Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок и конкуренция как экономическая средаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «рынок» является центральным и одним из наиболее сложных при рассмотрении процессов распределения товаров и услуг. В современной экономической литературе встречается множество определений рынка, однако все они сводятся к тому, что рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей: · рынок – это совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег; · рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения; · рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, отношения спроса и предложения; · рынок – это любое взаимодействие, в которое люди вступают для торговли друг с другом. Рынок оказывает огромное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд функций: · обеспечение взаимодействия производства и потребления; · регулирующую. Рынок выступает регулятором производства, спроса и предложения. Рост цен является сигналом к расширению производства, падение цен – к сокращению; · стимулирующую. Посредством цен рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса (НТП), снижение затрат на производство продукции и повышение ее качества, расширение ассортимента товаров и услуг; · информационную. Рынок дает объективную информацию об общественно необходимом количестве и качестве тех товаров и услуг, которые на него поставляются; · посредническую. В рыночной экономике потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции, а продавец – наиболее подходящего покупателя; · санирующую (санитарную). Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и поощряет развитие эффективных фирм; · социальную. Рынок дифференцирует производителей. В зависимости от предмета обмена различают рынки факторов производства, рынки товаров и услуг, финансовые рынки, рынок интеллектуальных продуктов. Характерным признаком рынка товаров и услуг (потребительского рынка) является то, что цены на нем фактически формируются после производства товаров. Такой рынок наиболее подвержен кризисам. Рынок факторов производства представлен: · pынком капиталов; · pынком землепользования и недвижимости; · pынком труда. Финансовый рынок многолик и разнообразен, но предмет купли-продажи один - деньги, предоставляемые в пользование в различной форме. Существует несколько способов классификации финансовых рынков: - по принципу возвратности (рынок долговых обязательств и рынок собственности); - по характеру движения ценных бумаг (первичный и вторичный); - по форме организации (организованный рынок и распределенный); - по срокам предоставления денег (табл.4). Таблица 4 Классификация рынков по различными критериям
Основные виды рынков подразделяются на субрынки и рыночные сегменты. Сегмент рынка - это часть рынка или группа потребителей, объединенных едиными требованиями по отношению к данному товару или услуге. Например, на основе демографического принципа рынок будет сегментирован по возрасту потребителей, полу, составу семьи и т.д. Реальный механизм функционирования рынка определяется также уровнем конкуренции. Конкуренция отражает уровень соперничества между всеми участниками рынка за выгодные для себя условия. Конкуренция относится к экономическим категориям, сущность которых не имеет однозначного толкования. А. Смит впервые ввел понятие конкуренции и отождествлял конкуренцию с «честным соперничеством между продавцами за более выгодные условия продажи своих товаров», с «невидимой рукой» рынка – рыночными ценами, формирующимися под влиянием конкурентных сил. Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции (А. Маршалл) связывается с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. В ХIХ в., и особенно в ХХ в., получил распространение структурный подход. Его истоки восходят к работам Дж.Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых заложивших фундамент современной западной теории четырех типов рынков: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и монополии. В структурной трактовке конкуренции в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, а установление факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. В начале XX в. взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике изменились. Одним из первых экономистов – представителей нового функционального подхода является Й. Шумпетер, который в качестве отличительного критерия конкурентного рынка выделяет его способность инициировать новые достижения научно-технического прогресса. На данном этапе развитие экономики характеризуется изменением отношений между экономическими агентами: от жесткой конкуренции к сочетанию кооперации и конкуренции в различных сферах. Сформировалось новое понимание конкуренции с точки зрения ценностно-сетевого подхода, суть которого находит отражение в двух основных аспектах: - во-первых, конкуренция – это соперничество по