Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели эффективности деятельности предприятия торговли

Поиск

 

Показатель валового дохода предприятия торговли представляет собой аналитический показатель, характеризующий финансовый результат торговой деятельности. Настоящий показатель определяют как выручку от продажи товаров и услуг (товарооборот) за вычетом затрат на их приобретение за определенный период времени [1].

Валовой доход торговой организации состоит из составляющих:

- суммы денежных средств, полученных от реализации товаров, за счет разницы между ценой продажи товаров (товарооборотом) и ценой их приобретения. Эта часть валового дохода представляет собой торговую надбавку;

- поступления за оказанные услуги и выполненные работы (подгонка верхней одежды, раскрой тканей, доставка товаров на дом);

- прочие доходы от неосновной деятельности (сальдо доходов и расходов от внереализационных операций, реализации излишков оборудования, передачи временно не используемых помещений и объектов в аренду, доходы от долевого участия в деятельности других организаций, от принадлежащих фирме ценных бумаг).

Наряду с этим необходимо отметить, что в положении по бухгалтерскому учету доходы розничной торговой организации имеют несколько отличную от приведенной классификацию, в которой выделяют:

1) доходы от обычных видов деятельности, включающие выручку от продажи продукции и товаров, а также поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг;

2) операционные доходы (поступления за предоставление во временное пользование активов организации, за участие в уставных капиталах других организаций, включая доходы по ценным бумагам, от продажи основных средств и другие виды операционных доходов);

3) внереализационные доходы (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, курсовые разницы, суммы кредиторской и дебиторской задолженности);

4) прочие поступления (чрезвычайные доходы – страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов).

Экономическое назначение величины валового дохода - возмещение издержек обращения, уплата налогов, сборов и образование прибыли. Основная часть валового дохода формируется за счет торговой деятельности.

В общем виде валовой доход ВД рассчитывается по формуле:

, (1.1)

где Н - надбавка (наценка) предприятия торговли;

У - стоимость оказанных услуг;

П - прочие доходы.

К основополагающим рыночным факторам, формирующим объем и уровень валового дохода, относят:

- объем, состав и ассортиментную структуру товарооборота;

- условия поставки товаров;

- экономическую обоснованность торговой надбавки;

- количество и качество дополнительных услуг.

Указанные факторы по-разному оказывают воздействие на величину валового дохода. В частности, увеличение объема товарооборота означает рост валового дохода. Иными словами: чем больше реализовано потребительских товаров и услуг, тем больше совокупная величина денежных средств, полученных торговой организацией от торговой надбавки [13].

Воздействие состава товарооборота не так очевидно, но имеет место. Связано это с различным уровнем наценки на товары, реализуемые в розницу, и товары, продаваемые оптом: в розничной сети надбавка выше, поскольку процесс смены форм стоимости требует дополнительных затрат. Более того, и состав оптового оборота также влияет на объем валового дохода.

Транзитный оборот дает меньше дохода, чем складской, поскольку небольшие затраты предприятия торговли при такой форме продажи, как правило, обеспечивают необходимую эффективность деятельности и при невысокой торговой надбавке [29].

Дифференциация торговой надбавки по отдельным товарным группам и разновидностям товаров обуславливает взаимосвязь ассортиментной структуры товарооборота и суммы валового дохода.

Взвешенный выбор поставщика определяет не только цену поставки потребительских товаров в розничную торговую сеть. Помимо этого определяются и такие слагаемые стабильной и прибыльной работы предприятия торговли, как качество товаров, форма оплаты, гарантированная частота и комплектность поставок, размер партии.

Современная рыночная модель экономической системы предоставляет возможность торговым организациям самостоятельно устанавливать надбавки по большинству товарных групп.

В данном случае важно, во-первых, помнить, что торговая надбавка (наценка, накидка) - это элемент цены, обеспечивающий возмещение затрат продавца по продаже товаров и получение прибыли. Во-вторых, необходимо стремиться найти такую грань, чтобы, с одной стороны, не допустить убытка, с другой - сохранить конкурентоспособные цены.

Широта предоставления дополнительных услуг зависит от профиля организации и профессионализма руководства. Реальные поступления за оказанные услуги в валовой доход имеют существенные колебания - от полного отсутствия до 1,5 - 2% в общей сумме.

При всем том косвенное влияние, связанное, например, с привлечением покупателей, как показывает экономический и предпринимательский опыт экономически развитых стран, значительно весомее.

