Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночное направление классиков.

Поиск

Рыночное направление классиков.

А. Смит (1723-90) и Д. Риккардо (1772-1823). Главные идеи: необходимость свободной и конкурентной экономики, экономические свободы, максимум индивидуальной свободы. Труд – источник богатства. А. Смит придавал большое значение разделению труда.

Марксистская полит экономия.

К. Маркс (1818-83) и Ф. Энгельс (1820-95). Вели теорию классов и классовой борьбы; теорию пролетарской революции. Выделяли 2 основных класса: пролетариат и буржуазию. Капитал создается трудом наемных рабочих и присваивается собственником капитала. Считали необходимым ликвидацию класса буржуазии как эксплуататорского класса, ликвидацию частной собственности.

Неоклассическое направление

А. Маршал (1842– 1924). Анализировал теорию цены. Механизм ценообразования – взаимодействие спроса и предложения. В основе спроса – теория предельной полезности, а в основе предложения – концепция факторов производства и теория предельной производительности. Не разделял идей межклассовой борьбы, выступал за межклассовые отношения, социальное партнерство, согласие в обществе.

Кейнсианство.

Д. Кейнс (1883-1946) Главное- проблемы в макроэкономике, макроанализ. Для повышения спроса Кейнс рекомендовал использовать кредитно-денежную и бюджетную политику, не рассматривал рынок как идеальный саморегулирующийся механизм.

Монетаризм.

Денежная масса – определяющий фактор развития экономики. Считают, что достижение безинфляционного роста экономики требует контроля за денежной массой.

Новая классическая экономика.

Д. Мут, Р. Лукас, Т. Сарджент и др. Теория рациональных ожиданий: экономические агенты сами приспосабливаются к меняющимся экономическим условиям согласно рациональному использованию имеющейся у них информации, поэтому вмешательство гос-ва в экономику не требуется.

Теория общественного выбора.

Д. Бьюкенен, Г. Таллок и др. Изучали закономерности выбора направлений деятельности правительства в области экономики и того, каким образом осуществляется этот выбор. Основная идея: человек в любой области своей деятельности стремится максимизировать результат в своих собственных интересах.

Институционализм.

Т. Веблен, У. Митчелл и др. Главная идея: исследование человека в зависимости от среды, которая.его окружает. Согласно этой теории эконом жизнь и эконом категории имеют институциональный характер.

53. Общественные и частные блага. Равновесие Линдаля.

Чисто частные блага - блага, доступные в потреблении и приносящие полезность только его владельцу.

Признаки чисто частного блага:

• Исключаемость блага в потреблении;

• Избирательность блага в потреблении.

Чисто общественной благо - благо, кот потребляется коллективно всеми гражданами, независимо от того платят они за него или нет (национальная оборона, пожарная служба, почта, органы правопорядка).

Признаки чисто общественного блага:

•Неисключаемость в потреблении (потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других);

•Неизбирательность в потреблении (никто не может быть исключен из числа потребителей)

Особенности чисто общественных благ:

1.Потребление этих благ всегда сопровождается положительным внешним эффектом;

2.Все пользователи потребляет одно и тоже количество чисто общественного блага;

3.Предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю = 0, т.к. потребление блага «сообща» не корректируется потребностью в нем каждого потребителя.

Суть проблемы чисто общественных благ не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства.

Потребление чисто общественного блага происходит коллективно, однако индивидуальная польза от этого потребления различна.

Если оплата чисто общественных благ будет осуществляться в соответствии с предельными выгодами от их использования, появляются мощные стимулы для сокрытия истинной

информации и преуменьшения реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от чисто общественного блага, независимо от того,

платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».

Проблема безбилетника чаще всего возникает в больших, чем в маленьких группах потребителей, т.к. там труднее получить необходимую информацию о положении

плательщиков.

В модели Линдаля индивиды договариваются о расходах на предоставление общественного блага и о доле каждого в этих расходах. В условиях равновесия (его в свою очередь

называют равновесием по Линдалю) цены устанавливаются на таких уровнях, что все индивиды предъявляют спрос на одно и то же количество общественного блага, которое и

является оптимальным объемом его предоставления

Рассмотрим простейший вариант модели Линдаля, когда общественное благо потребляется только двумя индивидами.

