Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 14. Международная торговля↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План занятия 1. Необходимость внешней торговли. Теория сравнительного преимущества Д.Рикардо. 2. Теория внешней торговли Хекшера-Олина. 3. Теория М.Портера 4. Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен. Выигрыш от внешней торговли. Термины и понятия: Мировой рынок. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Полная и частичная специализация. Теория Хекшера-Олина. Избыточные факторы производства. Дефицитные факторы производства. Парадокс Леонтьева. Теория международной конкуренции М.портера. Цена равновесия на мировом рынке. Дополнительные вопросы и задания: 1. Япония может производить товар А более эффективно, чем Корея, издержки производства в Японии более низкие. Тем не менее, она вывозит товар А из Кореи. Как это можно объяснить. 2. В чем на Ваш взгляд, состоит ограниченность теории Риккардо, Хекшера-Олина? Какими тенденциями в развитии мировой экономики? 3. В стране А рабочий может произвести за один день 6 метров шелка или 1 кг. масла. В стране В рабочий может изготовить за день 2 метра шелка или 4 кг. масла. а) Каковы относительные цены в странах при отсутствии торговли? б) Что будут вывозить страны после установления торговых отношений? в) в каких пределах могут колебаться мировые цены после установления торговых отношений между странами? г) если предположить, что до установления торговых отношений рабочий в стране А производил в день 4 метра шелка и 1/3 кг. масла, а в стране В соответственно 0,5 метров шелка и 3 кг. масла, то каким будет прирост производства масла и шелка в результате специализации стран на выпуске относительно более дешевых продуктов? д) если реальное соотношение в торговле между странами сложиться на уровне 1 метр шелка за 0,5 кг. масла, то каким будет выигрыш от специализации и торговли для каждой страны? 4. Постройте по данным таблицы графики спроса и предложения для каждой страны. А) Каковы равновесные цены и количества на рынках часов в обеих странах при отсутствии внешней торговли? Б) При наличии внешней торговли какая цена равновесия установится на мировом рынке? В) какая из стран будет экспортировать и сколько?
Литература: 1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.13. 2.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.14.-С.363-384. 3.Загашвили В.Отношения России с лидерами мировой экономики//Мировая экономика и международные отношения.-2009.-№8.-С.3-11. 4.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.26.-С.358-374. 5. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.848-872. 6. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.467-502. 7. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.26.-С.470-489.
Тема 15. Торговая политика План занятия 1.Тариф на импорт и механизм его действия. 2. Аргументы за и против введения тарифов. 3.Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике. 4. Нетарифные ограничения экспорта. Тема доклада: 1. Роль ВТО в развитии мировой торговли Термины и понятия: Торговая политика. Тариф (пошлина). Оптимальная ставка тарифа. Производственная субсидия. Демпинг. Антидемпинговые пошлины. Нетарифные барьеры. Квота. Лицензия. Добровольные экспортные ограничения. Либерализация торговли. Протекционизм. Таможенные союзы. Дополнительные вопросы и задания: 1. Правительство страны принимает решение о введении тарифа на сахар в размере 2 коп. за 1 кг. Сахара. Мировая цена на сахар равна 10 р. за 1 кг. Объем внутреннего производства при свободной торговле составляет 6 млрд.кг. сахара, а при наличии тарифа на импорт 8 млрд.кг. в год. Объем внутреннего потребления сахара при свободной торговле составляет 22 млрд. кг., а при тарифе на импорт 20 млрд в год Объем импорта при свободной торговле 16 млрд. в год., а при наличии тарифа на импорт 12 млрд.кг. Найти: а) потери потребителей данной страны от введения тарифа на импорт сахара; б) выигрыш отечественных производителей от этой меры; в) увеличение доходов государственного бюджета; г) чистые потери благосостояния от ограничения импорта. 2. Приведенные ниже пункты характеризуют нетарифные ограничения за исключением: а) ужесточение санитарных норм на импортируемую из Великобритании говядину; б) введение импортной квоты а ввозимые в Россию «ножки буша»; в) повышение импортных пошлин на ввозимые в Россию американские сигареты; г) введение государственной монополии на импорт алкоголя. 