Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стадии производства в краткосрочном периоде.

Поиск

Стадия 1 – от 0 до L2, где АРL = max. Эта стадия связана с началом производства. Капитал здесь является избыточным фактором по сравнению с трудом, а увеличение применения труда увеличивает совокупный и средний продукт труда (TP, APL).

Стадия 2 – от L2 до L3, где МРL = 0. Совокупный продукт на этой стадии увеличивается и достигает своего максимума в точке С. Средний и предельный продукт труда при этом убывают.

Стадия 3 – от L3 и далее. На этой стадии, когда предельный продукт труда становится отрицательным, совокупный продукт при увеличении использования труда убывает. Использование труда в такой ситуации становится избыточным.

Стадия 4 – от L3 и далее. На этой стадии, когда предельный продукт труда убывает и становится отрицательным, совокупный продукт при увеличении использования труда убывает и АP(L) тоже убывает. Использование труда в такой ситуации становится избыточным.

Таким образом, при невозможности увеличить использование одного из факторов (в данном случае - капитала) оптимальном для фирмы будет стадия 2 с максимальным возможным выпуском С.

 

29. Поведение потребителя и классификация спроса.

Исходными принципами теории поведения потребителя является признание, во-первых, экономического суверенитета потребителя (т. е. возможности влиять на предложение товаров через спрос) и, во-вторых, рациональности поведения потребителя, если он получает максимум полезности при ограниченном доходе. Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя и основывается на следующих постулатах:

множественность видов потребления - каждый потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ;

ненасыщенность - потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не перенасыщен ни одним из них;

субституция - потребитель согласен отказаться от небольшого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута;

Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель. Потребительский выбор - это выбор, максимизирующий функцию полезности в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода). Наряду с общими принципами выбора рационального потребителя существуют особенности, которые определяются влиянием на него вкусов и предпочтений.

 

Функциональный и нефункциональный спрос в экономической теории часто соотносят с нормальным и аномальным поведением потребителя. Нормальное поведение потребителя описывается законом спроса. Иными словами, при растущей цене на определенный продукт его потребление, как правило, будет уменьшаться. При падении цены потребитель будет покупать товары в большем количестве. Аномальное поведение потребителя означает то, что поведение потребителя непредсказуемо, он реагирует на процессы рынка совершенно иначе, чем большинство его агентов.

Функциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена потребительскими свойствами, присущими самому экономическому благу (товару или услуге). Нефункциональным спросом является такая часть спроса, которая обусловлена такими факторами, которые непосредственно не связаны с присущими экономическому благу качествами:

Эффект присоединения к большинству - потребитель, стремясь не отставать от других, приобретает то, что покупают другие – прямая зависимость;

Эффект сноба - у потребителя доминирует стремление выделиться из толпы – обратная зависимость;

Эффект Веблена - эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую (а не более низкую) цену. Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление товаров в настоящем.

Билет 26

26. Позиция современной теории состоит в том, что издержки производства есть вмененные издержки, т.е. характеризующие наилучшую из утраченных альтернатив.

Все издержки производства можно классифицировать по многим признакам: различают фиксированные (постоянные) и переменные, средние и предельные издержки.

Фиксированные издержки включают в себя все обязательные платежи (налоги, проценты по обязательствам (кредит, облигации), арендная плата и земельная рента, платежи по долгосрочномулизу оборудования, оплата охраны, оплата труда высшего управленческого аппарата, страховые взносы + квазипостоянные: коммунальные платежи, затраты на освещение). Их величина не зависит от объемов производства.

Переменные издержки напрямую зависят от объемов производства и меняются вместе с ним (затраты на сырье и материалы, электроэнергию, транспортные расходы, оплата труда наемных рабочих и служащих).

Фиксированные и переменные издержки вместе образуют совокупные (общие) издержки производства.

Графически выглядят так:

FC (горизонтальная линия)

VC (изогнутая восходящая кривая)

TC (смещенный график VC)

 

Вертикальное расстояние между кривыми переменных и совокупных издержек равнозначно величине фиксированных издержек, что вытекает из определения этих категорий.

 

Если разделить каждую из этих категорий на объем выпуска продукции, то будет получена еще одна группа показателей издержек – средние. Средние издержки свидетельствуют о типичных затратах на производство единицы продукции. Различают средние фиксированные AFC, средние переменные AVC и средние общие издержки AC (ATC), равные сумме средних фиксированных и средних переменных издержек ATC=AFC+AVC. Краткосрочный период

Графически группа средних издержек выглядит так:

Кривая AFC будет неуклонно снисходить слева направо, приближаясь к оси Q (поскольку вся величина FC делится на все возрастающий объем продукции).

