Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Договор - нормативно-правовая основа хозяйственных связей

Поиск

В условиях рыночной экономики результаты деятельности торгового предприятия в значительной мере определяются разветвленной и надежной системой договорных отношений. Система договорных отношений предусматривает широкое использование торговыми предприятиями в коммерческой и хозяйственной деятельности разных видов договоров. Дать полную характеристику всех видов и разновидностей договоров, которые используются в предпринимательской деятельности торговых предприятий есть очень проблематическим. Поэтому нами приведенные короткие характеристики наиболее распространенных договоров; купли-продажи, поставки контрактации, продажи предприятия, мины (бартерной операции),

аренда, перевозка грузов, на рекламу продукции (работ, услуг).

Договор купли-продажи. По этому договору одна сторона (продавец) обязала передать другой стороне (покупателю) в собственность товар (вещь), а покупатель обязан принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). В таком договоре устанавливаются объемы купли-продажи товара, цены и способы оплаты, сроки и условия поставки, ответственность за нарушение договорных обязательств. К говор купли-продажи укладывается на товар, который есть в наличии у продавца. Разновидностью договора купли-продажи есть разу торговые операции. Типичное торговое соглашение имеет такую структуру.

Договор поставки. По договору поставки, поставщик (продавец, производитель), что осуществляет поставку товара, обязан передать его покупателю в обусловленные сроки, а покупатель обязан принять этот товар и оплатить его соответствующим образом, указанным в договоре. Товары, ресурсы, которые поставляются на государственный заказ для государственных нужд поставщик (исполнитель, производитель) обязуется передать государственному заказчику, или по его указанию другому лицу, а государственный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров в сроки, обусловленные в договоре. В отличие от договора купли-продажидоговор поставки может составляться на поставку товаров, которые планируются к производству.

В рыночных условиях при формировании хозяйственных связей по поставке товаров договоры поставки широко используються между предприятиями-изготовителями и оптовыми торговыми предприятиями. Эти договоры, как правило, заключаються на период до одного года и более. Разработка проекта договорапоставки, в большинстве своем, относиться на поставщика, который потом согласовываеться с покупателем.

ТОРГОВАЯ ОПЕРАЦИЯ

__________ 2004 г. г. Донецк

1.ПОСТАВЩИК (ПРОДАВЕЦ)_____________________________________

в лице __________________________________________________________

2.ПОКУПАТЕЛЬ_________________________________________________

в лице ___________________________________________________________

Продавец обязуется поставить, а Покупатель принять и уплатить товары согласно спецификации.

3. Качество и маркировка (ссылка на стандарты), отличительные условия кондиции, образцы _________________________________________ 4.Тара и упаковка __________________________________________________

5. Франко-станция _________________________________________________

(назначение, отправление)

6. Цены и торговая скидка____________________________________________

7. Срок, порядок, условия отгрузки и сдачи товара ______________________

__________________________________________________________________

8. Железнодорожные реквизиты грузополучателя и код жел..-д ___________________________________________________________________

9. Форма и порядок расчета __________________________________________

10.Дополнительные условия ___________________________________________

____________________________________________________________________

11.Общая сумма операции (прописью)____________________________________

_______________________________________________________________________________

 

 

Во всем другом, непредусмотренном настоящей операцией, стороны руководствуются Положением о поставках товаров народного потребления, соответствующего условиям поставки и Инструкциям о порядке, приеме по количеству и качеству.

Споры между сторонами (Поставщиком и Покупателем) разрешаются в установленном порядке.

СПЕЦИФИКАЦИЯ ТОВАРОВ

Наименование товара Артикул Колличество Цена Сумма
         
         
         
         

 

12. Юридические адреса сторон:

ПРОДАВЕЦ (ПОСТАВЩИК)

Почтовый индекс и адрес: ____________________________________________

Расчетный и счет ____________________________________________________

___________________________________________________________________

МФО банка ________________________________________________________

Почтовый индекс банка _____________________________________________

ПОКУПАТЕЛЬ:

Почтовый индекс и адрес: ___________________________________________

Расчетный счет ____________________________________________________
МФО банка ________________________________________________________

Настоящая доверенность сторон сохраняется по делу _____________________

___________________________________________________________________

 

 

ПРОДАВЕЦ (ПОСТАВЩИК) ПОКУПАТЕЛЬ

 

 

Договор контрактации. По договору контрактации производитель селькохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - особе которая осуществляет закупку такой продукции для переработки или продажи, заготовитель (покупатель) продукции обязан принять ее по месту нахождения и обеспечить вывоз.

