Методы доставки товаров в розничную сеть и их эффективность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы доставки товаров в розничную сеть и их эффективность.



Товароснабжение – сложный комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров народного потребления до розничной торговли в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.

На практике получили распространение два основных метода товароснабжения:

I Децентрализованный завоз – предполагает доставку товаров самостоятельно магазином. При этом методе транспорт рассредо­точивается по торговым организациям и предприятиям или за­казывается в специализированных транспортных предприяти­ях. Основной недостаток этого метода заключается в неэффек­тивном использовании транспортных средств. Технико-эконо­мические показатели автомобилей, используемых для самовы­воза, значительно ниже, чем при централизованной доставке.

Самовывоз заставляет работников розничной торговли вы­полнять не свойственные им функции по транспортировке това­ров, что влечет снижение объема товарооборота и уровня куль­туры обслуживания в магазинах. Большие потери труда и времени при самовывозе имеют мес­то также при отборке товаров, оформлении документов, осущес­твлении погрузочно-разгрузочных работ и т.п. В связи с этим са­мовывоз может применяться в розничной торговле в исключи­тельных случаях.

II Централизованная доставка товара — предполагает доставку товаров в магазин силами и средствами поставщика по заранее состав­ленным заявкам магазина и графикам. Централизованный завоз товаров наиболее полно отвечает требованиям, предъ­являемым к товароснабжению.

Централизация транспортно-экспедиционных операций поз­воляет обеспечить:

-устранение сверхнормативных простоев транспорта, сокра­щение потребности в нем и более эффективное его использование;

-уменьшение числа грузчиков и экспедиционного состава, за­нятого перевозкой грузов;

-освобождение руководящих работников магазина от органи­зации транспортно-экспедиционных работ и связанное с этим улучшение работы магазинов;

-регулярную доставку товаров в розничную сеть по согласо­ванным графикам;

-устранение излишних складских звеньев в движении това­ров и ускорение их оборачиваемости;

-высвобождение складской площади и сокращение числен­ности складского персонала;

-сокращение документооборота и упрощение расчетов с пос­тавщиками товаров.

При организации централизованной доставки необходимо проведение ряда подготовительных операций, для чего состав­ляется план мероприятий, состоящий из нескольких частей.

1. Аналитическая часть включает первичные данные о состо­янии розничной торговой сети, ее типизации, ассортиментном профиле, объеме товарооборота, расстоянии до магазинов.

2. Расчетная часть содержит расчеты грузооборота (в тон­нах), интенсивности грузопотока, оптимальных размеров пос­тавки, частоты и маршрутов завоза, необходимого количества транспортных средств и многооборотной тары.

3. Технологическая часть предусматривает подготовку средств транспорта, экспедиций по отправке и приемке товаров и сос­тавление технологических карт товароснабжения.

4. Организационная часть определяет формы и методы управ­ления процессом товароснабжения.

5. Экономическая часть включает расчеты эффективности внедрения централизованной доставки и резервов ее повышения.

Первая стадия разработки плана мероприятий это объём грузооборота, он рассчитывается на основании ана­лиза данных о среднемесячном товарообороте магазина и средней цене 1 т товара с учетом массы тары. После этого определяются периодичность, или частота, завоза, размер партий завозимых товаров и разрабатываются маршруты и графики завоза.

Периодичность, или частота, завоза по многим товарам устанавливается методом прямого расчета.

По товарам с длительными сроками хранения периодич­ность завоза может определяться на основе общей теории уп­равления товарными запасами, согласно которой устанавли­вается зависимость между динамикой снижения транспорт­ных расходов, приходящихся на 1 т перевозимых грузов, и ростом затрат на хранение и реализацию товарных запасов, по следующей формуле:

где Попт — оптимальная партия завоза, млн р.; Ид — издержки по доставке одной партии товара, млн р.; Ихр — издержки по хране­нию товарных запасов стоимостью 1 млн р.; Огп — годовой объем поступления товаров, млн р.