Кривая AVC сначала снижается, потом возрастает (следствие эффекта убывающей производительности факторов производства).

ATC представляет собой как бы оборотную сторону производительности (среднего продукта): чем выше средний продукт на единицу ресурса, тем ниже издержки в расчете на единицу изделия.

Кривая AVC будет в целом повторять движение кривой ATC, но вертикальное расстояние между двумя кривыми будет уменьшаться по мере роста выпуска продукции Q (объясняется неуклонным снижением AFC).

Предельные издержки MC характеризуют возрастание общих издержек в связи с выпуском дополнительной единицы продукции.

Общие VC равны сумме всех предельных. Предельные издержки равны разнице между рядом стоящими значениями совокупных переменных издержек MC=∆TVC/∆Q.

Поскольку в краткосрочном периоде наблюдается эффект убывания предельной отдачи (производительности), MC сначала падают, а затем возрастают.

Графически кривая предельных издержек является зеркальным отражением кривой предельного продукта.

Если MC выше AVC, то последние возрастают.

Если MC меньше AVC, то последние убывают.

Кривая MC пересекает кривую AVC в точке ее минимального значения.

28. Принцип предельной полезности и его роль в ценообразовании

Бем-Баверк кооперирует понятием «предельная полезность». Предельная полезность – это наименьшая полезность последней единицы в запасе благ. Он использует менгеровскую таблицу сопоставления благ, но вносит в нее коррективы. Некоторые потребности не могут удовлетворяться по частям, порциями. Они либо не удовлетворяются, либо удовлетворяются сразу целиком.

Бем-Баверк расширяет представление о полезности. Во-первых, под пользой он понимает не только удовлетворение какой-либо потребности, но и избавление от хлопот, от тягот и т.п. Поэтому полезность – это и экономия сил, и сокращение расходования средств. Во-вторых, он вводит понятие «субституциоиной предельной полезности». По Бем-Баверку, ценность данного блага для субъекта определяется предельной полезностью тех благ, от которых субъект отказывается, чтобы приобрести данное благо.

Опираясь на идеи Менгера, Бем-Баверк порой придает им иное толкование. Так, Менгер говорил только о ранжировании степеней удовлетворения от потребления разных благ и разных единиц одного и того же блага. Фигурирующие в его таблице числовые величины характеризуют соотношения, а не абсолютные величины полезности. Бем-Баверк считает реалистичным конкретное измерение, исчисление полезности благ. Такой подход получил название кардиналистского.

4.2 Модель формирования рыночной цены

Бем-Баверк уделяет большое внимание механизму установления рыночных цен. Он строит модель формирования рыночной цены, используя менгеровские цены спроса и предложения. У каждого продавца – своя цена предложения, у каждого покупателя – своя цена спроса. Торг начинается с минимальной цены спроса, по ней не согласны продавать большинство продавцов. Рыночная цена спроса повышается, при этом часть покупателей покидает рынок, ибо не может платить такую цену, зато растет число продавцов, готовых отдать товар по этой цене. В общем, равновесная цена устанавливается на уровне, когда число покупателей, чьи индивидуальные цены спроса выше этого уровня, совпадает с числом продавцов, чьи цены предложения ниже этого уровня. Бем-Баверк вводит понятия «предельная пара сверху» и «предельная пара снизу». Предельная пара сверху – слабейший из вступивших в сделку покупателей и наиболее сильный из устраненных конкуренцией продавцов. Предельная пара снизу – наиболее сильный из вынужденных уйти с рынка покупателей и наименее сильный вступивший в сделку продавец. Величина рыночных цен находится между оценками этих двух предельных пар.

Теория капитала у Бем-Баверка связана с концепцией прямых и окольных методов удовлетворения потребностей. Развитие человечества означает все большее распространение окольных методов. Если в древности люди непосредственно создавали потребительские блага, например, собирали дикорастущие плоды и ягоды, то затем для удовлетворения потребности в нище понадобилась выплавка металла, изготовление из него сельскохозяйственных орудий и т.д. Производительность окольных методов, в общем, пропорциональна их длительности. Но блага настоящего ценнее благ будущего. Заработная плата – благо настоящего времени, тогда как средства производства и труд – блага будущего. Обмен благ настоящего на блага, будущего эквивалентен, если капитал в будущем возрастет. Этот рост – процент на капитал. Процент рассматривается Бем-Баверком как единственная форма прибыли. Чем больше разрыв во времени между благами настоящего и благами будущего, тем больше процент

Билет 27.