Договор продажи предприятия. По договору продажи предприятия продавец обязуется передать в собственность покупателя предприятие в целом как имущественный комплекс, за исключением прав и обязанностей, которые продавец имеет право передавать другим лицам.

Не соблюдение письменной формы договора продажи предприятия делает его недействующим.

Договор мины (бартерной операции). По договору мины каждая из сторон обязала передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другого.

Договор аренды (имущественный наем). По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за платную во временное пользование. Имущественн наем обеспечивает экономически целесообразный способ нормальной деятельности многих торговых предприяти, которые нуждаться во временно технических средствах и другого имущества, производственного, административного, торгового и складского помещений.

Ответственность арендодателя за недостатки сданного в аренду имущества: арендодатель отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые полностью или частично препятствуют пользоваться им, даже если во время заключения договора аренды он не знал об этих недостатках.

Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были названы при заключении договора аренды или были заведомо известные арендатору или должны были быть найдены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передачи имущества в аренду.

Договор на рекламу продукции (работ, услуг). Рекламодатель (производитель продукции, ее продавец) на основе технической информации о продукции, работах, услуги поручает рекламному агенту (исполнителю) выполнить за платную рекламную работу.

Агентство самостоятельно разрабатывает программу работ по рекламе продукции с указанием количества, качества изделий (видов работ и услуг), осуществляет макетирование, приготовленпие эскизов, готовит тексты, плакаты, брошюры, стенды, фильмы, объявления и представляет на утверждение рекламодателю образцы подлежащей тиражированию рекламной продукции, тиражирует Я в газетах, в журналах, на радио, на телевидении, размещает на рекламных щитах в обусловленном месте.

Рекламодатель утверждает программу работ по рекламе, образцы рекламной продукции, предоставляет объективную информацию о своей продуктах, работах, услугах и оплачивает роботу рекламного агентства.

Договор на посреднические услуги.

Признаком, объединяющим посреднические услуги, есть отсутствие в овеществленной форме результата выполненной работы. К посредническим услугам, которые используют субъекты рыночных отношений принадлежат услуги связи, медицинские, юридические, консультационные, консалтингу, информационные, коммерческие, образовательные и прочие.

На выполнение посреднических услуг по инициативе участников могут укладываться разные типы договоров:

•договор возместительного предоставления услуг;

•договор доверенности;

•договор комиссии;

•агентский договор;

•договор коммерческого представительства и прочие.

Суть отношений по предоставлению посреднических услуг заключается в том, что в этом случае посредник (исполнитель, комиссионер, агент, представитель, брокер, маклер, дилер) должен и обязан действовать в чужих интересах, в пользу своего клиента (заказчика, поручителя, доверия и ля, комитента и т.п.). Перечисленные виды договоров в основном охватывают ведущие направления хозяйственной деятельности. Тем не менее превосходящая часть хозяйственно-договорных связей приходится на взаимоотношения торгового предприятия с поставщиками товаров, а именно на договора поставки и купли-продажи.

В условиях развитой рыночной экономики роль документов, которые централизованно регулируют хозяйственные связи между поставщиками и покупателями, уменьшается и уступает местом самостоятельному регулированию хозяйственных взаимоотношений между партнерами по договору на базе правовых норм гражданского законодательства.

Утвержденное в 1988г. Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления сделало шаг в сторону развития рыночных отношений в организации хозяйственных связей между поставщиками и покупателями. Это положение обеспечило сторонам договора самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортименты, количество и порядок поставки. Тем не менее в меру углубления рыночных отношений это Положение, как нормативная база потеряло свое обязательное административно-регулирующее значение и в основном играет роль и используется как консультативно-методический документ во взаимоотношениях между поставщиками и покупателями товаров.

