, и техникой безопасности, и охраной окружающей среды".

Аналогичные указания содержатся в типовых тендерных документах Всемирного банка (WB Standard Bidding Documents) в п. 26.4: "Оценка Закупщиком предложения претендента в дополнение к указанной претендентом цене …должна учитывать один или более перечисленных ниже факторов…: а) расходы на внутренние перевозки, страхование и прочие расходы в стране Закупщика, связанные с доставкой товаров…, б) сроки поставок…, в) отклонения от графика платежей…, г) стоимость компонентов, необходимых запасных частей и обслуживания, д) наличие в стране Закупщика запасных частей и постпродажного обслуживания…, е) предполагаемые затраты на эксплуатацию и обслуживание…, ж) надежность и производительность оборудования…, и/или прочие специфические факторы…"

Оба этих положения с достаточной очевидностью призывают учитывать при оценке предложений на поставки товаров не только ценовые, но и качественные факторы, если они представляются достаточно важными для Заказчика. Несмотря на то, что часть из этих факторов выражена в стоимостных величинах, их, тем не менее, следует считать качественными, так как они не включаются в первоначальную цену Поставщика, по которой производится оценка.

Учет качественных факторов при оценке предложений на поставку товаров осуществляется, как указано в Руководстве Всемирного Банка, п. 2.51: "Неценовые факторы, используемые при определении самой низкой оценочной стоимости, по возможности выражаются в денежном эквиваленте или определяются в виде удельного веса…". При определении наименьшей оцененной стоимости оценщики при учете факторов качества либо добавляют определенные суммы к заявленной претендентом стоимости поставки (может добавляться сумма среднегодовых затрат на эксплуатацию), либо вводят поправочные коэффициенты для учета тех факторов, которые невозможно исчислить в денежном выражении (например, 1.2 при отсутствии источника запасных частей в стране Закупщика).

 


 

Оценка победителя в тендерных торгах на поставку товаров для нужд государства в Республике Узбекистан определяется в соответсвии с Положением «О проведении тендерных торгов по закупкам сырья, материалов, комплектующих изделий и оборудования», утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №456 от 21.11. 2000г. «О мерах по совершенствованию организации тендерных торгов».

Как и в международной практике, цена является основным кретирием оценки тендерных предложений: пунктом 55 Положения предусмотрено, что оценка тендерных предложений и определение победителя тендера производятся на основании «…соответствия предложенных цен среднемировым и сложившейся конъюнктуре рынка по заключению консалтинговых фирм или Республиканского центра по изучению конъюнктуры товарных рынков и экспертизы инвестиционных проектов и программ при Министерстве экономики, или Министерстве внешних экономических связей, инвестиций и торговли Республики Узбекистан».

Следуют отметить, что цена - не единственный кретирий отбора в торгах на поставки товаров: “во внимание также могут приниматься допол-нительные технические, организационные и коммерческие преимущества представленных тендерных предложений, а также репутация участника тендера».

Отличительной особенностью вышеуказанного Положения при определении победителя в торгах на поставку товаров является то, что этим же пунктом дается привилегия в виде ценовой преференции местным производителям: «…При этом если в тендере наряду с иностранными поставщиками принимают участие отечественные предприятия-производители, этим предприятиям предоставляются ценовые преференции в размере до 20 процентов при участии в тендерных торгах, осуществляемых в рамках государственных закупок товаров и услуг (за счет средств государственного бюджета, Республиканского дорожного фонда, внебюджетного Фонда школьного образования при Министерстве финансов Республики Узбекистан и внебюджетных средств учреждений социальной

 


 

сферы), а также закупок за счет средств предприятий с долей государства в уставном капитале более 50 процентов».

При этом, в данное Положение введен специальный раздел X-I, определящий порядок отбора среди отечественных производителей, к которым применябтся ценовые преференции, предусмотренные пунктом 55. Ценовые преференции, предусмотренные абзацем шестым пункта 55 вышеуказанного Положения, предоставляются отечественным предприятиям - производителям товаров (работ, услуг), допущенным к тендерным торгам и предоставившим в тендерную комиссию необходимые документы, подтверждающие, что они являются непосредственными производителями товаров (работ, услуг) (далее - отечественные предприятия-производители).

