Прибыль - основной результативный показатель коммерческой деятельности торгового предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль - основной результативный показатель коммерческой деятельности торгового предприятия



В современных условиях экономического развития роль и значения прибыли предприятий немалые, поскольку прибыль является финансовым результатом хозяйственной деятельности, выступает единым экономическим условием формирования каждого субъекта предпринимательской деятельности. Т.е. получение прибыли превратилось не только в стратегическую цель, но и в основное условие коммерческой деятельности, деловой активности и конкурентоспособности предприятий.

Ныне формирование прибыли является сердцевиной коммерческой деятельности. Масса прибыли составляет результат и указывает на масштабы коммерческой деятельности, сравнение прибыли с расходами характеризует эффективность работы предприятий торговли.

Суть прибыли заключается в том, что он выступает основным рычагом коммерческого расчета, поскольку он обеспечивает условия расширенного воспроизведения, гарантирует платежеспособность предприятия. В прибыли торгового предприятия отображается вся его торговая и неторговая деятельность. Поэтому он является синтетическим показателем, который отображает состояние валового дохода, расходов обращения, уплаты налогов и налогоподобных отчислений. Основным показателем прибыли является ее абсолютная сумма и уровень.

Основными видами прибыли торгового предприятия, которые характеризуют совокупный эффект всей хозяйственной деятельности, является прибыль от обычной деятельности к налогообложению. Он представляет собой сумму всех прежде указанных доходов от всех видов хозяйственной деятельности за минусом всех расходов торгового предприятия.

Основное назначение прибыли коммерческого предприятия заключается в том, что его должно хватить не только для уплаты обязательств перед государством, финансовыми органами и партнерами, но и для оплаты процесса расширенного воспроизведения собственного предприятия - создание фондов развития производства и социального развития, фондов материального поощрения и стимулирование, фондов риска, резервов и др.

Принципиальная схема распределения прибыли, которая остается в распоряжении предприятия, показанная на рис. 10.6.

                                 
 
Прибыль, которая остается в распоряжении предприятия
 
         
 
 
 
Фонд накопления
 
Фонд употребления
 
Фонд финансового резерва
 

 

 


Рис. 10.6. Схема распределения прибыли, которая остается в распоряжении предприятия

Фонд накопления предназначен для финансирования производственного развития предприятия: новое строительство, расширение и реконструкция, прирост собственных оборотных средств, погашение долгосрочных кредитов, развитие объектов социальной сферы (строительство жилья, баз отдыха, дошкольных учреждений и др.).

Фонд потребления используется на такие цели:

- выплата вознаграждения по итогам работы за год;

- надбавки пенсионерам, которые работают;

- одновременное поощрение работников;

- осуществление материальной помощи;

- льготное или бесплатное питание;

- оплата проезда к городу работы;

- оплата путевки на лечение и др.

Фонд финансового резерва предназначен для покрытия непроизводственных расходов и затрат, покрытие балансовых затрат предприятия за отчетной период, а также выплат дивидендов участникам при недостаточности для этих целей прибыли отчетного года.

Для оценки эффективности работы торгового предприятия является недостаточным использование показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не разрешает судить о степени доходности того или другого предприятия или соглашения. Поэтому для определения эффективности коммерческой деятельности чаще используется относительный показатель - рентабельность, как отношение суммы прибыли к товарообороту, выраженный в процентах:

Р = П/Т * 100

 

Выполнение плана формирования прибыли обеспечивается не только за счет общехозяйственных мероприятий, разработанных по торговому предприятию, но и путем обеспечения достаточного уровня эффективности каждой коммерческой операции. Среди этих операций наиболее значительными является коммерческие соглашения по закупке товаров у поставщиков.

Для оценки эффективности коммерческих соглашений [5, 254] рекомендуется использовать такие показатели:

1. Сумма чистой прибыли из соглашениия — характеризует общий эффект от конкретной коммерческой операции и ее вклад в общую сумму прибыли, которая остается в распоряжении предприятия. Любое положительное значение этого показателя свидетельствует об эффективности коммерческого соглашения.

2. Уровень чистой прибыли из соглашения к общей сумме закупки товаров — один из основных относительных показателей эффективности коммерческого соглашения, кий характеризует степень этой эффективности в сравнении с другими альтернативными вариантами не только коммерческих, но и финансовых операций.

3. Уровень чистой прибыли из соглашения к сумме реализации товаров, которые закупленные — дает возможность сравнить эффективность данного коммерческого соглашения с рентабельностью товарооборота в целом.

4. Уровень чистой прибыли из соглашения к сумме расходов обращения — соотношение суммы чистой прибыли и текущих расходов из отдельной коммерческой операции дает возможность сравнить эффективность соглашения с уровнем рентабельности расходов обращения торгового предприятия в целом.

Расчет данных показателей является основой для принятия решений коммерческой службой о целесообразности закупки отдельных партий товаров у розничных поставщиков.

Все перечисленные показатели, которые характеризуют эффективность коммерческой деятельности торгового предприятия находят свое отображение в комплексной оценке эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия, которая на практике обычно представляется в виде табл. 10.1.

