Организация товароснабжения розничной торговой сети 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация товароснабжения розничной торговой сети



Товароснабжение розничной торговой сети является составным элементом процесса движения товара и является организацией доставки товаров от поставщиков в магазины в колличестве и ассортименте, соответствующему спросу населения.

Рациональная организация системы товароснабжения обеспечивает:

- ритмичность и равномерность поступления товаров;

- полноту и стабильность ассортиментов товаров в магазинах;

- поддержка оптимального уровня товарных запасов;

- ускорение товарооборота и сокращение звенности движения товара;

- увеличение эффективности использования складской и торговой площади;

- удовлетворение спроса населения;

- рациональное разделение труда между оптовой и розничной торговлей;

- увеличение экономических показателей работы торговых предприятий. Схематично в организации системы товароснабжения можно выделить следующие основные стадии:

анализ рынка товаров на региональному и Украинском уровне, с целью изучения основных источников поступления товаров, конкурентов и потребителей;

определение необходимого объема закупки товаров, отбор поставщиков, разработка и согласование проектов договоров, контрактов, разовых операций и др.;

вывод договоров на поставку товаров - по постоянным продолжительным хозяйственным связям, участие в тендерах, офертах, текущие закупки в течение года;

организация процесса поступления товаров в торговую сеть, корректировка графиков и партийность завозки:

учет и контроль за ходом поступления товаров от поставщиков, мероприятия действующие в случаях отклонения от договоров поставок товаров.

Большинство покупателей о состоянии торговли судят по наличию широкого ассортимента товаров, его стабильности и культуре обслуживания. В общем виде требования покупателей сводятся к тому, чтобы с минимальными расходами времени и наибольшими удобствами приобрести в магазине необходимые товары. Выполнение этой задачи требует от работников торговли изучения и значение спроса потребителей, тенденций его изменения и формирование, наблюдение за состоянием товарных запасов, своевременного поступления товаров в торговую сеть.

Усовершенствование системы товароснабжения в условиях рыночных отношений приобретает особенно актуальное значение в связи со значительным расширением источников поступления товаров, правом самостоятельного выбора поставщиков, жесткой конкуренцией между субъектами рынка, необходимостью постоянного роста товарооборота.

Рациональная организация процесса товароснабжения розничной торговой сети должна базироваться на следующих основных принципах:

- бесперебойность;

- равномерность;

- ритмичность;

- централизация;

- экономичность.

Бесперебойность означает постоянное наличие в розничной торговой сети ассортиментов товаров, соответствующего ассортиментному профилю магазина. Бесперебойность поступления товаров обеспечивается на практике соблюдением следующего условия: сколько товаров реализуется в розничной торговой сети за определенный период (день, неделя, месяц) - такая же количество товаров должна отпускаться поставщиком за этот период. Это требование неразрывно связано с условием бесперебойности реализации этого ассортиментов, который обеспечивается поддержкой необходимого размера товарного запаса в магазине.

Одним из основных требований, которые предъявляются к снабжению торговой сети товарами является планомерность, которая возникает за счет соблюдения двух взаимосвязанных принципов - равномерности и ритмичности завозки.

Равномерность предусматривает завозку товаров в магазины оптимальными по размерам партии, величина которых зависит от месторасположения поставщика (с одного города, иногородний), частоты спроса на данные ассортименты (среднедневной товарооборот), обеспеченности магазина площадями и оборудованием для хранения товаров.

Для реализации этого принципа по каждому поставщику определяется оптимальный размер партии завозки товаров, которое корректируется в зависимости от конкретных условий поставок. На оптимальный размер партии поставок основное внимание придают значению дву составляющих-транспортных расходов и расходов связанных с хранением единицы товарного запаса в магазине. Зависимость между этими величинами следующая: чем больше размер партии поставки, тем меньше транспортные расходы, но больше размер расходов, связанных с хранением запаса в магазине; чем меньше размер партии поставки, тем более транспортные расходы, но меньше расхода, связанные с хранением товаров.

