Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности современного менеджмента

Поиск

Основные понятия менеджмента.

Менеджмент – спец. разновидность управления, т.е. деятельность человека, направленная на упорядочивание элементов окружающей среды, обеспечение необходимых условий их функционирования и развития в интересах достижении поставленных целей или возникающих проблем.Управление: естественное (в природе), техническое (станки, машины), социальное (отдельные люди, их отношения, деят-ть)Хозяйственное управление может выражаться в двух формах: 1) командно-административное (осуществляется правительством, чаще встречается в военизированных структурах) 2) менеджмент – рыночное управление предпринимательского типа. В его рамках действие руководителя предопределены не командами сверху, а рыночной ситуацией. Менеджмент не сводится лишь к управлению подчиненными, это управление бизнесом или делом в целом. Возникновение трудовых предприятий дало толчок к развитию менеджмента. Когда руководители были заняты ведением дел и не могли управлять людьми, приходилось нанимать специалиста, профессионального управляющего, который руководил этими процессами. В этом состоит суть первого этапа отделении от собственности. Со временем появились акционерные общества с множеством собственников. 2 этап – эволюция управляющих. Но менеджмент это не только особый род деятельности и группа лиц его осуществляющих, но и область знаний, прикладная наука, способы их решения. В самостоятельную науку менеджмент выделился в 20 веке. Объектом менеджмента как науки является деятельность по управлению бизнесом и людьми в условиях рынка, а предметом являются отношения, складывающиеся в его рамках между участниками управленческого процесса.

2) Функции менеджмента:

Бывают ОБЩИЕ и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ.

Общие отражают его содержание. Главной функцией менеджмента считается планирование. Это управленческая деятельность, отражающаяся в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие объекты времени. Содержание планирования как функция менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений производства с учетом материального источника его обеспечения и св-ва на рынке. Результатом планирования является система взаимосвязанных документов, планов. Планирование может быть: перспективным (более 5 лет), среднесрочным (от 1 – 5 лет) и текущим (на период до года с детализацией по месяцам)

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях берет на себя организационная функция, которая реализуется в единстве двух процессов – формирование структуры и организация упорядочивания способов, имеющихся ресурсов. Это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы, персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами.

Доведения до сведения каждого субъекта того, что и как должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция. В ее основе находится субординация, т.е. служебное подчинение старших младшим. Распорядительство по Файолю состоит в том, чтобы в совершенстве знать работников, увольнять, подавать положительный пример, активизировать, воспитывать, проводить совещание и тд.

Координация – ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звений в организации, путем установления рациональных связей между ними. Существуют традиционные формы, позволяющие координировать действия работников: совещания, личные контакты, согласование рабочих планов и графиков, компромисс, координация в работе над документами.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решением, а также выработки определенных действий. Виды контроля: предварительный (до фактического начала работ), текущий (осуществляется в ходе проведения работ), заключительный (после выполнения работ, дает руководству информацию необходимую дл планирования аналогичных работ в будущем)

Мотивационная – как основная форма менеджмента связана с побуждением себя через форм-е. Мотив это побудительная причина, повод в деятельности. Теория мотивации делится на 2 категории: содержательная, процессуальная. В первую очередь стараются определить потребности, побуждения людей к действию, особенно при определении объема содержания работы.

Информационная – роль информационной функции предприятия тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последнее начинается с ее отбора, обработки анализа. В зад. Инф. функцию входит создание и полномочие БД, определение объема необходимые сведении представления их всем нуждающимся в удобной для использования форме.

Развития всех сфер и сторон деятельности организации – в эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым нужно постоянно приспосабливаться, поэтому сегодня важнейшей функцией менеджмента считается функция развития всех сфер и сторон деятельности организации, а именно ее структуры, систем управления, отношения с окружающими, а главное персоналом

Специфические – подразделяются:

В зависимости от организационной роли:

функция интеграции интеграция означает уровень сотрудничества, существующий между частями организации и обеспечивающий достижение их целей в рамках требования предъявляемого внешним окружающим. Основные признаки: 1) взаимопроникновение различных производственных процессов. 2) необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов. Интеграционная система – это система общего требования, отвечающая требованиям 2 или более стандартов

функция дифференциации – деление в организации работ между ее частями или подразделений таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения

В зависимости от направленности: интрофункция, инфрофункция

В зависимости от временного горизонта: стратегическая Стратегический менеджмент начинается в центре внимания высшего руководства организации. В его рамках ставят долгосрочные цели организации, определяются пути достижения, обеспечение ее будущей жизнедеятельности. Например, на достижение перспективных целей организации.

Тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического менеджмента рассчитывают на меньший отрезок времени, обычно он охватывает годовой период, он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации, таких как маркетинговое, научно-исследовательское производство, а также реализация краткосрочных планов.

Оперативный менеджмент сводится к принятию решения способствующему быстро и вовремя исправить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях.

В зависимости от целей: ситуационная, стратегическая

С точки зрения процессов управления:

принятие управленческого решения центральное звено в сфере деятельности руководителя, меньшая степень стандартизированности и алгоритмизированности, анализ содерджания данной функции включает два аспекта

реализации решения: доведение решения до исполнения, приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности, подборка людей и диллегирование их полномочий

контроля и корректировки решения: регулирование – управленческая деятельность по ликвидации отклонений на заданный режим и приведение объектов в следующее состояние.

Принципы менеджмента

Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами. Они могут быть общими для всех его видов или могут относиться к некоторой их части. Соблюдение принципов обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

К основным принципам менеджмента можно отнести следующие.

Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически невозможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопределенности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство.

Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения конкретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.

Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так же, как гигантской корпорацией, а научными разработками — по аналогии с работой у конвейера. Но, с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.

Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строго определенном порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повторяться через определенные промежутки времени (например, контроль, составление бухгалтерских отчетов).

Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производственных и хозяйственных процессов.

Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках — действовать самостоятельно.

Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это гарантирует нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежащее исполнение.

Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Избыток прав приводит на практике к произволу; недостаток — парализует деловую активность и инициативу

Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности. Она поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

Максимально раннее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений. Те из них, в которые вложены собственные труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

Основные понятия менеджмента.

Менеджмент – спец. разновидность управления, т.е. деятельность человека, направленная на упорядочивание элементов окружающей среды, обеспечение необходимых условий их функционирования и развития в интересах достижении поставленных целей или возникающих проблем.Управление: естественное (в природе), техническое (станки, машины), социальное (отдельные люди, их отношения, деят-ть)Хозяйственное управление может выражаться в двух формах: 1) командно-административное (осуществляется правительством, чаще встречается в военизированных структурах) 2) менеджмент – рыночное управление предпринимательского типа. В его рамках действие руководителя предопределены не командами сверху, а рыночной ситуацией. Менеджмент не сводится лишь к управлению подчиненными, это управление бизнесом или делом в целом. Возникновение трудовых предприятий дало толчок к развитию менеджмента. Когда руководители были заняты ведением дел и не могли управлять людьми, приходилось нанимать специалиста, профессионального управляющего, который руководил этими процессами. В этом состоит суть первого этапа отделении от собственности. Со временем появились акционерные общества с множеством собственников. 2 этап – эволюция управляющих. Но менеджмент это не только особый род деятельности и группа лиц его осуществляющих, но и область знаний, прикладная наука, способы их решения. В самостоятельную науку менеджмент выделился в 20 веке. Объектом менеджмента как науки является деятельность по управлению бизнесом и людьми в условиях рынка, а предметом являются отношения, складывающиеся в его рамках между участниками управленческого процесса.

2) Функции менеджмента:

Бывают ОБЩИЕ и СПЕЦИФИЧЕСКИЕ.

Общие отражают его содержание. Главной функцией менеджмента считается планирование. Это управленческая деятельность, отражающаяся в планах и фиксирующая будущее состояние объекта менеджмента в текущие объекты времени. Содержание планирования как функция менеджмента состоит в обоснованном определении основных направлений производства с учетом материального источника его обеспечения и св-ва на рынке. Результатом планирования является система взаимосвязанных документов, планов. Планирование может быть: перспективным (более 5 лет), среднесрочным (от 1 – 5 лет) и текущим (на период до года с детализацией по месяцам)

Практическое воплощение замыслов, содержащихся в планах, программах и стратегиях берет на себя организационная функция, которая реализуется в единстве двух процессов – формирование структуры и организация упорядочивания способов, имеющихся ресурсов. Это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы, персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами.

