Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перевозка товаров железнодорожным транспортом

Поиск

В настоящее время базовым документом в регулировании желез­нодорожных перевозок являются Устав железнодорожного транспор­та Российской Федерации 2003 г. (далее — УЖТ)1, Федеральный за­кон от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Россий­ской Федерации»2.

УЖТ направлен на регулирование отношений между перевозчи­ками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузопо­лучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодо­рожного транспорта общего пользования, владельцами железнодо­рожных путей необщего пользования, другими физическими и юри­дическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования (далее — железнодорожный транс­порт) и железнодорожного транспорта необщего пользования и уста­навливает их права, обязанности и ответственность.

УЖТ содержит положения, направленные на обеспечение прове­дения реформы железнодорожного транспорта. В результате проведе­ния последней существенно изменился субъектный состав договор­ных отношений по перевозке грузов.


Согласно п. 6 ст. 1 Закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», имущество железнодорожного транспорта может находиться в государственной, муниципальной, частной и иной формах собственности. В качестве перевозчика могут выступать не только государственные унитарные предприятия, но и юридиче­ские лица, индивидуальные предприниматели, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользо­вания обязанность доставить вверенный им отправителем груз из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз управо-моченному на его получение лицу (получателю).

Появились и новые участники перевозочного процесса, главный из которых — владелец инфрастуктуры: юридическое лицо или инди­видуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по его исполь­зованию на основании соответствующей лицензии и договора. Для перевозок грузов перевозчики заключают с владельцами инфраструк­туры договоры об оказании услуг по использованию инфраструктуры, в которых определяются предполагаемые объем и сроки перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчетов за услуги и способы оплаты этих услуг, а также ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств.

Вместе с тем, по мнению В.В. Витрянского, УЖТ включает в себя ряд новых положений, значительно усложняющих и делающих непо­нятной структуру договорных связей, опосредующих перевозки пас­сажиров, грузов и багажа1.

Осуществлению перевозок груза должно предшествовать заклю­чение грузоотправителем и перевозчиком договоров об организации перевозок, которыми определяются предполагаемый объем, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неиспол­нение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные ус­ловия организации перевозок. В соответствии с указанными догово­рами перевозчики обязуются в установленные сроки принимать гру­зы в обусловленном объеме, а грузоотправители — предъявлять их для перевозок с отметкой о согласовании заявки.

Согласно ст. 2 УЖТ, груз — объект (в том числе изделия, предме­ты, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый в установленном порядке для перевозки в


 


1 СЗ РФ. 2003. № 2. Ст. 170.

2 Там же. Ст. 169.


1 См.: Витрянский В. Новый Устав железнодорожного транспорта Российской Фе­дерации (УЖТ) и договор перевозки // Хозяйство и право. 2003. № 4. С. 15—30.


222 Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров


§ 2. Перевозка товаров железнодорожным транспортом



 


грузовых вагонах, контейнерах. От понятия «груз» следует отличать по­нятие «грузобагаж». Грузобагаж — объект, принятый от физического или юридического лица в установленном порядке для перевозки в пас­сажирском, почтово-пассажирском или грузопассажирском поезде.

Перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соот­ветствии с заявками на перевозки грузов, которые представляются грузоотправителями перевозчику не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и не­прямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты.

Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение двух дней и в случае возможности перевозки направить заявку для со­гласования владельцу инфрастуктуры, который должен ее рассмотреть в срок не более чем 5 или 10 дней в зависимости от вида перевозки.

Грузоотправитель обязан подготовить грузы для перевозок в соот­ветствии с установленными стандартами, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами. О времени подачи вагонов, контейнеров под погрузку перевозчик уведомляет не позднее чем за два часа до такой подачи. Техническую пригодность подавае­мых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик.

При предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов транспортную железно­дорожную накладную, которая вместе с выданной перевозчиком гру­зоотправителю квитанцией о приеме груза подтверждает заключение договора перевозки груза.

