Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Порядок поступления товаров на торговое предприятие

Поиск

 

Конечная стадия оперативного планирования товарных ресурсов и необходимых объемов закупок и снабжение товаров предусматривает использование той же балансовой формулы розничного товарооборота, которую можно показать в табл. 11.10.

Таблица 11.10

 

Расчет необходимых товарных ресурсов для торгового предприятия (тыс. грн)

 

с/п Показатели Товарные области Вместе
        Продовольственные товары Непродовольственные товары    
  Задача для продажи товаров      
  Товарные запасы на конец года общая потребность      
  Источника обеспечения потребности      
  Товарные запасы в начале года      
  Общее снабжение товаров (стр.3-4)      
  Гарантированный объем снабжения по продолжительным хозяйственным связям      
  Поступление товаров в текущем периоде (стр. 5-6)      

 

Необходимый объем снабжения товаров в планированном годе определяется путем изъятия из общей потребности в товарах (стр. 3), что маются на предприятиях на начало планированного года товарных запасов (стр. 4).

Дальше следует определить источника формирования оборотных средств, необходимых для осуществления закупок товаров. Такими источниками могут быть:

• собственные средства предприятия (прибыль, уставная капитал);

• заемные средства в форме товарного или финансового кредита.

Кроме того, необходимо определить объем закупок товаров по продолжительным хозяйственным связям, которые составляют основу покрытия задачи для товарооборота товарными ресурсами и дополнительные закупки товаров, которые торговые предприятия выискивают самостоятельно на протяжении текущего года.

Закупки товаров по продолжительным хозяйственным связям предприятиями розничной торговли осуществляются на основе договоров снабжения и договоров купли-продажи.

Договором снабжения предполагаются долгосрочные отношения между продавцами и покупателями, в то время как договоры купли-продажи могут использоваться единовременно. Договором снабжения определяется период снабжения, размер партии, ассортименты, формы расчетов, которые обеспечивает равномерное поступление товаров в торговую сеть с учетом сформированного спроса покупателей.

Обеспечение необходимой равномерности поступления оваров на торговое предприятие представляет собой оптимизационную задачу, решение которой должно базироваться на сокращении расходов, связанных с организацией товародвижения, поддержке необходимого уровня товарных запасов и стойкости ассортиментов товаров. Эта задача решается путем определения оптимального размера партии снабжения товаров на торговое предприятие. Это особенно актуально для ассортиментов товаров с постоянным равномерным спросом за периодами года, например, за ассортиментами товаров бытовой техники, спрос на который не имеет значительных колебаний для периодов года. В основу методики [5, 12, 48, 181] положенная оптимизация размера заказа путем сопоставления расходов, связанных с выполнением заказа (размещение заказа, транспортировка, прием) и расходов на сохранение единицы запаса на составе. Чем больший размер партии снабжения, тем низший относительный размер расходов обращения торгового предприятия на размещение заказа, доставку товаров и их прием. Однако, большой размер партии снабжения определяет высокий средний размер товарных запасов, которые связанно прямо с увеличением расходов на сохранение единицы запаса на составе.

Расчет оптимального размера партии снабжения, при котором минимизируются совокупные расходы на организацию товароснабжения и обслуживание товарных запасов (т.е. ВО1 + ВО2 min),осуществляется по формуле, известной как модель Уилсона:

Орпп = ,

где Орпп — оптимальный размер партии снабжения товаров на предприятие;

Vp03 — летний объем закупки товаров торговым предприятием с их снабжением в плановом периоде;

ВО1 - сумма расходов обращения по размещению заказа, доставке товаров и их приему в расчете на одну партию, которая поставляется;

ВО2 - сумма расходов обращения по сохранению единицы запасов товаров на предприятии (1 т или 1 упаковочное место, 1 поддон и т.д.)

Пример.

