Принципы организации складских операций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы организации складских операций



Среди разнообразных функций складов важнейшей являеться бесперебойное снабжение товаров розничным торговым предприятиям. Выполнение этой функции требует четкой и быстрой организации складских операций с минимальными расходами работы и средств на движение товаров в торговую сеть, обеспечение сохранности товаров в процессе обработки и сохранения, эффективное использование работы складских работников и широкое применение средств механизации.

Многообразие видов складов обуславливает разную структуру складских операций, особенно операций, которые характеризуют производственный профиль склада (распределительный, долгосрочного сохранения, перевалочный и другие). На оперативные складские процессы важное воздействие оказывают следующие показатели:

- объем партий товаров, которые поступают (что отгружается), степень сложности ассортиментов и физико-химические свойства товаров;

- величина складской площади, складов и планирования складских помещений;

- технологическое оборудование и уровень технической оснащенности складов;

- месторасположение складов на пути движения товаров;

- структура розничной сети, которая обслуживается;

- размер товарных запасов и продолжительность их сохранения.

Все операции, выполняемые на складах, делятся на складские и экспедиционные.

Складские операции - это операции, связанные с обработкой товаров. Они могут быть основными и дополнительными. К основным операциям относятся:

а) прием товаров, который включает разгрузку товаров с транспортных

средств, взвешивание, проверку количества мест, сортировку мест и товаров, раскрытие тары, проверку содержимого тары по колличеству и качеству;

б) хранение товаров - это операции по размещению и укладки товаров на месте сохранения, создание оптимального режима сохранения, осуществление необходимых санитарно-гигиенических мероприятий и заботу за товарами в процессе их хранения;

в) отпуск товаров - отбор, упаковка, перемещение товаров внутри склада, а также их загрузка на транспорт.

К дополнительным складским операциям относятся распаковывание, упаковка, сохранение и ремонт тары, фасоква товаров, замораживание (мяса, масла, плодов) и созревание некоторых фруктов. Экспедиционные операции содержат в себе процессы по приему и сдачи товаров органам транспорта, доставки и сдачи товаров покупателям при централизованной завозке. Совокупность взаимозависимых между собой складских операций, которым подвергается товар с целью его подготовки к следующему этапу товара представляет собой технологический процесс на складе, принципиальная схема которого представлена на рис. 7.1

Последовательность выполнения складских операций для разных складах не одинаковая. Складские операции могут быть развернутыми и сокращенными. их количество и характер зависят от ряда факторов, важнейшими из которых являеться: товарная специализация склада, тара и упаковка, способы доставки и сохранение той или иной группы товаров, объемно-планировочное решение склада, используемые средства механизации. Для каждого склада должна быть детально разработанная рациональная схема технологического процесса, важнейшей составной частью которой являеться механизация погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ. Развернутая схема технологии складских операций включает следующие виды работ (табл. 7.1.)

 

Поступление товароа
Группами вагонов Повагонно В контейнерах Мелкими отправками Автотранспортом

 

 

Выгрузка на приемную рампу
Распаковывание
Приемка по качеству и колличеству
Размещение и укладка на сохранение
Отбор,комплектация заказов   Сохранение, приемка по качеству
Подготовка товаров от отпуска (переупаковка,укладка в конвейеры, на поддоны)

 

 


Экспедиционные операции с отправлением товаров покупателям
Формирование маршрутов Загрузка Централизованная доставка

 

Сдача товароа получателям

 

 

Рис. 7.1. Схема технологического процесса работы общетоварного склада.

 

 

Таблица 7.1.

 

Детализация операций технологического пронесения на складе

 

 

Виды складских работ Основные операции и последовательность их выполнения  
     
Погрузочно-разгрузочные работы; разгрузка ж/д вагонов, контейнеров, автомобилем и их загрузка - Внешний осмотр, проверка целостности пломб и раскрытия или вагона контейнера; - осмотр этапа груза, который поступил, (склад тары н ее упаковка, наличие завалов); - разгрузка товаров в зависимости от способов сохранения, применяемых средств механизации (формирование грузового пакета на поддоне; укладка товара на тележку; укладка на контейнер и т. д.); - загрузка сформированных партий товаров на автомобильный транспорт для отправления в розничную сеть (поддонов с товаром, контейнеров, тар-оборудования, тарных единиц на грузовых тележках).  
Прием товаров, которые поступили по колличеству и качеству - Прием товаров по количеству (отбор тарных мест для раскрытия, раскрытие тары, подсчет количества единиц и соответствия сопроводительным документом); - Прием товаров по количеству (отбор и доставка контрольной партии вместо товароведа-бракера, раскрытие тары, бракераж, доставка и укладка проверенных партий на месте охраны);  
   