27. Вопрос № 27.

Теория потребительского поведения

Теория потребительского поведения - теория, рассматривающая поведение потребителей на рынке, раскрывающая механизм взаимодействия потребностей и спроса. В основе формирования рыночного спроса лежат решения отдельных потребителей. Эти решения продиктованы желанием достичь наибольшей выгоды, или отдачи, или полезного эффекта, при имеющихся затратах или возможностях.

Впервые анализ соотношения потребностей и спроса развернули представители теоретического течения, получившего название маржинализм (от фр.marginal - предельный, дополнительный). Зародилось оно во второй пол. XIX в. Аналитический аппарат маржинализма способствовал изучению механизма рынка, выявлению условий рыночного равновесия, особенностей рыночного ценообразования.

Одним из главных положений маржинализма является принцип рационального поведения человека в рыночной экономике. Потребитель имеет определённые индивидуальные вкусы и предпочтения, но он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением (своими доходами) и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность. В соответствии с этим принципом экономический процесс предстает в виде взаимодействия субъектов, добивающихся оптимизации своего благосостояния. Однако рациональными могут признаваться разные результаты деятельности субъекта, так как никто, кроме самого субъекта, не может дать точную оценку его действиям. Поэтому маржинализм часто определяют как субъективное течение экономической мысли.

Другим важным положением в методологии маржинализма является принцип редкости всех ресурсов. Это значит, что в основу многих входящих в него теорий закладывается предположение об ограниченности, фиксированной величине ресурсов, а, следовательно, и производства товаров.

Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».

Полезность вещи выступает в качестве такого ее свойства, благодаря которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной в круг интересов индивидуума.

Все действия потребителя, в конечном счете, направлены на то, чтобы максимизировать полезность, которую он может извлечь из своего дохода. Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи. В экономической теории рассматриваются два основных подхода к решению этого вопроса: с точки зрения теории предельной полезности (кардиналистская теория - от слова "число") и с точки зрения кривых безразличия (ординалистская теория - от слова "порядок").

Кардиналисты заметили, что если потребление товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает. Это относится практически ко всем товарам и называется законом убывающей предельной производительности. Снижение предельной полезности связано с уменьшением субъективной оценки товара по мере удовлетворения потребности в нём. Главной задачей изучения потребительского поведения было определить то состояние, которое являлось бы наиболее оптимальным для потребителя. Очевидно, что потребитель вынужден идти на компромиссы, поскольку должен выбирать между альтернативными продуктами, чтобы при ограниченности денежных ресурсов получить в своё распоряжение наиболее удовлетворительный, с его точки зрения набор товаров и услуг. В поисках такого набора потребитель склонен постоянно менять структуру потребления.

Принцип максимизации общей полезности будет состоять в следующем: каждый потребитель должен распределить свой доход так, чтобы полезность, полученная от последней денежной единицы, израсходованной на тот или иной товар, была одинаковой, т.е. покупатель будет предъявлять спрос на товар до тех пор, пока предельная полезность в расчёте на одну денежную единицу, потраченную на данный товар, не станет равной предельной полезности на денежную единицу, израсходованную на другой товар.

Ординалисты - представители другого направления в теории потребительского поведения полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то её невозможно измерить, и вводят понятие «ординальной» (порядковой) полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ. Совокупность потребительских наборов, обеспечивающих одинаковый уровень удовлетворения, называют кривой безразличия. В каждой точке этой кривой есть набор товаров, который имеет одинаковую полезность для потребителя. Таких кривых можно нарисовать бесконечно много, причём каждая следующая кривая (лежащая дальше от начала координат) будет соответствовать большей общей полезности (отсюда понятие порядковой полезности). Нет смысла до бесконечности рисовать карту безразличия, поскольку существует некое ограничение - доход потребителя. Оно будет отражаться на бюджетной линии. Бюджетная линия показывает различные комбинации двух продуктов, которые могут быть приобретены при фиксированной величине денежного дохода и заданных ценах на эти товары. Оптимальное состояние потребителя ординалисты определяют в точке касания кривой безразличия и бюджетной линии, которая и определит оптимальное количество спрашиваемого товара при заданной цене на него, т.е. величину спроса.

Ценообразование в рыночной экономике

ЦЕНООБРАЗОВА́НИЕ, процесс формирования цен на товары и услуги. В современной экономике существуют три основных его типа: плановое, рыночное и государственнное (на продукцию естественных монополий (см. ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ)).

