Супермаркет - современный основной тип торгового предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Супермаркет - современный основной тип торгового предприятия



Отсутствие единого подхода в количественных признаках этого типа предприятия (размеры торговой площади, количество ассортиментных позиций и др.) Поэтому и сейчас во многих городах можно встретить магазины с таким названием, которые никак не отвечают основным признакам супермаркета. Примером этого может служить сеть супермаркетов агрофирмы шахты им. Засядько в г. Донецке. Ни один из магазинов этой сети не отвечает требованиям супермаркета, как торговой площадью, так и по ассортиментным позициям.

Сейчас украинская практика сформировала определение понятия: супермаркет - это комфортное предприятия торговли, которое имеет площадь торгового зала от 600 м2, что реализует не меньше 2500 наименований продовольственных товаров и непродовольственных товаров частого спроса преимущественно методом самообслуживания и предоставляет широкийперечень дополнительных услуг населению (услуги общественного питания; прием и доставка заказов; наличие стоянки для автотранспорта; организация уголков отдыха; упаковка товаров; наличие телефонов-автоматов; банкоматов и др.) Отличительным признаком супермаркета есть большой ассортимент выпуска собственной продукции (хлебопечение; мучные кондитерские изделия; кулинарные изделия и полуфабрикаты; овощи; фрукты; салаты; соления; маринады и др.)

Кроме этого формат супермаркета предусматривает использование в большинстве своём следующих элементов: наличие удобных подъездных путей и больших стоянок для автотранспорта.

1 Цветовое и световое, характерное только для данной торговой сети, фирменное оформление фасада здания, рекламы, вывески, витрины;

2 Использование современного торгово-технологического оборудования и мебели, которое обеспечивает гармоническое и стилевое единство оформления торгового зала;

3 Использование фирменной одежды, нагрудных знаков, эмблем торгового персонала и фирменной символики при упаковке и маркирование товаров;

4 Тематическое изложение товаров на торговом оборудовании;

5 Реклама производителей товара, товаров-новинок, наличие проспектов, буклетов;

6 Высокий уровень квалификации продавцов, знание товара, умение установить контакт с покупателем и убедительно рассказать о товаре;

7 Проведение мероприятий по стимулированию продаж, выставки-продажи, дегустации, скидки, подарки и др.

За последние годы в Украине начали активно развиваться иностранные и отечественные сетевые структуры супермаркетов, которые имеют единый стиль, ассортиментную и ценовую политику, централизованный центр товароснабжения. Они обеспечивают стабильную работу и предрасполагают покупателей с разными уровнями доходов. Эти сетевые структуры пока только завоевывают рынок, но уже в настоящий период они являются основными конкурентами базарной торговли. Зарубежная практика торгового обслуживания развитых европейских государств показывает, что на сетевиков приходится около 80% всего оборота отдельных стран. В г. Донецке представителями таких систем торгового обслуживания есть сеть супермаркетов и универсамов «Обжора»,«Амстор», «Метро».

Такое объединение имеет ряд преимуществ:

1.снижение затратоемкости процесса, движения товара, за счет централизации снабжения, транспорта и учетных функций;

2.закупка крупных партий товаров по низшим стенам, которая обеспечивает снижение розничных цен и предрасполагает большее число покупателей;

3.заключают прямые хозяйственные связи с производителями пройдя посредников, поддерживают украинского производителя, предоставляя им приоритетность поставок.

4.осуществляют единую техническую политику в области оснащения и эксплуатации торгово-технологического оборудования, использование новейших информационных технологий и создание банков данных по ассортиментам продукции, которая продается;

5.обеспечивают стабильность широкого ассортимента товаров, привлекая к обороту продукцию передовых предприятий изготовителей Украины, тем самым, удовлетворяя разнообразные запросы потребителей;

6.осуществляют выпуск собственной продукции высокого качества, чем значительно расширяют ассортимент, оказывают содействие сокращению расходов времени потребителей на приготавливание пищи, которая в условиях высокой занятости основного контингента населения имеет большую социальную значимость;

7.необходимо отметить, что большинство созданных за европейскими стандартами супермаркетов в Украине относится к среднему и верхнему ценовому уровню. Тем не менее отдельные сетевые структуры (например «Амстор» в г. Донецке) осуществляют целый ряд мероприятий ценовой политики, ориентированный на слои населения с низкими доходами. Сюда входят скидки по дисконтным картам до 5% в утреннее и вечернее время, когда основная часть потребителей занята на работе, а пенсионерам, например это время приемлемо для приобретения товаров.

Работая с отечественными производителями на прямую отдельные супермаркеты этих сетей (типа «Cash and Carry») осуществляют мелкооптовую торговлю с частными предпринимателями и потребителями, тем самым заполняют пропуска и недостатки в организации движения товара оптового звена, которое в настоящий период отстает от запросов как товаропроизводителей, так и розничной торговли.

