Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Сущность, функции и виды денег.

Поиск

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ДЕНЬГИ. КРЕДИТ. БАНКИ»

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ

Форма обучения – ОЧНАЯ

 

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № 9 от «28» июня 2012 г.

Зав. кафедрой к.э.н. О.Ю. Красулина

___________________

Г. Нижний Новгород

Г.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Деньги. Кредит. Банки.» являются: формирование системы знаний о современном состоянии теории денег и кредита, денежно-кредитной системы; овладение навыками анализа процессов создания, развития и особенности функционирования банковской системы, акцентируя внимание на роли денег, кредита и банковской системы в регулировании макроэкономических процессов.

Задачи изучения дисциплины:

- дать студентам знания в области теории денег и кредита, в сфере денежно-кредитных отношений.

- сформировать у студентов представление о месте и роли центральных и коммерческих банков в современной рыночной экономике

- научить студентов приемам анализа и прогнозирования в денежно-кредитной сфере

- научить студентов осуществлять мониторинг экономических процессов, сбор, анализ и оценку информации, имеющей значение для обеспечения экономической безопасности; выявление экономических рисков и угроз экономической безопасности;

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина С3.Б3.07. «Деньги. Кредит. Банки» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Экономическая теория»; «Финансы».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Мировая экономика и международные экономические отношения»; «История экономических учений», «Рынок ценных бумаг»; «Страхование».

Требования к «входным» знаниям, умениям и навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины: знания методов статистики, умение прогнозировать экономические процессы и видеть перспективы их развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

способностью подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2);

способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3);

способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);

способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор (ПК-32);

способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности (ПК-34);

способностью проводить анализ и давать оценку возможных экономических рисков, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности (ПК-35);

способностью анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность (ПК-38);

способностью составлять прогнозы динамики основных экономических и социально-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-39);

способностью осуществлять экспертную оценку факторов риска, способных создавать социально-экономические ситуации критического характера, оценивать возможные экономические потери в случае нарушения экономической и финансовой безопасности, определять необходимые компенсационные резервы (ПК-43);

способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51);

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основные особенности российской зкономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

2) Уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; использовать источники экономической, социальной и управленческой информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне; разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений.

3) Владеть современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4_ зачетных единицы (1 з.е. = 36 часов), 144 часа.

№ п/п Наименование темы Всего часов Всего аудиторных часов В том числе Самост. работа Текущий контроль *
Лекции Семинары и практ. занятия
               
  Тема 1. Сущность, функции и виды денег.           Тестирование    
  Тема 2. Денежная система и денежный оборот. Налично-денежный оборот.          
  Тема 3. Безналичный оборот и основные формы безналичных расчетов.          
  Тема 4. Выпуск денег в хозяйственный оборот.          
  Тема 5. Сущность, типы и виды инфляции. Формы и методы регулирования инфляции.          
  Тема 6. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Необходимость, сущность и функции кредита          
  Тема 7. Формы и виды кредита, механизм кредитования          
  Тема 8 Понятие и признаки кредитной системы          
  Тема 9. Цели, задачи и операции центральных банков. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ          
  Тема 10. Функции и операции коммерческих банков          
  Тема 11. Участие России в Международных финансовых организациях.          
    Итого:         В т.ч. ИРС – 6 ч.
  Итоговый контроль Экзамен

*опрос, тестирование, контрольная работа, реферат, доклад и т.д.

Форма итогового контроля – экзамен


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 4. Выпуск денег в хозяйственный оборот.

Денежная масса и ее элементы.Понятие и виды денежной эмиссии. Кредитный характер современной денежной эмиссии. Эмиссия безналичных денег. Сущность и механизм банковского (депозитного) мультипликатора. Налично- денежная эмиссия.

Тема 5. Сущность, типы и виды инфляции. Формы и методы регулирования инфляции.

