Тема 8 Понятие и признаки кредитной системы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8 Понятие и признаки кредитной системы



Сущность и состав кредитной системы. Банки как основа кредитной системы. Происхождение банков. Этапы развития мировой банковской системы. Концентрация и централизация банковского капитала. Парабанковская система. Виды и типы банковских систем, различия между централизованной и рыночной банковской системами.

Виды банков по типу собственности, правовой организации, функциональному назначению, характеру выполняемых операций, числу филиалов, сфере обслуживания, масштабу деятельности. Банковская инфраструктура и ее особенности в современном хозяйстве. Конкурентная борьба в банковской сфере.

Особенности современных банковских систем. Одноуровневая банковская система. Двухуровневая система банков, ее преимущества и недостатки. Особенности построения современных банковских систем в странах с развитой рыночной экономикой.

Этапы развития банковской системы России. Проблемы формирования банковской системы России, ее современное состояние, банковские реформы.

Тема 9. Цели, задачи и операции центральных банков. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ.

Формы организации центральных банков. Цели и задачи организации центральных банков. Функции центральных банков: а) эмиссия банкнот; б) аккумуляция и хранение кассовых резервов других банков; в) хранение официальных золото-валютных резервов; г) кредитование коммерческих банков; д) предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительства; е) денежно-кредитное регулирование экономики.

Организационная структура ЦБ РФ. Пассивные операции. Активные операции. Цели и задачи ЦБ РФ. Денежно-кредитная политика Центрального банка РФ. Эмиссия денег. Функции и организационная структура центральных банков: Англии, Японии, США, Швейцарии и других банков развитых стран.

Тема 10. Функции и операции коммерческих банков

Характеристика коммерческого банка как субъекта экономики. Законодательные основы банковской деятельности. Организационная и управленческая структура коммерческих банков. Функции коммерческих банков. Пассивные операции. Операции по формированию собственных ресурсов банков. Операции по привлечению ресурсов. Межбанковские кредиты. Операции по выпуску собственных ценных бумаг банков. Активные операции. Кредитные операции. Валютные операции. Операции с ценными бумагами.

Понятие банковской услуги, ее основные характеристики. Балансовые и забалансовые операции банков: краткая характеристика и основные виды. Понятие банковской ликвидности. Банковские риски и пути их снижения.

План семинарского занятия.

1. Характеристика коммерческого банка

2. структура, функции коммерческих банков

3. Виды операций коммерческих банков

4. Сущность банковской услуги

Список используемой литературы:

1. Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов / под ред. О.И. Лаврушина. - 9-е изд., стер. - М.: КноРус, 2011. - 560 с. - (Финансовый университет при Правительстве РФ).

2. Деньги, кредит, банки. Практикум: учебник / И. А. Янкина. - М.: КноРус, 2010. - 192 с.

3.Лаврушин, О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие для вузов / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко; под ред. О.И. Лаврушина. - 6-е изд., стер. - М.: КноРус, 2011. - 264 с.

4. Гражданский кодекс РФ (часть первая) Федеральный закон РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 19 июля 2002 года №86-ФЗ с изменениями и дополнениями.

Тема 11. Участие России в Международных финансовых организациях.

Мировая валютная система: сущность, структура, эволюция. Региональные валютные системы. Платежный баланс: его состав, структура и значение. Расчетный баланс. Валютные отношения. Валютная политика. Валютный рынок, валютный курс. Проблема стабилизации рубля.

Мировой рынок ссудных капиталов: понятие и эволюция, структура. Классификация международного кредита. Международный долгосрочный кредит.

Кредитование внешней торговли. Международные финансово – кредитные организации, их сущность и значение. Цели создания и особенности функционирования МВФ, Мирового банка, Европейского банка реконструкции и развития, Европейского инвестиционного банка, Банка международных расчетов, Международной финансовой корпорации, Международной ассоциации развития и др.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

№ п/п Темы учебной дисциплины Образовательные технологии, используемые при реализации каждого вида учебной работы
Лекции Семинары Практические занятия
11. Тема 1. Сущность, функции и виды денег. классическая лекция семинар конструирования понятий  
22. Тема 2. Денежная система и денежный оборот. Налично-денежный оборот. лекция-визуализация семинар-диалог  
33. Тема 3. Безналичный оборот и основные формы безналичных расчетов. лекция-диалог семинар-диалог  
44. Тема 4. Выпуск денег в хозяйственный оборот. классическая лекция разбор конкретных ситуаций разбор конкретных практических ситуаций
55. Тема 5. Сущность, типы и виды инфляции. Формы и методы регулирования инфляции. лекция-диалог разбор конкретных ситуаций  
66. Тема 6. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Необходимость, сущность и функции кредита классическая лекция деловая игра  
77. Тема 7. Формы и виды кредита, механизм кредитования лекция с применением дидактических методов кейс-метод разбор конкретных практических ситуаций
88. Тема 8 Понятие и признаки кредитной системы лекция-диалог семинар-диалог  
99. Тема 9. Цели, задачи и операции центральных банков. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ классическая лекция семинар конструирования понятий  
110. Тема 10. Функции и операции коммерческих банков классическая лекция разбор конкретных ситуаций  
111. Тема 11. Участие России в Международных финансовых организациях. классическая лекция разбор конкретных ситуаций  

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема: «Денежная система и денежный оборот. Налично - денежный оборот».

