Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рыночная экономика: сущность, понятие, основные условия и особенности ее формирования в Украине↑ Стр 1 из 46Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вся история развития человеческого общества неразрывно связана с определенной деятельностью человека. Экономика всякого общества является совокупностью различных видов целенаправленной трудовой деятельности, результат которой – создание определенных продуктов и движение к потребителям. В какой-либо экономике присутствуют три составные – люди, предметы и отношения людей по поводу этих предметов. Таким образом, любые экономические отношения фиксируют исторически конкретную взаимосвязь этих составных. Движущая сила экономического развития общества – люди и их целенаправленная деятельность. Любая целенаправленная деятельность человека вызвана потребностью. Для удовлетворения постоянно возникающих потребностей необходимы соответствующие ресурсы – природные, человеческие, производственные, финансовые. Однако эти ресурсы имеют ограниченные объемы и неравномерно размещены относительно отдельных регионов, что вызывает ограничение выпуска отдельного продукта. Эта ограниченность выпуска продукта для каждого региона отдельно решается в сфере товарного обращения, путем распределения, проведенного между регионами соответственно потребительскому спросу. Как подчеркивается в экономической литературе, страны с рыночной экономикой, любое общество независимо от общественно-политического устройства постоянно сталкивается и должно решать такие взаимосвязанные проблемы, как «Что?», «Как?», «Сколько?», «Как распределить?», чтобы максимально удовлетворять потребности людей и общества. Проблема «Что?» и «Сколько?» определяет, какие товары должны быть произведены, и в каком количестве? Когда их необходимо произвести? Как эти товары необходимо произвести? Какие материалы и технологии необходимо использовать при выпуске того или иного товара? Перечисленные выше проблемы свойственны всем экономическим системам независимо от их общественно-политического устройства. Однако решаются они различными способами. При административно-распределительной экономике все решения относительно производства, обмена и потребления берет на себя государство, закладывая в народнохозяйственных планах объемы производства сырья и конечного продукта, централизованное распределение проведенное между регионами на территории государства. В экономике рыночных отношений проблемы «Что?», «Сколько?», «Как?» и «Для кого?» решаются с помощью соотношения спроса и предложения, уровня цен, прибыли и убытков, согласования между продавцами и покупателями. Практика стран с развитой рыночной экономикой, где коммерция и бизнес являются основой развития экономики, а рынок выступает стимулом развития производства, произвела формулу выживания, которая отличается своей простотой и саморегулированием. Согласно с этим, каждый субъект на рынке (являйся он индивидуалом или предприятием-фирмой), делая свой бизнес, выступает то, как продавец, то как покупатель. В процессе этого определяются цены и объемы производства. В этом случае, решая первую проблему «Что продавать?», предприятия производят товары, которые приносят им максимальную прибыль; вторая проблема «Как продавать?» - определяется конкуренцией между производителями и решается путем технического перевооружения производства, использования новой техники и технологий, которые обеспечат более высокое качество продукции и уменьшение расходов. Третья проблема «Для кого?» «Сколько?» решается соотношением спроса и предложения, прибылью социально-экономических групп населения. Предприятия торговли, решая названные проблемы, определяют какие товары необходимо закупить, в каком объеме, у каких поставщиков, по каким ценам, на каких условиях и т.д. перечисленные процессы типичны для рыночной экономики. Таким образом, под рыночной экономикой необходимо понимать такую систему организации хозяйства, при которой взаимодействие производителей и потребителей, продавцов и покупателей, а значит, и решение всех основных проблем осуществляется через рыночный механизм, а именно через его элементы – предложение, спрос и цену товара. Нормальное состояние экономики обеспечивает возможность осуществления двуединого процесса, который включает смену товарной формы общественного продукта на денежную, так и денежной на товарную. Очевидно, что неотъемлемым элементом товарного хозяйства является рынок. В экономической литературе суть рынка имеет различные взгляды и определения. Каждое из трактований отображает ту суть, которая является целью исследования, которое проводится. Например, известный специалист в отрасли рыночных отношений Филипп Котлер, считает, что рынок – это «совокупность существующих и потенциальных покупателей товара». Аналогично трактуется рынок в учебнике «Экономика» (П. Самуэльсон, В. Нордхаус): «Рынок – это институт или механизм, который сводит вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг». Отдельные экономисты считают рынок каким-то механизмом стихийного учета и поддержания спроса и предложения, или