Виды рыночных структур несовершенной конкуренции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды рыночных структур несовершенной конкуренции



Виды рынков несовершенной конкуренции Количество производителей Степень дифференциации продукции Степень контроля над ценами Барьеры для входа на рынок
Монополистическая конкуренция Большое количество фирм Разнообразная продукция Относительно небольшая Низкие
Олигополия Малое количество фирм Однообразная продукция или с незначительными различиями Частичная Высокие
Монополия Одна фирма Однообразная продукция не имеющая субститутов Полная Высокие

 

18. Общий, средний и предельный продукты предприятия. Закон убывающей производительности.

19. Производственная функция. Изокванта и изокоста. Эффект масштаба.

20. Издержки производства и их виды. Бухгалтерский и экономический подходы.

21. Виды дохода и прибыли предприятия.

Общий доход (выручка) = P*Q – это сумма, полученная предприятием от реализации продукции – одна из форм дохода (R)

TR – общий доход = P*Q

Прибыль и доход являются основными показателями финансовых результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Доход - это выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат. Он представляет собой денежную форму чистой продукции предприятия, т.е. включает в себя оплату труда и прибыль.

Доход характеризует общую сумму средств, которая поступает предприятию за определенный период и за вычетом налогов может быть использована на потребление и инвестирование. Доход иногда является объектом налогообложения. В этом случае после вычета налога он подразделяется на фонды потребления, инвестиционный и страховой. Фонд потребления используется на оплату труда персонала и др. выплаты.

К материальным относятся затраты, включаемые в соответствующий элемент сметы затрат на производство, а также приравненные к ним затраты на: амортизацию основных фондов, отчисления на социальные нужды, а также прочие затраты (кроме затрат на оплату труда)

 

Прибыль – та часть TR, которая выступает как разность между TR и общими издержками. Доход, превышающий расход

Прибыль это часть выручки, остающаяся после возмещения всех затрат на производство и сбыт продукции.

На величину прибыли (дохода) существенно влияют как объем выпускаемой продукции, так и ее ассортимент, качество, величина себестоимости, совершенствование ценообразования и другие факторы. В свою очередь прибыль воздействует на такие показатели, как рентабельность, платежеспособность предприятия и другие.

Общая величина прибыли предприятия (валовая прибыль) состоит из трех частей:

1) прибыли от реализации продукции - как разницы между выручкой от реализации продукции (без учета НДС и акцизного сбора) и ее полной себестоимостью;

2) прибыли от реализации материальных ценностей и иного имущества (это разница между ценой их продажи и затратами на их приобретение и реализацию);

3) прибыли от внереализационных операций, т.е. операций, непосредственно не связанных с основной деятельностью (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в совместных предприятиях; сдачи имущества в аренду; превышение суммы полученных штрафов над уплаченными и др.).

Выделяют налогооблагаемую прибыль, т.е. прибыль, рассчитанную с учетом положений налогового законодательства. Эта прибыль является базой налогообложения налогом на прибыль. Она отличается от бухгалтерской прибыли, которая рассчитывается по данным бухгалтерского учета.

Чистая прибыль представляет собой разницу между валовой прибылью и налогом на прибыль. Она остается в распоряжении предприятия и направляется в фонды потребления и накопления. Из фонда потребления чистая прибыль расходуется на следующие цели: оплата путевок работникам, премии, подарки и т.п. Из фонда накопления предприятие финансирует инвестиционные расходы: приобретение новых основных фондов, строительство, реконструкцию, модернизацию, приобретение акций других предприятия и т.п.

Предприятие может не создавать фонды, но также направлять прибыль на указанные выше цели.

 

Бухгалтерская прибыль – разность между TR и бухгалтерскими издержками

Экономическая прибыль – разность между TR и экономическими издержками, которые объединяют в себе явные, неявные и альтернативные

Экономический подход

Прибыль – разность между выручкой и общими издержками Tn = TR – TC

Средняя прибыль An = Tn/Q

Добавочная прибыль – сверхприбыль (рента)

 

Бухгалтерский подход

Бухгалтерские издержки: рассчитываются как сумма выплат фирмы, осуществленных ею своим поставщикам. Отражаются в бухгалтерской отчетности. Являются фундаментом оценки коммерческой деятельности фирмы

 

Экономический подход – является более широким, чем бухгалтерский. Оценка затрат ресурсов осуществляется на основе сравнения с лучшим из конкурирующих, т.е. самым эффектным. В практике деятельности менеджера оба подхода используются вместе.

