Нулевая экономическая прибыль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нулевая экономическая прибыль



 

23. Монополия и ее виды. Показатели монопольной власти. Равновесие монополии.

Монополия – ситуация на рынке, где единственный продавец предпологает продукт не имеющий заменителя

 

Продавец 1 временно

1. Продукт монополии – уникален и не имеет заменителей, поэтому это услуги (не товар). Поэтому эти услуги называются вынужденные услуги (отопление, свет)

2. Цены – сама устанавливает цены, но это не любая цена (границы: верхняя – цена спроса; нижняя – АТС)

3. Существуют барьеры для входа на данный рынок, и от них зависят виды монополии

 

Виды монополии:

1 Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических

ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на

доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой

монополии является патентная защита, институт авторских прав.

2. Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние

издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает

весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб

производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на

которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия

издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя

или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства

, каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе

которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны

монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становиться

единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой

специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае

закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто

оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их

конкуренты, однако, могут появится на рынке несколько позже.

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции.

 

Для измерения монопольной власти используется несколько показателей. Наиболее известными являются «индекс Лернера» и «индекс Херфиндаля — Хиршмана».

Индекс Лернера — индикатор монопольной власти, определяе­мый по формуле

,

где IL — индекс монопольной власти по Лернеру;

Рm— монопольная цена;

МС — предельные издержки;

Еd — ценовая эластичность спроса.

При совершенной конкуренции цена равна предельным издерж­кам и индекс Лернера равняется нулю. Когда цена превосходит предельные издержки, индекс приобретает положительное значение, расположенное между нулем и единицей. Считается, что чем бли­же индекс к единице, тем большей монопольной властью обладает фирма.

Подсчитать индекс Лернера по приведенной формуле непросто в связи с трудностью расчета предельных издержек. Поэтому час­то вместо предельных издержек используют средние издержки АС:

.

Если числитель и знаменатель умножить на Q, то в числителе будет прибыль, в знаменателе — совокупный доход:

.

Таким образом, согласно Лернеру, высокая прибыль — признак монопольной власти фирмы. Обратите внимание: индекс характери­зует факт, а не возможность монопольного поведения фирмы.

 

24. Олигополия и монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции.

Олигополия: понятие, основные черты

Совершенная конкуренция и монополия – это два крайних случая рыночных структур, редко встречающихся на практике. Более распространенными являются рыночные модели несовершенной конкуренции, на которых действуют два и более продавцов, каждый из которых определенным образом контролирует цены. Такими промежуточными моделями являются олигополия и монополистическая конкуренция.

Олигополией называется рыночная структура, на которой действует несколько соперничающих фирм. Производимый фирмами-олигополистами продукт может быть как стандартным (абсолютно одинаковым у разных фирм), так и дифференцированным (продукция каждой фирмы несколько отличается от продукции конкурентов). Вход в отрасль весьма труден, информация об олигополстическом рынке практически не доступна.

Принципиальное отличие олигополии от других рыночных структур (совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции) заключается в том, что любое решение одного из олигополистов относительно цены на его продукцию либо объема выпуска сказывается на спросе на продукт других и соответственно на их прибылях. Этого нет при совершенной конкуренции, когда фирма просто приспосабливает свой выпуск к рыночной цене, остающейся вне зависимости от ее производства. В условиях монополии такая проблема не возникает вообще, поскольку конкуренты отсутствуют по определению. При монополистической конкуренции конкуренты есть, но их настолько много, что решение одной фирмы (например, о снижении цены) слабо затрагивает интересы остальных, так как сбыт каждой из них снижается незначительно.

Таким образом, фундаментальной характеристикой олигополии является осознание фирмами своей взаимозависимости. При олигополии каждая фирма в состоянии определить своих соперников и учитывать их поведение при принятии собственных решений.

Подобно монополиям олигополии являются ценоискателями. Это означает, что фирма не приспосабливается к рыночной цене как к заданной, а способна воздействовать на нее, а значит, и на положение других фирм.

Существуют следующие основные формы олигополистической конкуренции за счет:

· изменения объема выпуска;

· изменения цены;

· дифференциации продукта.

В поведении олигополии возможен отказ от соперничества и сговор в той или иной форме (единая политика цен, продаж и т.д.).

