Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания

Поиск

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО

Рекомендовано


МОСКВА ЮРИСТЪ

Учебно-методическим объединением по юридическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению 521400 «Юриспруденция» и специальности 021100 «Юриспруденция»


 


УДК 347.7(470+571)(07) ББК 67.404(2Рос)я7

Т78


БИБЛИОТЕК

Мордовского государственного

университета

имени Н. П. Огарева»


Рецензенты:

В.П. Камышанский, заведующий кафедрой гражданского права Кубанского государственного аграрного университета, докт. юрид. наук, проф.; И.Б. Линдер, докт. юрид. наук, проф.; А.П. Бурмистров, заместитель директора Института повышения квалификации государственных служащих Российской Академии Государственной службы при Президенте Российской Федера­ции, канд. экон. наук, доц.; Кафедра гражданско-правовых дисциплин Мордовского гумани­тарного института

Авторы:

Трунина Е.В. — канд. юрид. наук, доц. кафедры гражданского

права и процесса Мордовского государственного университета

им. Н.П. Огарева;

Федасова Ю.В. — канд. юрид. наук, доц. кафедры правовых

дисциплин Мордовского государственного университета

им. Н.П. Огарева

Трунина Е.В., Федасова Ю.В.

Т78 Коммерческое право: Учеб. пособие. — М.: Юристъ, 2006 —

251с.

ISBN 5-7975-0792-9 (в пер.)

Учебное пособие на основе действующего законодательства освещает комп­лекс вопросов, связанных с коммерческой деятельностью: субъекты и объекты коммерческой деятельности, государственное регулирование торговли, конку­ренция в коммерческой деятельности, бухгалтерский учет и отчетность, правовое регулирование внешнеторговой деятельности, договоры в торговом обороте, пе­ревозка, прием и возврат товаров и т.д.

Для студентов, аспирантов, преподавателей высших учебных заведений, практических работников, связанных с торговлей, широкого круга читателей.

УДК 347.7(470+571)(07)
ББК 67.404(2Рос)я7
ISBN 5-7975-0792-9 © Трунина Е.В., Федасова Ю.В., 2006

© «Юристъ», 2006


Оглавление

Принятые сокращения............................................................................................... 8

Предисловие.................................................................................................................. 9

Глава 1. КОММЕРЧЕСКОЕ ПРАВО В СИСТЕМЕ ОТРАСЛЕЙ
РОССИЙСКОГО ПРАВА
.......................................................................................... 11

§ 1. Понятие коммерции и коммерческого права................................. 11

§ 2. Предмет и метод коммерческого права.......................................... 13

§ 3. Источники коммерческого права...................................................... 16

Глава 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА... 24

§ 1. История развития коммерческого (торгового) права

в зарубежных странах......................................................................... 24

§ 2. Основные этапы развития коммерческого (торгового) права в

России...................................................................................................... 26

§ 3. Перспективы развития коммерческого права в Российской

Федерации............................................................................................. 29

Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА............................................ 32

§ 1. Понятие и характеристика субъектов коммерческого права.... 32

§ 2. Виды объединений субъектов коммерческого права................. 34

§ 3. Функциональные виды субъектов коммерческой

деятельности.......................................................................................... 48

Глава 4. ОБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ............................. 55

§ 1. Понятие объектов коммерческой деятельности

и их правовой режим........................................................................... 55

§ 2. Товарораспорядительные документы как объекты

коммерческой деятельности.............................................................. 59

§ 3. Классификация товаров...................................................................... 61

Классификация товаров

Классификация товаров осуществляется по различным признакам. По направлению использования товары подразделяются на два вида:

товары народного потребления — товары, предназначенные для продажи населению с целью личного, семейного, домашнего исполь­зования, не связанного с предпринимательской деятельностью;

товары производственного назначения — товары, предназначенные для продажи юридическим лицам и индивидуальным предпринима­телям с целью их использования в хозяйственной деятельности.

По этому же основанию товары подразделяют на:

потребительские;

промышленные.

Потребительские товары предназначены для удовлетворения по­требностей человека и семьи, используются в быту, повседневной жизни.

