Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и элементы рыночного механизма.↑ Стр 1 из 20Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие и элементы рыночного механизма. Общая характеристика рыночного механизма. Рынок представляет собой социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ через процесс взаимного приспособления (выравнивания) спроса и предложения, формирования рыночных цен. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Спрос и закон спроса. Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене. Спрос зависит от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос. Влияют и другие факторы: увеличение (или сокращение) доходов потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ценовые и дефицитные ожидания и т.д. Закон спроса показывает обратную связь между ценой и количеством покупаемого продукта. Предложение и закон предложения. Предложение – количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. Предложение товаров также неразрывно связано с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Теория рыночного равновесия. Рынки передают информацию в форме цен продавцам и покупателям товаров и услуг. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Сущность конкуренции, ее функции. Равновесие достигается под влиянием конкурентной среды рынка, иначе говоря, на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товара. Конкуренция – состязание, борьба между продавцами, производителями товаров и услуг за наиболее выгодное положение на рынке. Она является одним из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Функции конкуренции: 1. Регулирующая – конкуренция определяет структуру и объемы производства продукции в обществе. 2. Функция размещения ресурсов (аллокация) – в результате конкуренции экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей. 3. Инновационная – конкуренция заставляет осуществлять нововведения. 4. Распределительная – распределяет созданную собственность. Совершенная конкуренция: сущность, достоинства и недостатки. Совершенная – в условиях совершенной конкуренции ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию (повлиять на цену, спрос и предложение). Чистоконкурентная экономика ведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Модели несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Несовершенная – в условиях несовершенной конкуренции одна фирма в состоянии повлиять на рыночную ситуацию: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Олигополия представляет рыночную структуру, где функционируют несколько (до десяти и более) фирм, часть из которых являются крупными.
Сущность и особенности рынков факторов производства. Рынок труда и его особенности. В рыночной экономике существует специальный термин – рынок труда. Он означает систему отношений, которые связаны с наймом и предложением ресурсов труда. И для того, чтобы понять особенности рынка труда, стоит начать с функций, которые он выполняет. Особенности функционирования рынка труда заключаются в ряде таких факторов: согласование условий труда и цены между работодателями и работниками; обеспечение работникам возможности получать средства к существованию; стимулирование работодателей и работников; обеспечение производства ресурсами труда, а также их распределение по отраслям, регионам и предприятиям. Равновесие на рынке труда означает, что спрос на труд удовлетворяется полностью, а предприниматели готовы платить соответствующую заработную плату. Пересечение кривых спроса и предложения демонстрирует, что существует лишь одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, - это и есть равновесная цена труда, или заработная плата. Спрос на труд определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг с учетом совокупного спроса. Предложение труда также определяется потребностями людей трудоспособного возраста в нормальном воспроизводстве своих способностей и поддержании достаточного уровня благосостояния, а поэтому оно, так же как и спрос, зависит от величины заработной платы. Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куплю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных участков). Земельная рента — это цена, уплачиваемая за использование ограниченного количества земли и других природных ресурсов. Земельная рента выступает в форме абсолютной ренты, дифференциальной ренты и монопольной ренты. Абсолютная земельная рента — один из видов дохода от собственности на землю, плата собственнику за разрешение применять капитал к земле; уплачивается арендатором абсолютно со всех участков земли независимо от плодородия (отсюда название этого вида ренты). Дифференциальная рента — дополнительный доход, получаемый за счет использования большей плодородности земли и более высокой производительности труда. Монопольная рента — особая форма земельной ренты, образуется при продаже определенных видов