Размер партии поставки оптимизируется этими составляющими и рассчитывается по известной модели Уилсона:

Ропт - размер оптимальной партии поступления товаров (тыс. грн.);

Т - транспортные расходы на перевозку одной партии товаров (тыс. грн.);

а - месячный объем поступления товаров (тыс. грн.);

у - расходы на хранение единицы запаса в магазине (тыс. грн.)

 

Пример: Определить оптимальный размер партии поставки товаров бытовой химии при условии, что товароснабжение магазина характеризуется следующими данными (в тыс.грн.)

Месячный объем поступления товаров -150

Транспортные расходы на перевозку одной партии товаров - 0,4

Расходы на хранение единицы запаса - 0,021

Размер оптимальной партии поставки равняется:

 

Поставка осуществляется дважды в месяц партией по 75 тыс.грн. Данная методика определения может эффективно использоваться при определении размера партии поставки по ассортиментам товаров, спрос на которые стабильный и не меняется в течение года. Тем не менее по отдельным товарам сложившегося ассортимента необходимо учитывать сезонность, колебание моды, широту ассортимента, характер покупателского спроса, отдаленность основных источников поступления товаров. Простейшим способом расчета периодичности завозки и размера оптимальной партии поставки по товарам сложившегося ассортиментоа являеться тот, при котором определяется минимальный период поставки, как удвоенная разность между максимальным товарным запасом, который вмещают помещение магазина и оптимальным размером товарного запаса, который рекомендуется для данной группы товаров, в днях оборота, Начальными данными для определения размера оптимальной партии поставки по данной методике являеться: максимальный запас в днях оборота, который вмещают помещение магазина (торговый зал + помещение для хранения); размер товарного запаса магазина, который рекомендуется, в днях по данной группе товаров; среднедневной товарооборот магазина по данной группе товаров. Размер оптимальной партии поставки рассчитывается в следующей последовательности:

Попт=2(МЗ-ТЗопт);

Роптоптод

 

где Попт— оптимальный период завозки товаров (дн);

МЗ - максимальный запас, который вмещают помещение магазина (дн);

ТЗ -размер товарного запаса, который рекомендуется, по данной группе товаров (дн);

Тод - однодневный товарооборот по данной группе товаров (тыс.грн.);

Ропт - размер оптимальной партии поставки товаров (тыс.грн.)

 

Пример: Среднедневной товарооборот магазина «Ткани» составляет 2 тыс.грн. Помещение магазина вмещают ассортименты тканей на 25 дней торговли товарного запаса, который рекомендуется, - 20 дней, тогда оптимальный период поставки равный;

Попт = 2(МЗ- ТЗопт) = 2 (25-20) =10 дней размер оптимальной партии поставки

Ропт = Попт* Тод =10x3 тыс. грн. = 30 тыс.грн.

Оптимальные партии поставок являются ориентировочными и они корректируются по периодам завозки. Это особенно затрагивает товары повседневного спроса (хлебобулочные изделия, молочные товары, колбасные изделия) спрос на которые может меняться по дням недели.

Ритмичность товароснабжения взаимосвязанная с равномерностью поставок и заключается в том, что товары доставляются в розничную торговую сеть установленными партиями, через определенные промежутки времени, предусмотренные графиком завозки. Графики завозки согласовывают и корректируются с поставщиками товаров и обеспечивают сокращение товарных запасов в магазине.

Завозка товаров следует проводить в количествах, которые обеспечивают бесперебойную торговлю при наименьших товарных запасах. Анализ эффективности процесса товароснабжения предусматривает определение коэффициента равномерности поставки товара по отдельным поставщикам.

При полном выполнении графика поставки по установленным размерам партий коэффициент равномерности составил бы 100%, что свидетельствует о полной ритмичности работы поставщика. При отклонениях размеров партий поставок коэффициент равномерности уменьшается на величину, равную коэффициенту вариации, вычисленному по данным фактических поставок в анализируемом периоде. Таким образом, по предлагаемому нами методе коэффициент равномерности поставки товаров рассчитывается по формуле:

 

Кр = 100%-Кв,

где Кр - коэффициент равномерности поставок (%);

Кв— коэффициент вариации поставок (%)

 

