Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация хозяйственно-договорных связей предприятия розничной торговли с поставщиками товаров

Поиск

Одним из важных этапов коммерческой деятельности является организация связей с поставщиками. Большое число потенциальных поставщиков продовольственных товаров делают актуальной проблему выбора тех из них, которые могли бы с наибольшим эффектом обеспечить успешную деятельность розничного торгового предприятия, решить основную задачу закупок товаров: выгодно приобрести товар с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли розничным торговым предприятием.

Хозяйственные связи на поставку товаров различаются по следующим критериям: своей структуре, числу участников, срокам действия, ведомственной подчиненности. Рассмотрим классификации хозяйственных связей по каждому из критериев.

По своей структуре хозяйственные связи могут быть простыми и сложными.

При простой структуре договоры на поставку заключаются непосредственно между предприятиями-изготовителями товаров и розничными организациями и предприятиями.

Для сложной структуры характерно участие в хозяйственных связях одного или нескольких посредников – оптовых баз. По количеству посредников различают одно-, двух- и многозвенные связи. Существенные недостатки, присущие торговле на нынешнем этапе ее развития, во многом определены сложностью структуры договорных связей. При участии в хозяйственных связях одного или нескольких посредников снижаются оперативность планирования производства и торговли, эффективность воздействия ее на промышленность по выпуску товаров в соответствии со спросом населения, удорожается процесс товародвижения, замедляется оборачиваемость товаров.

По числу участников договорных отношений хозяйственные связи подразделяются на прямые и опосредованные. Под прямыми связями подразумеваются взаимоотношения двух участников договоров поставки: предприятий-изготовителей или производственных объединений непосредственно с розничными организациями и предприятиями. Опосредованными называются хозяйственные связи, в которых принимают участие три и более участника, в том числе оптовые предприятия и организации.

По срокам действия заключенных договоров и соглашений различают краткосрочные (до одного года) и длительные (5, 10 и более лет) хозяйственные связи. Заключение длительных соглашений способствует упорядочению торговли с промышленностью, повышает ответственность торговли за обоснованность заявок и заказов, а промышленности - за выпуск товаров в соответствии со спросом населения. Кроме того, с отдельными поставщиками могут заключаться договоры на разовую поставку продукции.

Поставки товаров в розничную торговую сеть могут принимать следующие формы – транзитную и складскую. Транзитная форма предполагает поставку товаров в магазин непосредственно от производителей, при складской форме товароснабжения товары поступают на розничное торговое предприятие через оптовых посредников.

Процесс установления хозяйственных связей по характеру и последовательности взаимодействия промышленности и торговли можно условно разделить на три этапа:

1. подготовительный этап включает в себя планирование производства товаров, розничного товарооборота, составление заявок и заказов на производство и поставку товаров, изучение и определение источников закупок и поставщиков;

2. этап документального оформления поставки представляет принятие взаимных обязательств, в которых определяют права и обязанности в форме различных договоров и контрактов;

3. этап исполнения (функционирования) предполагает выполнение участниками связей взятых на себя обязательств, т.е. организацию отгрузки товаров в установленные сроки, в оговоренном количестве, ассортименте, приемку отгруженных товаров, расчеты за поставленные товары.

В системе установления коммерческо-хозяйственных связей с поставщиками товаров важным элементом является поиск и выбор партнера, который осуществляется на основе достоверной информации. При этом необходимые сведения можно получить путем применения следующих методов:

§ изучение рекламных материалов: фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.;

§ анализ рекламных объявлений на телевидении и радио;

§ посещение оптовых ярмарок и выставок;

§ посещение совещаний, проводимых промышленными предприятиями;

§ переписка, личные контакты с возможными поставщиками.

В результате перечисленных мероприятий формируется список поставщиков товаров, который постоянно обновляется и дополняется.

Поставщиков потребительских товаров в розничные торговые предприятия можно разделить на следующие группы:

1. поставщики-изготовители: производственные предприятия, сельскохозяйственные перерабатывающие предприятия, фермерские хозяйства;

2. поставщики-посредники: оптовые склады, оптовые рынки, оптовые ярмарки, мелкооптовые магазины, индивидуальные частные предприниматели и т.д.;

3. частные лица, сдающие товар на комиссионных началах;

4. собственные склады розничных магазинов (в случае функционирования торговых сетей).

В отдельную группу следует отнести зарубежных поставщиков товаров.

