Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания↑ Стр 1 из 40Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО Рекомендовано
Учебно-методическим объединением по юридическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и специальности 021100 «Юриспруденция»
УДК 347.7(470+571)(07) ББК 67.404(2Рос)я7 Т78 БИБЛИОТЕК Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева» Рецензенты: В.П. Камышанский, заведующий кафедрой гражданского права Кубанского государственного аграрного университета, докт. юрид. наук, проф.; И.Б. Линдер, докт. юрид. наук, проф.; А.П. Бурмистров, заместитель директора Института повышения квалификации государственных служащих Российской Академии Государственной службы при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук, доц.; Кафедра гражданско-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института Авторы: Трунина Е.В. — канд. юрид. наук, доц. кафедры гражданского права и процесса Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева; Федасова Ю.В. — канд. юрид. наук, доц. кафедры правовых дисциплин Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Т78 Коммерческое право: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 2006 — 251с. ISBN 5-7975-0792-9 (в пер.) Учебное пособие на основе действующего законодательства освещает комплекс вопросов, связанных с коммерческой деятельностью: субъекты и объекты коммерческой деятельности, государственное регулирование торговли, конкуренция в коммерческой деятельности, бухгалтерский учет и отчетность, правовое регулирование внешнеторговой деятельности, договоры в торговом обороте, перевозка, прием и возврат товаров и т.д. Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, практических работников, связанных с торговлей, широкого круга читателей. УДК 347.7(470+571)(07) © «Юристъ», 2006 Оглавление Принятые сокращения............................................................................................... 8 Предисловие.................................................................................................................. 9 Глава 1. КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕЙ § 1. Понятие коммерции и коммерческого права................................. 11 § 2. Предмет и метод коммерческого права.......................................... 13 § 3. Источники коммерческого права...................................................... 16 Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА... 24 § 1. История развития коммерческого (торгового) права в зарубежных странах......................................................................... 24 § 2. Основные этапы развития коммерческого (торгового) права в России...................................................................................................... 26 § 3. Перспективы развития коммерческого права в Российской Федерации............................................................................................. 29 Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА............................................ 32 § 1. Понятие и характеристика субъектов коммерческого права.... 32 § 2. Виды объединений субъектов коммерческого права................. 34 § 3. Функциональные виды субъектов коммерческой деятельности.......................................................................................... 48 Глава 4. ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................. 55 § 1. Понятие объектов коммерческой деятельности и их правовой режим........................................................................... 55 § 2. Товарораспорядительные документы как объекты коммерческой деятельности.............................................................. 59 § 3. Классификация товаров...................................................................... 61 Классификация товаров Классификация товаров осуществляется по различным признакам. По направлению использования товары подразделяются на два вида: товары народного потребления — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью; товары производственного назначения — товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с целью их использования в хозяйственной деятельности. По этому же основанию товары подразделяют на: потребительские; промышленные. Потребительские товары предназначены для удовлетворения потребностей человека и семьи, используются в быту, повседневной жизни. Промышленные товары состоят из основных и оборотных средств. Основные средства — длительно используемые средства производства: земля, производственные здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, инструменты и т.д. К оборотным средствам относится часть средств производства, целиком потребляемая в течение производственного цикла: материалы, сырье, топливо, энергия, полуфабрикаты и т.д. Потребительские товары по периоду использования подразделяются на: товары длительного пользования — товары, используемые потребителями в течение нескольких лет; товары кратковременного пользования — товары со сроком использования до одного года или полностью потребляемые за один или несколько циклов. 62 Глава 4. Объекты коммерческой деятельности § 3. Классификация товаров