механизмом учета и определения общественных потребителей. Все эти многочисленные определения рынка раскрывают ту или иную его сторону, в зависимости от направления проводимого исследования. По нашему мнению, наиболее приемлемой трактовкой понятию «рынок» является определение русских экономистов, которые рассматривают рынок как неотъемлемый инструмент товарного хозяйства, как сферу, где происходит обмен произведенных продуктов. Согласно с их определением «Рынок – это определенная система экономических отношений между продавцами и покупателями в сфере обмена, которая включает такие атрибуты как предложение, спрос, цена, рыночный механизм». Рынок как сфера обмена является одной из стадий процесса общественного воспроизведения – это связующее звено его начальной (производство) и конечной (потребление) стадий. Предложенные производителями (продавцями) для реализации на рынке товары и представлення на нем потребность покупателей в этих товарах создают два основных элемента рынка – предложение и спрос. При этом взаимосвязь между производством и потреблением находит рыночное выражение в отношениях спроса и предложения. Решающим элементом в системе этого рыночного механизма выступает цена, изменение которой способно формировать как спрос, так и предложение. Причем это формирование осуществляется не непосредственно, а через экономические интересы производителей и потребителей. Так, если спрос превышает предложение, происходит повышение цены, что в свою очередь побуждает производство увеличивать объем выпуска товаров. И наоборот, при значительном увеличении предложения относительно спроса цена на товары снижается, что побуждает производителей сокращать производство таких товаров. Кроме этого, необходимо отметить, что спрос и предложение как элементы единого рыночного механизма связаны не только ценой. Каждый из них, независимо от конкретных обстоятельств, может непосредственно влиять на другого. Например, рост предложения качественно новых товаров на рынке приводит к расширению спроса. С другой стороны, увеличение или уменьшение спроса на какие-нибудь товары может стать причиной изменения предложения этих товаров. Этот процесс функционирования рыночного механизма может существовать и действовать при наличии нормальных рыночных отношений, которые регламентируются такими условиями: 1. Наличие нормативно-правовой базы, которая обеспечивает рыночные отношения и реализацию всех условий, создающих основу их эффективного функционирования. Это условие обеспечивается соблюдением принятых Законов Украины, Указами Президента и постановлениями Кабинета Министров. Наиболее значительные из них, которые непосредственно определяют функционирование рыночного механизма, это законы Украины «О собственности», Хозяйственный Кодекс Украины, «О хозяйственных обществах», «О ценных бумагах и фондовой бирже», «О товарной бирже» и др. 2. Наличие различных форм собственности и равноправность всех ее видов, обеспечение экономической обособленности товаропроизводителей, которые имеют в своем распоряжении право владения и распоряжения средствами производства и результатами своего труда. В это период в Украине, как и во всех странах с рыночной экономикой на рынке равноправно функционирует великое множество коммерческих структур частной, коллективной, государственной, совместной форм собственности. 3. Полная оперативнохозяйственная самостоятельность, которая предполагает наличие прав юридического лица, наличие расчетных и других счетов в банках, самостоятельное использование, наличие у них основных и оборотных средств, самостоятельно осуществляют свою торгово-оперативную деятельность: покупают и реализовывают товары, комплектуют кадры, составляют планы развития материально-технической базы, устанавливают систему поощрения своих рабочих и т.д. 4. Недопустимость административного вмешательства государственных органов управления в хозяйственную деятельность и предпринимательство предприятий независимо от форм собственности. Должна быть обеспечена максимальная свобода коммерческой деятельности субъектов рынка, которые берут на себя риск и несут полную имущественную ответственность по результатам своей деятельности. 5. Как было отмечено раньше, хозяйственный механизм рыночной модели состоит из трех основных элементов: предложение, спрос и цена. Вместе с этими элементами существует что-то, что выступает движущей силой и катализатором жизнедеятельности любого рынка – конкуренция. Широкая, в рамках установленных законодательством конкуренция товаопроизводителей как субъектов рынка, стимулирует увеличение производства, расширение ассортимента и улучшение качества продукции. Наличие конкуренции повышает активность предприятий по снижению расходов на продукцию, которая выпускается, что в свою очередь обеспечивает стабилизацию и снижение розничных цен. Развитие и формирование здоровой конкуренции возможны при наличии на рынке великого числа участников коммерческих операций (особенно товаропроизводителей), чтобы кто-то из них не мог в одностороннем порядке навязывать и диктовать цены и условия при заключении договоров и операций на поставку товаров. 