Экономическая теория частьII 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая теория частьII



Экономическая теория частьII

Макроэкономика

 

Методические указания к семинарским занятиям

 

для студентов очного отделения, обучающихся по направлению

080300 62 – Коммерция

Томск 2011

Методические указания к семинарским занятиям по экономической теории(частьII Макроэкономика)составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом по направлению 0803000 «Коммерция» № 231 гум./бак., утвержденного 27.03.2000г.

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании обеспечивающей кафедры экономики

«____»___________201_ протокол №

 

Разработчик

Ст. преподаватель кафедры экономики_______________ Н.В. Потехина

 

 

Зав.обеспечивающей кафедрой

Д.э.н., профессор кафедры экономики_______________Т.Л. Ищук

 

 

Одобрено методической комиссией ТЭЮИ

«_____»___________201__г.

 

 

Председатель метод.комиссии

_________________________/______________________

 

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель изучения дисциплины - формирование теоретических знаний о макроэкономических закономерностях функционирования экономики, а также о направлениях, методах и эффективности экономической политики государства, основными формами международных экономических отношений.

Задачами дисциплины является:

- приобретение студентами знаний и умений анализа и расчета основных макроэкономических показателей;

- приобретение студентами знаний о циклическом характере функционирования рыночной экономики, его влиянии на динамику экономического роста и занятость;

- приобретение студентами знаний о природе инфляции и безработицы;

- приобретение студентами знаний о моделях макроэкономическом равновесия, умений их анализа;

- приобретение студентами знаний о денежно-кредитной, фискальной, социальной и антиинфляционной политике государства;

- приобретение студентами знаний о системе экономической взаимозависимости экономик отдельных стран;

- повысит уровень экономической культуры студентов;

- развить склонность к научным исследованиям, показать возможности экономического анализа действий правительства и собственного поведения.

Для успешного изучения курса макроэкономики необходимо знание основ функционирования рыночной экономики и микроэкономики. Изучение макроэкономики способствует более эффективному усвоению дисциплин «Финансы, денежное обращение и кредит», «Банковское дело», «Налоги и налогообложение» и др.

Тема 6.Безработица

План занятия

1. Безработица: понятие, типы, измерение.

2. Теории безработицы.

3. Социально-экономические последствия безработицы.

4. Политика государства в области занятости.

Термины и понятия:

Безработица. Уровень безработицы. Уровень занятости. Безработные. Занятые. Экономически активное население. Фрикционная, структурная, циклическая, скрытая, сезонная безработица. Полная занятость. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Активная и пассивная политика занятости.

 

Дополнительные вопросы и задания:

1.В таблице представлены данные о трудовых ресурсах и занятых в первом и пяом году тыс.чел.

1) рассчитайте численность безработных и уровень безработицы в каждом году

2) как объяснить одновременный рост занятости и безработицы?

показатель 1 год 5 год
Рабочая сила    
занятые    

2. Имеется следующая информация:

Численность занятых 85млн.чел.

Численность безработных 15 млн.чел.

1) Рассчитайте уровень безработицы

2) Месяц спустя из 85 млн.чел., имевших работу, были уволены 0,5 млн.чел., 1 млн. из числа официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Каковы теперь численность занятых, количество безработных и уровень безработицы.

3. К каким формам относятся следующие ее проявления:

а) неблагоприятная рыночная конъюнктура, связанная с общеэкономическим спадом в Европе, вынуждает автомобильную компанию уволить сотни своих работников;

б) снижение популярности угля как энергоносителя и рост числа АЭС увеличивает безработицу среди французских шахтеров;

в) финансовый кризис в августе 1998 г. в России поставил многие туристические компании на грань разорения, и им пришлось уволить или отправить в отпуска часть своих сотрудников;

г) молодая женщина, только что вышедшая замуж и переехавшая к мужу, уволилась сл своей старой работы и ищет работу по прежней специальности, но ближе к новому месту жительства;

д) студент, закончивший вуз, обнаруживает, что его навыки его работы на больших ЭВМ советского производства не востребованы рынком, т вынужден переучиваться на веб-дизайнера.

5.На рынке труда спрос на труд описывается уравнением D = 100 – 2W, а предложения труда описывается уравнением S = 40 + 4W, где W – дневная ставка заработной платы в руб.