Внутрискладские работы: перемещение товаров к месту сохранения, укладка товаров в штабеле (стеллаже), перемещение в зону доработки, фасовка, комплектование заказов и отпуск покупателям - Перемещение сформированных грузовых пакетов в зону приема, зону сохранения и из мест сохранения в зону комплексирования и отгрузки (поддонов, с товаром, тары- оборудование, личных тарных единиц); - укладка на сохранение, отбор из мест охраны, фасовна и упаковка (поддона, тар-оборудования, отдельных тарных единиц по способам сохранения - стеллажи, штабеля); - комплектование заказов и отпуск получателям - отбор из места сохранения согласно заказу необходимого количества поддонов тар-оборудования, отдельных тарных единиц, оформление сопроводительных документов, проверка отборки и отпуск покупателям
       

Организация и выполнение основных складских операций, связанно с разгрузкой транспортных средств. Наибольшее распространение на практике поступления грузов на склады оптовых и розничных предприятий имеют следующие виды транспортных средств:

- железнодорожный вагон с тарно-искусственными и тарно-упаковочными грузами;

- железнодорожная платформа или автомобильный транспорт с универсальными контейнерами массой брутто до 5 т;

- многотоннажный контейнер массой 10, 20 и 30 т, который поступает автомобильным транспортом;

- автомобильный транспорт большой грузоподъемности с тарно-искусственными или тарно-упаковочными грузами.

Диспетчерская служба складского объекта, получив уведомление о прибытии железнодорожных вагонов, передаст работникам станции указания о порядке формирования и подачи вагонов и размещению их по фронту разгрузки. При этом определяются места разгрузки и средства механизации.

После проверки целостности пломб и внешнего осмотра вагонов, при котором особое внимание обращается на техническое состояние вагона (состояние люков и наличие открытых повреждений), оформляется разрешение на разгрузку и приоткрывается дверь вагона. Для въезда погрузчика в вагон устанавливают перекидной мостик из эстакады.

При поступлении непакетированих штучных грузов погрузчиками доставляются со склада поддоны, на которые вручную укладывают товары, которые поступили на склад. Если междверное пространство в вагоне свободно от товара, операция укладки товара на поддон осуществляется непосредственно в вагоне, при полной загрузке вагона - на железнодорожной эстакаде.

После формирования пакетов с товарами с помощью погрузчиков они перемещаются в зону приема склада.

Разгрузка контейнеров из железнодорожного или автомобильного транспорта производятся в зоне работ мостового крана. В процессе разгрузки они сцепляються на транспортную тележку (грузоподъемностью 5 т) и доставляются в экспедицию зону приема склада.

Вариант поступления многотоннажных контейнеров (10-30 т) автомобильным транспортом предусматривает снятие контейнера и его установку на специальные опоры эстакады. Его разгрузка производится так же, как и железнодорожного вагона.

В процессе разгрузки транспортных средств осуществляется прием товаров по количеству, количеству тарных и грузовых мест.

 

Организация приема товаров

Товары на складе принимают по колличеству и качеству. Прием товаров по качеству является важнейшим средством борьбы против проникновения в сеть товаров, которые не отвечают стандартам, с дефектами и не пользуются спросом у населения.

Прием товаров по количеству разрешает обеспечить сохранность товарно-материальных ценностей, проявить и предотвратить разворовывание материальных ценностей.

Проведение приема товаров в установленном порядке, в определенный срок и правильное оформление документов дает возможность предъявить санкции к поставщикам, грузоотправителям или транспортным организациям.

Основными требованиями к организации приема товаров есть своевременная в пределах установленных сроков тщательная проверка количества и качества принятых товаров.

Для работников, которые осуществляют прием товаров, следует определить конкретные функции и участки работы. Материально ответственные лица должны хорошо знать порядок и правила приема товаров, а также особенности приема отдельных видов товаров. И, прежде всего, такие нормативные документы, которые регламентируют приемы товаров, как: стандарты, ТУ, договоры, инструкции о порядке приема продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по колличеству и качеству.

С целью проведения приема товаров с минимальными расходами времени, проводятся подготовительные операции: определяется количество грузчиков и транспортных средств для вывоза грузов со станций назначения, а также количество подъемно-транспортных механизмов для перемещения и складирования товаров внутри склада, подготавливают место приема для товаров и необходимую документацию, заранее определяют места сохранения товаров.

Для успешного проведения вышеперечисленных подготовительных операций необходимо знать время прибытия груза, размер прибывающих партий товаров и характер их приема.

Пункты приема товаров разнообразные. Товары принимаются на складе поставщика, на железнодорожных станциях, пристанях и в портах назначения, а также на складе получателя. На своем складе покупатель может принимать товары, доставленные поставщиком, транспортно-экспедиционной конторой, а также экспедитором склада, который доставил товар автомобильным транспортом или базы автотранспортного предприятия. На прирельсовых, пристанционных складах, торговых предприятий прием производится непосредственно от железной дороги.