Доведения до сведения каждого субъекта того, что и как должен делать для достижения поставленных целей, берет на себя распорядительская функция. В ее основе находится субординация, т.е. служебное подчинение старших младшим. Распорядительство по Файолю состоит в том, чтобы в совершенстве знать работников, увольнять, подавать положительный пример, активизировать, воспитывать, проводить совещание и тд.

Координация – ее задача состоит в достижении согласованности в работе всех звений в организации, путем установления рациональных связей между ними. Существуют традиционные формы, позволяющие координировать действия работников: совещания, личные контакты, согласование рабочих планов и графиков, компромисс, координация в работе над документами.

Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Он представляет собой систему наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования управляемой подсистемы принятым решением, а также выработки определенных действий. Виды контроля: предварительный (до фактического начала работ), текущий (осуществляется в ходе проведения работ), заключительный (после выполнения работ, дает руководству информацию необходимую дл планирования аналогичных работ в будущем)

Мотивационная – как основная форма менеджмента связана с побуждением себя через форм-е. Мотив это побудительная причина, повод в деятельности. Теория мотивации делится на 2 категории: содержательная, процессуальная. В первую очередь стараются определить потребности, побуждения людей к действию, особенно при определении объема содержания работы.

Информационная – роль информационной функции предприятия тем, что информация является предметом и результатом управленческой деятельности. Поэтому последнее начинается с ее отбора, обработки анализа. В зад. Инф. функцию входит создание и полномочие БД, определение объема необходимые сведении представления их всем нуждающимся в удобной для использования форме.

Развития всех сфер и сторон деятельности организации – в эпоху НТР в мире происходят стремительные изменения, к которым нужно постоянно приспосабливаться, поэтому сегодня важнейшей функцией менеджмента считается функция развития всех сфер и сторон деятельности организации, а именно ее структуры, систем управления, отношения с окружающими, а главное персоналом

Специфические – подразделяются:

В зависимости от организационной роли:

функция интеграции интеграция означает уровень сотрудничества, существующий между частями организации и обеспечивающий достижение их целей в рамках требования предъявляемого внешним окружающим. Основные признаки: 1) взаимопроникновение различных производственных процессов. 2) необходимость и целенаправленное регулирование интеграционных процессов. Интеграционная система – это система общего требования, отвечающая требованиям 2 или более стандартов

функция дифференциации – деление в организации работ между ее частями или подразделений таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках данного подразделения

В зависимости от направленности: интрофункция, инфрофункция

В зависимости от временного горизонта: стратегическая Стратегический менеджмент начинается в центре внимания высшего руководства организации. В его рамках ставят долгосрочные цели организации, определяются пути достижения, обеспечение ее будущей жизнедеятельности. Например, на достижение перспективных целей организации.

Тактический менеджмент реализуется на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического менеджмента рассчитывают на меньший отрезок времени, обычно он охватывает годовой период, он обеспечивает краткосрочное протекание процессов в организации, таких как маркетинговое, научно-исследовательское производство, а также реализация краткосрочных планов.

Оперативный менеджмент сводится к принятию решения способствующему быстро и вовремя исправить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях.

В зависимости от целей: ситуационная, стратегическая

С точки зрения процессов управления:

принятие управленческого решения центральное звено в сфере деятельности руководителя, меньшая степень стандартизированности и алгоритмизированности, анализ содерджания данной функции включает два аспекта

реализации решения: доведение решения до исполнения, приспособление организационной структуры фирмы к задачам намечаемой деятельности, подборка людей и диллегирование их полномочий

контроля и корректировки решения: регулирование – управленческая деятельность по ликвидации отклонений на заданный режим и приведение объектов в следующее состояние.

Принципы менеджмента

Как и любая другая деятельность, управление осуществляется в соответствии с определенными принципами, т. е. правилами. Они могут быть общими для всех его видов или могут относиться к некоторой их части. Соблюдение принципов обеспечивает успех, несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

К основным принципам менеджмента можно отнести следующие.

