Максимизация прибыли при совершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Максимизация прибыли при совершенной конкуренции



В условиях совершенной конкуренции предприниматель не может повлиять на рыночные цены, поэтому каждая дополнительная произведенная и проданная единица продукции приносит ему предельный доход MR= P (рис. 8.).


Рис. 8. Равенство цены и предельного дохода в условиях совершенной конкуренции
P – цена; MR – предельный доход; Q – объем производства товара.

Фирма расширяет производство лишь до тех пор, пока ее предельные издержки (МС) ниже предельного дохода (MR), в противном случае, она перестает получать экономическую прибыль P, т. е. до MC= MR. Так как MR= P, то общее условие максимизации прибыли может быть записано:

MC = MR = P, где
MC – предельные издержки; MR – предельный доход; P – цена.

Максимизация прибыли при несовершенной конкуренции

В условиях несовершенной конкуренции критерий максимизации прибыли отличается от рассмотренного, так как фирма может влиять на рыночную цену.

Для того чтобы продать дополнительную единицу продукции, фирма снижает цену. Это, как правило, дает некоторый эффект увеличения продаж, но одновременно фирма несет и потери из-за того, что все покупатели платят теперь более низкую цену. Этот относительный убыток снижает предельный доход MR, и поэтому он не совпадает с рыночной ценой, т. е. MR не равно Р.

Вместе с тем условия максимизации при совершенной и несовершенной конкуренции имеют и общее между собой:

MC= MR, так как фирмы при q любых условиях производят дополнительную единицу продукции, если получают дополнительный доход, превышающий дополнительные издержки (рис. 9).

В общем виде максимизация прибыли в условиях несовершенной конкуренции представляет собой:

МС = MR= P= АТС, где
МС – предельные издержки; MR – предельный доход; АТС – средние общие издержки; P – цена.

 


Рис. 9. Прибыль фирмы
C – издержки; P – цена.

По этому общему правилу максимизируется прибыль как в условиях монополии, олигополии, так и при полиполии, но в каждой из них имеются свои специфические особенности.

 

Лекция 8. Анализ безубыточности

План:

1. Основные показатели теории безубыточности.

2. Точка безубыточности.

3. Эффект производственного рычага

 

 

Литература

1. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /Под. ред. А.С. Булатова. М.: «Экономистъ», 2003.

 

  1. Основные показатели теории безубыточности.

Каждое предприятие, начинающее производственный процесс или принимающее решение о расширении производства, должно быть уверено, что его затраты окупятся и принесут прибыль. Как известно, предприятие всегда несет постоянные издержки, которые не зависят от объема производства, и переменные издержки, которые возрастают/уменьшаются с изменением объема выпуска и продаж. Для получения прибыли необходимо, чтобы объем выручки от продаж превышал сумму постоянных и переменных издержек. При расчете объема выручки, при которой валовые затраты предприятия окупятся, было бы неправильно механически сложить постоянные и переменные издержки. Дело в том, что, сумма переменных издержек будет различной при разных объемах производства, и определить её можно, только зная, о каком конкретно объеме производства идет речь.

Финансовое состояние предприятия, когда выручка от реализации продукции покрывает постоянные и переменные затраты и дает нулевую прибыль, называется состоянием безубыточности. И именно теория безубыточности определяет порядок расчета выручки, обеспечивающей покрытие всех расходов.

В теории безубыточности для расчета выручки, покрывающей постоянные и переменные издержки предприятия, используют следующие величины:

  • Сумма покрытия;
  • Средняя величина покрытия;
  • Коэффициент покрытия;
  • Точка безубыточности;
  • Пороговая выручка;
  • Пороговый объем производства;
  • Запас финансовой прочности;
  • Производственный рычаг.

Суммой покрытия называется разница между выручкой (R) от реализации и всей суммой переменных издержек (VC) или сумма постоянных издержек (FC) и прибыли (Pr). Сумма покрытия означает вклад в покрытие постоянных расходов и получение прибыли.

∑П = R – VC = FC + Pr

Расчет суммы покрытия позволяет определить, сколько средств зарабатывает предприятие, производя и реализуя свою продукцию с тем, чтобы окупить постоянные издержки и получить прибыль

Под средней величиной покрытия понимают разницу между ценой (Р) товара и средними переменными издержками (АVC).

∑Пср. = P - AVC

Эта величина отражает вклад единицы изделия в покрытие постоянных издержек и получение прибыли. Понятие средней величины покрытия используется, когда речь идет не о выручке предприятия в целом, а о цене отдельного товара.