Определение места приема товаров зависит от местонахождения поставщика, способа доставки товаров (самовывоз централизованная доставка), а также от обусловленности места приема товаров в договорах.

Прием товаров на складе поставщика осуществляется при вывозе продукции получателем. Товары принимает экспедитор или другие представители получателя.

Товары в открытой таре и без тары принимаются по колличеству мест и массы нетто (числу товарных единиц). Качество товаров определяется по внешним признакам. Получая незатеренные товары, получатель после проверки количества и качества товаров оформляет прием своей подписью в счете-фактуре, накладной или других документах. Прием незатарених товаров представителем покупателя становиться окончательным и после подписания документов он несет ответственность за сохранность товаров целиком.

Принимая затаренные товары, представитель покупателя проверяет количество мест, маркирование, массу брутто, указанные в накладной или счете-фактуре, и делает внешний осмотр мест. Масса нетто (число товарных единиц) принимается по трафарету. Одновременно производится осмотр состояния тары и упаковка. В этом случае, расписываясь в документах о приеме товаров, следует сделать предостережения о том, что товар принят без раскрытия тары и проверки содержимого каждого места, т.е. по колличеству мест и массой брутто.

Если при приеме выявленно отсутствие маркировки, повреждение тары, следует товары не принимать и требовать от поставщика сделать соответствующее маркировку и упаковку. На товары, которые отпускаются, поставщик выписывает накладную или счет-фактуру в 3-х экземплярах. Один экземпляр с распиской получателя остается у поставщика, два других выдаются получателю товаров.

Прием товаров от транспортных организаций. Прием товаров от иногородних поставщиков производится на ж.д. станциях или пристанях в портах назначения, если торговые организации не пользуются услугами транспортно-экспедиционных, контор.

Прием грузов делает агент или экспедитор склада получателя. Работники, уполномоченные на получение грузов от ж.д., водного, воздушного транспорта должны иметь доверенности грузополучателя на получение груза и документ, который удостоверяет лицо. Органы железнодорожного, водного, воздушного транспорта обязаны известить грузополучателя о прибытии на его адрес грузов в установленные по договору сроки.

Неуведомление в установленный срок получателя о прибытии товаров лишает права органы транспорта в получении штрафа за простой вагона и платы за сохранение груза. Прием товаров на станции назначения начинается с внесения всех надлежащих платежей грузополучателем.

Потом представитель грузополучателя расписывается о получении груза в дорожном сведении и ему выдается транспортная накладная со всеми приложениями.

Дальше представитель получателя должен тщательно проверить перевозочные документы. Прежде всего, правильность заполнения всех реквизитов накладной, а потом по накладной устанавливает, неперегружался ли груз в пути, или отцепляли через неисправность вагоны. Получатель проверяет также наличие и выдачу всех документов, которые числятся в транспортной накладной.

Прием начинается с внешнего осмотра вагона (целость, исправность пола, крыши, дверных затворов - дверь, наличие пломб и соответствуещие отпечатки на пломбах, указанные в перевозочных документах).

Если по действующим правилам нужно определить массу вагона, то осуществляется взвешивание вагона на вагонных весах.

После раскрытия вагона осуществляется внутренний осмотр вагона, определяется его внутреннее состояние, соблюдение правил нагрузки и укладка грузов, а также в случае перевозки скоропортящихся товаров (ледопоступление и температурный режим) и соответствие установленного срока доставки грузов. Потом проверяется маркирование (отправная, транспортная и специальная); состояние и стандартность тары.

Товары, находящиеся в исправном вагоне, не перевешивают. Об этом делаеться специальная пометка на обратной стороне железнадорожной накладкой.Наличие штатной отметки подтверждает законность предьявления претензий грузоотправителю, если в дальнейшем по ходу приемки будет обнаружена недостача, повреждение, порча товаров.

Обнаружив при приемки неисправность вагона, контейнера, повреждение запоров, нарушение упаковки, грузополучатель обязан потребовать от представителя железной дороги перевешивание груза, проверка наличия товаров.

Выявленные расхождения оформляються коммерческим актом, который составляеться в день обнаружения неисправности начальником станции или его заместителем с участием предстаувителя, старшего весовщика и др. При получении груза со склада станции акт составляеться в момент выдачи груза.

Если нет никаких причин для составления коммерческого акта, производится разгрузка товаров и соответствие фактического количества мест числу мест, указанных в транспортных документах.

Таким образом, последовательность операций приема груза от ж.д. транспорта может быть представленная следующей схемой, (рис. 7.2..)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1398; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.148.178 (0.021 с.)