При равномерной реализации товаров простого ассортимен­та периодичность можно определить по формуле: П=2(З-Змин)

а по товарам сложного ассортимента по формуле: П= 2К(З-Змин)

где П — периодичность завоза, дней; К — коэффициент комплектнос­ти, определяемый как отношение среднего числа разновидностей то­варов в одной партии к количеству разновидностей, предусмотренных ассортиментным перечнем; 3 — средний запас товаров, дней; Змин — минимальный запас товаров, дней.

График завоза -расписание времени от­борки и доставки товаров в розничные торговые предприятия. Разработка графиков способствует четкости и ритмичности в рабо­те по организации централизованной доставки. Графики завоза составляются розничными торговыми организациями, фирмами и предприятиями совместно с поставщиками товаров по дням неде­ли или числам месяца. При составлении графиков завоза исходят из характеристики торговой сети, объема завозимых товаров, сроков представления и выполнения заявок с учетом вида транспортных средств, их грузоподъемности и т.п.

Также определяют количество товаров, подлежащее завозу (П) по следующей формуле:

П = Р + Н т.з.*О т.з.

где р — реализация товаров между завозами, тыс. р.; НТ.З. — мини­мальный товарный запас, тыс. р.; ОТ. З. — остатки товаров на день составления заявки, тыс. р.

Маршрут доставки путь движения транспортного средства, определяющий последовательность завоза товаров в магазины и составленный с учетом минимальных транс­портных расходов. Маршрут разрабатывают в зависимости от грузоподъемности используемых автомобилей сначала для магазинов с большим объемом завоза, или кратным гру­зоподъемности автомобиля с учетом класса груза. Основным требованием к маршруту движения автомашины является бесперебойное снабжение торговых предприятий при наибо­лее эффективном использовании транспорта.

В практике торговли различают два вида маршрутов — маятниковый (линейный) и кольцевой.

При первом товар на полностью загруженной автомаши­не доставляется в один магазин за один рейс, при втором — полностью загруженная автомашина доставляет товары од­ним рейсом в несколько магазинов, находящихся на пути ее следования.

Время, необходимое для выполнения каждого маршрута (В),

может определяться по формуле: В = (Р/С) + Вп.р.+ Ваз. - 1),

где Р — расстояние маршрута, км; С — средняя техническая ско­рость, км/ч; Впр— время на погрузочно-разгрузочныс операции, ч; В3 — время на каждый заезд, ч; Чз — число заездов.

Необходимое количество транспортных средств определяет­ся следующим образом. Вначале определяется суточная произ­водительность автомобиля по формуле:

Па = (Тп.р.• Ка. • Га.) / (Р/С+Тп),

где Тпр — полезное время работы автомашины, мин; Ка — коэффици­ент использования грузоподъемности автомобиля; Га — грузоподъем­ность автомобиля, т; Р — расстояние рейса, км; С — техническая ско­рость движения автомобиля с грузом и без него, км/ч. Тп— время про­стоя автомобиля под погрузкой и выгрузкой, ч.

Затем исчисляется необходимое количество автомашин (М): М=Qг/Па

где Qг — количество грузов, подлежащих перевозке в предстоящий период.

Количество многооборотной тары для организации центра­лизованной доставки можно определить по формуле: Мк=(Оп*Тоб)/(Гт*Кт*Тэ)

где Мт— необходимое количество многооборотной тары; Оп— объем подлежащих поставке товаров, т; Tоб— время оборота единицы тары, дней; Гт — грузоподъемность единицы тары, т; Кт— коэффициент ис­пользования грузоподъемности тары; Тэ— время эксплуатации тары в плановом периоде, дней.

Необходимое количество автомобильных контейнеров рас­считывают по формуле: МК=Т/(О*Ок),

где Мк— потребное количество контейнеров; Т — суммарное количес­тво перевозимых грузов, т; О — оборачиваемость контейнера, раз; Ок — объем (вместимость) одного контейнера, т.

Централизованный завоз в корне перестроил систему снаб­жения розничной сети товарами, оказал большое влияние на эф­фективную работу магазинов, поставщиков и транспортных ор­ганизаций.

В организации ритмичной системы товароснабжения роз­ничной сети и особенно централизованной доставки товаров важную роль могут играть информационно-диспетчерские службы (ИДС), которые несут ответственность за регулярную доставку товаров по оперативным заказам магазина.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 3575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.01 с.)