ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВых МЕТОДов ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВых МЕТОДов ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Камская государственная
инженерно-экономическая академия»

 

 

Методические указания

 

 

К лабораторным работам

по дисциплине «Управление техническими системами»

для студентов автомеханического
и заочного факультетов

 

Набережные Челны


Методические указания к лабораторным работам для студентов автомеханического и заочного факультетов по дисциплине: «Управление техническими системами» / Составители: Макарова И. В., Хабибуллин Р. Г., Мухаметдинов Э. М., Сахапов И. А.- Набережные Челны: Изд-во ИНЭКА, 2008. - 55 с.

 

Методические указания для лабораторных работ предназначено для использования в учебном процессе студентами очной и заочной формы, обучающимися по специальностям автомобильного профиля.

 

Рецензент: заместитель генерального директора по продвижению продукции ОАО «КАМАЗ-Дизель», д.т.н., профессор Кулаков А.Т.

 

Печатается по решению методической комиссии автомеханического факультета ГОУ ВПО «Камская государственная инженерно-экономическая академия».

 

© ГОУ ВПО «Камская государственная

инженерно-экономическая академия», 2008 год


Лабораторная работа №1

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ЗАПАСА АГРЕГАТОВ НА СКЛАДЕ»

ВВЕДЕНИЕ

При принятии инженерных, управленческих и других решений полная информация о состоянии системы, внешних условиях и последствиях принимаемых решений зачастую отсутствует.

Исследования показывают, что 80% решений принимаются при наличии только 20% информации об управляемой системе и действующих на нее факторах.

Примерами принятия решений в условиях неопределенности на предприятиях автомобильного транспорта является определение числа возможных требований на конкретный вид ремонта автомобиля в течение «завтрашнего дня», возможности выхода или невыхода на роботу специалиста или рабочего. Полную информацию в таких случаях можно получить только после совершения того или иного события, когда необходимость в упреждающем решении отпала, а система перешла в режим реактивного управления.

Поэтому при управлении необходимо уметь теми или иными способами восполнить или компенсировать дефицит информации.

Одним из методов принятия решений в условиях дефицита информации является анализ рыночной, производственной ситуации с использованием теории игр и статистических решений.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

 

Расширить, углубить и закрепить теоретические знания, привить навыки использования игрового метода при принятии решений в условиях риска. Научиться моделировать производственные ситуации, путем формирования стратегий сторон игры и определения их последствий. Это является важнейшей инженерной задачей.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

 

1. Изучить методику принятия решений в условиях риска используя игровые методы.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Получить вариант задания у преподавателя.

4. Согласно полученного варианта рассчитать средневзвешенные выигрыши применяемых стратегий, определить экономический эффект от применения оптимальной стратегии и сформулировать выводы по результатам расчетов.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВых МЕТОДов ПРИ ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ В УСЛОВИЯХ РИСКА

Для того, чтобы произвести математический анализ ситуации, строят еще упрощенную, очищенную от второстепенных деталей модель, называемую игрой. В игре функционируют стороны и рассматриваются (воспроизводятся) их возможные стратегии, то есть совокупность правил, предписывающих определенные действия в зависимости от ситуации сложившейся в ходе игры. Обычно в игре выступают две стороны, и такая игра называется парной. Если в игре участвуют несколько участников, то игра называется множественной.

Если в реальной ситуации сталкиваются активно противоборствующие стороны (конкурирующие на рынке предприятия, спортивные соревнования, военные действия), то моделирующая эту ситуацию игра называется конфликтной или антагонистической. В этих играх стороны осмысленно противодействуют друг другу, и выигрыш одной стороны означает проигрыш другой. В конфликтных (антагонистических) играх сталкиваются две или несколько противоборствующих сторон, имеющих свои интересы и стремящихся улучшить свое положение за счет других. Например, борьба на ограниченном спросом рынке группы предприятий (АТП, СТО) за клиентуру. Обычно множественную игру стремятся свести к серии парных, в которых участвуют две стороны, условно называемые "нападающей" А и "обороняющейся" В. Нападающая сторона первой предпринимает определенные действия (выпуск новых изделий, услуг, изменение ценовой политики и т. п.) и стремится получить определенный выигрыш. Если выигрыш одной стороны равен проигрышу другой, то это игры с нулевой суммой.