сельскохозяйственных продуктов по монопольной цене, превышающей их стоимость. Цена земли = Рента годовая / Ставка ссудного процента. Цена земли показывает, какую сумму денег требуется положить в банк, чтобы при действующей рыночной ставке процента получать доход, равный данной земельной ренте. Рынок капитала и капитальных активов является состав- ной частью рынка факторов производства. Капитал представляет собой запас произведенных благ длительного пользования, используемых при производстве других благ. Капитал отличается от земли тем, что он может воспроизводиться, в то время как земля невоспроизводима. Ценой капитальных активов выступает доход, который они могут принести в результате их применения. Этот доход соответствует цене, уплачиваемой за пользование деньгами в течение определенного периода времени (обычно – года) – проценту. Процент на капитал будет тем выше, чем выше производительность реальных экономических благ, представленных капитальными активами как факторами производства. Дисконтирование — это определение стоимости денежного потока путём приведения стоимости всех выплат к определённому моменту времени. Дисконтирование является базой для расчётов стоимости денег с учётом фактора времени. Раздел 2. История государственного управления в России Реформа отмены крепостного права освободила многомиллионный народ, живший в рабстве и подчинении в течение многих веков, наделила его гражданскими правами. По-новому встал вопрос о Конституции. Именно в годы реформ с созданием Крестьянского и Дворянских банков начинает активно развиваться банковское дело и система государственного контроля за бюджетом страны. Во второй половине XIX века возникает потребность в усовершенствовании системы образования и просвещения. Большое внимание уделяется качеству школьного, вузовского, а также женского образования. В результате реформ университеты получили возможность развиваться самостоятельно. Это возможность, которую до этого времени они не имели и которая присуща современным тенденциям. Введение суда присяжных и адвокатуры стало шагом, который сблизил Россию с передовыми странами и с современным временем. Правосудие, осуществляемое по сословному признаку, устарело и уже не могло справляться со своими задачами. Теперь, с введением института присяжных заседателей суд поднялся на новый уровень: гласность, состязательность суда, независимость от административных органов власти, равенство всех перед судом. Институт адвокатуры наделил обвиняемых правом на защиту. Что касается военной реформы, то та также оставила свой след в будущем: отменилось телесные наказания, значительно сокращался срок службы, уделялось повышенное внимание физическому воспитанию солдат. Служить в армии стало престижно. Важен и тот факт, что в период реформ и контрреформ начала активно развиваться общественные движения интеллигенции, что позволяет утверждать о том, что народ может, а теперь в современное время имеет право вступать в переговоры и даже споры с правительством. Реформы Александра II провозгласили свободу личности, наделили правами ранее бесправных людей, дали автономию ранее зависимым и подконтрольным учреждениям, способствовали развитию общества и общественной мысли в либеральном и демократическом направлениях. И контрреформы Александра III уже не смогли повернуть в обратном направлении или вовсе свернуть установленный его отцом механизм развития страны. К началу XX в. в Российской империи сохранялась система государственного управления, одним из характерных признаков которой была значительная бюрократизация. Первое место среди высших государственных учреждений страны принадлежало Государственному Совету. Члены и председатель Совета назначались царем, а по должности в его состав входили министры. До своей реорганизации в 1906 г. Совет являлся высшей законосовещательной инстанцией. Исполнение воли монарха должно было осуществляться многочисленным чиновничеством. К началу XX в. в стране насчитывалось свыше 430 тыс. чиновников, т. е. один на каждые 3000 человек населения. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. В образованных слоях общества чиновник являлся объектом насмешек и издевок. Маленькие оклады чиновников, особенно на низких ступенях иерархической лестницы, способствовали взяточничеству и коррупции. Но в целом государственный аппарат был неплохо приспособлен для исполнения своих функций в обычное, спокойное время, хотя являлся малоподвижным, неинициативным и неспособным к быстрому реагированию в критических ситуациях. Региональное управление изучает управление экономикой отдельного региона: формирование объективных предпосылок экономического развития региона, управление производственной структурой, социальной сферой, обеспечением условий жизни, расселение и размещение хозяйства, формирование механизма функционирования и управления экономикой, социальной сферой и экологией.
