Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкуренция: сущность, функции и методы. Рынок совершенной конкуренции↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Экономика для Юристов-15 Тема 4 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция — форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция между покупателями, между покупателями и продавцами, в результате которой формируется рыночная цена, конкуренция между продавцами — неотъемлемая черта рынка. Данная тема посвящена характеристике конкуренции между продавцами (производителями). На практике конкуренция между продавцами, предполагающая равные условия хозяйствования для всех, часто соседствует со своим антиподом — монополией, означающей господство на рынке отдельного продавца. Сущность, происхождение и типы монополий Полной противоположностью конкуренции, её антиподом является монополия (от греч. моно — один, единственный, полео — продаю).
Понятие «монополия» имеет двоякий смысл: во-первых, под монополией понимается предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.), и во-вторых, под монополией понимается положение фирмы на рынке, позволяющее ей контролировать последний. Монополия является следствием самой конкуренции, которая объективно ведет к вытеснению из производства мелких или малоэффективных предприятий и концентрации производства на крупных. Сокращение числа продавцов позволяет им занять монопольное положение на рынке. Объективный процесс монополизации рынков был интенсифицирован в последней трети XIX в. Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом тяжелой промышленности, железнодорожным строительством, переходом к использованию электроэнергии вело к образованию крупных предприятий и изменению характера конкуренции. Захватывая большую часть рынка, крупные производители получали возможность диктовать цены, препятствовать вхождению в отрасль других предприятий. Различают несколько типов монополий. Искусственная монополия. Возникает в результате слияния, поглощения фирм, заключения явных и тайных соглашений об объемах производства, рынках сбыта, уровне цен. Являясь «благом» для общества в целом, конкуренция — «зло» для предпринимателей, поэтому, стремясь избежать конкуренции, предприниматели монополизируют рынки. Искусственная монополия — основной объект борьбы со стороны государства. Государственная (легальная) монополия — исключительные права государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водки (водочная монополия) и т.п. Временная монополия — монополия, порождаемая научно-техническим прогрессом. Возникает на основе монопольного обладания фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распространения. Случайная монополия — результат ограниченного во времени превышения спроса над предложением. Случайная монополия может перерасти в искусственную, если дефицит сознательно закрепляется. Наконец, естественная монополия — состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции.
В силу технологических особенностей некоторых производств издержки производства на одном крупном предприятии ниже, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабжение, телефонная связь и т.п.). Такие производства, как правило, защищаются от конкуренции государством. Российское законодательство выделяет конкретные отрасли, где допустимы естественные монополии (приложение 4.2). Государство регулирует естественные монополии, определяя цены на их продукцию, потребителей этой продукции и т.п.
Фирмы-монополисты, реализующие большую часть продукции данного вида, обладают монопольной властью — возможностью воздействовать на цены, изменяя в целях создания дефицита объем предложения. Устанавливая монопольно высокие цены (выше цены равновесия) на свою продукцию и/или, приобретая ресурсы по монопольно низким ценам (ниже цены равновесия) монополии обеспечивают себе получение в течение длительного времени монопольно высокой прибыли. Формой реализации монопольной власти является также ценовая дискриминация — продажа одного и того же товара в один и тот же промежуток времени разным покупателям по разным ценам. При этом различия в ценах не являются следствием различий в издержках производства, а служат средством расширения производства и увеличения прибыли. Основные черты рынков несовершенной конкуренции
Помимо этих трёх основных типов (моделей) рынка несовершенной конкуренции существуют и другие модели: • дуополия — рыночная ситуация, при которой на рынке функционируют лишь два производителя; • монопсония — рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель; • дуопсония — рыночная структура, при которой на рынке имеются лишь два покупателя, но много продавцов; • олигопсония — рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов. Рис. 4.1. Последствия монополизации рынка Таблица 4.2 ВЫВОДЫ 1. Конкуренция — это форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция, состязательность между производителя 2. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет диктата продавца, и отдельные продавцы на цену повлиять не могут, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж. На рынке продается однородная, стандартная продукция, все участники рынка обладают полной информацией о состоянии рынка, вход на рынок и выход с него свободны. В условиях совершенной конкуренции все продавцы находятся в равном положении, и чтобы увеличить доходы, они должны повышать качество своей продукции, снижать издержки производства. 