В последнее время все активнее развиваются хозяйственные связи по закупкам товаров между розничными торговыми предприятиями и производителями потребительских товаров, которые получили название прямых хозяйственных связей.

Обеспечение населения товарами, соответствующими его спросу, предполагает активное воздействие торговых предприятий на производство в деле повышения качества, улучшения ассортимента, организации бесперебойной поставки товаров как оптовым, так и розничным предприятиям.

При прямых хозяйственных связях схема товародвижения (производитель – розничное торговое предприятие) имеет ряд привлекательных черт, как для производителя, так и для потребителя:

§ максимально убыстряется время обращения товаров;

§ снижается совокупная величина товарных запасов;

§ увеличиваются источники закупок.

Анализ показывает, что торговые предприятия устанавливают связи в основном с местными поставщиками и снабженческо-сбытовыми посредниками. Поставщиками импортных товаров чаще всего являются посредники. При таких связях снижаются издержки предприятий розничной торговли, так как товар ввозится поставщиком в магазин, и предприятие не несет транспортных расходов, а оплата производится по мере реализации товара.

Для оценки реальных и потенциальных возможностей поставщиков следует использовать следующие критерии:

- характер деятельности и финансовые возможности поставщика;

- удаленность поставщика от потребителя;

- психологический климат у поставщика;

- организация управления качеством товаров;

- полнота ассортимента предлагаемых товаров и возможность обеспечения необходимого объема поставки;

- конкурентное положение поставщика на рынке закупок товаров;

- процедура и порядок исполнения коммерческих сделок;

- адекватное сочетание цены и потребительских свойств товара;

- надежность поставки, сроки выполнения договорных обязательств;

- возможность внеплановых поставок товаров;

- возможность поставки средствами и силами поставщика;

- предусматриваемая форма платежа и способы расчетов.

 

Формированию коммерческо-хозяйственных связей в розничной торговле способствуют разнообразные методы проведения закупочной работы. Среди них выделяются:

1. закупка товаров одной партией (предусматривает поставку большой партии товара за один раз; при этом торговое предприятие получает повышенные скидки);

2. поставка товаров небольшими партиями в течение определенного периода (заказ в этом случае оформляется договором, а поставка и оплата осуществляется партиями, например, ежемесячно);

3. ежедневные (раз в неделю и т.д.; этот метод используется при закупке продовольственных товаров с установленными сроками реализации) закупки;

4. получение товара по мере необходимости (выбирая поставщика, торговое предприятие получает принципиальное согласие на поставку товара, а объем и время поставки согласовываются в установленные заказом сроки);

5. закупка товара имеющегося в наличии (заказ товара осуществляется в момент необходимости и вывозится со склада выбранного поставщика);

6. закупка товаров на оптовых ярмарках, рынках, аукционах, торгах и др. видах организованных рынков.

Таким образом, деятельность торгового предприятия по организации работы с поставщиками базируется на поиске и выборе партнера по хозяйственным связям на основе достоверной информации, полученной из многочисленных источников; заключении договоров поставок и выборе оптимальных методов закупки товаров.

При установлении коммерческо-хозяйственных связей помимо договоров поставки и договоров купли-продажи в сфере коммерции используются и другие виды договоров, например договор комиссии, договор консигнации, договор складского хранения товаров, договор аренды, договор на техническое обслуживание торгового оборудования, договор перевозки, договор на рекламу, трудовой договор.

 

Содержание торгово-технологического процесса в магазине

Функционирование предприятий розничной торговли и выполнение основных функций по движению товаров и услуг до конечного потребителя обеспечиваются циклическим выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов при оптимальных затратах ресурсов и высокой культуре торгового обслуживания, называемых торгово-технологическим процессом.

Следует различать технологические, коммерческие и логистические процессы предприятия розничной торговли.

В основу организации технологических процессов положены товарные потоки, в отличие от логистики, которая, кроме того, оптимизирует финансовые и информационные потоки и затрагивает несколько звеньев процесса товародвижения.

Под товарным потоком в магазине понимается движение товаров от момента их поступления в магазин до вручения проданного товара покупателю.

Технологический процесс включает такие операции, как разгрузка, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина и др. Он осуществляется персоналом без участия покупателей.

Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных приемов и способов.

Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

Рационализация технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

Грамотно организованный технологический процесс преследует следующие важные цели:

- обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;

- сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;

- высокая культура обслуживания.

