Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация розничной продажи продовольственных товаров

Поиск

Содержание

 

1 Организация розничной продажи продовольственных товаров……..3  
1.1 Современные форматы розничной торговли………………………..3  
1.2 Стратегическое планирование в розничной торговле……………...6  
1.3 Организация хозяйственно-договорных связей предприятия розничной торговли с поставщиками товаров……………………....9    
2 Содержание торгово-технологического процесса в магазине………..13  
2.1 Структура и содержание технологического процесса………………16  
2.2 Организация и технология розничной продажи товаров…………...28  
2.3 Организация торгового обслуживания покупателей………………..37  
2.4 Изучение спроса в розничном торговом предприятии…………...…44  
2.5 Ассортимент и товарно-ассортиментная политика розничного торгового предприятия…………………………………………......47    
2.6 Рекламно-информационная деятельность магазина…………….....58  
3 Сущность, значение и организация управления торгово-технологическим процессом в магазине……………………….….65    

 

Организация розничной продажи продовольственных товаров

Содержание торгово-технологического процесса в магазине

Функционирование предприятий розничной торговли и выполнение основных функций по движению товаров и услуг до конечного потребителя обеспечиваются циклическим выполнением ряда взаимосвязанных и последовательных технологических процессов при оптимальных затратах ресурсов и высокой культуре торгового обслуживания, называемых торгово-технологическим процессом.

Следует различать технологические, коммерческие и логистические процессы предприятия розничной торговли.

В основу организации технологических процессов положены товарные потоки, в отличие от логистики, которая, кроме того, оптимизирует финансовые и информационные потоки и затрагивает несколько звеньев процесса товародвижения.

Под товарным потоком в магазине понимается движение товаров от момента их поступления в магазин до вручения проданного товара покупателю.

Технологический процесс включает такие операции, как разгрузка, приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка и упаковка товаров, их перемещение и выкладка в торговом зале магазина и др. Он осуществляется персоналом без участия покупателей.

Операцией называется часть технологического процесса, выполняемая работниками путем применения определенных приемов и способов.

Товарные потоки оказывают существенное влияние на организацию технологического процесса на розничных торговых предприятиях. Характер и содержание отдельных операций технологического процесса зависят от методов продажи, типа и размера магазина, размеров поступающих партий, ассортимента товаров и их физико-химических свойств, состояния тары и упаковки, степени подготовленности товаров к реализации и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияют на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят изучение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации. Естественно, что в самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

Рационализация технологического процесса и постоянное его совершенствование являются главной задачей. Оптимизация технологии предполагает интеграцию в единый процесс знаний, технических средств, оборудования и способов реализации товаров и услуг из имеющихся ресурсов.

Грамотно организованный технологический процесс преследует следующие важные цели:

- обеспечение взаимосвязанного и четкого функционирования всех элементов и частей технологического процесса;

- сохранение потребительских свойств товаров и их доведение до покупателей с наименьшими совокупными затратами;

- высокая культура обслуживания.

Решение этих взаимосвязанных вопросов может быть обеспечено при использовании системного подхода к изучению технологии торговых процессов, который предполагает использование методов экономико- математического моделирования, составление алгоритмов конкретных процессов, выбор оптимальных решений и использование зарубежного и отечественного опыта.

Основными задачами совершенствования технологического процесса магазина в современных условиях являются:

- внедрение современных форм организации торговли и методов продажи товаров;

- механизация и автоматизация технологического процесса и процессов управления ими;

- использование оптимального решения технологического процесса;

- внедрение передового опыта работы предприятий розничной торговли.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера магазина и других факторов.

Повышение эффективности деятельности предприятия розничной торговли способствует ускорению технологических процессов в магазинах, достигаемое путем внедрения АСУ на базе современных программных продуктов, использования высокопроизводительного оборудования, увеличения поступления от поставщиков полностью подготовленных к продаже товаров, повышения профессионального уровня персонала и менеджеров предприятий, использования технологических карт.