Для определения коэффициента вариации Кv заранее рассчитывают среднеарифмитическое значение фактической поставки по установленным в договоре периодах и ее среднеквадратическое отклонении. Большое значение равномерность поставки товаров имеет при товароснабжении ассортиментом товаров сезонного спроса. Покажем этот расчет на примере поставки лакокрасочных товаров от завода-производителя г. Днепропетровска в магазин «1000 мелочей» г. Донецка во II квартале 2006 года, когда спрос на эту продукцию максимальный. Согласно заключенному договору между участниками движения товара поставка данного ассортиментов должна осуществляться равными партиями (50 тыс. грн.) по месяцам II квартала. Фактическое поступление во II квартале составило:

 

XI - апрель - 42 тыс. грн.

Х2 - май - 50 тыс. грн.

ХЗ - июнь - 54 тыс.грн.

 

1) Определяем середнеарифметическое значение поставки по месяцам II

квартала

2)Рассчитаем среднеквадратическое отклонение ( ) подставим в

формулу

3) Рассчитаем коэффициент вариации (Кв) по поставке товаров, используя
формулу:

4) Определяем коэффициент равномерности поставки лакокрасочных товаров, которые поступают в ООО «1000 мелочей» во П квартале 2006 года:

 

КР = 100% - Кв = 100% -10,3% = 89,7%

Полученное значение коэффициента равномерности поставки показывает на аритмичность поступления лакокрасочные товаров, это безусловно отобразится на удовлетворении спроса покупателей ООО «1000 мелочей», поскольку в «пик» спроса на эти товары было важное не доснабжение этого ассортиментов.

Ритмичность и равномерность поступления товаров обеспечиваются выполнением следующего принципа организации товароснабжения, его централизации. Централизация процесса доведения товаров к магазинам, предусматривает поставку товаров силами и средствами предприятий-поставщиков. Функции работников магазинов в организации товароснабжения сводятся к минимуму и заключаются только в предоставлении информации поставщику о скорректированных партиях поставки и ассортименты. Этот принцип товароснабжения обеспечивает возвышение эффективности использования автотранспорта, сокращает расхода с организацией движения товара, который оказывает содействие экономичности системы товароснабжения, т.е. экономии материальных, трудовых и денежных средств как у предприятий-поставщиков, так и непосредственно в розничной торговой сети.

Формы товароснабжения розничной торговой сети в рыночных условиях хозяйствования являются основными источниками поступления товаров в розничную сеть:

- предприятия-производители (заводы, фабрики, комбинаты и др.);

- сельскохозяйственные предприятия (КСП, фермерские хозяйства);

- оптовые предприятия всех форм собственности;

- разного рода коммерческие предприятия;

- собственные производственные предприятия и подсобные хозяйства;

- частные предприниматели.

Важным условием рациональной организации товароснабжения магазинов являеться правильный выбор форм и путей движения товаров от поставщиков в розничную торговую сеть.

Формы товароснабжения розничной торговой сети зависят от разных факторов, основными из которых являеться:

- размер торгового предприятия и объем розничного товарооборота;

- ассортименты товаров, его сложность и условия его формирования;

- отдаленность поставщиков и источников поступления;

- обеспеченность магазина помещениями для хранения;

- транспортные связи и условия перевозки товаров;

- условия платежа;

- экономическая целесообразность.

В зависимости от порядка завозки товаров в розничную торговую сеть различают транзитную и складскую форму товароснабжения.

При транзитной форме товароснабжения завозки товаров в магазины осуществляется непосредственно из производственного предприятия, пройдя складские звенья оптовых и розничных предприятий.

При этой форме товароснабжения сокращаются расходы на продвижение товаров, исключаются повторные перевозки и лишние погрузочно-разгрузочные работы уменьшаются товарные потери, сокращается документооборот и расчетные операции. Таким образом, товары более оперативно попадают в торговую сеть, которая увеличивает их оборотность и благоприятно влияет на сохранении их качества и товарного вида.