При решении организационных, технических и технологических задач обычно рассматриваются две стороны:

А – организаторы производства (активная сторона), то есть руководители ИТС АТП, СТО, других предприятий всех форм собственности, предоставляющих услуги потребителям;

П – совокупность случайно возникающих производственных или рыночных ситуаций («природа»).

Активная сторона должна выбрать такую стратегию, то есть принять решение, чтобы получить максимальный эффект. При этом «природа» то есть складывающиеся производственные ситуации, активно не противодействует мероприятиям организаторов производства, но точное состояние «природы» (П) им неизвестно. Подобные игры называются «играми с природой» (производством), а применяемые методы – статистическими решениями.

Принятие решений игровыми методами основывается на определенных правилах, которые регламентируют возможные варианты (стратегии) действия сторон, участвующих в игре; наличие и объем информации каждой стороны о поведении другой; результат игры, то есть изменение целевой функции при сочетаниях определенных стратегий сторон и др.

В процессе игры стороны оценивают ситуацию, принимают решения, делают ходы, то есть предпринимают определенные действия по изменению ситуацию в свою пользу. Ходы бывают личными – сознательный выбор стороны из возможных вариантов действий. Случайными – это выбор из ряда возможных, определяемый механизмом вероятностного отбора вариантов, а не самим участником игры. Смешанные ходы представляют комбинацию личных и случайных. Если число возможных стратегий ограничено, то игры называются конечными, а при неограниченном числе стратегий – бесконечными.

В зависимости от содержания информации в теории игр рассматриваются методы решений в условиях риска и неопределенности.

 

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАСЧЕТА

 

1. Получить вариант задания у преподавателя и согласно № варианта выписать данные необходимые для проведения расчета.

Провести формирование стратегий сторон (табл. 1.1). Стратегии производства или требования рынка услуг определяются числом потребных в течении смены агрегатов nj.

Таблица 1.1

Стратегии сторон

Производство (П) Организаторы складского хозяйства (А)
Обозначение стратегий Пj Необходимо агрегатов для ремонта, nj Вероятность данной потребности, qj Обозначение стратегии, Аi Имеется исправных агрегатов на складе, ni
П1 n1 q1 А1 n1
П2 n2 q2 А2 n2
П3 А3
П4 А4
П5 n5 q5 А5 n5

2. Определить последствия случайного сочетания стратегий сторон. В реальных условиях сочетание стратегий Аi и Пj случайно, но каждому сочетанию стратегий соответствуют определенные последствия bij.

Таблица 1.2

Условия определения выигрыша

Ситуации Выигрыш в условных единицах
Убыток Прибыль
Хранение на складе одного, фактически невостребованного агрегата b1 -
Удовлетворение потребности в одном агрегате - b2
Отсутствие необходимого для выполнения требования агрегата на складе   b3   -

Например, если потребность в агрегатах для ремонта превышает их наличность на складе, то предприятие несет ущерб от дополнительного простоя автомобиля в ремонте или отказа клиенту в предоставлении соответствующей услуги. Если требований на замену меньше, чем имеется агрегатов на складе, то возникают дополнительные затраты, связанные с хранением «излишних» агрегатов. Количественно последствия сочетания стратегий Аi и Пj оценивается с помощью выигрыша bij. Выигрыш bij>0 называется прибылью, а bij<0 убытком. Излишний запас вызывает дополнительные затраты на хранение агрегатов (табл. 1.2).

 

3. Определяем выигрыш при всех возможных в рассматриваемом примере сочетаниях стратегий АiПj в данном случае 25 (АiхПj).

