Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 4. Рыночная организация хозяйства. Рынки и их разновидности.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
План:
Литература 1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: вопросы-ответы / Е.Ф. Борисов. М.: Юридическая фирма «Контакт»; ИНФРА, 2004. 2. Лизогуб, А.Н. Экономическая теория / А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко. М.: «Приор-издат», 2004. 3. Ильин, С.С. Экономика / С.С. Ильин, Т.И. Васильева. М.: «Эксмо», 2004.
Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысячелетий, в течение которых менялось и содержание самого понятия. Сущность и условия возникновения рынка В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это механизм взаимодействия производителей и потребителей экономических благ, через рыночный механизм ценообразования. Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения. По мере разложения натурального хозяйства и развития производства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодействия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирования хозяйственной жизни (экономики). Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и потребление. Для производства рынок поставляет необходимые ресурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и закупок товаров и услуг. Для распределения он является тем механизмом, который определяет размеры доходов для владельцев ресурсов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть необходимых ему потребительских благ. Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики. Первое условие возникновения рынка – разделение труда, которое ведет к специализации и обмену. Общественное разделение труда – экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что и означает специализацию в производстве товаров и услуг. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать. Истории известны три периода общественного разделения труда: 1) отделение скотоводства от земледелия; 2) выделение ремесла в отдельную отрасль; 3) формирование купечества. После этого произошло разделение производства на различные подотрасли. Первоначально обмен имел примитивные формы. «Продавцы», положив свои продукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупателям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приобрести предложенные им предметы, они оставляли свои и удалялись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забирали оставленные предметы, взамен оставив свои. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расширило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи. Второе условие – самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хозяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предполагает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограниченности, обособленности интересов. Третье условие – свободный обмен ресурсам. Данное условие позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности. Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений. Основными принципами эффективного функционирования рыночной экономики являются: · Свобода предпринимательской деятельности. Это главный принцип рыночной экономики. Он декларирует право любого хозяйствующего субъекта выбирать желаемый, целесообразный, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Запрещены только те виды деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, противоречат нормам морали. · Свободное ценообразование. Цена не скована внешними ограничениями, она никем не назначается, а формируется на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем, в результате взаимодействия спроса и предложения. · Конкуренция – соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения большей прибыли. · Самообеспечение. Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность и независимость, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на свое существование и развитие из собственного кармана. И обеспечивать себя всеми необходимыми ресурсами. Принцип приучает жить на собственные средства, порождает экономическую ответственность, обучает умению добывать деньги, вести учет и контроль финансов. · Государственное регулирование рыночных отношений. Функции рынка Сущность и значение рынка наиболее полно раскрываются посредством выполняемых им функций, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:
Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Таким образом рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его к спросу. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия. Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем. Таким образом, рынок соединяет сферу производства и сферу потребления в общий процесс активного обмена продуктами и услугами. Санирующая функция. Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом. Виды рынков и их структура Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг). Рынок имеет сложную структуру. В зависимости от объекта рыночных отношений рынок подразделяется на четыре вида:
По уровню насыщения рынка можно разделить:
По пространственному признаку рынки делятся на местный, региональный, национальный, международный и мировой. По степени развития хозяйственной свобод:
Свободный рынок – обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании. Рынок является свободным для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так продавцы сами решают, что, кому и по какой цене продавать. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. Экономические связи на таком рынке строятся на основе хозяйственного договора, соглашения. Рынок свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования, и поэтому получил названия «дикий», «блошиный». Нелегальный рынок – близок по характеру поведения его субъектов к свободному рынку. Этот рынок включает в себя теневую экономику, которая ведется с нарушением законов и правил производства и купли-продажи (отсутствие лицензий, патентов, неуплата таможенных пошлин, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок, на котором торгуют запрещенным законом товаром (оружие, наркотики, черная икра). Свободному и нелегальному рынкам присущи общие черты: стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость. Регулируемый рынок – подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством. По степени развития конкуренции выделяют:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.01 с.) |