Спрос на товар и его характеристика: закон спроса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спрос на товар и его характеристика: закон спроса.



Спрос – это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар. Спрос характеризуется рядом свойств и количественных параметров, из которых основная – это объем спроса или величина спроса. С позиций количественного измерения спрос на товар, понимаемый как объем спроса, означает количество товара, которое покупатели хотят и могут приобрести за определенный период времени по определенной цене. Это значит, каждой цене товара соответствует определенная величина спроса.

Каким же образом величина спроса на товар зависит от цены на него? Ответ на этот вопрос дает закон спроса, который гласит, что при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены. Изменение количества товара, которое покупатели хотят и могут купить, в зависимости от изменения цены этого товара называют изменение величины спроса.

Природа закона спроса по существу проста:

  • покупатели в большей степени приобретают какую-либо продукцию по низкой цене, чем по высокой.

Иными словами, высокая цена отбивает у потребителя охоту приобретать, а низкая цена усиливает желание совершить покупку по сниженным ценам;

  • покупатели покупают дополнительную единицу продукции лишь при условии, что цена ее снижается.

Действие закона спроса ограничено в следующих случаях:

  • при ажиотажном спросе, вызванном ожиданием повышения цен;
  • для некоторых редких и дорогих товаров, покупка которых является средством накопления денег (золото, драгоценности, антиквариат и т.п.);
  • при переключении спроса на более новые и качественные товары (с пишущих машинок на компьютеры; снижение цен на пишущие машинки не приведет к повышению спроса на них).

Графически закон спроса представляется в виде так называемых кривых спроса, отражающих в форме графика функциональную зависимость между величиной спроса (Q - количество) и ценой (Р) при прочих равных условиях (рис.1.). Кривые спроса принято обозначать буквой D (по первой букве английского слова «demand» - спрос).

Движение по кривой спроса из одной точки в другую (например: из А в В) показывает как изменение цены от Р1 к Р2 вызывает изменение величины спроса от Q1 к Q2. Кривая спроса при этом не меняется. Это означает, что сам спрос не изменился, изменилась величина спроса.

 

P (цена)
D (спрос)  
Q1
В
Q2
А

 

Р1

 

 

 
 
P2


 

 

 
 
Q (количество)

 


Рис. 1. Кривая спроса

Однако цена является не единственным фактором, оказывающим влияние на спрос.

Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе, но отражается это смещением кривой спроса вправо, если спрос растет, и влево, если спрос падает, т.е. изменяется не величина спроса в зависимости от цены, а спрос целиком в зависимости от неценовых детерминант (рис.1.).

Среди неценовых факторов наиболее существенное воздействие на положение кривой спроса оказывают:

· Изменения в доходах населения. Как правило, по мере роста дохода потребителей увеличивается спрос на многие товары, особенно на более дорогие и более качественные. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Большинство товаров относятся к категории нормальных. По мере роста доходов население покупает больше высококачественного продовольствия, товаров длительного пользования, бытовой техники, автомобилей и т.п. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом доходов уменьшается. Такие товары называются товарами низшей категории. К ним относятся товары, для которых существуют альтернативные товары более высокого качества или более удобные в потреблении. К товарам низшей категории относятся хлеб, картофель, подержанные вещи. Спрос на товары низшей категории изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение спроса, а при уменьшении дохода – увеличение.

· Изменения в структуре населения. Например, увеличение рождаемости приведет к росту спроса на детские товары; старение населения – увеличение спроса на лекарства, предметы по уходу за пожилыми людьми, медицинские услуги.

· Изменение цен на сопряженные товары (товары-заменители, товары-дополнители). Например, повышение цен на говядину может привести к росту спроса на свинину; повышение цены на витаминно-минеральные комплексы к росту спроса на моновитамины.

· Изменение предпочтений потребителей. Предпочтения или вкусы потребителей формируются и изменяются под влиянием общества, моды, технического прогресса, обычаев, образования, рекламы и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.006 с.)