Оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка конкурентоспособности предприятия и его продукции



На конкурентоспособность “выхода” организации оказывают влияние качество ее “входа” и качество процесса (организационного уровня производства), а также качество сервиса товара у потребителя.

   
   

Рис. 7. Схема оценки конкурентоспособности товара

В таблице 2.12 проведем сравнительный анализ экспертных оценок по хлебу, произведенному двумя ведущими предприятиями города: «Хлеб» и «Риат»:

Таблица 2.12

Экспертная оценка (в баллах) конкурентоспособности хлеба, произведенному «Риат» и «Хлеб»

Показатели сравнения «Хлеб» «Риат»
Оптовая цена      
  Качество продукции    
Вкусовые характеристики
  Ассортимент
  Упаковка и ее дизайн
Техническая оснащенность производства
Наличие рекламы
Организация сбытовой стратегии
Система скидок
Имидж товара
Использование новейших технологий
Доля продаж товара на ивановском рынке
  Средний балл по показателям 4,08 4,42

 

Как видно из таблицы 2.12, конкурентные преимущества по своим качествам имеет хлеб, выпеченный предприятием «Риат».

Проведем конкурентный анализ деятельности предприятий на рынках г. Иваново и Ивановской области, где реализуются хлебобулочные изделия, здесь уже работают следующие предприятия-конкуренты:

1) Ивановские хлебокомбинаты № 1, №2, №3, №4.

2) Частные хлебопекарни (ЧП)

3) Столовые и кафе, выпускающие хлебобулочную продукцию. Представим основные характеристики конкурентов в таблице 2.13.

Таблица 2.13

Анализ внешней и внутренней среды «Риат»

Характеристики конкурирующих предприятий Продукция хлебо комбинатов Столовые и кафе Частные хлебопекарни Хлебопекарня «Риат»
    Качество продукции Низкое Среднее   Высокое Высокое
  Привлекательность внешнего вида Низкая Низкое Высокая Высокая
  Цена Низкая Средняя   Высокая Средняя
  Занимаемая доля рынка 2004г, % (оценка) Средняя
  Занимаемая доля рынка 2005г, % (оценка) Высокая
  Стабильность продаж Высокая Средняя Средняя Высокая

 

Как видно из таблицы 2.13, основным конкурентом в плане цен нашему предприятию являются Ивановские хлебокомбинаты. Однако, в силу большой разницы качества выпускаемой продукции, потребительские предпочтения населения склонны к продукции «Риат». В то же время такие производственные издержки «Риат» позволяют установить гораздо более доступные цены реализации своей продукции, что будет выгодно отличать от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к продукции конкурентов. Кроме того, будучи производителем, а не дистрибьютором «Риат» может более оперативно реагировать на изменение спроса. Так же существенным внешним фактором можно назвать общее состояние экономики Иванова и Ивановской области. Ивановская область является одним из наиболее бедных регионов нашей страны, что, конечно же, отрицательно сказывается и на деятельность хлебопекарни в целом.

Цель деятельности хлебобулочных предприятий – обеспечение населения г. Иваново и жителей области высококачественной и недорогой хлебобулочной и кондитерской продукцией. Хлебопекарни - конкурентоспособные предприятия, так как обладают высокотехнологичными линиями производства хлебобулочных изделий, и высокой квалификацией сотрудников предприятия.

Маркетинговая возможность фирмы - привлекательное направление маркетинговых усилий, на котором конкретная фирма может добиться конкурентного преимущества.

Разработка стратегии деятельности предприятия осуществляется посредством перспективного планирования. Как известно, современные темпы изменений и увеличения объема знаний столь велики, что стратегическое планирование выступает по существу единственным способом прогнозирования.

Стратегия коммерческой деятельности закладывается в основу всей хозяйственной деятельности предприятия и ориентирована на реализацию его основной стратегической цели. Она определяет перспективные направления развития его функциональных подразделений, которые способствуют реализации стратегии.