Поэтому хозяйственные связи между поставщиками и покупателями товаров, коммерческие взаимоотношения между партнерами по договорам поставки, обеспечение выполнения обязательств, договорные взаимоотношения регулируются. Гражданским кодексом Украины, который являеться, основным нормативно-правовым документом по регулированию коммерческих взаимоотношений по поставкам товаров.

При рыночных отношениях значительно повышается роль договоров поставки. Это обусловлено тем, что при равноправных полномочиях поставщиков и покупателей товаров, их полной хозяйственной самостоятельности договор является основным документом, который определяет и обязанности сторон по организации бесперебойности процесса движения товара.

Практические работники - коммерсанты, менеджеры, маркетологи должны обеспечивать своевременную и правильное составление договоров с поставщиками и покупателями товаров, разработку и установление прямых договорных связей по поставкам товаров, как правило, на продолжительный период (свыше 1 года) и постоянный контроль за их выполнением.

По договору поставки лицо-поставщик обязуется передать в определенные сроки лиц-покупателю в собственность товар; лицо-покупатель обязуется принять продукцию и оплатить ее за установленными в договоре ценами.

Договор поставки имеет универсальную направленность, поэтому в нем должны найти содержание все условия, которые определяют специфику поставки той или другой группы товаров.

Сторонам, которые заключают договор поставки, необходимо предусмотреть в нем такие обязательные условия:

•дата и место (город) заключение договора;

•полное наименование сторон, которые заключают договор;

•количество и ассортименты товаров, которые подлежат поставке;

•сроки выполнения;

•порядок поставки товаров;

•качество, комплектность, упаковка и маркировка;

•цены и порядок расчетов;

•имущественная ответственность.

При отсутствии в договоре условий о предмете поставки (наименование, количество, ассортименты и качество товаров); сроках поставки; цены на товары договор считается недействительным.

Охарактеризуем основные условия договора поставки:

Дата заключения договора - в договоре отмечается год, месяц и число, т.е. точная дата его заключения и место;

Стороны - необходимо дать точное и полное наименования сторон, а также указать должности ФГР представителей сторон, которые подписали договор со ссылкой на их полномочие (устав, положение или доверенность);

Количество товара, который подлежит поставке. В договоре должно быть предусмотрено количество товара на весь срок его действия. Это количество устанавливается по согласованию сторон. В отдельных случаях оно может лимитироваться (Госзаказ). Как правило количество товара указывается в натуральном выражении (ед., весом, литражом) и в денежном выражении, за исключением товаров складывающегося ассортиментов (канцелярия, галантереи) для которых объемы поставок только в денежном выражении.

При определении количества товаров в весовом выражении вес тары не учитывается, т.е. указывается вес «НЕТТО».

Ассортименты товаров указываються в тексте договора (если ассортименты насчитывают незначительное число видов или разновидностей). По товарам сложных ассортиментов разрабатывается спецификация (ассортименты, которые детализируются), которая является неотъемлемой частью договора. В ней отображается ассортименты по видам, сортам, артикулам, моделям, ростам и т.д. Спецификации могут устанавливаться на год или квартал. Когда ассортименты устанавливается на год, то он должен уточняться с учетом изменения спроса, для чего в договоре указываются (за С дней к наступлению квартала). Поквартальные спецификации предоставляются также в сроки предусмотренные договором (за 45 дней к началу).

Сроки выполнения. В договоре должен быть указан общий срок его действия, т.е. срок на который он заключен, а также частные сроки (периоды) поставки товаров - квартальные, месячные, декадные, пятидневные, однодневные, в зависимости от специфики товаров, местоположения поставщика относительно покупателя. Если в договоре не указанная партия поставки, то месячный (или квартальный объем) завозится равными партиями. Наибольшего распространения приобрели методы, когда в договоре указывается срок его действия и общая сумма, а завозки осуществляется по заявкам торгового предприятия.