6. Свободное рыночное ценообразование. Это условие является основой для эффективного функционирования рыночного механизма. Цены на рынке должны формироваться свободно, исходя из взаимодействия спроса и предложения, а также условий расходов, связанных с организацией движения товаров. Государственный контроль за ценами допустим в определенной ограниченной сфере товаров и услуг, когда это диктуется интересами общества и экономики. 7. Создание возможности для новых предприятий свободно и быстро утверждаться на рынке. Это условие предполагает отсутствие различных ограничений и бюрократической «волокиты» со стороны местных органов управления, которые должны способствовать оперативному процессу регистрации предприятия. Согласно действующему законодательству в Украине государственная регистрация проводится заявочным порядком на протяжении 5 (пяти) рабочих дней. Фактически период регистрации большинства коммерческих структур затягивается на 20-30 и более дней. Поэтому для реализации этого условия рыночных отношений в Украине необходимо сделать многое. 8. Наличие независимой инфраструктуры рынка, которая обеспечила бы свободное взаимодействие между субъектами рыночных отношений – продавцами покупателями. Рыночная инфраструктура является совокупностью организационно-правовых форм (кредитная, налоговая, таможенная система, системы страхования предприятий, системы коммуникации и др.) и субъектов рынка (предприятия розничной и оптовой торговли, оптовые ярмарки, выставки, аукционы, различного рода биржи, коммерческие банки, налоговые инспекции, рекламные фирмы и др.), которые обеспечивали бы функционирование рынка. 9. Распределение рыночных отношений должно осуществляться на те отрасли хозяйства, где их использование дает более высокую эффективность в сравнении с административными формами регулирования. В первую очередь это розничная и оптовая торговля, бытовые услуги, легкая и пищевая промышленность, агропромышленный сектор, отдых, туризм и др. вместе с тем за рамками рыночного сектора должны оставаться те виды деятельности, которые нецелесообразно, с точки зрения перспектив развития общества, коммерциализировать. К таким видам деятельности необходимо отнести оборонный комплекс, фундаментальную науку, образование, охрану здоровья, культуру и т.д. при этом нужно отметить, что некоторые из них (образование, охрана здоровья, культура) могут быть частично, в определенных границах, коммерциализированы. Вышеперечисленные условия формирования и развития рынка товаров и услуг являются общими в классическом понимании рынка как одного из основных звеньев общественного воспроизведения и способа хозяйствования. Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой показал ее высокую эффективность и большие потенциальные возможности в обеспечении сбалансированной экономики, формировании структуры производства, соответствующей запросам потребителей. Вместе с тем необходимо отметить и существенные недостатки рыночной системы. Рыночный механизм не обеспечивает социальной справедливости, приводит к большой и неоправданной дифференциации доходов различных групп населения. Во многих случаях доходы не соответствуют вложенному труду и капиталу и могут быть получены за счет разного рода сомнительных операций и присвоения результатов черного труда. Рыночная экономика с ее механизмом саморегулирования не способна также обеспечивать полную занятость рабочей силы. Особенно велики экономические расходы безработицы, связанные, прежде всего, с потерями из-за невозможности максимального использования производства товаров и услуг. Из-за безработицы общество несет и прямые расходы, выплачивая помощь безработным, чтобы обеспечить минимум для их существования. Одним из существенных недостатков рыночной экономики является то, что ее механизм не способен учитывать все общественные потребности. Это, прежде всего, относится к таким важным составным жизни общества, как поддержание общественного порядка, обеспечение безопасности граждан, создание единой транзитной системы, ликвидация загрязнений окружающей среды и др. Дело в том, что ценовой механизм относительно этих потребителей не работает, и они не являются предметом коммерческих операций купли-продажи. Эти недостатки рыночной системы вызывают необходимость государственного воздействия на рыночные процессы путем использования системы мероприятий и приемов их регулирования. Это позволяет, сохраняя преимущества рынка, минимизировать свойственные ему недостатки. Политика государственного регулирования используется в экономике большинства развитых стран мира. Государственное и общественное регулирование рынка направлено в основном на снижение таких негативных явлений, как безработица, инфляция, чрезмерная имущественная дифференциация, неравномерность развития некоторых регионов, экологическая безопасность окружающей среды и т.д. Исходя из этого, видно, что сейчас нельзя идти путем развития и насаждения только рыночного механизма хозяйствования. Экономика общества должна базироваться на оптимальном «синтезе плана и рынка» - так утверждает известный американский экономист В.