Плановое ценообразование, осуществляемое в рамках командной системы, (см. КОМАНДНАЯ СИСТЕМА) предписывает прямое установление государственными органами цен на определенный вид товаров или услуг, обязательных для всех предприятий, производящих эту продукцию. Рыночное ценообразование формируется с помощью таких общерыночных институтов, как биржи, (см. БИРЖА (форма оптового рынка)) ассоциации фирм-производителей или непосредственно самой фирмой. Допускаемое рыночной системой государственное ценообразование на продукцию естественных монополий предполагает, что государственные органы прямо устанавливают цены на товары естественных монополий, а также тарифы на их услуги или регулируют формирование таких цен и тарифов. Фирма, функционирующая в рыночной системе, устанавливает цены на свою продукцию в соответствии с фирменной стратегией и политикой ценообразования. В рыночной экономике существует два основных подхода к ценообразованию: затратный и маркетинговый. Затратное ценообразование Затратный подход предполагает формирование цены как суммы прямых издержек на производство, части общефирменных затрат и нормативно заданной прибыли. При этом реально в качестве отправной точки ценообразования выступают фактические затраты фирмы на производство и организацию сбыта товаров, а сам процесс создания товара начинается с разработки специальной технологии, затем на основе технологической документации рассчитываются издержки производства, плюс желаемая фирмой величина прибыли («нормальная» прибыль). Следующий этап — поиск потенциальных покупателей, для которых данный товар имеет большую ценность, чем запрашиваемая за него цена. Если такие покупатели находятся, фирма успешно продает товар и получает прибыль. В противном случае товар на рынке не находит сбыта, и фирма вынуждена снижать на него цены.

Поскольку затратный подход является наиболее простым, он используются преобладающим большинством фирм (в частности, российских). Но затратное ценообразование обладает рядом существенных недостатков, главным из которых является стойкая неспособность учитывать нужды денежного спроса потребителя, в конечном счете определяющего реальную цену товара на рынке.

Таким образом, применение затратного метода ценообразования может привести к установления либо слишком высоких цен на слабых рынках (с ухудшающейся конъюнктурой), либо слишком низких цен на сильных рынках (с растущим спросом). В первом случае фирма сталкивается с ситуацией затоваривания и будет вынуждена реализовывать товар по сниженным ценам, терпя убытки. Во втором – прибыль окажется заниженной из-за порочного ценообразования.

Кроме того, затратное ценообразование обладает принципиально неустранимым дефектом. Во многих случаях величину удельных затрат на единицу продукции, которая, собственно, и должна быть основой цены при этом подходе, невозможно определить до того, как она будет установлена. Это объясняется тем, что цена определяет объем продаж, а он, в свою очередь, является основой определения объема производства, поэтому именно объем производства является одним из основных факторов, влияющих на величину удельных издержек на единицу продукции. В результате в рыночной экономике фактически цена определяет величину издержек, а не наоборот, как предусматривает затратное ценообразование.

Маркетинговое ценообразование

В соответствии с принципом маркетингового (ценностного) ценообразования устанавливаемая цена на товар должна обеспечивать наивысшую прибыль фирме за счет оптимального соотношения «ценность —затраты». Такой подход исходит из оценки потребностей покупателя, а также той ценности, которую он желал бы получить в виде товара. Именно ценность товара в глазах потребителя определяет ту цену, по которой он готов приобрести товар. Соответственно, нащупав на основе маркетинговых исследований предельную цену предполагаемого товара, фирма разрабатывает технологию, позволяющую получать товар с такой ценностью (комбинацией свойств) при издержках, обеспечивающих ей желаемый уровень прибыльности.

Установление цен на основе маркетингового подхода означает, по существу, управление продажами с помощью формирования представлений покупателей о ценности для них данного товара и регулирования величины выигрыша (премии), который покупатель получает при покупке.

Задача ценообразования с точки зрения фирмы состоит в том, чтобы как можно большая часть разницы между ценностью товара в глазах потребителя и издержками его производства и сбыта превратилась в прибыль фирмы и как можно меньшая — в выигрыш потребителя. Решение этой задачи зависит также от конкурентов, работающих на том же рынке. Поэтому процедура разработки ценовой политики, а затем и определения на ее основе конкретных уровней цен, построена на сведении воедино информации о возможном влиянии на экономические результаты продаж, таких факторов, как издержки производства, свойства товара, предпочтения покупателей, качество товаров и уровень цен конкурентов, государственное регулирование.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.13 (0.013 с.)