ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Розничная торговля и ее функции



В процессе товародвижения от изготовителей к потребителям конечным звеном, замыкающим цепь хозяйственных связей, является розничная торговля. При розничной торговле материальные ресурсы переходят из сферы обращения в сферу коллективного, индивидуального, личного потребления, т.е. становятся собственностью потребителей. Это происходит путем купли- продажи, поскольку потребители приобретают нужные ему товары в обмен на свои денежные доходы. Здесь создаются стартовые возможности для нового цикла производства и обращения, так как товар превращается в деньги.
Розничная торговля включает продажу товаров населению для личного потребления, организациям, предприятиям, учреждениям для коллективного потребления или хозяйственных нужд. Товары продаются в основном через предприятия розничной торговли и общественного питания. Вместе с тем продажа потребительских товаров осуществляется со складов предприятий- изготовителей, посреднических организаций, фирменных магазинов, заготовительных пунктов, мастерских, ателье и т.д. Розничная торговля осуществляет ряд функций:
* исследует конъюнктуру, сложившуюся на товарном рынке;
* определяет спрос и предложение на конкретные виды товаров;
* осуществляет поиск товаров, необходимых для розничной торговли;
* проводит отбор товаров, их сортировку при составлении требуемого ассортимента;
* осуществляет оплату товаров, принятых от поставщиков;
* проводит операции по приемке, хранению, маркировке товаров, устанавливает на них цены;
* оказывает поставщикам, потребителям транспортно-экспедиционные, консультационные, рекламные, информационные и другие услуги.
Розничная торговля с учетом специфики обслуживания потребителей подразделяется на стационарную, передвижную, посылочную.

Передвижная розничная торговая сеть

Передвижная торговая сеть способствует приближению товара к покупателю и оперативному его обслуживанию. Эта торговля может быть развозной с использованием автоматов, вагонолавок, а также разносной с применением лотков и других несложных устройств. Разновидностью данного вида торговли является прямая продажа на дому. Посылочная торговля занимается обеспечением населения, предприятий, организаций книжной продукцией, канцтоварами, аудио- и видеозаписями, радио- и телеаппаратурой, лекарственными средствами. В структуре розничной торговли учитывается ассортиментный признак. Товары обычно объединяются в соответствующие группы (подгруппы) по признаку производственного происхождения или потребительского назначения. В розничной торговле в связи с этим функционируют различные виды магазинов.

-Специализированные магазины занимаются реализацией товаров одной конкретной группы (мебель, радиотовары, электротовары, и др.).

-Узкоспециализированные магазины продают товары, составляющие часть товарной группы (подгруппы) (мужская одежда, рабочая одежда, шелковые ткани и др.).

-Комбинированные магазины осуществляют реализацию товаров нескольких групп (подгрупп), отражающих общность спроса или удовлетворяющих соответствующий круг потребителей (мото- велотовары, культтовары, книги и плакаты, хлебобулочные и кондитерские изделия, и др.).

-Универсальные магазины продают товары многих товарных групп в специализированных секциях.

-Смешанные магазины реализуют товары различных групп как продовольственные, так и непродовольственные, не образуя специализированные секции.

Виды магазинов в розничной торговой сети

Розничная торговля – продажа товаров конечным потребителям для личного использования. Основная роль в розничной торговле принадлежит стационарной сети, к которой относятся магазины, мелкорозничной и передвижной сети, посылочной торговле.
Магазины используются для продажи широкого ассортимента товаров, обеспечения его хранения и подготовки к продаже. По признаку специализации магазины делятся на:

• узкоспециализированные, ассортимент которых образуют отдельные виды товаров (хлеб, обувь, одежда, химия и др.);

• специализированные, ассортимент которых составляет несколько видов товаров (продовольственные, промтоварные);

• универсальные с широким ассортиментов товаров (гастрономы, универмаги);

• неспециализированные (смешанные), осуществляющие продажу товаров разных групп без специализации по отделам и секциям;

• супер- и гипермаркеты, большие по площади магазины, ассортимент которых насчитывает десятки и сотни тысяч наименований, в том числе все группы продовольственных и большой выбор непродовольственных товаров, имеют кафе, кулинарию;

• торговые центры – состоят из нескольких магазинов, размещенных обычно в одном здании;

По формам торговли магазины делятся на:

-магазины–салоны, осуществляют продажу по образцам,

-магазины низких и высоких цен,

-удобные магазины (предлагающие товары повседневного спроса),

-магазины самообслуживания,

-с торговлей через прилавок,

-с открытой выкладкой и др.

Мелкорозничная сеть включает павильоны, палатки, ларьки, киоски, торговые автоматы. Передвижная торговая сеть используется для обслуживания малых и удаленных населенных пунктов. Посылочная торговля – реализация товаров осуществляется по каталогам без личного контакта с покупателем, заказы принимаются по телефону, факсу, почте, Интернету, через посредников.

Розничный товарооборот и его состав

Розничный товарооборот – это передача товаров конечным потребителям. На этом процесс обращения товара завершается и товар поступает в сферу потребления.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), пере­ходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с од­ной стороны, денежную выручку торговли, с другой — сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на веще­вых, смешанных и продуктовых рынках.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные про­цессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота — объем ре­ализации в денежном исчислении, качественная — структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) това­рооборота — это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Состав розничного товарооборота классифицируют по ви­дам продаж:

• выручка от продаж продовольственных и непродовольст­венных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;

• товарооборот предприятий общественного питания, состо­ящий из оборота по продаже продукции собственного произ­водства и покупных товаров, включая наценку;

• выручка от реализации медикаментов в аптеках;

• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.

Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "вели­чина" товарооборота: состав товарооборота складывается из раз­личных видов продаж, а величина — из сумм торговой выруч­ки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.216.79.60 (0.006 с.)