Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4. Рыночная организация хозяйства. Рынки и их разновидности.

Поиск

План:

  1. Сущность и условия возникновения рынка
  2. Функции рынка
  3. Виды рынков и их структура
  4. Конкуренция в механизме рыночной экономики
  5. Модели рынков по формам конкуренции
  6. Антимонопольная политика государства
  7. Преимущества и недостатки рыночной экономики
  8. Товар и его важнейшие характеристики

 

Литература

1. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: вопросы-ответы / Е.Ф. Борисов. М.: Юридическая фирма «Контакт»; ИНФРА, 2004.

2. Лизогуб, А.Н. Экономическая теория / А.Н. Лизогуб, В.И. Симоненко. М.: «Приор-издат», 2004.

3. Ильин, С.С. Экономика / С.С. Ильин, Т.И. Васильева. М.: «Эксмо», 2004.

 

Рынок как экономический механизм, пришедший на смену натуральному хозяйству, формировался на протяжении тысяче­летий, в течение которых менялось и содержание самого поня­тия.

Сущность и условия возникновения рынка

В экономической теории термин «рынок» имеет несколько значений, но основное его значение таково: рынок — это меха­низм взаимодействия производителей и потребителей экономических благ, через рыночный механизм ценообразования.

Отношения между покупателями и продавцами, т.е. рыночные отношения, начали складываться еще в глубокой древности, до возникновения денег, которые и появились затем во многом для того, чтобы обслуживать эти отношения.

По мере разложения натурального хозяйства и развития произ­водства товаров на продажу менялось само представление о рынке. Современный рынок, оставаясь механизмом взаимодейст­вия покупателей и продавцов, превратился в систему регулирова­ния хозяйственной жизни (экономики).

Рынок обслуживает производство, обмен, распределение и по­требление. Для производства рынок поставляет необходимые ре­сурсы и реализует его продукцию, а также определяет спрос на нее. Для обмена рынок является главным каналом сбыта и заку­пок товаров и услуг. Для распределения он является тем механиз­мом, который определяет размеры доходов для владельцев ресур­сов, продающихся на рынке. Для потребления рынок — это тот канал, через который потребителю поступает основная часть не­обходимых ему потребительских благ.

Наконец, рынок — это то место, где определяется цена, являющаяся главным индикатором рыночной экономики.

Первое условие возникновения рынка – разделение труда, которое ведет к спе­циализации и обмену.

Общественное разделение труда – экономическое сотрудничество людей, при котором они выполняют строго определенные виды работ, т. е. специализируются. Никто из участников хозяйства не может жить за счет полного самообеспечения всеми производственными ресурсами, всеми экономическими благами. Различные группы производителей занимаются отдельными видами хозяйственной деятельности, что и означает специализацию в производстве товаров и услуг. Разделение труда ведет к росту его производительности, что позволяет не только удовлетворять потребности производителя в собственном продукте, но и создавать излишки товаров, которые можно обменивать.

Истории известны три периода общественного разделения труда:

1) отделение скотоводства от земледелия;

2) выделение ремесла в отдельную отрасль;

3) формирование купечества.

После этого произошло разделение производства на различные подотрасли.

Первоначально обмен имел примитивные формы. «Продавцы», положив свои про­дукты для обмена, удалялись, дабы дать возможность «покупате­лям» подойти и рассмотреть их. Если «покупатели» хотели приоб­рести предложенные им предметы, они оставляли свои и удаля­лись. Тогда возвращались «продавцы» и в случае согласия забира­ли оставленные предметы, взамен оставив свои. Развитие обмена привело к появлению денег, которое расши­рило стимулы к производству тех или иных товаров специально для продажи.

Второе условие – самостоятельность экономических агентов, или, как часто говорят экономисты, обособленность хо­зяйствующих субъектов. Товарный обмен обязательно предпола­гает стремление к взаимовыгодности. Никто не хочет проиграть, т.е. все хотят получить взамен своего товара желаемое количество другого. А такое стремление возникает на основе экономической самостоятельности, выражающейся в экономической ограничен­ности, обособленности интересов.

Третье условие – свободный обмен ресурсам. Данное условие позволяет сформироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйственным агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Институциональная система дополняет рынок. Институты – это законы, нормы, традиции, организационные структуры. Именно институты создают ту среду, в которой функционируют рынки, и определяют систему сдержек и противовесов, противодействующих произволу и деформации рыночных отношений.