Важное значение в организации поставок товаров имеет вопрос о порядке заполнения недопоставок и нарушение сроков поставок. Это может отображаться на бесперебойности поступления товаров и наконец на результатах деятельности предприятия. В связи с этим, в некоторых договорах необходимо предусматривать порядок и сроки заполнения поставщиком недопоставленных товаров. Это особенно касается поставок, ассортименты которых ограничен и осуществляется одним поставщиком.

Порядок поставки товаров: в договоре необходимо предусмотреть в каком порядке поставщик обязан поставлять товары: сдавать их одноместному покупателю, который находится с ним в одном населенном пункте, или отгружать их в адрес покупателя, если он находится в другом населенном пункте, или на адреса других организаций и предприятий за разнарядкой покупателя. В последнем случае в договоре необходимо указывать сроки предоставления разнарядок. За несвоевременное представление разнарядок в договоре могут быть предусмотрены санкции к покупателю в виде штрафа. Кроме того, порядок поставки предусматривает вид транспорта для отгрузки (ж.-д., автомобильный, воздушный); скорость; организацию централизованной завозки товаров автомобильным транспортом, кем и за чей счет проводится нагрузка и разгрузку, возвращение тары, возмещение транспортных расходов, минимальные нормы отгрузки и др.

Качество, комплектность, упаковка и маркировка. Указанные элементы товара, который поставляется, относятся к числу важных условий поставок. Товары, которые поставляются, должны отвечать за качеством установленным образцам, сертификатам, стандартам, ТУ. В договоре должны быть ссылки на номера и индексы стандартов, ТУ, сертификатов или других документов. Поставка товаров, качество которых не отвечает указанным документам способствует имущественной ответственности поставщика в виде штрафа, который должен быть указан в договоре. Важным правовым документом, регулирующим вопрос качества товаров являеться Закон Украины «О защите прав потребителей».

Особенно необходимо внимательно относиться к срокам реализации большинства продовольственных товаров, которые связаны с качественными характеристиками. В договорах должны быть отображены условия возвращения таких товаров, срок реализации которых ограничен и существуют реальные предпосылки понесения убытков покупателем (соки, напитки, кондитерские изделия, консервы, гастрономия, рыботовары и т.д.).

Некоторые товары (особенно технически сложных ассортиментов) должны поставляться в комплектном виде. Под комплектностью понимается совокупность отдельных предметов, которые обеспечивают возможность их нормального использования (мебель (стенка+мягкая), оснащение сантехнических приборов). Комплектность отдельных таких товаров устанавливается стандартами, прейскурантами. В договоре может быть обусловлена комплектность таких изделий с частями или без них.

В случае поставки некомплектных изделий производитель (поставщик) обязанный по требованию покупателя доукомплектовать их или заменить новыми. Покупатель отказывается от уплаты, а если она проведена, потребовать возвращение уплаченных сумм. Возможный отказ покупателя от этих товаров, если поставщик в установленный срок их не заменит.

В договоре необходимо указать, в какой таре товар должен быть поставлен, а также как он должен быть упакован внутри тары (в коробках, пачках, переведенный стружкой, бумагой и т.д.). Если эти условия отображенные в стандартах, то ссылка на этот стандарт. Обязанность предоставить тару лежит на поставщике. Стоимость упаковки относится на счет производителя и обычно входит в цену товара. Стоимость тары в большинстве случаев относится на покупателя. Тара многократного использования подлежит возвращению поставщику или предприятию. Порядок сдачи и возвращение обусловливается. Товары и тара, которые поставляются, подлежат маркированию.

Цены и порядок расчетов устанавливаются по соглашению сторон.

•Акцентная форма расчетов - оплата после покупки товара.

•Частично предыдущая в пределах 50% предоплаты

•Полная предоплата.

•Оплата через несколько банковских дней..

•Оплата по реализации.

Имущественная ответственность в договоре - метод действия (морального воздействия).

Штрафы устанавливаются в % относительно определенной суммы или определенной суммой за невыполнение условий договора.

 

Неустойка - одноразовый платеж за нарушение сроков поставки, недостача % к сумме этих товаров.

Пеня - нарастающая неустойка, за каждый день просрочки (0,03%).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 623; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.01 с.)