Состав издержек производства. Закон рыночной Цены. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Состав издержек производства. Закон рыночной Цены.



Решения на фирмах принимаются на основе расчетов прибыли. Чтобы решения были обоснованными, необходимо уметь правильно рассчитывать прибыль. Для этого надо, прежде всего, уметь правильно рассчитывать издержки производства. Издержки производства – это затраты факторов производства на изготовление товаров в денежном выражении плюс альтернативная стоимость капитала фирмы (нормальный доход на вложенный капитал).

Для того, чтобы начать дело, предприниматель должен располагать денежной суммой, на которую он будет приобретать факторы производства, необходимые для изготовления товаров, до того, как начнет поступать выручка от их продажи. Эта денежная сумма называется инвестициями или вложениями в капитал фирмы. Необходимость в инвестициях вызывается тем, что, как правило, платежи за товары фирмы от покупателей поступают позже, чем осуществляется оплата необходимых для их изготовления производственных факторов (труда, земли, капитала). Отдельно рассчитываются инвестиции в основной капитал (расходы на приобретение помещений, машин, оборудования, земельных участков и т.д.) и в оборотный капитал (расходы на оплату труда, аренду, приобретение сырья и материалов и т.д.). Вложения в основной капитал фирмы также называются основным капиталом фирмы, а вложения в оборотный капитал – ее оборотным капиталом, т.е. понятие капитал имеет второе значение.

Альтернативная стоимость вложений в капитал или просто альтернативная стоимость капитала фирмы представляет собой доход, измеряемый в процентах годовых, который принесла бы сумма, вложенная в капитал фирмы, при наилучшем альтернативном способе ее использования. В качестве альтернативного способа использования средств начинающие бизнесмены рассматривают вложения в банковские депозиты. Если вложения в капитал фирмы составили 1 млн. руб., а средняя ставка процента по банковским депозитам равна 10 % годовых, то альтернативная стоимость капитала фирмы составит 100 тыс. рублей. Опытные бизнесмены рассматривают в качестве нормального дохода на вложенный капитал средний доход на капитал, вкладываемый в различные виды бизнеса.

Затраты факторов производства на изготовление продукции зависят от таких факторов, как 1) производственная функция и 2) способ привлечения средств труда (машины, оборудование, помещения и пр.). Средства труда могут привлекаться на условиях аренды, а могут приобретаться в собственность. В первом случае потребление средств труда равно сумме арендной платы. Так, если станок арендуется за 10 тыс. руб. в месяц, то потребление в течение месяца составит 10 тыс. руб. в месяц. Если средства производства приобретаются в собственность, то объем их потребления в течение какого-то периода зависит от их стоимости и от срока службы. Пусть стоимость станка равна 540 тыс. руб., а срок службы – трем годам. Тогда потребление станка в течение месяца составит 15 тыс. руб. (540/3/12). Часть стоимости приобретенных средств труда, относимая на издержки производства продукции, называется амортизацией.

Величина вложений в капитал зависит 1) от способа привлечения средств труда и 2) от порядка расчетов за товары и факторы производства. Предположим, что фирма изготавливает и реализует одну партию продукции в течение месяца, все факторы производства, необходимые для изготовления одной партии товара, приобретаются в первый день месяца, а выручка от реализации поступает в последний день месяца. Стоимость факторов производства равна 100 тыс. руб. (в том числе, аренда средств труда – 10 тыс.), выручка составляет 120 тыс. руб. В этом случае величина вложений в капитал фирмы составит 100 тыс. руб., так как факторы производства для изготовления следующей партии товара будут оплачиваться из выручки. Если выручка от реализации каждой партии поступает на месяц позже, то величина вложений в капитал составит 200 руб., если выручка поступает авансом, т.е. до закупки факторов производства, то вложения в капитал вообще не нужны.

Если средства труда приобретаются в собственность, то вложения в капитал фирмы резко увеличиваются. Если стоимость арендуемых средств труда составляет 360 тыс. руб., то вложения в капитал фирмы уменьшатся на 10 тыс. руб. (стоимость аренды), но возрастут на 360 тыс., т.е. составят не 100, а 450 тыс. руб.