На рис. 5 по оси ординат (у) отложена общая величина общественных расходов, по оси абсцисс - доля от этой суммы, которую платят индивид А и индивид В.

YD D

Q

V Е

К М L

Рис. 5. Модель Линдаля.

В точке К индивид А не несет никаких расходов, 100 % необходимой суммы вносит индивид В. По мере движения к точке L доля индивида А растет, а индивид В пользуется

общественным благом бесплатно.

Предположив снижение предельной полезности от потребления общественного блага, построим обычные линии спроса с отрицательным наклоном DA для индивида А и DB для

индивида В. Точка Е, находящаяся на пересечении двух линий спроса, представляет точку равновесия по Линдалю. Именно в этой точке полезность от потребления последней

единицы общественного блага равна налоговой цене одновременно для двух индивидов.

Модель Линдаля показывает, каким образом добровольный обмен и система цен (в специфической форме налоговых цен) приводят к принятию решений об оптимальном объеме

предоставления общественного блага.

 

Билет 2

2.Предмет эк теории: различные подходы

Экономическая теория - наука, изучающая закономерности, присущие деятельности и отношениям людей в процессе производства, распределения, обмена, потребления совокупности благ, необходимых для поддержания жизни чел и общества в целом. Ресурсы для производства благ ограничены. Ограниченность порождает проблему выбора. Необходимо максимально удовлетворить потребности при минимально возможных издержках.

Предмет эк. теории - хозяйственная жизнь общества и способы производства, обмена и распределения благ при условии ограниченности ресурсов.

Микроэкономика- это часть эконом теории, изучающая поведение отдельных эконом едениц (домашних хоз-в и фирм) и функционирование отдельных рынков товаров и ресурсов.

52. Внешние эффекты, их классификация и интернализация. Теорема Коуза.

Внешние эффекты (экстерналии) - эффекты (издержки или выгоды), не имеющие стоимостной оценки, в результате рыночных сделок между экономическими субъектами,

которые получают третьи лица.

Внешние эффекты делятся на отрицательные и положительные.

Отрицательные внешние эффекты возникают в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Например, нечестная конкуренция за

клиентский капитал, ущерб при нарушении авторских прав, загрязнение окружающей среды при производстве товара и т.д.

Отрицательные внешние эффекты - разница между издержками по осуществлению собственно рыночной операции и полными издержками, которые учитывают и последствия

внешних воздействий.

Частные издержки (PC) - связаны непосредственно с производством блага, включаются в цену, носят внутренний характер.

Внешние издержки (ЕС) - вызванные производством или потреблением данного блага затраты лиц, не принимающих участия в данной сделке, не отражаются в цене блага имеют

внешний характер.

ОП^ШППП ДО Ц/ G г\ I ^ ^.

Общественные (социальные) издержки (SP) - совокупные затраты участников рыночной сделки и третьих лиц: SC=PC+EC

Некоторое увеличение производства блага (AQ) ведет к увеличению каждого вида издержек в виде их прироста: предельные частные издержки МРС-ДРС/AQ, предельные внешние издержки МЕС-ЛЕС/AQ,

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем, по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с

отрицательными внешними эффектами.

Положительные внешние эффекты зозникают в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. Например, выгоды, приносимые фирмам, повышающим квалификацию и

образование своих работников, выгоды от создания интеграционных союзов производителей, выгоды фирм, кот получают от потребителей бесплатно информацию о выявленных недостатках товаров и т.д.

Положительный внешний эффект - дополнительная полезность возникающая в результате использования блага и не находящая отражения в его цене.

Частная выгода (PB) - это увеличение благосостояния потребителя данного блага.

Внешняя выгода (ЕВ) - это рост благосостояния третьих лиц, вызванного производством или потреблением данного блага.

Общественная выгода (SB) - совокупная выгода всех лиц, которые затрагивают производство и потребление данного блага: SB=PB+EB.