 

Доходы организации:

 

1.Доходы от обычных видов деятельности:

- Выручка от продажи товаров

- Поступления от выполнения работ, оказания услуг

- Дебиторская задолженность

- Арендная плата

- Лицензионные платежи, роялти

 

2.Прочие доходы:

- Прибыль от совместной деятельности

- Поступления от продажи активов

- Кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой деятельности

- Активы, полученные безвозмездно

- Полученные дивиденды, проценты

- Полученные штрафы, пени, неустойки

- Поступления в возмещение причиненных убытков

- Курсовая разница

 

Виды прибыли:

- Бухгалтерская прибыль (разность между выручкой от реализации продукции и явными издержками)

- Экономическая прибыль (разность между выручкой и суммой явных и неявных издержек, включая нормальную прибыль)

- Абсолютная (общая) прибыль (разница между выручкой и издержками)

- Нормальная прибыль (прибыль, равная неявным издержкам производства)

- Предельная прибыль (разность между предельными доходами и предельными издержками)

- Средняя прибыль (прибыль при средних условиях производства и свободной рыночной конъюнктуре)

 

22. Модель равновесия предприятия и принцип максимизации прибыли в условиях совершенной конкуренции. Равенство MR=MC.

Равновесие производителя – состояние производства, при котором использование факторов производства позволяет получить max объем продукции

Максимизация прибыли достигается при объеме производства, соответствующая точка равновесия предельного дохода и предельных издержек. Правило максимизации прибыли означает, что предельные продукты всех факторов производства в стоимостном выражении равны их ценам, или что каждый ресурс используется до тех пор, пока его предельный продукт в денежном выражении станет равнозначен его стоимости.

 

Увеличение выпуска продукции увеличивает прибыль.

Характерные черты:

Продукция фирм однородна, так что потребителям безразлично, у какого производителя ее покупать. Все товары отрасли являются совершенными заменителями, а перекрестная эластичность спроса по цене для любой пары фирм стремится к бесконечности

Количество экономических субъектов на рынке неограниченно велико а их удельный вес столь мал, что решения отдельной фирмы (отдельного потребителя) об изменении объема ее продаж (покупок) не влияют на рыночную цену продукта. При этом, естественно, предполагается отсутствие сговора между продавцами или покупателями для получения монопольной власти на рынке. Рыночная цена является результатом совместных действий всех покупателей и продавцов.

Свобода входа и выхода на рынке. Отсутствуют какие-либо ограничения и барьеры — нет патентов или лицензий, ограничивающих деятельность в данной отрасли, не требуются значительные первоначальные капиталовложения,

Совершенное знание всех субъектов рынка. Все решения принимаются в определенности. Это означает, что все фирмы знают свои функции доходов и издержек, цены всех ресурсов и все возможные технологии, а все потребители имеют полную информацию о ценах всех фирм. При этом предполагается, что информация распространяется мгновенно и бесплатно

 

Тем не менее, модель совершенной конкуренции:

§ позволяет исследовать рынки, на которых большое количество малых фирм продают однородную продукцию, т.е. рынки, близкие по условиям с данной моделью;

§ проясняет условия максимизации прибыли;

§ является стандартом для оценки эффективности реальной экономики.