От величины вложений в капитал зависит альтернативная стоимость капитала фирмы, подлежащая включению в издержки производства. В первом случае при 10 % годовых альтернативная стоимость капитала составит 10 тыс. руб. в год (100 тыс.*10%), а во втором – 45 тыс. (450 тыс. *10%).

Рассмотрим состав издержек производства фирмы. В нем выделяются 4 статьи:

1) Оплата труда

2) Материальные затраты (затраты предметов труда, арендная плата, если средства труда привлекаются на условиях аренды).

3) Амортизация (часть стоимости средств труда, приобретенных в собственность, списываемая на издержки производства).

4) Альтернативная стоимость капитала фирмы (нормальный доход на воженный капитал).

Выделяют экономические издержки и денежные (бухгалтерские, явные) издержки. Для принятия обоснованных управленческих решений прибыль необходимо рассчитывать на основе экономических издержек. Денежные издержки – это затраты ресурсов, которые отражаются в бухгалтерском учете. В бухгалтерском учете отражаются не все издержки производства. В нем не отражаются:

1) Затраты собственного труда предпринимателя на фирме, если ему не начисляется зарплата. В этом случае к бухгалтерским расходам фирмы на оплату труда надо добавить зарплату, которую предприниматель мог бы получать, выполняя аналогичные функции как наемный работник, или работая на прежней работе.

2) Затраты средств труда (помещений, машин и оборудования, земельных участков и пр.), находящихся в собственности предпринимателя, а не его фирмы. Так, предприниматель может вести дело в принадлежащем ему лично помещении, использовать личный автотранспорт для служебных поездок, выращивать сельхозпродукцию на принадлежащем ему земельном участке. Поскольку эти средства труда фирмой не приобретались, они не стоят на учете и амортизация по ним не начисляется. Для расчета экономических издержек к бухгалтерским издержкам производства фирмы необходимо добавить арендную плату, которую предприниматель получал бы, если бы сдавал принадлежащую ему собственность в аренду.

3) Нормальный доход на вложенный капитал. Его надо рассчитать и также включить в расчет издержек производства.

Издержки, которые не находят отражения в бухучете называются неявными издержками. Сумма бухгалтерских и неявных издержек равна экономическим издержкам. Выделяются бухгалтерская и экономическая прибыль. Бухгалтерская прибыль равна выручка минус бухгалтерские издержки. Экономическая прибыль равна выручка минус экономические издержки. Нулевая экономическая прибыль говорит о том, что фирма получает нормальный доход на вложенный капитал. При нулевой экономической прибыли у фирмы отсутствуют стимулы к изменению объемов производства. Наличие у фирмы положительной экономической прибыли говорит о том, что доходность капитала, вкладываемого в данную отрасль, выше, чем в других отраслях. Она является стимулом к расширению производства и переходу в данную отрасль других фирм. Отрицательная экономическая прибыль говорить о том, что доход на вложенный капитал ниже, чем в других отраслях. Она выступает стимулом к сокращению производства и переходу фирм в другие отрасли.

Нормальной ценой товара называется цена, обеспечивающая нулевую экономическую прибыль или нормальную прибыль на вложенный капитал.

 

Закон рыночной цены. Величина рыночной цены товара определяется соотношением спроса и предложения и колеблется вокруг нормальной цены товара. Совместим графики спроса и предложения в одной системе координат. Точка пересечения двух графиков указывает на цену (Р0), при которой величины спроса и предложения равны. Данная точка называется точкой рыночного равновесия, а цена Р0 – ценой равновесия. Если цена равновесия равна нормальной цене товара, то данное положение рынка соответствует положению долгосрочного равновесия. Это связано с тем, что в этом случае фирмы получают нулевую экономическую прибыль, в связи с чем у них отсутствую стимулы к изменению объемов выпуска, а также к переходу в другие отрасли. У фирм других отраслей также отсутствуют стимулы к переходу в данную отрасль.

При возникновении факторов, вызывающих отклонение рыночной цены от нормальной цены, включаются стихийные механизмы, которые возвращают рыночную цену к нормальной цене, т.е. цене, обеспечивающей нулевую экономическую прибыль.