Технологическая карта – это форма технологической документации, которая включает операции выполнения технологических процессов в магазине с указанием используемых технических средств, затрат времени и труда. Такие карты целесообразно составлять для крупных магазинов (супермаркет, универмаг, универсам и др.) с широким ассортиментом товаров.

Технологические карты позволяют более рационально построить режим работы магазина, комплексно использовать механизмы и оборудование, внедрять наиболее эффективные приемы и методы труда, повышать культуру обслуживания.

Таким образом, основываясь на вышесказанном, можно выделить основные принципы организации технологического процесса магазина:

- обеспечение комплексного подхода к его построению;

- создание максимальных удобств для покупателей;

- достижение наиболее рационального использования помещений и торгово-технологического оборудования магазина;

- создание для работников магазина благоприятных условий труда и отдыха, обеспечивающих высокую культуру и производительность труда;

- обеспечение необходимой экономической эффективности работы магазина.

 

2.1 Структура и содержание технологического процесса

 

В практике деятельности магазинов технологические процессы осуществляются в непосредственной взаимосвязи с коммерческими и по своей природе вторичны. Абстрагируясь от этой взаимосвязи, можно условно весь технологический процесс разделить на основные и вспомогательные операции.

Основными операциями являются продажа товаров и обслуживание покупателей. Вспомогательные же процессы обеспечивают постоянное возобновление основных. Пооперационное содержание основных и вспомогательных составляющих технологического процесса можно представить следующим образом:

 

Основные операции Вспомогательные операции
. организация покупательских потоков в торговом зале; .разгрузка товаров с транспортных средств;
. размещение и выкладка товаров на оборудовании; . распаковка и приемка товаров по количеству и качеству;
. организация расчетов за отобранные покупателями товары; . доставка в кладовые, хранение и перемещение к местам подготовки товаров к продаже;
. упаковка товаров; . подготовка товаров к продаже;
. оказание дополнительных услуг, сервис. . доставка товаров в торговый зал;
  . организация хранения и сдачи тары.

 

Содержание основных и вспомогательных технологических процессов магазинов различных типов имеет свою специфику, определяемую их товарной специализацией, используемыми методами продажи, а также размерами.

Наряду с выделением основных и вспомогательных операций весь технологический процесс также условно разделяют на три основные части:

1) операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

- разгрузку транспортных средств;

- доставку товаров в зону приемки;

- приемку товаров по количеству и качеству;

-доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал (в зависимости от степени готовности их к продаже);

- хранение товаров;

- подготовку товаров к продаже;

- перемещение товаров в торговый зал;

- выкладку товаров на торговом оборудовании.

Технологический процесс с товарами до предложения их покупателям включает операции по обработке товарных потоков, начиная с разгрузки товаров в магазинах и кончая полной подготовкой их к продаже. Эти операции оказывают существенное влияние на уровень обслуживания покупателей.

Для того чтобы обеспечить высокое качество обслуживания покупателей, в магазине должен постоянно изучаться спрос, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров.

Работники магазина обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступивших товаров. В магазине должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент, и они правильно размещены в торговом зале. Особенно большое значение имеют операции с товарами до предложения их покупателям в магазинах самообслуживания.

2) операции непосредственного обслуживания покупателей, к которым относятся:

- встреча покупателей;

- предложение товаров;

- отбор товаров покупателям;

- расчет за отобранные товары;

- оказание покупателям дополнительных услуг.

Это наиболее ответственная часть торгово-технологического процесса в магазине, так как именно здесь возникает контакт между покупателями и персоналом, который отражает сложные экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров. Поэтому очень важно иметь высокопрофессиональных работников в торговом зале, которые бы способствовали увеличению оборота товаров, созданию наиболее благоприятных условий для выбора товаров и осуществления покупок.

