Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая теория в системе наук. Структура современной экономической теории↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СИСТЕМЕ НАУК. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Экономическая теория принадлежит к разряду наук социальных - предметом изучения которых служит человеческое общество. Специальная сторона общественной жизни, исследование которой берет на себя экономическая теория (политэкономия), заключается в хозяйственной деятельности, которая сводится к борьбе человечества с природой, с целью удовлетворения разнообразных потребностей людей материальными средствами. Экономическая теория служит фундаментом и дает базовую систему знаний для целого ряда экономических наук: - конкретно-экономических (экономика предприятий); - функционально-экономических (бухгалтерский учет, финансы, кредит, маркетинг, маркетинг, банковское дело и т.д.) - информационно-аналитических (статистика, мат. моделирование, эконометрика) - исторических экономических наук (история хозяйства, история экономических учений) ЭТ – теоретическое и методологическое основание. В свою очередь экономическая теория черпает сведения из других естественно-технических наук – правоведение, АХД, агрономия, статистика и др. ЭТ структурно включает: 1. Микроэкономику – изучает поведение отдельных субъектов экономики (домашних хозяйств, фирм). Поэтому можно сказать, что Микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами. Отсюда вытекают цели и Задача микроэкономического анализа - анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги, а также на факторы производства (спрос, предложение на товары, ресурсы). 2. Макроэкономику – изучает хозяйство как единое целое (в совокупности), поэтому объектом ее изучения становятся также совокупные величины, называемые агрегатами – совокупный спрос и предложение, общий уровень цен, общий уровень занятости и т.д. Отсюда вытекают цели и Задача макроэкономического анализа– определение принципов наиболее эффективной работы всего хозяйственного механизма, т.е. общего уровня использования ресурсов в целом или общий уровень активности. 3. Мезоэкономику – изучаетповедение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства. 4. Супермакроэкономику ( поведение мировой экономики в целом).
ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ТИПОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. ТИПЫ И МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ. ИХ ПРИЗНАКИ, РАЗЛИЧИЯ, ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Типы систем: Традиционная система. В настоящее время традиционные уклады сохранились у изолированно живущих индейцев в бассейне Амазонки. 1) Решение фундаментальных экономических проблем «что, как и для кого» на основе традиций и обычаев, откуда и происходит название этого типа цивилизаций. 2) Преобладание натурального хозяйства – многоукладность. Это значит, производители и потребители взаимодействуют друг с другом в рамках одного хозяйства (сами посеяли, сами съели). Для данного хозяйства не требуются деньги, т.к. имеет место прямой (натуральный) обмен продуктами и услугами. 3) Отсутствует или слабо развито машинное производство и преобладает ручной труд. Отсюда, исключительно медленные темпы прогресса. В рамках традиционного типа задачи экономического роста и не ставились. Здесь личный комфорт зависел как раз от сохранения религиозных и культурных традиций. Человек в таких условиях слабо индивидуализирован, мало способен да и не стремится к свободному выбору жизненного пути, он комфортно себя чувствует в большом коллективе, где все стороны жизни строго регламентированы. Исторически, все народы прошли через традиционный тип цивилизации, во многих слаборазвитых странах распространены его остатки (пережитки). В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, гос-во направляет средства на развитие инфраструктуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения. Новые переходные экономики. Кризис социалистической системы породил новые типы переходных экономик. Постсоциалистические страны еще не создали многих рыночных институтов: не сложились нормально функционирующие рынки капитала, земли, трудовых ресурсов. По сравнению со странами с традиционной переходной экономикой с тем, в таких экономиках существуют условия, характерные для высокоразвитых рыночных стран: наличие крупных предприятий с высокими технологиями, высококвалифицированная рабочая сила, высокий научный потенциал, высокие стандарты в социальной сфере. Россия – рыночная экономика с развивающимися рынками. Факторы производства. Для производства благ необходимы определенные ресурсы. Современная экономическая теория классифицирует ресурсы по крупным группам, называемым факторами производства. 