2. Монополистическая конкуренция

Монополистическая конкуренция — это рыночная структура, при которой группа взаимозаменяемых товаров производится большим количеством независимых фирм. Основные черты конкуренции такого типа:

· производимые товары являются несовершенными заменителями друг друга. Это означает, что покупатели способны дифференцировать продукты по качеству, торговой марке, местоположению продавца и т.п.;

· большое количество продавцов, каждый из которых занимает небольшую (но не микроскопическую, как в случае совершенной конкуренции) долю рынка;

· продавцы не считаются с реакцией конкурентов, изменяя свое рыночное поведение. Если какая-то фирма снижает цену, то расширяет свой сбыт за счет большого количества других фирм, каждая из которых теряет при этом немного. Поэтому у конкурентов нет причин менять свою ценовую политику в ответ на действия фирмы;

· отсутствуют серьезные ограничения на вход на рынок и выход с него. При этом вход не настолько легок, как при совершенной конкуренции.

Дифференцированность продукции ведет к тому, что монопольно-конкурентная фирма может в определенных пределах управлять ценой. Кривая спроса на ее продукт имеет отрицательный наклон (рис.1)

Следовательно, такая фирма обладает монопольной властью и является ценоискателем, т.е. стремится установить цену, максимизирующую прибыль. В этом сходство монопольно-конкурентной фирмы с чистой монополией, но кривая спроса у монопольно-конкурентной фирмы более пологая, поскольку потребителям легче переключится на заменители при повышении цены.

 

3. Равновесие монопольно-конкурентной фирмы

В коротком периоде равновесие монопольно-конкурентной фирмы достигается как и в случае чистой монополии (рис.2).

Фирма выбирает выпуск qm, при котором ее предельный доход совпадает с предельными затратами МR = МС. При этом цена составит Рm, а экономическая прибыль равна площади прямоугольника PmEFG.

В долгосрочном плане экономическая прибыль, получаемая типичной фирмой, привлекает в отрасль новых продавцов, стремящихся выпускать продукт со сходными характеристиками. Увеличение количества фирм приводит к тому, что каждый отдельный продавец может продать меньше товара по прежней цене: спрос на его продукт снижается. С другой стороны, спрос становится более эластичным, поскольку возрастает количество близких заменителей.

Таким образом, монополистическая конкуренция ведет к тому, что линия спроса становится более пологой. Это продолжается до тех пор, пока кривая спроса не становится касательной к кривой долгосрочных средних издержек типичной фирмы, и экономическая прибыль фирмы не исчезнет (рис. 3).


Фирма как всегда выбирает выпуск, при котором ее предельный доход равен долгосрочным предельным затратам LMC. При этом цена совпадает со средними суммарными затратами, т.е. экономическая прибыль равна нулю.

Как видно на рис. 3, в состоянии долгосрочного равновесия монопольно-конкурентная фирма выпускает меньше продукции (qm), чем необходимо для достижения минимума средних суммарных затрат (q*). Разница между этими уровнями выпуска (q* — qm) называется избыточной мощностью. Наличие избыточной мощности говорит о недостаточно эффективном использовании производственных ресурсов, поскольку производственная эффективность требует, чтобы долгосрочные затраты на единицу выпуска были минимальны.

Таким образом, монополистическая конкуренция схожа с совершенной конкуренцией тем, что в обоих случаях в долговременном аспекте фирмы получают нулевую экономическую прибыль. Отличие состоит в том, что при совершенной конкуренции долгосрочная цена равняется минимуму средних суммарных затрат типичной фирмы, а при монополистической конкуренции — нет. Следовательно, в длительном периоде совершенная конкуренция обеспечивает больший объем выпуска и более эффективное использование ресурсов, чем конкуренция монополистическая. Этот недостаток монополистической конкуренции компенсируется тем, что при ней потребитель получает вместо однородного продукта широкий спектр товаров, соответствующих вкусам самых разных потребительских групп.

Дифференциация продукта (Product differentiation) — наделение какого-либо продукта специфическими характеристиками, чем-либо выделяющими его из ряда абсолютно аналогичных товаров, превращение его в несовершенный заменитель. Покупатели, приобретая такой товар по цене, аналогичной рыночной, ожидают получить какие-либо специфические потребительские свойства. Например, кто-то предпочитает джинсы фирмы «Levis», а кто-то «Lee». Дифференциация является экономическим барьером для конкуренции, и, наряду с законодательными ограничениями, они образуют барьеры для конкуренции.