Предположим, что в на рынке произошел рост спроса, например, в связи с ростом цен на товары-субституты, что отражается как правосторонний сдвиг кривой спроса. Это значит, что при исходной цене (Ро) величина спроса превысит величину предложения. Разница между величиной спроса и предложения при данной цене (Ро) характеризует величину товарного дефицита на рынке. О росте спроса свидетельствует рассасывание нормальных товарных запасов в торговле. Рост спроса означает, что покупатели готовы покупать предлагаемое ежедневно количество товаров по более высокой цене. Этим и пользуются продавцы. В кратчайшем периоде они могут поднять цену до уровня Р1, что соответствует движению рынка по абсолютно неэластичной кривой предложения, характерной для кратчайшего периода. При цене Р1 величина спроса сравняется с величиной предложения. Однако в точке Е1 равновесие рынка будет неустойчивым. Как мы знаем, при росте цены фирмы начинают увеличивать производство за счет увеличения объемов применения переменных ресурсов, так как это приносит большую прибыль. В результате роста производства кривая предложения приобретает классический вид. При этом для реализации возросшего количества товаров производителям приходится снижать цены. В краткосрочном периоде цена устанавливается в точке пересечения новой кривой рыночного спроса (D) и исходной кривой предложения (S0) на уровне Р2. Однако и точка краткосрочного равновесия Е2 не является точкой устойчивого равновесия, так как при цене Р2 фирмы получают значительную экономическую прибыль. В долгосрочном периоде это заставляет фирмы увеличивать производство за счет увеличения применения всех факторов производства. Кроме того, в отрасль приходят новые производители. Это вызывает правосторонний сдвиг кривой предложения до тех пор, пока рыночная цена (Р3) не установится на уровне нормальной цены товара в долгосрочном периоде. В точке Е3 фирма окажется в положении долгосрочного равновесия, так как при цене Р3 отсутствует экономическая прибыль. Как мы видим, при росте спроса рынок проходит через три точки равновесия, две из которых являются точками неустойчивого равновесия.

 

 

Снижение спроса также заставит пройти рынок через три точки равновесия. Снижение спроса, например, в связи с ростом цен на товары-комплименты (левосторонний сдвиг спроса) приведет к тому, что при цене Р0 спрос окажется ниже предложения, что означает образование товарных излишков на складах. Фирмы, стремясь избавиться от них (поскольку многие из них работают за счет заемных средств), снизят цены. Равновесие в кратчайшем периоде установится в точке Е1 при цене Р1 и исходном объеме предложения. Но при такой цене фирмы не получат нормального дохода на капитал. Это вызовет сокращение производства, в связи с чем рынок переместится в точку пересечения кривой предложения (S0) и новой кривой спроса(D1) в точке Е2. Цена Р2 станет выше, а объем производства уменьшится. Но и в этой точке не достигнуто состояние долгосрочного равновесия. Так как экономическая прибыль отрицательна, в отрасли будет продолжаться сокращение производства. Это вызовет левосторонний сдвиг кривой предложения. Он прекратится в точке Е3, при которой рыночная цена Р3 достигнет уровня нормальной цены в долгосрочном периоде, т.е. цены, обеспечивающей нормальную прибыль. Это будет точка долгосрочного равновесия.

 

 

Как мы видим, рыночная цена, определяясь соотношением спроса и предложения, в долгосрочной перспективе стремится к нормальной цене товара. Это закон рыночных цен для свободно-воспроизводимых товаров. Рыночные цены тех товаров, которые не могут быть произведены или не производятся в количестве, требуемом рынком, могут длительное время отклоняться от нормальной цены товара. Это произведения искусства известных мастеров, вина из винограда, растущего в определенных местностях, предметы старины и т.д. Такие блага называются монопольными. Считается, что цены таких товаров определяются их редкостью.

2007 ТЕМА 6. Часть 3. ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ

Совокупные издержки производства фирмы в краткосрочном периоде делятся на постоянные издержки и переменные издержки. Постоянные издержки – затраты постоянных ресурсов в денежном выражении плюс альтернативная стоимость капитала фирмы, связанного с их привлечением. Постоянные издержки – часть издержек фирмы, которая не зависит от величины выпуска фирмы. В их состав входят: амортизация, арендная плата, оплата труда высшего руководства фирмы и др. Переменные издержки – затраты переменных ресурсов в денежном выражении плюс альтернативная стоимость капитала фирмы, связанного с их привлечением. Переменные издержки – часть издержек фирмы, величина которых зависит от объема выпуска. В их состав входят: оплата труда, стоимость сырья и материалов, топлива и др.

