Конкуренция: понятие, сущность, формы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция: понятие, сущность, формы



Стимул к движенью дает не соратник,

Дает не союзник – противник дает.

Конкуренция (лат. concurrere, concurrentia-"сталкиваться") - это соперничество, борьба за достижение лучших результатов, т.е состязательность на рынке.

Чтобы быть успешным конкурентом, организатор бизнеса должен представлять структуру рынка - его характерные черты.

Схема, приведенная ниже показывает критерии, по которым определяется та или иная рыночная форма.

 

 
 

 


Почему предпринимателю необходимо знание структуры рынка?

Потому что именно на рынке:

1) сталкиваются экономические интересы фирмы с интересами других фирм;

2) согласовываются интересы покупателей и продавцов.

 

Но самое главное, в зависимое структуры рынка производитель товаров (продавец) выстраивает свою рыночную стратегию, т.е. определяет наиболее важные и долговременные цели, планы развития предприятия. Выравнивание интересов покупателей и продавцов происходит через цену, которая является результатом взаимодействия спроса и предложения! Поэтому, планируя объем выпуска продукции, предприятие должно исходить из особенностей конкурентной среды.


 

ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

 

Существует бесчисленное множество рынков, которые различаются между собой числом "рыночных игроков" - участников рыночных операций, их целями и поведением.

 

 

Продавцы Покупатели Много Несколько Один Данная схема рыночных форм позволяет наглядно представить многообразие рынков в зависимости от количества участников с той (спрос) и другой (предложение) стороны. В основе названий рыночной форм – слова, которые переводятся с греческого как: “monos” – один; “oligos” – несколько; “poly” – много, “poleo” –продаю; “oposoneyn” - покупаю
Много Полиполия Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Несколько Олигопсония (олигополия спроса) Двусторонняя олигополия Ограниченная монополия
Один Монопсония (монопсония спроса) Ограниченная монопсония Двусторонняя монополия

 

Функции, которые выполняет конкуренция

Регулирующая – конкуренция воздействует на предложение товаров таким образом, чтобы оно максимально отвечало запросам потребителей.

Функция размещения – ресурсы и произведенные товары концентрируются там, где они могут обеспечить максимальную отдачу.

Инновационная – для получения максимальной прибыли производители вкладывают средства в инновации (технология ноу-хау и др.).

Распределительная – она распределяет ресурсы и произведенные товары по критерию степени дефицитности их.

Контролирующая – ни один продавец или потребитель не могут добиться господствующего положения на рынке и диктовать свои условия.

В зависимости:

1. От формы конкуренция бывает:

- внутриотраслевая – соперничество между производителями одной и той же отрасли производства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

- межотраслевая - конкуренция между производителями разных отраслей экономики.

2. От методов:

- ценовая – однородные виды продукции предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам, снижение цены позволяет привлечь покупателя, выделить свой товар.

- неценовая – улучшение качества продукции.

3. От количества экономических агентов:

- рынок совершенной конкуренции – характеризуется наличием большего количества независимых друг от друга производителей одного и того же товар.

- рынок несовершенной конкуренции – на рынке имеется единственный производитель данного товара, в этом случае он является монополистом.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Конкуренция- это?

2. Функции, которые выполняет конкуренция

3. Внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция

4. Ценовая и неценовая конкуренция

5. Рынок совершенной конкуренции

6. Рынок несовершенной конкуренции

 

 

Кредит. Виды кредитов

 

Кредит [kredo] -доверяю. Ссудным капиталом называется капитал в денежной форме, предоставляемый в ссуду его собственниками на условиях возвратности за плату в виде процента. Движение этого капитала называется кредитом. Кредит - это движение стоимости на условиях возвратности.

Кредитные отношения – денежные отношения, характеризующиеся предоставлением и и возвратом ссуд, организацией денежных расчетов, кредитных инвестиций, использованием государственного кредита. Возникают между государством, предприятием, банком, населением.

Функции кредита:

1. Перераспределительная, при его помощи свободные денежные капиталы и доходы аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату во временное пользование.

2. Эмиссионная (частично замещая наличные деньги кредитными деньгами и ускорение обращения денег). Экономия издержек производства.

3. Контрольная функция - банк жестко контролирует этот кредит.

4. Обслуживание товарооборота.

 

Принципы кредита:

1. Срочность.

2. Принцип возвратности.

3. Платность - цена кредита зависит от спроса на кредит. Ссудный процент

4. Целевой характер - предполагает будущую прибыль.

5. Материальная обеспеченность (т.е. залог имущества).

 

Кредит - предоставление денег или товаров в долг, как правило, с уплатой процентов; стоимостная экономическая категория, неотъемлемый элемент товарно-денежных отношений

Виды кредитов

1. Коммерческим кредитом называют кредит, предоставляемый одним функционирующим предпринимателем другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает кругооборот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал здесь слит с промышленным. Цель коммерческого кредита – ускорить реализацию товаров и получение прибыли.

 

2. Банковский кредит предоставляется денежным капиталом, банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями предпринимателям и другим заемщикам в виде денежной ссуды. Объектом банковского кредита выступает денежный капитал, обособившийся от промышленного. Сделка ссуды здесь отделена от актов купли-продажи. Заемщиком может быть фирма, государство, личные сектор, а кредитором – кредитно-финансовые учреждения. Целью кредитора является получение дохода в виде процента. Кредитодатель предоставляет ссудный капитал заемщику на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.

Банковские кредиты делятся на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (1-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). Эти кредиты могут обслуживать не только обращение товаров, но и накопление капитала.

3. Межхозяйственный денежный кредит - предоставляется хозяйственными субъектами друг другу путем, как правило, выпуска предприятиями и организациями акций, облигаций, кредитных билетов участия и других видов ценных бумаг.

Эти операции получили название децентрализованного финансирования (выпуск акций) и кредитование (выпуск облигаций, ценных бумаг) предприятий.

 

4. Потребительский кредит - частным лицам на срок до 3 лет при покупке прежде всего потребительских товаров длительного пользования. Он реализуется или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, или в форме представления банковской ссуды на потребительские цели. За использование потребительского кредита взимается, как правило, высокий рентный процент(до 30% годовых).

 

5. Ипотечный кредит- представляется в виде долгосрочных ссуд под залог недвижимости (земли, зданий). Инструментом представления этих ссуд служат ипотечные облигациями, выпускаемые банками и предприятиями. Ипотечный кредит используют для обновления основных фондов в сельском хозяйстве и способствует концентрации капитала в этой сфере.

6. Государственный кредит- система кредитных отношений, в которой государство выступает заемщиком, а население и частный бизнес - кредиторами денежных средств.

Источниками средств государственного кредита служат облигации государственных займов, которые могут выпускаться не только центральными, но и местными органами власти. Государство использует эту форму кредита прежде всего для покрытия дефицита государственного бюджета.

7. Международный кредит- движение ссудного капитала в сфере международных экономических отношений. Представляется в товарной или денежной (валютной) форме. Кредиторами и заемщиками являются банки, частные фирмы, государства, международные и региональные организации.

 

Вопросы для самопроверки

1. Кредит –это?

2. Принципы кредита

3. Виды кредитов и их характеристика

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.011 с.)