Фирма, производящая дифференцированный продукт, действует в условияхмонополистической конкуренции и сталкивается не с горизонтальной, а с наклонной линией спроса на ее продукцию, что заставляет ее продавать каждую дополнительную единицу товара по меньшей цене. Источники дифференциации могут быть натуральными, такими как правостороннее расположение рулевого колеса и ненатуральными, такими как знаменитые задние крылья, напоминавшие рыбьи хвосты, на американских машинах 50-х годов.

 

25. Спрос и предложение на рынке труда. Сущность заработной платы.

Теория спроса и предложения на рынке труда принадлежит последователю Маршалла, английскому экономисту А. Пигу (первая половина 20 в.)

Его наиболее известный труд – «экономическая теория благосостояния»

В основе его теории лежит модель равновесия спроса и предложения, а значит рынок труда – это частный случай теории спроса и предложения.

 

Спрос на труд предъявляет бизнес фирмы. Ld – спрос на труд

 

У Маршалла спрос предъявляют потребители, у Пигу – фирма.

Цена труда – реальная з/п

Спрос на труд – убывающая функция W/P (т.е. чем выше з/п, тем меньше количество труда использует предприниматель)

 

- равновесная ставка з/п

 

- равновесное количество труда

 

Конкуренция приводит к установлению равновесной ставке з/п () и равновесному количеству занятых. В этом случае, ни дефицита, ни избытка труда нет.

Особенность рынка труда – неудовлетворенность ставки з/п и борьба за ее повышение. Следовательно, з/п становится выше равновесной

 

Объем предложения спроса превышает объем спроса на труд (т.е. количество людей ищущие эту з/п больше, чем количество людей предлагающих эту з/п) => будет нанято Ld1, а - безработица

 

У неоклассиков – это ситуация на рынке труда, при которой объем предложения превышает объем спроса (избыток). Средством смягчения ситуации, Пигу предлагал считать снижение ситуации до

 

ð будет нанято => - дефицит труда

 

Уменьшение дефицита труда связано с доведением з/п до уровня равновесной.

 

 

26. Спрос и предложение на рынке капитала. Процент. Дисконтированная стоимость.

27. Рынок земли, рента и ее виды. Цена земли как капитализированная рента. 1

28. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. 29. Особенности предмета и метода макроэкономики. Цели и инструменты макроэкономики.

30. Основные показатели национальных счетов. Кругооборот доходов и продуктов.

31. Валовой внутренний продукт и его измерение по доходам и расходам.

32. Индекс цен. Номинальный и реальный ВВП. Баланс ВВП.

33. Совокупный спрос и факторы, его определяющие.

Совокупный спрос (АD)– это реальный объем валового внутреннего продукта, который домашние хозяйства, фирмы и государство готовы приобретать при каждом данном уровне цен, т.е. экономический агрегат, суммирующий величины локальных спросов на все товары и услуги, предлагаемые на рынке.

Включает в себя:

- потребительский спрос;

- инвестиционный спрос;

- спрос со стороны государства;

- чистый экспорт.

Зависимость между общим уровнем цен и реальным объемом национального производства (ВВП), на который предъявляется спрос, обратная: чем ниже общий уровень цен, тем больше объем ВВП, который может быть куплен. Это зависимость описывается кривой совокупного спроса.

Кривая АD показывает взаимосвязь между желаемыми или планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и при среднем уровне цен. Эта кривая носит нисходящий характер, т.е. негативный наклон. Этот наклон обусловлен:

1) эффектом процентной ставки (эффект Кейнса).

2) эффектом богатства (эффект реальных кассовых остатков, эффект Пигу).

3) эффектом импортных закупок (эффект обменного курса).

1. Эффект процентной ставки показывает, что при данном объёме денежной массы более высокий уровень цен повысит спрос на деньги и тем самым увеличит процентную ставку, уменьшая объём закупок потребительских товаров.

Более высокая процентная ставка сокращает объем закупок на денежные суммы, взятые в кредит, т.е. сокращается реальный доход и совокупный спрос.

Более низкая ставка поощряет население к кредитам, что ведет к увеличению расходов на потребительские и инвестиционные товары.

2. Эффект богатства показывает, что при более высоком уровне цен реальная стоимость, или покупательная способность, накопленных финансовых активов, находящихся у населения, уменьшится.