Совокупные (валовые, общие) издержки обозначаются TC – total costs, постоянные издержки – FC – fixed costs, переменные издержки – VC – variable costs. TC = FC + VC.

Выделяют также средние, средние постоянные и средние переменные издержки. Средние издержки – издержки на единицу выпускаемой продукции, средние постоянные издержки – постоянные издержки на единицу продукции, средние переменные издержки – переменные издержки на единицу продукции.

Выделяют также предельные издержки – это прирост совокупных издержек фирмы при увеличении выпуска продукции на 1 единицу. Предельный доход – прирост выручки фирмы при увеличении выпуска продукции на 1 единицу.

Средние издержки обозначаются АTC – average total costs, средние постоянные издержки – АFC – average fixed costs, средние переменные издержки – АVC – average variable costs, предельные издержки – MC – marginal costs, предельный доход – MR – marginal revenue.

АTC = TC/Q; АFC = FC/Q; АVC = VC/Q

АTC = АFC + АVC

MC = TCq-TCq-1

MR = ТRq-ТRq-1

Вернемся к нашему примеру. Примем переменные издержки равными расходам на оплату труда, а постоянные – арендной плате. Рассчитаем АTC, АFC, АVC, MC, MR. Отразим в таблице также предельный доход фирмы при цене за единицу товара в 0,9 руб. и 1,2 руб. Если при изменении объема продаж цена не меняется, то предельный доход равен цене.

L, чел.              
Q, штук              
MP, штук              
FC              
VC              
TC (FC + VC)              
АFC (TFC/Q)     0,5 (1/2) 0,17 (1/6) 0,1 (1/10) 0,09 (1/11) 0,09 (1/11)
АVC (TVC/Q)     (2/2) 0,5 (3/6) 0,4 (4/10) 0,45 (5/11) 0,55 (6/11)
АТС (АFC+АVC)     1,5 0,67 0,5 0,54 0,64
МС (TCq-TCq-1)     0,5 (1/2) 0,25 (1/4) 0,25 (1/4) (1/1)  
ТR при Р=0,9     1,8 5,4   9,9 9,9
ТR при Р=1,2     2,4 7,2   13,2 13,2
MR при Р=0,9 (ТRq-ТRq-1)     0,9 0,9 0,9 0,9  
MR при Р=1,2 (ТRq-ТRq-1)     1,2 1,2 1,2 1,2  

Построим графики FC, АV, TC.

 

Построим графики АFC, АVC, АTC, МC.

Восходящая ветвь кривой предельных издержек фирмы представляет собой не что иное, как кривую индивидуального предложения фирмы в краткосрочном периоде: она определяет объем выпуска, который приносит максимальную прибыль, при разных уровнях цены. График МС пересекает кривые средних переменных и средних общих издержек в точках их перегиба.

Кривая АТС позволяет определить объем выпуска с минимальными затратами на единицу продукции – это точка технологического оптимума. Она достигается (0,5 руб. за 1 ед.) при уровне выпуска 10 ед. в день.

Сравнение кривой цены (она же – кривая предельного дохода) с кривой средних издержек позволяет определить величину экономической прибыли на единицу продукции при разных уровнях выпуска в краткосрочном периоде. Так, при уровне цены 0,9 руб. и выпуске в 10 ед. – это 0,4 руб. с единицы продукции. При выпуске 11 ед. и цене 1,2 руб. – это 0,66 руб. с единицы.

Объем производства, приносящий максимальную экономическую прибыль, можно определить двумя методами. Первый метод основан на сравнении валовой выручки и валовых издержек при различных уровнях выпуска продукции. Из таблицы видно, что при цене 0,9 руб. за ед. максимальную прибыль приносит объем выпуска 10 ед. продукции в день, а при цене 1,2 руб. – 11 ед.

