Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поставка товаров для федеральных государственных нуждСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Поставки товаров для федеральных государственных нужд направлены на создание и поддержание государственных материальных резервов РФ, обеспечение обороноспособности страны, экспортных поставок продукции для выполнения международных обязательств, реализации государственных целевых программ и т. д. Отношения по поставкам для государственных нужд регулируются Федеральными законами: от 13 декабря 1994 г. «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»1, от 29 декабря 1 СЗ РФ. 1994. № 34. Ст. 3540. 174 Глава 11. Реализационные договоры в коммерческой деятельности § 4. Договор контрактации 175
1994 г. «О государственном материальном резерве»1, от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»2, от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе»3, от 6 мая 1999 г. «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»4 и др. Среди подзаконных нормативных актов можно назвать Положение об осуществлении контроля за проведением конкурсов на размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, утвержденное приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 29 декабря 2000 г. № 1305. Товары для государственных нужд поставляются на основе государственного контракта, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки. Согласно ст. 526 ГК, государственный контракт на поставку товаров представляет собой соглашение между поставщиком (исполнителем) и государственным заказчиком, по которому поставщик обязуется передать товары государственному заказчику или по его указанию иному лицу, а государственный заказчик — обеспечить оплату поставленных товаров. Государственным заказчиком могут быть федеральный орган исполнительной власти, федеральное унитарное предприятие, государственная организация. Поставщиками (исполнителями) являются либо организации, признанные победителями торгов, проводившихся в целях размещения государственных заказов, либо организации, принявшие доведенный до них государственный заказ к исполнению. Государственный контракт заключается на основании заказа государственного заказчика, принятого поставщиком, т.е. на основе его свободного волеизъявления, кроме случаев, когда он обязан принять заказ. Статья 528 ГК предусматривает особую процедуру заключения контракта. Проект государственного заказа разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю). Сторона, получившая его, не позднее 30 дней подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его 1 СЗРФ. 1995. № 1. Ст. 3. 2 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3303. 3 СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 6. 4 СЗ РФ. 1999. № 19. Ст. 2302. 5 БНА. 2001. № 9. С. 63. вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта. Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить ее о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Спор, возникший в процессе заключения государственного контракта, может быть передан на рассмотрение арбитражного суда. § 4. Договор контрактации Договором контрактации регулируются отношения, возникающие в связи с закупками выращиваемой либо производимой сельскохозяйственной продукции. По данному договору производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю, в качестве которого выступает лицо, осуществляющее закупки такой продукции для переработки или продажи (ст. 535 ГК). Отличительным признаком договора является, во-первых, его субъектный состав. Продавцом по договору контрактации могут быть коммерческая организация, выращивающая (производящая) сельскохозяйственную продукцию, и индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства. Покупателем является заготовитель (коммерческая организация или индивидуальный предприниматель), закупающий сельскохозяйственную продукцию для последующей переработки или перепродажи. Во-вторых, предмет данного договора особый: сельскохозяйственная продукция, которая непосредственно производится или выращивается в сельскохозяйственном производстве. Предметом договора не могут быть товары, представляющие собой продукты переработки выращенной продукции (крупы, консервы и т.д.), а также продукция, которая не была выращена или произведена в собственном хозяйстве лица, ее реализующего. В-третьих, особенностью договора является его цель — использование сельскохозяйственной продукции в предпринимательской деятельности для последующей переработки или перепродажи. Данный договор регулируется § 5 гл. 30 ГК РФ. К отношениям по договору контрактации, не урегулированным его положениями, применяются правила о договоре поставки или договоре поставки товаров для государственных нужд. 176 Глава 11. Реализационные договоры в коммерческой деятельности § 5. Договор мены