Определить:а) какая ставка заработной платы установится на этом рынке и какое количество работников будет нанято на работу; б) если государство устанавливает минимальную ставку заработной платы на уровне 15 руб. в день, каковы будут последствия такой политики в качественном и количественном выражении?

Представьте графическое решение данной задачи

6.Согласно закону Оукена, 2 % превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем приведет к отставанию фактического ВВП от реального?

а) 2% б) 4% в) 3% г) 5%

7. Номинальный ВВП равен 750 млрд.руб.естественный уровень безработицы 5%, фактический уровень безработицы 9%. Какой объем продукции в денежном выражении недопроизведен в стране? Коэффициент Оукена равен 2,5.

8.В некоторой стране в среднем на каждых 24 занятых приходиться один безработный. Потенциальный ВВП страны равен 100 млн.ден.ед., естественный уровень безработицы составляет 2%, коэффициент Оукена 2,5. Рассчитайте фактический уровень безработицы и фактический ВВП. Имеется рецессионный или инфляционный разрыв?

Тема доклада

1.Инфляционный процесс в современной России

Термины и понятия:

Открытая и подавленная инфляция. Умеренная, галопирующая и гиперинфляция. Прогнозируемая и непрогнозируемая инфляция. Инфляция спроса и инфляция предложения. Сеньораж. Инфляционный налог. кривая Филлипса в краткосрочном и долгосрочном периоде. Теория рациональных ожиданий. Теория адаптивных ожиданий. Стагфляция. Антиинфляционное регулирование. Эффект Фишера. Эффект Танзи-Оливера.

 

Дополнительные вопросы и задания

1.Как измениться покупательская способность денег, если цены вырастут:

а) в 2 раза;

б) на 5 %;

в) на 30%.

2. Даны номинальная ставка процента i и темп инфляции π. Найти реальную ставку процента r по точной и приближенной формуле Фишера.

а) i =5 %, π=2%;

б) i =50 %, π=22%;

в) i =500 %, π=200%;

3. В чем проявляется подавленная инфляция?

4. Что предшествует при развертывании инфляционных процессов:

а) рост денежной массы предшествует росту цен;

б) рост цен предшествует росту денежной массы.

5. При повышении уровня инфляции:

а) издержки хранения денег в качестве актива снижаются;

б) издержки хранения денег в качестве актива увеличиваются.

6. Какие факторы могут сдвинуть кривую совокупного предложения в положение, при котором будет наблюдаться и повышение уровня цен, и сокращения реального объема производства (шоки предложения).Можете привести примеры шоков предложения в экономике России в течение 1992-2005?

7.На основании данных рассчитайте величину инфляционного налога. Инфляция 40 % в год, наличность 5 млн., депозиты 15 млрд. Номинальная процентная ставка 30 % годовых.

8. Можно ли оценить инфляцию на основе следующих данных? Денежная масса выросла на 5%, скорость обращения денег увеличилась на 20%, объем производства упал на 10%?

9. Назовите возможные пути уклонения от уплаты инфляционного налога.

10..Какое влияние на реальные доходы следующих лиц окажет непрогнозируемая 10% годовая инфляция:

-пенсионера

-рабочего нефтеперерабатывающего завода, члена профсоюза

-студента

-частнопрактикующего врача стоматолога.

11. Какой из известных способов финансирования дефицита государственного бюджета является более проинфляционным:

а) займы министерства финансов у ЦБ;

б) займы министерства финансов на частном кредитном рынке.

12. Изобразите долгосрочную кривую Филлипса. При каких условиях она может смещаться влево или вправо?

Литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.8.-С.213-245.

2.Курс экономической теории:Учебник. /под ред Чепурина А.,Киселевой Е -Киров: «АСА», 2010.-Гл.23.-С.625-659.

3. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.- С.167-177.

4.Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С160-183.

5. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.22.-С.393-405.

 

Тема 8. Финансовая система

План занятия

1. Государственный бюджет и его структура.

2. Налогообложение:

а) понятие и виды;

б) принципы налогообложения;

в) кривая Лаффера;

3. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

Термины и понятия:

Консолидированный бюджет. Расширенный бюджет. Объект налогообложения. Налоговая ставка. Прямые налоги. Косвенные налоги. Регрессивный налог. Пропорциональный налог. Прогрессирующий налог. Кривая Лаффера. Дефицит бюджета. Профицит бюджета. Встроенные стабилизаторы. Аккордный налог.