Этот выбор может быть изображен графически путем построения графиков ТС и графиков ТR1 и ТR2. Объем выпуска, которому соответствует максимальное расстояние по вертикали между двумя графиками, является оптимальным, т.е. приносящим максимальную прибыль. Для цены за 1 шт. 0,9 руб., которой соответствует кривая TR1, максимальное расстояние между кривыми находится на уровне выпуска в 10 ед., а для цены 1,2 руб., которой соответствует кривая TR2 – на уровне в 11 ед. продукции в день.

 

Второй способ основан на сравнении предельного дохода и предельных издержек. Общее правило таково: максимальный объем прибыли достигается при таком уровне выпуска, когда предельный доход равен предельным издержкам. Оно записывается в виде формулы MR = MC. Из-за дискретности выпуска реально выбирается объем выпуска, при котором предельные издержки не превышают предельного дохода. В нашем случае при цене 0,9 руб. за ед. выбирается объем выпуска 10 ед., так как при следующем варианте предельные издержки (1 тыс. руб.) больше предельного дохода (0,9 тыс. руб.). При цене 1,2 выбирается объем 11 ед., так при нем предельные издержки (1 тыс. руб.) меньше предельного дохода (1,2 руб.). Этот выбор также может быть проиллюстрирован графически путем построения графика МС и графиков MR1 и MR2.

 

Часть 4. ИЗДЕРЖКИ ФИРМЫ В ДОЛГОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ (2007)

В долгосрочном периоде фирма может изменить объемы использования как переменных, так и постоянных ресурсов, т.е. масштабы производства. Это изменение происходит путем перехода к предприятию другого размера. Зависимость АТС (средних общих издержек или просто средних издержек) фирмы от объема выпуска в долгосрочном периоде устанавливается путем изучения краткосрочных АТС при разных размерах предприятия.

Экономическая наука давно установили, что рост размеров предприятия от минимально возможного сопровождается вначале снижением минимальных средних издержек, затем их стабилизацией, и, далее, их ростом. Например, у предприятия 1-го размера мин. АТС равны 0,5 тыс. руб. (при выпуске 10 ед. продукции), у предприятия 2-го размера – 0,45 (при выпуске 20 ед.), у предприятия 3-го размера – 0,45 (при выпуске 30 ед.), у предприятия 4-го размера – 0,48 (при выпуске 40 ед.). Эту зависимость можно изобразить графически.

Кривая, огибающая снизу кривые краткосрочных АТС для каждого размера предприятия, есть кривая долгосрочных АТС, характеризующая зависимость АТС фирмы от объема выпуска в долгосрочном периоде. Она обозначается LATC (L – от long-run). Для теоретического анализа используется U-образная кривая долгосрочных АТС, огибающая снизу краткосрочные АТС по касательной. Размер предприятия, которому соответствует мин. долгосрочные АТС, называется оптимальным размером предприятия. В нашем примере – это предприятия 2-го и 3-го размера.

Соответствующая зависимость мин. АТС от размеров предприятия объясняется «эффектом масштаба производства». Эффект масштаба производства – зависимость выпуска от объемов использования всех ресурсов. Выделяют положительный, постоянный и отрицательный эффекты масштаба. Положительный – когда прирост выпуска больше прироста объемов использования ресурсов. Постоянный – когда прирост выпуска равен приросту ресурсов, отрицательный – когда прирост выпуска меньше прироста объемов использования ресурсов. Положительный эффект масштаба сопровождается снижением мин. АТС, отрицательный – ростом мин. АТС, при постоянном эффекте они не меняются.

Причины положительного эффекта масштаба производства.

1) Специализация. Рост размеров предприятия позволяет закреплять за каждым работником все более мелкие производственные и управленческие процессы, в связи с чем растет производительность труда. Исполнение мелких участков работы исключает затраты времени на переход от одного участка к другому и на вхождение в трудовой ритм, а также позволяет их лучше освоить.

2) Применение более эффективной техники. Давно замечено, что производительность средств труда растет быстрее, чем их цена. Как правило, станок, производительность которого в 2 раза больше, чем у станка аналогичного назначения, стоит менее чем в 2 раза дороже.

3) Развитие дополнительных производств из отходов основного производства.