Научность в сочетании с элементами искусства. Научный подход необходим, поскольку сложным современным хозяйством фирмы практически невозможно управлять по наитию, без тщательной проработки решений. В то же время ситуация может меняться столь стремительно и непредсказуемо, что на ее изучение попросту нет времени. Тогда приходится импровизировать, использовать нетрадиционные подходы, чутье, опыт. Таким образом, фактор неопределенности функционирования и развития социальной системы превращает управление в искусство.

Целенаправленность. Менеджеры действуют не просто так, а ради решения конкретных проблем, стоящих в данный момент перед хозяйствующим субъектом.

Специализация в сочетании с универсальностью. С одной стороны, для успеха управления необходим индивидуальный подход к каждому объекту, субъекту или процессу с учетом его особенностей. Семейным магазинчиком нельзя управлять так же, как гигантской корпорацией, а научными разработками — по аналогии с работой у конвейера. Но, с другой стороны, поскольку во всех этих случаях имеют место управленческие действия, они должны содержать в себе некие универсальные моменты.

Последовательность. Все управленческие шаги осуществляются в строго определенном порядке как во времени, так и в пространстве. Нельзя, например, сначала принимать решение, а затем уже осмысливать ситуацию. В ряде случаев управленческие операции могут осуществляться циклично, повторяться через определенные промежутки времени (например, контроль, составление бухгалтерских отчетов).

Непрерывность. Она обусловлена соответствующим характером производственных и хозяйственных процессов.

Оптимальное сочетание централизованного регулирования и самоуправления отдельных элементов организации. Субъекты на местах должны иметь возможность конкретизировать общие решения руководства в соответствии со складывающейся ситуацией и особенностями подразделения, а в определенных рамках — действовать самостоятельно.

Учет индивидуальных особенностей и психологии работников, закономерностей межличностных отношений и группового поведения. Это гарантирует нормальный морально-психологический климат, принятие взвешенных решений и их надлежащее исполнение.

Обеспечение единства прав и ответственности каждого субъекта управления. Избыток прав приводит на практике к произволу; недостаток — парализует деловую активность и инициативу

Состязательность участников управления на основе личной заинтересованности. Она поддерживается с помощью материального поощрения, предоставления возможности продвижения по службе, самореализации, получения новых знаний и навыков.

Максимально раннее и широкое вовлечение исполнителей в процесс подготовки решений. Те из них, в которые вложены собственные труд и идеи, будут реализовываться с большей активностью и заинтересованностью, чем «спущенные сверху».

Особенности современного менеджмента

Современная научно-техническая революция создает не только новые товары, услуги и технологии, но и порождает новые явления и тенденции в социально-экономической структуре общества. Обусловлено это:

1) Изменением роли человека в производстве, его способность к творчеству, затраты связанные с персоналом переросли в инвестиции, чем капитал. Их объектами являются: обслуживание, отдых, занятие спортом, создание условий творчества, развития личных способностей.

2) Изменилась роль фирм. Увеличение масштаба их деятельности стало оказывать ощутимое влияние на общество и окр среду. В связи с этим сформировалась концепция социальной ответственности менеджмента перед обществом. В современное понятие соц. Ответственности входит: - ориентация фирмы на перспективы и социальные интересы; - возмещение общ. Издержек; - оптимизация перспективной прибыли; - сохранение капитала фирмы, как элемента национального богатства, поэтому менеджмент сегодня во многом обеспеивает успешное социально-экономическое развитие общ-ва. Виды социальной ответственности: Экономическая – оптимизация доходов, предоставление общ-ву по разумным ценам товаров и услуг и создание хорошо оплачиваемых рабочих мест Правовая – соблюдение фирмами юридической обязательств в сфере экономики Этическая – достойное поведение компании, соблюдение более жестких стандартов, чем общепринятых.

3) Резко ускорились темпы изменений, выросла нестабильность социально-экономической жизни

4) Стали набирать темпы процессы глобализации, обострятся глобальные проблемы человечества

5) В развитых странах произошел переход от индустриального общества к постиндустриальному, а сегодня и к информационной экономике, основанной на компьютерных технологиях

6) Все более наглядно проявляются тенденции максимально возможного равноправия участников управленческого процесса. Иной характер взаимоотношений в организации, все больше ценится творчество – как личное так и коллективное.