Увеличение производства и потребления блага вызывает прирост каждого вида выгод: предельная частная выгода (МРВ = ДРВ/AQ), предельная внешняя выгода (МЕВ = ДЕВ/AQ), предельная общественная выгода -

HSB - ASB/AQ - МРВ + МЕВ.

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с

положительными внешними эффектами.

Причина существования внешних эффектов - отсутствие установленных прав собственности на ресурсы.

Внешние эффекты искажают информацию об издержках и выгодах, что приводит к неэффективности распределения ресурсов, проявляющейся в перепроизводстве и недопроизводстве благ.

Теорема Коуза: Если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений

) распределении прав собственности, (если отвлечься от эффекта дохода).

 

Билет 3

Вопрос №8

Рынок: содержание, функции, хозяйственный механизм

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.

К основным элементам рынка относятся:

  • спрос;
  • предложение;
  • цена.

 

Функции рынка:

1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;

4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

Структура рынка:

1. по объектам рынка

  • рынок товаров и услуг
  • рынок капиталов
  • рынок труда
  • финансовый рынок
  • рынок информации

 

2. по географическому положению

  • местный
  • региональный
  • национальный
  • мировой

 

3. по механизму функционирования

  • рынок свободной конкуренции
  • монополизированный рынок
  • регулируемый рынок

 

4. по степени насыщенности

  • равновесный рынок
  • дефицитный рынок
  • избыточный рынок

 

5. в соответствии с действующим законодательством

  • легальный рынок
  • нелегальный рынок

Вопрос№46

Заключение

Итак, рассмотрев понятие, виды, причины дискриминации в трудовых отношениях мы пришли к выводу, что несмотря на гарантии, закреплённые в Конституции, законах Российской Федерации, проблема носит очень острый характер и фактически не получила никакого решения.

Нормативно-правовые акты, запрещающие проявление дискриминации и утверждающие принципы равенства, являются необходимыми, но не достаточными условиями. Дискриминация в области труда не исчезнет, даже если она запрещена законом. Необходимо также эффективное действие правоприменительных механизмов, позитивные действия, беспристрастная система образования, услуги по профессиональному обучению и последующему трудоустройству. Такое сочетание политики и инструментов её реализации являются необходимой предпосылкой для организации борьбы с дискриминацией в любой её форме.

Устранение дискриминации – важнейшая предпосылка для того, чтобы люди были способны избирать свою профессиональную стезю, развивать свои таланты и способности, и получать вознаграждение в соответствии со своими заслугами и достижениями. Дискриминация приводит к возникновению неравенства на рынке труда появлению несправедливых преимуществ. Справедливый и честный характер трудовых отношений способствует укреплению чувства самоуважения работника, его морали и мотивации. Более производительная и лояльная рабочая сила в сочетании с эффективными ресурсами способствует росту производительности и конкурентоспособности предприятия. Дискриминация же создаёт стрессовые состояния, снижает мораль и мотивацию к труду, затрагивает самоуважение и укрепляет ещё более существующие предрассудки.

Таким образом, устранение дискриминации в области труда – это стратегически важный шаг в направлении борьбы за искоренение дискриминации во всех других сферах, который поможет создать более демократические рынки труда, сделать таковым всё общество в целом, а так же снизить опасность конфликтов, повысить производительность труда и ускорить рост экономики.

 

Билет 10.

10. Спрос как экономическая категория: кривая спроса, закон спроса, факторы спроса, эластичность спроса.

Спрос – это количество товаров и услуг, которые способны приобрести покупатели (отдельное лицо, группа людей, население) при определенных условиях в данный момент времени.

Кривая спроса:

Кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Кривые спроса используются для оценки поведения конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки равновесной цены или равновесного количества на рынке.

И ТУТ Я ПОДУМАЛА: НАХЕР КАРТИНКИ. Но вот держите, пожалста одну. Все оч легко. D (demand) - это спрос, а S (supply) – предложение.

Закон спроса:

Закон спроса состоит в том, что существует обратная зависимость между ценой и величиной спроса – если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то спрос на этот товар уменьшается. (если это вообще кому-либо интересно, то его придумал Антуан Огюстен Курно в 1838 году. охуенно ребят.)