Коэффициент покрытия – это доля суммы покрытия в выручке от реализации или (для отдельного товара) доля средней величины покрытия в цене товара.

∑П R – VC FC + Pr

Кп = ─── = ───── = ────

R R R

 

Используя эти величины можно решить ряд задач, например, определить размер прибыли при разных объемах производства.

Пример 1. Аптечная организация изготовляет и продает раствор Гемодеза. Средние переменные издержки на производство и сбыт составляют 100 руб. Раствор продается по цене 130 руб. постоянные затраты аптеки в месяц составляют 3000 руб. Какую прибыль может получить аптека в месяц при реализации этого раствора в объеме 100, 300, 500 шт.

Поскольку постоянные затраты аптеки не зависят от объема производства, найдем сумму покрытия и прибыль (как разность суммы покрытия и постоянных издержек) для всех трех вариантов.

Таблица 1.

Прибыль аптечной организации при различных объемах производства

Показатели, руб. Объем производства, шт.
     
Цена      
Выручка от реализации      
Переменные издержки      
Сумма покрытия      
Постоянные издержки      
Прибыль      
Средняя величина покрытия      

 

Так как средняя величина покрытия одинакова для всех трех вариантов, расчет прибыли можно упростить. Определим прибыль аптеки при любом другом объеме производства (например: Q = 135). Для этого:

1) Умножив среднюю величину покрытия на объем выпуска, получим сумму покрытия

Сумма покрытия: 30 руб. * 135 шт. = 4050 руб.

2) От суммы покрытия отнимем постоянные издержки

Прибыль: 4050 руб. – 3000 руб. = 1050 руб.

Пример 2. Фармацевтический завод производит и продает одновременно две разновидности свечей: А и Б. Данные об объемах продаж, ценах и затратах в табл. 2

Таблица 2.

Объемы продаж, цены товаров А и Б и издержки производства.

Показатели Наименование свечей
А Б
Объем продаж в месяц, шт.    
Цена реализации, руб.    
Средние переменные издержки, руб.:    
Постоянные издержки, тыс.руб.:  

 

Предположим, что требуется определить:

1) размер прибыли, получаемый заводом;

2) среднюю величину покрытия для каждого наименования свечей;

3) коэффициент покрытия для каждого наименования свечей;

4) размер прибыли, которую получит завод, если расширит продажу свечей А до 8000, а свечей Б до 3500

Для ответа на поставленные вопросы все необходимые данные сведем в таб.3

Таблица 3.

Порядок расчета средней величины и коэффициента покрытия и прибыли

Показатели Наименование товара Всего
А Б
Объем производства, шт.     10 000
Переменные издержки, тыс.руб.:      
Выручка от реализации, тыс.руб.      
Сумма покрытия, тыс. руб.      
Постоянные издержки, тыс.руб.      
Прибыль, тыс.руб.      
Средняя величина покрытия, руб.      
Коэффициент покрытия 0,367 0, 487  

 

За месяц завод зарабатывает 90 тыс.руб. прибыли. Средняя величина покрытия свечей А составляет 18 руб. (коэффициент покрытия 0,367), для свечей Б – 38 руб. (коэффициент покрытия 0,487).

При расширении объема продаж завод получит:

1) сумма покрытия от продажи свечей А: 18 руб. * 8000 шт. = 144 тыс.руб.

2) сумма покрытия от продажи свечей Б: 38 руб. * 3500 шт. = 133 тыс.руб.

3) общая сумма покрытия от продажи двух товара А и Б: 144 + 133 = 277 тыс.руб.

4) постоянные издержки завода: 150 тыс.руб.

5) прибыль завода за месяц: 277 тыс.руб. – 150 тыс.руб. = 127 тыс.руб.

Пример 3. Аптека изготавливает и продает одно наименование раствора, переменные издержки на флакон приведены ниже, руб.:

Сырье и материалы ………………………………………. 18

Заработная плата …………………………………………. 11

Производственные накладные расходы ………………… 7

Сбытовые накладные расходы ………………………….. 4

ИТОГО переменные расходы …………………………… 40

Раствор продается по цене 48 руб. за флакон, постоянные затраты составляют 12 тыс. руб. Какое количество раствора должна изготовить и продать аптека, чтобы обеспечить получение прибыли 7 тыс.руб.?