1) Труд. Это целесообразная хозяйственная деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей и получение дохода. В процессе труда человек затрачивает умственную и физическую энергию. В различных видах труда преобладает либо первое, либо второе. Труд может быть простым и сложным (квалифицированным). Его результатом может быть как материальный продукт, так и услуга. 2) Земля (природные ресурсы). Землю как фактор производства следует понимать в широком смысле. Земля это 1) всякое место, где человек трудится и живет,2) место, на котором расположены производственные и другие предприятия. 3) субстанция, имеющая биологические свойства плодородия, объект сельского и лесного хозяйства, 4) недра как источник полезных ископаемых. 3). Капитал. Существует множество определений капитала. В концепции факторов производства капитал – это вещественные средства производства (сырье, машины, оборудование, сооружения и т.д.). Отдельно выделяется денежный капитал. Перечисленные факторы производства называются «классическими» и бесспорно признаются всеми экономистами. 4). Предпринимательская способность. Экономисты заметили, что предприятия, обладающие примерно равными объемами классических факторов, добиваются разных экономических результатов. Это зависит от наилучшего способа комбинации ресурсов. Чтобы факторы комбинировались наилучшим образом, необходим фактор особого рода– предпринимательская способность. Этот фактор выступает в виде особого рода трудовой деятельности, причем не обязательно ее субъект должен быть собственником. Собственник должен делегировать предпринимателю часть пучка прав, необходимых для управления фирмой. 5) Технический прогресс. 6) Информация (базы данных, электронные архивы) стали выделять в особый фактор производства из фактора «технический прогресс» в связи с распространением компьютеров и их особой ролью в производстве. ЭЛАСТИЧНОСТЬ Экономическая теория изучает не только направления зависимости изменения величины спроса от изменений ее факторов, и стремится дать ей количественное выражение, для чего используются коэффициенты эластичности. Коэффициент эластичности представляет собой отношение процентного изменения величины спроса (в числителе) к процентному изменению фактора. Δ Q / Q Общая формула: Е = ----------------- Δ X / X где Δ – изменение, Q – величина спроса, X – фактор спроса (цена, доход и пр.) Различают коэффициенты эластичности спроса по цене, эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса. Коэффициент эластичности спроса по цене представляет собой отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению рыночной цены на товар. Если снижение цены на 20 % привело к росту величины спроса также на 20 %, тогда коэффициент эластичности равен 1. Если коэффициент эластичности спроса по цене больше единицы, т.е. процентное снижение цены приводит к большему процентному изменению величины спроса, то спрос называется эластичным. Если к меньшему – то неэластичным. Эластичный спрос по цене бывает на предметы роскоши (драгоценности, меха и т.д.). Неэластичный спрос – на предметы первой необходимости (хлеб, молоко, одежда и т.д.). Различают также абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос. При абсолютно неэластичном спросе изменение цены не влияет на величину спроса, при абсолютно эластичном незначительное изменение цены приводит к сколь угодно большому увеличению величины спроса. Типы эластичности спроса по цене иллюстрируются с помощью кривых спроса различного наклона: Единичная эластичность характеризуется кривой спроса с 45-градусным наклоном, более пологая кривая характеризует эластичный спрос, более крутая – неэластичный, горизонтальная кривая – абсолютно эластичный, вертикальная – абсолютно неэластичный спрос. Коэффициент эластичности спроса по доходу представляет собой отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению дохода потребителей. Здесь различают отрицательную или положительную эластичность. Отрицательная эластичность характерна для низкокачественных товаров (маргарина, дешевые сорта колбасы и сигарет). Величина спроса на них падает по мере роста доходов, т.е. благосостояния населения. Положительная эластичность характерна для обычных товаров. Эластичность по доходу больше 1 характерна для товаров длительного пользования (автомобилей, домов и т.д.). Коэффициент перекрестной эластичности спроса представляет собой отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на другой товар. Он больше нуля для товаров-субсистутов, так как рост цены на товар-субститут ведет к росту величины спроса на данный товар, и меньше нуля – для товаров-комплиментов, так как рост цены на товар-комплимент вызывает снижение величины спроса на данный товар. ИЗДЕРЖКИ. Часть 1. Издержки и предложение товара С технической стороны, для изготовления любого продукта требуются три типа предметов: 1) люди, 2) объекты природы (земная твердь, окружающий воздух, верхний слой земли, т.