Таблица 1.3

Платежная матрица

Необходимое число агрегатов и выигрыш по стратегиям Минимальный выигрыш по стратегиям (минимумы строк)
  П1 П2 П3 П4 П5
  n1 n2
  Аi ni b11 b12 b1j  
Имеющееся число агрегатов и выигрыш по стратегиям А1 n1 b21 b22 b2j  
А2 n2 b31 b32 b3j  
А3  
А4  
А5 bi1 bi2 bij  
Максимальный выигрыш (максимумы столбцов)                

Например сочетание стратегий А2 и П4 означает, что потребность в агрегатах для ремонта в течение данной смены составляет (П4) n4=3 агрегата, а на складе имеется (А2) только один агрегат. Поэтому выигрыш (табл. 1.3) составит b24=1хb2 (при потребности 3 на складе имеется 1 агрегат, удовлетворена одна заявка) - 2хb3 (две заявки не удовлетворены); сочетание стратегий А4 и П2 (необходим для замены один агрегат, на складе имеется 3) b42 = 1хb2 (одно требование удовлетворено) – b1 (два агрегата не востребованы) и т. д. Выигрыши при сочетании всех возможных стратегий сторон сводятся в платежной матрице (табл. 1.3). Фактически платежная матрица – это список всех возможных альтернатив, из которых необходимо выбрать рациональную.

4. Выбираем рациональную стратегию организаторов производства Аi0. Наиболее простое решение возникает тогда, когда находится стратегия Аi, каждый выигрыш которой при любом состоянии Пj не меньше, чем выигрыш при любых других стратегиях. В общем случае при известных вероятностях каждого состояния Пj выбирается стратегия Аi, при которой математическое ожидание выигрыша организаторов производства будет максимальным. Для этого вычисляют средневзвешенный выигрыш по каждой строке платежной матрицы для i-й стратегии:

bi=qibi1+qibi2+…+qnbin

полученные таким образом результаты сводим в матрицу выигрышей (последний столбец табл. 1.4).

Таблица 1.4

Матрица выигрышей

Пj(nj) П1 (n1=0) П2 (n2=1) П3 (n3=2) П4 (n4=3) П5 (n5=4) Средний выигрыш при стратегии
Ai(ni)
A1(n1=0) q1 b11 q2 b12 q5 b1j b1
A2(n2=1) q1 b21 q2 b22 q5 b2j b2
A3(n3=2) q1 b31 q2 b32 q5 b3j b3
A4(n4=3) q1 b41 q2 b42 q5 b4j b4
A5(n5=4) q1 b51 q2 b52 q5 b5j b5
Вероятности состояний, qi q1 q2 q3 q4 q5 _____

Из матрицы выигрышей выбираем оптимальную стратегию, обеспечивающую максимальный выигрыш (bi)max

6. Полученные результаты по изменению выигрыша в зависимости от запаса агрегатов на складе (стратегий А) изображаем графически

7. Определяем экономический эффект от использования оптимальной стратегии.

Особенность выполненного расчета состоит в том, что учитывалась не только вероятность определенной потребности в агрегатах, но и последствия их наличия или отсутствия на складе. Поэтому экономическая эффективность может быть получена сравнением выигрыша при оптимальной стратегии b0=bmax с выигрышемbc, который может быть получен при поддержании на складе средневзвешенной потребности в агрегатах nc , когда последствия принимаемых решений не учитываются.

nc=Sqinj,

где nj - потребность в агрегатах на складе;

qi - вероятность этой потребности.

Экономический эффект при использовании оптимальной стратегии составляет

Э(А°)= (b0-bc)/b0

8. Проводим анализ полученных решений. Выводы даются на основе полученных данных в таблице 4 и расчета экономической эффективности от применения оптимальной стратегии.

ПРИМЕР РАСЧЕТА

1. Согласно полученного варианта заполняем таблицу.

Таблица 1.5

Стратегии сторон игры

Производство (П) Организаторы складского хозяйства (А)
Обозначение стратегий Пj Необходимо агрегатов для ремонта, nj Вероятность данной потребности, qj Обозначение стратегии, Аi Имеется исправных агрегатов на складе, ni
П1 0,1 А1
П2 0,4 А2
П3 0,3 А3
П4 0,1 А4
П5 0,1 А5

2. Определяем последствия случайного сочетания стратегий сторон. В примере удовлетворения потребности в агрегатах связано с сокращением простоев автомобилей в ремонте или сохранением клиентуры, что приносит прибыль АТП или СТО. Излишний запас вызывает дополнительные затраты на хранение агрегатов (табл. 1.6).