 

Сущность совершенной конкуренции Следует иметь в виду, что указанные в табл. 7-1 черты совершенной конкуренции не присущи ни одной из отраслей в полной мере. В чистом виде условия совершенной конкуренции не встречаются в реальной действительности, т.е. совершенная конкуренция — не что иное, как модель идеальной рыночной экономики. Подобные модели, отражающие явления в «стерильно чистом» виде, служат важным инструментом экономического анализа. Отдельные отрасли могут лишь в той или иной степени приближаться к модели. Фирмы, функционирующие в условиях совершенной конкуренции (их называют конкурентными), воспринимают сложившийся на рынке уровень равновесной цены как заданный, на который ни одна из фирм повлиять не может. Такие фирмы называют прайс-тэйкерами в отличие от фирм - прайс-мэйкеров,которые влияют на уровень рыночных цен. В качестве примера рынка, который по своим условиям близок к условиям совершенной конкуренции, может служить мировой рынок мороженой рыбы. На долю одной американской фирмы, занимающейся уловом рыбы, приходится 0,0000107% мирового улова рыбы. Это значит, что увеличение объема добычи рыбы одной фирмой даже в 2 раза привело бы к снижению мировой цены на рыбу всего на 0,00254%, т.е. практически не повлияло бы на ее уровень.

Рассмотрение общего, среднего и предельного доходов фирмы еще ничего нам не говорит о той прибыли, на которую надеется фирма. Между тем любая фирма не только рассчитывает на извлечение прибыли, но и стремится ее максимизировать. Было бы, однако, неправильно думать, что максимизация прибыли основана на принципе «чем больше выпуск продукции, тем больше прибыль». Для того чтобы получить максимум прибыли, фирма должна производить и реализовывать оптимальный объем продукции. Имеется два подхода к определению оптимального выпуска продукции. Рассмотрим их на примере условной фирмы, реализующей продукцию по цене 50 р. за единицу. Первый подход определения оптимального объема продукции фирмы основан на сопоставлении общего дохода с общими издержками. Сначала издержки превышают доход (фирма терпит убытки). Графически это положение выражается в том, что кривая ТС располагается выше кривой TR. При выпуске 4 единиц продукции кривые 77? и ТС пересекаются в точке Л. Это свидетельствует о равенстве общих издержек общему доходу (фирма получает нулевую прибыль). Затем кривая TR проходит выше кривой ТС. В этом случае фирма получает прибыль, которая достигает максимальной величины при выпуске 9 единиц продукции. При дальнейшем наращивании производства абсолютная величина прибыли постепенно уменьшается, достигая нуля при выпуске 12 единиц (кривые TR и ТС вновь пересекаются). Затем фирма вступает в область убыточной деятельности. Таким образом, следует установить точки критического объема производства

На рис. 7-3 это точки A (Q = 4) и В (Q = 12). Если фирма выпускает продукцию в объеме, который представлен величинами, расположенными между этими точками, она получает прибыль. За пределами указанных объемов она терпит убытки. Кривая прибыли (П) отражает соотношение кривых TR и ТС. Когда фирма терпит убытки (прибыль является отрицательной величиной), кривая П располагается ниже горизонтальной оси. Она пересекает эту ось при критических объемах выпуска продукции (точки А' и В') и проходит выше нее при получении положительной прибыли

Оптимальный объем производства равен выпуску продукции, при котором фирма максимизирует прибыль. В нашем примере он составляет 9 единиц продукта. При Q - 9 расстояния между кривыми TR и ТС, а также между кривой П и горизонтальной осью являются максимальными.

В нашем примере фирма, которая производит 9 единиц продукта, получает общий доход 450 р. и прибыль 80 р., находится в состоянии равновесия. Это ее положение обусловлено тем, что она производит оптимальный объем продукции, т. е. такой объем, при котором она максимизирует свою прибыль. Любое изменение ее положения дало бы отрицательный результат. Как увеличение, так и уменьшение выпуска привело бы к сокращению прибыли. Следовательно, у фирмы нет стимулов изменить свое положение.

Если бы фирма производила 8 единиц продукта, она стремилась бы увеличить выпуск, так как это принесло бы ей большую прибыль. Но доведи она выпуск до 10 единиц, у нее сразу появится желание его сократить, потому что ее прибыль теперь окажется меньше, чем при 9 единицах. И в том и в другом случае ее положение не будет равновесным

Фирма находится в СОСТОЯНИИ РАВНОВЕСИЯ если у нее отсутствуют мотивы к измене- нию своего положения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.024 с.)