Факторы спроса:

· цена товара;

· доход;

· вкусы;

· ожидания;

· цена на товары – субституты (товары-субституты такая штука, которые типа разные, но на самом деле одинаковые. Как Пепси и Кола например.);

· цена на комплементарные товары (а это как мешки для пылесоса и пылесосы – уменьшение цены на пылесосы ведет к увеличению спроса на мешки);

· количество покупателей и т.д

Эластичность спроса:

Эластичность спроса позволяет почти точно измерить степень реакции покупателя на изменение цен, уровня доходов или других факторов.

Эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении цены на 1 %. На эластичность спроса по цене влияют следующие факторы:

· Наличие товаров-конкурентов или товаров-заменителей (чем их больше, тем больше возможность найти замену подорожавшему товару, то есть выше эластичность);

· Незаметное для покупателя изменение уровня цен;

· Консерватизм покупателей во вкусах;

· Фактор времени (чем больше у потребителя времени на выбор товара и обдумывание — тем выше эластичность);

· Удельный вес товара в расходах потребителя (чем больше доля цены товара в расходах потребителя, тем выше эластичность).

Товары с эластичным спросом по цене:

· Предметы роскоши (драгоценности, деликатесы);

· Товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, бытовая техника);

· Легкозаменяемые товары (мясо, фрукты). (не оч поняла это, на что они меняют фрукты? А мясо? Ок, ладно че уж)

Товары с неэластичным спросом по цене:

· Предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электричество);

· Товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаши, зубные щётки);

· Труднозаменяемые товары (хлеб, электрические лампочки, бензин).

НУ И НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ:

Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится величина спроса при изменении дохода на 1 %. Она зависит от следующих факторов:

· Значимость товара для бюджета семьи.

· Является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости.

· Консерватизм во вкусах.

Измерив эластичность спроса по доходу, можно определить, относится ли данный товар к категории нормальных или малоценных.

 

 