Решение этих взаимосвязанных вопросов может быть обеспечено при использовании системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико- математического моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений и использование зарубежного и отечественного опыта.

Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных условиях являются:

- внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;

- механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;

- использование оптимального решения технологического процесса;

- внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Повышение эффективности деятельности предприятия розничной торговли способствует ускорению технологических процессов в магазинах, достигаемое путем внедрения АСУ на базе современных программных продуктов, использования высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт.

Технологическая карта – это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров.

Технологические карты позволяют более рационально построить режим работы магазина, комплексно использовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы и методы труда, повышать культуру обслуживания.

Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно выделить основные принципы организации технологического процесса магазина:

- обеспечение комплексного подхода к его построению;

- создание максимальных удобств для покупателей;

- достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

- создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

- обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

 

2.1 Структура и содержание технологического процесса

 

В практике деятельности магазинов технологические процессы осуществляются в непосредственной взаимосвязи с коммерческими и по своей природе вторичны. Абстрагируясь от этой взаимосвязи, можно условно весь технологический процесс разделить на основные и вспомогательные операции.

Основными операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей. Вспомогательные же процессы обеспечивают постоянное возобновление основных. Пооперационное содержание основных и вспомогательных составляющих технологического процесса можно представить следующим образом:

 

Основные операции Вспомогательные операции
. организация покупательских потоков в торговом зале; .разгрузка товаров с транспортных средств;
. размещение и выкладка товаров на оборудовании; . распаковка и приемка товаров по количеству и качеству;
. организация расчетов за отобранные покупателями товары; . доставка в кладовые, хранение и перемещение к местам подготовки товаров к продаже;
. упаковка товаров; . подготовка товаров к продаже;
. оказание дополнительных услуг, сервис. . доставка товаров в торговый зал;
  . организация хранения и сдачи тары.

 

Содержание основных и вспомогательных технологических процессов магазинов различных типов имеет свою специфику, определяемую их товарной специализацией, используемыми методами продажи, а также размерами.

Наряду с выделением основных и вспомогательных операций весь технологический процесс также условно разделяют на три основные части:

1) операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

- разгрузку транспортных средств;

- доставку товаров в зону приемки;

- приемку товаров по количеству и качеству;

-доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

- хранение товаров;

- подготовку товаров к продаже;

- перемещение товаров в торговый зал;

- выкладку товаров на торговом оборудовании.

Технологический процесс с товарами до предложения их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Для того чтобы обеспечить высокое качество обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров.

Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.

2) операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

- встреча покупателей;

- предложение товаров;

- отбор товаров покупателям;

- расчет за отобранные товары;

- оказание покупателям дополнительных услуг.

Это наиболее ответственная часть торгово-технологического процесса в магазине, так как именно здесь возникает контакт между покупателями и персоналом, который отражает сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок.

3) операции, связанные с дополнительным обслуживанием покупателей:

- прием предварительных заказов;

- комплектование подарочных наборов;

- доставка товаров на дом;

- раскрой тканей;

- подгонка швейных изделий по фигуре и т.д.

Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств при покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышение культуры потребления (использования) товаров.

Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.

В торговой практике сложились три варианта технологического процесса, различающихся числом операций, проводимых с товаром в магазине.

Первый вариант включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивный вариант. Он возможен при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах. Также этот вариант характерен для скоропортящихся продовольственных товаров.

Второй вариант технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.

Третий вариант является наиболее сложным и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовку, упаковку, разделку, утюжку и т. д). Этот вариант требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.

В большинстве магазинов одновременно действуют все три варианта.

Для каждого розничного торгового предприятия может быть разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы, включающая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже, размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений, уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров, количество узлов расчета и т.д.

Главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса, является метод продажи. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения помещений магазина, потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании. Поэтому очень важно, насколько коммерчески точно просчитан выбор метода(ов) розничной продажи для конкретного магазина.

Организация и технология приемки товаров в магазине. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен иной порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 ч с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся)- не позднее 40 дней, а скоропортящихся - не позднее 48 ч после поступления.

Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров - немедленно после ее освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В акте о результатах проверки массы тары указывают также массу нетто товаров.

Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными правилами и договорами.

Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.

В случае несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, магазин не должен вскрывать тару и упаковку.