Специфика выращивания сельскохозяйственной продукции, в частности, зависимость от климатических условий, накладывает отпечаток на характер прав и обязанностей сторон. Производитель продукции рассматривается как экономически слабая сторона договора. Поэтому к заготовителю предъявляются более высокие требования, чем к покупателю по договору купли-продажи. Так, основные обязанности заготовителя — принять продукцию и оплатить ее. Кроме того, заготовитель должен: обеспечить вывоз сельскохозяйственной продукции при получении ее у производителя по месту нахождения продукции, если иное не предусмотрено соглашением сторон; не допустить отказ от принятия сельскохозяйственной продукции при доставке ее производителем в место нахождения заготовителя или иное указанное им место, если она соответствует условиям договора и передана в обусловленный договором срок; возвратить по требованию производителя отходы такой переработки продукции с оплатой по цене, определенной договором, если такой пункт имеется в соглашении. Производитель обязан передать заготовителю выращенную (произведенную) сельскохозяйственную продукцию в количестве и ассортименте, предусмотренном договором контрактации. Производитель сельскохозяйственной продукции, не исполнивший обязательство либо ненадлежащим образом исполнивший обязательство, несет ответственность при наличии его вины. Данное положение установлено как исключение из общего правила — применение в соответствии со ст. 401 ГК ответственности должника при предпринимательской деятельности независимо от наличия вины. В то же время, данное общее правило распространяется и на ответственность заготовителя. § 5. Договор мены Договор мены широко распространен в имущественном обороте. Во внешнеторговом обороте данный договор именуется также бартерной сделкой. Согласно ст. 567 ГК, по договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. В данном договоре стороны именуются одновременно продавцами и покупателями. К договору мены применяются не только общие, но и специальные правила, регулирующие отдельные виды договора купли-продажи (поставки, продажи недвижимости, продажи предприятий, контрактации и др.). Договор мены является консенсуальным, возмездным и взаимным. Он считается заключенным с момента достижения сторонами соглашения относительно всех существенных условий, и начало его действия не связано с фактической передачей товара. Предметом договора могут быть только вещи. Условие о предмете (наименование, количество обмениваемых товаров) — единственное существенное условие договора мены. Все остальные условия определяются в соответствии с диспозитивными нормами о купле-продаже. В качестве договора мены могут рассматриваться только сделки по обмену товаров. В случаях, когда вместо расчетов за товары предусматривается выполнение работ или оказание услуг, передача исключительных прав, сделка должна квалифицироваться как смешанный договор. Договор мены универсален, его участниками могут быть любые субъекты: физические, юридические лица, публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты Федерации, муниципальные органы). Товары, подлежащие обмену, предполагаются равноценными, если из договора мены не вытекает иного. Если стороны признают, что обмениваются неравноценными товарами, сторона, получающая более дорогой товар, обязана оплатить разницу в цене непосредственно до или после исполнения обязанности передать товар. Договором может быть предусмотрен и другой порядок компенсации разницы в цене товара. Расходы по передаче товаров и их принятию и иные действия, связанные с исполнением договора, возлагаются на сторону, которая, согласно договору, несет соответствующие обязанности. Обмен товарами может производиться одновременно или в разные сроки. Нередко сначала обязанность по передаче товара выполняет одна сторона, а через некоторое время — другая. Положения ст. 569 ГК направлены на защиту интересов того участника мены, которому передается товар первым до получения товара от другой стороны. Он может воспользоваться правами, предоставляемыми ему ст. 328 ГК о встречном исполнении, и приостановить исполнение или отказаться от договора и требовать возмещения убытков, если налицо обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что исполнение другой стороной не будет произведено в срок. Важное обстоятельство исполнения договора мены — установление момента перехода права собственности на обмениваемые товары. Если законом или договором не предусмотрено иное, право собствен- 12-1837 Глава 11. Реализационные договоры в коммерческой деятельности
