Предложение как экономическая категория: Кривая предложения, закон предложения, факторы предложения, эластичность предложения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение как экономическая категория: Кривая предложения, закон предложения, факторы предложения, эластичность предложения.



Предложение – количество товаров и услуг, которые готовы продать продавцы при определенных условиях в данный период времени.

Кривая предложения:

Кривая предложения показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Закон предложения – существует прямая зависимость между ценой и величиной предложения: если цена какого-либо товара повышается при неизменности других условий рынка, то предложение этого товара увеличивается.

Факторы предложения:

· цена товара

· цена ресурсов

· характер применяемой технологии

· налоги и субсидии

· количество продавцов и т.д.

Эластичность предложения:

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Эластичность предложения зависит от:

· особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

· зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

 

43 Формирование цен на землю. Земельная рента. Цена земли и аренда.

Земля, как и всякий товар, имеет свою потребительскую и рыночную стоимости.

Потребительская стоимость является отражением стоимости земли для пользователя.

Рыночная стоимость - это цена земельного участка, которая является наиболее вероятной при его продаже на открытом рынке в условиях конкуренции.

Земля является, как и любой товар, объектом операций купли-продажи, удовлетворяет потребности потребителей и имеет набор качественных и количественных характеристик.

Цена на землю формируется на основе взаимодействия спроса и предложения. Если цена на земельном рынке падает, то растет спрос на землю. Если цены на землю растут, то спрос падает.

Одна из основных особенностей земли в качестве товара заключается в том, что количество земли, предлагаемой на рынке, естественным образом ограничено. В связи с этим цена на землю определяется главным образом спросом. Спрос на землю, как правило, формируется на основе уровня цен на продукцию, производимую на земельных участках. Например, если понижаются цены на зерновые культуры, то и спрос, являющийся производным от этих цен, также понизится, а следовательно, упадет цена на землю. На величину спроса на землю воздействуют экономические, природно-климатические и др. факторы.

В процессе определения цены на землю также необходимо учитывать абсолютную неэластичность ее предложения. Т. е. любой собственник земли, который заинтересован в максимизации доходов, будет предлагать землю за любую цену, иначе он рискует лишиться ренты вообще.

Земля представляет собой особый объект рыночных отношений. Земельный рынок позиционирует землю в качестве особой ценности, обладающей многообразным набором свойств, которые необходимо эффективно использовать. Земля классифицируется по категориям согласно ее целевому назначению, что дает возможность применять дифференцированный подход к рыночным сделкам.

Земе́льнаяре́нта — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов.Земельная рента - доход, получаемый владельцем земли от арендаторов земельных участков.

Виды::
Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты).

Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Дифференциальная рента существует в двух формах: дифференциальная рента I и дифференциальная рента II. Источниками дифференциальной ренты I являются более производительный труд на относительно лучших и средних по плодородию землях, а также различия в местоположении участков земли по отношению к рынкам сбыта, транспортным путям и т. д. Дифференциальная рента II связана с дополнительнымивложениями капитала в один и тот же участок, обеспечивающими получение добавочной прибыли.Дифференциальная рента возникла как результат ограниченности земли: цена производства сельскохозяйственного продукта определяется условиями производства не на средних и лучших участках, а на худших, т. к. продукт только лучших и средних участков недостаточен для покрытия общественного спроса. В результате образуется дополнительная прибавочная стоимость - разность между ценой производства на худших участках (общественная цена производства) и индивидуальной ценой производства на средних и лучших участках.

Монопольная рента - особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость.

 

Цена земли и арендная плата

Цена на землю определяется путем капитализации ренты. Цена земли — это сумма денег, с которой бывший собственник земли получал бы банковский процент на вложенный капитал.

Определить цену земли значит определить альтернативную стоимость для собственника земли. Изменение цены земли в зависимости от уровня ссудного процента представляет собой разновидность дисконтирования такого экономического ресурса, каким является земля, ее недра, полезные ископаемые, расположенная на ней недвижимость.

Дисконтирование, т.е. исчисление будущего размера дохода в виде ренты, осуществляется следующим образом:

DR = R/r, где DR — дисконтированный размер ренты; R — годовая рента; г — норма процента.

Рента составляет лишь часть суммы, которую арендатор платит земельному собственнику.

Арендная плата включает кроме ренты амортизацию на постройки и сооружения (которые находятся на земле), а также процент на вложенный капитал. Если собственник земли сделал какие-то улучшения, то он должен и возместить стоимость этих сооружений, и получить процент на затраченный капитал.