Промышленные товары состоят из основных и оборотных средств. Основные средства — длительно используемые средства про­изводства: земля, производственные здания, сооружения, машины, оборудование, приборы, инструменты и т.д. К оборотным средствам относится часть средств производства, целиком потребляемая в тече­ние производственного цикла: материалы, сырье, топливо, энергия, полуфабрикаты и т.д.

Потребительские товары по периоду использования подразделя­ются на:

товары длительного пользования — товары, используемые потре­бителями в течение нескольких лет;

товары кратковременного пользования — товары со сроком ис­пользования до одного года или полностью потребляемые за один или несколько циклов.


62 Глава 4. Объекты коммерческой деятельности


§ 3. Классификация товаров



 


По способу покупки товары подразделяются на:

товары первой необходимости — товары, потребление которых не изменяется существенным образом при изменении дохода;

товары повседневного спроса — товары, регулярно используемые в личном, семейном потреблении;

товары предварительного выбора — товары, которые приобретают­ся после оценки ассортимента, сравнения с аналогами по качеству и цене, с учетом данных о производителе, а также на основе реального опыта пользования этими или аналогичными товарами; к ним отно­сятся, как правило, товары длительного пользования;

товары особого спроса — уникальные товары, марочные товары фирменного стиля.

Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 301 на территории РФ с 1 июля 1994г. введен Общероссийский классифика­тор промышленной и сельскохозяйственной продукции (ОКП). Он входит в состав Единой системы классификации и кодирования тех­нико-экономической и социальной информации (ЕСКК) России. ОКП на основе цифрового кодирования обеспечивает сопостави­мость и автоматизированную обработку информации о товарах во всех отраслях хозяйства и в статистике.

Для осуществления внешнеэкономической деятельности большое значение имеет Товарная номенклатура внешнеэкономической дея­тельности РФ (ТН ВЭД России).

ТН ВЭД России - основа системы описания и кодирования това­ров, используемой для формирования таможенного тарифа РФ, опре­деления мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики.

ТН ВЭД России базируется на единой международной товарной классификационной системе, получившей название Гармонизиро­ванной системы описания и кодирования товаров (ГС). 14 июня 1983 г. в Брюсселе была подписана Международная конвенция о ГС, к которой присоединились 86 государств (Россия стала полноправ­ным членом Конвенции лишь с 1 января 1997 г.). Данные государства взяли на себя обязательство разрабатывать свои национальные товар­ные номенклатуры и таможенные тарифы с использованием утвер­жденного шестизначного кода товара по ГС. Вместе с тем ГС допус­кает более глубокую степень детализации субпозиций каждой отдель­ной страной или союзом стран1. Так, Комбинированная номенклату­ра Европейского сообщества (КН ЕС) шестизначный код товара по


ГС дополняет до восьми знаков. В Российской Федерации ГС и КН ЕС были использованы для построения национальной Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Данная между­народно-правовая основа товарной номенклатуры в соответствии с постановлением Правительства СССР стала применяться в СССР с 1января 1991 г.

Важным этапом сотрудничества и взаимодействия России со странами СНГ стало подписание 3 ноября 1995 г. Соглашения о еди­ной Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности СНГ. В результате товары участников стали классифицироваться на уровне девяти знаков.

С 1 апреля 2000 г. в Российской Федерации введена ТН ВЭД Рос­сии, в соответствии с которой длина кодового обозначения товара со­ставляет 10 цифровых знаков. Десятый знак ТН ВЭД России — ново­введение действующего Таможенного тарифа Российской Федера­ции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 февра­ля 2000 г. № 1481. В результате позиции, в которых товары определялись не кодами, а текстовым описанием, переведены в ос­новную структуру и получили самостоятельные 10-значные кодовые обозначения.

Введение ТН ВЭД России связано с использованием таможен­но-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Тамо­женный тариф является систематизированным перечнем товаров, об­лагаемых таможенными пошлинами. Каждый товар, вютюченный в таможенный тариф, должен идентифицироваться в его номенклатуре под каким-либо наименованием, которому соответствует определен­ная строка тарифа с указанием ставки пошлины.

