Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рыночная система и субъекты предпринимательства

Поиск

 

Центральным элементом в системе товарно-де­нежных отношений является рынок. Объективное существование товарного производства и товарно-де­нежных отношений делает необходимым и существо­вание рынка.

 

 

Рынок представляет собой совокупность социально-экономических отношений людей в сфере обмена, посредством которых осуществляется сбыт товаров;

 

Признаки рынка, которые отличают его от других типов организации экономической деятельности:

1. Свободный доступ в него и свободный выход из него.

2. Конкуренция (взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены; отдельный покупатель не может диктовать свои условия формированию цены на рынке)

3. Полная свобода перемещения материальных, финансовых, людских ресурсов

4. Обеспечение равных шансов для всех участников рынка (информированность)

5. Исключение привилегий (идеализированный рынок)

Рынок выступает связующим звеном между потреблением и обменом.

Субъекты рынка

1. домашние хозяйства (семья, церковь, профсоюзы)- конечные потребители национального продукта

2. бизнесмены (предприниматели) - производят товары и услуги с целью продажи и получения прибыли (торговые и промышленные фирмы, банки и кредит-е учреждения, аграрные предприятия и др.).

3. государство - выполняет функции, предназначенные для общества в целом без какого либо вознаграждения за счет взимаемых налогов с остальных секторов налогов.

4. заграница - экономические взаимоотношения, выходящие за пределы данного национального хозяйства.

Принципы эффективного функционирования рынка

1. Многообразие форм собственности

2. Свобода рыночных субъектов в выборе видов и форм своей деятельности

3. Саморегулирование и самофинансирование деятельности субъектов рынка

4. Экономическая (материальная) ответственность рыночных субъектов за результаты своей деятельности

5. Договорные горизонтальные отношения между субъектами рынка

6. Свободное ценообразование

7. Конкуренция рыночных субъектов

8. Всеобщность рыночных отношений

9. Свобода внешнеэкономической деятельности

10. Наличие достаточно развитой инфраструктуры

11. Наличие правовой и социально-политической среды

12. Государственное регулирование рынка

13. Система социальной поддержки и защиты населения

 

Вопросы для самопроверки

1. Эволюции обмена.

2. Рынок – это?

3. Субъекты рынка.

4. Признаки рынка.

 

 

Рыночное равновесие

Рыночное равновесие – это рыночная ситуация, при которой

1) Уравновешиваются экономические интересы продавцов и покупателей, значит объемы (величины) спроса и предложения равны между собой;

2) На рынке устанавливается равновесная цена, при которой количество предлагаемых продавцами товаров и количество покупаемых потребителями товаров, совпадают. В этом случае равновесная цена будет соответствовать цене спроса и цене предложения.

Цена спроса - максимально возможная цена, которую покупатели готовы заплатить при покупке данного количества товара.

Цена предложения – это минимально возможная цена, по которой продавцы готовы продать данное количество товара.

Равновесие на рынке – идеальная ситуация, которая удовлетворяет большую часть продавцов и покупателей.

Но для рынка характерны и «потрясения» в виде несбалансированного спроса и предложения.

Дефицит (неудовлетворенный спрос, нехватка товаров) – это рыночная ситуация, при которой величина спроса превышает величину предложения на рынке.

Излишек (избыточное предложение) - это рыночная ситуация, когда величина предложения превышает величину спроса на данном рынке.

Как устанавливается рыночное равновесие

Дефицит товара оказывает давление на цену, повышая её: продавцы в условиях неудовлетворенного спроса будут повышать цену предложения, снижая объем дефицита.

Причина: Рыночная цена выше равновесной

Избыток товара на рынке оказывает давление на цену, понижая её: продавцы в условиях избыточного предложения будут снижать цену предложения, сокращая объем избытка.

ИЗМЕНЕНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ

 

Рыночное равновесие - идеальная рыночная ситуация, которая может быть нарушена в следующих случаях:

1. В результате изменения цены в сторону понижения (дефицит) или в сторону повышения (избыток);

2. В результате влияния неценовых факторов спроса и предложения. С помощью схемы, приведенной ниже, вспомним причины изменения "рыночных сил"(спрос и предложение).

 

Вопросы для самопроверки

1. Цена спроса

2. Цена предложения

3. Дефицит

4. Излишек

5. Рыночное равновесие

6. Равновесная цена

7. Неценовые факторы, влияющие на рыночное равновесие

 

Цена и ценообразование

 

Понятие цены. Функции цены

В условиях рыночных отношений и действия закона стоимости продукция, предназначенная для продажи, то есть товар, переходит от него к потребителю по средствам обращения по определенным ценам.