Валовая прибыль предприятия торговли характеризует конечный финансовый результат деятельности и представляет собой сумму прибыли от реализации товаров, услуг, имущества и сальдо доходов и расходов от внереализационных операций [14].

Прибыль от реализации товаров – это разность между валовым доходом за вычетом обязательных платежей и затратами на реализацию товаров (издержками обращения) за определенный период времени.

Различают также чистую прибыль предприятия торговли, под которой понимают часть валовой прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты в бюджет всех налогов.

В процессе исследования и характеристики результатов финансово-хозяйственной деятельности торговых предприятий зарубежные экономисты используют показатель маржинального дохода, который рассчитывается как сумма чистой прибыли и постоянных расходов.

Таким образом, прибыль является основополагающим результирующим показателем хозяйственной деятельности торговой фирмы.

На объем и структуру формирования и использования прибыли оказывает воздействие значительное количество внешних (независимых от деятельности предприятия) и внутренних факторов [2].

К внешним факторам формирования и использования прибыли относятся политическая и социально-экономическая стабильность, состояние экономики, демографическая ситуация, конъюнктура потребительского рынка, темпы инфляции, ставка процента за кредит.

К внутренним факторам относят величину валового дохода (и соответственно, факторы, его определяющие), размер расходов на ведение торговой деятельности, производительность труда работников, скорость оборачиваемости товаров, наличие собственных оборотных средств, эффективность использования основных фондов [39].

К основным направлениям использования прибыли организации относят:

- выполнение финансовых обязательств перед различными бюджетами (федеральным, региональным, местным);

- расчеты с банками, предприятиями, организациями;

- инвестиции в развитие предприятия;

- выплата дивидендов по акциям;

- максимальное удовлетворение социальных и материальных потребностей работников.

Остающаяся в распоряжении организации прибыль аккумулируется в нескольких фондах: накопления, потребления, резервном.

Из фонда накопления средства расходуются на развитие розничной торговой организации - строительство новых торговых объектов, расширение и реконструкцию действующих, приобретение имущества и модернизацию торгово-технологического оборудования. Финансируются также другие направления производственного развития.

Фонд потребления предназначен в целях материального поощрения работников и укрепления социальной сферы [41].

Резервный фонд розничного предприятия торговли используется в основном не только для покрытия непроизводительных потерь и убытков, но и убытка за отчетный год.

Валовая прибыль (убыток) Пв рассчитывается по формуле:

, (1.2)

где Пр - прибыль от реализации продукции (услуг);

Под - прибыль от операционных доходов;

Сво - сальдо доходов и расходов от внереализационных операций.

Прибыль (убыток) торговой организации от реализации товаров или услуг рассчитывается по формуле

, (1.3)

где Т - товарооборот (выручка от реализации продукции, услуг);

Ио - расходы на ведение торговой деятельности;

Зу - материальные затраты на оказание услуг.

Показатель рентабельности, характеризующий относительный размер прибыли, в деятельности торговых организаций применяется активно.

В зависимости от цели расчетов чаще всего рентабельность предприятия торговли определяют посредством процентного соотношения прибыли к таким показателям, как товарооборот организации, расходы на ведение торговой деятельности, оборотные средства, основные средства, средства на оплату труда, собственный капитал, капитал (совокупный капитал организации, включающий собственные и заемные средства) [23].

В каждом конкретном случае содержание показателей, привлекаемых для характеристики хозяйственной ситуации, определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами.

Система показателей финансово-хозяйственной активности торговых предприятий базируется на дедуктивном методе, который предполагает концепцию синтетического показателя, обобщающего итоги хозяйственной деятельности, а затем отбор группы частных показателей, конкретизирующих состояние какой-либо стороны деятельности.

Для обобщающего показателя рекомендуется в качестве основания использовать экономический потенциал розничного предприятия торговли. Это совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, природных), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта. Сюда включаются также способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов соответственно цели деятельности и получению максимально возможного в данных экономических условиях результата [40].

Следовательно, экономический потенциал предприятия характеризуется несколькими важными чертами:

- он определяется его реальными возможностями, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким-либо причинам.

- потенциал характеризуется величиной ресурсов и резервов - как вовлеченных, так и не вовлеченных в торговую деятельность.

- потенциал предприятия определяется не только возможностями и ресурсами, но и способностью менеджеров к их использованию для достижения стратегических целей фирмы.

Вследствие этого модель экономического потенциала для торговых предприятий можно представить так:

Человеческий капитал + Основной капитал + Оборотный капитал.