Транзитная форма широко используется при товароснабжении продовольственных магазинов товарами, производство которых осуществляется в районах потребление (хлеб и хлебобулочные изделия, молочные товары, мясо и колбасные изделия и др.). Кроме того, в настоящий период крупные торговые сети супермаркеты и универсамы используют транзит по превосходящему виду товаров как местного так и иногороднего производства. Неопровержимое и наибоьшее преимущества транзита это более низкие отпускные цены, которые оказывает содействие стабилизации, а в отдельных случаях и снижению розничных цен.

Вместе с этим эта форма товароснабжения имеет ограниченное использование через роздробленность большинства розничных торговых предприятий и невозможности поддерживать прямые связи с большим количеством производителей, которые были рассредоточены на территории страны.

В торговле непродовольственными товарами транзитные поставки осуществляют универмаги, торговые центры и крупные специализированы магазины.

Необходимо отметить, что в условиях рыночной экономики ограничения транзита было связано с тем, что иногородние предприятия-производителей отпускают свою продукцию иногородним оптовым покупателям в основном на условиях предыдущей оплаты, которая в большинстве своей не устраивает розничные торговые предприятия.

В случаях, когда транзитная завозка товаров являеться нецелесообразной, возникает необходимость использования складской формы товароснабжения.

При складской форме товары поступают в торговую сеть со складов оптовых посредников и крупных розничных торговых предприятий, которые принимая от иногородних поставщиков крупные партии товаров, выполняют все необходимые операции по подготовке товаров к дальнейшему их продвижению в торговую сеть (преобразование производственного ассортимента в торговый, распаковывание, упаковку, проверку качества, формирование мелких партий и др.).

Эта форма обычно применяется по товарам сложного ассортимента и главным образом для предприятий розничной торговли, которые закупают мелкие партии товаров.

Складская форма товароснабжения применяется преимущественно в следующих случаях:

при получении товаров сложного ассортимента от иногородних поставщиков;

при получении крупных партий товаров в производственном ассортименте от местных поставщиков;

при необходимости предыдущей доработки, переработки, фасовки товаров;

по сезонным товарам, которые требуют продолжительного хранения.

В условиях рыночной экономики актуальность складской формы товароснабжение значительно повышается, поскольку мелкому розничному торговцу трудно работать на прямых связях с предприятиями промышленности, и и недостаточный объем собственных оборотных средств ограничивает размеры партий товаров, которые закупают. В связи с этим большинство розничных торговых предприятий, особенно по реализации непродовольственных товаров, работает с посредниками, которые предоставляют своим клиентам оптимальные условия для дальнейшего продвижения товара (формируют торговый ассортименты, отпускают небольшие партии, дают отсрочки платежа, оказывают содействие сокращению товарных запасов в магазинах, тем самым увеличивая их товарооборачиваемость).

Основной недостаток складской формы товароснабжения ее более высокая издержкоемкость, связанная с использованием в отдельных случаях многоуровневых каналов распределения, которое увеличивает расходы по осуществлению транспортно-экспедиционных и складских операций.

На уровень расходов, связанных с организацией товароснабжения значительное влияние предоставляет вид доставки товаров.

На практике используется децентрализованный и централизованный вид завозки товаров в торговую сеть.

При децентрализованной доставке (самовывоз) транспортно-экспедиционные операции осуществляются силами и средствами розничного торгового предприятия, который арендует автомобиль, выделяет материально-ответственное лицо, как экспедитор, рабочих для выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Основной недостаток этого вида доставки заключается в неэффективном использовании транспортных средств и трудовых ресурсов, отворачивание персонала управления магазина от основных функциональных обязанностей.

Централизованная доставка товаров - это завозка товаров в торговую сеть силами и средствами поставщика.

В основу централизованной доставки установленный принцип централизации всех транспортно-экспедиционных работ: прием заявок от магазинов; отборка товаров и формирование партий; погрузка и оформление сопроводительных документов; использование транспорта большой грузоподъемности, для завозки товаров в большое число магазинов; экспедиция грузов одним агентом.

