Понятие и правовая охрана товарного знака



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и правовая охрана товарного знака



Всовременных условиях товарные знаки — неотъемлемый эле­мент рыночной экономики. Популярный товарный знак вызывает у покупателя определенные представления о качестве товара и в связи с этим приобретает значительную экономическую ценность.

Товарный знак — обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц.

Основной источник правового регулирования товарного знака — Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслужи­вания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее по тек­сту — Закон о товарных знаках)1.

Российская Федерации, как правопреемница СССР, — является участником международных соглашений, посвященных охране то­варных знаков. Так, 1 июля 1965 г. СССР присоединился к Париж­ской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г., которая является основным международным соглашением в


 


5-1837


ВВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2322; СЗ РФ. 2002. № 50. Ст. 4927.


66 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 1. Понятие и правовая охрана товарного знака



 


области охраны товарных знаков и знаков обслуживания1. Сток­гольмский акт Парижской конвенции от 14 июля 1967 г. был ратифи­цирован СССР 19 сентября 1968 г.

Кроме того, Россия участвует в Мадридской конвенции о между­народной регистрации фабричных и товарных знаков от 14 апреля 1891 г. (СССР ратифицировал Конвенцию в 1976 г.), в Ниццком со­глашении о международной классификации товаров и услуг от 15 июня 1957 г., Венском договоре о регистрации товарных знаков 1958 г.

Правовая охрана товарных знаков в РФ осуществляется после его
государственной регистрации в порядке, установленном вышеназван­
ным Законом, или в силу международных договоров РФ. В настоящее
время регистрация товарных знаков осуществляется Федеральной
службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным
знакам2. —

Обладателем исключительного права на товарный знак (правооб­ладателем) может быть юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель.

На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.

Владелец товарного знака имеет единоличное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком и запрещать его использование другим лицам. Никто не может использовать охраняемый в Россий­ской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.

Нарушением исключительного права правообладателя является использование без его разрешения на товарах, упаковках, при вы­полнении работ, оказании услуг, на документации, связанной с вве­дением в гражданский оборот, в предложениях к продаже товаров, в сети Интернет товарного знака или сходного с ним до степени сме­шения обозначения в отношении аналогичных или однородных то­варов.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словес­ные, изобразительные, объемные, звуковые и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветном сочетании.

См.: Как не ошибиться в обращении с товарными знаками // Библиотечка «Рос­сийской газеты». 2003. Выпуск № 24. С. 68—69.

2 См. Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре феде­ральных органов исполнительной власти // СЗ РФ. 2004. № ] 1. Ст. 945.


.Согласно ст. 6 Закона о товарных знаках, не допускается регист­рация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих раз­личительной способностью или состоящих только из элементов:

вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

являющихся общепринятыми символами и терминами;

указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, на место и время их производства или сбыта;

представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы;

официальных названий государств, эмблем, сокращенных или полных наименований международных межправительственных орга­низаций;

официальных контрольных, гарантийных и пробирных клейм, печатей, наград и других знаков отличий или сходных с ними до сте­пени смешения обозначений. Такие обозначения могут быть вклю­чены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это име­ется согласие соответствующего компетентного органа или их вла­дельца.

Основание отказа в регистрации в качестве товарных знаков обо­значений, вошедших во всеобщее употребление для обозначения то­варов определенного вида, было предметом рассмотрения Конститу­ционного Суда РФ (см., например, определение от 20 декабря 2001 г. № 287-0).

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков или их элементов обозначений:

являющихся ложными или способными ввести в заблуждение по­требителя относительно товара или его изготовителя. К ним относят­ся, в частности, обозначения, порождающие в сознании потребителя представление об определенном качестве товара, его изготовителе или месте происхождения, которое не соответствует действительно­сти;

противоречащих общественным интересам, принципам гуманно­сти и морали (слова и изображения непристойного содержания, при­зывы антигуманного характера и т.д.).

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обо­значения, тождественные или сходные до степени смешения:

с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявлен­ными на регистрацию в РФ на имя другого лица в отношении одно-Родных товаров;

с товарными знаками других лиц, охраняемыми без регистрации в силу международных договоров РФ;

5*


68 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 2. Понятие и правовая охрана знака обслуживания



 


с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ товарными знаками в отношении однородных товаров;

с наименованием мест происхождения товаров, охраняемых в со­ответствии с Законом РФ, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право пользования таким наименованием.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, тож­дественные:

охраняемому в РФ фирменному наименованию (или их части), в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку со­ответствия, права на которые принадлежат другим лицам, получив­шим право на эти наименования ранее даты поступления заявки на товарный знак;

названию известных в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы и искусства, персонажу из них или цитате, произ­ведению искусств или их фрагментам без согласования с обладателем авторского права или его правопреемниками;

фамилии, имени, псевдониму и производному от них обозначе­нию, портрету и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников.

Заявка на регистрацию товарного знака подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным зна­кам в соответствии с порядком, утвержденным приказом Роспатента РФ от 5 марта 2003 г. № 321. Регистрация товарного знака действитель­на в течение 10 лет, по истечении этого срок действия регистрации продлевается по заявлению правообладателя каждый раз на 10 лет.

Товарные знаки бывают двух видов: индивидуальные и коллектив­ные. Правообладателем индивидуального товарного знака является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

Коллективный товарный знак предназначен для обозначения то­варов, производимых и (или) реализуемых объединениями лиц и об­ладающих едиными или иными общими характеристиками.

Назначение коллективного знака заключается в том, чтобы облег­чить выступление на рынке групп самостоятельных производителей товаров, связанных договорами либо взаимным участием. Он позво­ляет привлечь внимание потенциальных покупателей к товарам каж­дого из участника объединения, поскольку предполагает одинаковый уровень качества этих товаров.


Товарный знак может быть признан общеизвестным. В качестве такового может быть признан товарный знак, охраняемый на терри­тории РФ на основании его регистрации или в силу международного договора РФ, а также обозначение, используемое в качестве товарно­го знака, но не имеющее правовой охраны на территории РФ, если такие товарные знаки или обозначения в результате их интенсивного использования стали на указанную в заявлении лица дату в РФ широ­ко известны среди соответствующих потребителей в отношении това­ров этого лица.

Согласно п. 6bis Парижской конвенции по охране промышленной собственности товарный знак, признанный общеизвестным, может служить основанием для отказа иному лицу в регистрации товарного знака, признания недействительной регистрации товарного знака иного лица или запрещения иному лицу использовать товарный знак, тождественный или сходный до степени смешения с общеизвестным знаком, предназначенным для применения в отношении однородных товаров, при условии, что дата, начиная с которой товарный знак стал общеизвестным, является более ранней, чем дата приоритета то­варного знака иного лица.

Правовая охрана общеизвестному товарному знаку предоставля­ется на основании решения Палаты по патентным спорам и действует бессрочно. Правила признания товарного знака общеизвестным в Российской Федерации определены приказом Роспатента РФ от 17 мая 2000 г. № 381.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.232.88 (0.009 с.)