Аналитическая модель потенциала всякого предприятия определяется величиной и качеством имеющихся у него ресурсов. Это главным образом численность и профессиональные способности работников компании, основные производственные и непроизводственные активы, оборотные фонды, материальные запасы, финансовые нематериальные ресурсы, инновационными и другими способностями [10].

Все это в сумме формирует хозяйственную совокупную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности.

Практическое использование показателя исходит из допущения, что процессы вовлечения и использования ресурсов и повышения эффективности хозяйственной деятельности, результатом которой является полученный доход, находятся в прямо пропорциональной зависимости.

В настоящее время не определена система индикативного регулирования экономики, которая могла бы помочь предприятию сориентироваться во внешних условиях, увидеть свое место среди других предприятий, оценить адекватность своих экономических целей состоянию и перспективам развития потребительского рынка [29].

Это обстоятельство обусловливает сложность в формировании системы аналитических показателей в целях характеристики финансово-хозяйственной деятельности розничных торговых организаций.

Вследствие этого торговые предприятия должны самостоятельно создать для себя исходную информационную базу, выделить приоритетные аналитические показатели эффективности, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы.

В качестве составляющих могут быть использованы следующие три группы показателей, отражающие:

- интересы потребителей;

- интересы собственников организации как инвесторов;

- финансовую устойчивость фирмы.

В группу показателей, отражающих интересы конечных потребителей продукции, входят:

- объем товарооборота;

- товарная структура товарооборота;

- качество обслуживания;

- уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги.

Необходимо отметить то важное обстоятельство, что собственники или акционеры розничного предприятия торговли, ожидающие максимально эффективную отдачу от вложенных средств, заинтересованы в показателях, которые характеризуют:

- результативность использования активов предприятия;

- результативность использования ресурсов;

- отношение прибыли к выручке;

- отношение прибыли к собственному капиталу.

Финансовую устойчивость предприятия торговли характеризует система критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия [40].

К важнейшим показателям, характеризующим финансовое положение предприятия, в настоящее время относят коэффициенты:

- текущей ликвидности,

- обеспеченности собственными средствами,

- восстановления платежеспособности.

Выделение трех указанных групп показателей, с одной стороны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой стороны, сохраняет ряд показателей, которые использовались в торговых организациях ранее.

Однако поскольку в новой структуре изменяются взаимосвязи, как между отдельными показателями, так и их группами, то меняется роль и значение отдельных аналитических показателей, что, в свою очередь, приводит к появлению у них новых качеств.

В современной экономической теории и практической деятельности наиболее часто применяются следующие основные количественные показатели эффективности деятельности предприятий:

- показатели эффективности использования активов предприятия Еа:

, или , или , (1.4)

где А - средние совокупные активы торгового предприятия (величина активов

на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое);

Gm, Im, In - валовой доход, валовая прибыль, чистая прибыль.

- показатели эффективности использования ресурсов Еr:

, или , или , (1.5)

где С - затраты (издержки обращения) предприятия торговли.

- отношение выручки от продаж (товарооборота) к совокупным активам предприятия ТА:

, (1.6)

где Т - выручка от продаж (товарооборот);

- отношение выручки от продаж (товарооборота) к собственному оборотному капиталу ТАсо:

, (1.7)

где Асо - средний собственный оборотный капитал (величина собственного

капитала предприятия на начало и конец анализируемого периода времени, уменьшенная вдвое);

- отношение прибыли к выручке Р:

, или , или , (1.8)

- отношение прибыли к собственному капиталу РАо:

, или , или , (1.9)

где Ао - средний собственный капитал (величина собственного капитала

предприятия на начало и конец временного периода, уменьшенная вдвое).

Эффективность формирования и использования товарных ресурсов предприятия торговли определяется достаточно традиционно. При этом в качестве эффекта хозяйственной деятельности может рассматриваться как товарооборот, так и прибыль.

Эффективность рассчитывается по следующим формулам:

, или , (1.10)

где Э - эффективность использования товарных ресурсов;

Р - величина товарооборота за период;

П - поступление товарных ресурсов за период;

- средняя величина товарных запасов за период;

Пр - прибыль от реализации за период.

Определение показателей экономической эффективности формирования и использования товарных ресурсов предприятия торговли предоставляет возможность устанавливать суммы товарооборота или прибыли, приходящиеся на рубль вложенных в товарные ресурсы средств [23].

Таким образом, показатели экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности розничного предприятия торговли являются обобщающими, позволяющими качественно и количественно оценить экономическое состояние предприятия торговли.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-25; просмотров: 1014; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.012 с.)