Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкуренция и конкурентоспособность в бизнесеСодержание книги Поиск на нашем сайте
Конкуренция - (от лат. сoncurre - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своих услуг, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей. Конкуренция базируется на двух процессах: Цель конкуренции – получение наиболее выгодных условий и наибольшей прибыли от реализации услуг. Вопрос о том, почему на мировых рынках товаров и услуг одни страны, компании той или иной страны более удачливы и более успешно ведут свой бизнес, чем другие, стал наиболее часто звучать в России относительно недавно, в 1990-е годы, с началом процесса либерализации внешнеэкономических связей и перехода к рыночной системе хозяйствования. Возник мощный интерес к тому, что охватывают понятия конкуренция и конкурентоспособность. Конкуренция есть органически присущее свойство любого экономического субъекта, который хозяйствует в условиях рыночной или смешанной экономики (т.е. в условиях экономических систем фактически всех стран мира). Понятие «конкуренция» неразрывно связано с понятием «борьба». Такая борьба происходит между любыми экономическими субъектами: борьба между производителями за потребителей, борьба между государствами за максимизацию выгод от внешней торговли. В рыночных условиях выигрыш в подобной борьбе, безусловно, является целью любого хозяйствующего субъекта (фирмы, отрасли, наконец, страны). Следствием конкуренции, с одной стороны, является обострение производственных и рыночных отношений, а с другой — повышение эффективности хозяйственной деятельности, ускорение научно-технического прогресса. Безусловно, сущность, формы, методы конкуренции в процессе развития экономики претерпевают изменения. Так, на отдельных исторических отрезках времени превалировала свободная конкуренция, затем «весы» склонились в плоскость монополистической конкуренции. Ценовая конкуренция постепенно стала вытесняться неценовой конкуренцией, т.е. большее значение стали играть качество, уровень предоставляемых услуг и т.д. Мощнейшим фактором стали новации, НИОКР и т.п. Мы не ошибемся, если скажем, что конкуренция является необходимым, важнейшим и органичным элементом рыночного механизма, хотя на различных рынках и в различных рыночных ситуациях проявление данного феномена будет различаться скорее по форме, нежели по содержанию. Что же касается самого понятия конкуренция, то мы его определяем как экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи, взаимозависимости и борьбы между выступающими на рынке его субъектами в целях обеспечения наилучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения разнообразных потребностей покупателей и получения возможно большей прибыли. В целом с данной формулировкой можно согласиться, она достаточно часто встречается в экономической литературе. Но, на наш взгляд, необходимо внести некоторые уточнения. Отметим, что под продукцией зачастую понимаются товары, нечто материальное, осязаемое. Однако необходимо иметь в виду, что в данном контексте следует понимать и услуги, на рынке которых именно в последние годы резко обострилась конкурентная борьба. В мире насчитываются тысячи компаний, поставляющих услуги в той или иной области деятельности. Любой грузоотправитель и международный экспедитор моментально назовут десяток компаний, которые остро конкурируют за клиента на мировом транспортном рынке. А как сюда не отнести прямые и портфельные инвестиции, на рынке которых тоже царит своя конкуренция, своей борьбы за клиента. Понятно, что в одни страны инвестиции идут в виде мощнейшего потока, а в другие — тоненьким ручейком. А разве будет неправомерным заявление о том, что острая конкуренция существует и в области продвижения научных исследований, идей, интеллектуальной собственности? Безусловно, по некоторым аспектам у россштского читателя могут вознитшуть вполне правомерные вопросы относительно конкуренции научных идей, например, учитывая состояние в отечественной науке. Но данный аспект не вызывает сомнений в странах, где существует объемный рынок научных идей. Теперь о понятии конкурентоспособность. Как и в любом противоборстве, в процессе конкуренции на любом уровне обнаруживаются и свои лидеры, и свои аутсайдеры. В этом смысле понятие «конкурентоспособность» говорит о потенциале экономического субъекта, создающем предпосылки для выигрыша в этой конкурентной борьбе. Если говорить применительно к предприятию, то его конкурентоспособность определяется его возможностью безубыточно реализовать свой товар на рынке, получать на нем существенную долю прибыли, длительное время оставаться прибыльными. На макроуровне конкурентоспособность отражает благоприятные позиции национальной экономики в системе международных отношений, в сфере внешней