е. почва, полезные ископаемые в недрах земли, ветер, атмосферные осадки и т.д.) и 3) продукты прошлого человеческого труда, которые выступают в двух видах: а) средства труда (здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.) и б) предметы труда (сырье и материалы, полуфабрикаты и т.д.). По-другому типы предметов называются факторами производства (производственными ресурсами) труд, земля и капитал соответственно. Соотношение между ними, которое необходимо для изготовления какого-то продукта за определенное время, называется производственной функцией. Например, для изготовления 1 ед. продукции А в день нужно 10 чел. рабочих, 5 ед. оборудования, 20 ед. материалов какого-то типа, производственное помещение площадью 100 кв. м и т.д. Чтобы увеличить объем производства, необходимо увеличить объемы применения соответствующих факторов производства, однако в силу различных причин для изменения объемов применения различных факторов требуется разное время. Так, для увеличения помещений и количества оборудования необходимо время на их строительство и изготовление, из-за их высокой стоимости расходуется значительное время на поиск денежных средств для их приобретения и т.д. Наименее мобильные во времени факторы производства называют постоянными ресурсами. Относительно быстро могут быть увеличены объемы применения таких факторов производства, как рабочая сила и предметы труда (сырье и материалы им т.д.). Наиболее мобильные во времени факторы производства называют переменными ресурсами. В зависимости от мобильности факторов во времени в деятельности фирмы различают три периода: 1) Кратчайший, в течение которого нельзя увеличить объемы применения никаких факторов производства. 2) Краткосрочный, в течение которого можно увеличить объемы использования только переменных ресурсов. 3) Долгосрочный, в течение которого можно увеличить объемы использования и постоянных ресурсов. Возникает вопрос, можно ли увеличить объем производства только путем увеличения объемов использования переменных ресурсов (рабочих, предметов труда), когда количество постоянных ресурсов (оборудования, помещений и т.д.) остается неизменным, т.е. в краткосрочном периоде. Наука и практика отвечают на него утвердительно. Давно установлена зависимость объема производства от объемов применения переменных ресурсов при неизменном количестве постоянных ресурсов. Постепенное (с нуля) увеличение объемов применения переменных ресурсов характеризуется вначале возрастающей отдачей (приростом выпуска)¸ затем – постоянной, затем – снижающейся, и, наконец, нулевой и даже отрицательной отдачей. Эта зависимость называется законом убывающей отдачи. Рассмотрим этот закон на примере фирмы, которая использует только два типа ресурсов: 1) труд (людей) и 2) капитал в виде машин и оборудования. Переменным является фактор труд. Объем применения машин и оборудования остается неизменным. Прирост выпуска в результате увеличения количества работников на единицу называется предельным продуктом труда (МР – marginal product).
Эта зависимость может быть изображена графически
Причины, по которым объем выпуска ведет себя соответствующим образом, состоят в следующем: один рабочий не может произвести ничего, так как некоторые участки работ могут требовать совместного труда двух рабочих, двое рабочих могут осуществить весь производственный процесс, но из-за отсутствия специализации и необходимости перехода от одной работы к другой производительность фирмы крайне незначительна, включение 3-го и 4-го рабочих приводит к резкому росту объемов производства, которое выходит на уровень полного использования оборудования. Пятый рабочий может быть использован только на вспомогательных работах, в связи с чем производство возрастает незначительно. Наконец, шестому рабочему вообще нечего делать, и его использование не приведет к росту выпуска. Седьмой рабочий будет только мешать остальным, что приведет к снижению выпуска. Как было показано выше, в краткосрочном периоде фирма может выбрать разные объемы выпуска при разных объемах использования переменных ресурсов. Однако фирма выбирает те объемы, которые приносят максимальную прибыль. Для их определения нужно знать цены на ресурсы и продукт. Пусть оборудование привлекается на условиях аренды, стоимость которой составляет 1 руб. в день. Зарплата рабочих также составляет 1 руб. в день. Цена 1 шт. продукции – 0,9 руб. Чтобы определить объем производства, приносящий максимальную прибыль, можно подсчитать объемы выручки и денежные издержки при разных уровнях производства и использования труда. Продолжим уже начатую таблицу.
Как мы видим, при данных ценах на продукт и ресурсы объем выпуска, приносящий максимальную прибыль, составляет 10 ед. продукции при использовании 4 рабочих. Возникает вопрос, какой объем выпуска будет оптимальным, если цена на продукт возрастет до 1,2 руб.? Сравним выручку и затраты при данном предположении.