Становление государственного управления в послереволюционный период; система государственного устройства в 1930-1940-х годах; попытки реформирования государственного управления в 1950-1960-е годы; предпосылки, условия и тенденции современного развития государственного управления. 1. Школа научной организации труда. В начале века получили развитие теоретические основы автократической модели управления, которые впоследствии утвердились в качестве основ общего менеджмента. 2. Школа административного управления. В начале XXв. сформировалась так называемая классическая школа менеджмента, родоначальником которой является французский ученый и менеджер-практик А.Файоль. Он и его последователи изучали такие функции менеджмента в крупных организациях, как прогнозирование, планирование, организация, руководство, координация и контроль. Целью классической школы было создание универсальных принципов и методов менеджмента. 3. Школа человеческих отношений. Одним из первых исследователей этой сферы менеджмента был Э.Мэйо, который в 30-х гг. проводил знаменитые хоторнские эксперименты. Э.Мэйо и его сотрудники на заводе фирмы "Уэстерн электрик" в американском городе Хоторн изучали влияние условий труда на его производительность. 4. Школа науки управления (количественный подход). Существенный вклад в ее развитие оказали мат. Статистика, инженерные науки. После второй мировой войны в решении жизненно важных интересов использовался количественный подход. Разработка моделей управления. Помогло развитие компьютерной техники. Система государственного устройства в 30-40-х годах XX века Система обоснована "великим переломом": политическая система стала еще более примитивной в результате полного упразднения разделения властей, ликвидации идеологического и политического плюрализма на основе полного огосударствления политической, экономической и культурной жизни в стране. Вместе с тем даже "полная и окончательная победа социализма" не отменила чередование фаз реформ и контрреформ. Раздел 6. Статистика
25. Система национальных счетов в оценке социально-экономического развития страны.
Национальные счета представляют собой систему взаимосвязанных статистических показателей, характеризующих макроэкономические процессы. Данная система построена в виде определенного набора счетов и таблиц. Система национальных счетов дает описание финансовых потоков, характеризующих деятельность всех экономических агентов — резидентов от момента Производства до момента конечного потребления или создания разных видов накопления. Каждой стадии процесса воспроизводства (производства, первичного распределения доходов, вторичного распределения доходов, использования доходов на конечное потребление и накопление) соответствует специальный счет или группа счетов. Счет представляет собой таблицу, включающую две совокупности показателей, характеризующих: а) ресурсы и б) их использование. В каждом счете соблюдается, равенство (равновесие) между объемом ресурсов и их использованием, которое, как правило, достигается р. помощью, балансирующей статьи. Балансирующие статьи имеют самостоятельное значение, но в то же время служа для увязки счетов в единую систему. Составление основных счетов СНС, последовательно отражающих движение финансовых потоков и стоимости товаров и услуг через все стадии, воспроизводственного цикла, завершается разработкой балансовых таблиц (балансов), характеризующих наличие, национального богатства на начало и конец периода, и его изменение в течение данного периода. Система национальных счетов позволяет решать следующие основные задачи: • исчисление обобщающих статистических показателей, характеризующих результаты экономической деятельности; • исследование динамики макроэкономических показателей • анализ макроэкономических пропорций. Взаимосвязь показателей СНС составляет основу моделирования макроэкономических процессов. Данные системы национальных счетов и построенные на их основе модели применяются для обоснования управленческих и финансовых решений на всех уровнях экономики: макро-, мезо- и микроуровне. Основные принципы и правила построения российской системы национальных счетов определяются международным методологическим стандартом СНС-93. Однако в отечественной СНС учитываются особенности, как экономики, так и информационной базы макроэкономических расчетов в России. В СНС используется несколько классификаций. Первая классификация — группировка хозяйственных единиц по отраслям. Она применяется для изучения процессов производства и осуществляется в соответствии с Международной стандартной классификацией отраслей экономики (МСОК). В нашей стране в целях гармонизации отечественных классификаций с международными классификационными стандартами разработан общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продуктов и услуг (ОКДП). В группировке хозяйственных единиц по отраслям единицей классификации является заведение — предприятие или его часть, занятое преимущественно одним видом производственной деятельности (с точки зрения характера производимых товаров и услуг, направления их использования, характера технологического процесса), по которой имеется статистическая информация о затратах и выпуске продукции. Соответственно отрасль определяется как совокупность заведений с однородным производством. Вторым типом классификации при построении СНС является группировка единиц по институциональным секторам. Она осуществляется с целью исследования потоков доходов и расходов, финансовых активов и пассивов. Классификационной единицей в секторной группировке является институциональная единица — хозяйственная единица, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов, может Самостоятельно принимать решение и распоряжаться своими материальными и финансовыми ресурсами.