Сущность и отличительные особенности современной инфляции. Причины инфляции. Виды и классификация инфляции. Гиперинфляция и стагфляция. Влияние инфляции на развитие экономики, социальное положение населения. Методы борьбы с инфляцией. Оценка уровня инфляции. Денежная реформа как метод стабилизации денежного обращения. Денежная реформа 1922-24 гг., ее сущность, методы проведения и значение. Особенности денежных реформ в условиях "шоковой терапии". Антиинфляционная политика.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

№ п/п Темы учебной дисциплины Образовательные технологии, используемые при реализации каждого вида учебной работы
Лекции Семинары Практические занятия
11. Тема 1. Сущность, функции и виды денег. классическая лекция семинар конструирования понятий  
22. Тема 2. Денежная система и денежный оборот. Налично-денежный оборот. лекция-визуализация семинар-диалог  
33. Тема 3. Безналичный оборот и основные формы безналичных расчетов. лекция-диалог семинар-диалог  
44. Тема 4. Выпуск денег в хозяйственный оборот. классическая лекция разбор конкретных ситуаций разбор конкретных практических ситуаций
55. Тема 5. Сущность, типы и виды инфляции. Формы и методы регулирования инфляции. лекция-диалог разбор конкретных ситуаций  
66. Тема 6. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Необходимость, сущность и функции кредита классическая лекция деловая игра  
77. Тема 7. Формы и виды кредита, механизм кредитования лекция с применением дидактических методов кейс-метод разбор конкретных практических ситуаций
88. Тема 8 Понятие и признаки кредитной системы лекция-диалог семинар-диалог  
99. Тема 9. Цели, задачи и операции центральных банков. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ классическая лекция семинар конструирования понятий  
110. Тема 10. Функции и операции коммерческих банков классическая лекция разбор конкретных ситуаций  
111. Тема 11. Участие России в Международных финансовых организациях. классическая лекция разбор конкретных ситуаций  

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Тест 1

1. Денежная система, основанная на использовании двух металлов в качестве денег, называется…

А. Дуализм;

Б. Биметаллизм;

В. Двойной монетаризм;

Г. Параметаллизм.

2. Срочные вклады учитываются в составе денежного агрегата:

А. М0;

Б. М4;

В. М2;

Г. М;

Д. Денежная база.

3. Денежная система-это…

А. Национальная система денег;

Б. Государственная система организации выпуска и функционирования денежных средств;

В. Порядок обращения национальной валюты;

Г. Совокупность атрибутов денежных знаков: наименование денежной единицы, масштаб цен, виды денежных знаков.

4. Современные денежные системы…

А. Используют принцип биметаллизма;

Б. Основаны на золоте;

В. Построены на неразменных на золото кредитных деньгах;

Г. Построены на кредитных деньгах, разменных на драгоценные металлы.

5.Денежный агрегат М1 включает…

А. Наличные деньги+деньги на расчетных и прочих счетах;

Б. Все перечисленное в А+срочные вклады;

В. Все перечисленное в Б+вклады до востребования;

Г. Наличные деньги+срочные вклады.

6. Денежная база –это…

А. Совокупность обязательств ЦБРФ, которые он может контролировать;

Б. Совокупность отношений ЦБРФ с коммерческими банками в денежном выражении;

В. Безналичные деньги в обращении;

Г. Наличные деньги в обращении.

7. Величина денежной массы зависит от…

А. Скорости обращения денег;

Б. Экономических темпов роста;

В. Качества обращающихся денег.

8. Денежная реформа Витте С. Ю. ставила целью установление в России…

А. Биметаллизма;

Б. Золотомонетного стандарта;

В. Золотодевизного стандарта;

Г. Серебряного монометаллизма.

9.Целью проведения реформы Елены Глинской было…

А. Введение золотомонетной формы золотого стандарта;

Б. Введение золотодевизной формы золотого стандарта;

В. Создание денежной системы, основанной на серебре с элементами биметаллизма;

Г. Введение бумажных денег;

Д. Создание единообразной системы денежных знаков на основе серебряного рубля;

Е. Введение биметаллизма.

Тест 2.

1. Элементы денежной системы…

А. Денежная масса;

Б. Платежная система страны;

В. Национальная денежная единица;

Г. Порядок эмиссии и обращения денежных знаков;

Д. Порядок обмена национальной денежной единицы на иностранную.

2. Денежная система-это…

А. Система организации обращения наличных денег;

Б. Не включает систему безналичных расчетов;

В. Не включает систему наличных расчетов;

Г. Состоит из подсистемы безналичных расчетов и подсистемы наличных расчетов;

Д. Состоит из элементов, определяющих порядок только наличного обращения.

3.Типы денежных систем…

А. Монометаллизм;

Б. Номинализм;

В. Биметаллизм;

Г. Неразменных на золото кредитных денег.

4.Уравнение обмена Фишера, характеризующее количество денег в обращении может быть представлено формулой:

А. MV=PQ;

Б. MQ=PV;

В. MP=PQ;

Г. QV=MP.

 

5. Снижает потребность денег в обращении…

А. Рост численности населения;

Б. Увеличение безналичных расчетов;

В. Увеличение количества выпущенных товаров;

Г. Рост цен выпущенных товаров.