Одним из ключевых вопросов для формирования всех оптовых стратегических и тактических задач современного супермаркета есть его местоположения. Существуют два основные подхода к размещению супермаркетов:

1.Непосредственно в центре густонаселенных городских кварталов или отдельного микрорайона с высокой плотностью населения, преимущественно рядом с крупными транспортными магистралями. В данном случае наиболее значимым фактором для размещения супермаркета есть количество потенциальных покупателей. Для этих зон характерны наличие в большинстве своём постоянного контингента потребителей товаров повседневного спроса, чем значительно упрощается выбор оптимального

типоразмера супермаркета за торговой площадью. Это обеспечивает повышение эффективности использования торговых площадей и снижение расходов на строительство и эксплуатацию торгового объекта;

2.На крупных транспортных магистралях и их развязках, на основных вьездах-выездах из города, в отдельных случаях за пределами городской зоны - для обслуживания покупателей с личными средствами транспорта и при наличии маршрутов мобильного общественного транспорта высокой плотности. Как правило, это одноэтажное здание классических супермаркетов и универсамов «Cash and Carry, что отдельно стоит».

Безусловно, общего правила, определяющего наиболее эффективное расположение супермаркета не существует. Это особенно затрагивает городские зоны города с градостроительной структурой, которое сложилось. Тем не менее существует ряд факторов, которые необходимо принимать во внимание при выборе местоположения супермаркета. Наиболее значащие из них:

1. тип района, его территория, численность и категория населения;

2. транспортная доступность;

3.удобство подъезда и необходимая площадь парковки;,

4.объем транспортных контактов(наличие безпересадочных маршрутов);

5. уровень социально-экономического развития района;

6.конкуренция;

7. торговый потенциал.

Известно, что основным критерием выбора покупателем торгового объекта по товарам повседневного спроса есть близость расположения магазина.В больших промышленных центрах доступ в торговые районы может быть затруднен и ограничен такими препятствиями, как напряженные перекрестки и их большое количество, высокая загруженность автомагистралей, наличие промышленных зон и др. Кроме этого,


необходимо принимать во внимание доступность торгового района. Могут ли потенциальные покупатели из отдаленных кварталов попасть к данному супермаркету? Люди привыкают к определенным постоянным маршрутам движения общественного транспорта и расположение магазина в стороне от них навряд ли будет оказывать содействие привлечению покупателей этой категории.

Тип торгового района можно охарактеризовать с учетом функциональных разных зон городской территории. К ним относятся:

1. деловая часть города;

2.дополнительная торговая зона;

3.группы специализированных магазинов;

4.жилая зона;

5. торговый центр, торговый комплекс

Каждый из перечисленных торговых районов имеет свои характерные особенности, и практически в любом из них, при определенных условиях, может быть размещен новый супермаркет. Важные ограничения могут возникнуть в деловой зоне, где сконцентрированный универсальный ассортимент товаров, где размешаются разного рода учреждения и пересекаются маршруты городского и общественного транспорта. Это районы с градостроительной структурой, которая сложилась, определенного архитектурного стиля, где высокая стоимость земельных участков и их ограниченность. В связи с этим деловой центр города - не лучшее место для размещения супермаркета.

Дополнительная торговая зона формируется в административных районах, которые примыкают к деловой части города (для г. Донецка это главные улицы Киевского, Калининского, Ленинского районов), где существует множество второстепенных торговых районов и магазины располагаются без какого-нибудь единого плана. В этих зонах более доступные земельные участки, где реально может быть расположен супермаркет. Примером использования таких зон для размещения супермаркетов в г. Донецке есть: супермаркет «Амстор» - на проспекте Ильича, «Обжора» - на бульваре Шевченко, супермаркет «Амстор» - район Цирка и др.

Группы специализированных магазинов, которые размещаются на главных улицах города. Эти магазины обычно ограничены по размерам торговой площади и обустройство в этой зоне супермаркета не предоставляется возможным.

Жилая зона. Здесь есть необходимые условия размещения магазина типа супермаркет - универсам и его типоразмер выбирается в зависимости от численности, проживающего населения в данной зоне.

Торговый центр. Привычно в состав торгового центра как общегородского значения, так и административного района входит супермаркет. Например, в г. Донецке супермаркет «БУМ» в составе ТЦ «Белый лебедь», супермаркет «Обжора» в составе торгово-развлекательного центра в Ленинском районе.

Чтобы определить территорию и место размещения супермаркета, много специалистов рекомендуют радиусы пешеходной доступности. Для этого предвиденное место размещения супермаркета принимается за центр концентрических кругов, которые наносятся на карту района на расстоянии (радиус) 0,25; 0,5; 1; 2; 4 и 5 километров. Процент потенциального спроса определяется для каждого круга. Тем не менее большая часть покупателей жилого густонаселенного района будет находиться в радиусе 500м. Супермаркеты, расположенные в пригородных зонах вдоль автотрасс будут предрасполагать покупателей с обширной территорией.