26. Понятие и состав национального богатства: сущность национального богатства, его основные элементы, систему показателей национального богатства
национальное богатство как объект статистического изучения и экономическая категория призвано отразить накопление не только материальных, но и нематериальных, а также финансовых и нефинансовых активов у юридических лиц (предприятий и организаций) и у физических лиц (отдельных граждан) как показателей их «собственного» капитала, формирующих в совокупности «собственный капитал» страны или ее национальное богатство. Объем НБ определяется, как правило, в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах. Учет стоимости тех элементов НБ, по которым стоимостная оценка в отечественной практике не проводилась, также требует решения по мере вовлечения этих активов в экономический оборот. Состав НБ. Национальное богатство состоит из экономических активов: • нефинансовых произведенных; • нефинансовых непроизведенных; • финансовых. Таким образом, все экономические активы делятся на нефинансовые и финансовые. Все компоненты национального богатства являются экономическими активами. Определение активов НБ предполагает необходимость уточнения термина «актив». Актив является важнейшим понятием элементов категории собственности, составляющих «собственный капитал» секторов экономики и национальное богатство страны. Национальное богатство как показатель используется для характеристики имущественного положения страны. Как комплексная экономическая категория, национальное богатство характеризуется системой статистических показателей. В ней выделяются следующие подсистемы показателей: объема национального богатства в целом и его компонентов; состава и структуры НБ; состояния отдельных компонентов НБ; простого и расширенного воспроизводства национального богатства и его компонентов; использования НБ; эффективности использования НБ; динамики национального богатства. Показатели национального богатства по основным элементам (всего и на душу населения) служат одной из важнейших характеристик достигнутого страной уровня социально-экономического развития.
27. Задачи статистики в государственном и муниципальном управлении: статистика как отрасль практической деятельности и как отрасль знаний, основные задачи и функции статистики в государственном и муниципальном управлении.
Статистикой называют планомерный и систематический учет осуществляемый в масштабах страны органами государственной статистики во главе с государственным комитетом РФ по статистике. Под муниципальной статистикой понимают систему статистической информации, характеризующей состояние массовых явлений и процессов, входящих в предмет ведения органов местного самоуправления. К основным задачам муниципальной статистики относят следующие: · исследование экономических, социальных, демографических, экологических явлений в их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития; · формирование информации, необходимой для управления муниципальным хозяйством, распоряжения имуществом и объектами муниципальной собственности, составления и исполнения местного бюджета; для разработки муниципальных программ и осуществления наблюдения за ходом их выполнения. Действующая нормативная правовая база позволяет органам местного самоуправления самостоятельно реализовать предоставленные Федеральным Законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» им полномочия. В соответствии с п.6 статьей 17 «Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения» органы местного самоуправления обладают полномочиями по организации сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Раздел 7. Теория управления
Управленческое решение это творческое и волевое воздействие субъекта управления, основанное на знании объективных законов функционирования управляемой системой и анализе управленческой информации о её состоянии, направленное на достижение поставленных целей. Критерий эффективности управления определяется не только оптимальностью функционирования объекта управления, но и должен характеризовать качество труда в управляющей системе, экологическую и социальную эффективность. Критерии экономической эффективности управления многообразны и их нельзя свести к какому-то одному показателю. Можно рассмотреть для начала критерии эффективности, относящиеся к объекту управления. Круг этих критериев весьма обширен. Для оценки экономической эффективности используется ряд показателей. Наиболее распространенные из них на уровне предприятия (организации) являются производительность труда, материалоемкость, фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств, окупаемость капитальных вложений и рентабельность. В условиях формирования рыночных отношений существенно расширяются возможности действия всех факторов повышения эффективности производства. Осуществляются структурная перестройка народного хозяйства, переориентация его на потребителя; модернизация важнейших отраслей народного хозяйства - промышленности, строительства, транспорта и связи на основе высоких технологий; преодоление отставания от мирового научно-технического уровня; продуманная конверсия военного производства; переход к смешанной экономике, в которой создаются на равных правах различные формы собственности; свободное развитие всех коллективных и частных форм хозяйствования; финансовое оздоровление экономики; органичное включение страны в глобальные хозяйственные связи. В результате этого сформируется регулируемое, цивилизованное рыночное хозяйство, которое явится действенным средством, стимулирующим рост производительности труда, повышение эффективности всего общественного производства, приумножение общественного богатства в интересах повышения благосостояния народа.