По способу покупки товары подразделяются на: товары первой необходимости — товары, потребление которых не изменяется существенным образом при изменении дохода; товары повседневного спроса — товары, регулярно используемые в личном, семейном потреблении; товары предварительного выбора — товары, которые приобретаются после оценки ассортимента, сравнения с аналогами по качеству и цене, с учетом данных о производителе, а также на основе реального опыта пользования этими или аналогичными товарами; к ним относятся, как правило, товары длительного пользования; товары особого спроса — уникальные товары, марочные товары фирменного стиля. Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 301 на территории РФ с 1 июля 1994г. введен Общероссийский классификатор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК) России. ОКП на основе цифрового кодирования обеспечивает сопоставимость и автоматизированную обработку информации о товарах во всех отраслях хозяйства и в статистике. Для осуществления внешнеэкономической деятельности большое значение имеет Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности РФ (ТН ВЭД России). ТН ВЭД России - основа системы описания и кодирования товаров, используемой для формирования таможенного тарифа РФ, определения мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. ТН ВЭД России базируется на единой международной товарной классификационной системе, получившей название Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС). 14 июня 1983 г. в Брюсселе была подписана Международная конвенция о ГС, к которой присоединились 86 государств (Россия стала полноправным членом Конвенции лишь с 1 января 1997 г.). Данные государства взяли на себя обязательство разрабатывать свои национальные товарные номенклатуры и таможенные тарифы с использованием утвержденного шестизначного кода товара по ГС. Вместе с тем ГС допускает более глубокую степень детализации субпозиций каждой отдельной страной или союзом стран1. Так, Комбинированная номенклатура Европейского сообщества (КН ЕС) шестизначный код товара по ГС дополняет до восьми знаков. В Российской Федерации ГС и КН ЕС были использованы для построения национальной Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Данная международно-правовая основа товарной номенклатуры в соответствии с постановлением Правительства СССР стала применяться в СССР с 1января 1991 г. Важным этапом сотрудничества и взаимодействия России со странами СНГ стало подписание 3 ноября 1995 г. Соглашения о единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ. В результате товары участников стали классифицироваться на уровне девяти знаков. С 1 апреля 2000 г. в Российской Федерации введена ТН ВЭД России, в соответствии с которой длина кодового обозначения товара составляет 10 цифровых знаков. Десятый знак ТН ВЭД России — нововведение действующего Таможенного тарифа Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2000 г. № 1481. В результате позиции, в которых товары определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в основную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения. Введение ТН ВЭД России связано с использованием таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Таможенный тариф является систематизированным перечнем товаров, облагаемых таможенными пошлинами. Каждый товар, вютюченный в таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определенная строка тарифа с указанием ставки пошлины. Процедура нахождения для товара места в товарной номенклатуре таможенного тарифа имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном тарифе, т. е. от его товарной позиции, зависит уровень его таможенного обложения. Во-вторых, поскольку товарная номенклатура тарифа часто имеет универсальное значение, от тарифной классификации зависит и возможность применения к товару при перемещении его через таможенную границу нетарифных мер регулирования. В-третьих, таможенные номенклатуры товаров широко используются для ведения внешнеторговой статистики, данные которой позволяют проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной политики.
См.: Основы таможенного дела / Под ред. В.Г. Драганова. М., 1998. С. 265. СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1036. Глава 4. Объекты коммерческой деятельности
Выделение каких-либо товаров в отдельные позиции создает возможность более эффективно регулировать внешнеэкономическую деятельность. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ Апелъ А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческое право России. Конспект лекций. СПб., 2003. Андреева Л. В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. М., 2004. Горвенко М.Л. Коммерческое право. Иркутск., 2001. Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческое право: Учебное пособие; Практикум; Учебная программа / Под ред. Н.А. Баринова. М., 2002. Коммерческое право. Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. М., 2002. Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. М., 2002. Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М., 2001. Мазь Л.В. Коммерческое право. СПб., 2004. Панкратов Ф.Г., СерегинаТ.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М., 1998. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001. Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2003. Синецкш Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М., 2000. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. Якушев А.