Таблица 1.6

Условия определения выигрыша

Ситуации Выигрыш в условных единицах
Убыток Прибыль
Хранение на складе одного, фактически невостребованного агрегата -1 -
Удовлетворение потребности в одном агрегате - +2
Отсутствие необходимого для выполнения требования агрегата на складе   -3   -

3. Определяем выигрыши при всех возможных в рассматриваемом примере сочетаниях стратегий АiПj в данном случае 25 (АiхПj) и сводим в платежную матрицу (табл. 1.7).

Таблица 1.7

Платежная матрица

Необходимое число агрегатов и выигрыш по стратегиям Минимальный выигрыш по стратегиям (минимумы строк)
Пj П1 П2 П3 П4 П5
nj
  Аi ni
Имеющееся число агрегатов и выигрыш по стратегиям А1 -3 -6 -9 -12 -12
А2 -1 -1 -4 -7 -7
А3 -2 -2 -2
А4 -3 -3 -3
А5 -4 -1 -4
Максимальный выигрыш (максимумы столбцов)      

4. Выбираем рациональную стратегию организаторов производства Аi0. Для этого вычисляют средневзвешенный выигрыш по каждой строке платежной матрицы для i-й стратегии:

bi=qibi1+qibi2+…+qnbin

полученные таким образом результаты сводим в матрицу выигрышей (последний столбец табл. 1.8).

Таблица 1.8

Матрица выигрышей

  Пj(nj)   Ai(ni) П1 (n1=0) П2 (n2=1) П3 (n3=2) П4 (n4=3) П5 (n5=4) Средний выигрыш при стратегии
A1(n1=0) q1 b11 q2 b12 q5 b1j -0,3
A2(n2=1) q1 b21 q2 b22 q5 b2j -1
A3(n3=2) q1 b31 q2 b32 q5 b3j 1,3
A4(n4=3) q1 b41 q2 b42 q5 b4j 1,5
A5(n5=4) q1 b51 q2 b52 q5 b5j 1,1
Вероятности состояний, qi q1 q2 q3 q4 q5 _____

Из матрицы выигрышей выбираем оптимальную стратегию, обеспечивающую максимальный выигрыш (bi)max

5. Полученные результаты по изменению выигрыша в зависимости от запаса агрегатов на складе (стратегий А) изображаем графически

6. Определяем экономический эффект от использования оптимальной стратегии.

Особенность выполненного расчета состоит в том, что учитывалась не только вероятность определенной потребности в агрегатах, но и последствия их наличия или отсутствия на складе. Поэтому экономическая эффективность может быть получена сравнением выигрыша при оптимальной стратегии b0=bmax с выигрышемbc, который может быть получен при поддержании на складе средневзвешенной потребности в агрегатах nc , когда последствия принимаемых решений не учитываются.

nc=Sqinj,

где nj - потребность в агрегатах на складе;

qi - вероятность этой потребности.

В примере: nc=0,1х0+0,4х1+0,3х2+0,1х3+0,1х4=1,7 агрегата. Принимаем целое значение средневзвешенной потребности nc»2. Наличие на складе двух агрегатов соответствует стратегии Аз, при которой обеспечивается средний выигрыш b3=1,3 условные единицы (табл. 1.8). Таким образом экономический эффект при использовании оптимальной стратегии составляет

Э(А°)= (b0-bc)/b0

7. Анализ полученных решений. Данные табл. 11 позволяют сделать следующие практические выводы. Во-первых,опредеделена оптимальная стратегия (А04), придерживаясь которой организаторы производства получают гарантированный выигрыш в 1,5 условные единицы. Очевидно, наличие на складе 3 агрегатов является заданным целевым нормативом для организаторов складского хозяйства предприятия ЦН= n4 = 3 агрегата. Как следует из рис. 1, нецелесообразным является не только сокращение по сравнению с оптимальным, но и чрезмерное увеличение оборотного фонда. Необходимо еще раз отметить, что стратегия а°4 является оптимальной при многократном ее применении, т.е. в среднем для повторяющихся ситуаций. Для разовых реализации она может быть и неоптимальной. Например, при П1 (исходный вариант) она дает убыток, а для П5 прибыль будет меньше, чем при использовании стратегии А5.