 

Дополнительные вопросы и задания:

1.Какие виды государственных расходов можно рассматривать в преломлении проблемы положительных экстерналий и почему?

2. Какие из перечисленных налогов относятся к прямым, а какие - к косвенным:

а) индивидуальный подоходный налог;

б) акцизы;

в) таможенные пошлины;

г)налог с продаж;

д) налог на прибыль корпорации.

3. В чем различие между действиями экономического агента, подпадающими под определение «налоговая оптимизация» и «уклонение от уплаты налогов». Какое из этих действий будет преследоваться в судебном порядке?

4. Почему налоговые системы большинства стран носят прогрессивный характер?

5. Насколько применима на практике кривая Лаффера? Где Вы видите область ее применения?

6. Какие люди обладают лучшими возможностями для перекладывания своего налогового бремени: лица наемного труда или частнопрактикующие врачи и адвокаты? На кого они перекладывают свое налоговое бремя?

7. Если мы наблюдаем бюджетный дефицит в условиях полной занятости, то о каком бюджетном дефиците идет речь: о структурном или циклическом? Что представляет собой фактический бюджетный дефицит?

8. Какой способ финансирования бюджетного дефицита лучше использовать в инфляционной экономике?

9. Предположим, что государственные закупки равны 500, налоговая функция имеет вид Т=0,4У, функция трансфертов Ф=0,2 У, уровень цен равен 1. Федеральный долг 1000 при ставке процента 0,1. Реальный объем производства равен 2000, а потенциальный составляет 2500

а) Является ли сальдо госбюджет отрицательным или положительным?

б) Какова величина структурного дефицита бюджета?

в) Какова величина циклического дефицита бюджета?

Литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.11.-С.298-300.

2.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.23.-С.563-588.

3. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.258-285.

4. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.23.-С.406-418.

 

 

Тема 10. Денежный рынок

План занятия

1.Деньги и их функции. Основные денежные агрегаты.

2. Классическая и кейнсианская теория спроса на деньги.

3. Предложение денег.

4. Равновесие на денежном рынке.

Термины и понятия

Деньги. Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления, мировые деньги. Ликвидность. Денежные агрегаты. (М0,М1, М2, М3). Скорость обращения денег и уравнение количественной теории денег Трансакционный и спекулятивный спрос на деньги. Номинальные и реальные доходы и кассовые остатки, процент и процентные ставки. Предложение денег. Равновесие на денежном рынке.

 

Дополнительные вопросы и задания:

1. Если номинальное предложение денег увеличиться на 5 %, уровень цен возрастет на 4 %, то при неизменной скорости обращения денег, реальный доход:

а) увеличиться на 9 %;

б) снизится на 9 %;

в) увеличиться на 1 %;

г) снизиться на 1 %.

2. «Намерение приберечь некоторый резерв, чтобы с выгодой воспользоваться лучшим, по сравнению с рынком знанием того, что принесет будущее»-

а) трансакционный мотив;

б) спекулятивный мотив;

в) мотив предосторожности.

3. Какую функцию выполнят деньги в ситуации: «Покупка автомобиля в кредит»:

а) средство сбережения;

б) средство платежа;

в) средство обращения;

г) мера стоимости.

4. Какую функцию выполнят деньги в ситуации: «Покупка овощей на базаре»:

а) средство сбережения;

б) средство платежа;

в) средство обращения;

г) мера стоимости.

5. На основе данных определите величину агрегатов М12 и М3.

Наличные металлически и бумажные деньги – 540 млрд.р.

Вклады до востребования 350 млрд.р.

Небольшие срочные вклады – 2530 млрд.р.

Крупные срочные вклады 780 млрд.р.

Чековые вклады – 635 млрд.р.

6. Трансакционный спрос на деньги составляет 400 млрд.ден.ед. Заполните до конца таблицу.

Ставка процента Спрос на деньги со стороны активов (млрд) Общий спрос на деньги (млрд)
     
     
     
     
     
     
     

Определите равновесную ставку процента, если предложение денег составляет: а) 510 млрд.ден.ед.;

б) увеличилось до 530 млрд.ден.ед;

в) уменьшилось до 450млрд.ден.ед.;

7. Предположим, что спрос на деньги для совершения сделок составляет 10% номинального объема ВВП, предложение денег составляет 350 млрд., а спрос на деньги со стороны активов показан в таблице. а) определите равновесную процентную ставку при номинальном ВВП равном 2000 млрд.;

б) как изменится равновесная ставка, если при сохранении ВВП в объеме 2000 млрд., предложение денег увеличиться до 400 млрд.