Годовой объем закупок бытовой техники, которая поступает с состава дистрибьютора, расположенного в г. Киеве, запланировали в сумме 1800 тыс. грн. Сумма расходов обращения по размещению заказа, доставке товаров и их приему составляла 2,8 тыс. грн. Сумма расходов обращения по сохранению единицы запаса товаров составляет 0,4 тыс. грн. на год.

Подставляя эти данные в формулу расчета, получаем

 

Орпп = = =158,75

 

Таким образом, на протяжении года ассортименты товаров бытовой техники должен поступать 12 раз (1800/158,75) ежемесячно ли. При таких показателях размера партии и частоты поступления товаров расхода обращения торгового предприятия, связанные с организацией товародвижения, будут минимальными.

Задача.

Торгово-комерческая фирма «Укроптбакалея» осуществляет закупку сахара-песку у Одесского сахарного завода для расфасовки и дальнейшей реализации розничным торговым предприятиям. Годовой объем спроса составляет 3600т.

Стимулируя объемы сбыта, поставщик предоставляет скидки, размер которых увеличивается с увеличением партии заказа. Условия платежа - за фактом поступления. Отпускные цены с учетом размера партии заказа и размера скидок такие:

Таблица 11.11 Отпускные цены сахара-песку Одесского сахарного завода

Партия заказа Цена 1 т сахара
60т 2 тыс. грн.
до 180 т 1,9 тыс. грн.
до 300 т 1.8 тис. грн.

Расходы на размещение и выполнение заказа составляют 2,2 тыс. грн.; расходы на сохранение 1 т сахара-песку на составе - 0,5 тыс. грн.

Рассчитайте оптимальный размер заказа (ОРЗ) сахара-песку, а также полные расходы, которые включают расхода на закупку, размещение и выполнение заказа, сохранение запасов сырья при разных размерах партии заказа. Определите значение размера партии заказа, который обеспечивает минимальную величину полных расходов.

В данном случае, когда поставщик предоставляет скидки из цены за количество заказанного товара, покупателю необходимо взвесить потенциальные доходы от закупок по сниженным ценам и меньшим числом заказов и сопоставить их с увеличением расходов на сохранение запасов (в связи с увеличением уровня товарных запасов).

В первую очередь необходимо определить оптимальный размер партии снабжения (заказ), согласно методике [5, 181], без учета скидок из цены, а также расхода:

Орпп = =

где Орпп — оптимальный размер партии снабжения сахара, т;

Vp03 —годовой объем спроса (закупки), т;

ВО1 - сумма расходов обращения на размещение заказа, доставку товаров и их прием в расчете на одну партию, которая поставляется, тыс. грн.;

ВО2 - сумма расходов обращения на сохранение единицы запасов товаров (1т сахара) на год, тыс. грн.

Полные расходы (Зп.) определяются по формуле [12, 48]

Зп + BO1(Vpо3 /П) + ВО2 (П/2) + Ц Vpo3,

где Ц — закупочная цена 1 т сахара-песку, тыс. грн.;

П — партия заказа, т.

При партии снабжения П = 180 т полные расходы представляют:

Зп = 2,2(3600/180) + 0,5(180/2) + 1,9%3600 = 6929 тыс. грн.

Таблица 11.12

Результаты расчетов расходов при изменении партии заказа и с учетом

скидок из цены

 

1. Партия заказа (П), т      
2. Закупочная цена (Ц), тыс. грн.   1,9 1,8
3. Расхода на хранение запасов на составе (В0г%П/2),      
4. Расхода на размещение и выполнение заказов (BOi%Fpo3/n), тыс. грн.     26,4
5. Стоимость закупки сырья, тыс. грн.      
6. Полные расходы, тыс. грн.     6581,4

В результате выполненных расчетов получаем, что партия заказа сахара-песку, которая обеспечивает оптимальную величину полных расходов (на закупку сахара, размещение и выполнение заказа, сохранение запаса на составе), составляет 300 т.

