Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Перевозка товаров воздушным транспортомСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом РФ 1997 г.1 Согласно ст. 101 ВК, воздушные перевозки делятся на внутренние и международные воздушные перевозки. Внутренняя воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории РФ. Международная воздушная перевозка — воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены на территориях двух государств, на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства. Перевозчик при выполнении воздушных перевозок обязан соблюдать общие правила воздушных перевозок грузов и требования к обслуживанию грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания грузоотправителей, грузополучателей. 1 СЗ РФ. 1997. № 12. Ст. 1383 (с.изм.). 232 Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров § 4. Перевозка товаров воздушным транспортом
По договору воздушной перевозки груза или почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их управомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель — оплатить воздушную перевозку груза или почты. По договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату для выполнения одного или нескольких рейсов одно или несколько воздушных судов либо часть воздушного судна для воздушной перевозки грузов или почты. Договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется грузовой или почтовой накладной. Перевозчик обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в установленный срок. Срок доставки груза определяется федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением. Если грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок, предусмотренный федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, либо отказался от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск. Груз, не полученный в течение срока, предусмотренного федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, считается невостребованным и реализуется в порядке, определенном федеральными авиационными правилами. Хранение груза, подлежащего таможенному контролю, и распоряжение им осуществляются в порядке, установленном таможенным законодательством РФ. Вопросы ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки можно разбить на две группы: ответственность воздушного перевозчика за несохранность (утрату, недостачу, повреждение, порчу) груза или багажа, принятого к перевозке; ответственность воздушного перевозчика за нарушение сроков перевозки. Статья 116 ВК устанавливает следующие общие принципы ответственности перевозчика: перевозчик несет ответственность перед грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Статья 123 ВК вводит общее правило, по которому перевозчик вправе заключить соглашение с грузоотправителем или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными ВК РФ или международными договорами РФ. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю и до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика и произошли не во время воздушной перевозки (ст. 118 ВК). Иными словами, перевозчик, во избежание привлечения к имущественной ответственности, должен доказать, что в факте утраты, недостачи или повреждения багажа нет его умысла или то, что все это произошло до или после того, как перевозчик исполнял свои обязанности по договору воздушной перевозки. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза перевозчик, согласно ст. 119 ВК, несет ответственность в следующих размерах: 1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополни- 234 Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров § 4. Перевозка товаров воздушным транспортом 235
тельная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки груза; 2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, принятого к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере его стоимости, но не более чем в размере двух установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса груза. Стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии — исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами РФ. За просрочку доставки груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ). По требованию грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт, в котором должны быть указаны обстоятельства, служащие основанием для имущественной ответственности перевозчика, грузоотправителя или грузополучателя. Коммерческий акт составляется при выдаче груза для удостоверения следующих обстоятельств: 1) несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе; 2) повреждение (порча) груза; 3) недостача или повреждение (порча) багажа; 4) обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза. До предъявления к перевозчику иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется претензия. Отсутствие коммерческого акта не лишает грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска. Согласно ст. 126 ВК, претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом: 1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки, — со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта; 2) о возмещении вреда в случае утраты груза — через 10 дней по истечении срока доставки; 3) о возмещении вреда в случае утраты почты — по истечении срока доставки; 4) о возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. В случае утраты груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии. В случае повреждения (порчи) груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 14 дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта. Перевозчик обязан в течение 30 дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ Апель А.Л., Бабянская Н.С, Коммерческое право России. Конспект лекций. СПб., 2003. Андреева Л. В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. М., 2004. Витрянский В. В. Новый Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации (УЖТ) и договор перевозки // Хозяйство и право. 2003. № 4. 236 Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров Гражданское право. Том II. Полутом 1 / Под ред. Е А. Суханова. М., 2004. Коммерческое право. Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М., 2002. Мазь Л.В. Коммерческое право. СПб., 2004. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2003. Глава 15 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИЕМКИ И ВОЗВРАТА ТОВАРОВ § 1. Общие положения приемки товаров. § 2. Возврат товаров ненадлежащего количества, качества, ассортимента. § 3. Экспертиза товаров. Общие положения приемки товаров Основные способы поступления товаров в торговую организацию — приобретение их по договорам купли-продажи, мены, комиссии, поручения и т.д. Общие правила приемки товаров регулируются ГК РФ. Кроме того, сохраняют силу Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, утвержденная постановлением Госарбитража СССР от 15 июня 1965 г. № П-61, и Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству, утвержденная постановлением Госарбитража СССР от 25 апреля 1966 г. № П-7. Вместе с тем, согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 октября 1997 г. № 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки»2, данные Инструкции могут применяться покупателем (получателем) только в случаях, когда это предусмотрено договором поставки. Кроме того, при приемке товаров необходимо учитывать Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хра- 1 БНА СССР. 1975. №2. 2 ВВАС РФ. 1998. № 3. С. 22. 238 Глава 15. Правовое регулирование приемки и возврата товаров § 1. Общие положения приемки товаров