ности на обмениваемые товары переходит к сторонам одновременно после исполнения обязательств передать соответствующие товары. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ Апель А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческое право России. Конспект лекций. СПб., 2003. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. М., 2004. Андреева Л. В защиту необходимости договора оптовой купли-продажи // Хозяйство и право. 1999. № 11. Анохин В., Назнамова Е. Договор мены: вопросы теории и практики рассмотрения споров // Хозяйство и право. 2002. № 10, 11. Гусева Т. Договоры поставки и розницы. Актуальность разграничения // Юридическая газета. 2001. № 15. Коммерческое право. Учебник/ Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М., 2002. Намашно С. Участники договора оптовой купли-продажи // Юрист. 2001. №8. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2003. Мазь Л.В. Коммерческое право. СПб., 2004. Носова З.И. Сельскохозяйственная продукция как объект договора контрактации // Юрист. 2002. № 11. Ситников С.Л. По вопросу о договорах поставки товаров и оптовой купли-продажи // Юрист. 2001. № 12. Шевчено Л., Гредин Г. Роль договора поставки в процессе формирования предпринимательских отношений // Хозяйство и право. 1998. № 8. Юшкевич П. Существенные условия и структура договора поставки для государственных нужд // Закон. 2002. № 4. Глава 12 ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ § 1. Договор поручения в торговом обороте. § 2. Договор комиссии в торговом обороте. § 3. Применение агентского договора в торговом обороте. § 4. Дистрибьюторский договор. § 5. Договор коммерческой концессии. Существенная роль в торговом обороте принадлежит посреднической деятельности, направленной на ускорение товарооборота, экономию трудовых и материальных затрат производителей, улучшение качества торговых сделок. Кроме того, помимо выполнения функций по содействию реализации товаров, посредники могут оказывать широкий спектр дополнительных услуг. Любая посредническая деятельность ведется предпринимателями с целью получения прибыли. И хотя посредники взимают за свои услуги вознаграждение, их привлечение дает изготовителям, продавцам и покупателям товаров и услуг следующие неоспоримые преимущества1: посредники, действуя в определенном секторе рынка, быстрее чем сами поставщики, могут найти организации, заинтересованные в приобретении такой продукции; посредники нередко принимают на себя финансовые гарантии исполнения платежных и других обязательств сторон, повышая надежность товарного обмена; по желанию продавцов, покупателей и других участников рынка посредники могут оказывать дополнительные услуги, например, по 1 См.: Синецкий Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М., 1998. С 224. 12* 180 Глава 12. Посреднические договоры в торговом обороте § 1. Договор поручения в торговом обороте
транспортировке грузов, по их таможенному оформлению, страхованию и др.; посредники повышают конкурентоспособность товаров по техническому уровню и качеству, осуществляя предпродажную доработку товаров и их техническое обслуживание в гарантийный и послегарантийный периоды; специализируясь на работе с определенным набором товаров, посредники способны за счет значительных объемов товарооборота снизить издержки обращения на единицу продукции. По характеру деятельности и особенностям отношений с предпринимателями посредники подразделяются на следующие виды. Коммерческие представители — посредники, постоянно и самостоятельно представительствующие от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере товарного обращения. Поверенные — посредники, которые по поручениям участников товарного рынка содействуют совершению коммерческих операций, в том числе по сбыту или приобретению товаров путем заключения договоров от имени и за счет доверителей. Комиссионеры — посредники, содействующие по поручениям участников товарного рынка (комитентов) сбыту и приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими лицами. Агенты — посредники, совершающие по поручению участника товарного рынка (принципала) юридические и иные действия, в том числе по сбыту и приобретению товаров, путем заключения договоров от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. Дистрибьюторы — оптовые торговцы, которые в рамках дист-рибьюторских договоров сбывают импортные товары продавцам, заключая контракты купли-продажи. Таким образом, с развитием товарного рынка увеличиваются роль и значение посреднических договоров, к которым относятся договоры поручения, комиссии, агентский, дистрибьюторский, коммерческой концессии (франшизы) и др.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.108.144 (0.01 с.) |