Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типы олигополистических рынков. Дуополия. Олигопсония.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выделяются следующие типы олигопольных рынков: • Независимая олигополия-конкуренты не вступают в сговор; • Явная, или открытая, или некооперированная олигополия – конкуренты вступают в сговор между собой открыто; • Тайная, скрытая, или кооперированная олигополия - конкуренты вступают в сговор между собой скрытно; • Плотная, или компактная олигополия – 4 ведущих предприятия реализуют не менее 60% продукции на рынке; • Просторная олигополия - 4 ведущих предприятия реализуют менее 40% продукции на рынке. Олигопсония – это такая структура рынка факторов производства, когда небольшое количество фирм закупает всё рыночное предложение определённого ресурса. Олигопсония сходна с олигополией в том, что конкурирующие фирмы осознают свою взаимозависимость. Существует ряд теоретических моделей олигопольных рынков. Одна из самых распространенных - это дуополия. Модель дуополии впервые была предложена французским экономистом О.Курно. В этой модели анализируется ситуация, когда на рынке действует два продавца, каждый из которых считает, что цена и объём продаж конкурента являются неизменными. Взаимодействие фирм-дуополистов основано на максимизации прибыли. Первоначально на рынке действует монополия. Второй продавец, выходя на данный рынок, реализует столько продукции, сколько необходимо для максимизации прибыли. Соответственно, бывший монополист снизит выпуск и цену. В ответ новичок увеличит предложение и т.д., до тех пор, пока рынок не придёт к равновесию. При установлении фиксированной цены дуополисты станут продавать фиксированный объём продукта, который приносит максимальную прибыль. При этом установившаяся цена будет выше, чем в рамках чистой конкуренции, но ниже чем у монополии. Билет 17. 17. Формы собственности Форма собственности — это экономические отношения, характеризующиеся двумя признаками: индивидуализации собственника и разновидностью имущества. В ч.2 ст. 8 Конституции говорится, что «в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». Содержание прав собственности Содержание права собственности включает два понятия — субъективное право собственности и объективное право собственности. Объективное право собственности — совокупность всех норм, регулирующих отношения собственности в их статическом состоянии. Субъективное право — содержание правомочий собственника. Отличительные черты субъективного права собственности: обладатель права собственности может распоряжаться собственностью по своему усмотрению право собственности ограничивается при условии: 1) предусмотренном законом; 2) при нарушении чужих прав; 3) при осуществлении своих прав только с намерением причинить вред право собственности действует все время существования имущества Содержание субъективного права собственности Право собственности содержит правомочия: владения (фактическое обладание) распоряжение (определение юридической судьбы собственности) пользования (потребление) Субъекты (носители) прав собственности Собственником могут быть физические и юридические лица, а также РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Также, если в римском праве доминировала формула «у каждой вещи может быть только один собственник», то в нынешнем законодательство РФ предусмотрено возможность наличия нескольких сособственников (координационная модель), а также разделение имущества на несколько частей, над которыми каждый сособственник осуществляет свои правомочия собственника (субкоординационная модель). Объектом права собственности является имущество, то есть вещи и имущественные права. Некоторые субстанции не могут быть объектами права собственности, так как они выведены из-под действия права законом (например, воздушное пространство на территории РФ, дикие животные). Имущественные права также могут быть объектами права собственности, например, предприятие (имущественные права входят в понятие предприятие) или же ценные бумаги. Объектами права собственности не являются результаты интеллектуальной деятельности, так как интеллектуальная деятельность входит в исключительные права. Проблемы разгосударствления и приватизации. Разгосударствление собственности есть процесс передачи или перехода государственной собственности в собственность физических или юридических лиц, создание на базе государственных предприятий различных смешанных форм собственности. Приватизация государственной собственности является наиболее радикальным способом ее разгосударствления. Развитие рыночных отношений в экономике России выдвинуло на первый план проблему приватизации как наиболее быстрый способ разгосударствления. Для проведения приватизации, т.