Процедура нахождения для товара места в товарной номенклату­ре таможенного тарифа имеет важное экономическое и правовое значение. Во-первых, от места нахождения товара в таможенном та­рифе, т. е. от его товарной позиции, зависит уровень его таможенно­го обложения. Во-вторых, поскольку товарная номенклатура тарифа часто имеет универсальное значение, от тарифной классификации зависит и возможность применения к товару при перемещении его через таможенную границу нетарифных мер регулирования. В-третьих, таможенные номенклатуры товаров широко используют­ся для ведения внешнеторговой статистики, данные которой позво­ляют проводить анализ внешнеторгового оборота и на его основе разрабатывать перспективные мероприятия таможенной политики.


 


См.: Основы таможенного дела / Под ред. В.Г. Драганова. М., 1998. С. 265.


СЗ РФ. 2000. № 9. Ст. 1036.



Глава 4. Объекты коммерческой деятельности


 


Выделение каких-либо товаров в отдельные позиции создает воз­можность более эффективно регулировать внешнеэкономическую деятельность.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Апелъ А.Л., Бабянская Н.С. Коммерческое право России. Конспект лек­ций. СПб., 2003.

Андреева Л. В. Коммерческое право России: Проблемы правового регули­рования. М., 2004.

Горвенко М.Л. Коммерческое право. Иркутск., 2001.

Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческое право: Учебное пособие; Практикум; Учебная программа / Под ред. Н.А. Баринова. М., 2002.

Коммерческое право. Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яков­левой. М., 2002.

Коммерческое (торговое) право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого, В.А. Язева. М., 2002.

Коммерческое право: Учебное пособие / Под ред. М.М. Рассолова. М., 2001.

Мазь Л.В. Коммерческое право. СПб., 2004.

Панкратов Ф.Г., СерегинаТ.К. Коммерческая деятельность: Учебник. М., 1998.

Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2003.

Синецкш Б.И. Основы коммерческой деятельности: Учебник. М., 2000.

Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994.

Якушев А.В. Коммерческое право (конспект лекций). М., 2003.


Глава 5

ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ, ЗНАКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ

И НАИМЕНОВАНИЯ МЕСТ ПРОИСХОЖДЕНИЯ

ТОВАРОВ. МАРКИРОВАНИЕ ТОВАРОВ

§ 1. Понятие и правовая охрана товарного знака. § 2. Понятие и правовая охрана знака обслуживания и наименования места происхождения товара. § 3. Использование товарного знака и наименования места происхождения товара. § 4. Прекращение правовой охраны товарного знака и наименования места происхождения товара. § 5. Маркирование товаров.

Маркирование товаров

Термин «маркировка» (от франц. «marguer» — отмечать) означает условное обозначение, надписи, наносимые на упаковку товара или на сам товар, содержащие сведения о товаре1.

Товар не признается готовым к передаче, если он не Маркирован или иным образом не идентифицирован для целей договора (ст. 458 ГК).

Обычно на маркировке товара указываются: наименование това­ра, назначение товара, порядок использования, меры предосторож­ности при использовании, количество, качество, состав, дата изготов­ления.

Носителем маркировки могут быть:»/этикетка товара ^паспорт из­делия, прилагаемый к нему; бумажный носитель, приклеиваемый на товар; иные носители.

В международных отношениях применяется Европейский стан­дарт символьной маркировки — штриховая маркировка. Она пред­ставляет собой 13 черных и белых штрихов разной ширины, наноси-

См.: Современный экономический словарь. С. 399.


76 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 5. Маркирование товаров



 


мых на изделие типографским способом. Штрих-кодовая маркиров­ка предназначена для машинного считывания. Линии штрихов со­стоят из четырех групп. Линии первой группы несут зашифрованную информацию о ст ране-изготовит еле. Линии второй группы — о пр едприятии-изготовител е. Пять штрихов третьей линии несут в себе информацию о самом товаре. Четвертая линия — кдюч к шифру. "

Принцип штрих-кода — кодирование алфавитно-цифровых зна­ков в виде чередования черных и светлых полос различной толщины, с последующим считыванием с помощью сканирующего устройства, которое расшифровывает коды и передает на ЭВМ. В этих цифрах из­готовитель может закодировать необходимые для идентификации сведения о товаре.