Во-вторых, выявлена зона рационального запаса агрегатов на складе, при котором предприятию гарантирован доход, т.е. bj > 0. Такой зоной является наличие на складе Пi=3±1 агрегатов, что соответствует стратегиям А3, А4, А5 . Эту зону следует рассматривать в качестве интервальной оценки целевого норматива для организаторов складского хозяйства.

В-третьих, создается инструментальная база для определения размера материального поощрения предприятием организаторов складского хозяйства, которое должно быть пропорционально фактически полученному предприятием доходу от удовлетворения потребности в агрегатах. Очевидно, при поддержании на складе запаса в 3 агрегата материальное поощрение будет максимальным. Если на складе оказалось 2 агрегата, то размер материального поощрения сокращается пропорционально А= 1,5 -1,3 = 0,2, а при наличии на складе 4 агрегатов - еще больше - А=1,5 - 1.1= 0,4. Наличие на складе менее 2 и более 4 агрегатов может привести к материальной санкции к организаторам складского хозяйства или партнерам (дилерам, дистрибьюторам).

В-четвертых, используя данный метод, можно оценить влияние ряда факторов на выбор стратегии и величину выигрыша.

Рис.1. Зависимость выигрыша от стратегии

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Классификация игровых методов?

2. Стороны, рассматриваемые в игровых методах?

3. Условия определения выигрыша сторон?

4. Определение выигрыша при сочетаниях стратегий?

5. Расчет средневзвешенного выигрыша стратегий?

6. Нахождение оптимальной стратегии?

7. Для чего необходима вероятность возникновения потребности?

8. Как определяется средневзвешенная потребность в агрегатах?

9. Какие ходы могут предприниматься сторонами в процессе игры?

10. Расчет экономического эффекта от применения оптимальной стратегии?

 


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

«АНАЛИЗ ВОЗРАСТНОЙ СТРУКТУРЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПАРКОВ»

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие экономики связано с постоянным обновлением товаров, изделий и услуг. Любое изделие или услуга зарождаются в ответ на потребности общества, воспроизводятся в течение определенного времени, со временем устаревают, заменяются более совершенными и постепенно изымаются из сферы эксплуатации (применения). Все это составляет жизненный цикл системы и ее отдельных элементов, которые могут различаться. Типичным примером большой системы является автомобильный парк определенной модели, например, автобусов «Икарус-280». Парк таких автобусов существует уже более 30 лет. Элементами этой системы являются конкретные автобусы, срок службы которых в городских условиях составляет 5...7 лет, а списание осуществляется при наработке 500...700 тыс. км.

Полный жизненный цикл большой системы, охватывающий науку - технику - производство - эксплуатацию, включает следующие основные этапы:

1) Возникновение идеи нововведения на основании осознания потребностей рынка и потребителя, научного предположения, гипотезы или открытия. Например, идея применения газомоторного топлива на транспорте, диктуемая возможным дефицитом жидкого топлива и экологическими требованиями.

2) Выдвижение теории, а применительно к техническим, технологическим и организационным решениям - концепции проекта, за тем бизнес-плана, т.е. известной комбинации существующих знаний, методов, технологических и других приемов, которые могут дать необходимый эффект. На этом этапе определяются схемы соответствующих решений, предполагаемый потребитель и масштабы применения нововведения.

3) Проверка теории или концепции проекта путем лабораторного эксперимента, демонстрирующего правильность теории или принципиальную осуществимость проекта.

4) Лабораторная или опытная проверка, обеспечивающая получение полезного эффекта в принципиально пригодной для практического использования форме. Это может быть модель технического устройства, образец материала, процесс, пробная услуга и т.д.

5) Эксплуатационные испытания или рыночная апробация, демонстрирующие работоспособность нового технического средства или процесса, возможность достижения заданных целевых нормативов. Для услуг проверяется их восприимчивость и востребованность потенциальным потребителем и уточняется возможный спрос. На основании этого этапа определяются направления доработки или переработки изделия или услуги, уточняются требования к сфере эксплуатации. Например, применительно к газомоторному топливу: создание сети газозаправочных пунктов, переоборудование автомобилей, приспособление производственно-технической базы к обслуживанию газобаллонных автомобилей, подготовка персонала и др.