3. Сама конкуренция порождает тенденцию к монополизации рынка — установлению диктата продавца. Основные типы монополий — искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия — это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства более эффективно, чем ее наличие. Современный рынок — это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию — рынок несовершенной конкуренции. 4. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монополия — это рынок, на котором действует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от не посредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. Олигополия — это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка — взаимозависимость продавцов. Монополистическая конкуренция предполагает множество продавцов 5. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными 6. Степень монополизации рынков определяется с помощью ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ Конкуренция, методы конкуренции, добросовестная и недобросовестная конкуренция, совершенная конкуренция; монополия, искусственная монополия, естественная монополия, монопольно высокая и монопольно низкая цена, рынок несовершенной конкуренции, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, экономический вред монополий, индекс Харфинделла—Хиршмана, доминирующее положение на рынке, антимонопольная деятельность государства. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что такое конкуренция, каковы ее функции в рыночной экономике? Охарактеризуйте основные типы конкурентного поведения. Как можно сгруппировать фирмы, функционирующие на конкретном рынке, с точки зрения их участия в конкурентной борьбе? 2. Какие существуют методы конкурентной борьбы? Какие методы преобладают в современных условиях? Что представляет собой неценовая конкуренция? 3. В чем различия между добросовестной и недобросовестной 4. Охарактеризуйте рынок совершенной конкуренции. Почему конкурентная фирма не может влиять на рыночную цену продукта? 5. Что такое монополия? Как она возникает? Охарактеризуйте 6. Какие существуют модели рынка несовершенной конкуренции? Охарактеризуйте чисто монополистический рынок. Какие барьеры могут препятствовать вступлению в отрасль? 7. Что такое олигополия и каковы ее отличительные черты? В чем отличия ценовой политики олигополии от ценовой политики, проводимой в условиях чистой монополии? 8. Опишите рынок монополистической конкуренции. В чем отличия этого типа рынка от рынка совершенной конкуренции? 9. Объясните, почему и как монополизация рынка наносит вред всему обществу? 10.Как измеряется степень монополизации рынка? 11.На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-й приходится 70% продаж, на долю 2-й — 30%. а) Определить индекс Харфинделла — Хиршмана (ИXX), б) Как изменится ИXX, если объем продаж 1-й фирмы увеличится на 10%? в) Что произойдет с ИXX, если две фирмы объединятся? г) Что произойдет с ИXX, если вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с объемами продаж в 50 и 20%? 12. Охарактеризуйте основные методы антимонопольной деятельности государства ТЕСТЫ 1. Совершенная конкуренция предполагает, что: а) ни один продавец не может повлиять на цену; б) покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке; в) одному покупателю противостоит множество продавцов; 2. В какой из рыночных моделей цена для продавца задана: а) чистая монополия; б) олигополия; в) совершенная конкуренция; г) монополистическая конкуренция. 3. Барьерами для вступления в отрасль могут быть: а) патенты и лицензии; б) более низкие издержки крупного производства; в) законодательное оформление исключительных прав; г) все вышеперечисленное верно. 4. Когда на конкретном рынке функционирует один покупатель, то это: а) чистая монополия; б) олигополия; в) монопсония; г) монополистическая конкуренция. 5. Когда множество продавцов на рынке несовершенной конкуренции противостоит множеству покупателей, то это: а) чистая монополия; б) монополистическая конкуренция; в) монопсония; г) олигополия. 6. К отрицательным сторонам монополий можно отнести: а) возможность финансирования научно-исследовательских работ; б) обеспечение прибыли за счет сокращения объема производства и повышения цены; в) возможность снижения издержек производства; г) устойчивость при общей неблагоприятной рыночной конъюнктуре. 7. Монополизация рынка ведет к: а) выигрышу потребителей; б) потерям производителя; в) чистым потерям общества; г) верны все ответы. 8. Какой из перечисленных критериев является показателем монопольного положения фирмы на рынке? а) величина финансовых активов фирмы; б) получаемый доход; в) численность работников; г) объем продаж на рынке. 9. Что вы отнесете к инструментам прямого экономического а) дробление доминирующей на рынке компании по решению суда; б) привлечение иностранных инвестиций в экономику; в) установление предельного роста цен; г) поддержка малого и среднего бизнеса. 10. Государственное регулирование естественных монополий предполагает: а) их дробление; б) контроль за ценами на продукцию; в) поощрение конкуренции в отраслях, где существуют естественные монополии; г) их демонополизацию.