Тест 1

1. Денежная система, основанная на использовании двух металлов в качестве денег, называется…

А. Дуализм;

Б. Биметаллизм;

В. Двойной монетаризм;

Г. Параметаллизм.

2. Срочные вклады учитываются в составе денежного агрегата:

А. М0;

Б. М4;

В. М2;

Г. М;

Д. Денежная база.

3. Денежная система-это…

А. Национальная система денег;

Б. Государственная система организации выпуска и функционирования денежных средств;

В. Порядок обращения национальной валюты;

Г. Совокупность атрибутов денежных знаков: наименование денежной единицы, масштаб цен, виды денежных знаков.

4. Современные денежные системы…

А. Используют принцип биметаллизма;

Б. Основаны на золоте;

В. Построены на неразменных на золото кредитных деньгах;

Г. Построены на кредитных деньгах, разменных на драгоценные металлы.

5.Денежный агрегат М1 включает…

А. Наличные деньги+деньги на расчетных и прочих счетах;

Б. Все перечисленное в А+срочные вклады;

В. Все перечисленное в Б+вклады до востребования;

Г. Наличные деньги+срочные вклады.

6. Денежная база –это…

А. Совокупность обязательств ЦБРФ, которые он может контролировать;

Б. Совокупность отношений ЦБРФ с коммерческими банками в денежном выражении;

В. Безналичные деньги в обращении;

Г. Наличные деньги в обращении.

7. Величина денежной массы зависит от…

А. Скорости обращения денег;

Б. Экономических темпов роста;

В. Качества обращающихся денег.

8. Денежная реформа Витте С. Ю. ставила целью установление в России…

А. Биметаллизма;

Б. Золотомонетного стандарта;

В. Золотодевизного стандарта;

Г. Серебряного монометаллизма.

9.Целью проведения реформы Елены Глинской было…

А. Введение золотомонетной формы золотого стандарта;

Б. Введение золотодевизной формы золотого стандарта;

В. Создание денежной системы, основанной на серебре с элементами биметаллизма;

Г. Введение бумажных денег;

Д. Создание единообразной системы денежных знаков на основе серебряного рубля;

Е. Введение биметаллизма.

Тест 2.

1. Элементы денежной системы…

А. Денежная масса;

Б. Платежная система страны;

В. Национальная денежная единица;

Г. Порядок эмиссии и обращения денежных знаков;

Д. Порядок обмена национальной денежной единицы на иностранную.

2. Денежная система-это…

А. Система организации обращения наличных денег;

Б. Не включает систему безналичных расчетов;

В. Не включает систему наличных расчетов;

Г. Состоит из подсистемы безналичных расчетов и подсистемы наличных расчетов;

Д. Состоит из элементов, определяющих порядок только наличного обращения.

3.Типы денежных систем…

А. Монометаллизм;

Б. Номинализм;

В. Биметаллизм;

Г. Неразменных на золото кредитных денег.

4.Уравнение обмена Фишера, характеризующее количество денег в обращении может быть представлено формулой:

А. MV=PQ;

Б. MQ=PV;

В. MP=PQ;

Г. QV=MP.

 

5. Снижает потребность денег в обращении…

А. Рост численности населения;

Б. Увеличение безналичных расчетов;

В. Увеличение количества выпущенных товаров;

Г. Рост цен выпущенных товаров.

6. Денежный агрегат М2 включает…

А. Наличные деньги, деньги на расчетных и прочих счетах;

Б. Все перечисленное в А+вклады до востребования;

В. Все перечисленное в Б+срочные вклады;

Г. Наличные деньги+срочные вклады.

7. Масштаб цен – это…

А. Соотношение между количеством денег разного номинала;

Б. Предельные размеры возможных цен по каждому товару;

В. Предельные затраты на изготовление каждого вида купюр;

Г. Порядок деления денежной единицы на более мелкие кратные части.

8. Золотые монеты уходят из наличного обращения при… стандарте

А. Золотомонетном;

Б. Золотослитковом;

В. Золотодевизном.

9. Денежная реформа Канкрина Е. Ф. ставила целью установления в России системы…

А. Биметаллизма;

Б. Золотого монометаллизма;

В. Серебряного монометаллизма;

Г. Медного монометаллизма.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

Самостоятельная работа студентов призвана закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях, практических и семинарских занятиях.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

Эффективность лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплине во многом зависит от качества самостоятельной работы студентов, от их самоподготовки. Часть времени, отведенного на самостоятельную работу должна использоваться на подготовку к аудиторным занятиям, другая часть на выполнение домашней работы, осмысление и оформление результатов практических занятий.