Таблица 10.1

Основные показатели хощзяйственной деятельности СП «Мир Мебели»

за 2005-2006 г.

Найменование показателя Условные обозначения Расчет показателей согласно с новым П(С)БУ Еденицы измерения Прошлый год Текущий год Темпы роста (зниж.)% Відхилення ±  
                 
Товарооборот Т Ф.2р.010              
-в текущих                
- в сравнительных показателях                
Доход от реализации без НДС Др Ф.2.р.050            
- сумма                
- уровень                
Издержки обращения ВО Ф.2.р. 070+080+090 або р.280            
- сумма                
- уровень                
Прибыль от реализации Пр Т-Др або Ф2р.100-60              
- сумма                
- уровень                
Др.опрационные доходы До Ф.2.р.060            
Прибыль от операционной деятельности Ппр Ппр + Пін. або Ф.2 р. 100            
-сумма                
- уровень                
Результат от участия в капитале Дк              
Результат от финансовой деятельности Дф Ф.2р.120-140              
Другие доходы Дд Ф.2р.130            
Другие затраты Здр. Ф.2р.160              
Прибыль от основной деятельности до налогооблажения П Ф.2р.170 або Попер.+Дк+Дф+Дін-Рін.              
-сумма                
- уровень                
Налог на прибыль, сумма Нп              
Чистая прибыль основной деятельности Пч Ф.2р. 220 (225)            
-сумма                
- уровень                
Среднесписочная численность работников Чссп Ф.1-ПВ            
Продуктивность работы ПП              
-в текучих ценах                
-в сравнительных                
Фонд зароботной платы ФЗП Ф.2 р. 240            
-сумма                
- уровень                
Средняя зароботная плата одного работника (в месяц) ЗПЛсер.              
Среднегодовая стоимость осн. средств(по первичнойстоимости)   ОФсер. Ф.1р.031(поч./кінець року /2)              
Фондоотдача Фв              
Среднегодовая сумма оборотних активов   ФСО Ф.1р.260+ 270(поч./кінець року /2)            
- в разах Коб.              
- в днях t              
Капитал предприятия К Ф.1р.640            
Рентабельность капитала(по чистой прибыли)   Рк.              
Торговая площадь S              
Товарооборот на м²                  
                     

Экономическая сущность и формулы расчета отдельных показателей комплексной оценки отображены в табл. 10.2.

Таблица 10.2

Показатели эффективности деятельности торгового предприятия

 

Группа показателей Показатели Формула расчетов
     
  Фондоотдача (грн.) Розничный
    товарооборот / Среднегодовую
    стоимость основных фондов  
  Фондоёмкость (грн.) Среднегодовую стоимость
    основных
    фондов/ Розничный
    Рентабельность фондов   Прибыль / Среднегодовую
  (грн.) стоимость основных фондов
1. Эффективность    
использования основных фондов Фондоовооруженность (грн.) Среднегодовую стоимость основных фондов /
  Середньосписочную численность работников  
  Товарооборот на 1 м2 Розничный товарооборот /
  общей (торговой) Площадь общую (торговую)
  площади  
  (тис. грн.)  
     
  Прибыль на 1 м2 Прибыль / Площадь общую
  общей (торговую)
  (торговой) площади (тыс.  
  грн.)  
     
  Обращаемость оборотных Среднегодовую стоимость
  средств (дне) основных
2. Эффективность   средств / Однодневный
использование   товарооборот за
оборотных   закупочными ценами
средств    
  Производительность работы (тыс. грн) Розничный товарооборот / Середнесписочную численность работников
     
  Товарооборот на 1 грн. Розничный товарооборот /
  расходов на оплату труда Расходы
  (грн.) на оплату труда
     
     
3. Эффективность Прибыль на один Прибыль /
использование работника (тыс. грн.) Середнесписочную
трудовых   численность работников
ресурсов    
  Прибыль на грн. Прибыль / Расходы на
  расходов оплату труда
  на оплату труда (грн.)  
     
  Коэффициент Середнесписочная
  трудоемкости численность
    работников / Розничный
    товарооборот
  Уровеньиздержек Сумма издержек обращения /
  Обращения   Розничный товарооборот * 100
  Затратоотдача Розничный товарооборот /
  (товарооборот на 1 грн. Сумма издержек обращения
  текущих расходов), грн.    
  Рентабельность Прибыль / Сумма расходов
4. Эффективность текущих обращение *100
текущих расходов расходов (%)  
     
  Коэффициент Прибыль / Объем
  эффективности капитальных вложений
  капитальных вложений    
  Срок окупаемости Объем капитальных вложений/
  капитальных вложений Прибыль
  (лет)  

Исследование товарного рынка опирается на использование стоимостных и натуральных показателей.

 

ГЛАВА 11

КОММЕРЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ЗАКУПКЕ И ФОРМИРОВАНИЮ ТОВАРНЫХ ЗАПАСОВ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.173.43.215 (0.067 с.)