Полученные результаты исследований являются основой для разработки методического подхода к установлению основной стратегической цели деятельности предприятия, определения общего направления его развития и стратегических альтернатив. Данный подход предполагает использование широко признанного в зарубежной практике метода SWOT-анализа, который позволяет оценить силу, слабость, возможности и угрозы. Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии.

Одним, из наиболее себя зарекомендовавших методов стратегического маркетинга выступает SWOT – анализ. Предположим, что результаты проведенный нами исследований отражают условия функционирования конкретного предприятия торговли и служат основой для составления карты SWOT его деятельности.

Условно обозначим в ней степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность объекта исследования (она должна определяться экспертным путем по пятибалльной шкале оценки [3,c.174]:

возможности: 5 - очень высокие, 4 - высокие, 3 - средние, 2 - низкие, 1 - очень низкие; угрозы: 5 - очень сильная, 4 - сильная, 3 - средняя, 2 - слабая, 1 — очень слабая; сильные и слабые стороны: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое, 3 - среднее, 2 -низкое, 1 - очень низкое).

 

 

Таблица 2.14

Карта SWOT деятельности

Возможности баллы Угрозы баллы
Расширение сегмента рынка 5 Ужесточение налоговой политики 5
Обновление ассортимента Наличие сильных конкурентов
Внедрение новой технологии Нестабильность политической ситуации
Благоприятные перспективы развития рынка Неплатежеспособность предприятий клиентов
Повышение качества продукции Низкая покупательная способность населения
Итого 22 Итого 20
Сильные стороны баллы Слабые стороны баллы
Наличие продукции Слабая база НИОКР 5
Стабильность спроса на продукцию 5 Недостаточно высокий уровень квалификации кадров 5
Наличие передовой технологии 4 Отсутствие службы маркетинга 5
Стабильные связи с поставщиками 5 Ограниченность номенклатуры
Низкие издержки продукции 5 Отсутствие четко выраженной стратегии предприятия
Итого 23 Итого 24

 

Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия оказывают его внутренние слабые стороны (24 балла).

Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT.

 

 

Таблица 2.15

Обобщающая матрица SWOT

  Возможности Угрозы
  Баллы (22) Баллы (20)
Сильные стороны Баллы (23) 23 * 22 = 506 23 * 20 » 460
Слабые стороны Баллы (24) 24 * 22 = 528 24*20 = 480

 

Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках его ~ выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации.

Результаты расчетов показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабость и возможности» (СЛВ) (528 баллов), следовательно, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию слабых сторон его деятельности. То есть целью предприятия должен стать рост объема продаж, который может быть достигнут, применив стратегию стабильности.

На следующем этапе разработки стратегии предприятия анализируются альтернативы в рамках выбранной его общей стратегии и оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей предприятия. На этом этапе происходит наполнение стратегии конкретным содержанием, то есть конкретными направлениями развития составляющих коммерческой деятельности предприятия, продвижение по которым обеспечит достижение его целей, расширение и укрепление позиций предприятия на рынке. Разработка стратегии коммерческой деятельности должна осуществляться, как правило, в нескольких вариантах.

Разработка стратегии - процесс длительный и трудоемкий, ее пересмотр возможен раз в несколько лет, поэтому она формулируется в достаточно общих выражениях, чтобы по возможности предусмотреть различного рода рыночные тенденции. За исключением случаев, когда изменения среды деятельности предприятия имеют кардинальный характер. Понятно, что работа по разработке стратегии коммерческой деятельности имеет смысл, если имеется эффективный механизм ее реализации.

Таким образом, проведенное исследование позволило представить классификацию стратегий деятельности предприятия, которая структурирует все их множество, отражая многообразие и многовариантность стратегий и является основой для разработки методического подхода к выбору направлений развития предприятий торговли на основании всесторонней оценки условий их функционирования.

Следующим этапом планирования маркетинга является оценка маркетинговых возможностей предприятия.