В случае, если наилучшая цена предложена участником тендера с поставкой импортных товаров, тендерная комиссия отбирает среди предложений отечественных предприятий-производителей до трех лучших предложений, которые превышают указанную наилучшую цену не более чем на 20 процентов и соответствуют условиям тендерных торгов и законодательству. При этом, если наилучшая цена предложена участником тендера с поставкой импортных товаров (работ, услуг), которые в соответствии с законодательством освобождаются от налога на добавленную стоимость, для отбора предложений отечественных предприятий-производителей применяется указанная наилучшая цена с учетом досчета на сумму налога на добавленную стоимость.

Тендерная комиссия в течение одного дня поочередно проводит прямые переговоры с отобранными отечественными предприятиями-производителями на предмет снижения цены их тендерных предложений и утверждает результаты переговоров. При этом результаты переговоров с каждым отечественным предприятием-производителем оформляются протоколом и являются конфиденциальными до определения победителя.

По результатам прямых переговоров с отечественными предприятиями-производителями победителем тендера определяется отечественное предприятие-производитель, предложившее:

 


 

· наилучшую цену по сравнению с другими отечественными предприятиями-производителями - по видам товаров (работ, услуг), при ввозе которых законодательством не предусмотрено предоставление льгот по уплате налога на добавленную стоимость;

· наилучшую цену по сравнению с другими отечественными предприятиями-производителями, но не превышающую наилучшую цену с поставкой импортного товара (работ, услуг) с учетом досчета на сумму налога на добавленную стоимость - по товарам (работам, услугам), при ввозе которых законодательством предусмотрена льгота по освобождению от налога на добавленную стоимость.

В случае если наилучшая цена предложена участником тендера с поставкой импортных товаров (работ, услуг), которые в соответствии с законодательством освобождаются от налога на добавленную стоимость, и по результатам прямых переговоров отечественные предприятия-производители не могут предложить цену, не превышающую указанную наилучшую цену с учетом досчета на сумму налога на добавленную стоимость, победителем тендера объявляется участник тендера с поставкой импортных товаров с наилучшей ценой.

Таким образом, итоги тендерных торгов на поставку товаров подводятся по наименьшей оцененной стоимости, которая представляет собой цену заявки претендента (ценовой фактор), скорректированную с учетом сумм и коэффициентов по другим параметрам оценки (качественный фактор). Говоря о соотношении цены и качества для данного типа торгов, можно предположить, что в большинстве случаев оно может быть выражено как 80-70 (цена) к 20-30 (качество) в зависимости от условий страны Закупщика, характера приобретаемых товаров и ряда прочих обстоятельств. Основное, о чем стоит помнить при организации торгов на закупку товаров, это то, что оценка предложений претендентов ни в коем случае не должна основываться только на заявленной ими стоимости поставки.

 


 

ТОРГИ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

 

Подрядные работы с точки зрения их детального описания представляют собой достаточно сложный случай, что можно объяснить их комплексным характером и наличием ряда неизвестных и переменных величин. Тендерная документация по подрядным торгам иногда бывает весьма объемной и состоит из нескольких томов, включающих инструкции для претендентов, проектные решения (чертежи), технические условия выполнения работ, сметы и другие документы. Подготовка такого большого объема документации на стадии подготовки торгов является трудоемким, дорогостоящим и длительным процессом. Тем не менее, Заказчики идут на такие затраты, стремясь представить претендентам как можно более точное описание работ, на основании которых можно было бы провести торги по методу ценового выбора.

Упомянутое выше Руководство Всемирного банка в п. 2.52 вполне ясно указывает: "…Применительно к контрактам на работы оценка стоимости предложений осуществляется исключительно в денежном выражении. …". И далее, в п. 2.58: "…Заемщик присуждает контракт тому участнику торгов, который обладает возможностью и ресурсами на уровне соответствующих стандартов, и чье предложение было определено, как: i) в сущности отвечающее требованиям документов для торгов и ii) имеющее наименьшую оцененную стоимость. …".