7) Акцент на материальные и организационные факторы деятельности как основы успеха сменяется вниманием к персоналу, способность решать сложные научно-технические задачи.

8) Происходит переход в условиях массового производства и спокойной конкуренции.

При всех этих особенностях, классическая, традиционная модель менеджмента не отвергается, элементы командного управления используются в экстремальных ситуациях.

5) Ф. Тейлор - основатель научного менеджментаКОНЦЕПЦИЯ научного менеджмента.

Практической основой ее формирования стали массовые эксперименты на промышленныхпредприятиях, имевшие цель предотвратить потери от нерациональногоиспользования дорогостояшего оборудования, сырья и материалов, затратына которые росли из года в год.В рамках экспериментов выявлялись факторы, влияющие на уровень производительноститруда, опробовались стимулируюшие системы его оплаты, выявлялись оптимальные режимы работы оборудования. Пионером таких экспериментов стал американский инженер Ф. Тейлор (1856—1915)

Решить проблему можно было на основе создания научно обоснованных норм выработки, оптимальных приемов и действий вместо традиционных опытных. Для этого требовалось тщательное экспериментальное изучение каждого элемента трудового процесса (времени, движений, усилий).

Он провел ряд экспериментов и пришел к выводу, что главная причина невысокой производительности труда заключается в несовершенстве системы оплаты и поощрения. По его мнению, надлежащий эффект вознаграждение приносит в том случае, если будет своевременным, относиться к конкретному человеку, а не месту, которое тот занимает, выплачиваться на основе единообразных расценок, выведенных из точного знания, обоснованных критериев, а не догадок. Подводя итоги, можно сказать, что Тейлор своими выводами осуществил прорыв в управленческой мысли, показав, что управлять можно научно. Он предложил строгую научную систему управления трудовым процессом, получившую распространение во многих странах (в 1970-х гг она столкнулась с большими трудностями, в частности с нехваткой квалифицированной рабочей силы).

6) Рационалистическая школа г. Гантт (1861—1919 интересовался не отдельными операциями, движениями работников, а трудовым процессом в целом. Он считал, что для достижения высокого уровня эффективности производства менеджер должен подвергнуть тщательному научному анализу каждый его элемент, каждую проблему.Человеческий фактор Гантт рассматривал как основную движущую силу производства и считал, что главное внимание нужно уделять обучению рабочих новым навыкам с целью сокращения непроизводительных затрат времени.Он объяснял низкую эффективность труда применением традиционных методовпринуждения к нему, время которых ушло в прошлое. Поэтому им была разработанасистема сдельной заработной платы с повременными элементами (на случайневыполнения норм), где проявлялась большая, чем у Тейлора, забота о наемныхработниках. Гантг сделал вывод, что система бизнеса должна воспринять социальную ответственность и посвятить себя прежде всего служению обществу, иначе то в конечном счете предпримет попытку сокрушить ее, чтобы свободно действовать в соответствии со своими интересами. Иными словами, он выдвинул идею о социальной ответственности бизнеса и менеджмента.

 

Видными последователями Тейлора были его соотечественники Л. и Ф. Гилберт.

Они изучали трудовые операции, используя кинокамеру и изобретенный ими специальный прибор — микрохронометр, который мог измерять и фиксировать сверхкороткие промежутки времени.

С помощью метода стоп-кадров им удалось описать 17 основных движений кисти

руки и выявить в условиях стандартных операций излишние

Л. Гилберт положила начало менеджменту персонала, исследовав проблемы подбора, подготовки, расстановки кадров.

 

Инженер-механик Г. Эмерсон, разделявший большую часть убеждений Тейлора обратил внимание на важность оптимальной структуры организации, нерациональность которой, по его мнению, может снизить возможность экономии на масштабах, а также на большое значение стандартизации.

 

Заслуга Тейлора и его последователей состояла в том, что они создали первую

научную щколу менеджмента, которая получила название рационалистической,

и добились признания его в качестве самостоятельной сферы и вида

деятельности. Методологическую основу этой щколы составлял так называемый традиционный подход к организации, которая рассматривалась как нечто состоящее

из самостоятельных, изолированных друг от друга элементов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.19.23 (0.01 с.)