6. Денежный агрегат М2 включает…

А. Наличные деньги, деньги на расчетных и прочих счетах;

Б. Все перечисленное в А+вклады до востребования;

В. Все перечисленное в Б+срочные вклады;

Г. Наличные деньги+срочные вклады.

7. Масштаб цен – это…

А. Соотношение между количеством денег разного номинала;

Б. Предельные размеры возможных цен по каждому товару;

В. Предельные затраты на изготовление каждого вида купюр;

Г. Порядок деления денежной единицы на более мелкие кратные части.

8. Золотые монеты уходят из наличного обращения при… стандарте

А. Золотомонетном;

Б. Золотослитковом;

В. Золотодевизном.

9. Денежная реформа Канкрина Е. Ф. ставила целью установления в России системы…

А. Биметаллизма;

Б. Золотого монометаллизма;

В. Серебряного монометаллизма;

Г. Медного монометаллизма.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ)

Самостоятельная работа студентов призвана закрепить теоретические знания и практические навыки, полученные студентами на лекциях, практических и семинарских занятиях.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- формирования умений использовать справочную документацию и специальную литературу;

- развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формированию самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

- развития исследовательских умений.

Эффективность лекционных, семинарских и практических занятий по дисциплине во многом зависит от качества самостоятельной работы студентов, от их самоподготовки. Часть времени, отведенного на самостоятельную работу должна использоваться на подготовку к аудиторным занятиям, другая часть на выполнение домашней работы, осмысление и оформление результатов практических занятий.

При подготовке к занятиям студенту полезно:

§ изучить теоретический материал по данной теме (конспект занятия);

§ ознакомиться с литературой, рекомендованной преподавателем;

§ выполнить задания, предложенные преподавателем, к занятию;

§ составить перечень вопросов, вызывающих затруднения, неясности или сомнения, обсудить их с преподавателем или на занятии;

§ заниматься самостоятельным поиском дополнительной литературы по изучаемой теме.

Организация самостоятельной работы студентов очного обучения

Трудоемкость (всего, часов) Темы учебной дисциплины Виды организации самостоятельной работы студентов
Лекции Семинары
1.   Тема 1. Сущность, функции и виды денег. Проработка учебного материала лекционных занятий Изучение законов
2.   Тема 2. Денежная система и денежный оборот. Налично-денежный оборот. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
3.   Тема 3. Безналичный оборот и основные формы безналичных расчетов. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
4.   Тема 4. Выпуск денег в хозяйственный оборот. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
5.   Тема 5. Сущность, типы и виды инфляции. Формы и методы регулирования инфляции. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
6.   Тема 6. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Необходимость, сущность и функции кредита Проработка учебного материала лекционных занятий Самостоятельное изучение учебного материала
7.   Тема 7. Формы и виды кредита, механизм кредитования Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
8.   Тема 8 Понятие и признаки кредитной системы Проработка учебного материала лекционных занятий Самостоятельное изучение учебного материала
9.   Тема 9. Цели, задачи и операции центральных банков. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
10.   Тема 10. Функции и операции коммерческих банков Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий
11.   Тема 11. Участие России в Международных финансовых организациях. Проработка учебного материала лекционных занятий Выполнение расчетных (домашних) заданий

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

а)основная литература

1. Деньги, кредит, банки: учеб. для вузов / под ред. О.И. Лаврушина. - 9-е изд., стер. - М.: КноРус, 2011. - 560 с. - (Финансовый университет при Правительстве РФ).

2. Деньги, кредит, банки. Практикум: учебник / И. А. Янкина. - М.: КноРус, 2010. - 192 с.

3.Деньги. Кредит. Банки: учебник для вузов /Под ред. Жукова Е.Ф.- 2-е изд. перераб., доп.-М.: ЮНИТИ, 2003.- 600с

4.Лаврушин, О.И. Банковское дело: современная система кредитования: учеб. пособие для вузов / О. И. Лаврушин, О. Н. Афанасьева, С. Л. Корниенко; под ред. О.И. Лаврушина. - 6-е изд., стер. - М.: КноРус, 2011. - 264 с.

5. Меркулова, И.В. Деньги, кредит, банки: учебное пособие для вузов / И. В. Меркулова, А. Ю. Лукьянова. - 2-е изд., стер. - М.: КноРус, 2012. - 352 сЯнкина, И.А.

6. Гражданский кодекс РФ (часть первая) Федеральный закон РФ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» от 19 июля 2002 года №86-ФЗ с изменениями и дополнениями.