Билет 12

12. Рыночное равновесие. Равновесная цена.

В условиях рыночной экономики конкурентные силы способствуют синхронизации цен спроса и цен предложения, что приводит к равенству объемов спроса и предложения.

Рис.3.3. Цена равновесия и отклонения от нее

Точка равновесия обозначается Е.

В точке равновесия РЕ = РS = РD,

где РЕ - равновесная цена; РS - цена предложения; РD - цена спроса.

Это означает, что QЕ = QS = QD.

Равновесная цена – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Действуют законы рыночного ценообразования:

¨ цена стремится к такому уровню, при котором спрос равен предложению;

¨ если под влиянием неценовых факторов происходит повышение спроса при неизменном предложении или сокращение предложения при неизменном спросе, то цена возрастет, и наоборот.

Рыночное равновесие существует там и тогда, где и когда уже исчерпаны возможности изменения рыночной цены или количества продаваемых товаров.

Рынок стихийно, автоматически способствует формированию равновесных цен (этот процесс А. Смит назвал механизмом «невидимой руки»). Но рыночное ценообразование может быть нарушено либо деятельностью монополий, либо вмешательством государства. В таких случаях говорят о ценах «пола» и «потолка». Цена «потолка»ограничивает рост цены – это искусственно заниженная цена. Цена «пола» не позволяет цене снижаться – это искусственно завышенная цена.

Если установленная государством максимальная цена (потолок цен) находится ниже равновесного уровня, то образуется дефицит, если государство устанавливает минимум цены выше равновесного уровня (так называемая субсидируемая цена), то образуется излишек.

 

42. Формирование цен на рынке труда. Зарплата.

Цены рабочей силы служат своего рода ориентиром в отношениях между наемными рабочими и работодателями. На рынке рабочей силы так же, как и на рынке товаров, действуют спрос и предложение.

Цена труда зависит от соотношения спроса и предложения на рынке труда. Если спрос на труд больше его предложения, то цена труда повышается. Если возникает обратная ситуация, то цена труда понижается. Как правило, значительные несоответствия спроса и предложения рабочей силы возникают при изменениях в рыночной конъюнктуре в переходные периоды между фазами экономического цикла.

Если экономика находится в состоянии подъема и роста, то формируется высокая рыночная конъюнктура, расширяется производство, открываются новые предприятия и соответственно, появляются новые рабочие места, а следовательно растет спрос на труд. В результате цена труда на рынке труда растет высокими темпами.

Если же в экономике наблюдается спад, предприятия закрываются, производство товаров и услуг идет на убыль, то существенная часть наемных рабочих оказывается лишней, увеличивается количество безработных, которое переполняет рынок труда. Соответственно, предложение рабочей силы на рынке труда растет, а спрос сокращается, что приводит к уменьшению цены труда. Конъюнктура рынка может изменяться не только в связи с переходом между фазами экономического цикла, но и в процессе конкуренции, т. е. практически постоянно. При наличии свободной конкуренции цены на рабочую силу изменяются непрерывно.

В основе цены труда лежит некоторая объективная величина – стоимость рабочей силы. Она сводится к цене средств существования наемного рабочего и его семьи. Средства существования подразумевают средства, необходимые для обеспечения жизнедеятельности, поддержания работоспособности и удовлетворения его материальных и духовных потребностей. Нижняя граница стоимости рабочей силы определяет минимальный потребительский бюджет в его денежном эквиваленте, ниже этой границы рабочая сила деградирует и разрушается. Минимальный потребительский бюджет также используется в качестве базы для расчета размера минимальной заработной платы, пенсии, стипендии и др.

Заработная плата является экономической категорией, модифицирующей и конкретизирующей цену рабочей силы. Заработная плата и цена труда очень тесно взаимосвязаны, но не равнозначны. Цена труда является категорией рынка труда, складывается на рынке труда и зависит от соотношения спроса и предложения рабочей силы. А заработная плата является категорией производства и зависит не только от рыночной цены рабочей силы, но и от условий труда, сложности труда и пр.

 

Билет 13.

13. Конкуренция: понятие, условия, формы, методы.

Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров.

С экономической точки зрения, конкуренция рассматривается в 3 основных аспектах:

1. Как степень состязательности на рынке;

2. Как саморегулирующий элемент рыночного механизма;

3. Как критерий, по которому определяется тип отраслевого рынка.

