Конкуренция: сущность, функции и методы. Рынок совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция: сущность, функции и методы. Рынок совершенной конкуренции



Экономика для Юристов-15

Тема 4

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Одним из сущностных признаков рынка является конкурен­ция — форма взаимного соперничества субъектов рыночного хо­зяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция между покупателями, между покупателями и про­давцами, в результате которой формируется рыночная цена, кон­куренция между продавцами — неотъемлемая черта рынка. Данная тема посвящена характеристике конкуренции между продавцами (производителями). На практике конкуренция между продавцами, предполагающая равные условия хозяйствования для всех, часто соседствует со своим антиподом — монополией, означающей гос­подство на рынке отдельного продавца.

Сущность, происхождение и типы монополий

Полной противоположностью конкуренции, её антиподом яв­ляется монополия (от греч. моно — один, единственный, полео — продаю).

 

Понятие «монополия» имеет двоякий смысл:

во-первых, под монополией понимается предприятие, которое занимает ведущее положение в определенной отрасли («Кока-кола», «Ксерокс», «Форд» и др.),

и во-вторых, под монополией понимается положе­ние фирмы на рынке, позволяющее ей контролировать последний.

Монополия является следствием самой конкуренции, которая объективно ведет к вытеснению из производства мелких или мало­эффективных предприятий и концентрации производства на круп­ных.

Сокращение числа продавцов позволяет им занять монополь­ное положение на рынке.

Объективный процесс монополизации рынков был интенсифи­цирован в последней трети XIX в.

Бурное развитие производства, связанное с быстрым ростом тяжелой промышленности, железнодо­рожным строительством, переходом к использованию электроэнер­гии вело к образованию крупных предприятий и изменению харак­тера конкуренции.

Захватывая большую часть рынка, крупные производители получали возможность диктовать цены, препят­ствовать вхождению в отрасль других предприятий.

Различают несколько типов монополий.

Искусственная монополия. Возникает в результате слияния, по­глощения фирм, заключения явных и тайных соглашений об объе­мах производства, рынках сбыта, уровне цен. Являясь «благом» для общества в целом, конкуренция — «зло» для предпринимателей, поэтому, стремясь избежать конкуренции, предприниматели мо­нополизируют рынки. Искусственная монополия — основной объект борьбы со стороны государства.

Государственная (легальная) монополия — исключительные пра­ва государства на производство денег, наркотических средств, ядерного вооружения, водки (водочная монополия) и т.п.

Временная монополия монополия, порождаемая научно-тех­ническим прогрессом. Возникает на основе монопольного облада­ния фирмой каким-либо научно-техническим достижением. Такая фирма занимает монопольное положение на рынке до тех пор, пока соответствующее достижение не получит всеобщего распрост­ранения.

Случайная монополия результат ограниченного во времени пре­вышения спроса над предложением. Случайная монополия может пе­рерасти в искусственную, если дефицит сознательно закрепляется.

Наконец, естественная монополия состояние рынка, при ко­тором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конку­ренции.

 

В силу технологических особенностей некоторых произ­водств издержки производства на одном крупном предприятии ниже, нежели на множестве мелких (водо-, газо- и электроснабже­ние, телефонная связь и т.п.). Такие производства, как правило, за­щищаются от конкуренции государством.

Российское законодательство выделяет конкретные отрасли, где допустимы естественные монополии (приложение 4.2).

Государство регулирует естественные монополии, определяя цены на их продукцию, потребителей этой продукции и т.п.

 

Фирмы-монополисты, реализующие большую часть продук­ции данного вида, обладают монопольной властью — возможностью воздействовать на цены, изменяя в целях создания дефицита объем предложения.

Устанавливая монопольно высокие цены (выше цены равновесия) на свою продукцию и/или, приобретая ресурсы по монопольно низким ценам (ниже цены равновесия) монополии обеспечивают себе получение в течение длительного времени мо­нопольно высокой прибыли.

Формой реализации монопольной власти является также цено­вая дискриминация продажа одного и того же товара в один и тот же промежуток времени разным покупателям по разным ценам. При этом различия в ценах не являются следствием различий в из­держках производства, а служат средством расширения производ­ства и увеличения прибыли.