44. Капитал и прибыль.процент как цена капитала

В реальной действительности прибыль — конечная цель и движущий мотив товарного производства и рыночной экономики. Это главный стимул и основной показатель эффективности любого предприятия и фирмы. Высокие прибыли заставляют капиталы мигрировать из одной отрасли в другую. А в современных условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда национальные границы стали узки для высокопроизводительного производства, капиталы, а вслед за ними и рабочая сила свободно перемещаются из одной страны в другую, перестраивая структуру интернациональной экономики. В этом случае проблема доходов и прибыли становится еще более актуальной и приковывает к себе внимание не только практиков, но и теоретиков. При этом основным вопросом остается загадка природы прибыли, ее источник и механизм формирования. Практически и статистическая прибыль рассчитывается как остаток после вычета издержек производства из объема продаж. Например, продано товара на 1000 руб. Издержки составили 700 руб. Напомним, что издержки включают в себя стоимость расходов на сырье и материалы, амортизацию, заработную плату, проценты за кредиты, страховку и прочее. В таком случае прибыль составит 300 руб. На практике все очевидно. Но тем не менее не совсем понятен механизм ее формирования. Как до начала любой формы предпринимательской деятельности определить величину прибыли и найти, где скрывается ее источник? В экономической теории нет единого ответа на эти вопросы. У одних авторов под термином «прибыль» объединены все формы дохода — процент, заработная плата, предпринимательский доход, рента. У других — это только процент на капитал. В марксистской литературе прибыль — превращенная форма прибавочной стоимости, порожденной только наемным трудом. Правда, Маркс при рассмотрении скорости оборота капитала видел у прибыли еще один источник — скорость движения капитальной стоимости. Шумпетер считал, что прибыль — это только доход новаторов, который исчезает под влиянием конкуренции, в то же время Маркс видел источник такого дохода в добавочной прибыли. На Западе широко распространена концепция, видящая в прибыли плату, которую несет общество за риск предпринимательства. Капитал — это средства производства. Исторически родоначальниками такой трактовки выступили классики политической экономии А.Смит и Д.Рикардо. У А.Смита капитал — накопленный и овеществленный труд, у Д.Рикардо — средства производства, у физиократов Франции капитал — это земля. Среди известных экономистов XX в., поддерживавших эту концепцию, были: У.Баумол и А.Блиндер («капитал — резервы (запасы) предприятия, оборудование и другие производственные ресурсы, которыми владеет фирма, индивид или некоторые другие организации»); П.Самуэльсон и У.Нордхауз («капитал состоит из благ длительного пользования, созданных экономикой для производства других товаров. Эти блага включают бесчисленные станки, дорогие компьютеры, молотки, грузовики, прокатные станы, здания, которые составляют пейзаж современной экономики»); Д.Бегг, С.Фишер, Р.Дорнбуш («физический капитал — запасы производственных благ, которые служат для производства других благ и услуг... Это оборудование конвейерных линий по сборке автомобилей, железные дороги, которые дают транспортные услуги, школьные здания, обеспечивающие услуги, и даже семейные потребительские товары длительного пользования, например телевизоры, которые предоставляют развлечения»); Дж.Робинсон («капитальные блага, существующие в данный момент времени, — это все блага, которые существуют в этот момент». Но не все существующее можно, по ее мнению, отнести к капиталу. Например, куча мусора и Монблан не являются капиталом. «Отличительная черта, с помощью которой можно определить характер благ, заключается в наличии у них стоимости, т.е. покупательной способности относительно друг друга»). Капитал — это деньги. С.Фишер, Д.Бегг, Р.Дорнбуш, Б.Минц, М.Шварц, Дж.Робинсон и другие утверждают, что капитал есть «сумма денег» и «ценные бумаги», а также «финансы», или «финансовый капитал». Капитал — это знания, навыки человека, его энергия, используемые в производстве товаров и услуг. «Человеческий капитал» рассматривается как источник доходов. Затраты на образование человека являются инвестициями в «человеческий капитал», которые определяют величину будущего дохода. Сюда относятся также затраты на поддержание здоровья, повышение квалификации и т.д. Такой точки зрения придерживаются Дж.Беккер, Ф.Махлуп и другие. Капитал — это время, как самостоятельный фактор, создающий доход. Доход является вознаграждением за отказ от удовлетворения личных потребностей в настоящем ради будущего.    
Главный источник и дохода, и прибыли, по мнению большинства авторов, — капитал. Они же отмечают и тот факт, что рост капитала зависит от инвестированных средств, от инвестирования прибыли. Следовательно, между прибылью и капиталом существует прямая и обратная взаимозависимость. Нельзя понять прибыль, не раскрыв сущность капитала, и наоборот, капитал не будет изучен досконально без анализа прибыли и ее роли в движении капитала. Рассмотрим теперь марксистскую концепцию капитала.   По мнению Маркса, капитал — сложное понятие. Внешне он выступает в конкретных формах — в средствах производства (постоянный капитал), в деньгах (денежный капитал), в людях (переменный капитал), в товарах (товарный капитал). Но материальные носители, перечисленные выше, являются капиталом не сами по себе, а представляют собой особое производственное отношение. Поэтому у капитала несколько определений: 1) «капитал — это самовозрастающая стоимость, создаваемая наемным рабочим»; 2) «капитал есть движение, процесс кругооборота, проходящий различные стадии, процесс, который, в свою очередь, заключает в себе три различные формы кругооборота». Это смена форм стоимости: денежной формы на товарную, затем — на производственную, снова на товарную и опять на денежную. «Деньги, описывающие в своем движении этот последний цикл, превращаются в капитал, становятся капиталом и уже по своему назначению представляют собой капитал»; 3) «капитал — это не вещь, а определенное общественное отношение, которое представлено в вещи и придает этой вещи специфический общественный характер». Из сравнения этих концепций видно, что наиболее полно сущность капитала как движения, приобретающего различные формы, в том числе форму общественных отношений людей, мы находим только у Маркса. На сегодняшний день оно самое объемное по своему содержанию и наиболее полное. Процент в современной экономической теории чаще всего рассматривается как цена капитала независимо от того, получает ли его промышленник в виде предпринимательского дохода или собственник ссудного капитала. То есть процент представляет собой разновидность дохода наряду с прибылью. Таким образом, мы можем отметить, что процент — это часть дохода, которую получает владелец капитала в течение года. Если она выражается в процентах, то такой доход называется процентной ставкой. Например, вы кладете в банк 100 000 долл. Ваш доход (или процент) составит 15 000 долл., ставка процента в этом случае будет равна 15%. Необходимо различать среднюю ставку процента, которая определяется за длительный период времени, и рыночную ставку процента, складывающуюся ежедневно и подверженную частым колебаниям. На величину процента и ее колебания оказывает влияние ряд основных факторов, к важнейшим из которых относятся: - величина капитала; - производительность капитала; - соотношение между предложением и спросом на капитал. В последнем случае говорят о «предпочтении во времени», об «ожидании» и о «вознаграждении за воздержание». Если общество стремится тратить больше, чем накапливать в виде инвестиций, это неблагоприятно скажется в будущем и снизит уровень потребления. Наоборот, если общество сумеет сегодня каким-то образом воздержаться от излишнего потребления, то это значительно повысит его потребление в будущем за счет сегодняшних вкладов.  
 