Здесь мы опять встречаемся с понятием наименьшей оцененной стоимости, однако, обратимся с типовым тендерным документам Всемирного банка для торгов по приобретению работ (Standard Bidding Documents -Procurement of Works), в п. 31 "Оценка и сравнение предложений" можно обнаружить, что в данном случае наименьшая оцененная стоимость означает заявленную подрядчиком цену с учетом поправок на арифметические ошибки, без временных сумм и непредвиденных расходов, выраженную в единой валюте торгов без учета альтернативных предложений но за вычетом предлагаемых претендентом возможных скидок. Это определение не содержит никаких указаний по учету качественных факторов предложения подрядчика.

 


 

В документе "Принципы и правила закупок для проектов, финанcируемых Европейcким банком реконcтрукции и развития" (Procurement Policies and Rules for Projects financed by the European Bank for Reconstruction and Development") в статье 3.30 говорится: "Контракт приcуждаетcя … учаcтнику торгов, cодержание конкурcной заявки которого cочтено в оcновном отвечающим уcтановленным требованиям, и c точки зрения конкретных критериев оценки, изложенных в конкурcной документации, заявка определена как наиболее экономичная, а учаcтник конкурcа признан полноcтью cпоcобным выполнить контракт (подряд)". В этом положении можно заметить, что помимо ценовой оценки предложения должна рассматриваться и способность участника конкурса к выполнению подряда, т.е., оценщики обязаны проанализировать технические аспекты предложения подрядчика (организация и графики работ, наличие и состояние оборудования, опыт и квалификация руководящего персонала проекта и пр.). Такой анализ в практике международных торгов известен как техническая оценка и заключается в сравнении характеристик, не имеющих отношения к ценовому фактору и являющихся чисто качественными.

Обратимся к Сборнику инструкций Европейской комиссии "Контракты на работы, поставки и услуги, заключаемые в целях сотрудничества Комиссии с третьими странами" от 1999 г. (Manual of Instructions. Contracts for Works, Supplies and Services concluded for the purposes of Community cooperation with third countries), которое повсеместно применяется при реализации проектов КЕС в развивающихся странах. В статье 20.10.1 указано: "Успешным претендентом является таковой, представивший "наиболее экономически выгодное предложение", т.е., наименее дорогое предложение, классифицированное как технически соответствующее в ходе технической оценки". Здесь мы так же находим упоминание о технической оценке тендерных предложений подрядчиков, о которой не упоминается в документах Всемирного банка.

В то же время в мире торгов существует и широко используется документ Международной Федерации инженеров-консультантов (Federation Internacionale des Ingenieurs-Conseils) под названием "Тендерные процедуры"

 


 

(Tendering Procedures), определяющий порядок проведения торгов на приобретение работ. В статье 11.0 "Оценка предложений" данный документ предусматривает проведение финансовой, технической и контрактно-административной оценки предложений претендентов. Кроме того, в статье 4 "Представляемые документы" указано, что претенденты представляют дополнительную информацию в составе своих предложений, включающую, помимо всего прочего, сведения о субподрядчиках и их объемах работ, данные об оборудовании и основном персонале подрядчика, привлекаемых для выполнения работ, описание организации подрядчика на проекте и пр. Все эти сведения учитываются в ходе оценки тендерных предложений и представляют собой качественные факторы, принимаемые во внимание наряду с ценой претендента.

Таким образом, несмотря на то, что положения Всемирного банка упоминают лишь ценовую оценку предложений подрядчиков, в других основополагающих международных документах по практике торгов можно найти упоминание о технической, т.е. качественной оценке, что позволяет предполагать, что при проведении торгов по выбору подрядчиков учитываются как ценовые, так и качественные факторы.

В действительности после вскрытия, краткой проверки и объявления цены предложений, оценщики приступают к проверке комплектности, арифметической точности, наличию дополнительных условий и альтернативных вариантов в составе предложений. После того, как установлено соответствие предложений условиям конкурсной документации, определяется их оцененная стоимость с учетом описанных выше правил, после чего положения ранжируются по цене. При этом опытные оценщики иногда заранее не принимают к дальнейшему рассмотрению предложения с наибольшей и наименьшей стоимостью, так как чаще всего в конечном счете они оказываются неприемлемыми либо по цене (предложение с наивысшей стоимостью), либо по соображениям качества выполнения работ (предложение с низшей стоимостью). Само по себе существование этого неофициального практического правила в отношении низшей цены

 


 

достаточно ясно свидетельствует о том, что чисто ценовой выбор не является определяющим при проведении торгов на выполнение подрядных работ.