е. перехода государственной собственности в различные виды и формы частной собственности, в России были созданы необходимые условия: принят Закон о приватизации государственной собственности; изданы указы Президента о механизме приватизации; приняты программы приватизации Государственной Думой; сформированы комитеты по управлению имуществом по городам, районам (комитеты, занимающиеся подготовкой предприятий к приватизации); созданы фонды имущества по городам, районам, которые осуществляют непосредственно приватизацию, т.е. продажу имущества предприятий. Главными целями приватизации являются: формирование слоя частных собственников; повышение эффективности работы предприятий; получение государством источников средств для развития экономики России, стабилизации финансового положения в России; создание конкурентной среды в экономике; ликвидация монополии государства в экономике; социальная защита населения. Для проведения приватизации государственной собственности были использованы несколько способов: 1) продажа имущества государственных предприятий на открытых аукционах; 2) продажа предприятий с уставным капиталом до 1 млн. руб. в ценах 1989 года на открытых аукционах; 3) продажа объектов с уставным капиталом до 1 млн. руб. на закрытых аукционах (сумма указывается в конвертах); 4) продажа объектов с уставным капиталом до 1 млн. руб. на открытых аукционах с ограниченным числом участников, т.е. лиц, проживающих в данной местности; 5) продажа объектов с уставным капиталом до 1 млн. руб. на закрытых аукционах с ограниченным числом участников, т.е. лиц, проживающих в данной местности (не могут вывозить объект за пределы страны, региона); 6) акционирование предприятий с уставным капиталом более 1 млн. руб., т.е. в этом случае объект не продавался, а на стоимость имущества выпускали ценные бумаги — акции. Акционирование осуществлялось по трем вариантам, при этом: - прежде всего акции (20 - 51%) приобретали работники предприятия; - затем продажа шла на чековых аукционах (ваучеры 37%), на инвестиционных конкурсах, на денежных аукционах (10 —15%); - по ряду предприятий часть акций оставалась у государства (5 — 10%) и 5% приобретала дирекция предприятия. Реформирование отношений собственности в стране началось с принятием в 1990 г. Закона СССР О собственности в СССР и Закона РСФСР О собственности в РСФСР от 24.12.90 № 443 - 1, которые провозгласили принцип: количество и стоимость имущества, приобретенного гражданином или юридическим лицом в соответствии с законом или договором, не ограничиваются. Этот принцип Основами был закреплен в жилищной сфере. Согласно ст. 6 недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц. Частная собственность на недвижимость в жилищной сфере не ограничивается по количеству, размерам и стоимости, обеспечивается правом неприкосновенности и подлежит регистрации в местных органах власти. Собственник недвижимости в жилищной сфере имеет право в порядке, установленном законодательством, владеть, пользоваться и распоряжаться ею, в том числе сдавать в наем, аренду, отдавать в залог, продавать, видоизменять, перестраивать или сносить, совершать иные действия, не нарушающие законодательство и жилищные права других лиц. [1] В условиях реформирования отношений собственности, более широкого применения финансово-налоговых расчетов, растущей самостоятельности хозяйствующих субъектов и известной децентрализации управления меняются объем и содержание государственной деятельности в экономической сфере. Государственное регулирование экономики призвано создавать благоприятные условия для хозяйствования. [2]
Всфер приватизации и управления государственной собственностью с момента начала реформирования отношений собственности по 1996 год выявлено более 30 тыс. преступлений. [3] Ключевой проблемой российской экономики при переходе к рыночным отношениям является вопрос реформирования отношений собственности, и прежде всего отношений собственности на главные средства производства. При этом не всегда учитываются принципиальные объективные различия отношений собственности на объекты, созданные в результате деятельности людей, и на объекты, созданные самой природой - природные ресурсы. Следует обратить внимание, что природные ресурсы по своей экономической сущности являются достоянием народа, проживающего на данной исторически ограниченной территории. Отсюда вытекает очень важный для теории и практики вывод использовать народное достояние можно только в интересах и с разрешения народных масс, а не в интересах отдельных частных лиц. [4] Первым обязательным действием, обеспечивающим условия для проведения конкретных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятий в условиях становления рыночной экономики, является реформирование отношений собственности. Процесс реформирования