При подготовке к занятиям студенту полезно:

§ изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);

§ ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;

§ выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;

§ составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии;

§ заниматься самостоятельным поиском дополнительной литературы по изучаемой теме.

Организация самостоятельной работы студентов очного обучения

Трудоемкость (всего, часов) Темы учебной дисциплины Виды организации самостоятельной работы студентов
Лекции Семинары
1.   Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Проработка учебного материала лекционных занятий Изучение законов
2.   Тема 2. Денежная система и денежный оборот. Налично-денежный оборот. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
3.   Тема 3. Безналичный оборот и основные формы безналичных расчетов. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
4.   Тема 4. Выпуск денег в хозяйственный оборот. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
5.   Тема 5. Сущность, типы и виды инфляции. Формы и методы регулирования инфляции. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
6.   Тема 6. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Необходимость, сущность и функции кредита Проработка учебного материала лекционных занятий Самостоятельное изучение учебного материала
7.   Тема 7. Формы и виды кредита, механизм кредитования Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
8.   Тема 8 Понятие и признаки кредитной системы Проработка учебного материала лекционных занятий Самостоятельное изучение учебного материала
9.   Тема 9. Цели, задачи и операции центральных банков. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
10.   Тема 10. Функции и операции коммерческих банков Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
11.   Тема 11. Участие России в Международных финансовых организациях. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а)основная литература

1. Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов / под ред. О.И. Лаврушина. - 9-е изд., стер. - М.: КноРус, 2011. - 560 с. - (Финансовый университет при Правительстве РФ).

2. Деньги, кредит, банки. Практикум: учебник / И. А. Янкина. - М.: КноРус, 2010. - 192 с.

3.Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов /Под ред. Жукова Е.Ф.- 2-е изд. перераб., доп.-М.: ЮНИТИ, 2003.- 600с

4.Лаврушин, О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие для вузов / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко; под ред. О.И. Лаврушина. - 6-е изд., стер. - М.: КноРус, 2011. - 264 с.

5. Меркулова, И.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие для вузов / И. В. Меркулова, А. Ю. Лукьянова. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. - 352 сЯнкина, И.А.

6. Гражданский кодекс РФ (часть первая) Федеральный закон РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 19 июля 2002 года №86-ФЗ с изменениями и дополнениями.

7.Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1 с изменениями и дополнениями.

8.Инструкция ЦБР от 16 января 2004г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков"

9.Положение ЦБР от 26 марта 2004г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" с изменениями и дополнениями.

10.Положение ЦБР от 29 марта 2004г. N 255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" с изменениями и дополнениями.

11.Письмо ЦБ РФ от 27 июля 2000 №139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций».

12.Письмо ЦБ РФ 23 июня 2004 №70-Т «О типичных банковских рисках»

13.Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями.

14. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" с изменениями и дополнениями.

15. Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ (утв. ЦБ РФ 01.04.2003 № 222-П) с изменениями и дополнениями.

16. Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники" от 22.05.2003 № 54-ФЗ с изменениями и дополнениями.

17. Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» с изменениями и дополнениями.

18. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И "О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"

19. Положение "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" с изменениями и дополнениями.

б)дополнительная литература:

1. Денежное обращение и банки: Учебное пособие / Под ред. Белоглазовой Г.Н., Толоконцевой Г.В. - М.: Финансы и статистика, 2008

2. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н.Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

3. Деньги, кредит, банки: Учебник /Ю.В.Базулин, С.А.Белозеров. - М.:Проспект, 2008.

4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В.Иванова, Соколова Б.И. - М.: Проспект, 2004.

5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 2011. - 496 с.

6.Статьи в журналах: "Деньги и кредит", "Банковское дело", "Банковские услуги", "Бухгалтерия и банки", "Аналитический банковский журнал", "Финансы и кредит", "Финансист", "Деньги", "Эксперт", "Рынок ценных бумаг"; газетах: "Бизнес и банки", "Экономика и жизнь", "Коммерсант Daily" и др.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.ekniga.com.ua
http://www.finbook.biz/ ПО «Гарант»;

www.consultant.ru

www.bankir.ru.

www.sbrf.ru

www.wn.ru/finance/news - WN: Финансовые новости

www.money.rin.ru – сайт журнала "Экономика и финансы".

www.cbr.ru – Сайт Центрального Банка Российской Федерации

www.sbrf.ru – Сберегательный Банк РФ

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 080101.65 "Экономическая безопасность" (квалификация – «специалист»).

 

Автор – Кислова Е. Г., к.э.н., доцент каф. ФИК



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.084 с.)