3. Различие между тарифом на импорт и импортной квотой в том, что: а) квота никогда не приносит дохода государству, тогда как тариф дает такой выигрыш; б) тариф никогда не приносит дохода государству, тогда как квота дает такой выигрыш; в) квота может быть использована для ограничения притока импортных товаров на внутренний рынок, тогда как тариф не может быть использован в этих целях; г) тариф может быть использован для полного (почти) прекращения притока импортных товаров, тогда как квота не может быть использована в этих целях. Литература: 1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.14. 2.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.14.-С.363-384. 3.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.26.-С.358-374. 4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.848-872. 5. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.467-502. 6. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.26.-С.470-489. Тема 16. Платежный баланс План занятия 1. Структура платежного баланса 2. Регулирование платежного баланса. 3. Платежный баланс России. Термины и понятия: Платежный баланс. Торговый баланс, баланс текущих операций и баланс движения капитала. Товарный экспорт. Товарный импорт. Чистые факторные доходы из-за рубежа. Чистые зарубежные активы. Чистые текущие трансферты. Приток капитала. Отток капитала. Официальные резервы. Сальдо платежного баланса. Взаимосвязь счетов платежного баланса Дополнительные вопросы и задания: 1.Классифицируйте каждую из названных операций (сточки зрения российской экономики (экспорт или импорт капитала): а) «новый русский» приобретает виллу в Испании; б) крупный московский банк предоставляет правительству Казахстана ссуду в 100 тыс.долл.; в) российский импортер вина берет краткосрочный займ в одном из итальянских банков для оплаты приобретаемой им партии итальянского ликера; в) кондитерская фабрика в Самаре приобретает акции американской корпорации по производству конфет. 2. В модели кругооборота для открытой экономики ВВП-1200, потребление – 750, внутренние инвестиции-150, государственные закупки товаров и услуг – 500, налоги – 450. Рассчитайте баланс счета движения капитала. 3. В модели кругооборота для открытой экономики внутренние инвестиции-550, государственные инвестиции – 800, налоги – 600, внутренние частные сбережения – 400. Рассчитайте баланс счета текущих операций 4. На основе приведенных данных составьте платежный баланс страны Дельта: а) классифицируя каждую из операций как дебет и кредит. б) выделяя его основные разделы – текущий баланс и баланс движения капитала. Экспорт нефти 6млн.долл. Импорт зерна 5 млн.долл. Экспорт оружия 2 млн.долл. Доходы от туризма в Дельте 6 млн.долл. Денежные переводы иностранцам из Дельты 2 млн.долл. Покупка акций частной корпорации Франции 6 млн.долл. Покупка золота у иностранных граждан 1 млн.долл. 5. Рост дефицита платежного баланса страны: а) увеличивает валютные резервы Центрального банка; б) уменьшает валютные резервы Центрального банка; в) увеличивает объем денежной массы в стране; г) уменьшает объем денежной массы в стране; д) не влияет на объем денежной массы в стране. 6. Под малой открытой в экономике понимается экономика страны: а) размер территории которой составляет незначительную часть мира; б)имеющий незначительный удельный вес экспорта и импорта в ВНП; в) население которой составляет незначительную часть населения страны; г) ставка процента в которой зависит от объема внешних займов; д) экономическая конъюнктура которой не оказывает влияние на направление международных потоков капитала и мировую ставку процента. 7.Верны ли следующие утверждения: а) счет текущих операций фиксирует все операции, которые имели место в течение года между резидентами данной страны и других стран; б) в счете движения капитала и финансовых операций фиксируется приток и отток капитала, чистый доход от инвестиций и чистый доход от трансфертных платежей; в) счет текущих операций включает в себя торговый баланс; г) сальдо платежного баланса страны, строго говоря, всегда составляет ноль; д) дефицит счета текущих опреций финансируется в основном чистым притоком капитала. Литература: 1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.15. 2.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.16.-С.385-407. 3.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.27.-С.785-837. 4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.873-897. 5. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.530-583. 6. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.27.-С.490-512.
