Эффект дохода и эффект замещения по Е.Слуцкому 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эффект дохода и эффект замещения по Е.Слуцкому




Первоначальная бюджетная линия (1) обеспечивает максимальный уровень полезности U1 в точке А. При снижении цены товара Х новая бюджетная линия (3) позволит переместить рациональный потребительский выбор в точку С на кривой безразличия U3. Фиктивная бюджетная линия (2), показывающая величину эффектов замены и дохода, наклон которой соответствует новому соотношению цен, проведена через точку прежнего рационального выбора. Она характеризует доход, необходимый для обеспечения прежнего благосостояния при новых ценах. При неизменном реальном доходе и новом соотношении цен можно достичь большего благосостояния U2, приобретя набор В. Следовательно, перемещение из точки А в точку В характеризует эффект замещения, а из точки Вв точку С — показывает эффект роста реального дохода.

Билет 22.

22.Классификация предприятий по степени концентрации производства.

По этому признаку предприятия подразделяются на малые, средние и крупные.

1. Малые предприятия

Малые – самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве стран они представляют собой фундамент, на котором вырастают потом другие предприятия. На малых предприятиях занята значительная часть трудоспособного населения.

В зарубежной системе хозяйства малые предприятия часто подразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых. Так, на конец 80-х г. в Италии к мельчайшим относились фирмы с числом занятых 1-9 человек, а к мелким:9-99 человек; в Великобритании соответственно – 1-24 и 24-99 человек; в США, Франции, Японии – от 1-19 и от 20 до 99 человек.

Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании – 48,7%; в США – 54,5%; во Франции – 60,1; в Италии – 73,8; в Японии – 77,1%, (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).

Особенности малых предприятий заключается в следующем:

· обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;

· имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;

· быстрее могут обновить выпуск продукции;

· способствуют созданию конкуренции на рынке;

· обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;

· часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.

По сфере деятельности у нас больше малых предприятий занято в торговле (46,8%) и меньше – в производственной сфере (только 14,2%).

Основная проблема малого предпринимательства – это отсутствие инвестиций.

Типичные факторы, которые сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России:

· высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов;

· сложность бухгалтерской отчетности;

· излишнее государственное регулирование (часто это связано с коррупцией чиновников);

· недостаток собственных средств;

· неплатежеспособность партнеров

· рэкет и т.д.

Для поддержки малого предпринимательства 14 мая 1998г. на заседании правительства была утверждена Федеральная программа, которая предусматривала не только выделение в том году 70 млн. рублей на эти цели, но и целый ряд организационных мероприятий. Например, упрощение регистрации и упрощение налоговых схем; создание консультационных центров в малых городах и поселках; проведение эксперимента по организации малого предпринимательства и по созданию новых рабочих мест в экономически и социально напряженных регионах страны.

2. Средние предприятия

Средние предприятия, занимая промежуточное положение между малыми и крупными, имеют следующие характерные признаки:

· численность персонала от 100 до 500 человек;

· узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация позволяет средним фирмам выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что прежде всего обусловлено низкими издержками производства при специализации.

Кроме этого, рынок, на котором работает специализированное предприятие, менее поврежден различным колебаниям. Средние фирмы действуют обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются минимонополиями, и если возникает потребность в их товаре, то изготовить его могут только они.

Однако деятельность средних фирм связана с опасностью, обусловленной изменениями спроса. Если фирма выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней фирмы упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.

3. Крупные предприятия

Основные характерные признаки крупного предприятия (корпорации):

· численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников. (Например, в корпорации ИБМ трудятся 400 тысяч работников);

· обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);

· массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;

· выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;

· наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;

· широкое использованиевнутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые фирмы), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки.

В зависимости от степени динамичности крупные предприятия подразделяются на три группы:

· продолжающие динамично развиваться. Например, японская фирма «Sony»;

· утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов;

· утратившие и динамизм и снижение темпов развития и стабильность прибыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментом продукции, усложненной организационной структурой, чрезмерными производственными мощностям и т.п. В качестве примера такой компании обычно называют голландский электротехнический концерн «Philips».

Вышеприведенная система классификации применяется в мировой хозяйственной практике. В России при делении предприятий на малые, средние и крупные обычно учитываются следующие признаки:

· численность работающих;

· стоимостный объем выпуска продукции;

· стоимость основных производственных фондов.

 

 

32. Кривая безразличия и ее свойства. Оптимизм потребления

Кривая безразличия — кривая, изображающая все комбинации из двух благ, имеющих для экономического субъекта одинаковую полезность и по отношению к выбору которых он безразличен. Понятие кривой безразличия восходит к ФрэнсисуЭджворту и Вильфредо Парето.

Форма кривой безразличия отдельного потребителя определяется исключительно его вкусами и предпочтениями и не зависит от доходов или цен на потребляемые товары. Совокупность кривых безразличия, описывающих поведение одного потребителя, составляет его карту безразличия.