1) найдем сумму покрытия как сумму постоянных затрат и прибыли:

12 тыс.руб. + 7 тыс.руб. = 19 тыс.руб.

2) найдем среднюю величину покрытия как разницу между ценой товара и средними переменными издержками:

48 руб. – 40 руб. = 8 руб.

3) поскольку производится и продается одно наименование раствора, требуемое для получения заданной суммы прибыли, то его количество можно рассчитать, разделив сумму покрытия на его среднюю величину:

19 тыс.руб.: 8 руб. = 2375 шт. флаконов

Пример 4. Фармацевтический завод желает продавать 25 тыс. шт. стандартов одного наименования таблеток. Средние переменные издержки на производство и реализацию составляют 22 руб., постоянные издержки – 270 тыс.руб. Завод планирует получить прибыль в размере 70 тыс. руб. По какой цене следует продавать стандарт таблеток?

1) найдем сумму покрытия как сумму постоянных затрат и планируемой прибыли:

270 тыс.руб. + 70 тыс.руб. = 340 тыс.руб.

2) найдем среднюю величину покрытия, разделив сумму покрытия на количество стандартов таблеток:

340 тыс.руб.: 25 тыс.шт. = 13 руб. 60 коп.

3) найдем цену одного стандарта таблеток, прибавив к средним переменным издержкам среднюю величину покрытия:

22 руб. + 13 руб. 60 коп. = 35 руб. 60 коп.

Точка безубыточности

Выручка и объем производства, который обеспечивает предприятию покрытие всех издержек и нулевую прибыль называется точкой безубыточности. Рассчитав точку безубыточности, предприятие может решить следующие задачи:

1) Поскольку будущий объем продаж и цена товара в значительной степени зависят от рынка, его емкости, покупательной способности потребителей, эластичности спроса, производитель должен быть уверен, что его затраты окупятся и принесут прибыль в будущем. Если объем спроса, позволяющий окупить затраты и получить прибыль, не сможет быть достигнут вследствие, к примеру, узости рынка сбыта, то всегда об этом лучше знать до начала производства и осуществления инвестиций.

2) Поскольку выручка зависит от двух компонентов: цены товара и объема продаж, можно рассчитать необходимое изменение каждого из них в том случае, если другой компонент измениться. Например, предприятие вынуждено снизить цену товара, чтобы сохранить конкурентоспособность. Придется увеличить объем продаж, чтобы сохранить размер получаемой ранее прибыли.

3) Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точки безубыточности, оно работает с прибылью. Эта прибыль тем выше, чем больше разница между фактической выручкой и выручкой, соответствующей точке безубыточности. Сравнивая эти две выручки, можно оценить, насколько предприятие может допустить снижение выручки без опасения оказаться в убытке.

При расчете точки безубыточности следует учесть несколько допущений:

Во-первых, предполагаем, что при расширении объема продаж, предприятие не изменяет продажную цену. В отношении длительного времени и большого производственного объема такое предположение не правомерно. Однако для короткого промежутка времени и небольших объемов оно вполне приемлемо, поэтому график валовой выручки выглядит как прямая линия (рис.1.).

Во-вторых, аналогичное предположение и по затратам. Известно, что при расширении объема производства темп изменения затрат различный. На определенном этапе начинает действовать закон убывающей отдачи, и темп роста издержек ускоряется. Это выражается в росте предельных издержек в случае, если производственные мощности оказываются чрезмерно загруженными. Однако здесь предполагаем, что затраты растут равномерно, что также вполне приемлемо, если предприятие работает с нормальной загрузкой и без сильных колебаний в объеме выпускаемой продукции.

 
 


 

Рис. 1. Пороговая выручка и пороговый объем производства

Изображенная на рисунке точка пересечения графиков валовой выручки и валовых издержек есть точка безубыточности которой соответствует объем производства Q! и выручка R!. Если предприятие продает продукции меньше объема Q!, то оно терпит убытки, если больше этого объема – получает прибыль. В точке безубыточности получаемая предприятием прибыль равна ее валовым издержкам, при этом прибыль равна нулю. Выручка, соответствующая точке безубыточности, называется пороговой выручкой. Объем производства – пороговым объемом производства. Наиболее важное значение имеет показатель пороговой выручки, так как объем производства может быть разным в зависимости от цены реализуемой продукции.

Как найти точку безубыточности? Рассмотрим этот вопрос на примере.