В таблице напишем сильные и слабые стороны продаваемой предприятиями хлебобулочной продукции.

Таблица 2.16

Слабые и сильные стороны предприятия

Потенциал Риат на рынке Слабости (недостатки) предприятия
-высокий имидж фирмы -верность покупателей -наличие передовой технологии -наличие спроса -стабильная экономическая ситуация в регионе -налаженные связи с общественностью -стабильные связи с поставщиками -низкая квалификация рабочих -низкий уровень автоматизации -недостаточное информационное обеспечение

Таблица 2.17

Анализ возможностей/ угроз и анализ сильных/ слабых сторон для товара

Анализ возможностей/ угроз Оценка Анализ сильных/ слабых сторон Оценка
1. барьеры на пути конкуренции 2. Потребности потребителей 3. Темпы роста внутреннего рынка 4. Темпы роста внешнего рынка 5. Патентная защита               1. Опыт управления 2. Распределительная сеть 3. НИОКР 4. Производственные мощности 5. Финансовые ресурсы    

 

Средний балл по 10- бальной шкале 6,5 баллов.

Средний балл выше среднебального значения, следовательно, предприятие имеет благоприятные возможности и прочные позиции на рынке.

Оценим конкурентоспособность продаваемого хлеба «Риат» по исходным данным, приведенным в таблице 2.18.

 

 

Таблица 2.18

Оценка конкурентоспособности продаж хлеба

Показатели Товар ОАО «Риат»
Продажа хлеба Продажа тортов Доставка Платный сервис
1.Рынок, на котором представлена услуга 2. Показатель значимости рынка   3. Уровень конкурентоспособности товара на данном рынке   4. Объем продаж товара на данном рынке, тыс. руб.   5. Удельный вес товара в объеме услуг Г. Иваново   1,0     0,95       0,056 Г. Иваново   0,7     1,05       0,194 Г. Иваново   0,5   1,10       0,676 Г. Иваново   0,5   0,97       0,074

 

Проведем расчет конкурентоспособности ОАО «Риат»:

Корг = 0,056 *1,0 * 0,95 + 0,194 *0,7 * 1,05 + 0,676 *0,5 *1,10 + 0,074 *0,5 *0,97 = 0,603.

Анализ структуры товара и конкурентоспособности ОАО «Риат» позволяет сделать следующие выводы:

1. Конкурентоспособность ОАО «Риат» низкая, примерно на 40% ниже российского уровня.

2. В структуре оказываемых услуг по продаже хлеба примерно 20% объема товаров конкурентоспособны в г. Иваново.

3. Для повышения конкурентоспособности ОАО «Риат» необходимо снимать с оказания услугу по платному сервису, повышать качество и другие показатели конкурентоспособности остальных услуг по продаже хлеба.

Комплексная оценка предприятия определяет конкурентоспособность предприятия и его потенциал в деловом сотрудничестве, является гарантом эффективной реализации экономических интересов всех участников хозяйственной деятельности, как самого предприятия, так и его партнеров.

Таблица 2.19

Оценка конкурентоспособности ОАО «Риат»

Факторы успеха Оценка потенциала предприятия Относительный уровень потенциала предприятия по сравнению с оптимальным потенциалом
действующий оптимальный
Общее управление: · Соответствие системы управления особенностям среды предприятия · Управление риском · Организация внедрения нововведений · Кадровый потенциал · Корпоративная культура   0,7   0,3 0,8   0,9 0,5   1,0   1,0 1,0   1,0 1,0 0,64
Финансовое управление: · Финансовая устойчивость · Ликвидность · Возможность получения кредитов · Управление денежными потоками · Налоговая оптимизация   0,2 0,3 0,7 0,5 0,8   1,0 1,0 1,0 1,0 1,0 0,5
Маркетинг: · Анализ рынка · Эффективность использования методов продвижения продукции на рынке · Каналы товародвижения   0,5   0,7   0,8   1,0   1,0   1,0 0,67
Производство: · Себестоимость продукции · Управление запасами · Материально – техническое снабжение · Уровень применяемой техники и технологии   0,8 0,7   0,9   0,9   1,0 1,0   1,0   1,0 0,825