3) операции, связанные с дополнительным обслуживанием покупателей:

- прием предварительных заказов;

- комплектование подарочных наборов;

- доставка товаров на дом;

- раскрой тканей;

- подгонка швейных изделий по фигуре и т.д.

Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на создание им удобств при покупке и потреблении товаров, экономию затрат времени покупателей и повышение культуры потребления (использования) товаров.

Все операции торгово-технологического процесса взаимосвязаны, имеют четкую логику их выполнения и прямое влияние на результативность коммерческой работы предприятия розничной торговли.

В торговой практике сложились три варианта технологического процесса, различающихся числом операций, проводимых с товаром в магазине.

Первый вариант включает разгрузку товаров с автотранспорта, приемку их по количеству и качеству и продажу. Это наиболее прогрессивный вариант. Он возможен при доставке товаров, полностью подготовленных к продаже и поступающих в таре-оборудовании и поддонах. Также этот вариант характерен для скоропортящихся продовольственных товаров.

Второй вариант технологического процесса предполагает направление товара после приемки на хранение, а затем в торговый зал. В этом случае необходимо специальное помещение для хранения товаров.

Третий вариант является наиболее сложным и предполагает предварительную подготовку товаров к продаже (фасовку, упаковку, разделку, утюжку и т. д). Этот вариант требует наличия помещений для подготовки товаров к продаже.

В большинстве магазинов одновременно действуют все три варианта.

Для каждого розничного торгового предприятия может быть разработана технологическая схема с учетом конкретных условий его работы, включающая содержание, взаимосвязь и последовательность выполнения всех или отдельных торгово-технологических операций. При разработке технологической схемы учитывают ассортимент товаров и степень их подготовленности к продаже, размеры торговых площадей, наличие и размеры отдельных подсобных помещений, уровень технической оснащенности предприятия, методы продажи товаров, количество узлов расчета и т.д.

Главным фактором, определяющим содержание и последовательность операций технологического процесса, является метод продажи. От этого зависят количество и характер операций, схема размещения помещений магазина, потребность в площадях и торгово-технологическом оборудовании. Поэтому очень важно, насколько коммерчески точно просчитан выбор метода(ов) розничной продажи для конкретного магазина.

Организация и технология приемки товаров в магазине. Приемка товаров является одной из важных операций торгово-технологического процесса магазина и должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только доброкачественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине должна осуществляться с правилами, установленными в инструкциях «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен иной порядок приемки товаров. Лица, участвующие в приемке товаров, должны хорошо знать эти документы и уметь ими пользоваться.

Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов-фактур, товарно-транспортных накладных и других сопроводительных документов.

Если товары поступили в магазин без сопроводительных документов, то на фактически поступившее их количество составляют акт с указанием в нем отсутствующих документов, а поступившие товары принимают на ответственное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так, товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки в магазин. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц в каждом месте одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары - не позднее 24 ч с момента получения товаров. Для районов Крайнего Севера, отдаленных районов и других районов досрочного завоза установлены более продолжительные сроки приемки товаров по количеству. Так, приемка непродовольственных товаров проводится не позднее 60 дней, продовольственных (кроме скоропортящихся)- не позднее 40 дней, а скоропортящихся - не позднее 48 ч после поступления.

Количество поступивших товаров определяют в тех же единицах измерения, которые указаны в сопроводительных документах.

Массу нетто проверяют в порядке, установленном стандартами, техническими условиями и иными обязательными для сторон правилами. Массу тары проверяют одновременно с массой нетто товара. Результаты проверки оформляют актами. Акт о массе тары должен быть составлен не позднее 10 дней после ее освобождения, а о массе тары из-под влажных товаров - немедленно после ее освобождения, если иные сроки не определены в договоре. В акте о результатах проверки массы тары указывают также массу нетто товаров.

Выборочная проверка количества товаров с распространением ее результатов на всю партию допускается лишь в случаях, предусмотренных стандартами, техническими условиями или иными правилами и договорами.

Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то приемку товаров следует приостановить. Необходимо обеспечить сохранность товаров, а также принять меры к тому, чтобы они не смешались с другими однородными товарами. О выявленной недостаче составляют акт за подписями лиц, принимавших товар.

В случае несоответствия массы брутто отдельных мест массе, указанной в транспортных или сопроводительных документах либо на трафарете, магазин не должен вскрывать тару и упаковку.

Для участия в окончательной приемке товаров и составления двустороннего акта следует пригласить представителя одногороднего отправителя. Если товары получены в оригинальной упаковке или в нарушенной таре изготовителя, не являющегося отправителем, вызывают представителя одногороднего изготовителя. Представитель иногороднего изготовителя вызывается в тех случаях, когда это предусмотрено договором. Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) должен прибыть не позднее, чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки, а по скоропортящимся товарам - в течение 4 ч после получения вызова.

Представитель иногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее в трехдневный срок после получения вызова, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен договором.

Вызов представителя отправителя (изготовителя) направляется по телеграфу или телефону не позднее 24 ч, а по скоропортящимся товарам- немедленно после обнаружения недостачи. В уведомлении о вызове указывают наименование продукции, дату и номер сопроводительного документа, а также количество недостающей продукции.

При неявке представителя поставщика в установленные сроки, а также в случаях, когда его вызов не обязателен, дальнейшую приемку проводят с участием представителя общественности организации, в ведении которой находится магазин. Представитель общественности выделяется решением профсоюзного комитета. Материально ответственные и подчиненные им лица, связанные с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей, не могут быть представителями общественности, выделяемыми для участия в приемке товаров в магазине. Нельзя выделять в качестве представителя общественности предприятия-получателя: руководителей магазинов или их заместителей, даже если они не являются материально ответственными лицами; бухгалтеров, товароведов, работа которых связана с учетом, хранением, приемкой и отпуском материальных ценностей; работников юридической службы.

По результатам окончательной приемки товаров составляют акт. В нем указывают количество недостающих товаров, их стоимость, приводят сведения о том, что определение количества товара проводилось на исправных весах или другими измерительными приборами, проверенными в установленном порядке, и другие сведения. Оформляют акт в соответствии с установленной формой. К нему прилагают копии сопроводительных документов, документ, удостоверяющий полномочия выделенного для участия в приемке товаров представителя, и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров.

Если при приемке товаров выявлены излишки, то об этом также составляют акт.

Претензии о недостаче товаров, как и уведомление об излишках, направляют поставщику в течение месяца после составления акта.

Если товары поступили в таре-оборудовании с исправленными пломбами, то получатель обязан при их приемке от органов транспорта проверить соответствие количества единиц тары-оборудования данным, указанным в сопроводительных документах, а также исправность тары-оборудования и чехлов и соответствие оттисков на пломбах контрольным оттискам. Удостоверившись в исправности тары-оборудования и чехлов, работник магазина, принимающий товары, делает отметку в сопроводительных документах о том, что товары приняты за исправной пломбой. Окончательная приемка товаров осуществляется без участия лица, доставившего товар.

Приемка товаров по качеству должна быть проведена в установленные сроки. Если поставщик находится в том же населенном пункте, где расположен магазин, то поступившие от него товары принимают в течение 10 дней (скоропортящиеся - в течение 24 ч) с момента их получения. При иногородней поставке срок приемки товаров составляет 20 дней с момента их поступления, а по скоропортящимся продуктам - остается прежним.

В эти же сроки следует составить акты о результатах проверки качества поступивших товаров.

В процессе приемки работники магазина выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товаров установленным требованиям.

Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные или некомплектные товары, то приемку приостанавливают и составляют акт по форме, утвержденной Госкомстатом России. В нем указывают количество осмотренных товаров и характер выявленных дефектов. Одновременно надо создать необходимые условия для сохранности поступивших товаров.