Отрицательный эффект от увеличения масштабов производства, как правило, связан с потерей эффективности управления. Из-за возникновения дополнительных уровней управления возникают сложности с передачей информации от низших звеньев управления к высшим, и наоборот (замедление скорости передачи информации и ее искажение).

Как выбрать размер предприятия? Для этого надо построить кривые краткосрочных АТС для всех возможных размеров предприятия. Затем следует определить, какой объем производства наиболее вероятен с точки зрения имеющихся заказов или будущего спроса. Этот объем может быть произведен на предприятиях смежного размера. Чтобы выбрать наиболее эффективный размер, надо посмотреть, при каком из них данный объем выпуска обеспечивается с минимальными средними издержками. В нашем примере объем Q1 выгоднее производить на предприятии 2-го размера, а Q2 – третьего.

Одним из факторов поведения фирм в долгосрочном периоде является создание производств оптимального размера.

Оптимальный размер производства зависит от отрасли народного хозяйства и определяет размеры действующих в отраслях предприятий. В сельском хозяйстве минимальные издержки у предприятий небольшого размера. В капиталоемких отраслях (металлургии, автомобилестроении, производстве строительных материалов и др.) минимальные издержки достигаются на предприятиях большого размера. Существуют отрасли, в которых чем больше размер производства, тем ниже издержки. Это способствует образованию в таких отраслях единственных предприятий. Это, к примеру, сфера железнодорожных перевозок. Подобные предприятия называются естественными монополиями.

Оптимальный размер производства меняется под воздействием научно-технического прогресса. Он может уменьшаться, и тогда фирмы идут по пути дробления производств на ряд мелких, или увеличиваться, и тогда фирмы укрупняют производство.

 

ТЕМА 7. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (МИЭ-7-07)

В рассматривавшихся ранее примерах мы исходили из того, что цены на продукты фирмы и на ресурсы при изменении фирмой объемов предложения продуктов и спроса на ресурсы не меняются. Между тем, поведение цен на продукты и ресурсы, и, следовательно, выручки, издержек и прибыли фирмы, определяется типами рынков продуктов и ресурсов, на которых действует фирма. Среди рынков продукции и услуг выделяют рынки 1) совершенной и 2) несовершенной конкуренции. В составе рынков несовершенной конкуренции выделяют рынки а) монополистической конкуренции, б) олигополии и в) монополии.

Для рынка совершенной конкуренции характерны следующие черты:

1.Действующие на нем фирмы-производители отличаются малыми размерами.

2.На рынке действует множество производителей.

3.Все предприятия выпускают однородную, т.е. совершенно одинаковую продукцию.

4.На рынке множество покупателей.

5.Отсутствуют барьеры для входа на данный рынок новых фирм и для выхода из рынка. Барьерами входа выступают, прежде всего, большие затраты на оформление лицензий, значительная стоимость предприятий (финансовые барьеры).

6.Совершенная информация (информация о ценах и технологиях доступна всем).

При наличии таких условий:

1.Отдельные фирмы, изменяя объемы производства, практически не влияют на размеры предложения отрасли и ее спроса на ресурсы.

2.Фирма не может поднять цену на продукцию выше рыночной, так как лишится всего своего спроса. Атомистическое строение рынка (множественность субъектов рынка) исключает возможность всякого ценового сговора. Отсюда, признаком рынка совершенной конкуренции является абсолютно эластичный спрос на продукцию фирмы, который характеризуется кривой спроса (D), имеющий вид горизонтальной прямой линии. Кривая предельного дохода (MR) предприятия, работающего на рынке совершенной конкуренции, также имеет вид горизонтальной прямой, причем, обе кривые совпадают (D=MR).

3. Рынок гибко реагирует на колебания спроса и предложения, в связи с чем цена после таких колебаний всегда возвращается к нормальной цене, которая определяется долгосрочными издержками производства продукции. Отсюда, в такой отрасли фирмы не могут долго получать экономическую прибыль.

Рынки совершенной конкуренции в реальной действительности в чистом виде не встречаются. Приближаются к этому типу рынки сельхозпродукции, некоторых видов услуг (парикмахерских, автомастерских и т.д.).