 

Итого среднее арифметическое: 0,66

В таблице 2.19 дана комплексная оценка ОАО «Риат» со стороны многих факторов. При оценке комплексного показателя следует вывод о том, что потенциал 66% это средний, причем производственный потенциал находится на высоком уровне, это характеризует предприятие с хорошей стороны. Общее управление и маркетинг находятся примерно на одном уровне: маркетинговая политика в системе сервиса, распределения, продвижения услуг, сбыта, рекламы проводится на предприятии на высоком уровне высококвалифицированными специалистами – маркетологами. Особое внимание необходимо уделить развитию этих трех компонентов.

 

Глава 3. Маркетинговый план продаж продукции ОАО "Риат"

ОАО «Риат» предполагает использование следующих методов продвижения своей продукции:

1. Рекламная деятельность.

1). Предприятие будет рекламировать все виды макаронных с помощью рекламных листовок. Эти листовки имеют красивое оформление и информационный блок. Можно порекомендовать предприятию рекламу той продукции, которая не пользуется спросом, сосредоточив все усилия на рекламе только рентабельного ассортимента продукции.

2). Размещение рекламы в печатных изданиях, на телевидении. Но это является одним из самых дорогостоящих видов продвижения, и поэтому увеличение объема продаж за счет этого элемента комплекса маркетинга вряд ли сможет покрыть затраты, связанные с ним.

3). Кроме того, в настоящее время, очень эффективным способом размещения рекламы становится Интернет. Поэтому предприятию можно предложить создать свой баннер в сети Интернет. Это будет очень эффективно и не требует больших капитальных вложений.

2. Стимулирование сбыта

Скидки с цены товаров. При закупке определенного объема макаронных изделий, а также постоянным оптовым покупателям потребителю должны предоставляться 10- процентные скидки.

3.Связь с общественностью

ОАО «Риат» не сможет на первоначальном этапе использовать в качестве метода продвижения товара, т.к. эти мероприятия слишком дороги для нее. Безусловно, это предприятие в данный момент не имеет средств на спонсорство и благотворительные акции. Фирма сама не осуществляет презентации, конференции, симпозиумы опять же вследствие нехватки финансовых ресурсов.

Конечно, благоприятные отношения с общественностью играют важную роль для этой организации. Но мероприятия для их создания пока еще не могут быть профинансированы предприятием в желаемом объеме.

С помощью продвижения товары проталкивают на рынок, завоевывают покупателей, стимулируют сбыт. Мероприятия по стимулированию сбыта стоят не дешево, но без них не обойтись, а затраты, как правило, относятся к производственным затратам. Проблема данного предприятия состоит в том, что оно не знакомо с научными подходами коммуникационной политики, и зачастую его усилия не оправдываются, а затраты, вложенные в продвижение товаров, не окупаются. Организация знает, что нужно стимулировать сбыт, знает какими способами это надо делать, но не умеет правильно распределить методы продвижения во времени в зависимости от специфики и жизненного цикла своей продукции.

Кроме того, фирме необходимо осуществлять продвижение всех выпускаемых изделий независимо от их жизненного цикла. Известно, что эффективность затрат по методам продвижения изделий на рынке различна на разных стадиях жизненного цикла. Поэтому фирма, для успешного сбыта своего товара, должна формировать стратегию продвижения, опираясь на эти научные выкладки.