До окончательной приемки товаров создается комиссия. В ее работе должен участвовать представитель одногороднего отправителя (изготовителя) или, если это предусмотрено договором, представитель иногороднего отправителя (изготовителя). Вызов представителя отправителя (изготовителя), а также его явка для участия в двусторонней приемке товаров по качеству должны осуществляться в те же сроки, что и при приемке товаров по количеству.

Акт о надлежащем качестве (комплектности) товаров составляют с участием представителя общественности, назначенного в установленном порядке. Проверку качества товаров в одностороннем порядке магазин может производить в том случае, если такой порядок приемки предусмотрен договором.

Акт о приемке товаров по качеству содержит следующие сведения:

наименование и адрес магазина-получателя товаров; номер и дату составления акта; наименование и адрес изготовителя и поставщика и т.д.

О скрытых недостатках, обнаруженных в товарах с гарантийным сроком службы, акт составляют в течение пяти дней с момента их выявления, но в пределах установленного гарантийного срока. Акт о скрытых недостатках товаров, гарантийный срок на которые не установлен, составляют в пятидневный срок с момента обнаружения дефекта, но не позднее четырех месяцев со дня поступления товаров.

Магазин обязан принять на временное хранение недоброкачественные или некомплектные товары до принятия поставщиком решения об их дальнейшем использовании.

Претензия о несоответствии качества (некомплектности) товаров должна быть заявлена поставщику в те же сроки, что и претензия о несоответствии количества товаров. К ней должен быть приложен акт и все другие документы (сопроводительные и т.д.).

Организация и технология хранения товаров и подготовки товаров к продаже.

После приемки товары доставляют в помещения для хранения. Процесс хранения товаров в магазине предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально ответственные лица.

Товары, поступившие от поставщика в таре-оборудовании и подлежащие хранению непродолжительное время, размещают в той же таре-оборудовании.

Пакетированные товары хранят на поддонах и подтоварниках, товары в промышленной таре - на стеллажах и подтоварниках.

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства.

Важным принципом хранения является соблюдение правил товарного соседства с учетом физико-химических и биологических свойств товаров и установленных сроков реализации. Не допускается совместное хранение товаров, обладающих острыми запахами (рыба, мыло, и др.) с товарами, поглощающими запахи (сахар, мука, кондитерские изделия). Нельзя совместно хранить гигроскопические товары (мука, сахар), а также товары, химически взаимодействующие друг с другом. Следует строго соблюдать температурно-влажностные режимы хранения продовольственных товаров.

В таблице 1.2 приведены примеры режимов хранения некоторых групп продовольственных товаров.

 

Таблица 1.2.- Температурно-влажностные режимы хранения продовольственных товаров

Наименование группы товаров Температурный режим Влажностный режим
Бакалейные товары, кондитерские изделия, сушеные плоды и овощи Не выше +18 С 60 – 70 %
Мясо и мясопродукты охлажденные 0 - +2 С 85 %
Мясо и мясопродукты замороженные - 9 С 90 – 100 %
Рыба охлажденная 0 - +5 С 95 – 100 %
Рыба копченая 0 - +2 С 75 – 80 %
Плоды и овощи свежие 0 - +3 С 80 – 90 %
Рыба мороженная, плоды и овощи мороженные - 18 С 90 – 95 %

 

За каждой товарной группой в кладовых закрепляются постоянные места хранения (площадки, стеллажи, полки). Товары хранят в упакованном или распакованном виде, используя штабельный или стеллажный способ укладки. Способы укладки зависят от свойств товаров, вида тары и т.д.

На стеллажах размещают товары в распакованном виде.

Укладывают их стопками, рядами, маркировкой наружу. Для облегчения подсчета товаров рекомендуется укладывать их в округленных количествах (десятками и т.д.).