Однако, система скидок из цены за количество закупаемых товаров имеет преимущества и недостатки. К преимуществам принадлежат: снижение стоимости закупленных товарных ресурсов, которые в условиях ограниченности собственных оборотных средств имеет большое значение. К преимуществам этой системы необходимо отнести также сокращение расходов, связанных с организацией процесса товародвижения. Однако эта система требует наличия у предприятия больших площадей для сохранности товарных запасов и больших размеров собственного капитала для образования запасов. Эти условия именно и ограничивают в большинстве случаев партии завозки. Тому размер партии заказа, минимизированный из позиций суммарных запасов - 300 т, не может считаться оптимальным, поскольку в случае выставления поставщиком условий «подписки» нужно привлекать заемные средства банка, который вызовет увеличение общих расходов на данный заказ.

В связи с этим ТКФ «Укроптбакалея» за основу снабжений принимает размер оптимальной партии в 180 т.

Пример.

Руководство торгово-промышленной фирмы приняло решение о собственное производство мучных кондитерских изделий - тортов. Раньше этот ассортименты поступал из булочно-кондитерского комбината «Бисквит» по средней цене 14 грн. за штуку. Предыдущая калькуляция расходов показала, что сменные расходы предприятия составляют 10 грн. в расчете на единицу продукции, а постоянные расходы - 40 тыс. грн.

Определите стратегию производства - при каких объемах выпуска мучных кондитерских изделий (шт.) существует экономическая целесообразность перехода на собственное производство.

Сопоставим расхода торгово-комерческой фирмы при закупках мучных кондитерских изделий в БКК «Бисквит» и собственного производства, уравнением:

14 грн. %V= 10 грн. % V +40000 грн., где V - необходимый годовой объем спроса мучных кондитерских изделий (шт.)

Решая данное уравнение, получаем 4 V = 40000 грн., откуда V = 10000 шт. При полученном значении показателя объема спроса расхода на закупку и собственное производство равные.

При объемах спроса свыше 10000 шт. для предприятия экономически целесообразнее организовать собственное производство мучных кондитерских изделий, поскольку расхода на их изготовление будут ниже расходов на закупку их в БКК «Бисквит».

Например, годовой объем спроса на мучные кондитерские изделия составляет 12000 шт. Тогда расхода на производство одного торту будут представлять:

(10 грн. %12000 + 40000 грн.)/12000 = 13,33 грн.,

что на 70 коп. ниже отпускной цены поставщика.

В случае, если годовой объем спроса снизится менее чем на 10000 шт., себестоимость производства превысит критическую оценку и мучные кондитерские изделия целесообразнее будет закупать в БКК «Бисквит».

Например, годовой объем спроса на мучные кондитерские изделия составляет 9000 шт. Тогда расхода на производство одного торту будут представлять:

(10 грн. %9000 + 40000 грн.)/9000 = 14,44 грн.,

что на 44 коп. превышает закупочную цену мучных кондитерских изделий.

Решение данной задачи можно дополнить и проанализировать следующими возможными вариантами:

1) увеличение объемов производства мучных кондитерских изделий за счет перехода от 2-сменного режима работы к круглосуточному;

2) расширение ассортиментов мучных кондитерских изделий за счет производства печенья, пряников, вафель и т.п., а также макаронных изделий;

3) закупка мучных кондитерских изделий у поставщиков и сдача производственных мощностей в аренду.

11.5. Коммерческая деятельность предприятия по сбыту продукции

Сбыт продукции - это завершающая стадия коммерческой деятельности любого предприятия. В условиях рынка первоочередное значение предоставляется обеспечению эффективности сбыта. Для реализации этого предприятие, прежде всего, следует исследовать рынок, определить структуру спроса и приспособить к нему свой ассортименты и объемы продукции.

Сбыт продукции как завершающая часть коммерческой деятельности делает значительное влияние на размеры доходов и прибыли предприятия.

Таким экономическим категориям, как сбыт, расхода и прибыль, в развитых странах рыночной экономики предоставляется большое внимание. Как видим, сумма прибыли зависит не только от количества реализованной продукции, но и от доли постоянных расходов предприятия. Поэтому для экономики развитых стран является общепринятым выделение из общих расходов на производство и сбыт продукции постоянных, а также сменных расходов.