Имея динамический ряд по товарообороту хлебобулочных изделий за предшествующие годы, следует выявить основную тенденцию товарооборота за достаточно длительный период времени и определить, как может развиваться в дальнейшем товарооборот, т. е. рассчитать прогноз общего объема товарооборота при сложившихся темпах роста. Такой расчет называется экстраполяцией и используется при прогнозировании товарооборота. Прежде чем производить расчеты по экстраполяции, необходимо наиболее точно определить общую тенденцию развития товарооборота математически через какое-либо уравнение: прямой (если он растет равномерно) или кривой типа параболы второго порядка (если товарооборот растет с некоторым ускорением) и т. д.

Уравнение прямой выражается:

Yt =a0 +a1*t

Для нахождения параметров уравнения прямой решают следующую систему уравнений:

n*a0+∑t* а1=∑y

 

∑t* a0+∑t* а1=∑y*t

 

n-число лет,

y- фактический объем товарооборота.

Таблица 3.1

Объем продаж по месяцам за 2005 год

Месяцы Объем продаж, тыс. руб.
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь  

Для выполнения общей тенденции развития в данном ряду динамики произведем сглаживание ряда с помощью скользящей средней (применив 5-ти членную среднюю); произведем аналитическое выравнивание ряда динамики по прямой линии. Составим таблицу с расчетами:

 

Таблица 3.2

Вспомогательная расчетная таблица

Мес. Объем продаж тыс.руб. Y 5-ти членная скользящая средняя t t2 Y*t
Янв Фев Март Апр Май Июнь Июль Авг Сент Окт Нояб   - - 559,4 579,4 618,2 - - -5 -4 -3 -2 -1 -2650 -2004 -1698 -1240 -580

 

n* a0 +∑t* а1=∑y

 

∑t* a0 +∑t2* а1=∑y*t

 

 

11* a0 +0* а1=6957

0* a0 +110* а1=2604

 

a0=632,5

а1=23,7

 

y= a0 + а1*t

 

y=632,5+23,7*t

 

Так как а1›0, следовательно за данных 11 месяцев происходил постепенный рост объема реализованной продукции в среднем на 23,7 тыс. руб. в месяц.

Спрогнозируем товарооборот по хлебобулочным изделиям на декабрь 2006 года:

У = 632,5+23,7*17=1035,4 тыс. руб.

 

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрена тема исследования маркетингового подхода к организации коммерческой деятельности предприятия розничной торговли. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

· Успех предприятий, действующих в условиях рыночной экономики, определя­ется, в первую очередь, тем, насколько продукция данного предприятия способна удов­летворить требования рынка, внутреннего или внешнего. В условиях переходной рос­сийской экономики выживают, "остаются на плаву" лишь предприятия активно и по­следовательно внедряющие систему маркетинга в свою производственно-хозяйственную деятельность.

· Продвижение (promotion) это любая форма сообщений, используемых фирмой для информации, убеждения или напоминания людям о своих товарах, услугах, образах, идеях, общественной деятельности или влиянии на общество.

· Посредники - это лица, которые связывают стороны, желающие заключить сделку. Посредники действуют в области перевозки, хранения, страхования, сбыта товаров и в других областях. В качестве посредников могут выступать как отдельные лица, так и учреждения. В отличие от торговцев, которые ведут дело за свой счет и от своего имени (выступают самостоятельно в системе производства и потребления), посредники работают за счет поручителя и за это получают вознаграждение. К посредникам относятся брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, маклеры, оптовые покупатели, торговые и промышленные агенты. Более половины международного товарного обмена осуществляется при содействии таких независимых от производителей и потребителей товаров лиц, организаций, торговых фирм.

· Объектом исследования, в дипломной работе, выбрано предприятие г. Иванова ОАО «Риат». ОАО «Риат» одно из крупных предприятий в хлебопекарной отрасли.

· Из всех пищевых продуктов культурного человека хлеб занимает, бесспорно, первое место. Хлеб является основным продуктом питания, потребляемым ежедневно. За всю жизнь человек съедает в общей сложности 15 тонн хлеба, причем основная его часть потребляется не отдельно, а заодно с другими продуктами питания, то есть хлеб выступает как необходимая добавка почти к любой пище. Прекрасное качество, обновленный и расширенный ассортимент хлебобулочных и кондитерских изделий — визитная карточка г. Иваново.