Основными принципами эффективного функционирования рыночной экономики являются:

· Свобода предпринимательской деятельности. Это главный принцип рыночной экономики. Он декларирует право любого хозяйствующего субъекта выбирать желаемый, целесообразный, выгодный вид экономической деятельности и осуществлять эту деятельность в любой допускаемой законом форме. Запрещены только те виды деятельности, которые представляют реальную опасность жизни и свободе людей, противоречат нормам морали.

· Свободное ценообразование. Цена не скована внешними ограничениями, она никем не назначается, а формируется на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем, в результате взаимодействия спроса и предложения.

· Конкуренция – соревнование экономических агентов на рынке за предпочтения потребителей в целях получения большей прибыли.

· Самообеспечение. Любая хозяйственная единица, обретая экономическую самостоятельность и независимость, расплачивается за неё необходимостью покрывать все финансовые расходы на свое существование и развитие из собственного кармана. И обеспечивать себя всеми необходимыми ресурсами. Принцип приучает жить на собственные средства, порождает экономическую ответственность, обучает умению добывать деньги, вести учет и контроль финансов.

· Государственное регулирование рыночных отношений.

Функции рынка

Сущность и значение рынка наиболее полно раскрываются посредством выполняемых им функций, которые определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и для кого производить? Для этого рынок выполняет ряд функций:

  • Регулирующая;
  • Ценообразующая;
  • Информационная;
  • Посредническая;
  • Санирующая.

Регулирующая функция связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колеба­ния цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информа­ция, предоставляемая рынком, заставляет производителей сни­жать затраты, улучшать качество продукции.

Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его произ­водство. Рыночная цена представляет собой своего рода итог, баланс сопо­ставления затрат производителей и полезности (ценности) данно­го блага для потребителей.

Информационная функция. Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит бога­тую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потреб­ном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки. Таким образом рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его к спросу.

Концентрируемая рынком информация позволяет каждо­му участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и по­требителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем. Таким образом, рынок соединяет сферу производства и сферу потребления в общий процесс активного обмена продуктами и услугами.

Санирующая функция. Рыночный механизм — это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффек­тивно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекцион­ной работы рынка повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Виды рынков и их структура

Рынок как механизм («большой» рынок) состоит из отдельных («малых») рынков – капитала, труда, продовольствия, жилья, страховых услуг и т.д. «Малые» рынки бывают двух видов: ресурсов и продукции (товаров и услуг).

Рынок имеет сложную структуру. В зависимости от объекта рыночных отношений рынок подразделяется на четыре вида:

  1. Рынок товаров и услуг:
  • рынок продовольственных товаров;
  • рынок непродовольственных товаров и жилья;
  • рынок услуг
  1. Рынок факторов производства:
  • рынок труда (рабочий силы);
  • рынок средств производства;
  • рынок земли.
  1. Финансовый рынок:
  • денежный рынок;
  • рынок капиталов.
  1. Информационный рынок интеллектуального продукта.

По уровню насыщения рынка можно разделить:

  • равновесный (спрос равен предложению);
  • дефицитный (спрос превышает предложение);
  • избыточный (предложение превышает спрос).

По пространственному признаку рынки делятся на местный, региональный, национальный, международный и мировой.

По степени развития хозяйственной свобод:

  • свободный рынок;
  • нелегальный рынок;
  • регулируемый рынок.

Свободный рынок – обладает максимумом экономических свобод в их классическом понимании. Рынок является свободным для его субъектов. Им принадлежит так называемый экономический суверенитет. Так продавцы сами решают, что, кому и по какой цене продавать. Подобным суверенитетом обладают и покупатели. Экономические связи на таком рынке строятся на основе хозяйственного договора, соглашения. Рынок свободен от вмешательства государства и строгого правового регулирования, и поэтому получил названия «дикий», «блошиный».

Нелегальный рынок – близок по характеру поведения его субъектов к свободному рынку. Этот рынок включает в себя теневую экономику, которая ведется с нарушением законов и правил производства и купли-продажи (отсутствие лицензий, патентов, неуплата таможенных пошлин, налогов и т.п.). Нелегальным является и черный рынок, на котором торгуют запрещенным законом товаром (оружие, наркотики, черная икра).

Свободному и нелегальному рынкам присущи общие черты: стихийность, непредсказуемость развития и неуправляемость.

Регулируемый рынок – подчинен определенному порядку, который закреплен в правовых нормах и поддерживается государством.

По степени развития конкуренции выделяют:

  • рынок совершенной конкуренции;
  • рынок монополистической продукции;
  • олигополистический рынок;
  • рынок чистой монополии.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 792; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.01 с.)