Основные черты рынков несовершенной конкуренции

Характерная черта Чистая монополия Олигополия Монополистичес­кая конкуренция
Число фирм Одна Несколько Много
Тип продукции Уникальная, близких замени­телей нет Стандартизиро­ванная или дифференциро­ванная Дифференциро­ванная
Контроль над ценами Полный Ограниченный взаимозависи­мостью Небольшой
Условия вступ­ления в отрасль Блокировано Трудно Сравнительно легко
Типичные отрасли Коммунальное хозяйство (водо-, газо-, электро­снабжение и т.п.) Металлургия, автомобиле- и станкостроение, нефтедобыча Розничная торговля, швей­ная, обувная промышленность

Помимо этих трёх основных типов (моделей) рынка несовер­шенной конкуренции существуют и другие модели:

дуополия рыночная ситуация, при которой на рынке функционируют лишь два производителя;

монопсония рынок, на котором множеству продавцов противостоит один покупатель;

дуопсония рыночная структура, при которой на рынке имеются лишь два покупателя, но много продавцов;

олигопсония рынок, на котором имеется несколько покупателей, которым противостоит множество продавцов.

Рис. 4.1. Последствия монополизации рынка

Таблица 4.2

ВЫВОДЫ

1. Конкуренция — это форма взаимного соперничества субъек­тов рыночного хозяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция, состязательность между производителя­
ми позволяет наилучшим образом удовлетворять потребности людей
и обеспечивать эффективное использование ограниченных ресурсов
общества. Основные методы конкуренции — ценовая и неценовая.
Различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию.
Первая ведет к выигрышу потребителя (общества), вторая прино­сит выгоды только продавцу.

2. Совершенная конкуренция означает, что на рынке нет дик­тата продавца, и отдельные продавцы на цену повлиять не могут, так как на долю каждого из них приходится незначительный объем общих продаж. На рынке продается однородная, стандартная про­дукция, все участники рынка обладают полной информацией о со­стоянии рынка, вход на рынок и выход с него свободны. В услови­ях совершенной конкуренции все продавцы находятся в равном положении, и чтобы увеличить доходы, они должны повышать ка­чество своей продукции, снижать издержки производства.

3. Сама конкуренция порождает тенденцию к монополизации рынка — установлению диктата продавца. Основные типы моно­полий — искусственная, государственная, временная, случайная и естественная. Естественная монополия — это такое состояние рынка, при котором отсутствие конкуренции в силу технологичес­ких особенностей производства более эффективно, чем ее нали­чие. Современный рынок — это рынок, сочетающий конкуренцию и монополию — рынок несовершенной конкуренции.

4. Основные типы несовершенной конкуренции: чистая монопо­лия, олигополия и монополистическая конкуренция. Чистая монопо­лия — это рынок, на котором действует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей, огражденный от не­ посредственной конкуренции высокими барьерами вхождения в отрасль и потому обладающий полным контролем над ценами. Олигополия — это рынок, на котором функционирует несколько продавцов, имеющих контроль над ценами. Особенность олигополистического рынка — взаимозависимость продавцов. Моно­полистическая конкуренция предполагает множество продавцов
однотипной, но дифференцированной продукции, которые могут
сами устанавливать цены. Вход на такой рынок относительно
свободный.

5. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными
предприятиями, обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансиро­вать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации пре­вышают ее положительные стороны. Отсутствие конкуренции, мо­нополизация рынков приводит к чистым потерям общества — по­терям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддерж­ка конкуренции — одна из важнейших функций государства.

6. Степень монополизации рынков определяется с помощью
коэффициента рыночной концентрации (индекс Харфинделла—
Хиршмана). В отношении искусственных монополий государство
проводит антимонопольную политику, используя разнообразные
меры экономического и административного воздействия. Административные меры опираются на соответствующее законодатель­ство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монопо­лий). Деятельность естественных монополий государство контро­лирует и регулирует.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Конкуренция, методы конкуренции, добросовестная и недо­бросовестная конкуренция, совершенная конкуренция; монопо­лия, искусственная монополия, естественная монополия, монопольно высокая и монопольно низкая цена, рынок несовершенной конкуренции, чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, экономический вред монополий, ин­декс Харфинделла—Хиршмана, доминирующее положение на рын­ке, антимонопольная деятельность государства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое конкуренция, каковы ее функции в рыночной эко­номике? Охарактеризуйте основные типы конкурентного пове­дения. Как можно сгруппировать фирмы, функционирующие на конкретном рынке, с точки зрения их участия в конкурентной борьбе?