торговли, внешнеэкономических связей, складывающиеся в результате конкурентоспособной деятельности хозяйствующих субъектов. Конкурентоспособность национальной экономики является наиболее общим показателем эффективности функционирования национального хозяйства и его субъекгов. Именно повышение национальной конкурентоспособности является современной парадигмой экономической политики большинства развитых стран. Сегодня к конкурентоспособным странам относят те, которые не только удовлетворяют вышеупомянутым критериям, но и имеют возможность постоянно наращивать темпы экономического роста, увеличивать занятость населения, увеличивать реальные доходы своих граждан. Мы не случайно постарались подойти к формулированию понятия «конкурентоспособность» на макроуровне, ибо в научном обороте пока не сложилось общепризнанное определение. Его природа многогранна, многоаспектна. Тем не менее можно использовать следующее понятие: конкурентоспособность национальной экономики — это концентрированное выражение экономического, научно-технического, производственного, управленческого и другого потенциала, которым обладает та или иная страна и который реализуется в товарах, услугах, успешно противостоящих конкурирующим с ними иностранным товарам, услугам на внутреннем и внешнем рынках. При этом существенное значение, безусловно, имеют государственное и экономическое устройство страны, политический и правовой климат. Однако, возможно, вопреки мнению многих экономистов, подчеркнем, что человеческий фактор — вот что является действительно главным. «Как далеко вам приходится возить свою продукцию?» — спросил однажды один из авторовэтих строк Брюса Вулперта, владельца небольшого предприятия «Granit Rocks» в Калифорнии,производящего асфальтобетонные смеси для строительства дорог. «Ровно половину дорогидо моего ближайшего конкурента»,— не задумываясь ответил он. Этот ответ замечательно соответствует этимологическому значению слова «конкуренция», поскольку латинское «concurro», лежащее в основе этого понятия, можно перевести как «сбегаюсь», «сталкиваюсь». Где происходит это столкновение, легко догадаться: как разв том месте, где лежат деньги. То есть вокруг клиента, потребителя, покупателя, имеющего возможность делать выбор и покупать там и то, где и что ему по каким-то причинам больше нравится. Однако столкновения с другими — не самые приятные события в жизни. Для того чтобы действовать в сфере, где регулярные и достаточно жесткие столкновения изначально запрограммированы, необходимо иметь или особый характер, или ясное понимание того,на что и ради чего ты идешь. И, кроме того, — хорошо знать правила игры, потому что дажена войне и в «борьбе без правил» есть свои правила, нарушать которые не рекомендуетсяникому. Конкуренция по праву считается одной из наиболее ярких отличительных особенностей бизнеса. Нельзя сказать, чтобы это явление вызывало однозначное к себе отношение.С одной стороны. Существует позиция ученых-экономистов, которые практически единодушно превозносят конкуренцию как двигатель экономического прогресса, механизм саморегуляции рыночной экономики. С другой стороны, существует общественное мнение, которое скорее склонно видеть в конкуренции нечто подобное постоянной злобной схватке между «акулами капитализма». Многочисленные репортажи в периодических изданиях сообщают об остройборьбе крупнейших корпораций, банков и фирм за «куски рыночного пирога». В литературеи кинематографе классическим сюжетом стали сцены мафиозных разборок на почве бизнеса, промышленного шпионажа, тонкого плетения интриг или даже физического устранения конкурентов. А укрепившиеся в обыденном сознании летучие фразы типа «Боливарне выдержит двоих» создают прочное впечатление о конкуренции как о жестокой и кровавойбитве без правил, бесконечно ведущейся в бизнесе. И хотя многие из событий, столь художественно описываемых в разных жанрах, действительно время от времени имеют место, попробуем отнестись к теме конкуренции более объективно. Прежде всего, попытаемся дополнить картину точкой зрения самих бизнесменов.Нам довелось беседовать на эту тему, как с российскими, так и с западными владельцами коммерческих предприятий. И реакция тех и других на слово «конкуренция» ощутимо различалась. Представители западного бизнеса в ответ на вопрос: «Как вы относитесь к конкуренции?» — выдавали довольно сложную реакцию. Лицо их морщилось, как будто они съели лимон,но после паузы и внутренних раздумий отвечали: «Вообще-то это хорошо. Это не даетрасслабляться и заставляет двигаться вперед». И это не было просто данью вежливости или заученным в школе «правильным» ответом. Они отвечали на основе своего опыта, и, как правило, их дела доказывали такое же конструктивное отношение к конкуренциии конкурентам. Другое дело, что эмоциональная реакция на конкурентов действительно была кислой. И с этим уже ничего не поделаешь. Эмоции не всегда дружат с разумом. Голод — тоже не самое приятное эмоциональное состояние, но он заставляет активнее двигаться. Ответы российских коллег западных бизнесменов на тот же вопрос были более разнообразны.