Свойства кривых безразличия

 

· кривые безразличия имеют отрицательный наклон. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;

· кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;

· абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;

· кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;

· возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.

Оптимизация потребления

С этих общеэкономических позиций, для того, чтобы имеющимися ресурсами получить максимально полезные продукты, в целом по экономике ресурсы должны быть оптимально распределены так, чтобы на каждую единицу затрат ресурсов приходилась равная величина полезности произведенных продуктов. Но фактически всегда имеет место отклонение от оптимального распределения ресурсов. В некоторых благах экономическая полезность, приходящаяся на единицу затрат, больше среднего. В других случаях - наоборот. В одном случае получаем дефицит, в другом - излишки. Это значит, что определенная часть ресурсов расходуется для производства экономически менее полезных благ (излишков), вследствие чего их уже не хватает для производства более полезных благ (дефицитных). Дефицит и излишки измеряются степенью отклонения наличного количества благ от оптимального количества. А оптимальное количество это то, при котором достигнуто равнополезность затрат, т.е. соответствие структуры затрат структуре потребностей. Таким образом, перепроизводство продуктов в одних отраслях вызывает недопроизводство - в других. Недопроизводство и перепроизводство, дефицит и излишки - взаимообусловленные явления. Условием равновесия является равнополезность затрат во всех отраслях, что свидетельствует об оптимальности, то есть о соответствии структуры производства и потребления структуре потребностей.

Билет 23

23.Механизм размещения ресурсов в рыночной экономике. Вмененные издержки и экономическая прибыль.

Вмененные издержки = Альтернативные издержки

Альтернативные издержки (издержки упущенной выгоды)— экономический термин, обозначающий упущенную выгоду (в частном случае — прибыль, доход) в результате выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов и, тем самым, отказа от других возможностей. Величина упущенной выгоды определяется полезностью наиболее ценной из отброшенных альтернатив. Альтернативные издержки — неотделимая часть любого принятия решений.

Альтернативные издержки не являются расходами в бухгалтерском понимании, они всего лишь экономическая конструкция для учёта упущенных альтернатив.

Экономическая прибыль— чистая прибыль, остающаяся у предприятия после вычета всех затрат, включая альтернативные издержки распределения капитала владельца. В случае отрицательного значения экономической прибыли рассматривается вариант ухода предприятия с рынка.

Выручка – экономические издержки (и внешние, и внутренние) = Экономическая прибыль.

Экономическая прибыль даёт возможность сравнить рентабельность вложенного капитала предприятия с минимально необходимой для оправдания ожиданий инвесторов доходностью, а также выразить полученную разницу в денежных единицах.

(про механизм размещения ресурсов ничего внятного не нашла, простите ((()

31. Понятие, структура, кругооборот оборотных средств; подходы и методы определения потребности.

Оборотные средства предприятия представляют собой стоимостную оценку оборотных производственных фондов и фондов обращения. Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции.

Оборотные производственные фонды - это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла. Они классифицируются по следующим элементам:

· производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие изделия и т.д.);

· незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (продукция, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке);

· расходы будущих периодов, т.е. затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах;

· фонды обращения, т.е. совокупность средств, функционирующих в сфере обращения; (готовая к реализация продукция, находящаяся на складах предприятия, денежные средства в кассе предприятия и на счетах в банке и т.д.)

 

Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости.

Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация). На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) производственные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного производства и полуфабрикатов, превращаются в готовую продукцию. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой продукции и оборотные средства принимают денежную форму.

Для определения потребности предприятия в оборотных средствах осуществляется нормирование оборотных средств. Под нормированием оборотных средств понимается процесс определения экономически обоснованной потребности предприятия в оборотных средствах, обеспечивающих нормальное протекание производственного процесса.

К нормируемым оборотным средствам относятся все оборотные производственные фонды (производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства, расходы будущих периодов) и готовую к реализации продукцию. Нормативы оборотных средств рассчитываются в натуральном выражении (штуки, тонны, метры и т.п.), в денежном выражении (рублях) и в днях запаса. Общий норматив оборотных средств предприятия рассчитывается только в денежном выражении и определяется путем суммирования нормативов оборотных средств.

Общая норма запаса определяет на какое количество дней предприятие должно быть обеспечено оборотными средствами по данному виду производственного запаса. Текущий запас необходим для обеспечения бесперебойного хода производства на предприятии в период между очередными поставками. Страховой запас предусмотрен для предупреждения последствий связанных со сбоями в снабжении. Подготовительный (технологический) запас создается в тех случаях, когда поступающие на предприятие сырье и материалы, требуют соответствующей дополнительной подготовки (сушка, сортировка, раскрой, комплектация и т.п.).

Билет 24.

24.Издержки экономические и издержки бухгалтерские.

выручка – это доход от реализации продукции, а под издержками понимаются затраты фирмы на производство и реализацию продукции. Разница между ними образует прибыль.

Возможны две трактовки издержек, которые получили название бухгалтерских и экономических.