Тема 17. Валютный курс План занятия 1. Сущность валютного курса. 2. Роль валютного курса в достижении макроэкономическог равновесия. 3. Режимы валютных курсов 4. Факторы, влияющие на валютный курс Темы докладов: 1. Эволюция мировой валютной системы. 2. Влияние курса рубля на экономику России. Термины и понятия: Валюта. Валютная система. Валютный рынок. Спрос и предложение валюты. Валютный курс. Конвертируемость валют. Плавающий и фиксированный валютный курс. Номинальный и реальный валютный курс. Паритет покупательской способности. Золотой стандарт. Девальвация. Ревальвация. Стерилизация. Валютная интервенция. Дополнительные вопросы и задания: 1. Каким образом повышение или понижение стоимости валюты влияет на: а) потребителей; б) отрасли промышленности, использующие в своем производстве импортное сырье и оборудование; в) отрасли конкурирующие с импортом на внутреннем рынке; г) совокупный спрос; д) чистый экспорт. 2. Ниже приведена карта спроса на фунты стерлингов. а) правительство Великобритании устанавливает валютный курс на уровне 1ф.с.=2, 4 долл. Объем предложения ф.с. равен 180 млн. Должен ли Центральный банк Великобритании покупать или продавать ф.с.? Если да, то какое количество? б) что произойдет в этом случае с официальными валютными резервами Центрального банка? Как отразиться это изменение в платежном балансе?
3. Два одинаковых по своим качествам автомобиля – российский и американский стоят, соответственно, 210 тыс.р. и 10 тыс. долл. Номинальный обменный курс валюты США составляет 28 RUS/USD. Каков при этом будет реальный обменный курс? 4. Как должен измениться номинальный валютный курс из предыдущей задачи, чтобы реальный обменный курс был равен 1? 5. Гипотеза паритета покупательской способности предполагает: а) свободное перемещение товаров через границы; б) отсутствие инфляции; в) фиксированные номинальные валютные курсы; г) плавающие номинальные валютные курсы; д) одинаковые темпы инфляции в различных странах. 6. Реальный валютный курс отличается от номинального тем, что он характеризует: а) относительную цену национальных валют двух стран; б) относительную цену товаров, произведенных в разных странах; в) количество иностранной валюты, которое можно получить в обмен на единицу национальной валюты; г) ничем не отличается. 7. Повышение реального обменного курса приводит к: а) относительному удорожанию иностранных товаров; б) относительному удорожанию отечественных товаров; в) увеличению чистого экспорта; г) уменьшению чистого экспорта. 8.Если Центральный банк принимает меры по защите национальной валюты от обесценивания, то при прочих равных условиях: а) уровень процентных ставок и уровень безработицы относительно снижаются; б) уровень процентных ставок относительно снижается, а уровень безработицы относительно повышается; в) уровень процентных ставок относительно повышается, а уровень безработицы относительно снижается; г) уровень процентных ставок относительно повышается при неизменном уровне совокупного спроса. 9. Ожидаемый темп инфляции равен 10 % в стране А и 9 % в стране В. Номинальная процентная ставкам составляет 10 % в стране А и 12 % в стране В. Тогда при прочих равных условиях: а) будет происходить перелив капитала из страны А в страну В; б) будет происходить перелив капитала из страны В в страну А; в) между странами Аи В не будет перелива капитала; г) нет одназначного ответа. Литература: 1.Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник/под общей редакцией д.э.н.проф. Сидоровича А.В.-М.: «Дело и Сервис», 2004.-Гл.16. 2. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика.-СПб.:Питер,2009.-Гл.17.-С.408-425. 3.Курс экономической теории:Учебник/под ред Чепурина А.,Киселевой Е.-Киров: «АСА», 2010.-Гл.27.-С.785-837. 4. Макконнел К., Брю С.Экономикс.-М.:ИНФА-М,2007.-С.873-897. 5. Макроэкономика:Теория и российская практика:Учебник/под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной.-М.:Кнорус, 2006.-С.530-583. 6. Экономическая теория/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.-СПб.: «Питер», 2009.-Гл.27.-С.490-512.