С целью увеличения своей прибыли предприниматели особенно детально изучают возможности снижения общей суммы постоянных расходов. К постоянным расходам обычно относятся: заработное жалованье административно-управленческого персонала, амортизационные отчисления, страхование, расхода на исследование, рекламу, на повышение квалификации работников. К сменным расходам относятся: материальные расходы, заработное жалованье торгово-оперативным работникам, часть невыгодных расходов, которая изменяется пропорционально объемам реализованной продукции.

Использование во внутреннем анализе хозяйственной деятельности предприятия распределения производственных и сбытовых расходов на постоянные и сменные, а также

таких категорий как материальная прибыль, «точка безубыточности предприятия», разрешают установить количественную зависимость между величиной прибыли и объемом сбыта, уровнем цен, структурой ассортиментов продукции, расходами не рекламу и маркетинговые исследования и решить ряд других задач.

Приведем отдельные понятия и определение, используя которые можно анализировать эффективность деятельности предприятия [13, 53].

Постоянные расходы в сумме прибыли от реализации называются материальной прибылью:

Пм=П+С;

где Пм - маржинальная прибыль;

П - чистая прибыль от реализации продукции;

З - постоянные расходы.

Маржинальную прибыль можно представить также, как превышение объема продаж над величиной сменных расходов:

Пм-R-V,

где R - выручка от реализации продукции;

V - сменные расходы предприятия.

В развитых странах рыночной экономики с целью анализа очень широко применяются такие понятия, как «точка безубыточности предприятия», «точка равновесия продаж», «точка критического объема продаж». Все эти понятия имеют одно и тоже значение.

Точка безубыточности предприятия Rg - это объем реализации продукции (выручка от продаж), что равняется расходам на производство и сбыт продукции.

Для определения точки безубыточности применяется формула:

Rб =

Где =

Показатель безопасности коммерческой деятельности (запас финансовой прочности) - это сумма, на которую предприятие может себе разрешить уменьшить выручку от реализации, не исходя из зоны прибыли. Показатель безопасности коммерческой деятельности определяется по формуле:

Бк.д.= R — Re,

или в процентах:

Бк.д. = *100%

где R - ожидаемый объем выручки от реализации продукции.

Решение подобных задач, в которых анализируется внутреннее состояние предприятия с помощью точки безубыточности, целесообразно и для торговых предприятий Украины, особенно для тех, которые находятся в критическом состоянии и находят пути повышения эффективности хозяйственной деятельности путем формирования доходов и прибыли от реализации продукции (товаров и услуг).

Пример.

На основе ожидаемых (прогнозных) показателей, представленных в табл. 11.13, необходимо рассчитать:

1) показатель безопасности коммерческой деятельности (запас финансовой прочности) ООО «Евросервис»;

2) установить, какое влияние на безопасность коммерческой деятельности предоставляют:

а) увеличение выручки от реализации продукции на 120%;

б) уменьшение постоянных расходов предприятия на 8%;

Таблица 11.13

Началу данные для решения задачи

№ з/п Показатели Единица измерения Значение
  Выручка от реализации продукции тыс.грн.  
  Сменные расходы тыс. грн.  
  Маржинальний прибыль тыс.грн.  
  Постоянные расходы тыс.грн.  
  Прибыль тыс. грн.  
  Средняя продажная цена единицы товара тыс. грн./шт. 1,2
  Объем продаж (реализации) шт.  
  Сменные расходы из расчета на единицу товара тыс. грн./шт. 0,9

Методика выполнения задачи согласно [13,78].

1. Для расчета показателя безопасности коммерческой деятельности ООО «Евросервис» определяем точку безубыточности предприятия (равновесный объем продаж), точка безубыточности предприятия Rg - это объем реализации продукции (выручка от продаж), равная расходам на производство и сбыт продукции, точка безубыточности (в натуральных показателях) определяется по формуле (3).