2. Какие существуют методы конкурентной борьбы? Какие ме­тоды преобладают в современных условиях? Что представляет со­бой неценовая конкуренция?

3. В чем различия между добросовестной и недобросовестной
конкуренцией? Какими методами может осуществляться недобро­совестная конкуренция?

4. Охарактеризуйте рынок совершенной конкуренции. Почему конкурентная фирма не может влиять на рыночную цену продукта?

5. Что такое монополия? Как она возникает? Охарактеризуйте
основные типы монополий.

6. Какие существуют модели рынка несовершенной конку­ренции? Охарактеризуйте чисто монополистический рынок. Какие барьеры могут препятствовать вступлению в отрасль?

7. Что такое олигополия и каковы ее отличительные черты? В чем отличия ценовой политики олигополии от ценовой полити­ки, проводимой в условиях чистой монополии?

8. Опишите рынок монополистической конкуренции. В чем отличия этого типа рынка от рынка совершенной конкуренции?

9. Объясните, почему и как монополизация рынка наносит вред всему обществу?

10.Как измеряется степень монополизации рынка?

11.На рынке функционируют две фирмы, на долю 1-й приходится 70% продаж, на долю 2-й — 30%.

а) Определить индекс Харфинделла — Хиршмана (ИXX),

б) Как изменится ИXX, если объем продаж 1-й фирмы увеличится на 10%?

в) Что произойдет с ИXX, если две фирмы объединятся?

г) Что произойдет с ИXX, если вторая фирма сохранит свою долю, а первая фирма распадется на две, с объемами продаж в 50 и 20%?

12. Охарактеризуйте основные методы антимонопольной деятельности государства

ТЕСТЫ

1. Совершенная конкуренция предполагает, что:

а) ни один продавец не может повлиять на цену;

б) покупатели и продавцы имеют полную информацию о рынке;

в) одному покупателю противостоит множество продавцов;
г) имеет место свободный вход на рынок.

2. В какой из рыночных моделей цена для продавца задана:

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) совершенная конкуренция;

г) монополистическая конкуренция.

3. Барьерами для вступления в отрасль могут быть:

а) патенты и лицензии;

б) более низкие издержки крупного производства;

в) законодательное оформление исключительных прав;

г) все вышеперечисленное верно.

4. Когда на конкретном рынке функционирует один покупа­тель, то это:

а) чистая монополия;

б) олигополия;

в) монопсония;

г) монополистическая конкуренция.

5. Когда множество продавцов на рынке несовершенной кон­куренции противостоит множеству покупателей, то это:

а) чистая монополия;

б) монополистическая конкуренция;

в) монопсония;

г) олигополия.

6. К отрицательным сторонам монополий можно отнести:

а) возможность финансирования научно-исследовательских работ;

б) обеспечение прибыли за счет сокращения объема произ­водства и повышения цены;

в) возможность снижения издержек производства;

г) устойчивость при общей неблагоприятной рыночной конъ­юнктуре.

7. Монополизация рынка ведет к:

а) выигрышу потребителей;

б) потерям производителя;

в) чистым потерям общества;

г) верны все ответы.

8. Какой из перечисленных критериев является показателем монопольного положения фирмы на рынке?

а) величина финансовых активов фирмы;

б) получаемый доход;

в) численность работников;

г) объем продаж на рынке.

9. Что вы отнесете к инструментам прямого экономического
регулирования деятельности монополий:

а) дробление доминирующей на рынке компании по решению суда;

б) привлечение иностранных инвестиций в экономику;

в) установление предельного роста цен;

г) поддержка малого и среднего бизнеса.

10. Государственное регулирование естественных монополий предполагает:

а) их дробление;

б) контроль за ценами на продукцию;

в) поощрение конкуренции в отраслях, где существуют есте­ственные монополии;

г) их демонополизацию.

 


 

 

Приложение

Статья 1. Предмет и цели настоящего Федерального закона

1 Федеральный закон определяет организационные и пра­вовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной кон­куренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции...