отношений собственности на государственных предприятиях включает два этапа: разгосударствление и приватизацию, которые могут проводиться последовательно и / или параллельно. Разгосударствление является необходимым условием осуществления реформирования предприятия и реального сектора экономики в целом, а также создания условий для реализации второго этапа. При этом проведение приватизации должно учитывать опыт России и других стран. Прежде всего, это относится к выбору модели и конкретных методов приватизации, определению динамики этого процесса и соответствующих приоритетов. [5] Реформирование предприятия представляет процесс изменений в его деятельности, связанных со становлением рыночной экономики и изменением социально-экономических условий его функционирования. Включает реформирование отношений собственности (разгосударствление и приватизацию) и адаптацию целей, стратегий, политики и организационной структуры управления предприятием к новым условиям его функционирования при становлении рыночной экономики. [6] Первым обязательным действием, обеспечивающим условия для проведения конкретных мероприятий по повышению эффективности деятельности предприятий в условиях становления рыночной экономики, является реформирование отношений собственности. Процесс реформирования отношений собственности на государственных предприятиях включает два этапа: разгосударствление и приватизацию, которые могут проводиться последовательно и / или параллельно. Разгосударствление является необходимым условием осуществления реформирования предприятия и реального сектора экономики в целом, а также создания условий для реализации второго этапа. При этом проведение приватизации должно учитывать опыт России и других стран. Прежде всего, это относится к выбору модели и конкретных методов приватизации, определению динамики этого процесса и соответствующих приоритетов. [7]
Реальное влияние приватизации, проведенной во всех восточноевропейских странах и большинстве стран - членов СНГ, на реформирование общественных отношений и экономики сильно отличалось от первоначальных концепций и ожидаемых результатов. Главный вывод, к которому подводит десятилетний опыт реформирования отношений собственности, заключается в том, что смена лишь формы собственности и правового статуса сама по себе не приводит к росту эффективности работы предприятий. А учитывая опыт Китая, где не торопились с приватизацией крупных предприятий, можно добавить, что на финансовое положение субъектов реального сектора экономики определяющее воздействие оказывает общая макроэкономическая ситуация, а не форма собственности. [8] Последующие разделы учебника в соответствии со спецификой современного экономического развития России и Башкортостана включают темы, рассматривающие экономические явления как в статике, так и в динамике их изменчивости и переходном состоянии. Раскрываются характерные черты развития рыночных отношений в постсоветской России и Башкортостане, специфика реформирования отношений собственности, инвестиционной политики, внешнеэкономических отношений, развития отдельных регионов РБ. [9] Структурная политика реализуется в процессе приватизации имущества государственных предприятий. В этой области намечены следующие направления: пересмотр принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиление роли государства в процессе реформирования отношений собственности, усиление государственного контроля в государственном секторе экономики. Особенно это касается тех предприятий, которые обеспечивают научно-техническую и технологическую независимость страны как неотъемлемую часть национальной безопасности. 37. Поведение фирмы-монополиста в краткосрочном периоде · на рынке существует только один продавец некоторого товара, · товар этот не имеет близких заменителей, рынки которых могли бы оказывать существенное влияние на рынок данного товара. · в рассматриваемой отрасли (в отличие от отрасли с совершенной конкуренцией) существуют некие барьеры, сильно затрудняющие или вовсе не позволяющие вход в отрасль новых фирм (наличие государственной разрешительной системы на право ведения данного вида деятельности; контроль единственной фирмы над некоторым специфическим ресурсом, необходимым для производства товара и т. д.). Такая рыночная структура называется в экономической теории чистой монополией. Отметим, что некоторые условия совершенной конкуренции (наличие большого числа покупателей, доля каждого из которых мала) предполагаются имеющими силу и для случая чистой монополии. Заметим, что чистая монополия на практике встречается крайне редко - ведь большинство реальных рынков занимает место где-то между этими двумя полярными типами экономических структур. Однако для того, чтобы анализировать реальные рынки, нам