вхождению в наиболее эффективные и надежные производственные цепи создания ценностей; - во-вторых, конкуренция – это борьба за место в цепи, так как от этого зависит размер доли получаемой прибыли. В основе ценностно-сетевой концепции лежит тезис о том, что компании являются скорее потенциальными партнерами в создании конечного отраслевого продукта, чем конкурентами [12]. В соответствии с Законом РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Обобщая вышеуказанное, определим фронт конкурентной борьбы: - конкуренция среди продавцов — выигрывает тот, кто предложит более выгодные условия для покупателя (например, низкую цену) — интересы конкурирующих сторон общие; - конкуренция среди покупателей - выигрывает тот кто предложит более выгодные условия для продавца (например, высокую цену) — интересы конкурирующих сторон общие; - конкуренция между продавцами и покупателями — две конкурентные силы преследуют разные интересы. Роль конкуренции: 1. посредством конкуренции производитель сопоставляет цены; 2. побуждает прислушиваться к рынку (и покупателей и продавцов); 3. помогает саморегуляции рынка; 4. помогает наиболее эффективно распределять ресурсы; 5. обеспечивает новаторское поведение; 6. выполняет контролирующую и стимулирующую функции. Конкуренция – многоуровневое явление, проявляющееся на различных уровнях: макроэкономическом, мезоэкономическом и микроэкономическом. Она может рассматриваться в различных аспектах, в том числе как: · способ координации хозяйственной деятельности; · механизм взаимодействия агентов рынка; · способ достижения экономических целей; · способ завоевания конкурентных преимуществ [14, 15, 29]. Соответственно выделяются различные типы конкуренции, имеющие специфические формы проявления (табл. 5). Таблица 5 Виды конкурентной борьбы
Кроме того, в экономической литературе нередко встречаются такие понятия как «недобросовестная конкуренция», «свободная или регулируемая конкуренция». Недобросовестная конкуренция - нарушение предприятием общепринятых правил и норм конкуренции, установленных законодательно или сложившихся стихийно, но принятых другими участниками рынка, а также неправомерное регулирование осведомленности о процессах и товарах рынка. Это может быть промышленный шпионаж, демпинг, тайный сговор продавцов, обман потребителя и т. п. Факторы, влияющие на уровень и характер конкуренции на рынке объясняет модель М. Портера «5 конкурентных сил» (рис.3): 1. Соперничество между существующими предприятиями. Оно может иметь разные формы и проходить с разной степенью интенсивности. Интенсивность зависит от многих факторов: числа предприятий и их размеров, специфики продукции, перспектив развития отрасли. Усиление конкуренции приводит к снижению прибыльности в отрасли. 2. Возможности появления новых конкурентов зависит от барьеров входа на рынок — препятствий, которые необходимо преодолеть для организации бизнеса и успешной конкуренции в отрасли. Барьерами входа могут быть: - приверженность покупателей торговой марке; - контроль над каналами сбыта; - экономия на масштабе производства; - требования лицензирования, ограничение доступа к ресурсам и пр. 3. Угроза появления товаров-заменителей (субститутов). Наличие этого фактора приводит к появлению некоторого «потолка цен», при котором покупатели переориентируются на товар-заменитель. 4. Сила поставщиков. Поставщики могут влиять на положение на рынке пользуясь возможностью изменять цены на свои товары, создавать искусственный дефицит.
Рис. 3. Модель 5 конкурентных сил М. Портера
5. Сила потребителей. Влияние покупателей на рынок велико, если: их количество незначительно, они могут быть интегрированы в отрасль или иметь возможность собственного производства продукта [15]. Рынки могут принимать различные формы взаимодействия покупателя и продавца, например, посредством розничной торговли в магазине, заключения договоров на фондовой бирже, подписания соглашений в виртуальной сети и т.д. Однако, для всех рынков характерна единая экономическая сущность, представленная в модели спроса и предложения.
Вопросы к самостоятельной подготовке и обсуждению: 1. Проведите сравнительный анализ совершенной и несовершенной конкуренции. 2. Выделите основные способы конкурентной борьбы на рынке. Какие из них характерны для развитой экономики? 3. Охарактеризуйте рынок труда, выделите ключевых игроков на рынке, опишите методы регулирования. 4. Что такое емкость рынка? В чем сущность процессов сегментирования рынка? 5. Изучите методы конкурентного и стратегического анализа отрасли, в том числе факторный анализ, SWOT-анализ, матрица БКГ, Ансоффа, GE, Артура Д.Литла, Хофера – Шенделя. В чем заключается понятия «ключевые факторы успеха», «конкурентное преимущество», «стратегический конкурент»?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1783; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.158.124 (0.015 с.) |