· В настоящее время в городе Иваново и в Ивановской области существует достаточно много хлебокомбинатов и мини-пекарен, конкурирующих между собой. Это в первую очередь «Ивановский хлебокомбинат №4», «Ивановохлеб», Хлебокомбинат «Риат», а также многие другие.

· Основным конкурентом в плане цен нашему предприятию являются Ивановские хлебокомбинаты. Однако, в силу большой разницы качества выпускаемой продукции, потребительские предпочтения населения склонны к продукции «Риат». В то же время такие производственные издержки «Риат» позволяют установить гораздо более доступные цены реализации своей продукции, что будет выгодно отличать от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к продукции конкурентов.

· При оценке комплексного показателя следует вывод о том, что потенциал 66% это средний, причем производственный потенциал находится на высоком уровне, это характеризует предприятие с хорошей стороны. Общее управление и маркетинг находятся примерно на одном уровне: маркетинговая политика в системе сервиса, распределения, продвижения услуг, сбыта, рекламы проводится на предприятии на высоком уровне высококвалифицированными специалистами – маркетологами. Особое внимание необходимо уделить развитию этих трех компонентов.

 

Список используемой литературы

 

1. Аванесов Ю. А. Основы коммерции на рынке товаров и услуг. М.: «Маркетинг». 2003.

2. Аникеев С. Н. Методика разработки плана маркетинга: Сер. «Практика маркетинга». М.: Фолиум, 2002.

3. Аниськова О. Разработка стратегии деятельности предприятия торговли. // Маркетинг -2003-№3.

4. Багиев Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Москва. 2001.

5. Баклин Луис. Стратегия розничной торговли и классификация потребительских товаров. Классика маркетинга / Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква.— СПб.: Питер, 2001.

6. Батра Раджив, Майерс Джон Дж., Аакер Дэвид А. Рекламный менеджмент /Пер. с англ.— 5-е изд.— М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2000.

7. Бейкер Майкл Дж. Маркетинг — философия или функция. Маркетинг. /Под ред. М. Бейкер.— СПб.: Питер, 2002.

8. Буймова Д. Библия мерчандайзинга. Полезная теория в искусстве продаж//Маркетолог.— 2001.— № 6.

9. Ван Ватершут У. Маркетинг- микс. Маркетинг./Под ред. М. Бейкера.— СПб.: Питер, 2002.

10. Вебстер Ф. Изменение роли маркетинга в корпорации. Классика маркетинга./Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква.— СПб.: Питер. 2001.

11. Волков Ю. Мегchandising on-linе: новый подход к древнему ремеслу//Витрина.— 2001.— № 9.

12. Гаджинский А. М. Основы логистики. — М.: ИВЦ «Маркетинг». 2003.

13. Гальперпн С.Н. Анатомия и физиология человека.— М.: Высшая школа, 1969.

14. Гермогенова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина.— М.: РусПартнер Лтд, 1994.

15. Гиссин В.И. Управление качеством продукции: Учебн. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

16. Гличев А.В. Основы управления качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 1998.

17. Говард Д., Шет Дж. Теория поведения покупателя. Классика маркетинга. /Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Моква.— СПб.: Питер, 2001.

18. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. Москва: Дело, 2000.

19. Гордон Я. Маркетинг партнерских отношений./Пер. с англ.; под ред. О.А. Третьяк.— СПб.: Питер, 2001.

20. Градов А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия. /Учебное пособие; СПб., 1999.

21. Джоббер Д. Принципы и практика маркетинга: Учебное пособие./ Пер. с англ.— М.: Издательский дом «Вильямс». 2000.

22. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учебное пособие/ Пер. с нем. А.М. Макарова. /Под ред. И.С. Минько. М.: Высшая школа. 2002.