Бухгалтерские издержки – это явные затраты, связанные с оплатой ресурсов, не принадлежащих самому предприятию, и учитывающиеся при расчете остающейся у него прибыли. К ним относятся:

· амортизация основных средств:

· расходы на сырье, комплектующие, энергию;

· заработная плата рабочих и служащих;

· арендные платежи;

· оплата услуг сторонних лиц;

· налоговые платежи;

· выплата процентов по займам.

Разница между выручкой и бухгалтерскими издержками образует бухгалтерскую (чистую хозяйственную) прибыль. Термин «бухгалтерские» означает учитываемые издержки и не должен трактоваться как затраты, рассчитанные по правилам бухгалтерского учета. Бухгалтерские издержки иногда называются внешними (explicitcost), так как они выражают стоимость ресурсов, находящихся в чужой собственности.

Для сравнительной оценки разных вариантов инвестиций кроме бухгалтерских (явных) затрат необходимо также учитывать неявные – издержки упущенной выгоды. Предположим, что предприниматель, вложивший в дело капитал в 100 денежных единиц, полностью потребленный в течение года, произвел и реализовал к концу этого года продукцию на 110 денежных единиц, получив при этом 10 единиц бухгалтерской прибыли. Рентабельность его капитала составила 10%. Был ли экономически оправдан выбранный им вариант развития бизнеса, если годовая ставка процента, выплачиваемая банком по вкладам, составляла 15%? Очевидно, что нет. Выбранный вариант инвестиций принес ему убыток в 5 денежных единиц по сравнению с банковскимдепозитом. Данный пример показывает, что издержки упущенной выгоды, равные по величине доходам от лучшего из других вариантов развития бизнеса, должны рассматриваться как неявные издержки. Их можно назвать внутренними (implicitcost), так как они показывают скрытую стоимость ресурсов, принадлежащих самой фирме. В составе неявных издержек выделяют норму отдачи (скрытый процент на собственный капитал) и норму дохода (скрытую заработную плату самого предпринимателя).

Явные (бухгалтерские) и неявные издержки в совокупности образуют экономические (альтернативные) издержки. Они показывают стоимость всех ресурсов, используемых фирмой – как собственных, так и заемных. Разница между выручкой и экономическими издержками составляет экономическую прибыль, то есть превышение бухгалтерской прибыли над доходностью лучшего из альтернативных вложений капитала. Получение предприятием нулевой экономической прибыли не означает, что его деятельность лишена экономического смысла. Это свидетельствует лишь о том, что его доходность равна доходности применения капитала в других вариантах его использования.

В составе издержек выделяются затраты, связанные с невозвратными расходами – долгосрочными инвестициями в активы, не имеющими альтернативного применения. Остановить эти издержки не представляется возможным, поэтому они также получили название невозвратных. Представим, что предприниматель приобрел узкоспециализированное оборудование для производства продукции, которая не нашла спроса. Использовать его в других целях он не сможет, продать его также будет трудно. Следовательно, в ожидании появления спроса на продукцию такое оборудование будет храниться, подвергаясь физическому и моральному износу (амортизируя). Этот износ представляет собой пример невозвратных издержек.

30. Понятие, структура, кругооборот и повышение отдачи основных средств фирмы.

Основные средства предприятия — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.

Примерами являются:

· здания (корпуса цехов, складские помещения);

· сооружения (инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства: эстакады, автомобильные дороги, туннели);

· передаточные устройства (электросети, теплосети, газовые сети);

· машины и оборудование;

· лабораторное оборудование;

· вычислительная техника;

· транспортные средства (вагоны, автомобили, кары, тележки);

· хозяйственный инвентарь и т.д.

 

Для признания объекта основным средством для организации необходимо выполнение следующих условий:

· стоимость объекта > 40000 рублей.

· объект предназначен для использования в производстве продукции либо для предоставления организацией за плату во временное владение;

· объект предназначен для использования в течение длительного времени, то есть срока, продолжительностью свыше 12 месяцев;

· организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

· объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Кругооборот основных производственных фондов включает:

· износ основных фондов;

· начисление амортизации;

· накопление средств для полного восстановления основных фондов;

· замену путем финансирования реальных (прямых) инвестиций.

 

Проблема повышения эффективности использования основных средств и производственных мощностей предприятий занимает центральное место в период перехода к рыночным отношениям. От решения этой проблемы зависит место предприятия в промышленном производстве, его финансовое состояние, конкурентоспособность на рынке.

Основным показателем эффективности использования основных фондов является показатель фондоотдачи. Эффективность использования основных средств измеряется в том числе величиной прибыли на рубль вложений в основные средства.

Имея ясное представление о роли основных средств в производственном процессе, факторах, влияющих на использование основных средств, можно выявить методы, направления, при помощи которых повышается эффективность использования основных средств и производственных мощностей предприятия, обеспечивающая снижение издержек производства и рост производительности труда.

Билет 25

25. Издержки производства. Сходство и различие себестоимости и цены



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.068 с.)