необходимо прежде разобраться - как ведет себя фирма в двух крайних случаях: · при весьма большом числе конкурентов · при полном их отсутствии. Перейдем теперь к анализу поведения фирмы-монополиста в коротком периоде. Рассмотрим вначале спрос на продукцию монополиста и его предельную выручку. В условиях совершенной конкуренции цена на продукцию фирмы никак не зависит от объема выпуска этой фирмы, а следовательно, с точки зрения фирмы кривая спроса предстает как горизонтальная линия, параллельная оси абсцисс. Иначе обстоит дело в случае монополии. Ведь для монополиста в качестве кривой спроса предстает кривая рыночного спроса на данный товар, имеющая, как обычно, отрицательный наклон (Рис. 1). Монополист, таким образом, должен считаться с тем, что любое увеличение выпуска неизбежно приводит к снижению цены, а уменьшение выпуска, напротив, позволяет повысить цену. Иными словами, устанавливая тот или иной объем продаж, монополист устанавливает одновременно и цену товара. Это обстоятельство, впрочем, довольно очевидно - ведь недаром же и в разговорной речи, и в публицистике мы часто слышим, что монополист назначает такую цену, которая ему заблагорассудится. Такое высказывание в общем-то верно. Рис. 1 Изменение общей выручки монополиста при увеличении объема выпуска При увеличении объема продаж монополист получает от каждой новой проданной единицы все меньшую добавочную выручку. В какой-то момент очередное увеличение объема продажи еще на одну единицу товара уже не дает дополнительной выручки, а затем предельная выручка становится отрицательной. Кривая предельной выручки монополиста представлена на рис. 2, а. Эта линия пересекает ось абсцисс при Q max. Понятно, что при объеме выпуска Q max общая выручка будет максимальной (рис. 2, б). Иными словами, общая выручка монополиста достигает своего максимального значения, когда МR = 0. Рис. 2 Выручка монополиста. а - предельная; б - общая. Ценовая эластичность спроса характеризуется соотношением между относительными изменениями спроса и цены для нормальной кривой спроса, когда с увеличением цены объем спроса уменьшается. Однако реакцию спроса на изменение цены удобнее характеризовать положительным коэффициентом эластичности, равным абсолютной величине эластичности. Если 0 < h < 1, то спрос называют неэластичным, а если h > 1, то эластичным. В общем случае эластичность спроса является переменной величиной. h = 1 предельная выручка равна нулю, т.е. общая выручка достигает своего максимального значения. Определим, какой объем выпуска выбирает максимизирующий прибыль монополист. Вообще говоря, в любой рыночной структуре фирма, стремящаяся к максимуму прибыли, достигает этого максимума, когда ее предельная выручка равна предельным затратам. Покажем это. Прибыль по определению представляет собой разность между общей выручкой и общими затратами. Условием максимума функции (Q) является равенство ее производной нулю. т. е. при оптимальном объеме выпуска. При монополии же, как отмечалось выше, MR(Q) < P(Q). Поэтому при объеме выпуска, максимизирущем прибыль монополиста, (11) MR = MC < P, т.е. монополист всегда устанавливает цену, превышающую предельные затраты.
Рис. 3 Установление монополистом цены на свою продукцию (MR = МС). Итак, фирма-монополист получает максимальную прибыль при выпуске QE единиц товара, которые реализуются на рынке по цене РЕ (рис. 3-а). Прибыль эта соответствует площади заштрихованного прямоугольника. Отметим, впрочем, что само по себе монопольное положение еще не гарантирует фирме получения положительной прибыли. Ведь вполне возможно, что покупатели не захотят платить за продукцию монополиста такую цену, которая позволила бы ему покрыть свои затраты на производство этой продукции (рис. 4). Рис. 4 Монополия минимизирующая убытки Попробуем теперь определить кривую предложения фирмы-монополиста. Вспомним анализ поведения фирмы в условиях совершенной конкуренции. Зная принцип выбора фирмой оптимального (максимизирующего прибыль) объема производства, мы могли однозначно сказать, какой объем выпуска выберет фирма при каждом значении цены, т. е. построить кривую предложения фирмы (которой оказывалась восходящая ветвь кривой предельных затрат выше точки пересечения кривой МС с кривой AVC; Возможно ли аналогичным способом построить кривую предложения фирмы в условиях чистой монополии? Оказывается, что нет, так как в данном случае восходящая ветвь кривой МС показывает не то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от уровня цены товара (как в случае совершенной конкуренции), а лишь то, какой объем выпуска выберет фирма в зависимости от величины предельной выручки. Рассмотрим рис. 5. Рис. 5 Отсутствие кривой предложения для монополии
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.118.149 (0.011 с.) |