23. Дорошев В. И. Введение в теорию маркетинга. Москва 2000.

24. Друкер П. Котлер Ф./Под общ. ред. Е.М. Пеньковой. Основы маркетинга. Москва: Прогресс. 2002.

25. Залманова М. Е. Логистика. — Саратов, СГТУ, 2005.

26. Ильенкова С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

27. Канаян Кира и Рубен. Мерчандайзинг.— М.: РИП- холдинг, 2001.

28. Качалов И.В. Влияние упаковки и торговой марки товара на выбор потребителя.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998.— № 6 (18).

29. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок./Под ред. Б.А. Соловьева. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.

30. Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент.— СПб.: Питер Ком, 1999.

31. Котлер Ф. Основы маркетинга. Москва: Прогресс, 1999.

32. Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская инициатива. СПб.: Наука, 2003.

33. Леви М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли/Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Каптуревского.— СПб.: Издательство «Питер», 1999.

34. Лоусон Р. Поведение потребителей. Маркетинг./Под ред. М. Бейкера. 2002.

35. Маркетинг/Под ред. М. Бейкера.— СПб.: Питер, 2002.

36. Маркин Р. Управление розничной торговлей.— М.: Экономика, 1980.

37. Мерчандайзинг: Управление розничными продажами.— М.: Издательство Жигулевского (ООО «Бизнес ту Бизнес Продакшн Групп «Би Би-Пи-джи»), 2002.

38. Мишин В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

39. Николаева М.А. Маркетинг товаров и услуг.— М.: Деловая литература. 2001.

40. Новиков О.А., Уваров С.А. Коммерческая логистика СПБУЭФ. 2002.

41. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: Экономика, 1998.

42. Панкратов Ю. В. Коммерческая деятельность. М.: Экономика. 2001.

43. Парамонова Т.Н. Маркетинг в розничном торговом предприятии.— М.: МГУК, 2002.

44. Промышленная логистика / Под ред. профессора Б.А. Аникина. СПб., «Политехника». 2001.

45. Психология ощущений и восприятия, изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской.— М.: ЧеРо, 1999.

46. Рамазанов И.А. Мерчандайзинг в торговом бизнесе: Учебное пособие.— М.: Издательский дом «деловая литература», 2002.

47. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 2004.

48. Романов А. Н. И др., Маркетинг. / Учебник для вузов. Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999.

49. Российская торговая энциклопедия. Том 1.— М.: РООИ.П за социальную защиту и справедливое налогообложение, 1999.

50. Росситер Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров/Пер. с англ./ Под ред. Л.А. Волковой.— СПб.: Издательство «Питер», 2000.

51. Рынок и логистика. — М.: Экономика, 2003.

52. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд. /Под общ. ред. проф. Брагина Л. А. М.: «ИНФРА-М», 2000.

53. Торговое дело. Учебник. / Под ред. Брагина Л. А.,М.: ИНФРА-М, 2002.

54. Транспортная логистика. — М.: Бранусс, 1996.

55. Управление качеством продукции. Справочник. – М.: Издательство стандартов, 2004.

56. Уэллс У., Бернетл Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика.— СПб.: Питер. 2000.

57. Фалькевич Ю. Музыка помогает продавать и регулировать поток клиентов.//Ведомости.— 1 октября 2001 г.

58. Хрестоматия по вниманию.— М., 1976. П.в.о.— 411.

59. Черняк В.З. Оценка бизнеса, М, «Финансы и статистика»,
1999.

60. Щур Д. П. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга. М.: «Прогресс». 2003.

61. Энджел Дж. Ф., Блекуэлл Р.Д., Миниард П. У. Поведение потребителей.— СПб.: Питер Ком. 2000.

62. Юрчук В.В. Современный словарь по психологии.— Мн.: Элайда. 2000.

63. Яшин С.А. Как товар выложишь, так и продашь//Лег Пром Бизнес.— 2000.— № 3 (17).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.142.104 (0.032 с.)