Контрольные вопросы по курсу «Макроэкономика» 1. Особенности макроэкономического анализа. 2. Макроэкономический кругооборот. 3. Основные показатели в макроэкономике. 4. ВВП 5. Методы расчета ВВП. 6. Номинальный и реальный ВВП, дефлятор ВВП. 7. Классическая теория макроэкономического равновесия. 8. Кейнсианская модель общего равновесия. 9. Совокупный спрос и его факторы. 10. Совокупное предложение и его факторы. 11. Проблема равновесия инвестиций и сбережений. 12. Предельная склонность к потреблению и сбережению. 13. Модель кейнсианского креста. 14. Мультипликатор автономных расходов. 15. Экономический цикл: понятие, фазы и виды. 16. Причины экономических циклов. 17. Теория длинных волн Д.Н.Кондратьева 18. Безработица: виды и измерение. 19. Последствия безработицы. Закон Оукена. 20. Инфляция: виды, причины и измерение. 21. Социально-экономические последствия инфляции. 22. Инфляция и безработица: кривая Филипса. 23. Теория адаптивных и рациональных ожиданий. 24. Антиинфляционная политика государства. 25. Кредит: сущность и формы. 26. Функции и виды денег. 27. Денежная масса и денежные агрегаты. 28. Банковская система. 29. Коммерческий банк: понятие, основные банковские операции. 30. Обязательная норма резервирования, денежная база и банковский мультипликатор. 31. Спрос на деньги. 32. Предложение денег. 33. Равновесие на рынке денег 34. Кредитно-денежная политика: понятие и методы. 35. Мягкая и жесткая кредитно-денежная политика. Монетарное правило. 36. Государственный бюджет и его структура. 37. Налоги: понятие и виды. Принципы налогообложения. 38. Бюджетный дефицит и способы его финансирования. 39. Государственный долг и его последствия. 40. Фискальная политика: понятие, инструменты и виды. 41. Экономический рост: понятие, типы и факторы. 42. Теории экономического роста. 43. Социальная политика государства. 44. Измерение неравенства в распределении доходов. Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. 45. Теневая экономика и ее формы в России 46. Теории внешней торговли. 47. Выигрыш от внешней торговли. 48. Государственное регулирование международной торговли. 49. Платежный баланс: структура и взаимосвязь счетов. 50. Номинальный и реальный обменный курс
Тест по макроэкономике Вариант 1 1. Допустим, что номинальный ВВП увеличился с 480 млрд.р. до 600 млрд.р., а дефлятор ВВП с 120 до 150 %. При таких условиях величина реального ВВП? а) не измениться; б) увеличиться; в) уменьшиться; г)не может быть рассчитана на основе этих данных;
2. Если государство увеличит государственные закупки товаров и услуг, то: а) кривая совокупного спроса сдвинется вправо вверх; б) кривая совокупного спроса сдвинется влево вниз; в) останется на прежнем месте; г) нельзя дать однозначного ответа.
3.Кейнсианцы полагают, что кривая совокупного предложения: а) представлена горизонтальной линией; б) имеет положительный наклон; в) представлена вертикальной линией; г) имеет отрицательный наклон;
4. Подавленная инфляция находит свое проявление: а) в росте цен б) в товарном дефиците в) в снижении издержек г) в господстве несовершенных форм конкуренции
5. Циклы продолжительностью 3 -4 года называют циклами: а) Жугляра; б) Китчина; в) Маркса; г) Кондратьева.