Для участия в окончательной приемке товаров и составления двустороннего акта следует пригласить представителя одногороднего отправителя. Если товары получены в оригинальной упаковке или в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, вызывают представителя одногороднего изготовителя. Представитель иногороднего изготовителя вызывается в тех случаях, когда это предусмотрено договором. Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) должен прибыть не позднее, чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся товарам - в течение 4 ч после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором.

Вызов представителя отправителя (изготовителя) направляется по телеграфу или телефону не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам- немедленно после обнаружения недостачи. В уведомлении о вызове указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительного документа, а также количество недостающей продукции.

При неявке представителя поставщика в установленные сроки, а также в случаях, когда его вызов не обязателен, дальнейшую приемку проводят с участием представителя общественности организации, в ведении которой находится магазин. Представитель общественности выделяется решением профсоюзного комитета. Материально ответственные и подчиненные им лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, не могут быть представителями общественности, выделяемыми для участия в приемке товаров в магазине. Нельзя выделять в качестве представителя общественности предприятия-получателя: руководителей магазинов или их заместителей, даже если они не являются материально ответственными лицами; бухгалтеров, товароведов, работа которых связана с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей; работников юридической службы.

По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров.

Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.

Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в течение месяца после составления акта.

Если товары поступили в таре-оборудовании с исправленными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопроводительных документах, а также исправность тары-оборудования и чехлов и соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправности тары-оборудования и чехлов, работник магазина, принимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной пломбой. Окончательная приемка товаров осуществляется без участия лица, доставившего товар.

Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся - в течение 24 ч) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам - остается прежним.

В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.

Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют акт по форме, утвержденной Госкомстатом России. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров.

До окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотрено договором, представитель иногороднего отправителя (изготовителя). Вызов представителя отправителя (изготовителя), а также его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству.

Акт о надлежащем качестве (комплектности) товаров составляют с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения:

наименование и адрес магазина-получателя товаров; номер и дату составления акта; наименование и адрес изготовителя и поставщика и т.д.

О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным сроком службы, акт составляют в течение пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров.

Магазин обязан принять на временное хранение недоброкачественные или некомплектные товары до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании.

Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензия о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы (сопроводительные и т.д.).

Организация и технология хранения товаров и подготовки товаров к продаже.

После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства.

Важным принципом хранения является соблюдение правил товарного соседства с учетом физико-химических и биологических свойств товаров и установленных сроков реализации. Не допускается совместное хранение товаров, обладающих острыми запахами (рыба, мыло, и др.) с товарами, поглощающими запахи (сахар, мука, кондитерские изделия). Нельзя совместно хранить гигроскопические товары (мука, сахар), а также товары, химически взаимодействующие друг с другом. Следует строго соблюдать температурно-влажностные режимы хранения продовольственных товаров.

В таблице 1.2 приведены примеры режимов хранения некоторых групп продовольственных товаров.

 

Таблица 1.2.- Температурно-влажностные режимы хранения продовольственных товаров

Наименование группы товаров Температурный режим Влажностный режим
Бакалейные товары, кондитерские изделия, сушеные плоды и овощи Не выше +18 С 60 – 70 %
Мясо и мясопродукты охлажденные 0 - +2 С 85 %
Мясо и мясопродукты замороженные - 9 С 90 – 100 %
Рыба охлажденная 0 - +5 С 95 – 100 %
Рыба копченая 0 - +2 С 75 – 80 %
Плоды и овощи свежие 0 - +3 С 80 – 90 %
Рыба мороженная, плоды и овощи мороженные - 18 С 90 – 95 %

 

За каждой товарной группой в кладовых закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки). Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.

На стеллажах размещают товары в распакованном виде.

Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т.д.).

В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. При определении высоты штабельной укладки учитывают установленную предельную норму нагрузки на 1мІ пола, прочность тары и упаковки, вид груза и т.д. Если в магазине не используются механизмы для подъема груза, то грузы массой более 50 кг нельзя укладывать в штабеля высотой, превышающей 2 м.

Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.

В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д), в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Характер и объем подготовительных операций определяются физико-химическими свойствами товаров, степенью готовности его к продаже, методами продажи товаров и другими особенностями.

Значительная часть продовольственных товаров требует предварительной подготовки к продаже. Правильная и сво



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 834; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.149.24 (0.018 с.)