Условия конкуренции:

· Наличие множества равноправных рыночных субъектов;

· Полная экономическая обособленность каждого рыночного субъекта;

· Зависимость рыночного субъекта от конъюнктуры (= текущая эк ситуация на рынке) рынка;

· Противоборство со всеми другими рыночными субъектами за удовлетворение покупательского спроса.

Формы конкуренции:

Чистая конкуренция: очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт; новые фирмы легко могут войти в отрасль;

Монополистическая конкуренция: сравнительно большое число фирм, производящих дифференцированную продукцию. Вхождение в отрасль для фирм довольно простое.

Олигополистическая конкуренция: небольшое число продавцов = > решение об определении цен и объемов производства является взаимосвязанным. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, которые принимаются ее конкурентами и поэтому фирма обязательно должна учитывать эти решения в своем поведении.

Чистая монополия: существует только одна фирма; вхождение в отрасль заблокировано. Существует только один продукт. Збс.

(ПОТОМ у Коновалова идет много много всего по каждому виду, но я думаю нахер надо и лишнее все это).

Методы конкуренции:

Традиционно выделяют две условные группы методов конкуренции - ценовые и неценовые.

1. Ценовая конкуренция - продажа товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены происходит за счет снижения издержек производства или уменьшения прибыли без изменения ассортимента и качества производимой продукции;

2. Неценовая конкуренция:

· предложение продукции более высокого качества, с лучшими показателями надежности и срока службы;

· изменение свойств (например, безопасность, экологичность, эстетичность, удобство и простота эксплуатации);

· создание новой продукции для удовлетворения не существовавших ранее потребностей;

· постоянное обновление свойств продукции, являющейся символом моды или престижности, фирменных товаров (товарные марки, знаки).

41. Равновесие фирмы на рынке ресурсов

Под экономическими ресурсами понимаются все виды ресурсов, используемых в процессе производства товаров и услуг. К ним относятся:

1. естественные ресурсы (земля, ее недра, водные и лесные ресурсы);

2. трудовые ресурсы;

3. средства производства (производственные здания, сооружения, оборудование, станки, сырье, материалы и т. д.) – производственный капитал.

Поскольку потребителями ресурсов являются фирмы, производящие товары и услуги, а «производители» ресурсов – их собственники, то цена ресурса – денежный доход его собственника:

· цена естественных ресурсов – рента;

· цена труда – заработная плата;

· цена производственного капитала – процент;

· цена предпринимательских способностей – предпринимательский доход.

Цены на все виды ресурсов в рыночной экономике формируются через взаимодействие спроса и предложения, аналогично ценам готовой продукции.

Поскольку спрос и предложение на рынках ресурсов формируются под влиянием рынков потребительских товаров и услуг, то они выступают как производные или вторичные.

На конкурентном рынке ресурсов в результате взаимодействия спроса и предложения формируется равновесная цена.

Цены на ресурсы в действительности изменяются, когда изменяются рыночный спрос и предложение. Однако количество ресурсов, закупаемых отдельной фирмой в условиях совершенной конкуренции, не влияет на общий рыночный спрос.

Оплата дополнительно закупаемого ресурса – это предельные затраты фирмы на данный ресурс MIC (marginalinputcost). В условиях совершенной конкуренции они равны равновесной цене.

Дополнительный продукт, полученный от использования дополнительной единицы ресурса – предельный продукт MP. Прирост дохода фирмы от его реализации – предельная доходность ресурса (MRP – marginalrevenueproduct) или предельный продукт в денежном выражении. Он равен: MRP=MR·MP.

Графически предельная доходность ресурса – это кривая спроса на него. Она имеет отрицательный наклон, т. к. отражает убывающую доходность (убывающую производительность) ресурса: чем больше единиц одного ресурса использует фирма при прочих постоянных ресурсах, тем ниже ее предельная производительность.

Выбор фирмой количества используемого ресурса основывается на равенстве MRP=MIC. Это равенство и отражает оптимум фирмы, т. е. условие максимизации прибыли.

 

Билет 14.

14. Пределы возможностей рыночного механизма. Роль государства в рыночной экономике. Смешанная экономика.

Рыночный механизм представляет собой способ взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Его движущими силами являются интересы субъектов рыночных отношений, те выгоды, которые они рассчитывают получить посредством товарно-денежного обмена.

Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что рыночный механизм наилучшим образом обеспечивает удовлетворение спроса. Изменяющаяся конъюнктура рынка ориентирует производителей на создание необходимых обществу товаров.