Штрих-код выполняет не только общие функции информацион­ного и идентифицирующего характера, но и ряд дополнительных функций, среди которых можно выделить1:

автоматизированную идентификацию товаров с помощью маши-носчитывающих устройств;

автоматизированный учет и контроль товарных запасов; повышение скорости и культуры обслуживания покупателей; информационное обеспечение маркетинговых исследований. Необходимость внедрения штрих-кода возникла в связи с разви­тием информационных технологий и внедрением ЭВМ в сферу про­изводства и торговли. Штрих-код обеспечивает возможность за счет автоматизации учета поступления, отгрузки, передачи в разные кана­лы товародвижения и продажи упростить документальное оформле­ние товаров на разных этапах.

В России штриховые коды также распространены. Их присваива­ет товарам Внешнеэкономическая ассоциация автоматической иден­тификации — ЮНИСКАН.

В настоящее время требования маркировки отдельных видов то­варов, правила ее осуществления предусмотрены рядом норматив­ных правовых актов РФ. Так, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. «О государственном регулировании про­изводства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодер­жащей продукции»2 подлежит обязательной маркировке следующая продукция.

См.: АпельА.Л., Бабянская Н.С. Указ. соч. С. 34—35. 2 СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; 1999. № 2. Ст. 245.


1. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%,
производимая на территории Российской Федерации, за исключением ал­
когольной продукции, поставляемой на экспорт.

Данная продукция маркируется федеральными специальными марками. С 1 июня 2003 г. Правительством РФ введены федеральные специальные марки нового образца1.

Указанные марки приобретаются организациями, выпускающи­ми такую алкогольную продукцию, в государственных органах, упол­номоченных Правительством РФ.

2. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%,
произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная
для розничной продажи.

Данная продукция маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории кото­рого осуществляется ее розничная продажа. Указанные марки приоб­ретаются организациями, учредившими акцизные склады, в порядке, определенном законом.

Общие требования к порядку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных спе­циальных марок определены постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 723 «Об утверждении общих требований к поряд­ку и условиям выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядку выдачи региональных специальных марок»2.

Порядок и условия выдачи разрешений на учреждение акцизных складов и порядок выдачи региональных специальных марок опреде­ляются субъектами Российской Федерации по согласованию с госу­дарственным органом, уполномоченным Правительством РФ. Так, 17 января 2003 г. принято постановление Правительства Республики Мордовия № 14 «Об утверждении порядка и условий выдачи разре­шений на учреждение акцизных складов на территории Республики Мордовия и порядка изготовления, приобретения и выдачи регио­нальных специальных марок Республики Мордовия»3.

3. Алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9%,
ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской
Федерации.

1 См. постановление Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. № 212 «О маркировке
алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца» // СЗ
РФ. 2003. № 16. Ст. 1528.

2 СЗ РФ. 2002. № 40. Ст. 3934.

3 Известия Мордовии. 2003. № 80 (22, 945).


78. Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 5. Маркирование товаров



 


Данная продукция должна маркироваться акцизными марками, приобретаемыми в таможенных органах организациями, импорти­рующими алкогольную продукцию.

Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1999 г. № 1008 «Об акцизных марках»1 введена маркировка табака и табачных изде­лий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

На таможенную территорию РФ запрещается ввоз подакцизных товаров, не маркированных марками акцизного сбора, за исключени­ем случаев ввоза:

алкогольной продукции, табака и табачных изделий в соответст­вии с таможенными режимами, предусматривающими неприменение к товарам мер экономической политики;

алкогольной продукции, табака и табачных изделий отдельными категориями иностранных физических и юридических лиц, пользую­щихся таможенными льготами в соответствии с таможенным законо­дательством РФ;

алкогольной продукции, табака и табачных изделий физическими лицами не для производственных или иных коммерческих целей, в отношении которых применяется льготный порядок перемещения товаров в соответствии с таможенным законодательством РФ;

алкогольной продукции с содержанием этилового спирта менее 9% (включительно) объема готовой продукции;

в качестве выставочных образцов и образцов для сертификацион­ных испытаний в количестве не более пяти единиц алкогольной про­дукции (бутылок или иной тары) и 200 штук табачных изделий каж­дого наименования.