Рассмотрим методику определения процента на основе теории спроса и предложения. Сама идея весьма проста. Если свободного капитала много и спрос на капитал большой, а предложение уменьшается, то уровень процента повысится. Как определить границы колебания? Условием равновесия между прибылью и ставкой процента является конкуренция. Допустим, что процент на инвестиции (или прибыль) больше процента на сбережения. Требуется заемный капитал, так как своего не хватает. Фирма берет кредит, за который должна выплачивать рыночную ставку процента. В результате повышения спроса последняя начинает расти. Это снижает доходы на инвестиции, и в конечном итоге между доходом на капитал и рыночной ставкой процента устанавливается равновесие. Почему? Это просходит в силу того, что максимальной границей, к которой будет стремиться ставка процента, является средняя рыночная граница прибыли. Строго говоря, абсолютное равенство между ними будет означать отсутствие конкурении, поскольку при такой ситуации собственнику капитала абсолютно безразлично, куда его вкладывать. Но с другой стороны, сама ссуда начинает терять смысл, если ставка процента становится больше процента на инвестиционный капитал для его владельца. Оговоримся, что все это справедливо для больших промежутков времени. На практике в результате действия дополнительных факторов, таких, например, как государственная политика или крайняя неустойчивость экономики в период кризиса, ставка процента может достигать своего максимума при сокращении производства. К примеру, в результате поощрительной политики администрации Рейгана в 80-е годы ставка процента была очень высокой и достигала 18-20%, а реальные средние доходы на инвестиции колебались на уровне 8-10%. Но такая политика требовала дополнительных расходов. Другой случай — кризис. Произведенные товары не находят сбыта. Срочно нужны деньги для оплаты долговых обязательств. Спрос на них повышается, предложение сокращается, ставка процента растет и достигает максимума. Ставка процента будет повышаться, но не столь стремительно, как в приведенных выше случаях, а также в фазе подъема, когда растут прибыли производителей и требуется заемный капитал. Минимальная граница ставки процента теоретически равна нулю. На практике она максимально снижается в период депрессии, когда промышленность переживает застой, а предложение ссудного капитала возрастает, так как многие капиталы не находят применения.

 