6) Промышленное внедрение, означающее начало производства нового технического средства или предоставления новой услуги, характеризующее готовность к их практическому применению и гарантирующее получение заданных целевых нормативов эффективности, масштабов применения и др.

7) Широкое внедрение нововведений, позволяющее оценить действительный эффект и рыночную нишу с учетом ряда факторов, которые невозможно было полностью учесть на начальных стадиях, и полностью подготовить эксплуатационную инфраструктуру.

8) Постепенная замена (вытеснение) предшественников (изделия, услуги, технологии) нововведениями - формирование новой или обновленной большой системы.

9) Устаревание нововведения, вывод из эксплуатации старых элементов системы и их постепенная замена нововведениями следующего поколения.

10) Утилизация и частичное вторичное использование подсистем и элементов старой системы.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Закрепить знания о жизненном цикле системы и ее элементов. Ознакомиться с методами расчета и управления показателями возрастной структуры парка.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

Изучить методику расчета показателей возрастной структуры парка.

Ответить на контрольные вопросы.

Получить вариант задания у преподавателя.

Согласно полученного варианта рассчитать показатели возрастной структуры парка, заполнить итоговую таблицу и сформулировать выводы.

 

Таблица 2.1

Таблица 2.2

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Дать определение возрастной структуры парка.

2. Описать метод сложного дискретного списания.

3. Дать определение управления возрастной структурой парка.

4. Как рассчитывается реализуемый показатель качества парка?

5. Описать методы расчета возрастной структуры парка.

6. Как рассчитывается реализуемый показатель качества автомобиля?

7. Описать метод диагонального сдвига.

 


Лабораторная работа №3

«Лизинг как метод обновления технических систем»

ВВЕДЕНИЕ

Цены на современное транспортное, технологическое, строи­тельное и др. оборудование достаточно высокие. Например, по состоянию на конец 2007 г. цены на некоторое транспортное и технологическое оборудование составили, тыс. долл.:

•городской автобус 120-170;

•междугородный автопоезд 100-120;

•тормозной стенд 25-37;

Поэтому приобретение нового оборудования для многих не только мелких, но и крупных транспортных и сервисных фирм является серьезной финансовой проблемой. Для ее решения помимо прямого кредита на приобретение нового оборудования применяют главным образом два метода.

Во-первых, приобретение уже проработавших определенное время у первого владельца автомобилей во вторые руки ("second hand"). Он основан на том, что рыночная цена таких автомобилей, особенно после первых одного-двух лет эксплуатации, падает в условиях прогрессивной амортизации и насыщенного автомобильного рынка значительно интенсивнее (15...25%), чем технико-эксплуатационные свойства (3...7%). Основной недостаток этого метода - отсутствие фактической и юридической гарантии качества и надежности автомобиля "second hand".

Во-вторых, использование лизинга при обновлении и расширении парка.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Усвоить понятие лизинга как метода обновления технических систем. Запомнить преимущества лизинга по сравнению с простым владением имущества.

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

1. Изучить методику оценки целесообразности заключения лизингового контракта.

2. Ответить на контрольные вопросы.

3. Получить вариант задания у преподавателя.

4. Согласно данных полученного варианта провести расчет выплат по лизинговому контракту и сформулировать выводы по целесообразности заключения лизингового контракта.

Таблица 3.1

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дать определение лизинга.

2. Перечислить условия капитального лизинга.

3. Преимущества лизинга по сравнению с простым владением имущества?

4. Предварительная оценка эффективности лизинга?

5. Скорректированная ставка дисконтирования?

6. При каком условии Кл=1?

7. Существующие сроки лизинговых платежей?


Лабораторная работа №4

«Системный анализ эффективности мероприятий инженерно-технической службы»

ВВЕДЕНИЕ

При решении практических задач, особенно в рыночных условиях, необходимо не только определить цели (ДЦ) и представлять себе весь спектр способов их достижения (ДС), но и установить, какие подразделения предприятия, фирмы и через какие конкретные мероприятия и показатели могут реально влиять на достижение этих целей. Иными словами, перед конкретными исполнителями (подразделениями и службами АТП, СТО, цехами, участками, бригадами) должны быть поставлены свои понятные и достижимые ими цели, естественно, связанные с общими целями предприятия. Наличие четко сформулированных целей системы (организации, предприятия, фирмы, подразделения и т.д.) является важным признаком (тестом) ее полезности и необходимости. Если такие цели не определены, а руководители и члены коллектива не могут их сформулировать, это является первым признаком неэффективности и ненужности подобной структуры.