Планирование как организационно-управленческая деятельность. Планирование связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства человека (субъекта управления). Сущность (и цель) процедур планирования состоит в содействии осуществлению установленных задач экономического и социального развития и непосредственно — в обеспечении рационального осуществления субъектами планирования их прав и обязанностей, закреплении наиболее рациональных приемов плановой работы, другими словами, упорядочении реализации субъектами плановой деятельности их компетенции. Виды планирования. По методологии процесса планирования различают: формальное планирование (когда сужается область проблемы для того, чтобы использовать количественные модели и технику оптимизации плана); - инкрементальное планирование (используется здравый смысл, чтобы произвести незначительные модификации существующих политик. - системное планирование — более широкий подход, который базируется на совокупности количественных и качественных методов, на поиске соединения инкрементализма, оптимального и возможного планирования с учетом множества участвующих сил и отношений между ними. Стадии процедуры планирования. 1 Стадия предварительная (предплановая), в специальной литературе иногда именуется стадией предплановых разработок. 2. Стадия разработки планов начинается уже с момента выражения инициативы будущих исполнителей планов, направляемой государственными заказами и контрольными цифрами. 3. Стадия утверждения плана — ее следует считать заключительной стадией процесса планирования на всех уровнях. Органы общей компетенции всесторонне и окончательно рассматривают проекты планов. Именно с момента одобрения исполнительным органом власти начинается отсчет сроков доведения юридически обязательных плановых заданий до исполнителей. 4. Стадия изменения плана вызывается необходимостью приспособить утвержденный план к действительным, конъюнктурным, изменчивым условиям экономического и социального развития. 5. Стадия организации выполнения плана связана с правоприменительной политикой органов власти и управления, нормативной и организационной деятельностью администрации различных уровней управления. При этом складываются отношения по поводу определения фондов стимулирования, показателей стимулирования, нормативов образования фондов стимулирования, показателей напряженности планов, оценки напряженности планов. 6. Стадия контроля за выполнением плана — относительно самостоятельная стадия процесса планирования. Процессуальные отношения возникают по поводу контроля за выполнением плановых заданий и анализом такого выполнения; сравнения величины реальных показателей деятельности с установленным планом; фиксации результатов такого сопоставления в форме, удобной для получения данных об отклонениях от показателей, закрепленных планом; определения звена, характера, причин невыполнения.
Сделки в гражданском праве.