Рыночное ценообразование поддерживает в относительном равновесии спрос и предложение. Отсутствие дефицита на рынке позволяет населению получать наибольшую полезность в процессе потребления приобретенных благ. Конкурентная борьба на рынке заставляет производителей искать рациональные способы использования факторов производства и обеспечивает рациональное распределение ограниченных ресурсов общества между отраслями и сферами хозяйственной деятельности.

Но в то же время возможности рыночного механизма не безграничны, он также имеет существенные недостатки. Опыт развитых стран показывает, что рыночный механизм не может предотвратить кризисы перепроизводства, безработицу, предохранить от разрушения окружающую среду. Саморегулирующийся рынок ведет к усилению дифференциации производителей, возникновению монополии и росту цен.

Предотвратить или ослабить нежелательные последствия рыночного саморегулирования можно путем регулирования рынка. В странах с развитой рыночной экономикой имеет место государственное и негосударственное регулирование рынка.

Государственное регулирование:

Государство отвечает за:

· Фискальную политику (бюджет, налоги);

· Монетарную политику (денежные средства, регулирование кредитного рынка);

· Регулирование внешней торговли;

· Регулирование распределения доходов.

Механизмы государственного регулирования рыночной экономики:

· Бюджетно-налоговая политика — деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета. Направлена на обеспечение стабильного развития экономики, предотвращения инфляции и обеспечение занятости населения.

· Денежно-кредитная (монетарная) политика — контроль над денежной массой в экономике. Её цель — поддержка стабильного развития экономики.

Методы регулирования разделяются на:

· Прямые: контроль над монополиями, экология, разработка стандартов, их поддержание (знаки качества, государственные стандарты)

· Косвенные: денежная политика, контроль за доходами, социальная политика

· Внешнеэкономическое регулирование.

Смешанная экономика – включает в себя как частную и корпоративную, так и общественную, либо государственную собственность на средства производства. Она позволяет частным предпринимателям и физическим лицам принимать независимые финансовые решения, однако их автономия ограничена тем, что государство или общество обладает приоритетом в этих финансовых вопросах.

В рамках смешанной экономики как государство, так и частные предприятия и корпорации имеют право в собственности или оперативном управлении средствами производства, свободно перемещать товары, осуществлять сделки по купле-продаже, нанимать и увольнять работников, и фактически являются равноправными игроками рынка.

Большинство современных национальных экономик — смешанные, так как включают в себя как частную собственность, так и элементы государственной и близкой к ней корпоративной собственности, причём во многих развитых странах последняя играет ведущую роль.

 

40. Модель, получившая название ломаной кривой спроса, была предложена для объяснения поведения олигополистов в 1939 г. П. Суизи36 и Хэллом и Хитчем.36 В действительности она объясняла жесткость {англ. rigidity), или, как это свойство цен называют иначе, их прилипчивость, приклеиваемость (англ. stickness), но не их изначальное образование.

будет нулевым, если dP1 положительно, т. е. предприятие 1 повышает цену, и равным единице, если dPx

^).

Поэтому модель ломаной кривой спроса может быть отнесена к классу моделей некооперированной ценовой олигополии, рассмотренному в разделе 11.2.2. Мы, однако, разнесли эти модели в данной главе, исходя из того, что модель ломаной кривой спроса объясняет лишь жесткость цен, но не само их установление.

Графически модель ломаной кривой спроса представлена на рис. 11.14. Рассмотрим сначала рис. 11-14, а. Предположим, что в определенный момент у олигополиста сложилась комбинация цены и выпуска А (Р, q). Обдумывая свое решение об изменении цены, он рассуждает следующим образом. Если я уменьшу цену, то некоторые из моих соперников, опасаясь сокращения своих продаж, скорее всего, последуют моему примеру. Поэтому, снижая свою цену, я вряд ли существенно увеличу объем продаж. Если же я увеличу свою цену, соперники, стремясь к увеличению своих продаж, наоборот, скорее всего, не последуют моему примеру, они сохранят свои цены на относительно более низкомvDOBHe и таким образом привлекут к себе часть моих покупателей. Иначе говоря, линия спроса на мою продукцию в окрестностях точки А имеет разный наклон, а именно на участке AD он круче, чем на участке dA. Значит, в точке А моя кривая спроса имеет излом. Подчеркнем, что речь идет не о действительной, или, как нередко говорят, объективно данной, а о субъективной оценке этой кривой самим олиго-полистом, или, иначе, воображаемой им кривой спроса.