Цена – денежное выражение стоимости товара, т. е. общественно необходимых затрат труда на ее производство.

Величина цены прямопропорциональна стоимости товара. Решающим фактором, определяющим отклонение цены от величины стоимости, являющиеся соотношение между спросом и предложением.

сли спрос = предложению, то цена = стоимости

спрос > предложения, то цена > cтоимости

спрос < предложения, то цена < cтоимости

Рыночные функции цены

1. Уравновешивающая – конкурирующее действие сил спроса и предложения способствует установлению цены на уровне, при которой процессы купли-продажи синхронизируются и уравновешиваются.

2. Ориентирующая – вызывает соответствующую реакцию производителей (поставщиков) на изменение цены.

3. Функция отбора (санирующая) – производители, допустившие более высокие издержки производства, покидают рынок.

4. Социальная – зависит от объема и структуры потребление материальных

благ и услуг потребителей бюджет и уровень жизни населения.

Функции цены в производстве

1. Учетная – показывает, во что обходится производство той или иной продукции, (объем, издержки, инвестиции, экономия, эффективность)

2. Стимулирующая – способствует росту или снижению материального стимулирования производства отдельных видов продукции.

Все цены на рынке тесно связанны между собой. Изменение цены одного товара через множество опосредованных звеньев может оказать влияние на другие цены.

Взаимосвязь в системе цен

1. Эффект дополнения – связь между ценами товаров, которые дополняют друг друга.

Например:

Если цена повышается на бензин, спрос на него падает.

Если спрос на бензин понижается, то спрос понижается на автомобили.

Если спрос понижается на автомобили, то цена на автомобили снижается.

 

2. Эффект замещения – связь между ценами товаров, которые замещают друг друга по своим потребительским свойствам.

Например: Если цена на кофе выше, то спрос ниже, повышается спрос на чай.

Если повышается спрос на чай, то цена повышается.

3. Эффект дохода – связь между ценами независимых товаров через потребительские доходы.

Например: Если цена на товары неэластичного спроса (продукты питания) повышаются, то на другие ниже.

Факторы ценообразования

1. Потребители

2. Каналы сбыта

3. Издержки производства

4. Конкуренция

5. Государство

3. Виды цен. Стратегия ценообразования

Предприятие Þ Оптовая торговля Þ Розничная торговля Þ Потребитель

ОЦП ОПЦ РЦ

1.(Отпускная цена) 2. (Оптовая цена) 3. Розничная цена

(торговля, промышленность)

 

1. Отпускная цена предприятия (ОЦП)– это цена, с которой товар выходит с предприятия; состоит из издержек производства и прибыли предприятия.

Например: Единичные издержки производства 10 д.ед. Прибыль = 2 д.ед. ОЦП =12 д.ед.

2. ОПЦ промышленности (торговли) – цена, которая включает в себя помимо издержек производства и прибыли также снабженческо-бытовую скидку. Оптовая скидка должна возместить издержки оптовой торговли и дать им, прибыли.

3. РЦ – цена, по которой товар приходит к конечному потребителю. От оптовой цены отличается на торговую скидку, (услуги на реализацию).

Дифференциация цен

1) Пространственная – один и тот же товар, продается по разным ценам в разных местах.

2) Временная – в разное время и по разным ценам (лыжи летом)

3) Индивидуальная – разным лицам по разным ценам.

4) По назначению – цены устанавливаются в зависимости, от назначения, (соль пищевая и соль для скота и промышленного сырья)

Стратегия ценообразования

1. «Снятие сливок» на рынке – используют ведущие фирмы; новый товар реализовывается по высоким ценам.

2. Цена за внедрение товара на рынок – цена ниже, чем на аналогичные товары(применяют фирмы-аутсайдеры).

3. «Психологическая» цена – чуть ниже круглой суммы (199, 299, 298 и т.д.).

4. Цена лидера на рынке или в отрасли – цена, предлагаемая главным конкурентом (ведущая фирма отрасли)

5. Престижная цена – на товары высокого качества: (престижные товары, дорогостоящие изделия известных фирм). Нет аналогичных товаров.

 

Вопросы для самопроверки

1. Цена –это?

Рыночные функции цены

3. Взаимосвязь в системе цен

4. Виды цен.

5. Факторы ценообразования

6. Стратегия ценообразования

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.134.161 (0.011 с.)