1. Целями... Федерального закона являются... защита конку­ренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков.

Статья 4. Основные понятия, используемые в... Федеральном законе

7) конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них ис­ключается или ограничивается возможность каждого из них в од­ностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке;

8) дискриминационные условия — условия доступа на товар­ный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобре­тения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствую­щий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами;

9) недобросовестная конкуренция — любые действия хозяй­ствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на полу­чение преимуществ при осуществлении предпринимательской де­ятельности, противоречат законодательству Российской Федера­ции, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо на­несли или могут нанести вред их деловой репутации;

10)монополистическая деятельность — злоупотребление хо­зяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим по­ложением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью;

15) антимонопольный орган — федеральный антимонополь­ный орган и его территориальные органы;

17) признаки ограничения конкуренции — сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на то­варном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с со­ответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на то­варном рынке...

Статья 3. Определения основных понятий

...естественная монополия — состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в от­сутствие конкуренции в силу технологических особенностей про­изводства (в связи с существенным понижением издержек произ­водства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монопо­лии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи счем спрос на данном товарном рынке на товары, произво­димые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Экономика для Юристов-15

Тема 4

КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ

Одним из сущностных признаков рынка является конкурен­ция — форма взаимного соперничества субъектов рыночного хо­зяйства и механизм регулирования общественного производства. Конкуренция между покупателями, между покупателями и про­давцами, в результате которой формируется рыночная цена, кон­куренция между продавцами — неотъемлемая черта рынка. Данная тема посвящена характеристике конкуренции между продавцами (производителями). На практике конкуренция между продавцами, предполагающая равные условия хозяйствования для всех, часто соседствует со своим антиподом — монополией, означающей гос­подство на рынке отдельного продавца.

Конкуренция: сущность, функции и методы. Рынок совершенной конкуренции

Самостоятельность, независимость, экономическая свобода субъектов рынка, в частности, свобода производителя в выборе вида, объема, цены выпускаемой продукции, — основа конкурен­ции. Если каждый вправе свободно производить и продавать свой продукт, то на рынке оказывается множество производителей (про­давцов) и между ними объективно возникает состязание, соревно­вание — конкуренция.

Конкуренция (от лат. конкурере — столкновение) — это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

По су­ществу, конкуренция — это борьба за достижение лучших условий доступа к ограниченным ресурсам общества.

Именно в ходе конкурентной борьбы в рыночной экономике решаются вопросы: «Что? Как? Для кого?» следует производить.

Конкуренция — способ эффективного распределения ограничен­ных ресурсов общества.

Если предложение больше спроса, то неизбежно возникает борьба между продавцами, они вынуждены снижать цену, что, как правило, ведет к сокращению объемов выпуска и к уменьшению ресурсов, вкладываемых в данное про­изводство.

 

 

Если спрос больше предложения, то возникает кон­куренция между покупателями, каждый из них стремится предло­жить более высокую цену за дефицитный товар, — цена повышает­ся, увеличивается предложение, т.е. больше ресурсов привлекается в производство данного товара.

Чтобы устоять в конкурентной борьбе, предприниматель дол­жен производить именно то, что предпочитает потребитель. Это значит, что факторы производства (ресурсы) направляются в те от­расли, где в них существует наибольшая потребность.

Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Стремле­ние максимизировать прибыль в условиях конкуренции заставляет предпринимателей улучшать качество продукции и/или снижать издержки производства. В условиях рынка каждый продавец, пред­лагая лучшие или более дешевые товары, думает прежде всего о собственной выгоде, но тем самым приносит пользу своим покупа­телям и экономическому благосостоянию общества в целом.

Конкуренция распределяет доход в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.

Эффек­тивное использование ресурсов обеспечивает получение прибыли. Если предприниматель использует ресурсы неэффективно, то он несет убытки и вытесняется с рынка.

Существуют разные типы конкурентного поведения:

креативное (созидательное), направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;

приспособленческое, учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее дей­ствия соперников;

обеспечивающее (гарантирующее), направленное на сохране­ние достигнутых позиций.