7.Федеральный закон РФ «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года №395-1 с изменениями и дополнениями.

8.Инструкция ЦБР от 16 января 2004г. N 110-И "Об обязательных нормативах банков"

9.Положение ЦБР от 26 марта 2004г. N 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" с изменениями и дополнениями.

10.Положение ЦБР от 29 марта 2004г. N 255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций" с изменениями и дополнениями.

11.Письмо ЦБ РФ от 27 июля 2000 №139-Т «О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций».

12.Письмо ЦБ РФ 23 июня 2004 №70-Т «О типичных банковских рисках»

13.Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» с изменениями и дополнениями.

14. Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" с изменениями и дополнениями.

15. Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ (утв. ЦБ РФ 01.04.2003 № 222-П) с изменениями и дополнениями.

16. Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники" от 22.05.2003 № 54-ФЗ с изменениями и дополнениями.

17. Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке» с изменениями и дополнениями.

18. Инструкция ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И "О порядке принятия банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций"

19. Положение "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт" с изменениями и дополнениями.

б)дополнительная литература:

1. Денежное обращение и банки: Учебное пособие / Под ред. Белоглазовой Г.Н., Толоконцевой Г.В. - М.: Финансы и статистика, 2008

2. Деньги, кредит, банки: Учебник для вузов / Под ред. Г.Н.Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2004.

3. Деньги, кредит, банки: Учебник /Ю.В.Базулин, С.А.Белозеров. - М.:Проспект, 2008.

4. Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. В.В.Иванова, Соколова Б.И. - М.: Проспект, 2004.

5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. М.: Проспект, 2011. - 496 с.

6.Статьи в журналах: "Деньги и кредит", "Банковское дело", "Банковские услуги", "Бухгалтерия и банки", "Аналитический банковский журнал", "Финансы и кредит", "Финансист", "Деньги", "Эксперт", "Рынок ценных бумаг"; газетах: "Бизнес и банки", "Экономика и жизнь", "Коммерсант Daily" и др.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

http://www.ekniga.com.ua
http://www.finbook.biz/ ПО «Гарант»;

www.consultant.ru

www.bankir.ru.

www.sbrf.ru

www.wn.ru/finance/news - WN: Финансовые новости

www.money.rin.ru – сайт журнала "Экономика и финансы".

www.cbr.ru – Сайт Центрального Банка Российской Федерации

www.sbrf.ru – Сберегательный Банк РФ

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по специальности 080101.65 "Экономическая безопасность" (квалификация – «специалист»).

 

Автор – Кислова Е. Г., к.э.н., доцент каф. ФИК

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ДЕНЬГИ. КРЕДИТ. БАНКИ»

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Квалификация – СПЕЦИАЛИСТ

Форма обучения – ОЧНАЯ

 

Рассмотрена и одобрена

на заседании кафедры

Протокол № 9 от «28» июня 2012 г.

Зав. кафедрой к.э.н. О.Ю. Красулина

___________________

Г. Нижний Новгород

Г.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения учебной дисциплины «Деньги. Кредит. Банки.» являются: формирование системы знаний о современном состоянии теории денег и кредита, денежно-кредитной системы; овладение навыками анализа процессов создания, развития и особенности функционирования банковской системы, акцентируя внимание на роли денег, кредита и банковской системы в регулировании макроэкономических процессов.

Задачи изучения дисциплины:

- дать студентам знания в области теории денег и кредита, в сфере денежно-кредитных отношений.

- сформировать у студентов представление о месте и роли центральных и коммерческих банков в современной рыночной экономике

- научить студентов приемам анализа и прогнозирования в денежно-кредитной сфере

- научить студентов осуществлять мониторинг экономических процессов, сбор, анализ и оценку информации, имеющей значение для обеспечения экономической безопасности; выявление экономических рисков и угроз экономической безопасности;

 

МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Дисциплина С3.Б3.07. «Деньги. Кредит. Банки» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Дисциплины, на которых базируется данная дисциплина: «Экономическая теория»; «Финансы».

Дисциплины, для которых данная дисциплина является предшествующей: «Мировая экономика и международные экономические отношения»; «История экономических учений», «Рынок ценных бумаг»; «Страхование».