Рассмотрим процесс прохождения рынком совершенной конкуренции трех точек рыночного равновесия в графической модели фирмы.

Точка долгосрочного равновесия фирмы (Е3) соответствует минимальным АТС при оптимальных размерах предприятия, который фирма может выбрать в долгосрочном периоде. Отсюда, условие долгосрочного равновесия фирмы записывается как P=MR=MC=ATCmin=LATCmin.

Точки пересечения кривой спроса D с кривой АТС, когда цена поднимается выше минимального АТС, называются критическими точками, так как объемы выпуска, находящиеся левее первой точки являются убыточными, между двумя точками – приносящими экономическую прибыль, а правее второй точки – вновь убыточными.

В наших примерах мы рассматривали поведение фирмы в краткосрочном периоде в условиях, когда цена на ее товар поднимается выше уровня минимальных АТС, и отмечали, что в этом случае фирма максимизирует прибыль, увеличивая объем производства, руководствуясь правилом MR=MC. Рассмотрим поведение фирмы в случае, когда цена падает ниже минимальных АТС, т.е. когда фирма получает экономический убыток. Возникает вопрос, насколько целесообразно продолжение производство в таких условиях. Возможны два случая падения цены: 1) когда цена выше минимальных AVC и 2) когда цена ниже минимальных AVC. Эти случаи в графической модели фирмы интерпретируются следующим образом.

Если цена выше минимальных AVC, то продолжить производство даже при отрицательной прибыли выгоднее, чем его остановить. Объем выпуска, приносящий минимальный убыток, определяется по тому же правилу MR=MC.

Если цена опустится ниже минимальных AVC, тогда предприятию выгоднее остановить производство и нести только постоянные издержки.

Таким образом, если цена окажется в диапазоне от минимальных АТС до минимальных AVC, фирма минимизирует убытки по правилу MR=MC, если ниже минимальных AVC – то фирма прекращает производство. Отсюда, кривая индивидуального предложения фирмы представляет собой восходящий участок кривой предельных издержек, который находится выше минимальных AVC.

 

1.ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ.

Главной и определяющей все остальные чертой рыночной экономики является преобладание в ней частной собственности.

В наиболее общем виде собственность – это отношения людей по поводу присвоения материальных благ. В ней присутствуют два типа отношений:

1)субъект-объектные отношения человека с вещью (что он с ней может сделать, а что – нет);

2)субъект-субъектные отношения, возникающие между собственником и другими людьми (какие права и обязанности он имеет по отношению к окружающим).

Пучок прав собственности ( Р.Коуз)

1.право владения;

2.право использования;

3.право управления;

4.право на доход;

5.право на продажу, изменение, уничтожение;

6.право на безопасность собственности (защиту от экспроприации);

7.право на завещание и наследование;

8.право на бессрочное обладание благом;

9.запрещение использования, наносящее вред окружающим;

10.право на взыскание (в уплату долга);

11. право на возврат полномочий собственности (по истечении срока договора об их передаче или при восстановлении нарушенных полномочий).

Размывание прав собственности приводит к расцвету теневой экономики. Она основана на нарушении юридических прав собственности и подрывает «правила игры» рыночной экономики. Есть два уровня теневой экономики:

1) «серый» или нелегальный рынок, в котором совершаются в принципе разрешенные виды деятельности, но не оформленные официально.

2) «черный» или криминальный рынок, в котором совершаются запрещенные виды деятельности.

 

Тема 3. ДЕНЬГИ. ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ДЕНЕГ

(МИЭ-3-1-07)

Современные деньги (деньги из бумаги, мелкая разменная монета и безналичные деньги (записи на банковских счетах)) возникли из стремления людей облегчить и сделать более дешевым процесс обмена товарами. Пропорции, в которых товары обмениваются друг на друга, определяются их стоимостью (издержками производства). Так, если затраты на изготовление топора составляют 10 часов труда, а на изготовление табуретки – 5 часов труда, то один топор обменивается на 2 табуретки.

Исходной формой обмена был непосредственный обмен товара на товар, т.е. бартер. Недостатки бартера состоят в следующем. Если производитель товара А нуждался в товаре Б, производителю которого не нужен товар А, то ему требовалось предварительно обменять свой товар на тот товар, который нужен производителю товара Б. При этом количество промежуточных обменов могло быть сколь угодно большим. Значительные средства хозяйств отвлекались в сферу обращения.