Гражданско-правовая сделка — это наиболее часто встречающийсяюридический факт, на основе которого возникают гражданские права и обязанности. В сделках выражаются разнообразные имущественные отношения как между организациями, так и между этими организациями и гражданами, а также между гражданами. Сделка — это действие юр. или физ.лица, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Заключение сделки — это подписание документов о действиях, направленных на установление, прекращение или изменение правоотношений физических или юридических лиц. Примером заключения сделки посредством установления гражданских прав и обязанностей является принятие гражданином-покупателем предложения магазина о заключении договора розничной купли-продажи. Примером совершения сделки посредством действий, направленных на изменение прав и обязанностей, может служить дополнительное соглашение сторон договора купли-продажи товаров об изменении продавцу первоначально установленных сроков продажи. Если же оптовая и розничная торговые организации заключают соглашение о зачете взаимных требований, то такое соглашение является примером сделки, прекращающей ранее существовавшие правоотношения. Признаки сделки: § сделка как волевое действие; § основание сделки должно быть законным; § правомерность сделки. Недействительные сделки делятся на ничтожные и оспоримые сделки. Гражданский Кодекс устанавливает, что ничтожные и оспоримые сделки имеют различные правовые признаки и последствия (ст.166, п.1,п.3 ст.167 ГК РФ): - порядок признания их недействительными - круг лиц, имеющих право требовать признания сделки недействительной и применения последствий недействительности - определение момента, с которого ничтожные и оспоримые сделки признаются недействительной - срок исковой давности, который имеют ничтожные и оспоримые сделки Рассмотрим подробнее ничтожные и оспоримые сделки. Оспоримой является сделка в силу решения суда. Ничтожной же признается сделка, недействительная сама по себе, независимо от признания ее таковой судом. В случаях, когда закон признает сделку ничтожной, функция суда обычно состоит только в применении к ней предусмотренных в законе последствий. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Последствия: Двусторонняя реституция применяется во всех случаях, когда иное не предусмотрено законом. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах. Односторонняя реституция состоит в том, что исполненное по сделки получает обратно лишь одна сторона – добросовестная. Возмещение реального ущерба применяется по сделкам, совершенным гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства. Недопущение реституции и обращение всего полученного в доход государства применяется к сделкам, совершенным с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности. Понятие и элементы рыночного механизма. Общая характеристика рыночного механизма. Рынок представляет собой социальный (общественный) организм, обеспечивающий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ через процесс взаимного приспособления (выравнивания) спроса и предложения, формирования рыночных цен. Основными составляющими рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Спрос и закон спроса. Спрос характеризует желание (и возможность) потребителей купить определенное количество товара по определенной цене. Спрос зависит от различных факторов; наиболее отчетливо проявляется зависимость спроса от цены: чем ниже цена блага, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить потребители, тем выше на него спрос. Влияют и другие факторы: увеличение (или сокращение) доходов потребителя; изменение вкусов и предпочтений; ценовые и дефицитные ожидания и т.д. Закон спроса показывает обратную связь между ценой и количеством покупаемого продукта. Предложение и закон предложения. Предложение – количество экономического блага, которое продавцы готовы предложить потребителям по определенной цене. Предложение товаров также неразрывно связано с ценой, но зависимость эта прямая: чем выше цена, тем больше товара (при прочих равных условиях) готовы предложить продавцы. Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта называется законом предложения. Теория рыночного равновесия. Рынки передают информацию в форме цен продавцам и покупателям товаров и услуг. Продавцы и покупатели планируют свою деятельность на основе этой информации и своих знаний. Конкуренция – двигатель экономического прогресса. Сущность конкуренции, ее функции. Равновесие достигается под влиянием конкурентной среды рынка, иначе говоря, на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество товара определяются рыночным спросом и предложением. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товара. Конкуренция – состязание, борьба между продавцами, производителями товаров и услуг за наиболее выгодное положение на рынке. Она является одним из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике. Функции конкуренции: 1. Регулирующая – конкуренция определяет структуру и объемы производства продукции в обществе. 2. Функция размещения ресурсов (аллокация) – в результате конкуренции экономические ресурсы концентрируются там, где они могут быть использованы с максимальной отдачей. 3. Инновационная – конкуренция заставляет осуществлять нововведения. 4. Распределительная – распределяет созданную собственность. Совершенная конкуренция: сущность, достоинства и недостатки. Совершенная – в условиях совершенной конкуренции ни одна из фирм отрасли не в состоянии изменить рыночную ситуацию (повлиять на цену, спрос и предложение). Чистоконкурентная экономика ведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Модели несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия. Несовершенная – в условиях несовершенной конкуренции одна фирма в состоянии повлиять на рыночную ситуацию: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, где обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного продукта конкурируют за объём продаж. Чистая монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы, нет близких заменителей, выпускаемый продукт в известной степени уникален. Олигополия представляет рыночную структуру, где функционируют несколько (до десяти и более) фирм, часть из которых являются крупными.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.27.153 (0.017 с.) |