 

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Ознакомится с методом структурно-производственного анализа. Понять особенности выявления, во-первых, агрегатов, механизмов, систем автомобиля, во-вторых, зон, цехов, участков, на которые приходится наибольший простой во всех видах ТО и ремонте, т.е. оказывающих главное влияние на общий удельный простой в ТО и ремонте и коэффициент технической готовности автомобилей.

 

СОДЕРЖАНИЕ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ РАБОТЫ

1. Изучить методику анализа работы инженерно-технической службы;

2. Ответить на контрольные вопросы;

3. Получить вариант задания у преподавателя;

4. Обработать результаты анализа работы инженерно-технической службы, сформулировать выводы и перечень мероприятий необходимый для повышения эффективности работы предприятия.

 

Таблица 4.1

Таблица 4.2

Влияние транспортных условий на производительность и надежность автомобилей, %

Показатели Коэффициент использования пробега Коэффициент использования грузоподъемности
0,5 0,7 0,9 0,7 0,8 1,0
Производительность
Число отказов
Число замен деталей и агрегатов

Из табл. 2 следует, что в целом для системы (АТП, фирмы) более интенсивное использование автомобилей целесообразно, т.к. прирост производительности и, как следствие, доходов перекрывает негативные результаты, связанные с ростом дополнительных затрат на обеспечение работоспособности автомобилей. Т.е. подсистема (ТЭА) ради достижения общих целей системы несет определенный ущерб, который должен быть компенсирован путем увеличения платы инженерно-технической службе за поддержание работоспособности более интенсивно используемых на перевозках автомобилей. Важно правильно определить эту компенсацию и вклад подсистемы в достижение целей системы.

Итак, потребность транспортного рынка диктует новые значения возможного объема перевозок, равного

(1)

 

2) Определение источников покрытия прироста объема перевозок

(2)

 

где ΔW1 - прирост за счет количественного роста парка;

ΔW2 - прирост за счет изменения структуры и качественного состава парка (грузоподъемность, специализация, надежность, сроки службы и др.);

ΔW3 - прирост за счет изменения показателей работы (табл.4.2)

Приросты ΔW1 и ΔW2 учитываются, если соответствующие изменения размера и состава парка планируются и реализуются, если нет, то достижение поставленной цели возможно только за счет улучшения показателей работы автомобилей и парка в целом.

3) Определение элементов покрытия прироста объемов перевозок в результате улучшения показателей работы:

(3)

 

где (ΔW3)H - прирост объемов перевозок при сокращении простоев автомобилей в исправном состоянии (αН, машино-дни (часы) в наряде);

(ΔW3)В - прирост объемов перевозок при улучшении показателей использования автомобиля во времени (ТН, lcc , γ, β, VЭ);

(ΔW3)ТС - прирост объемов перевозок в результате улучшения показателей работы ИТС (αT и других).

4) Определение прироста объемов перевозок, обеспечиваемого мероприятиями ИТС.

Если перевозочная служба и служба управления автотранспортного предприятия, фирмы обеспечивают определенное покрытие прироста объемов перевозки по своим каналам, т.е. (ΔW3)H и (ΔW3)B, то на ИТС приходится прирост (ΔW3)TC, который ИТС должна обеспечить своими мероприятиями

(ΔW3)TC=ΔW-(ΔW1+ΔW2)=ΔW-[(ΔW3)H+(ΔW3)B]. (4)

 

Следовательно, в условиях хозяйственных отношений мероприятия ИТС должны обеспечивать прирост объема перевозок (ΔW3)TC и ИТС должна получить свою долю дохода прибыли, обеспечиваемую этим приростом.

Кроме того, ИТС должна получить компенсацию за дополнительные расходы, связанные:

а) с ТО, ремонтом, размещением и хранением дополнительного парка автомобилей (АИ);

б) увеличением объема работ, связанных с повышением показателей использования парка автомобилей (αН, β, γ, 1СС, ТН);



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.037 с.)