Одни из них, подобно великолепному Шарикову из фильма «Собачье сердце», сладострастно прищуривались и говорили: «А что конкуренты? Их надо душить, душить и душить…» Хочется надеяться, что при этом имелись в виду исключительно экономические методы воздействия. Другие были более эстетичны, хотя и близки по сути: «Мы очень любим наших конкурентов.Мы так нежно обвиваемся вокруг них, а потом слегка сжимаем — и все…» Третьи отвечали более сухо: «Конкуренты? Мы их знаем. С кем-то дружим, когда это нам интересно, с кем-тоборемся. Нормально…» Примечательно, что степень приближения к первой или последней позиции обычно соответствовала продолжительности жизни на рынке, и чем больше был этот опыт, тем чаще мы слышали последний вариант ответа. Может быть, нелишне будет вспомнить в этой связи, что и фраза о Боливаре также была сказана на заре расцвета бизнеса, еще в тот период, когда сами американцы называли его «диким». Нелишне будет также вспомнить и о том, как относится к конкуренции государство. Легко увидеть, что государственная политика практически всех стран с развитой экономикой направлена не столько на то, чтобы ограничить конкуренцию, сколько на то, чтобы стимулировать ее и даже, наоборот, ограничить возможности создания «внеконкурентного бизнеса», известного под именем монополий или олигополий. Ограничения законодательно накладываются лишь на то, что принято называть «недобросовестной конкуренцией», «промышленным шпионажем», «введением потребителя в заблуждение» и пр. Разумеется, при этом под действие общего законодательства подпадает и все то, что связанос криминальными методами ведения конкурентной борьбы. Но генеральная направленность политики развитых государств именно такова — «больше конкуренции». За такой политикой, очевидно, стоит понимание того факта, что конкурентная борьбав бизнесе имеет множество позитивных следствий для потребителей: рост разнообразия товаров и услуг, снижение цен, повышение качества продукции и т.п. Кроме того, интенсивная конкуренция стимулирует внедрение инноваций, проникновение на новые рынки и — еще одна немаловажная деталь — производит естественный отбор, оставляя на рынкесильных и удаляя с него «расслабившихся», тем самым во многом избавляя государствои общество от необходимости многотрудной и дорогой работы по контролю и управлению этой сферой общественной жизни. Поясняя, как действует конкуренция в бизнесе, Пол Хейне, автор известного бестселлера «Экономический образ мышления», сравнивает бизнес с многополосной автомобильной дорогой. На такой дороге каждый водитель на хорошем автомобиле стремится перестроиться как можно ближе к левым рядам, где есть возможность развить более высокую скорость; таки каждый бизнесмен пытается пробиться в рыночные ниши с более высокой нормой прибыли.Но как только на левых полосах скапливается много автомобилей, скорость движения на нихощутимо снижается. Тогда каждый водитель начинает искать свободное пространствона других полосах, где можно двигаться с максимально доступной скоростью. В результатепостоянных перестроек движение на дороге самоорганизуется. «Весь этот процесс, — пишет Хейне, — идет быстро и непрерывно и гораздо эффективнее, чем, если бы кто-то при въездена автостраду выдавал билеты, предписывающие автомобилям занимать определенный ряди двигаться с определенной скоростью» Аналогичные процессы происходят и в бизнесе. Каждый нормальный бизнесмен ориентирован, прежде всего, на поиск рыночной ниши с высокой нормой прибыли. В предыдущем разделе,в частности, в этой связи упоминалась «пирамида клиентов» с наиболее лакомой сферой — «эксклюзивным» клиентом наверху. Но сколь бы богат ни был «эксклюзивный» потребитель,в конце концов, и он не может выдержать натиск продавцов, наперебой предлагающих ему дорогие туры во все концы света, элитные квартиры, виллы и коттеджи, казино и рестораны,меха и модельные коллекции от кутюр и тому подобное. Ниша становится тесной, и кто-то,не сумевший угодить «эксклюзиву», вынужден спускаться на следующий уровень, пытаясь найти своих потребителей среди крупных корпоративных клиентов. Но здесь уже есть свои конкуренты, исходно сориентировавшиеся на работу с этим уровнем. Так происходит переходк потребителю «среднего класса», затем — выход «в народ». Остановка произойдет только там, где бизнесмен лучше других научится работать с потребителем и — со своимиконкурентами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 408; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.162.73 (0.012 с.) |