Затем начинается техническая оценка предложений, в ходе которой

 


рассматриваются

 

обеспечивающие


кратко

 

успешное


описанные

 

выполнение


выше параметры

 

работ подрядчиком.


качества,

 

Известны


 

случаи, когда предложения с низкой стоимостью отклонялись по причине отсутствия или крайней изношенности основного оборудования или из-за низкой квалификации предлагаемого руководящего персонала. Бывают ситуации, когда выясняется, что подрядчик в своем предложении не смог грамотно спланировать процесс строительства и не предусмотрел для его осуществления адекватных организационных структур и мероприятий. Все это также может служить причиной отклонения предложения даже, невзирая

на его низкую стоимость.

 

Оценка технической части33 тендерных документов и других

 

документов для участия в тендерных торгах на выполнение работ для государственных нужд производится в соответствии с Положением “О конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан” утвержденным Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №302 от 03.07.2003 г.

В тендерных торгах на выполнение услуг приоритет отдается на качественный фактор, что видно из: «…к претенденту на участие в конкурсных торгах предъявляются следующие квалификационные требования: наличие свободных оборотных средств …, производственной базы, трудовых ресурсов и специалистов, необходимых для выполнения работ (услуг); наличие опыта работы на объектах, аналогичных конкурсному объекту; сведения об объемах работ, ранее выполненных собственными силами; намечаемый объем работ, выполняемых собственными силами на конкурсном объекте (в процентах)». Или: «… допускаются претенденты,

 

33Техническая часть разрабатывается в соответствии с требованиями Положения о порядке проведения экспертизы конкурсной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, проектирование, закупку материалов, конструкций и оборудования для объектов строительства.


 

обладающие соответствующей лицензией, выданной в установленном порядке»34.

 

Таким образом, и теория и практика торгов на выполнение подрядных работ достаточно убедительно показывает, что чисто ценовой выбор не является единственно пригодным методом определения победителя торгов и используется только совместно с оценкой качественных факторов. При этом удельный вес качественного фактора бывает достаточно высоким, что подтверждается случаями отклонения низкостоимостных предложений при их несоответствии установленным в тендерной документации параметрам качества. Можно предположить, что в торгах на приобретение работ соотношение цена-качество обычно составляет 60:40, а в отдельных случаях, - при наличии большого количества дополнительных требований к претендентам, - может достигать и 50:50.

Разумеется, данные соотношения цены и качества можно считать весьма условными, однако, они достаточно убедительно подтверждают предположение о том, что оценка тендерных предложений на выполнение подрядных работ на крупных контрактах никогда не проводится только на основе заявленной претендентами цены, и представляет собой анализ сочетания ценовых и качественных факторов, где цена и качество представляют собой почти равнозначные параметры.

 

 

ТОРГИ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ УСЛУГ

 

Инженерно-консультационные услуги представляют собой предмет торгов, менее всего поддающийся точному описанию. Услуги консультантов по организации и управлению, проектировщиков, экономистов, юристов, инженеров по надзору весьма сложно детально разделить на мелкие этапы работ и выразить в однообразных ценовых понятиях, пригодных для оценки предложений претендентов. Тем не менее, именно в этом виде торгов соотношение "цена-качество" определено руководящими документами и

 

34iv-квалификационные требования к претенденту. Положение “О конкурсных торгах в капитальном строительстве на территории Республики Узбекистан” утвержденное Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан №302 от 03.07.2003 г.

 

 


 

пособиями наиболее точно – определяющим фактором при выборе консультантов является качество. Цена, как правило, имеет очень низкий удельный вес, а в отдельных случаях не принимается во внимание вовсе. Некоторые основные международные финансовые институты в настоящее время, наряду с общими правилами закупок имеют особые руководства и правила, относящиеся только к приобретению услуг. Например, Всемирный банк использует для этой цели документ "Отбор и найм консультантов заемщиками Всемирного банка" (Selection and Employment of Consultants by the World Bank Borrowers), Азиатский банк развития – "Руководство по привлечению консультантов Азиатским банком развития и его заемщиками" (Gidelines on the Use of Consultants by ADB and its Borrowers). Международная Федерация инженеров-консультантов еще в 1997 г. выпустила пособие "Выбор на основе качества при приобретении консультационных услуг" (Quality-Based Selection for the Procurement of Consulting Services), а в 2003 г. – пробное издание "Руководство ФИДИК по выбору консультантов" (FIDIC Guidelines for the Selection of Consultants). Оба этих документа посвящены особенностям приобретения услуг в международной практике торгов.

