Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и уровни менеджмента на предприятии.

Поиск

Содержание и характерные черты менеджмента.

Содержание менеджмента.

Менеджмент можно рассматривать как науку, практику и искусство:

Как наука управления – возникла на базе практической деятельности по управлению организациями и имеет свой предмет изучения, принципы, функции, методы, свои специфические проблемы и подходы к их решению;

Как практика управления – эмпирические навыки предыдущих поколений менеджеров и опыт, приобретенный в результате управленческой деятельности;

Как искусство управления – сфера деятельности, требующая высокой степени умения и мастерства.

Менеджмент можно рассматривать как функцию и как институт:

Как функция в самом широком смысле охватывает все задачи в следующих сферах управления фирмой: планирование, организация, управление, контроль;

Как институт управления охватывает всех должностных лиц предприятия, имеющих право принимать решения и давать распоряжения

Менеджмент включает три уровня управления: высший (президенты, ген.директора, управляющие); средний (директора филиалов, начальники цехов, отделов); низовой (начальники участков, прорабы, бригадиры, мастера)

Характерные черты менеджмента

Характерные для управления черты включают экономический, социально-психологический, правовой, организационно-технический аспекты.

Экономический аспект - координация материальных и трудовых ресурсов

Социально - психологический аспект характеризует деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы.

Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов.

Организационно - технический аспект включает оценку ситуации,отбор целей и задач, упорядочение ресурсов, рациональное проектирование, мотивацию и вознаграждение и т.д.

Виды и уровни менеджмента на предприятии.

Менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам: уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам).

По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства предприятием:

1) высший уровень управления – (высшее руководство предприятия), формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам;

2) средний уровень управления - (руководители подразделений) обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений;

3) нижний уровень - (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты), обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления.

Различают следующие виды менеджмента:

♦ стратегический менеджмент - охватывает принятие всех стратегических решений по развитию предприятия – высший уровень управления;

♦ производственный, или операционный менеджмент - определяет необходимые действия по управлению производством, в том числе технологический менеджмент;

♦ маркетинговый менеджмент - отражает организацию и конкретные механизмы управления маркетинговой деятельностью предприятия с учетом специфики предприятия и его масштабов;

♦ инновационный менеджмент - определяется профилем деятельности предприятия, его позицией на рынке и условиями конкуренции;

♦ финансовый менеджмент - обеспечивает управление движением материальных и финансовых ресурсов предприятия;

♦ управление персоналом - уметь правильно организовать и направить действия персонала;

и т.д.

Успешное управление предприятием. Факторы успеха. Общие подходы к управлению, направленному на успех.

Успешное управление предприятием. Факторы успеха

Управление предприятием считается успешным, когда в результате такого управления оно достигает своих целей, определяемых как желаемый результат деятельности. Основные составляющие успеха предприятия в рыночных условиях хозяйствования определяются выживанием, результативностью и эффективностью деятельности предприятия, его производительностью и практической реализацией принимаемых решений.

Выживание характеризует возможность предприятия осуществлять свою производственно-сбытовую деятельность как можно дольше в условиях изменения внешней среды.

Результативность и эффективность определяют условия, при которых предприятие сможет осуществлять свою деятельность на рынке в длительном периоде. Под результативностью понимается ориентация производства на удовлетворение платежеспособного потребительского спроса. Эффективность деятельности предприятия определяется соотношением достигнутого результата при удовлетворении конкретного спроса и затрат ресурсов, включая трудовые затраты.

Производительность - показатель относительной эффективности (чем более эффективна деятельность предприятия, тем выше его производительность).

Практическая реализация непосредственно характеризует менеджмент предприятия (успешным управленческим решением является такое, которое реализуется, т.е. превращается в результативное и эффективное действие по достижению желаемого результата деятельности предприятия).

Общие подходы к управлению, направленному на успех

В практике менеджмента к общим подходам, направленным на успех, относят обобщение, ситуационный подход, интегральный подход и системный комплексный подход.

