Анализ конкурентной позиции предприятия на рынке



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ конкурентной позиции предприятия на рынке



 

Основными поставщиками сырья являются предприятия Ивановской области и близлежащих регионов, которые занимаются производством и первичной переработкой муки.

Основными рынками сбыта являются Иваново, Тейково, Фуранов, Комсомольск, Родники (таблица 2.7).

Таблица 2.7

Объем продаж продукции ОАО «Риат» по основным рынкам (%).

Населенный пункт 2004 год 2005 год
Иваново 1,8 5,2
Родники 4,4 5,9
Комсомольск 3,5 5,1
Тейково 0,4
Фурманов 2,6 4,3

 

По данным таблицы 2.7 в 2005 году произошло перераспределение доли в пользу Иваново, что объясняется близостью и знанием данного рынка сбыта. По-прежнему наибольшие объемы направляются в Родники (более развиты по сравнению с Тейково дилерские связи).

Общеизвестно, что качество готового продукта зависит от сырьевой базы: чем лучше сырье, тем лучше и готовый продукт. Следует серьезно задуматься над следующими цифрами: 78 % муки, производимой в Ивановской области, забирают предприятия Москвы и Московской области (они предлагают большую цену и производят предоплату), около 18 % распределяется между потребителями Ивановской области (оставшиеся 3-4 % уходят в Ярославскую, Костромскую, Владимирскую области) (данные 2004 года). В ближайшем будущем сырье непременно станет узким местом для производителей, особенно, если состояние колхозов и совхозов останется прежним и сбор урожая зерна будет составлять в 1.4 т/год (факт по Ивановской области в 2005г), а не 3.5 или 4.5 тонн в год, как должно быть.

При оценке конкурентной позиции предприятия на рынке учитывается специфика исследуемого рынка, определяется специфичность самих товаров этого рынка. Каждый из рынков имеет свои особенности, которые весьма многочисленны.

Можно заметить, что особенность рынка хлебопродуктов такова, что в периоды экономического спада и, соответственно, снижения покупательской способности населения потребление хлебопродуктов увеличивается. Эту закономерность иллюстрирует рис. 6, на котором представлено потребление хлебопродуктов на рынке России.

 

130            
128            
126            
124            
           
120            
           
           
           

 

Рис. 7. Потребление хлебобулочных продуктов

 

Из рис. 7 видно, что в 2003 год потребление хлебопродуктов значительно возросло. Эту точку можно с определенной условностью рассматривать как потенциал рынка. Текущий спрос имеет зависимость с экономической ситуацией в стране, а тенденция ее изменения к лучшему показывает, что потребление хлебопродуктов и далее будет сокращаться. Это означает, что в условиях обостряющейся конкуренции производителям будет все сложнее реализовывать свою продукцию. В таких условиях удержать долю рынка, а тем более расширить его чрезвычайно сложно даже для предприятий, обладающих высоким ресурсным потенциалом. Поэтому правильный выбор маркетинговой стратегии и тактики становится фактором, определяющим рыночный успех.

Рынок продовольственных товаров (к которым и относится хлеб) можно охарактеризовать следующим образом: продукты питания имеют большую взаимозаменяемость в потреблении. Утолить голод можно различными продуктами. Поэтому оценивать спрос на конкретные товары через потребность в пище весьма затруднительно. Это же обстоятельство обусловливает отсутствие отлаженного спроса на эти товары.

Неудовлетворенный спрос на продукты не переходит на последующий период времени. Если сегодня покупатель не смог купить буханку черного хлеба, то это не значит, что завтра он купит их вдвое больше.

Ограниченность сроков хранения продуктов определяет совпадение в основном размеров покупок с размером потребления этих продуктов.

Спрос на продукты питания сильно зависит, от природно-климатических факторов, национальных и религиозных особенностей, обычаев, привычек, эстетических и психологических факторов. Эти факторы плохо измеряются, что затрудняет анализ рынка.

По продуктам питания весьма значительна доля импульсных, не планируемых заранее покупок. Следовательно, при изучении рынка продовольственных товаров очень трудно учесть покупательские намерения.

Определим характеристики и емкость рынка г. Иваново.

Таблица 2.8

Оценочный лист перспективности рынка

Характеристика рынка (наблюдаемые признаки) Шкала оценок
Неблагоприятно Удовлетворительно Благоприятно
1. Деловая активность             ·    
2.Уровень цен           ·      
3. Насыщенность рынка     ·           ·
4.Качество продукции                 ·
5.Ассортимент товара                  
б.Конкуренция       ·          
7.Развитость           ·      
коммуникации                  
 
8.Уровень жизни насе-         ·        
ления                  
9.Развитость правового             ·    
регулирования                  
10.Совпадение культу-                  
рных и национальных               ·  
традиций                  
Средняя оценка 6,5
Оценка целесообразности выхода Нежелательно Большой риск Возможность
      успеха
на рынок      

 

Таким образом, из этой таблицы можно сделать вывод что, при существующем положении на рынке хлебобулочных изделий, нашему предприятию целесообразно выйти на этот рынок, но с некоторой долей риска. Но, как показывает средняя оценка, возможность успеха на данном рынке все-таки есть, так как предприятие производит широкий ассортимент продукции высокого качества, используя новейшие технологии изготовления.