Пример 5. Фармацевтическое предприятие выпускает и продает один вид фармацевтической продукции. Ниже приведены данные, характеризующие ее деятельность, руб.:

Выручка от реализации ……………………18000

Переменные издержки ……………………..11000

Постоянные издержки ………………………5000

Прибыль ……………………………………..2000

Чтобы найти точку безубыточности, необходимо ответить на вопрос: до какого уровня должна снизиться выручка предприятия, чтобы прибыль стала нулевой? Нельзя просто сложить постоянные и переменные издержки, так как при снижении выручки переменные издержки также станут ниже. Для расчета точки безубыточности можно воспользоваться формулой:

FC

R! = ────

Кп

 

где R! - пороговая выручка; FC – постоянные издержки; Кп – коэффициент покрытия.

1) найдем сумму покрытия:

18000 руб. – 11000 руб. = 7000 руб.

2) вычислим коэффициент покрытия (долю суммы покрытия в выручке от реализации):

7000 руб.: 18000 руб. = 0,39

3) определим пороговую выручку:

5000 руб.: 0,39 = 12821 руб.

Как видно, фактическая выручка предприятия выше пороговой. Чтобы оценить, на сколько фактическая выручка от продажи превышает выручку, обеспечивающую безубыточность, рассчитаем запас прочности – это процентное отклонение фактической выручки от пороговой:

R – R!

St = ───── х 100%

R

где St – запас прочности; R – фактическая выручка; R!- пороговая выручка.

Чем больше запас прочности, тем более стабильное положение предприятия.

Для рассматриваемого примера он равен:

St = (18000 руб. – 12821 руб.): 18000 руб. * 100% = 29 %

Значение запаса прочности 29 % показывает, что если в силу изменения рыночной ситуации (сокращения спроса, снижения конкурентоспособности) выручка предприятия сократиться менее чем на 29 %, то фирма будет получать прибыль; если более чем на 29 % - окажется в убытке.

Пример 6. Фармацевтическое предприятие выпускает два вида фармацевтической продукции: товар А и товар Б. Ниже приведены данные, характеризующие ее деятельность, руб.:

Показатель Товар А Товар Б Всего
Валовая выручка      
Переменные издержки      
Постоянные издержки  
Прибыль  

 

Требуется оценить положение предприятия, рассчитав пороговую выручку, запас прочности.

1) найдем сумму покрытия:

21000 руб. – 16900 руб. = 4100 руб.

2) рассчитаем коэффициент покрытия:

4100 руб.: 21000 руб. = 0,20

3) определим пороговую выручку путем деления постоянных издержек на коэффициент покрытия:

3500 руб.: 0,20 = 17500 руб.

4) запас прочности равен:

(21000 руб. – 17500 руб.): 21000 руб. * 100 % = 16,67 %

По условию предприятие производит и продает два препарата: А и Б. Чтобы определить, какой вклад вносит каждый из них в прибыль предприятия, необходимо распределить постоянные затраты между ними. На практике используют различные принципы распределения постоянных затрат. В данном примере распределим постоянные издержки пропорционально выручке от реализации каждого из двух препаратов.

Выручка от реализации препарата А составляет 53 % суммарной выручки предприятия, препарата Б – соответственно 47 %.

Распределение постоянных издержек и прибыли между товарами А и Б характеризуется следующими данными, руб.:

Показатель Товар А Товар Б Всего
Валовая выручка      
Переменные издержки      
Постоянные издержки      
Прибыль + 745 - 145  

 

Как видно, прибыль от реализации препарата А идет на покрытие убытков от реализации товара Б. Насколько целесообразно производить препарат Б и не увеличиться ли прибыль предприятия, если его снять с производства?

Предположим, что решили отказаться от выпуска препарат Б как убыточного. Тогда все постоянные издержки будут приходиться на единственный препарат А. В этом случае значение точки безубыточности измениться следующим образом, руб.:

Выручка от реализации препарата А ……………………………………….11200

Переменные издержки на производство препарата А……………………….8600

Постоянные издержки предприятия ………………….………………………3500

Сумма покрытия ………………………………………………11200 – 8600 = 2600

Коэффициент покрытия ………………………………………2600: 11200 = 0,23

Пороговая выручка ……………………………………………3500: 0,23 = 15217

Из приведенного примера следует, что в случае отказа от производства убыточного препарата Б производство препарата А также оказывается убыточным (фактическая выручка от его реализации меньше пороговой), т.о. производство препарата Б предприятию следует сохранить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.238.76 (0.062 с.)