Наклон кривой спроса олигополиста определяется, как мы уже знаем, не только предпочтениями потребителей, но и реакцией на его действий других олигополистов. Нашемуолигопо-листу эта реакция в точности неизвестна. Он в своих действиях исходит тогда из наименее благоприятного для него варианта реакции: в случае повышения им цены хотя бы некоторые из его соперников последуют его примеру, а в случае снижения они сохранят свои цены на прежнем уровне. Предполагается, что олигополист испытывает отвращение к риску (англ. riskaversion), а потому в своем поведении исходит из вероятности наименее благоприятного варианта реакции соперников.

Излом воображаемой кривой спроса означает, как мы знаем, разрыв воображаемой кривой предельной выручки, при соответствующем точке А объеме выпуска (q) его длина на рис. 11.14, а равна BF. При снижении цены олигополист рассчитывает лишь) на весьма скромный прирост выручки, тогда как при ее повышении выручка может сократиться на значительно большую! величину.

 

Модель ломаной кривой спроса объясняет неизменность цен на олигопольном рынке при изменении затрат или спроса на продукцию. Пусть, например, при цене Р и выпуске q кривая предельных затрат монополиста, МС0, проходит сквозь разрыв BF. Бели из-за роста (снижения) цен на покупаемые олигополистом ресурсы она повысится (понизится) в закрытом промежутке ВС, ни оптимальный выпуск олигополиста, ни его оптимальная цена не изменятся. Теперь рассмотрим влияние на величину выпуска и цену увеличения спроса. На рис. 11.14, б увеличение спроса отображено сдвигом ломаной кривой спроса из положения d1A1D1 в положение d2A2D2. Вместе с ним происходит и сдвиг кривой MRj в положение MR2, так что разрыв в ней смещается с В к B2F2. Если при этом кривая МС хотя и меняет свое положение (из-за возможного изменения цен на потребляемые ресурсы), но по-прежнему проходит сквозь разрыв кривой предельной выручки, цена продукции олигопо-листа остается на прежнем уровне Р, но его оптимальный выпуск увеличится с qx до q2.

При тех предполагаемых вариациях, на которых базируется модель ломаной кривой спроса, цена олигополиста изменится лишь в том случае, если кривая МС сдвинется (вверх или вниз) настолько, что она выйдет за пределы разрыва кривой предельной выручки и пересечет верхний или нижний ее нисходящий сегмент. Такой сдвиг кривой предельных затрат показан на рис. 11.15. Здесь кривая МСХ

A2D2 вместо А^. Предприятие, стремящееся к максимизации прибыли, согласится, таким образом, увеличить свою прибыль, пожертвовав в обмен частью своей рыночной доли. Следовательно, модель ломаной кривой спроса объясняет не только жесткость или приклеиваемость цен, но и ее пределы. Как только кривая предельных затрат смещается за пределы разрыва кривой предельной выручки, олигополист стремится изменить цену своей продукции независимо от возможной реакции соперников.

Модель ломаной кривой спроса позволяет объяснить еще один тип ценового поведения предприятий, получивший название осознанного параллелизма {англ. consciousparallelizm).37 Предприятия ведут себя одинаково, исходя не из сговора, открытого или скрытого, а просто из предположения, что и все остальные предприятия отрасли будут стремиться переложить это удорожение на своих покупателей путем соответствующего повышения цен. Если такова обычная практика в данной отрасли, предполагаемые вариации входящих в нее предприятий будут на интервале, необходимом для такого переложения, равны единице.

Как показано на рис. 11.16, излом кривой спроса смещается вверх, так что вся ломаная кривая спроса aAYD модифицируется в d2AzD. Предприятие, таким образом, предполагает более эластичный спрос на участке кривой, лежащем левее точки А2, координаты которой (Р2, q2) характеризуют изменение цены и выпуска. Поскольку все предприятия повышают цены одновременно, каждое из них предполагает сохранить свою долю рынка и, переложив удорожание ресурсов на покупателей, увеличить свою прибыль в расчете на единицу выпуска. В частности, распространенная практика

ценообразования на основе прибавления к средним затратам определенного, обычно традиционного для данной отрасли, процента прибыли представляет одну из форм такого параллелизма, когда предприятия не знают, как изменится их кривая спроса в окрестностях излома по сравнению с той, что была до повышения цен используемых ресурсов.