В штабелях хранят товары, затаренные в мешки, бочки, ящики, а также громоздкие и крупногабаритные. При штабельной укладке используют подтоварники или поддоны. При определении высоты штабельной укладки учитывают установленную предельную норму нагрузки на 1мІ пола, прочность тары и упаковки, вид груза и т.д. Если в магазине не используются механизмы для подъема груза, то грузы массой более 50 кг нельзя укладывать в штабеля высотой, превышающей 2 м.

Размещенные на стеллажах и в штабелях товары должны находиться на расстоянии не менее 1 м от отопительных устройств и не менее 50 см от источников освещения и электропроводки. Укладка товаров должна обеспечивать нормальную циркуляцию воздуха. На товары не должны попадать прямые солнечные лучи.

В помещениях для хранения товаров строго соблюдают санитарный режим. Хранящиеся в магазине товары следует периодически просматривать, перекладывать, очищать от пыли. Необходимо регулярно проводить дератизацию и дезинсекцию.

В процессе хранения товаров, так же как и при осуществлении других технологических операций (подготовка товаров к продаже и т.д), в магазине могут возникнуть товарные потери (естественная убыль и актируемые потери), размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

Перед подачей в торговый зал товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка товаров к продаже заключается в их распаковке, сортировке, очистке, фасовке, упаковке, утюжке, маркировке и т.д. Характер и объем подготовительных операций определяются физико-химическими свойствами товаров, степенью готовности его к продаже, методами продажи товаров и другими особенностями.

Значительная часть продовольственных товаров требует предварительной подготовки к продаже. Правильная и своевременная подготовка товаров к продаже способствует повышению культуры торговли, производительности труда работников магазина, ускорению товарооборачиваемости, снижению издержек обращения, достижению более высоких экономических показателей торговыми предприятиями.

Предварительная подготовка товаров к продаже включает общие и специфические операции. Общими являются операции, которым подвергается большинство товаров, специфические, характерны для отдельных товаров.

К общим операциям относятся: распаковка товаров, сортировка, придание изделиям товарного вида, маркировка, а также операции, связанные с подачей товаров в торговый зал. При распаковке необходимо соблюдать меры предосторожности, чтобы не повредить товары и сохранить тару и упаковочные материалы для дальнейшего использования.

Сортировка заключается в группировке товаров по ассортиментным признакам, т.е. по размерам, сортам, ценам.

Особенности подготовки к продаже продовольственных товаров предусмотрены правилами продажи отдельных товаров.

Бакалейные товары поступают в магазины, как правило, расфасованными. Продукты, упакованные в мешки, ящики, коробки, перед подачей фасуют.

Кондитерские изделия в магазинах самообслуживания предварительно фасуют и упаковывают. Фасованные кондитерские изделия рассортировывают и размещают по видам и сортам на полках, горках, прилавках.

Молоко и молочные продукты относятся к скоропортящимся товарам, поэтому подготовленный к продаже запас должен быть минимальным. Товары должны быть тщательно проверены по качеству, рассортированы.

Мясные гастрономические товары готовят к продаже в специальном помещении или в торговом зале на столе, покрытом мрамором, с помощью ножей, колбасо-ветчинорезки и других приспособлений.

При подготовке к продаже колбас, сосисок, сарделек срезают шпагат и концы кишечной оболочки, удаляют наплывы фарша, загрязненные и заветренные места поломов, трещин, срезов. Батоны протирают сухим, чистым полотенцем. Мясокопченности освобождают от шпагата, зачищают и протирают.

Корейку и грудинку продают вместе с кожей и костями. Нарезают их параллельно ребрам. При разделке и нарезке окорока снимают шпагат, защищают от загрязнений, снимают шкуру, удаляют кости и нарезают.

Большинство рыбных товаров перед подачей в торговый зал должно быть распаковано, освобождено ото льда, соли, тузлука, разделено, расфасовано и т.д.