Оценку конъюнктуры рынка проведем в следующей таблице:

Таблица 2.9

Оценка конъюнктуры рынка

Индикаторы рынка
Поставка Продажа Запасы Цены
рост стаб спад рост стаб спад рост стаб спад рост стаб спад
  +     +     +     +  

 

I продажи = I запасов, следовательно, в нашем случае рынок покупателя.

Емкость рынка можно определить по разным методикам. Одна из формул следующая:

Е= Еперв+Еповт+Едоп

Еперв- первичный потребитель;

Еповт- повторный;

Едоп- постоянный покупатель.

Е=85т+74т+61т=220 тонн ежедневно - реализация продукции ОАО «Риат» в городе и области.

Контроль за конкурентами необходим в условиях выработки обоснованной стратегии в области маркетинга и менеджмента. Данный контроль возможен на основе развитого информационного обеспечения.

Существует 2 подхода к классификации конкурентов:

1) активные (действующие) и потенциальные;

2) конкуренты по отдельным элементам комплекса маркетинга:

- по товарам – имеют одинаковые товары, проводят схожую товарную политику, в т.ч. способ товара и предложения;

- по сбыту – в основном сбытовики товаров широкого потребления;

- по цене – учитывается на товарах предварительного выбора и особого спроса.

Вопросы, на которые следует ответить, исследуя конкурентов:

1) сколько конкурентов у вас на вашем основном рынке?

2) какие виды предприятий имеют ваши конкуренты?

3) кто является вашим основным конкурентом?

4) какую долю на вашем основном рынке имеют 3 самых крупных конкурента?

5) каковы особенности товаров ваших конкурентов?

Анализ дополняется сопоставлением темпов роста продажи и запасов, указывающих, в нашем случае, на сбалансированность рынка, т. к. для производства хлебобулочных изделий характерна ситуация, при которой предложение соответствует спросу и лишь в редких случаях превышает его. Исходные данные для оценки емкости рынка представлены в таблице 2.10.

Таблица 2.10

Показатели деятельности предприятий по продаже хлебобулочных изделий в Ивановской области

Производитель Ассортимент Качество Цена
«Риат» «Ивановский хлебокомбинат №1» «Ивановский хлебокомбинат №2» «Ивановохлеб» «Ивановский хлебокомбинат №4» «Хлеб» Мини-пекарни Широкий Широкий Средний Узкий Средний Широкий Узкий Высокое Низкое Высокое Высокое Среднее Высокое Низкое Средняя Средняя Низкая Низкая Низкая Высокая Средняя

 

Для расчетов по алгоритму примем следующие допущения: базовым предприятием является фирма «Риат» (ее коэффициент поэтому всегда =1).

Бальная оценка ассортимента: Узкий - 1 балл, Средний - 2 балла, Широкий - 3 балла. Экспертная оценка качества также соответствует номеру его ранжирования: Низкое - 1 балл, Среднее - 2 балла, Высокое - 3 балла. Бальная оценка цены противоположна качеству: низкая - 3 балла, средняя - 2балла, высокая - 1 балл.

Общая емкость рынка по Ивановской области 150 000 единиц изделия в год (при расчете учитывается, что население Иванова составляет 450 000 человек, в среднем семья состоит из 3 человек, в день на 1 семью необходимо 1 изделие).

Преобразуем таблицу 2.10 в таблицу 2.11:

Таблица 2.11

Расчетные показатели деятельности предприятий по продаже хлебобулочных изделий

Производитель Ассортимент Качество Цена Сумма рейтинга гов. Прогноз доли рынка
  Балл Рейтинг* Балл Рейтинг* Балл Рейтинг*   шт. %
«Риат» 3,00 16,4
«Ивановский                  
хлебокомбинат №1» 0,33 2,33 12,7
«Ивановский                  
хлебокомбинат №2» 0,67 1,5 3,17 17,3
«Ивановохлеб» 0,33 1,5 2,83 15,4
«Ивановский                  
хлебокомбинат №4» 0,67 0,67 1,5 2,84 15,5
«Хлеб» 0,5 2,50 13,6
Мини-пекарни ' 0,33 0,33 1,66 9,1
ИТОГО . - - - - -

· рейтинговая оценка по отношению к предприятию «Риат».

· Пример расчета для фирмы «Риат»: 150 000* 3/18,33= 24 550 шт.

Таким образом, согласно этой модели, фирма «Риат» в данный момент времени может рассчитывать на 16% рынка Ивановской области. Увеличить долю на рынке можно с помощью некоторого уменьшения цен, но главное здесь правильно разработать эффективную программу продвижения продукции.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.23.193 (0.01 с.)