Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.

Поиск

Это происходит по двум причинам:

- Во-первых при снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода);

- Во-вторых, товар при снижении цены на него дешевеет относительно других товаров и приобретать его становится относительно выгоднее (эффект замещения).

Закон спроса не действует в следующих случаях:

· при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

· для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.)

· при включении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, переключение спроса с маргарина на масло: снижение цен на маргарин не ведет к увеличению спроса на него).


На изменении спроса влияют и неценовые факторы:

а) изменение в денежных доходах населения. Например, рост доходов увеличивает спрос на разные виды товаров (мебель, бытовую технику, высококачественные продукты питания и др.)при всех возможных ценах на них;

б) изменения в структуре населения. Например, старение населения, увеличения количества пенсионеров увеличивается спрос на лекарство, медицинское обслуживание;

в) изменение цен на другие товары, особенно на товары заменители (субституты). Так, рост цен на масло вызывает повышение спроса на маргарин;

г) экономическая политика правительства. Денежные пособия, выплачиваемые государством малоимущим слоям населения, увеличат спрос на товары, потребляемые этой группой населения;

д) изменение потребительских предпочтений под воздействием рекламы, моды и др. Например, увеличение спроса на спортивную обувь в 80-х гг. было связано с тем, что среди молодежи стало модно носить эту обувь каждый день.

 

 

Вопросы для самопроверки

1. Рыночный механизм- это?

2. Спрос- это?

3. Закон спроса

4. В каких случаях не действует закон спроса?

5. Неценовые факторы, влияющие на спрос

 

 

Рынок несовершенной конкуренции

Если отсутствует хотя бы одно из условий совершенного рынка, то это приводит к несовершенной конкуренции - рыночной ситуации, когда отдельные производители имеют возможность контролировать цены на продукцию, которую они производят.

В порядке возрастания степени несовершенства конкуренции можно выделить три основных типа:

монополистическая конкуренция - большое количество продавцов, предлагающих дифференцированные продукты (лат.differentia- «различие»);

олигополия - несколько продавцов, предлагающих либо идентичную продукцию, либо дифференцированные продукты;

монополия - единственный продавец на рынке, предлагающий продукт, которому нет абсолютно идентичных заменителей в других отраслях.

МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

Рыночная модель монополистической конкуренции представляет собой полиполию на несовершенном рынке, где большое число продавцов и множество покупателей действуют на рынке независимо друг от друга. Монополистическая конкуренция реально существует во многих отраслях (производство и продажа одежды, обуви, стиральных порошков, шампуней, мыла, кафе и рестораны, книгоиздательство и т.д.).

 

 

 

Неоднородность, или дифференциация продуктов- отличительная черта рынка монополистической конкуренции.

Дифференциация товаров и услуг может иметь разные формы:

- качество продукта: использованный материал, дизайн, качество, уникальные свойства товара, удобство использования;

- условия продажи: доступ к товарам, профессионализм продавцов, консультации при выборе товара, установка, наладка, гарантийное обслуживание и т.д.

- субъективные предпочтения потребителей: торговая марка, реклама, расфасовка, упаковка и т.д.


ОЛИГОПОЛИЯ

 

Олигополия (oligos+poleo = "несколько продавцов")-организация рынка, на котором:

1) господствуют несколько крупнейших фирм, которые производят однородную (промышленные товары) или дифференцированную (потребительские товары) продукцию;

2) доля каждого продавца настолько велика в общих продажах на рынке, что изменение в количестве предлагаемой продукции каждого из продавцов ведет к изменению цены и вызывает соответствующие реакции других продавцов;

3) жесткая ценовая конкуренция среди олигополистов заставляет их координировать свои действия, чтобы избежать разорительной "ценовой войны": конкуренция все больше смещается в направлении качества, рекламы и индивидуализации продукции;

4) доступ к рынку новым продавцам затруднен из-за высоких, а зачастую непреодолимых барьеров (патенты, лицензии, большие финансовые затраты на рекламу и конкурентоспособное качество).

Патенты (nam.patens - открытый) -1) свидетельство, выдаваемое изобретателю и удостоверяющее его авторство и исключительное право на изобретение; 2)государственное свидетельство, дающее владельцу патента исключительное право использовать продукт или технологию, которые запатентованы.

Лицензия (лат. licentia-разрешение) –это разрешение государственного органа власти на право ведения определенного вида хозяйственной деятельности.

Олигополистическими являются автомобильная, авиационная, судостроительная, электронная, металлургическая, химическая и другие отрасли промышленности.

Главной отличительной чертой олигополистического рынка является стратегическое поведение каждой фирмы, т.е. фирма должна учитывать ответную реакцию конкурентов на изменение ею цены или объема выпуска продукции.

МОНОПОЛИЯ

(monos +poleo = "один продаю") - это рыночная структура, на которой:

• один продавец противостоит многим покупателям;

• отсутствует конкуренция: господствует один производитель, предлагающий уникальный т.е. единственный в своем роде, исключительный товар;

• отсутствует свободный вход других производителей товара на рынок из-за наличия барьеров;

• господствующее положение на рынке позволяет монополисту диктовать (назначать) цену на свой товар.

Почему возможно появление и существование монополий? Монопольный рынок, как и олигополистический, возникает главным образом в результате слияния фирм.

Рассмотрим характерные черты процесса объединения нескольких фирм.

Слияние -добровольное соглашение об объединении двух или нескольких фирм с целью создания нового предприятия или "поглощения " одной из сторон других его участников. Результатом слияния фирм является концентрация, т.е. сосредоточение, скапливание, собирание производства, капитала или других ресурсов в одном месте, в одних руках с целью преобладания на рынке одного из его участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 395; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.62.238 (0.008 с.)