В. Коммерческое право (конспект лекций). М., 2003. Глава 5 ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ И НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ. МАРКИРОВАНИЕ ТОВАРОВ § 1. Понятие и правовая охрана товарного знака. § 2. Понятие и правовая охрана знака обслуживания и наименования места происхождения товара. § 3. Использование товарного знака и наименования места происхождения товара. § 4. Прекращение правовой охраны товарного знака и наименования места происхождения товара. § 5. Маркирование товаров. Маркирование товаров Термин «маркировка» (от франц. «marguer» — отмечать) означает условное обозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащие сведения о товаре1. Товар не признается готовым к передаче, если он не Маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора (ст. 458 ГК). Обычно на маркировке товара указываются: наименование товара, назначение товара, порядок использования, меры предосторожности при использовании, количество, качество, состав, дата изготовления. Носителем маркировки могут быть:»/этикетка товара ^паспорт изделия, прилагаемый к нему; бумажный носитель, приклеиваемый на товар; иные носители. В международных отношениях применяется Европейский стандарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Она представляет собой 13 черных и белых штрихов разной ширины, наноси- См.: Современный экономический словарь. С. 399. 76 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров § 5. Маркирование товаров
мых на изделие типографским способом. Штрих-кодовая маркировка предназначена для машинного считывания. Линии штрихов состоят из четырех групп. Линии первой группы несут зашифрованную информацию о ст ране-изготовит еле. Линии второй группы — о пр едприятии-изготовител е. Пять штрихов третьей линии несут в себе информацию о самом товаре. Четвертая линия — кдюч к шифру. " Принцип штрих-кода — кодирование алфавитно-цифровых знаков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины, с последующим считыванием с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает на ЭВМ. В этих цифрах изготовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре. Штрих-код выполняет не только общие функции информационного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций, среди которых можно выделить1: автоматизированную идентификацию товаров с помощью маши-носчитывающих устройств; автоматизированный учет и контроль товарных запасов; повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований. Необходимость внедрения штрих-кода возникла в связи с развитием информационных технологий и внедрением ЭВМ в сферу производства и торговли. Штрих-код обеспечивает возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки, передачи в разные каналы товародвижения и продажи упростить документальное оформление товаров на разных этапах. В России штриховые коды также распространены. Их присваивает товарам Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации — ЮНИСКАН. В настоящее время требования маркировки отдельных видов товаров, правила ее осуществления предусмотрены рядом нормативных правовых актов РФ. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»2 подлежит обязательной маркировке следующая продукция. См.: АпельА.Л., Бабянская Н.С. Указ. соч. С. 34—35. 2 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 1999. № 2. Ст. 245. 1. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%, Данная продукция маркируется федеральными специальными марками. С 1 июня 2003 г. Правительством РФ введены федеральные специальные марки нового образца1. Указанные марки приобретаются организациями, выпускающими такую алкогольную продукцию, в государственных органах, уполномоченных Правительством РФ. 2. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%, Данная продукция маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приобретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном законом. Общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок определены постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 723 «Об утверждении общих требований к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок»2. Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок определяются субъектами Российской Федерации по согласованию с государственным органом, уполномоченным Правительством РФ. Так, 17 января 2003 г. принято постановление Правительства Республики Мордовия № 14 «Об утверждении порядка и условий выдачи разрешений на учреждение акцизных складов на территории Республики Мордовия и порядка изготовления, приобретения и выдачи региональных специальных марок Республики Мордовия»3. 3. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%, 1 См. постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 212 «О маркировке 2 СЗ РФ. 2002. № 40. Ст. 3934. 3 Известия Мордовии. 2003. № 80 (22, 945). 78. Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров § 5. Маркирование товаров
Данная продукция должна маркироваться акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, импортирующими алкогольную продукцию. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. № 1008 «Об акцизных марках»1 введена маркировка табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации. На таможенную территорию РФ запрещается ввоз подакцизных товаров, не маркированных марками акцизного сбора, за исключением случаев ввоза: алкогольной продукции, табака и табачных изделий в соответствии с таможенными режимами, предусматривающими неприменение к товарам мер экономической политики; алкогольной продукции, табака и табачных изделий отдельными категориями иностранных физических и юридических лиц, пользующихся таможенными льготами в соответствии с таможенным законодательством РФ; алкогольной продукции, табака и табачных изделий физическими лицами не для производственных или иных коммерческих целей, в отношении которых применяется льготный порядок перемещения товаров в соответствии с таможенным законодательством РФ; алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 9% (включительно) объема готовой продукции; в качестве выставочных образцов и образцов для сертификационных испытаний в количестве не более пяти единиц алкогольной продукции (бутылок или иной тары) и 200 штук табачных изделий каждого наименования. Реализация алкогольной продукции, табака, табачных изделий, не маркированных акцизными марками установленного порядка, запрещается. Исключение составляет реализация конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом алкогольной и табачной продукции иностранного производства, маркируемой в другом порядке, установленном Правительством РФ. За маркировку в установленном порядке подакцизных товаров от-вественны лица, которые приобрели марки акцизного сбора, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные товары через таможенную границу РФ. Правила маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства РФ от 20 апреля СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4502; 2001. № 9. Ст: 857. 