Ставка процента Спрос на деньги со стороны активов (млрд)
   
   
   
   

8. Предположим, что денежный рынок находиться в состоянии равновесия. ЦБ принимает решение увеличить предложение денег, тогда:

а) равновесная процентная ставка не измениться;

б) равновесная процентная ставка увеличиться;

в) равновесная процентная ставка уменьшиться

 

Литература:

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.7.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.4.-С.29-156.

3.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.22.-С.479-503.

4. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.291-296,306-325.

5. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.21.-С.379-392.

 

 

Термины и понятия

Номинальный доход. Реальный доход. Персональное распределение дохода. Функциональное распределение доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Децильный коэффициент. Дилемма справедливости и эффективности. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Социальная политика. Социальная защита.

 

Дополнительные вопросы и задания

1.На основании следующих данных постройте кривую Лоренца.

Группы семей по 20 % Доходы %
Низшая  
Вторая  
Третья  
Четвертая  
высшая  

Какие мероприятия в области социальной политики могли бы приблизить кривую Лоренца к линии абсолютного равенства?

3. Чем ниже коэффициент Джини, тем в большей степени мы можем утверждать, что распределение доходов осуществляется в условиях совершенной конкуренции». Вы согласны с этим утверждением? Аргументируйте свой ответ.

4. Какой источник дает возможность наиболее эффективно финансировать социальное обеспечение?

5. Как можно охарактеризовать степень неравенства доходов в России? Чем она вызвана?

Литература:

1. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.12.-С.321-344.

2.Курс экономической теории:Учебник /под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.24.-С.660-683.

3. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.774-796.

4. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.404-422.

5.Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.25.-С.453-468.

 

Тема 13:Экономический рост

План занятия

1.Экономический рост:

а) понятие и измерение;

б) типы и факторы

2.Модели экономического роста:

а) классические;

б) кейнсианские;

3.Экономический рост в современной экономике

Термины и понятия:

Понятие и измерение экономического роста. Интенсивный и экстенсивный экономический рост. Интенсивные и экстенсивные факторы. Экономическое развитие. Гипотеза конвергенции и ловушка бедности. Пределы роста. Модель Солоу. Модель Харрода. Золотое правило накопления. Гарантированный темп роста. Естественный темп роста.

 

Тема доклада:

1. Тенденции и перспективы экономического роста в России

Дополнительные вопросы и задания

1.Допустим, что реальный ВНП страны составляет 30 тыс. ден. ед. в первом году и 31, 2 тыс. ден. ед. во втором. Каковы темпы роста ВНП? Предположим, что население возросло со 100 человек в первом году до 102 человек во втором. Каковы темпы роста ВНП на душу населения?

2. Как измениться благосостояние страны, если в условиях незначительного экономического роста, численность населения заметно вырастет вследствие высокой рождаемости и эмиграции?

3. Какое влияние оказал энергетический кризис 70-х гг. XXв. На экономический рост в индустриальном мире?

4. Предположим, вам поручили разработать комплекс мер, направленных на ускорение экономического роста. Что вы предложите? Подумайте:

а) стоит ли государству увеличивать расходы на образование;

б) какой налоговый режим вы предложите для НИОКР;

в) будете ли вы выступать за отмену регулирования защиты окружающей среды за счет фирм;

г) укрепление патентной системы.

5. Доля потребления в национальном доходе страны составляет 80 %. Капиталоемкость равна 5. Используя формуле равновесного экономического роста Е.Домара, рассчитайте темп роста инвестиций, необходимых для сбалансированного роста экономики.

6. Дана производственная функция у=к1/2. Норма сбережения равна 0,4, норма амортизации 0,1. При каком значении к, согласно модели Солоу, экономика будет находиться в устойчивом состоянии?

7. К экстенсивным факторам экономического роста относятся:

а) увеличение производительности труда;

б) улучшение организации производства;

в) увеличение численности занятых в производстве работников;

г) все ответы неверны.

8. К интенсивным факторам экономического роста относится:

а) качественное совершенствование производственных мощностей, уменьшение времени на производство единицы продукции;

б) увеличение отработанного времени;

в) использование достижений НТП в производстве;

г) все ответы неверны.

9. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сокращение кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

в) на стабилизацию экономического развития;

г) все ответы неверны.

10. Наиболее существенная причина экономического роста в развитых странах – это:

а) увеличение объема рабочего времени;

б) технологические изменения в производстве;

в) увеличение объема применяемого капитала;

г) реализация денежно-кредитной и фискальной политики, способствующей экономическому росту;

д) рост квалификации рабочей силы.

11. Золотой уровень накопления в модели Солоу достигается когда:

а) экономика развивается с максимально возможным темпом роста;

б) экономический рост является устойчивым и равновесным;

в) уровень вооруженности труда не меняется;

г) норма сбережения равна эластичности объема выпуска по капиталу;

д) потребление населения максимально.

Литература:

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.11.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.10.-С.269-292.

3.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.25.-С685-725.

4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.С.156-158,368-388.

5. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.184-224.

6. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.18.-С.314-336.

 

Тема 15. Торговая политика

План занятия

1.Тариф на импорт и механизм его действия.

2. Аргументы за и против введения тарифов.

3.Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике.

4. Нетарифные ограничения экспорта.

Тема доклада:

1. Роль ВТО в развитии мировой торговли

Термины и понятия:

Торговая политика. Тариф (пошлина). Оптимальная ставка тарифа. Производственная субсидия. Демпинг. Антидемпинговые пошлины. Нетарифные барьеры. Квота. Лицензия. Добровольные экспортные ограничения. Либерализация торговли. Протекционизм. Таможенные союзы.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Правительство страны принимает решение о введении тарифа на сахар в размере 2 коп. за 1 кг. Сахара. Мировая цена на сахар равна 10 р. за 1 кг. Объем внутреннего производства при свободной торговле составляет 6 млрд.кг. сахара, а при наличии тарифа на импорт 8 млрд.кг. в год. Объем внутреннего потребления сахара при свободной торговле составляет 22 млрд. кг., а при тарифе на импорт 20 млрд в год Объем импорта при свободной торговле 16 млрд. в год., а при наличии тарифа на импорт 12 млрд.кг.

Найти: а) потери потребителей данной страны от введения тарифа на импорт сахара;

б) выигрыш отечественных производителей от этой меры;

в) увеличение доходов государственного бюджета;

г) чистые потери благосостояния от ограничения импорта.

2. Приведенные ниже пункты характеризуют нетарифные ограничения за исключением:

а) ужесточение санитарных норм на импортируемую из Великобритании говядину;

б) введение импортной квоты а ввозимые в Россию «ножки буша»;

в) повышение импортных пошлин на ввозимые в Россию американские сигареты;

г) введение государственной монополии на импорт алкоголя.

3. Различие между тарифом на импорт и импортной квотой в том, что:

а) квота никогда не приносит дохода государству, тогда как тариф дает такой выигрыш;

б) тариф никогда не приносит дохода государству, тогда как квота дает такой выигрыш;

в) квота может быть использована для ограничения притока импортных товаров на внутренний рынок, тогда как тариф не может быть использован в этих целях;

г) тариф может быть использован для полного (почти) прекращения притока импортных товаров, тогда как квота не может быть использована в этих целях.

Литература:

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.14.

2.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.14.-С.363-384.

3.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.26.-С.358-374.

4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.848-872.

5. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.467-502.

6. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.26.-С.470-489.

Тема 16. Платежный баланс

План занятия

1. Структура платежного баланса

2. Регулирование платежного баланса.

3. Платежный баланс России.

Термины и понятия:

Платежный баланс. Торговый баланс, баланс текущих операций и баланс движения капитала. Товарный экспорт. Товарный импорт. Чистые факторные доходы из-за рубежа. Чистые зарубежные активы. Чистые текущие трансферты. Приток капитала. Отток капитала. Официальные резервы. Сальдо платежного баланса. Взаимосвязь счетов платежного баланса

Дополнительные вопросы и задания:

1.Классифицируйте каждую из названных операций (сточки зрения российской экономики (экспорт или импорт капитала):

а) «новый русский» приобретает виллу в Испании;

б) крупный московский банк предоставляет правительству Казахстана ссуду в 100 тыс.долл.;

в) российский импортер вина берет краткосрочный займ в одном из итальянских банков для оплаты приобретаемой им партии итальянского ликера;

в) кондитерская фабрика в Самаре приобретает акции американской корпорации по производству конфет.