Реализация алкогольной продукции, табака, табачных изделий, не маркированных акцизными марками установленного порядка, за­прещается. Исключение составляет реализация конфискованной или обращенной в федеральную собственность иным способом алкоголь­ной и табачной продукции иностранного производства, маркируемой в другом порядке, установленном Правительством РФ.

За маркировку в установленном порядке подакцизных товаров от-вественны лица, которые приобрели марки акцизного сбора, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные това­ры через таможенную границу РФ.

Правила маркировки алкогольной продукции, табака и табачных изделий, ввозимых на таможенную территорию Российской Федера­ции, утверждены постановлением Правительства РФ от 20 апреля

СЗ РФ. 1999. № 37. Ст. 4502; 2001. № 9. Ст: 857.


2000 г. № 355'. Согласно данным Правилам, марка должна наклеи­
ваться на упаковку подакцизного товара до ввоза его на таможенную
территорию РФ. Марка наклеивается на упаковку, в которой подак­
цизный товар представляется для розничной продажи и которая неот­
делима от него до употребления. Марка плотно наклеивается поверх
закупорочного элемента или на месте предполагаемого вскрытия упа­
ковки таким образом, чтобы вскрытие упаковки приводило к повреж­
дению марки и исключало возможность ее повторного использова­
ния. Не допускается нанесение поверх марки каких-либо элементов
упаковки (за исключением прозрачной целлофановой обертки на
упаковке табака и табачных изделий), которые закрывают ее поверх­
ность и затрудняют определение ее подлинности.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации»2 с 1 августа 1999 г. введена обязательная маркировка табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, специальной мар­кой, подтверждающей легальность их производства, за исключением табака и табачных изделий, поставляемых на экспорт в соответствии с заключенными контрактами.

Согласно п. 3 данного постановления, на территории РФ запре­щены: производство табака и табачных изделий без маркировки спе­циальными марками — с 1 ноября 1999 г. (папирос — с 1 января

2001 г.); реализация — с 1 мая 2000 г. (папирос — с 1 апреля 2001 г.).
Правомерность введения Правительством данной маркировки

подтверждена решением Верховного Суда РФ от 4 сентября 2003 г. № ГКПИ 03-786 и определением Верховного Суда РФ от 20 октября 2003 г. № КАС03-473.

ОАО «Донской табак» обратилось в Верховный Суд РФ требованием о признании недействующими (незаконными) п. 1, 2, 3 и абз. 3 п. 4 постановления Правительства РФ от 18 июня 1999 г. № 648 «О маркировке специальными марками табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации», считая, что Прави­тельство РФ незаконно установило ограничения по обороту табачных изделий, не имеющих специальной маркировки, и обязанности производителей по приобретению. специальных марок и нанесению маркировки. По мнению ОАО, постановление нару­шает требования антимонопольного законодательства, изменяет содержание обязанно­стей участников налоговых отношений, устанавливает федеральный сбор, что допусти­мо только на основании федерального закона.

1 СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1884.

2 СЗРФ. 1999. №25. Ст. 3126.

3 См.: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».


80 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров


§ 5. Маркирование товаров



 


Верховный Суд РФ нашел данное заявление не подлежащим удовлетворению. Оп­ределением Верховного Суда РФ от 20 октября 2003 г. данное решение было оставлено без изменения.

При принятии данных судебных решений Верховный Суд РФ исходил из следую­щих позиций.

Во-первых, введение обязательной маркировки табака и табачных изделий спе­циальной маркой, подтверждающей легальность их производства, связано с увеличе­нием объема нелегально произведенной на территории России табачной продукции, которая по качеству не соответствует предъявляемым требованиям, и направлено на защиту интересов легальных производителей этой продукции и на охрану здоровья граждан. Кроме того, нелегальная продукция табачных изделий не может быть учтена при ее налогообложении. Постановление направлено на усиление контроля за свое­временным и полным внесением в бюджет соответствующего уровня налогов и сбо­ров и контроля за легальностью производства и реализацией табака и табачных изде­лий на территории РФ.