2000 г. № 355'. Согласно данным Правилам, марка должна наклеи Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации»2 с 1 августа 1999 г. введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, специальной маркой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами. Согласно п. 3 данного постановления, на территории РФ запрещены: производство табака и табачных изделий без маркировки специальными марками — с 1 ноября 1999 г. (папирос — с 1 января 2001 г.); реализация — с 1 мая 2000 г. (папирос — с 1 апреля 2001 г.). подтверждена решением Верховного Суда РФ от 4 сентября 2003 г. № ГКПИ 03-786 и определением Верховного Суда РФ от 20 октября 2003 г. № КАС03-473. ОАО «Донской табак» обратилось в Верховный Суд РФ требованием о признании недействующими (незаконными) п. 1, 2, 3 и абз. 3 п. 4 постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации», считая, что Правительство РФ незаконно установило ограничения по обороту табачных изделий, не имеющих специальной маркировки, и обязанности производителей по приобретению. специальных марок и нанесению маркировки. По мнению ОАО, постановление нарушает требования антимонопольного законодательства, изменяет содержание обязанностей участников налоговых отношений, устанавливает федеральный сбор, что допустимо только на основании федерального закона. 1 СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1884. 2 СЗРФ. 1999. №25. Ст. 3126. 3 См.: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс». 80 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров § 5. Маркирование товаров
Верховный Суд РФ нашел данное заявление не подлежащим удовлетворению. Определением Верховного Суда РФ от 20 октября 2003 г. данное решение было оставлено без изменения. При принятии данных судебных решений Верховный Суд РФ исходил из следующих позиций. Во-первых, введение обязательной маркировки табака и табачных изделий специальной маркой, подтверждающей легальность их производства, связано с увеличением объема нелегально произведенной на территории России табачной продукции, которая по качеству не соответствует предъявляемым требованиям, и направлено на защиту интересов легальных производителей этой продукции и на охрану здоровья граждан. Кроме того, нелегальная продукция табачных изделий не может быть учтена при ее налогообложении. Постановление направлено на усиление контроля за своевременным и полным внесением в бюджет соответствующего уровня налогов и сборов и контроля за легальностью производства и реализацией табака и табачных изделий на территории РФ. Во-вторых, каких-либо льгот или преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов постановление Правительства РФ не предоставляет. Введенная им обязательная маркировка специальными марками табака и табачных изделий в равной мере распространяется на всех без исключения субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся производством и реализацией табачной продукции на внутреннем рынке Российской Федерации, в связи с чем доводы заявителя о нарушении Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не соответствуют действительности. В-третьих, ссылка заявителя на незаконное изменение содержания обязанностей участников налоговых отношений несостоятельна. Плата за маркировку табачных изделий не является федеральным сбором, в связи с чем отношения, связанные с приобретением специальных марок и нанесением их на табачные изделия, находятся за пределами регулирования налогового законодательства. Кроме того, оспариваемое постановление Правительства РФ не предусматривает зачисление в бюджет средств от реализации специальных марок, эти средства предназначены для возмещения расходов, связанных с производством марок. Правила маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, утверждены приказом МНС РФ и Минфином РФ от 29 июля 1999 г. № 951. Марка должна наклеиваться таким образом, чтобы она повреждалась при несанкционированном вскрытии потребительской тары (пачки, коробки, пакета). Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании»2 в целях подтверждения соответствия товара определенным требованиям предусматривает маркировку товаров знаком обращения на рынке и знаком соответствия. Маркировка товара знаком обращения на рынке применяется для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям тех- 1 Финансовая Россия. 1999. № 29. 2 СЗ РФ. 2002. № 52 (Часть I). Ст. 5140. нических регламентов. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Маркировка товара знаком соответствия осуществляется для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту. Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» предусматривает применение предупредительной маркировки. Правообладатель товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы «R» или латинской буквы «R» в окружности (R) либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в РФ. Обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара может проставлять рядом с наименованием места происхождения товара предупредительную маркировку в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ», указывающую на то, что применяемое обозначение является наименованием места происхождения товара, зарегистрированным в Российской Федерации. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ Агеева Л.В. Пиратство в области товарных знаков // Юрист. 2001. № 4. Апель -АЛ., Бабянская Н.С. Коммерческое право России. Конспект лекций. СПб., 2003. Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регулирования. М., 2004. Борисов В.Ю. Информационный век и защита прав на товарные знаки / Юрист. 2001. № 4. Гусева Т.А., Васинев С.А. Товары и продукция без маркировки: административная и уголовная ответственность // Право и экономика. 2003. № 5. Как не ошибиться в обращении с товарными знаками // Библиотечка «Российской газеты». 2003. Выпуск № 24. Орлова В. Фирменное наименование и товарный знак: соотношение прав // Закон. 2000. № 4. Мазь Л.В. Коммерческое право. СПб., 2004. Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001. Рабец А.П. О некоторых аспектах правовой охраны общественных товарных знаков // Правоведение. 2001. № 2. 6-1837 82 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров Рогожин НА. Усовершенствование изделия или его производство: практика рассмотрения споров по защите товарных знаков // Право и экономика 2003. № 1. Шпак Е.С. Передача прав на использование товарных знаков: лицензионный договор // Юрист. 2004. № 1. Глава 6 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТОВАРНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ § 1. Понятие товарного рынка и маркетинговой деятельности. § 2. Виды торговли. § 3. Понятие и содержание оптовой торговли; § 4. Участники товарного рынка. § 5. Правовое обеспечение инфрастуктуры товарного рынка. Участники товарного рынка Особую группу участников оптовой торговли составляют организаторы оптовой торговли, которые сами не занимаются торговой деятельностью, а создают условия для торговых операций других участ- ников оптового товарооборота. К ним относятся, в первую очередь, товарные биржи, оптовые ярмарки и оптовые рынки. Товарные биржи. Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, главная цель которого — проведение свободных торгов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и предложения. Товарная биржа — наиболее развитая форма оптового рынка товаров, определяемых родовыми признаками, например, зерна, сахара, угля, металла, леса и др. Правовое положение товарных бирж в РФ определено Законом РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»1 (далее — Закон). Данный Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и биржевой торговлей, и не распространяется на деятельность бирж труда, фондовых, валютных, товарно-фондовых и универсальных бирж. Товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, в определенное время и по установленным ею правилам. Товарная биржа обладает специальной правоспособностью, так как вправе осуществлять только деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Товарная биржа учреждается юридическими и (или) индивидуальными предпринимателями, число которых не может быть менее 10 человек, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном капитале не может превышать 10%. В учреждении товарной биржи не могут участвовать: высшие и местные органы государственной власти и управления; банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на банковские операции; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Членами биржи могут быть юридические и физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо ВВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961. Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ § 4. Участники товарного рынка
вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Членами товарной биржи не могут быть: служащие данной или какой-либо другой товарной биржи; предприятия, учреждения, организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи; высшие и местные органы государственной власти и управления; банки и кредитные учреждения, получившие в установленном порядке лицензию на банковские операции; страховые и инвестиционные компании и фонды; общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность. Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле, принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в работе других органов управления биржей; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами. Выделяют две категории членов биржи: полные и неполные члены. Полные члены имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи. Неполные члены биржи имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании членов секции (отдела, отделения) биржи. Учредительный документ биржи — ее устав. Высший орган управления — общее собрание ее членов, которое обеспечивает реализацию прав и обязанностей биржи и ее членов. Основной целью деятельности товарных бирж является организация биржевой торговли — одного из видов оптовой торговли. Правила организации биржевой торговли принимает общее собрание членов биржи. Биржевая торговля может осуществляться только на основе ли-цензииг-*ыда«ной._К.омиссией по товарным биржам, созданной при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющей функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж. В настоящее время уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, является образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Федеральная служба по финансовым рынк
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.255.58 (0.011 с.) |