нения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные письмом Роскомторга от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-51. В соответствии со ст. 513 ГК покупатель при получении товаров обязан проверить их количество и качество в порядке и в срок, установленные законом, иными правовыми актами, договором или обычаями делового оборота, и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров письменно уведомить поставщика. Покупатель обязан совершить все необходимые действия, обеспечивающие принятие товаров. Важнейшая из них — приемка товаров по количеству и качеству. Прием товаров по количеству — прием товаров в установленные сроки по массе нетто и количеству единиц, поставленных без тары или в открытой таре, или по массе брутто и числу мест ценностей, поставленных в таре, с последующей проверкой массы нетто и количества единиц в каждом месте. Прием товаров по качеству — проверка в установленные сроки сохранности качества и наличия комплектности ценностей, соответствия требованиям технических регламентов, стандартам и техническим условиям, образцам и другим условиям, предусмотренным договором поставки. Согласно ст. 458 ГК, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара; предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. В первом случае прием товара покупателем и его документальное оформление производятся непосредственно на складе покупателя, во втором случае — на складе поставщика. При отсутствии в договоре обязанности продавца по доставке или передаче товара в месте нахождения покупателя обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для его доставки. В данном случае приемка товара и ее документальное оформление производятся на станции железной дороги, пристани или в аэропорту в зависимости от того, каким видом транспорта осуществляется доставка1. Статья 474 ГК закрепляет, что порядок проверки качества товара устанавливается законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов или договором. Когда по- 1 См.: Патров В.В., Пятое М.Л. Документальное оформление движения товаров в торговле // Бухгалтерский учет. 2003. № 8. С. 34. рядок проверки установлен законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями государственных стандартов, порядок проверки качества товаров, определяемый договором, должен соответствовать этим требованиям. При отсутствии обязательных государственных требований к порядку проверки качества товара такая проверка проводится в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно применяемыми условиями проверки товара, подлежащего передаче по договору купли-продажи. Однако необходимо соблюдение предусмотренного п. 4 ст. 474 ГК условия о том, чтобы порядок, а также иные условия проверки качества товара, производимой как продавцом, так и покупателем, были одними и теми же. Согласно Инструкции № П-6 приемка продукции по количеству производится по транспортным и сопроводительным документам (счету-фактуре, спецификации, описи, упаковочным ярлыкам и др.) отправителя. Приемка продукции по весу нетто и количеству товарных единиц в каждом месте, по общему правилу, производится одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а по скоропортящейся продукции не позднее 24 часов с момента получения продукции — при доставке продукции поставщиком или при вывозке ее получателем со склада поставщика и с момента выдачи груза органом транспорта — во всех остальных случаях. Если при приемке продукции по количеству будет обнаружена недостача, то результаты приемки продукции по количеству оформляются актом, который должен быть составлен в день выявления недостачи. Получатель должен пригласить представителя одногородне-го отправителя (изготовителя) и иногороднего отправителя (изготовителя), которые должны расписаться в составленном акте. В соответствии с Инструкцией № П-7, приемка продукции по качеству и комплектности производится при иногородней поставке — не позднее 20 дней, а скоропортящейся продукции — не позднее 24 часов после выдачи продукции органом транспорта или поступления ее на склад получателя при доставке продукции поставщиком или при вывозке продукции получателем; при одногородней поставке — не позднее 10 дней, а скоропортящейся продукции — 24 часов после поступления продукции на склад получателя. При обнаружении несоответствия качества, комплектности, маркировки поступившей продукции, тары или упаковки требованиям стандартов, технических условий, чертежам, образцам (эталонам), договору либо данным, указанным в маркировке и сопроводительных документах, удостоверяющих качество продукции, получатель приос- Глава 15. Правовое регулирование приемки и возврата товаров § 2. Возврат товаров ненадлежащего количества, качества, ассортимента 241
танавливает дальнейшую приемку продукции и составляет акт, в котором указывает количество осмотренной продукции и характер выявленных при приемке дефектов. Получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки продукции и составления двустороннего акта представителя одногороднего отправителя, а также представителя иногороднего отправителя, если это предусмотрено обязательными правилами или договором. По результатам приемки продукции по качеству и комплектности с участием указанных представителей составляется акт о фактическом качестве и комплектности полученной продукции. При обнаружении в товаре скрытых недостатков, которые не могли быть обнаружены при обычной для данного вида продукции проверке и выявлены лишь в процессе обработки, подготовки к монтажу, монтажа, испытания, использования и хранения продукции, составляется акт о скрытых недостатках. Данный акт должен быть составлен в течение 5 дней по обнаружении недостатков, однако не позднее 4-х месяцев со дня поступления продукции на склад получателя, обнаружившего скрытые недостатки, если иные сроки не установлены обязательными для сторон правилами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.5.179 (0.009 с.) |