Приложение Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона 1 Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: 1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; 2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции... 1. Целями... Федерального закона являются... защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Статья 4. Основные понятия, используемые в... Федеральном законе 7) конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке; 8) дискриминационные условия — условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами; 9) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации; 10)монополистическая деятельность — злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью; 15) антимонопольный орган — федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы; 17) признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке... Статья 3. Определения основных понятий ...естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи счем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. Экономика для Юристов-15 Тема 4 КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ Одним из сущностных признаков рынка является конкуренция — форма взаимного соперничества субъектов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция между покупателями, между покупателями и продавцами, в результате которой формируется рыночная цена, конкуренция между продавцами — неотъемлемая черта рынка. Данная тема посвящена характеристике конкуренции между продавцами (производителями). На практике конкуренция между продавцами, предполагающая равные условия хозяйствования для всех, часто соседствует со своим антиподом — монополией, означающей господство на рынке отдельного продавца. Конкуренция: сущность, функции и методы. Рынок совершенной конкуренции Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, в частности, свобода производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции, — основа конкуренции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (продавцов) и между ними объективно возникает состязание, соревнование — конкуренция. Конкуренция (от лат. конкурере — столкновение) — это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. По существу, конкуренция — это борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества. Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: «Что? Как? Для кого?» следует производить. Конкуренция — способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению объемов выпуска и к уменьшению ресурсов, вкладываемых в данное производство.
Если спрос больше предложения, то возникает конкуренция между покупателями, каждый из них стремится предложить более высокую цену за дефицитный товар, — цена повышается, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара. Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель должен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что факторы производства (ресурсы) направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремление максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции и/или снижать издержки производства. В условиях рынка каждый продавец, предлагая лучшие или более дешевые товары, думает прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупателям и экономическому благосостоянию общества в целом. Конкуренция распределяет доход в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства. Эффективное использование ресурсов обеспечивает получение прибыли. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка. Существуют разные типы конкурентного поведения: • креативное (созидательное), направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками; • приспособленческое, учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников; • обеспечивающее (гарантирующее), направленное на сохранение достигнутых позиций. С точки зрения активности участников конкурентной борьбы на конкретном рынке различают: «лидеров» (фирмы, на долю которых приходится до 40% рынка); «претендентов на лидерство» (до 30% рынка); «ведомых» (до 20% рынка); «новичков» (до 10% рынка). Очевидно, что «ведомые» менее активны в конкурентной борьбе, большей остроты она достигает между «лидерами» и «претендентами на лидерство», а наиболее энергичными, атакующими конкурентами выступают «новички».
Конкуренция может быть внутриотраслевой (между производителями аналогичных товаров) и межотраслевой (между производителями различных отраслей).
Существуют разные методы конкурентной борьбы: • ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных условий и подрыва позиций конкурента снижает цену на свою продукцию. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления • неценовая конкуренция: повышение технического уровня, качества продукции; выпуск новой продукции; создание товаров-заменителей; послепродажное обслуживание, реклама. Все это — методы честной, добросовестной конкуренции, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной продукции, более высокого качества, по более низким ценам). Наряду с добросовестной, честной конкуренцией существует недобросовестная, нечестная конкуренция, под которой понимаются способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и эффективности производства, а с использованием таких методов, как: • продажа по цене ниже себестоимости; • установление дискриминационных цен или коммерческих условий; • ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение; • недобросовестное копирование товаров конкурентов; • нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров; • промышленный шпионаж и др. От недобросовестной конкуренции выигрывают производители (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными кодексами) большинства стран мира (приложение 4.1).
Итак, конкуренция — это необходимый инструмент рыночного механизма, способ достижения рыночного равновесия. Однако степень развитости конкуренции на разных рынках может быть различной. Именно степень конкурентности рынка, её формы и методы определяют структуру рынка — такие его основные черты, как количество и размер фирм, функционирующих на рынке, характер производимых ими товаров, степень контроля над ценами со стороны отдельных участников рынка, лёгкость вхождения на рынок и выхода с рынка, доступность рыночной информации. В зависимости от сочетания этих характеристик различают: • рынок совершенной конкуренции; • рынок несовершенной конкуренции. Совершенная конкуренция — это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, чистому, немодифицированному рынку. Рынку совершенной конкуренции, или классическому конкурентному рынку, свойственны следующие черты (признаки): • значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке; • объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме рыночного предложения, что отдельная фирма повлиять на цену не может; • всеми продавцами предлагается однородная, стандартная продукция; • все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке; • свобода входа и выхода: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.
При соблюдении этих условий все участники рынка оказываются в действительно равноправном положении. Такой рынок позволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий, так как в условиях совершенной конкуренции производитель может увеличить свою прибыль, лишь снизив издержки производства. Рынок, характеризующийся такими чертами, называют «идеальным», или «свободным». В реальной жизни каждый из этих признаков рынка может нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены, между продавцами заключаются соглашения в целях давления на покупателей, наличие коммерческой тайны препятствует получению полной информации и т.д. Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в. В XXI в. совершенная конкуренция — явление редкое. С некоторыми оговорками к такому типу рынка сегодня можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, товарные биржи, валютные, фондовые рынки. На большей же части рынков конкуренция ограничена или вообще отсутствует.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1043; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.27 (0.01 с.) |