Во-вторых, каких-либо льгот или преимуществ для отдельных хозяйствующих субъектов постановление Правительства РФ не предоставляет. Введенная им обяза­тельная маркировка специальными марками табака и табачных изделий в равной мере распространяется на всех без исключения субъектов предпринимательской деятельно­сти, занимающихся производством и реализацией табачной продукции на внутреннем рынке Российской Федерации, в связи с чем доводы заявителя о нарушении Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» не соответствуют действительности.

В-третьих, ссылка заявителя на незаконное изменение содержания обязанностей участников налоговых отношений несостоятельна. Плата за маркировку табачных из­делий не является федеральным сбором, в связи с чем отношения, связанные с приоб­ретением специальных марок и нанесением их на табачные изделия, находятся за пре­делами регулирования налогового законодательства. Кроме того, оспариваемое поста­новление Правительства РФ не предусматривает зачисление в бюджет средств от реа­лизации специальных марок, эти средства предназначены для возмещения расходов, связанных с производством марок.

Правила маркировки табака и табачных изделий, производимых на территории Российской Федерации, утверждены приказом МНС РФ и Минфином РФ от 29 июля 1999 г. № 951. Марка должна на­клеиваться таким образом, чтобы она повреждалась при несанкцио­нированном вскрытии потребительской тары (пачки, коробки, па­кета).

Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. «О техническом регули­ровании»2 в целях подтверждения соответствия товара определенным требованиям предусматривает маркировку товаров знаком обращения на рынке и знаком соответствия. Маркировка товара знаком обраще­ния на рынке применяется для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям тех-

1 Финансовая Россия. 1999. № 29.

2 СЗ РФ. 2002. № 52 (Часть I). Ст. 5140.


нических регламентов. Маркировка знаком обращения на рынке осу­ществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. Маркировка товара знаком соответствия осуществляется для информирования приобретателей о соответствии объекта серти­фикации требованиям системы добровольной сертификации или на­циональному стандарту.

Закон РФ от 23 сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках об­служивания и наименованиях мест происхождения товаров» преду­сматривает применение предупредительной маркировки. Правообла­датель товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы «R» или ла­тинской буквы «R» в окружности (R) либо словесного обозначения «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указы­вающую на то, что применяемое обозначение является товарным зна­ком, зарегистрированным в РФ.

Обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара может проставлять рядом с наименова­нием места происхождения товара предупредительную маркировку в виде словесного обозначения «зарегистрированное наименование места происхождения товара» или «зарегистрированное НМПТ», ука­зывающую на то, что применяемое обозначение является наименова­нием места происхождения товара, зарегистрированным в Россий­ской Федерации.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

Агеева Л.В. Пиратство в области товарных знаков // Юрист. 2001. № 4.

Апель -АЛ., Бабянская Н.С. Коммерческое право России. Конспект лек­ций. СПб., 2003.

Андреева Л.В. Коммерческое право России: Проблемы правового регули­рования. М., 2004.

Борисов В.Ю. Информационный век и защита прав на товарные знаки / Юрист. 2001. № 4.

Гусева Т.А., Васинев С.А. Товары и продукция без маркировки: админи­стративная и уголовная ответственность // Право и экономика. 2003. № 5.

Как не ошибиться в обращении с товарными знаками // Библиотечка «Российской газеты». 2003. Выпуск № 24.

Орлова В. Фирменное наименование и товарный знак: соотношение прав // Закон. 2000. № 4.

Мазь Л.В. Коммерческое право. СПб., 2004.

Петров И.В. Коммерческое право: Учебник. СПб., 2001.

Рабец А.П. О некоторых аспектах правовой охраны общественных товар­ных знаков // Правоведение. 2001. № 2.


6-1837


82 Глава 5. Товарные знаки, знаки обслуживания. Маркирование товаров

Рогожин НА. Усовершенствование изделия или его производство: прак­тика рассмотрения споров по защите товарных знаков // Право и экономика 2003. № 1.

Шпак Е.С. Передача прав на использование товарных знаков: лицензион­ный договор // Юрист. 2004. № 1.