Правила заполнения транспортной железнодорожной накладной утверждены приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. № 39 «Об утвер­ждении Правил заполнения перевозных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом»1.

Транспортная железнодорожная накладная состоит из четырех листов:

лист 1 — оригинал накладной (выдается перевозчиком грузополу­чателю);

лист 2 — дорожная ведомость (составляется в необходимом коли­честве экземпляров, предусмотренных Правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, — для перевозчика и участников пе-

РГ. 2004. № 37.


ревозочного процесса, в том числе не менее двух дополнительных эк­земпляров для каждой участвующей в перевозке грузов инфраструк­туры — один экземпляр для входной железнодорожной станции (да­лее — станция), находящейся в данной инфраструктуре, второй — для выходной станции из инфраструктуры);

лист 3 — корешок дорожной ведомости (остается у перевозчика);

лист 4 — квитанция о приеме груза (остается у грузоотправителя).

При предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной массу грузов, а при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузо­вых мест (ст. 26 УЖТ).

В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить в транспортной железнодорожной накладной календар­ный штемпель. Квитанция о приеме груза выдается грузоотправителю под роспись в соответствующей графе корешка дорожной ведомости.

Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утвер­ждаются федеральным органом исполнительной власти в области же­лезнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом в области экономики. Однако грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах перевозки иной срок доставки грузов.

Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем при­бытия грузов.

Грузы выдаются на железнодорожной станции назначения грузо­получателю после внесения им перевозчику платы за перевозку гру­зов и иных причитающихся перевозчику платежей, если они не были внесены грузоотправителем.

Перевозчик в порядке, установленном законодательством РФ, возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза:

в размере стоимости утраченного или недостающего груза в слу­чае его утраты или недостачи;

в размере суммы, на которую понизилась стоимость груза, в слу­чае его повреждения (порчи) или в размере его стоимости при невоз­можности восстановить поврежденный груз;

в размере объявленной стоимости груза, сданного для перевозки с объявлением его ценности, в случае его утраты;

в размере доли объявленной стоимости груза, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, сданно­го для перевозки с объявлением его ценности, в случае недостачи или повреждения (порчи) груза.



Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров


§ 2. Перевозка товаров железнодорожным транспортом 225


 


Стоимость груза определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета продавца или цены в договоре — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные то­вары.

Наряду с возмещением ущерба перевозчик возвращает взыскан­ную плату за перевозку груза и иные причитающиеся перевозчику платежи пропорционально количеству утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если данная плата не вхо­дит в стоимость такого груза.

За просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в пря­мом смешанном сообщении — перевозчик соответствующего вида транспорта, вьщавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера (ст. 97 УЖТ). Перевозчик ос­вобождается от уплаты пени, если просрочка произошла вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств, пре­пятствующих осуществлению перевозки.

Перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз, вправе предъявить требование о возмещении убытков к перевозчику другого вида транспорта или осуществляющей перевалку грузов орга­низации, по вине которых допущена просрочка.

В соответствии со ст. 118 УЖТ перевозчик освобождается от от­ветственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) приня­того для перевозки груза, грузобагажа (при повагонной отправке), если:

груз, грузобагаж прибыли в исправных вагоне, контейнере с ис­правными запорно-пломбировочными устройствами, установленны­ми грузоотправителем, либо исправных вагоне, контейнере без пере­грузки в пути следования с исправной защитной маркировкой или исправной увязкой, а также при отсутствии признаков, свидетельст­вующих о несохранности груза, грузобагажа;

недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие естественных причин, связанных с перевозкой груза в открытом же­лезнодорожном подвижном составе;

перевозка груза, грузобагажа осуществлялась в сопровождении представителя грузоотправителя (отправителя) или грузополучателя (получателя);


недостача груза, грузобагажа не превышает норму естественной убыли и значение предельного расхождения в результатах определе­ния массы нетто груза, грузобагажа;

утрата, недостача или повреждение (порча) груза, грузобагажа произошли в результате последствий, вызванных недостоверными, неточными или неполными сведениями, указанными грузоотправи­телем, отправителем в транспортной железнодорожной накладной, заявлении на отправку грузобагажа;

грузобагаж прибыл в исправных таре или упаковке;

перевозка продовольственных и скоропортящихся грузов осуще­ствлялась как перевозка грузобагажа под ответственность отправите­ля, если они были доставлены в срок.