В этих условиях возникла идея предварительно обменивать производимые в хозяйстве товары на такой продукт, который охотно возьмет в обмен на свои товары любой производитель. Такой продукт и называется деньгами. Первыми деньгами были те же товары – предметы первой необходимости, а также предметы традиционного вывоза с данной территории (скот, зерно, сушеная рыба, соль). Первыми денежными единицами были единицы измерения количества товаров, выступающих в качестве денег: штуки, единицы веса или объема. Цены товаров выражались в количестве единиц денежного товара, например, если деньгами является соль, то цена товара А составляет 3 кг соли, цена товара Б – 5 кг соли и т.д.

Первые товарные деньги были недостаточно удобны для целей обращения товаров. Постепенно выявились те свойства предметов, которые делают их наиболее удобными для использования в функции денег. Это такие свойства, как: 1) Портативность, т.е. малый вес и объем при большой стоимости. Неудобно использовать в качестве денег бревна или воду, в связи с их громоздкостью и низкой стоимостью;

2) Однородность, т.е. одинаковое качество предметов, используемых в качестве денег. Скот как деньги неудобен потому, что каждая единица скота по качеству отличается друг от друга (в зависимости от породы, возраста, питания и т.д.).

3) Делимость, т.е. способность делится на части без потери стоимости. Так, корова не может быть разделена на части без потери качества, и, следовательно, стоимости, так как такие части будут уже продаваться по цене мяса.

4) Износостойкость, т.е. способность предмета длительное время сохранять неизменным свое качество. Сушеная рыба и зерно неудобны как деньги потому, что они подвержены порче.

5) Другие свойства, например, узнаваемость, приятность в обращении.

По данным критериям постепенно на роль денег выделились металлы, вначале железо и медь, а затем благородные металлы – золото и серебро, которые не ржавеют, без потери металла делятся на части путем расплавления. Первоначально металлы использовались в качестве денег в виде слитков в форме прутков, проволоки, колец. Для оплаты какого-то товара приходилось предварительно определять содержание чистого металла в слитке, т.е. пробу, а также отрубать от слитка нужное весовое количество металла. Для преодоления данного неудобства правители территорий или известные купцы стали удостоверять вначале пробу, а затем и вес металлов в слитках путем нанесения на слитки специального штампа, т.е. началась чеканка монеты. Монеты приобрели форму диска, так как она удобна для чеканки и наиболее устойчива к износу. На смену товарным деньгам пришли монеты. Монета имеет две стороны – аверс (от лат. adverms – обращенный лицом) и реверс. В нашей стране эти стороны в простонародье называются «орел» и «решка». Право чеканить монеты постепенно закрепили за собой правители государств. Чеканка производилась на «монетных дворах».

При использовании монет первоначально денежными единицами также были единицы измерения веса металлов, что сохранилось в названии ряда национальных денежных единиц, например, фунт, лира, ливр, марка. Затем, в связи с таким явлением, как «порча монеты», название денежной единицы оторвалось от ее веса, т.е. в монете достоинством в 1 фунт уже было серебра или золота по весу меньше, чем в 1 фунт. В результате денежные единицы стали получать произвольные названия и устанавливаться в весовом количестве чистого металла, например, в России в 19 в. (до реформы 1897 г.) денежной единицей был рубль, представляющий собой 4 золотника 21 долю чистого серебра (примерно 18 граммов). 1 золотник = 96 долей, 1 доля – 44,43 мг.

Введение товарных денег, а затем, металлических монет, позволило существенно ускорить процесс обмена, значительно сократить средства хозяйств и общества в целом, отвлекаемые в сферу обращения.

Товарные деньги и металлические монеты были полноценными деньгами. Полноценные деньги – деньги, стоимость которых равна стоимости приобретаемых на них товаров. Стоимость полноценных монет всегда равна стоимости, обозначенной на монете, т.е. номиналу. Главным недостатком полноценных денег, является то, что при их использовании денежное обращение продолжает обходиться обществу очень дорого.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.90 (0.085 с.)