Оценить потенциал участка может помочь подсчет автомобилей, которые проезжают мимо него. Внимательное изучение движения автотранспорта на улицах и магистралях, которые проходят вблизи, помогают определить торговый потенциал транзитных покупателей. Для анализа уличного движения необходимо иметь в своем распоряжении следующие данные:

число каждый день проезжающих мимо автомобилей;

— процент местных автомобилей;

— процент автомобилей, управляемых женщинами (поскольку именно женщины обычно делают покупки);

— интервал наиболее напряженного движения общественного транспорта.

Успех супермаркета невозможен без легкого доступа к нему покупателей, поэтому большое значение имеет вся дорожная сеть торгового района. Особое внимание следует уделить удобству заезда из улиц, которые проходят рядом с супермаркетом.

Расположение магазина на той или другой стороне улицы может иметь отрицательный эффект, если не предусмотрена возможность левого поворота. Наличие большого числа маршрутов общественного транспорта, который связывает основные районы города с супермаркетом делают значительное влияние на увеличение и плотность покупательных потоков.

Удобство парковки и наличие автостоянки - это важнейший фактор при подборе участка для супермаркета.

Если магазин располагается в местной торговой зоне, площадь необходимая для автостоянки, определяется в зависимости от процента покупателей, которые пользуются автотранспортом при закупке продуктов питания. В магазинах, размещенных в центрально городской зоне, нужны небольшие парковочные площадки, поскольку обустройство больших в большинстве не обеспечивается. Расположение супермаркета в предместье означает, что 100% посетителей будут пользоваться автотранспортом. В этом случае площадь парковки должна в 5 раз превышать площадь самого супермаркета: соотношение площади магазина и парковки как 1:5 есть общепринятым для супермаркетов загородных зон.

Автостоянка должна иметь не только достаточную площадь, но и располагаться так, чтобы были удобными въезд и выезд. Для сотрудников магазина должен быть выделен участок парковки, тем не менее самые удобные места должны предоставляться покупателям.

Эффективность работы супермаркета, безусловно, зависит от уровня конкуренции в районе деятельности магазина. Необходимо тщательно исследовать уровень конкуренции и ее природу в торговом районе. Даже при высоком уровне конкуренции новый супермаркет сможет предрасположить новых покупателей, которые пользовались раньше другими магазинами. Излишек конкурирующих магазинов в торговом районе не является препятствием для размещения нового супермаркета, а если существует уверенность в том, что он сможет обслужить покупателей лучше, чем основные конкуренты.

Новый супермаркет должен быть способен предрасположить определенный процент от общего объема продаж района. При подсчете торгового потенциала нового супермаркета необходимо выучить, действующие магазины по широте и глубине ассортимента, по уровню цен, сервиса и услугами, которые предоставляют конкуренты своим потребителям.

Компании, которые владеют сетью супермаркетов, могут рассчитать торговый потенциал будущего магазина путем сравнения данного торгового района с аналогичными районами, в которых подобные магазины уже работают. Для этого выбирают магазины одинаковой площади в районах с близкими по значению численностью населения и уровнем доходов. Объемы продаж этих магазинов подытоживаются, и определяется средний объем продаж из расчета на 1000 жителей анализируемых районов. Приобретенное значение умножается на число жителей исследуемого района, и в результате определяются ожидаемый объем продаж нового торгового предприятия.

Кроме этого, необходимо учесть перспективы социально-экономического развития района деятельности нового супермаркета, которые включают: развитие жилищного строительства, разветвленность мелкой транспортной системы, существующая организация торговли в районе, развитие и характер промышленности, уровни доходов потенциальных покупателей. Оценит уровень развития района можно с помощью анкетирования потребителей, их утвердительные ответы на вопрос свидетельствуют о способности района к дальнейшему росту и развитию.

Место размещения и проекты нового супермаркета должны быть направлены прежде всего на обеспечение удобств покупателей и учитывать все, что может предрасположить клиентов и создать магазину хорошую репутацию.

В основе эффективности работы любого торгового объекта лежит покупательский спрос, поэтому требования покупателей к торговому объекту являются определяющими. Усредненные пожелания покупателей такие:

1. увеличение площади торгового зала;

2. оперативное прохождение через кассы; внимательное отношение персонала;

3.широкий и глубокий ассортимент и его стабильность;

4. просторная и удобная автостоянка;

5.упрощенная доставка товара в автомобиль;

6. четкие вывески, указатели и ценники;

7. широкий ассортимент полуфабрикатов и кулинарных изделий;

8. наличие мест для отдыха и кафетериев;

9. легко прочитанные кассовые чеки;

10.свободный доступ и возможность детально ознакомиться с мясными и овощными продуктами;

11.не захламленные проходы, доступность и свободный отбор товаров.

Все эти пожелания необходимо учитывать при организации работы супермаркета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.15.31 (0.031 с.)