Модификация модели ломаной кривой спроса может быть использована и для анализа ситуации с прямо противоположным характером предполагаемых вариаций. Рассмотрим так называемую вывернутую, или перевернутую (англ. reversed, inverted),

ломаную кривую спроса, представленную на рис. 11.17. Здесь верхний участок кривой спроса dA имеет более крутой (вместо более пологого, как предполагается традиционной версией ломаной кривой) наклон, чем участок AD. Такая вывернутая конфигурация ломаной кривой спроса основана на вероятном ожидании олигополис-том того, что его соперники последуют за инициированным им повышением цены, но не последуют за ним в случае ее снижения. Эти предположения могут быть оправданными в период инфляции. Как видно на рис. 11.17, при вывернутой кривой спроса возможен ряд равновесных состояний. Предельная выручка равна предельным затратам дважды, в точках Ех и Е2, соответствующих выпускам qr и q2. Неопределенность исхода существенно снижает ценность модели.

Эмпирическая проверка модели ломаной кривой спроса, проводившаяся рядом авторитетных экономистов, не подтвердила наличия излома на воображаемой кривой спроса олигополистов, который свидетельствовал бы об асимметрии в реакции соперников на изменение цены.38 Позднее Дж. Стиглер высказал мнение о ненужности этой модели ломаной кривой спроса, объяснив ее присутствие в стандартных учебниках экономики консервативной ролью последних в развитии науки и смене доктрин и субъективными факторами, в частности слепым следованиям авторитетам.39

Критики модели ломаной кривой спроса правы в том, что эта модель не может быть основной, а тем более общей моделью олигополии, на статус которой она первое время претендовала. Однако в тех ситуациях, когда представления олигополистов о возможном поведении соперников ограничены, эта модель может быть использована для разумного объяснения их поведения. К числу подобных ситуаций относятся новые отрасли на раннем этапе их становления, когда соперники еще не познакомились друг с другом, а также в случае присоединения к отрасли новых, ранее неизвестных фирм

Билет 15.

15. Вопрос № 15

§1. Необходимость государственного регулирования экономики
Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было
различным на разных этапах ее становления и развития. В период
формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая
тогда экономическая доктрина - меркантилизм - основывалась на признании
безусловной необходимости государственного регулирования для развития в
стране торговли и промышленности.
С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей
начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим
ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи
экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А.
Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”,
нашли большое число поклонников.
Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в
основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к
прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического
развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика
будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование
государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором
выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная
свобода.
При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой
классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения
государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые
находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма.
Это прежде всего касается так называемых общественных товаров, т.е.
товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона,
образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.) Очевидно, что
государство должно брать на себя заботу об их производстве и
организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм,
относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не
реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества.
Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой
контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие
проблемы с точки зрения общественных перспектив.

Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так
называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает
эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только
в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами.
Важнейшая причина - это свойственная рынку тенденция к монополизации. В
этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного
выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми
выработка антимонопольного законодательства и его применение
государством.

Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы
справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки
зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной
незащищенности. При этом следует иметь ввиду, что, когда рыночное
распределение не устраивает большинство населения, это чревато
серьезными социальными конфликтами.

Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной
экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М.
Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали
невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость
государственной политики как средства, способного уравновешивать
совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из
кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации.

В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса,
когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый
инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство
развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во
многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих
стран.

Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко
обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и
усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая
экономическая эффективность достигается в условиях действия
конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике
не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного
функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно,
регулирующее воздействие государства - везде, где необходимо.

§2. Экономические функции государства

Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной
экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для
решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих
функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим
из которых относятся: фискальная и денежная политика; социальная
политика и политика регулирования доходов; внешнеэкономическая политика;
и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению
бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором
средств через систему налогообложения, а другая - с расходованием этих
средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои
общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность,
образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования,
решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Фискальная
политика - важный инструмент для достижения макроэкономической
стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и
налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на
безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства
может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей
национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя
денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты
и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и
темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может
служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать
на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией
невозможна.

Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию
перераспределения доходов государство выполняет через государственную
налоговую систему, а также через различные социальные программы по
государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере
занятости, образования, культуры, медицины, и т.д.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также
является одним из важнейших инструментов государственного регулирования.
Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует
квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя
таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку
национальному производству, регулируя валютные курсы - оказывать влияние
на экспорт и импорт и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 1213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.074 с.)