Как мы видим, при повышении цен на продукцию фирмы увеличивают ее производство, так как это приносит более высокую прибыль. Таким образом, мы пришли к обоснованию закона предложения, как индивидуального, так и рыночного (суммарного предложения всех производителей данного вида продукции). Предложение – это желание и возможность производителей производить определенные количества товаров по определенным ценам. Величина предложения – это количество товаров, которое производители желают произвести и продать по данной цене. Закон предложения формулируется следующим образом: при повышении цены на продукцию производители при прочих равных условиях желают производить и продавать тем больше продукции, чем больше ее цена. Этот закон графически иллюстрируется с помощью кривой предложения, которая имеет положительный наклон. Для характеристики количественной зависимости изменения величины предложения от изменения цены также применяются коэффициенты эластичности, выражающие отношение процентного изменения величины предложения к процентному изменению цены. По аналогии с эластичностью спроса по цене выделяют: а) предложение единичной эластичности (Е=1), эластичное предложение (Е>1), б) неэластичное предложение (Е<1), в) абсолютно неэластичное предложение (Е=0, вертикальная кривая) и г) абсолютно эластичное предложение (Е=беск., горизонтальная кривая).
На эластичность предложения влияет фактор времени. В кратчайшем периоде при росте цен фирмы не успевают расширить производство. В этом случае кривая предложения является вертикальной линией (абс. неэластична). В краткосрочном периоде, когда фирма успевает изменить лишь объем применяемых переменных ресурсов, кривая предложения приобретает классический наклонный вид. В долгосрочном периоде кривая предложения является очень эластичной, т.е. небольшой рост цены приводит очень большому росту выпуска, что указывает на отсутствие такой преграды для увеличения выпуска, как неизменный объем постоянных ресурсов. Величина рыночного предложения зависит не только от цены на товар, но и от других, так называемых неценовых условий, которые при построении исходной кривой предложения рассматривались как неизменные. Это следующие условия: 1)Применяемые технологии; 2) Цены на ресурсы; 3) Налоги и дотации; 4) Ожидания продавцов; 5) Цены на другие товары; 6) Число производителей товара; 7) Прочие факторы. При росте цен на ресурсы, росте налогов, росте цен на другие товары, которые могут производить фирмы данной отрасли, объем рыночного предложения снижается, что отражается как левосторонний сдвиг кривой предложения. При применении более эффективных технологий, снижении цен на ресурсы, снижении налогов, ожиданиях будущего роста цен предложение растет, что трактуется как правосторонний сдвиг кривой рыночного предложения. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ В СИСТЕМЕ НАУК. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Экономическая теория принадлежит к разряду наук социальных - предметом изучения которых служит человеческое общество. Специальная сторона общественной жизни, исследование которой берет на себя экономическая теория (политэкономия), заключается в хозяйственной деятельности, которая сводится к борьбе человечества с природой, с целью удовлетворения разнообразных потребностей людей материальными средствами. Экономическая теория служит фундаментом и дает базовую систему знаний для целого ряда экономических наук: - конкретно-экономических (экономика предприятий); - функционально-экономических (бухгалтерский учет, финансы, кредит, маркетинг, маркетинг, банковское дело и т.д.) - информационно-аналитических (статистика, мат. моделирование, эконометрика) - исторических экономических наук (история хозяйства, история экономических учений) ЭТ – теоретическое и методологическое основание. В свою очередь экономическая теория черпает сведения из других естественно-технических наук – правоведение, АХД, агрономия, статистика и др. ЭТ структурно включает: 1. Микроэкономику – изучает поведение отдельных субъектов экономики (домашних хозяйств, фирм). Поэтому можно сказать, что Микроэкономика изучает процессы принятия экономических решений отдельными экономическими субъектами. Отсюда вытекают цели и Задача микроэкономического анализа - анализ взаимодействия экономических субъектов на отдельных рынках, в результате которого формируются цены на производимые товары и услуги, а также на факторы производства (спрос, предложение на товары, ресурсы). 2. Макроэкономику – изучает хозяйство как единое целое (в совокупности), поэтому объектом ее изучения становятся также совокупные величины, называемые агрегатами – совокупный спрос и предложение, общий уровень цен, общий уровень занятости и т.д. Отсюда вытекают цели и Задача макроэкономического анализа– определение принципов наиболее эффективной работы всего хозяйственного механизма, т.е. общего уровня использования ресурсов в целом или общий уровень активности. 3. Мезоэкономику – изучаетповедение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства. 4. Супермакроэкономику ( поведение мировой экономики в целом).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.009 с.) |