Подготовка к продаже плодов и овощей состоит из следующих операций: освобождение от тары, отбора, сортировки и зачистки, предварительного взвешивания, фасовки, освежения зелени, укладки товаров в корзины, лотки, подачи товаров в торговый зал. Фрукты фасуют в пакеты или сетки, при этом на этикетке указывают массу, цену, стоимость отвеса.

Размещение и выкладка товаров в торговом зале. Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки ли тару-оборудование.

Размещение товаров предполагает распределение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом частоты спроса, комплектности приобретения, взаимозаменяемости, габаритов и массы товаров, специфических свойств товара. Эта операция имеет важное тактическое значение для успеха торговли. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных принципов:

- создание максимальных удобств для осмотра и выбора покупки в

минимально короткое время;

- создание условий комфортности во время пребывания покупателей в магазине;

- предоставление покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;

- обеспечение постоянного наличия всех товаров, предусмотренных

ассортиментным перечнем;

- оптимального использования торговых площадей магазина;

- обеспечения сохранности материальных ценностей;

- рационализации движения товарных и покупательских потоков.

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила товарного соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков.

С соблюдением этого принципа размещают и товары, пользующиеся частым спросом.

Товары с высокой оборачиваемостью нужно расположить ближе к источникам пополнения.

Однородные товары лучше размещать концентрированно. Но если одни и те же товары входят в состав различных комплексов, а также если их концентрация приводит к задержке покупательского потока, то допустимо их размещение в разных местах торгового зала.

Под выкладкой товаров следует понимать определенные способы укладки и показа товаров на демонстрационной площади торгового зала. Для каждого товара должен быть определен наиболее целесообразный способ его выкладки. Этот выбор зависит от особенностей товара, его формы, размеров, потребительских свойств, упаковки, методов продажи и других факторов.

Выкладка товаров должна обеспечить привлечение внимания покупателей, удобство при отборе, сохранность товара, эффективное использование демонстрационной площади и емкости торгового оборудования.

Выкладка имеет важное значение для принятия решения о покупке, так как позволяет потребителю не только найти нужный ему товар, но и провести собственную потребительскую оценку. Грамотная выкладка товаров наиболее привлекательным образом стимулирует реализацию товаров, а следовательно, и увеличивает выручку.

Функциональным назначением выкладки является:

· демонстрация реального торгового ассортимента;

· презентация новых или известных, но активно продвигаемых товаров;

· облегчение поиска товаров, необходимых потребителю;

· создание удобств для покупателя при выборе товаров;

· формирование потребительских предпочтений путем показа товаров в наиболее привлекательном виде;

· придание эстетичности торговому залу и витринам магазина;

· облегчение потребительской оценки товаров;

· обеспечение конкурентоспособности товаров, а также предприятия его реализующего.

В торговой практике широко применяется выкладка товаров рядами, стопками, штабелями, поштучно, парами, комплектами, навалом. Фигурно-декоративную выкладку рекомендуется использовать при оформлении витрин.

В магазинах применяют вертикальную и горизонтальную системы выкладки товаров. Наиболее рациональной является вертикальная система выкладки, когда однородные товары выкладываются на всех полах горки по вертикали. При этом достигается хорошая обозримость товаров, что позволяет покупателям быстро ориентироваться во всем ассортименте и совершать покупку. Таким образом, целесообразно выкладывать товары массового спроса.

При горизонтальной системе определенный товар занимает одну или две полки, которые находятся в поле зрения покупателей. Так обычно размещают товары, требующие мало площади. Реже используется комбинированная система, сочетающая элементы двух предыдущих систем.

Упакованные товары и товары, пригодные для продажи россыпью, выкладывают «навалом». Этот способ выкладки оказывает стимулирующее воздействие на покупателей, так как создает эффект максимальной доступности товара. Он требует меньше затрат труда на выкладку и позволяет более эффективно использовать площадь выкладк



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1034; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.018 с.)