Для нашего примера =

Тогда точка безубыточности определяется как:

Rб =

2. Показатель безопасности коммерческой деятельности ООО «Евросервис» (запас финансовой прочности) - это сумма, на которую предприятие может себе разрешить уменьшить выручку от реализации, не исходя из зоны прибыли.

Показатель безопасности коммерческой деятельности ООО «Евросервис» определяется по формуле:

Бк. д= R —

Бкд =

Для нашего примера имеем

Бкд=3600 тыс. грн. - 3000 тыс. грн. = 600 тыс. грн.,

Бк.д. = 3600 тыс.грн. – 3000 тыс.грн. = 600 тыс.грн.

Торговое предприятие ООО «Евросервис» может разрешить себе уменьшить выручку от реализации продукции на 600 тыс. игры., или на 16,67%, будучи прибыльным.

Определяем, как может повлиять на безопасность коммерческой деятельности роста выручки от реализации на 12 %. Ожидаемая выручка от реализации продукции:

Rб= 3600 тыс. грн. % 1,12-4032 тыс. грн.

Сменные расходы: V=2700 тыс. грн. % 1,12=3024 тыс. грн.

Тогда маржинальная прибыль

Пм = R- V=4032 тыс. грн.-3024 тыс. грн. =1008 тыс. грн.

Прибыль от реализации продукции:

Пр=Пм-С=1008 тыс. грн. -750 тыс. грн. =258 тыс. грн.

Безопасность коммерческой деятельности:

Бк.д. =

При увеличении выручки от реализации продукции на 12% безопасность коммерческой деятельности возрастает с 16,67% до 25,6%. При этом прибыль от реализации продукции увеличивается на 92 тыс. грн. (258 тыс. грн. -150 тыс. грн.), или на 61,3%.

Итак, безопасность коммерческой деятельности при уменьшении постоянных расходов увеличивается, а эффект операционного рычага снижается. Для обеспечения безубыточности своего производства предприятие с меньшей долей постоянных расходов может вырабатывать относительно меньшее количество продукции, чем предприятие с большей долей постоянных расходов.

Пример.

Швейная фабрика «Фея» г. Мариуполя за год реализует 15000 женских зимних пальто от 1400 грн. за единицу. Сменные расходы предприятия составляют 1000 грн. из расчета на единицу продукции. Постоянные расходы предприятия - 280 тыс. грн. Предприятие имеет свободные производственные мощности. Потенциальные покупатели (розничные торговые предприятия) желают приобрести 1500 зимних пальто по цене 1200 грн. за единицу. Необходимо утвердить решение об экономической целесообразности дополнительного заказа на производство.

В рыночных условиях очень часто производственные предприятия вынуждены принимать краткосрочные заказы на производство продукции по ценам ниже за обычные. Это особенно актуально для предприятий, чьи производственные мощности были загруженные неповністю. В этом случае постоянные расходы предприятия остаются неизменными, а увеличиваются лишь сменные расходы, сумму которых необходимо сопоставить с приростом доходов, полученных от выполнения дополнительного заказа.

Тогда выручка от проданных 1500 зимних пальто будет составлять 1800 тыс. грн. (1500%1200 грн.). Установленная меньшая, чем конечно, цена изделия в странах с рыночной экономикой называется маржинальною.

В данном примере расхода будут уровни:

1500 тыс. грн. (1500%1000 грн.)

Тогда маржинальний прибыль будет равная:

Пм = R - V=1800 тыс. грн. - 1500 тыс. грн. =300 тыс. грн.

Постоянные расходы остаются без изменения. Поэтому чистая прибыль также будет равнять 300 тыс. грн., что свидетельствует о целесообразности принятия дополнительного заказа на производство.

 

ГЛАВА 12

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РИСКИ В ТОРГОВЛЕ И МЕХАНИЗМ ИХ ОГРАНИЧЕНИЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 612; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.181.122 (0.009 с.)