Централизованная доставка обеспечивает:

- максимально эффективно использовать грузоподъемность автотранспорта, при этом коэффициент использования грузоподъемности приближается до 100%;

- устраняются сверхнормативные простой транспорта под загрузкой и разгрузкой;

- сокращается количество грузчиков и экспедиционного персонала;

- механизируются трудоемкие операции по складированию, перемещению и отпуску, за счет использования поддонов, контейнеров и др.;

- ритмичность доставки товаров по слаженным графикам;

- уменьшение транспортных расходов, которые в данное время в основном включаются в себестоимость товаров, работ и услуг;

- сокращается потребность в помещениях для хранения и подготовки товаров к продаже;

- упрощаются расчеты с поставщиками и документооборот за счет

использование компьютерных технологий.

Централизованную доставку товаров осуществляют производственные предприятия промышленности независимо от их местонахождения, оптовые базы и другие посредники разных форм собственности, складское звено крупных розничных торговых предприятий.

Централизованная доставка осуществляется по слаженным графикам и установленным маршрутам завозки товаров в магазины города. Маршрут завозки - эта схема и последовательность движения автомобиля от поставщика до покупателей. Широчайшее использование в организации централизованной доставки получила кольцевая и радиальная схема движения автотранспорта.

Кольцевая схема движения предусматривает на протяжении одного рейса последовательную завозку товаров в несколько магазинов, расположенных в разных местах. Кольцевая завозка используется при небольших по размерам партий поставки товаров повседневного спроса (хлебобулочные изделия, молочные товары, колбасные изделия и др.).

В современный период кольцевой маршрут широко используют иногородние поставщики. Например, мясокомбинаты Луганской области доставляют в торговую сеть г. Донецка свою продукцию кольцевой завозкой; Днепропетровска птицефабрика (курочка «Рябая») использует кольцевой маршрут завозки в торговую сеть, расположенную на территории г. Донецка.

Радиальная схема завозки используется менее широко, поскольку она была предназначена для товароснабжения крупных торговых объектов и предусматривает завозку товаров одним рейсом в одно торговое предприятие, потом возвращение к поставщику для доставки груза в другое торговое предприятие.

Важное значение при планировании централизованной завозки имеет определение необходимого количества транспорта для бесперебойности товароснабжения розничной торговой сети. Приводим самую упрощенную методику и последовательность расчетов потребности поставщика в транспортных средствах.

Для определения необходимого количества автомобилей, которые обеспечивают централизованную доставку товаров в торговую сеть города, заранее определяют суммарный однодневный объем отпуска товаров из состава поставщика. Кроме того, необходимо знать расстояние перевозки, классы грузов по использованию грузоподъемности автомобиля и техническую характеристику автотранспорта, который используется.

Пример.Рассчитайте необходимое количество автомобилей N для организации централизованной доставки лако-красочных товаров из состава оптового предприятия ООО «Дебют» в торговую сеть г. Донецка.

Оптовое предприятие арендует автомобили малой грузоподъемности q=l,5 т., марки «Газель».

Объем перевозки грузов второго класса Q=40 т.

Автомобили работают на радиальных маршрутах с обратным неженатым пробегом.

Среднее расстояние нагруженной езды и езды без груза Lгр.= Lхол.= 12 км.

Коэффициент использования грузоподъемности автомобиля для грузов второго класса y=0,8.

Время простоя под погрузкой-разгрузкой tn.p=14.

Эксплуатационная скорость автомобиля по городу V=40 км/час.

Время работы автомобиля на маршруте Тм=8 ч.

Решение.Определяем время одного рейса автомобиля на маршруте: t0=(Lгр+LXOл)/V + tn.p = (12+12)/40 + 1 = 1,6 ч.

Исходя из этого, количество рейсов за время работы автомобиля на маршруте составит:

n=TM/t0=8/1.6 = 5

Определяем количество груза, которая может перевезти один автомобиль за день:

Q 1=q*y*5 = 1,5*0,8*5=6 т.

Теперь можем определить необходимое количество автомобилей для перевозки 40 т. груза:

N=Q/Qi=40/6 = 6,(6) или 7 од.

При этом коэффициент использования пробега будет равный:

Кпр .= Lгр/( Lгр +Lx= 12/(12+12)=0,5

Такая методика разрешает ориентирован определить количество автомобилей, необходимых поставщику в зависимости от объема груза, который подлежит централизованной завозке.

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 75.101.211.110 (0.009 с.)