Почему приобретение услуг консультантов является объектом столь пристального внимания? Отчасти, как говорилось выше, это объясняется тем, что услуги консультантов весьма сложно описать и расценить в мельчайших деталях, как это делается, например, при проведении торгов на выполнение работ. Вторым фактором является то, что качество услуг в первую очередь зависит от квалификации, опыта и времени привлечения специалистов. Снижение стоимости услуг в любом случае неизбежно означает снижение качества услуг по одному из перечисленных параметров. Кроме того, рынок консультационных услуг сложился давно и отличается определенным постоянством на уровне стоимости, поэтому при проведении торгов нередко оказывается, что цена предложений, представляемых международными консультантами, находится приблизительно на одном уровне. Имевшие место ранее попытки выбирать победителя торгов лишь на основании цены чаще всего приводили к получению услуг весьма низкого качества, и

 


 

практика торгов убедительно показала, что ценовой выбор в данном случае не является оптимальным способом определения наилучшего из представленных предложений. По этой причине в наши дни при проведении международных торгов на оказание услуг используется выбор на основе качества (ВОК) или выбор на основе качества и цены (ВОКЦ), где удельный вес цены не является определяющим.

Суть выбора на основе качества (ВОК) заключается в том, что тендерные предложения консультантов оцениваются по техническим параметрам, таким как технический и географический опыт работ, предлагаемая методика выполнения задания, квалификация и опыт основных специалистов, организация работ на проекте, обеспечение и пр. Это называется технической оценкой. По каждой из предусмотренных тендерной документацией позиций оценки выставляется оценочный балл, после чего победитель торгов определяется по сумме набранных баллов и приглашается на переговоры для согласования стоимости услуг. По методу ВОК заявленная претендентом стоимость услуг в ходе оценки предложений не рассматривается вообще, а обсуждается лишь в ходе переговоров о заключении контракта.

Выбор на основе качества и цены (ВОКЦ) отличается от ВОК тем, что вначале проводится техническая оценка, и до ее окончания финансовые параметры предложения во внимание не принимаются. После технической оценки проводится финансовая (ценовая) оценка предложений, в ходе которой каждое предложение получает финансовый оценочный балл, рассчитываемый по определенной формуле. После этого и технические и финансовые баллы корректируются по указанным в тендерной документации коэффициентам (обычно это 0.8 для технического и 0.2 для финансового баллов) и суммируются. Победитель торгов определяется по сумме технических и финансовых баллов.

Из описанного выше можно видеть, что фактор цены при приобретении услуг либо вообще не принимается во внимание в ходе оценки (метод ВОК), либо составляет всего 20% от общей суммы баллов (метод ВОКЦ). Таким образом, при проведении торгов на оказание услуг соотношение "цена-

 


 

качество" составляет либо 0:100, либо 20:80. В отдельных случаях, когда оказываемые услуги носят более-менее однородный характер и могут быть описаны точнее, при использовании метода ВОКЦ применяется соотношение 30:70. В данном случае эти соотношения не являются теоретическими, а закрепляются формально, либо в упомянутых выше пособиях по приобретению услуг, либо в тендерной документации.

Итак, для торгов на оказание услуг основным определяющим фактором является качество, в то время как цена является второстепенной величиной. В этом и заключается главная особенность данного вида торгов, о которой не следует забывать при привлечении услуг консультантов.

 

 

Контрольные вопросы: 1. Что такое торги на поставку товаров?

2. Что такое торги на выполнение работ?

 

3. Чем отличаются кретерии оценки побидетеля на торгах по оказанию услуг?

4. Что такая техническая часть в тендерных торгах?

 

5. Какие виды тендерных торгов существуют в мировой практике?

 

6. Как учитываются факторы цены и качества на торгах на поставку товаров? 7. Объясните особенности и различия между международными и национальными кретериями оценки факторов цены и качества на торгах по оказанию услуг.

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.073 с.)