Обобщение направлено на решение двух общих проблем управления предприятием (сложность предприятия как объекта управления и зависимость результатов деятельности предприятия от внешней среды).

Ситуационный подход в современном менеджменте означает использование системного подхода к учету ситуационных факторов (внутренние переменные предприятия и внешние факторы), непосредственно влияющих на результаты деятельности предприятия в процессе управления.

Интегральный подход отражает необходимость оценки влияния ситуационных переменных на достижение желаемого успеха в определенной перспективе с учетом тенденций изменения внешней среды и развития возможностей самого предприятия.

Системный комплексный подход является базовым при рассмотрении сложных процессов взаимодействия предприятия и его среды при принятии управленческих решений с использованием рассмотренных выше подходов.

Экономическая и социальная эффективность менеджмента.

Экономические и социальные факторы эффективности менеджмента.

Совокупность факторов, определяющих действия по достижению желаемого результата деятельности предприятия и эффективность управления его реализацией, может быть разделена на две группы. К первой группе относятся факторы, определяющие экономическую составляющую эффективности менеджмента (экономические факторы), ко второй — социальные факторы.

Экономические факторы менеджмента определяют эффективность организации производства необходимых обществу товаров и услуг и получение максимальной прибыли ее собственником, а также получение экономической выгоды обществом.

Социальные факторы отражают нормы и правила обеспечения юридической ответственности, принципы и ценности, признаваемые обществом, и организационной культуры, которые определяют поведение сотрудников и организаций, а также связаны с добровольными действиями менеджмента и персонала организации, которые оказывают влияние на рост благосостояния общества и его развитие. Они включают также и другие действия менеджеров и организаций, направленные во благо общества.

Содержание и формы управленческого контроля.

Управленческий контроль реализует учет, контроль и анализ достигнутых показателей деятельности предприятия для обеспечения своевременного принятия корректирующих воздействий, обеспечивающих достижение его целей.

Управленческий контроль как функция управления является одним из главных инструментов принятия управленческих решений, обеспечивающих успешное функционирование предприятия и достижение его целей в долгосрочной перспективе и текущей деятельности.

Основные задачи управленческого контроля:

1) сбор, обработка и анализ фактических результатов деятельности всех подразделений предприятия, сравнение их с плановыми показателями, выявление отклонений и причин этих отклонений;

2) анализ причин отклонения текущей деятельности от запланированного поведения предприятия и выявление возможных негативных тенденций их развития для принятия необходимых действий, препятствующих развитию кризиса в деятельности предприятия;

3) разработка мероприятий, необходимых для достижения намеченных целей (предприятия, и принятие конкретных управленческих решений, обеспечивающих их реализацию;

4) создание системы отчетности на предприятии, сбор и анализ данных этой отчетности по результатам хозяйственной деятельности предприятия в целом и каждого отдельного подразделения.

В практике внутрифирменного управления широко используются две формы управленческого контроля: финансовый контроль (общий управленческий контроль) и оперативный (административный) контроль.

Финансовый контроль использует в качестве информационной базы систему финансового учета и отчетности, действующую на предприятии.

Оперативный (административный) контроль в большей мере ориентирован на обеспечение децентрализованного управления предприятием.

Управленческий контроль служит средством централизации управления и контроля выполнения планов предприятия и его подразделений высшим руководством предприятия. Одновременно он обеспечивает реализацию децентрализованного контроля производственно-сбытовой деятельности структурных подразделений соответствующими руководителями всех уровней управления и позволяет достигать оптимального соотношения централизации и децентрализации контроля и управления деятельностью предприятия в целом.

Содержание инновационной деятельности и сущность инновационного менеджмента на предприятии.

Инновационная деятельность — это комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, направленный на коммерциализацию накопленных знаний, технологий и оборудования.