Глава 6

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ТОВАРНОГО РЫНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Понятие товарного рынка и маркетинговой деятельности.

§ 2. Виды торговли. § 3. Понятие и содержание оптовой

торговли; § 4. Участники товарного рынка. § 5. Правовое

обеспечение инфрастуктуры товарного рынка.

Участники товарного рынка

Особую группу участников оптовой торговли составляют органи­заторы оптовой торговли, которые сами не занимаются торговой дея­тельностью, а создают условия для торговых операций других участ-


ников оптового товарооборота. К ним относятся, в первую очередь, товарные биржи, оптовые ярмарки и оптовые рынки.

Товарные биржи. Товарная биржа представляет собой регулярно функционирующий оптовый рынок товаров, главная цель которо­го — проведение свободных торгов по закупкам и продаже товаров по рыночным ценам, складывающимся под воздействием спроса и пред­ложения. Товарная биржа — наиболее развитая форма оптового рын­ка товаров, определяемых родовыми признаками, например, зерна, сахара, угля, металла, леса и др.

Правовое положение товарных бирж в РФ определено Законом РФ от 20 февраля 1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»1 (далее — Закон). Данный Закон регулирует отношения, связанные с деятельностью товарных бирж и биржевой торговлей, и не распро­страняется на деятельность бирж труда, фондовых, валютных, товар­но-фондовых и универсальных бирж.

Товарная биржа — организация с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли в форме гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте, в определенное время и по установ­ленным ею правилам.

Товарная биржа обладает специальной правоспособностью, так как вправе осуществлять только деятельность, непосредственно свя­занную с организацией и регулированием биржевой торговли.

Товарная биржа учреждается юридическими и (или) индивиду­альными предпринимателями, число которых не может быть менее 10 человек, и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Доля каждого учредителя или члена биржи в ее уставном ка­питале не может превышать 10%. В учреждении товарной биржи не могут участвовать:

высшие и местные органы государственной власти и управления;

банки и кредитные учреждения, получившие в установленном по­рядке лицензию на банковские операции;

страховые и инвестиционные компании и фонды;

общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;

физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членами биржи могут быть юридические и физические лица, ко­торые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо

ВВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961.



Глава 6. Правовые основы товарного рынка в РФ


§ 4. Участники товарного рынка



 


вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и ста­ли членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.

Членами товарной биржи не могут быть:

служащие данной или какой-либо другой товарной биржи;

предприятия, учреждения, организации, если их руководители (заместители их руководителей или руководители их филиалов и других обособленных подразделений) являются служащими данной биржи;

высшие и местные органы государственной власти и управления;

банки и кредитные учреждения, получившие в установленном по­рядке лицензию на банковские операции; страховые и инвестицион­ные компании и фонды;

общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды;

физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Членство на бирже дает право участвовать в биржевой торговле, принятии решений на общих собраниях членов биржи, а также в ра­боте других органов управления биржей; получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами.

Выделяют две категории членов биржи: полные и неполные чле­ны. Полные члены имеют право участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи и на определенное учреди­тельными документами биржи количество голосов на общем собра­нии членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, от­делений) биржи. Неполные члены биржи имеют право участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции и на определенное учре­дительными документами биржи количество голосов на общем соб­рании членов биржи и на общем собрании членов секции (отдела, от­деления) биржи.

Учредительный документ биржи — ее устав. Высший орган управ­ления — общее собрание ее членов, которое обеспечивает реализа­цию прав и обязанностей биржи и ее членов.

Основной целью деятельности товарных бирж является организа­ция биржевой торговли — одного из видов оптовой торговли. Правила организации биржевой торговли принимает общее собрание членов биржи. Биржевая торговля может осуществляться только на основе ли-цензииг-*ыда«ной._К.омиссией по товарным биржам, созданной при уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуще­ствляющей функции по контролю и надзору за деятельностью товар­ных бирж. В настоящее время уполномоченным федеральным органом


исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за деятельностью товарных бирж, является образованная в со­ответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О систе­ме и структуре федеральных органов исполнительной власти» Феде­ральная служба по финансовым рынк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.114.8 (0.018 с.)