В указанных случаях перевозчик несет ответственность за несо­хранность груза, если предъявитель претензии докажет, в том числе, при необходимости с привлечением независимых экспертов, что ут­рата, недостача или повреждение (порча) груза произошли по вине перевозчика.

Обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения от­ветственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузо­получателя (получателя), других юридических лиц или индивидуаль­ных предпринимателей, при перевозках грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими ак­тами, актами общей формы и иными актами (ст. 119 УЖТ).

Коммерческий акт составляется для удостоверения следующих обстоятельств:

несоответствие наименования, массы, числа мест груза, багажа, грузобагажа данным, указанным в перевозочном документе;

повреждение (порча) груза, багажа, грузобагажа и возможные причины такого повреждения;

обнаружение груза, багажа, грузобагажа без перевозочных доку­ментов, а также перевозочных документов без груза, багажа, грузоба­гажа;

возвращение перевозчику похищенных груза, багажа, грузобагажа;

непередача перевозчиком груза на железнодорожный путь необ­щего пользования в течение 24 часов после оформления документов о выдаче груза. В данном случае коммерческий акт составляется только по требованию грузополучателя.

До предъявления к перевозчику иска, связанного с перевозкой груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. Претен­зии к перевозчикам могут быть предъявлены в течение шести меся­цев, претензии в отношении штрафов и пеней — в течение 45 дней.


15-1837


226 Глава 14. Правовое регулирование перевозки товаров


§ 3. Перевозка товаров морским транспортом 227


 


Указанные сроки предъявления претензий исчисляются в отно­шении:

возмещения за повреждение (порчу) либо недостачу груза, грузо-багажа со дня выдачи груза, грузобагажа;

возмещения за утрату груза по истечении 30 дней со дня оконча­ния срока доставки;

возмещения за утрату груза в процессе его перевозки в прямом смешанном сообщении по истечении четырех со дня приема груза для перевозки;

просрочки доставки груза, грузобагажа со дня выдачи груза, гру­зобагажа;

взыскания штрафа за невыполнение принятой заявки по истече­нии пяти дней с момента взыскания штрафа.

Иски перевозчиков к пассажирам, грузоотправителям (отправи­телям), грузополучателям (получателям), другим юридическим ли­цам и индивидуальным предпринимателям, возникшие в связи с пе­ревозками пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, могут быть предъявлены в соответствии с установленной подведомственно­стью, подсудностью в суд, арбитражный суд в течение года со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявле­ния таких исков. Указанный срок исчисляется в отношении: взы­скания штрафа за невыполнение заявки — по окончании пяти дней после уведомления грузоотправителя о размере такого штрафа; иных случаев — со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления исков.

УЖТ установлены общие правила перевозок железнодорожным транспортом. Вместе с тем, в зависимости от перевозимого груза, ус­ловий перевозок Министерством транспорта РФ1 утверждаются от­дельные правила. В качестве примера следует назвать приказы МПС от 18 июня 2003 г. № 41 «Об утверждении Правил перевозок железно­дорожным транспортом грузов на особых условиях»2, от 18 июня 2003 г. № 40 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов с объявленной ценностью»3, от 18 июня 2003 г. № 37 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транс­портом скоропортящихся грузов», от 18 июня 2003 г. № 33 «Об утвер­ждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов мелкими отправками», от 17 июня 2003 г. «Об утверждении Правил

1 См. Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 «Вопросы структуры федераль­
ных органов исполнительной власти» (СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023).

2 БНА. 2003. № 42. С. 149.

3 БНА. 2003. №41. С. 156.


перевозок железнодорожным транспортом грузов в транспортных па­кетах» и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.007 с.)