2. В модели кругооборота для открытой экономики ВВП-1200, потребление – 750, внутренние инвестиции-150, государственные закупки товаров и услуг – 500, налоги – 450. Рассчитайте баланс счета движения капитала.

3. В модели кругооборота для открытой экономики внутренние инвестиции-550, государственные инвестиции – 800, налоги – 600, внутренние частные сбережения – 400. Рассчитайте баланс счета текущих операций

4. На основе приведенных данных составьте платежный баланс страны Дельта:

а) классифицируя каждую из операций как дебет и кредит.

б) выделяя его основные разделы – текущий баланс и баланс движения капитала.

Экспорт нефти 6млн.долл.

Импорт зерна 5 млн.долл.

Экспорт оружия 2 млн.долл.

Доходы от туризма в Дельте 6 млн.долл.

Денежные переводы иностранцам из Дельты 2 млн.долл.

Покупка акций частной корпорации Франции 6 млн.долл.

Покупка золота у иностранных граждан 1 млн.долл.

5. Рост дефицита платежного баланса страны:

а) увеличивает валютные резервы Центрального банка;

б) уменьшает валютные резервы Центрального банка;

в) увеличивает объем денежной массы в стране;

г) уменьшает объем денежной массы в стране;

д) не влияет на объем денежной массы в стране.

6. Под малой открытой в экономике понимается экономика страны:

а) размер территории которой составляет незначительную часть мира;

б)имеющий незначительный удельный вес экспорта и импорта в ВНП;

в) население которой составляет незначительную часть населения страны;

г) ставка процента в которой зависит от объема внешних займов;

д) экономическая конъюнктура которой не оказывает влияние на направление международных потоков капитала и мировую ставку процента.

7.Верны ли следующие утверждения:

а) счет текущих операций фиксирует все операции, которые имели место в течение года между резидентами данной страны и других стран;

б) в счете движения капитала и финансовых операций фиксируется приток и отток капитала, чистый доход от инвестиций и чистый доход от трансфертных платежей;

в) счет текущих операций включает в себя торговый баланс;

г) сальдо платежного баланса страны, строго говоря, всегда составляет ноль;

д) дефицит счета текущих опреций финансируется в основном чистым притоком капитала.

Литература:

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.15.

2.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.16.-С.385-407.

3.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.27.-С.785-837.

4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.873-897.

5. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.530-583.

6. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.27.-С.490-512.

 

 

Тема 17. Валютный курс

План занятия

1. Сущность валютного курса.

2. Роль валютного курса в достижении макроэкономическог равновесия.

3. Режимы валютных курсов

4. Факторы, влияющие на валютный курс

Темы докладов:

1. Эволюция мировой валютной системы.

2. Влияние курса рубля на экономику России.

Термины и понятия:

Валюта. Валютная система. Валютный рынок. Спрос и предложение валюты. Валютный курс. Конвертируемость валют. Плавающий и фиксированный валютный курс. Номинальный и реальный валютный курс. Паритет покупательской способности. Золотой стандарт. Девальвация. Ревальвация. Стерилизация. Валютная интервенция.

Дополнительные вопросы и задания:

1. Каким образом повышение или понижение стоимости валюты влияет на:

а) потребителей;

б) отрасли промышленности, использующие в своем производстве импортное сырье и оборудование;

в) отрасли конкурирующие с импортом на внутреннем рынке;

г) совокупный спрос;

д) чистый экспорт.

2. Ниже приведена карта спроса на фунты стерлингов.

а) правительство Великобритании устанавливает валютный курс на уровне 1ф.с.=2, 4 долл. Объем предложения ф.с. равен 180 млн. Должен ли Центральный банк Великобритании покупать или продавать ф.с.? Если да, то какое количество?

б) что произойдет в этом случае с официальными валютными резервами Центрального банка? Как отразиться это изменение в платежном балансе?

Цена фунта (в долл.) 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 2,5
Объем спроса на фунты в млн. фунтов стерлингов            

3. Два одинаковых по своим качествам автомобиля – российский и американский стоят, соответственно, 210 тыс.р. и 10 тыс. долл. Номинальный обменный курс валюты США составляет 28 RUS/USD. Каков при этом будет реальный обменный курс?

4. Как должен измениться номинальный валютный курс из предыдущей задачи, чтобы реальный обменный курс был равен 1?