В. Леонтьев. Идея синтеза двух типов хозяйственных механизмов – планового и рыночного получила успешное воплощение в экономике Японии и Южной Кореи. Японские ученые считают, что Япония обогнала США и страны Западной Европы по темпам развития экономики, прежде всего, благодаря внедрению элементов планирования в системе хозяйства. Здесь, безусловно, идет речь не о централизованном директивном планировании, а об использовании государством отдельных экономических регуляторов и методов. Такими экономическими методами действия являются: · заказ государства субъектам рынка, на условиях, которые обеспечивают полную выгоду последним; · социально-экономическая политика государства в отрасли бюджета, процентных ставок, налогов, таможенных сборов; · регулирование ценовых пропорций; · контроль качества продукции; · инвестиционная политика и др. Этот комплекс мероприятий должен быть взаимосвязан с интересами предпринимательства и интересами экономики общества в целом, и выступать в форме индикативного планирования, как на макроуровне, так и на микроуровне, ну уровне крупных фирм и предприятий. Основой такого планирования должны быть балансовые расчеты и таблицы спроса и предложения, балансы доходов и расходов, материальные балансы и др. Как было отмечено ранее, спрос и предложение являются одним из основных ориентиров коммерческой деятельности субъектов рынка. Отсюда следует необходимость изучения спроса и предложения, социально-экономических условий их формирования и развития. Все эти вопросы будут рассмотрены во втором разделе, посвященном рынку потребительских товаров. Рассматривая ситуацию на потребительском рынке Украины, необходимо отметить, что в условиях экономической нестабильности в стане, в реформирование отношений собственности можно выделить следующие особенности, которые характеризуют состояние рынка: · постоянное на протяжении последних лет падение производства товаров легкой промышленности Украины, высокая себестоимость их производства, низкая конкурентоспособность по сравнению с аналогичными зарубежными образцами; · разрыв хозяйственных связей между промышленными предприятиями бывшего Союза, который существовал на протяжении долгого периода, в значительной мере сократил поступления товаров из стран СНГ; · отсутствие централизованного поступления потребительских товаров по импорту на межправительственном уровне; · существенный недостаток предложения дешевых товаров массового потребления, прежде всего, товаров первой необходимости; · ограниченный ассортимент товаров детского назначения и высокий уровень цен на эти товары не способствуют удовлетворению покупательного спроса; · снижение качества товаров как отечественного, так и импортного производства; появление на рынке множества фальсифицированных товаров; · как позитивная особенность может быть отмечена значительная насыщенность рынка потребительских товаров Украины за счет частного предпринимательства и совместных фирм; · постоянное снижение платежеспособного спроса в связи с падением уровня жизни основной части населения; · резкая, постоянно усиливающаяся, дифференциация спроса как по объему, так и по структуре групп населения,, в связи с разным уровнем доходов; недораспределение спроса в сторону товаров первой необходимости для основной массы населения с одновременным появлением слоя населения с высокой и сверхвысокой прибылью, со спросом на дорогие качественные товары; · вышесказанное, в свою очередь, значительно повлияло на качественное состояние материально-технической базы розничной торговли, которая характеризуется значительным увеличением числа магазинов-салонов, бутиков по реализации элитных товаров (одежды, обуви, парфюмерии, ювелирных изделий, автомобилей, продуктов питания). Низкий платежеспособный спрос основной массы населения отобразился и на структуре питания, где за счет снижения потребления дорогих (мясных, рыбных, молочных) продуктов увеличилось потребление картофеля и хлебопродуктов. Анализ диспропорций, которые возникли в процессе становления потребительского рынка, выявил их прямую связь с процессом экономических реформ. С одной стороны, количество товаров, вовлеченных в рыночный оборот, резко увеличилось; с другой стороны, покупатели и производители (продавцы) стали самостоятельно решать вопросы закупок и поставок товаров. Определяющее значение при формировании цен на товары имеют не столько потребительские свойства товаров и необходимые расходы на их производство, сколько условия приобретения и доставки товаров на рынок продавцам. В этих условиях насыщение рынка товарами и стабилизация наложения стали много в чем определяться действиями посредников, их количеством и уровнями каналов движения товаров. Характерной границей современного этапа потребительского рынка Украины и других стран СНГ выступает наличие и высокая роль неорганизованного рынка, так называемого «челночного бизнеса, который развивается высокими темпами и является основным источником приобретения непродовольственных товаров большей части населения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 729; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.107 (0.014 с.) |