Модели рынков по формам конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели рынков по формам конкуренции



По степени развития конкуренции (форме рыночной структуры) экономическая теория выделяет следующие основные типы рынков:

    1. Рынок совершенной конкуренции
    2. Рынок несовершенной конкуренции: монополистический, олигополистический, чистая монополия

Рынок совершенной (чистой) конкуренции предполагает следующие условия:

· Множество покупателей и продавцов на рынке. Мелких фирм так много, что ни одна из них не может повлиять на цену товара. Изменяя объемы производства, отдельная фирма не оказывает существенного влияния на количество товара на рынке, а следовательно и на его цену.

· Однородная (стандартная) продукция. Однородные товары не могут конкурировать между собой по внешним признакам или качеству, так как они практически одинаковы, поэтому покупателю безразлично, у какой фирмы покупать данный товар.

· Отсутствие барьеров для вступления новых фирм в отрасль, что предполагает абсолютно свободный вход на рынок и свободный выход с рынка данного товара. Производитель получает возможность гибко реагировать на изменение спроса – свободно перемещаться из отрасли с избыточным предложением в ту отрасль, где спрос еще не насыщен.

· Симметричность информации. Нет ограничений для всех участников на доступ к информа­ции о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, ка­честве товаров, технике производства и т.д. полнота информации для всех участников рынка ставит конкурентов в равные условия, делает невозможным получение прибыли за счет неосведомленности других агентов рынка.

· Свободное перемещение ресурсов из отрасли в отрасль. Предполагается, что ресурсы могут легко приобретаться.

Цены на продукцию рынка свободной конкуренции устанавливаются в результате стихийного взаимодействия спроса и предложения. Это обстоятельство ведет к рациональному расходованию ресурсов, снижению цен на товары и услуги, повышению их качества. Совершенная конкуренция выгодна как отдельному индивиду, так и обществу в целом. Потребители выигрывают в качестве, ассортименте и цене продукции, а общество имеет механизм, обеспечивающий эффективное расходование ограниченных ресурсов, обновление структуры экономики.

Совершенная конкуренция в полном объеме недостижима. К ней можно только приближаться. С известной долей условности свободной можно считать конкуренцию, существовавшую примерно до середины 19 века. Одним из недостатков рынка совершенной конкуренции является его препятствие концентрации капитала, без которого невозможно создание крупного производства, осуществление научно-технического развития, реализация масштабных проектов.

Конкуренция, которая в той или иной степени связана с замет­ным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Большинство реально функционирующих рынков относятся к рынкам несовершенной конкуренции. В зависи­мости от силы рыночной власти несовершенно конкурентные рынки можно подразделить на рынки монополистической конкуренции, олигополии и монополии.

Рынок монополистической конкуренции характеризует­ся следующими основными чертами:

· Множество покупателей и продавцов на рынке. Относи­тельно большое число мелких и средних независимых друг от друга фирм (но меньшее, чем в условиях совершенной конкуренции), доля каждой фирмы на рынке невелика;

· Дифференцированная (разнообразная) продукция. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми. Покупатели выбирают товар, руководствуясь своими предпочтениями, материальными возможностями, престижностью товара.

· Барьеры для вступления новых фирм в отрасль существуют, но легко преодолимы, что приводит к невозможности сговора между фирмами и предполагает ограниченный контроль над ценами.

· Симметричность информации. Практически нет серьезных ограничений для всех участников на доступ к информа­ции о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, ка­честве товаров.

Неценовая конкуренция – главное оружие в монополистической конкуренции. Особое значение приобретает продвижение товара (реклама, размещение и доступность торговых точек, услуги торговли, торговые марки, товарные знаки и т.п.).

Монополистическая конкуренция достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды, обуви, книгоиздания, туризма, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг.

При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это и неудивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепиться небольшие фирмы - монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

Олигополией называют тип рыночной структуры, на котором несколько фирм регулируют его основную часть. На рынках олигополии выделяется один или несколько ярко выраженных лидеров, политика которых является ориентиром для более мелких фирм работающих на данном рынке. Продукция конкурирующих фирм может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (алюминий, сталь).

Высокие барьеры для входа в отрасль связаны с эффектом масштаба производства, с высокими расходами для начала деятельности, жесткими критериями лицензирования, а также являются следствием действий, предпринимаемых ведущими фирмам тем, чтобы не допустить новых конкурентов.

Информация закрыта для конкурентов. Особенностью олигополии является взаимозависимость в принятии решений фирм по ценам и объемам продаж. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов. Таким образом, ценовая конкуренция ослабевает, ценовой диктат ограничен.

Доминирующие фирмы могут вступать в соглашение:

· Картель – соглашение о ценах на товар, квоте (доле) в производстве, условиях найма рабочей силы, приобретения сырья и материалов, обмене патентами, дележе рынков;

· Патентные пулы – о специализации и кооперировании производства;

· Консорциумы – о совместном строительстве крупных объектов, требующих значительных инвестиций.

Неценовые методы конкуренции – от рекламы до экономического шпионажа – оказываются более эффективными и поэтому часто используются

В России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения – производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность.

Чистая монополия – абсолютная противоположность свободной конкуренции(от греч. monos – один и poleo – продаю). В условиях монополии одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей близких заменителей. Монополист устанавливает цену, объемы производства, поставки на рынок и обладает абсолютной рыночной властью. Монопольная цена – особый вид рыночной цены, которая устанавливается выше или ниже равновесной цены для получения большей прибыли. Иногда фирма-монополист в целях получения дополнительной прибыли проводит ценовую дискриминацию – продает один и тот же товар по разным ценам разным покупателям.

Барьеры для вступления в отрасль других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией.

В зависимости от характера и причин возникновения выделяют следующие виды монополий:

· Естественные монополии – собственники редких и свободно не воспроизводимых элементов производства, особо важные отрасли инфраструктуры (железнодорожный транспорт, военно-промышленный комплекс, почтовая связь, электрические и газовые компании, предприятия водоснабжения). Складываются в том случае, когда обеспечение потребностей рынка одной компанией более эффективно, чем несколькими. Это отрасли, в которых долгосрочные средние издержки минимальны только в том случае, если одна фирма обслуживает весь рынок. Экономия обусловлена ростом масштаба производства. Государство предоставляет естественным монополиям исключительные привилегии, но сохраняет за собой право контролировать их деятельность. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополистов используется государственная собственность или государственное регулирование;

· Легальные монополии («защищенные от конкуренции) - обладатели патентов, лицензий, авторских прав, товарных знаков, предоставляющих исключительные права по функционированию на рынке;

· Искусственные монополии – объединения предприятий, создаваемые с целью получения монопольных выгод.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.144.32 (0.006 с.)