5. Гипотеза паритета покупательской способности предполагает:

а) свободное перемещение товаров через границы;

б) отсутствие инфляции;

в) фиксированные номинальные валютные курсы;

г) плавающие номинальные валютные курсы;

д) одинаковые темпы инфляции в различных странах.

6. Реальный валютный курс отличается от номинального тем, что он характеризует:

а) относительную цену национальных валют двух стран;

б) относительную цену товаров, произведенных в разных странах;

в) количество иностранной валюты, которое можно получить в обмен на единицу национальной валюты;

г) ничем не отличается.

7. Повышение реального обменного курса приводит к:

а) относительному удорожанию иностранных товаров;

б) относительному удорожанию отечественных товаров;

в) увеличению чистого экспорта;

г) уменьшению чистого экспорта.

8.Если Центральный банк принимает меры по защите национальной валюты от обесценивания, то при прочих равных условиях:

а) уровень процентных ставок и уровень безработицы относительно снижаются;

б) уровень процентных ставок относительно снижается, а уровень безработицы относительно повышается;

в) уровень процентных ставок относительно повышается, а уровень безработицы относительно снижается;

г) уровень процентных ставок относительно повышается при неизменном уровне совокупного спроса.

9. Ожидаемый темп инфляции равен 10 % в стране А и 9 % в стране В. Номинальная процентная ставкам составляет 10 % в стране А и 12 % в стране В. Тогда при прочих равных условиях:

а) будет происходить перелив капитала из страны А в страну В;

б) будет происходить перелив капитала из страны В в страну А;

в) между странами Аи В не будет перелива капитала;

г) нет одназначного ответа.

Литература:

1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.16.

2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.17.-С.408-425.

3.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.27.-С.785-837.

4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.873-897.

5. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.530-583.

6. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.27.-С.490-512.

 

 

Контрольные вопросы по курсу «Макроэкономика»

1. Особенности макроэкономического анализа.

2. Макроэкономический кругооборот.

3. Основные показатели в макроэкономике.

4. ВВП

5. Методы расчета ВВП.

6. Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП.

7. Классическая теория макроэкономического равновесия.

8. Кейнсианская модель общего равновесия.

9. Совокупный спрос и его факторы.

10. Совокупное предложение и его факторы.

11. Проблема равновесия инвестиций и сбережений.

12. Предельная склонность к потреблению и сбережению.

13. Модель кейнсианского креста.

14. Мультипликатор автономных расходов.

15. Экономический цикл: понятие, фазы и виды.

16. Причины экономических циклов.

17. Теория длинных волн Д.Н.Кондратьева

18. Безработица: виды и измерение.

19. Последствия безработицы. Закон Оукена.

20. Инфляция: виды, причины и измерение.

21. Социально-экономические последствия инфляции.

22. Инфляция и безработица: кривая Филипса.

23. Теория адаптивных и рациональных ожиданий.

24. Антиинфляционная политика государства.

25. Кредит: сущность и формы.

26. Функции и виды денег.

27. Денежная масса и денежные агрегаты.

28. Банковская система.

29. Коммерческий банк: понятие, основные банковские операции.

30. Обязательная норма резервирования, денежная база и банковский мультипликатор.

31. Спрос на деньги.

32. Предложение денег.

33. Равновесие на рынке денег

34. Кредитно-денежная политика: понятие и методы.

35. Мягкая и жесткая кредитно-денежная политика. Монетарное правило.

36. Государственный бюджет и его структура.

37. Налоги: понятие и виды. Принципы налогообложения.

38. Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

39. Государственный долг и его последствия.

40. Фискальная политика: понятие, инструменты и виды.

41. Экономический рост: понятие, типы и факторы.

42. Теории экономического роста.

43. Социальная политика государства.

44. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини.

45. Теневая экономика и ее формы в России

46. Теории внешней торговли.

47. Выигрыш от внешней торговли.

48. Государственное регулирование международной торговли.

49. Платежный баланс: структура и взаимосвязь счетов.

50. Номинальный и реальный обменный курс

 

 

Тест по макроэкономике

Вариант 1

1. Допустим, что номинальный ВВП увеличился с 480 млрд.р. до 600 млрд.р., а дефлятор ВВП с 120 до 150 %. При таких условиях величина реального ВВП?

а) не измениться;

б) увеличиться;

в) уменьшиться;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.332 с.)