Требования к «входным» знаниям, умениям и навыкам студента, необходимым при освоении данной дисциплины: знания методов статистики, умение прогнозировать экономические процессы и видеть перспективы их развития.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);

способностью подготавливать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

способностью обосновывать выбор методик расчета экономических показателей (ПК-2);

способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-3);

способностью осуществлять сбор, анализ, систематизацию, оценку и интерпретацию данных, необходимых для решения профессиональных задач (ПК-31);

способностью выбирать инструментальные средства для обработки финансовой, бухгалтерской и иной экономической информации и обосновывать свой выбор (ПК-32);

способностью на основе статистических данных исследовать социально-экономические процессы в целях прогнозирования возможных угроз экономической безопасности (ПК-34);

способностью проводить анализ и давать оценку возможных экономических рисков, составлять и обосновывать прогнозы динамики развития основных угроз экономической безопасности (ПК-35);

способностью анализировать состояние и перспективы развития внешнеэкономических связей и их влияние на экономическую безопасность (ПК-38);

способностью составлять прогнозы динамики основных экономических и социально-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов (ПК-39);

способностью осуществлять экспертную оценку факторов риска, способных создавать социально-экономические ситуации критического характера, оценивать возможные экономические потери в случае нарушения экономической и финансовой безопасности, определять необходимые компенсационные резервы (ПК-43);

способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализировать и обрабатывать их результаты, обобщать и формулировать выводы по теме исследования (ПК-51);

В результате освоения дисциплины студент должен:

1) Знать: закономерности функционирования современной экономики на макро- и микроуровне; основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки; основные особенности российской зкономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства.

2) Уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий; рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели; использовать источники экономической, социальной и управленческой информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микро- и макроуровне; разрабатывать проекты в сфере экономики и бизнеса с учетом нормативно-правовых, ресурсных, административных и иных ограничений.

3) Владеть современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне.

 


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4_ зачетных единицы (1 з.е. = 36 часов), 144 часа.

№ п/п Наименование темы Всего часов Всего аудиторных часов В том числе Самост. работа Текущий контроль *
Лекции Семинары и практ. занятия
               
  Тема 1. Сущность, функции и виды денег.           Тестирование    
  Тема 2. Денежная система и денежный оборот. Налично-денежный оборот.          
  Тема 3. Безналичный оборот и основные формы безналичных расчетов.          
  Тема 4. Выпуск денег в хозяйственный оборот.          
  Тема 5. Сущность, типы и виды инфляции. Формы и методы регулирования инфляции.          
  Тема 6. Сущность и источники формирования ссудного капитала. Необходимость, сущность и функции кредита          
  Тема 7. Формы и виды кредита, механизм кредитования          
  Тема 8 Понятие и признаки кредитной системы          
  Тема 9. Цели, задачи и операции центральных банков. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ          
  Тема 10. Функции и операции коммерческих банков          
  Тема 11. Участие России в Международных финансовых организациях.          
    Итого:         В т.ч. ИРС – 6 ч.
  Итоговый контроль Экзамен

*опрос, тестирование, контрольная работа, реферат, доклад и т.д.

Форма итогового контроля – экзамен


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. Сущность, функции и виды денег.

Товарное производство и товарное обращение - основа возникновения и существования денег. Происхождение и сущность денег из функции денег как средства обращения. Развитие форм стоимости. Появление денежного товара и его эволюция. Золото как особый товар. Золото в современных условиях.

Понятие функции денег. Виды функций денег. Функция денег как меры стоимости. Стоимость и цена. Масштаб цен. Проявление функции меры стоимости: а) в ценообразовании, б) в качестве орудия контроля за мерой труда и мерой потребления, в) в качестве орудия контроля за соблюдением коммерческого расчета.

Функция денег как средства обращения. Возможность использования в этой функции неполноценных денег, реальных денег. Развитие этой функции денег - использование слитков благородных металлов, монет, бумажных денег, кредитных денег, электронных денег.

Функция денег как средства платежа. Особенности этой функции по сравнению с функцией как средства обращения. Сфера использования денег в данной функции для погашения различных обязательств.

Функция средства накопления и сбережений, ее особенности. Виды денежных накоплений. Накопления на счетах предприятий и на руках у населения. Роль банков в формировании и использовании денежных накоплений.

Мировые деньги. Деньги в сфере международного экономического оборота: всеобщее платежное средство, всеобщее покупательное средство, форма материализации общественного богатства. Особенности этой функции в XX веке. Валютные клиринги: СДР как международная денежная единица. Евровалюта: сущность и сфера применения.

Теории денег: металлическая теория денег, номиналистическая теория денег, количественная. Трансакционный вариант. Кембриджское уравнение. Роль денег в рыночной экономике. Дискуссионные вопросы по функциям денег на современном этапе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.82.108 (0.01 с.)