7.Коэффициент Оукена равен 2,5.Согласно закону Оукена, 2 % превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем приведет к отставанию фактического ВВП от реального? а) 2% б) 4% в) 3% г) 5%
7. Дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает: а) рост государственных расходов; б) уменьшение государственных расходов; в) рост налоговых ставок
8. Если Центральный Банк принимает решение сократить предложение денег, он может: а) увеличить норму обязательных резервов; б) осуществить покупку государственных облигаций на открытом рынке; в) уменьшить учетную ставку.
9. Кривая Филипса показывает: а) обратную связь между реальной и номинальной заработной платой; б) обратную связь между темпом инфляции и уровнем безработицы; в) прямую связь между реальной и номинальной заработной платой; г) прямую связь между темпом инфляции и уровнем безработицы;
10. К косвенным налогам не относится: а) налог на добавленную стоимость; б) акцизы; в) подоходный налог; г) налог с продаж. 11.Если предельная склонность к потреблению равна 0,8, то рост государственных расходов на 10 млн. у.е. приведет к: а) росту национального дохода на 10 млн.у.е; б) уменьшению национального дохода на 10 млн.у.е; в) росту национального дохода на 80 млн.у.е; г) росту национального дохода на 50 млн.у.е.
12.Имеется следующая информация: численность занятых 45 млн.чел., численность безработных 5 млн.чел. Чему равен уровень безработицы? а) 13.0 % б) 11,5 в) 10% г) 8%.
13.Какая из ниже перечисленных функций денег отражает функцию платежа: а)Плата за покупку товара в кредит; б)Установление цены товара; в)Покупка товара; г)Внешнеторговые платежи; д)Внутри торговые платежи.
14.Что характеризует экстенсивную форму воспроизводства: а) вовлечение дополнительных трудовых и природных ресурсов и средств производства на прежней технической основе; б) реконструкция действующих предприятий; в) развитие за счет обновления производства и продукции; г) изменение технологии; д) изменение отраслевой структуры. 15.Какую теорию рыночной экономики обосновал английский экономист Дж. М. Кейс: а) Регулируемую; б) Социальную; в) Свободную; г) Смешанную; д) Монопольную. 16.Не включается в ВНП, рассчитанный по сумме расходов: а) зарплата и жалование; б) валовые инвестиции; в) чистый экспорт товаров и услуг; г) C+I+G (C-потребительские расходы; I-инвестиции; G- государственные расходы); д) чистые инвестиции.
17.Предельная склонность к потреблению - это: а) отношение прироста потребительских расходов на единицу прироста располагаемого дохода; б) отношение совокупного потребления к совокупному доходу; в) изменение в потребительских расходах, вызванное изменением дохода; г) кривая, которая характеризует величину потребительских расходов при данном уровне дохода; д) стремление к повышению благосостояния.
18.Кривая совокупного предложения выражает отношение между: A) уровнем цен и совокупными расходами на покупку товаров и услуг; B) уровнем цен и произведенным ВНП в реальном выражении; C) уровнем цен, который признают покупатели, и уровнем цен, который удовлетворяет продавцов; D) объемами произведенного и потребленного ВНП в реальном выражении; E) затратами и результатами производства.
19. Кто является основоположником макроэкономики: а) М. Фридман; б) И. Фишер и Хоутри; в) И. Шумпетер; г) Дж. М. Кейнс; д) К. Маркс.
20.В состав ВНП включается: а) стоимость нового учебника в местном книжном магазине; б) услуги домашней хозяйки; в) покупка облигаций у корпорации; г) покупка у соседа подержанного автомобиля; д) природные богатства страны.
Список использованной литературы 1. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: учебник / Под общей ред. проф. А.В.Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и сервис», 2004. 2. Ким И.А. Сборник заданий по макроэкономике.-М.:Вита-Пресс,2005.-144с. 3. Сборник задач по экономической теории: микроэкономика и макроэкономика.-Киров:АСА,2005. -246с. 4. Экономическая теория.Задачи, логические схемы, методические материалы/Под ред.А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича.-СПб.:Питер Ком,1999.-448с.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-15; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.37.129 (0.011 с.) |