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению и коммерциализации новшеств включает:

• проведение научно-исследовательских и конструкторских работ по разработке идеи новшества, проведению лабораторных исследований, изготовлению образцов новой продукции;

• подбор необходимых видов сырья и материалов для изготовления новых видов продукции;

• разработку технологического процесса изготовления новой продукции;

• проектирование, изготовление, испытание и освоение образцов новой техники;

• разработку и внедрение новых организационно-управленческих решений;

• исследование, разработку или приобретение необходимых информационных ресурсов и информационного обеспечения инноваций;

• подготовку, обучение, переквалификацию и специальные методы подбора персонала, необходимого для проведения НИОКР;

• проведение работ или приобретение необходимой документации по лицензированию, патентованию, приобретению ноу-хау;

• организацию и проведение маркетинговых исследований по продвижению инноваций.

Инновационный менеджмент – совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный менеджмент можно представить как процесс управления созданием новых знаний, творческим потенциалом создателей новых знаний, внедрением новшеств, социальными и психологическими аспектами нововведений.

Данный процесс можно рассматривать в трех аспектах: как науку управления инновациями; как вид деятельности с принятием соответствующих управленческих решений; как аппарат управления инновациями.

Цель – определение основных направлений научно – технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции; модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Процесс реализации функций инновационного менеджмента

1.Формирование инновационных целей;2.Планирование инноваций

Организация инноваций связана с определением научно-производственной структуры предприятия, структуры управления инновациями, формы их организации.

Содержание и характерные черты менеджмента.

Содержание менеджмента.

Менеджмент можно рассматривать как науку, практику и искусство:

Как наука управления – возникла на базе практической деятельности по управлению организациями и имеет свой предмет изучения, принципы, функции, методы, свои специфические проблемы и подходы к их решению;

Как практика управления – эмпирические навыки предыдущих поколений менеджеров и опыт, приобретенный в результате управленческой деятельности;

Как искусство управления – сфера деятельности, требующая высокой степени умения и мастерства.

Менеджмент можно рассматривать как функцию и как институт:

Как функция в самом широком смысле охватывает все задачи в следующих сферах управления фирмой: планирование, организация, управление, контроль;

Как институт управления охватывает всех должностных лиц предприятия, имеющих право принимать решения и давать распоряжения

Менеджмент включает три уровня управления: высший (президенты, ген.директора, управляющие); средний (директора филиалов, начальники цехов, отделов); низовой (начальники участков, прорабы, бригадиры, мастера)

Характерные черты менеджмента

Характерные для управления черты включают экономический, социально-психологический, правовой, организационно-технический аспекты.

Экономический аспект - координация материальных и трудовых ресурсов

Социально - психологический аспект характеризует деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала фирмы.

Правовой аспект отражает структуру государственных, политических и экономических институтов.

Организационно - технический аспект включает оценку ситуации,отбор целей и задач, упорядочение ресурсов, рациональное проектирование, мотивацию и вознаграждение и т.д.

Виды и уровни менеджмента на предприятии.

Менеджмент может быть классифицирован по двум основным признакам: уровням управления и функциональным областям управленческой деятельности (видам).

По уровням управления менеджмент рассматривается на трех уровнях руководства предприятием:

1) высший уровень управления – (высшее руководство предприятия), формирует цели, стратегию и политику предприятия, принимает решения по важнейшим вопросам;

2) средний уровень управления - (руководители подразделений) обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений;

3) нижний уровень - (руководители групп, бригадиры, мастера и другие специалисты), обеспечивают выполнение оперативных планов и решений среднего звена управления.

Различают следующие виды менеджмента:

♦ стратегический менеджмент - охватывает принятие всех стратегических решений по развитию предприятия – высший уровень управления;

♦ производственный, или операционный менеджмент - определяет необходимые действия по управлению производством, в том числе технологический менеджмент;

♦ маркетинговый менеджмент - отражает организацию и конкретные механизмы управления маркетинговой деятельностью предприятия с учетом специфики предприятия и его масштабов;

♦ инновационный менеджмент - определяется профилем деятельности предприятия, его позицией на рынке и условиями конкуренции;

♦ финансовый менеджмент - обеспечивает управление движением материальных и финансовых ресурсов предприятия;

♦ управление персоналом - уметь правильно организовать и направить действия персонала;

и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 2182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.008 с.)