<
Вертикальная линия SS — это величина предлагаемого накопленного капитала, которая на данный момент есть величина постоянная; кривая d — это спрос на капитал. Пересечение прямой SS и кривой d в точке Е показывает величину дохода на капитал, или ставку процента, которая в нашем примере составляет 10% в год. На этом уровне спрос и предложение уравниваются, так как при более высокой ставке процента упадет предложение капитала, а при более низкой спрос превысит предложение. Существуют другие методики для определения ставки процента в зависимости от предложения и спроса на капитал, которые учитывают воздействие самых разнообразных факторов, таких, например, как инфляция, динамика развития, рассматриваемый период прогноза и т.д. Но это уже больше относится к практической стороне вопроса. Нам остается сделать следующий вывод: в условиях рыночной экономики уровень ставки процента должен складываться только под влиянием конкуренции, под влиянием спроса и предложения капиталов. Следует добавить, что в марксистской литературе процент рассматривается как одна из форм прибыли. Последняя имеет два вида — предпринимательский доход и ссудный процент. Та часть прибыли, которую вручает заемщик собственнику капитала, называется ссудным процентом, оставшаяся часть — предпринимательским доходом. В западной литературе любой доход на капитал будет называться процентом на капитал или прибылью. С точки зрения методологии, по мнению К.Маркса, прибыль и процент есть такие формы прибавочной стоимости, которые скрывают неоплаченный труд рабочих, и отсюда следует вывод о неизбежности экспроприации этого неоплаченного труда у капиталистов. Этот вывод выходит за рамки исследования чисто экономической теории и рыночных отношений. Западные же теоретики ограничиваются анализом рынка и не делают политических выводов. К.Маркс предполагал, что с развитием технического прогресса процент на капитал должен снижаться. Технический прогресс он связывал с ростом органического строения капитала (C/Y), который должен снижать норму прибыли: Норма прибыли = Процент, по мысли К.Маркса, есть часть нормы прибыли, и его величина вслед за нормой прибыли должна снижаться. Однако этот прогноз не оправдался. Статистика последних 150 лет его не подтвердила. Причиной тому являются, по крайней мере, следующие два обстоятельства: - технический прогресс далеко не всегда шел по линии роста органического строения капитала (С/У); - капитал в условиях, когда норма прибыли начала падать, перебрасывался на производство нового продукта, на завоевание новых рынков. Такая стратегия обеспечивала устойчивые высокие доходы. Кроме того, ускорение научно-технического прогресса вызывало необходимость более динамичного обновления производства и вместе с ним усиливало давление спроса на свободные деньги, что также не могло способствовать падению величины процента.' Конкуренция, являясь конкретной формой функционирования рыночных отношений, составляет важный элемент рыночного механизма, что позволяет выделить в рыночном механизме две стороны: 1) механизм взаимосвязи спроса и предложения с целевой функцией их сбалансирования; 2) механизм конкуренции с целевой функцией стимулирования товаропроизводителей. Конкуренция (от лат. «конкуррере» — сталкиваться) — это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Она выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. Конкуренция очень сильно зависит от количества производителей-продавцов и покупателей. Она развертывается среди продавцов, которые хотят продать свой товар дороже. В этой борьбе побеждают те из них, кто сбывает товар подешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос, но продает больше. Активно развивается конкуренция среди покупателей, которые стремятся приобрести товар по меньшей цене. В соперничестве между ними побеждают те, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной ценой. Наконец, главной линией развертывания конкуренции является соперничество продавцов и покупателей, которые стоят на противоположных позициях в отношении уровня цены на товары. В результате этого соперничества устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривой спроса и предложения. Чем сильнее конкуренция среди продавцов, тем в большей мере предложение товаров превышает спрос покупателей. Когда конкуренция среди продавцов ослабевает, спрос начинает превышать предложение товаров. Конкуренция среди продавцов, среди покупателей и между теми и другими выступает как сила, вызывающая движение цены к уровню равновесия. В экономической науке выделяют несколько типов конкуренции. Прежде всего в западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. В условиях совершенной конкуренции каждый отдельный агент рыночной экономики при принятии решений исходит из задаваемых ему рыночных цен и не может влиять на ценообразование. Совершенная конкуренция предполагает полную мобилизацию производственных ресурсов. Каждый владелец такого ресурса выбирает выгодную для себя сферу приложения и не ограничен в этом выборе ничем, кроме конкуренции со стороны аналогичных ресурсов. Понятие совершенной конкуренции включает в себя также полную информированность всех без исключения участников производства о тех хозяйственных возможностях, которые имеются в ней. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: множественность продавцов и покупателей, однородность выпускаемого продукта, отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены, мобильность производственных ресурсов, абсолютное знание предпринимателями состояния рынка. Несовершенная конкуренция имеет место, когда лишь несколько крупных фирм производят основную массу определенного товара. Она проявляется в виде монополии и монопсонии. Монополия (происходит от греч.слов «монос» — один, «полео» — продаю) возникает тогда, когда отдельный производи


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.232 (0.02 с.)