С точки зрения активности участников конкурентной борьбы на конкретном рынке различают: «лидеров» (фирмы, на долю ко­торых приходится до 40% рынка); «претендентов на лидерство» (до 30% рынка); «ведомых» (до 20% рынка); «новичков» (до 10% рынка).

Очевидно, что «ведомые» менее активны в конкурентной борь­бе, большей остроты она достигает между «лидерами» и «претен­дентами на лидерство», а наиболее энергичными, атакующими конкурентами выступают «новички».

 

Конкуренция может быть внутриотраслевой (между произво­дителями аналогичных товаров) и межотраслевой (между произво­дителями различных отраслей).

 

 

Существуют разные методы конкурентной борьбы:

ценовая конкуренция, когда производитель в целях создания на рынке для своей продукции более благоприятных усло­вий и подрыва позиций конкурента снижает цену на свою продукцию. При этом снижение цены может происходить как на основе уменьшения издержек производства, так и без изменения издержек производства путем установления
монопольно низкой цены на продукцию;

неценовая конкуренция: повышение технического уровня, ка­чества продукции; выпуск новой продукции; создание това­ров-заменителей; послепродажное обслуживание, реклама.

Все это — методы честной, добросовестной конкуренции, они носят «законный» характер. Добросовестная конкуренция ведет к выигрышу потребителя (он получает больше разнообразной про­дукции, более высокого качества, по более низким ценам).

Наряду с добросовестной, честной конкуренцией существует недобросовестная, нечестная конкуренция, под которой понимают­ся способы укрепления рыночного положения фирмы, связанные не с повышением качества продукции и эффективности производ­ства, а с использованием таких методов, как:

• продажа по цене ниже себестоимости;

• установление дискриминационных цен или коммерческих условий;

• ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение;

• недобросовестное копирование товаров конкурентов;

• нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров;

• промышленный шпионаж и др.

От недобросовестной конкуренции выигрывают производите­ли (продавцы), но не покупатели. Недобросовестная конкуренция запрещается законодательством (гражданскими и уголовными ко­дексами) большинства стран мира (приложение 4.1).

 

Итак, конкуренция — это необходимый инструмент рыночно­го механизма, способ достижения рыночного равновесия. Однако степень развитости конкуренции на разных рынках может быть различной.

Именно степень конкурентности рынка, её формы и методы определяют структуру рынка — такие его основные черты, как ко­личество и размер фирм, функционирующих на рынке, характер производимых ими товаров, степень контроля над ценами со сто­роны отдельных участников рынка, лёгкость вхождения на рынок и выхода с рынка, доступность рыночной информации.

В зависимости от сочетания этих характеристик различают:

• рынок совершенной конкуренции;

• рынок несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция — это тип рыночной структуры, кото­рая в наибольшей степени соответствует основным принципам органи­зации рыночной экономики, чистому, немодифицированному рынку.

Рынку совершенной конкуренции, или классическому конку­рентному рынку, свойственны следующие черты (признаки):

• значительное число продавцов и покупателей на конкрет­ном рынке;

• объемы производства и предложения отдельного произво­дителя составляют столь незначительную долю в общем объеме рыночного предложения, что отдельная фирма по­влиять на цену не может;

• всеми продавцами предлагается однородная, стандартная продукция;

• все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

• свобода входа и выхода: любая фирма может начать производ­ство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

 

При соблюдении этих условий все участники рынка оказыва­ются в действительно равноправном положении.

Такой рынок по­зволяет перераспределять ограниченные ресурсы общества в пользу наиболее эффективно работающих предприятий, так как в условиях совершенной конкуренции производитель может увели­чить свою прибыль, лишь снизив издержки производства.

Рынок, характеризующийся такими чертами, называют «иде­альным», или «свободным».

В реальной жизни каждый из этих признаков рынка может нарушаться (и нарушается): государство может влиять на цены, между продавцами заключаются соглаше­ния в целях давления на покупателей, наличие коммерческой тай­ны препятствует получению полной информации и т.д.

Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в. В XXI в. совершенная конкуренция — яв­ление редкое. С некоторыми оговорками к такому типу рынка се­годня можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, некоторых видов услуг, товарные биржи, валютные, фондовые рынки.

На большей же части рынков конкуренция ограничена или во­обще отсутствует.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 962; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.097 с.)