Падение цен ведет к увеличению реальной стоимости денег, т.е. потребители могут за те же суммы приобрести большое количество товаров и услуг. Рост покупательной способности создает ощущение увеличения богатства.

3. Эффект импортных закупок предполагает, что существует обратная зависимость между изменениями уровня цен в одной стране по сравнению с другими странами и изменением чистого объема экспорта в совокупном спросе.

В результате снижения курса национальной валюты, товары, приобретенные в данной стране, становятся относительно более дешевыми. Подобное изменение относительных цен ведет к уменьшению импорта и увеличению экспорта, т.е. увеличивается чистый экспорт и растет совокупный спрос.

Все три названных эффекта относятся к ценовым факторам спроса.

Изменение величины АD в результате изменения среднего уровня цен, отражается перемещением точек по кривой (из точки В в точку А – это ценовойфактор).

Неценовые факторы - изменение AD является:

1.Изменения в потребительских расходах в результате изменений:

а) благосостояния потребителя;

б) ожиданий потребителя;

в) задолженности потребителя;

г) налоговых ставок.

2.Изменения в инвестиционных расходах в результате изменений:

а) процентных ставок;

б) ожидаемых прибылей от инвестиций;

в) налогов с предприятий;

г) технологии и использования избыточных мощностей.

3.Изменения в государственных расходах;

4. Изменения в расходах на чистый объем экспорта.

Таким образом, неценовые факторы AD смещают кривую совокупного спроса или влево или вправо.

 

34. Совокупное предложение и факторы, его определяющие.

Совокупное предложение – это общее количество конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (в стоимостном выражении). Это понятие часто используется как синоним валового национального (или внутреннего) продукта.

Кривая совокупного предложения AS (от англ. aggregate supply) показывает, какой объем совокупного выпуска может быть предложен на рынок производителями при разных значениях общего уровня цен в экономике. Форма кривой AS по-разному интерпретируется в классической и кеинсианскои школах. Классическая школа полагает, что кривая совокупного предложения AS вертикальная, кейнсианская школа – либо горизонтальная, либо имеющая положительный наклон.

Современная экономическая наука полагает, что на различных стадиях воспроизводственного процесса могут иметь место три формы кривой совокупного предложения, которые можно объединить в одну кривую. Графически это представлено на рис. 12.3.

Рис. 12.3. Кривая совокупного предложения.

 

Кривая совокупного предложения AS имеет сложный восходящий характер. Это объясняется тем, что вид данной кривой зависит от изменений издержек производства на единицу продукции, под которыми понимается частное от деления стоимости всех использованных ресурсов на общий объем продукции. Исходя из этого кривая совокупного предложения имеет три участка:

1) горизонтальный, или кейнсианский;

2) восходящий, или промежуточный;

3) вертикальный, или классический.

Первый участок кривой свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии спада, кризиса: существует недозагрузка производственных мощностей, фиксированный уровень цен и заработной платы, значительный уровень безработицы, т. е. экономика характеризуется наличием избыточных ресурсов, которые не задействованы. В данной ситуации рост выпуска продукции можно обеспечить за счет приведения в действие неиспользуемых ресурсов и при этом не оказать никакого давления на уровень цен. Так, производители могут приобрести трудовые и другие ресурсы по твердым ценам, издержки на единицу продукции при расширении производства не возрастут, а, следовательно, не будет оснований для повышения цен на товары.

Второй участок характеризуется тем, что изменение реального объема производства соответственно вызывает изменение цен. На этом участке производства вовлекаются дополнительные ресурсы, притом менее эффективные, так как расширение производства предполагает, что некоторым фирмам придется использовать старое и менее эффективное оборудование, нанимать менее квалифицированных рабочих и т. д. Поэтому издержки на единицу продукции увеличиваются и производители должны назначить более высокие цены на товары, чтобы производство было рентабельным.

Третий участок кривой отражает такое состояние экономики, при котором ее производственные возможности практически полностью использованы. Это выражается в полной занятости, максимальной загрузке производственных мощностей и, следовательно, в невозможности дальнейшего роста производства. Так как экономика работает на полную мощность, то любое повышение цен не приведет к увеличению реального объема производства.

Кривая совокупного предложения устанавливает зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства при прочих равных условиях. Но когда эти условия (их называют неценовыми факторами совокупного предложения) изменяются, происходит смещение кривой совокупного предложения. К неценовым факторам совокупного предложения относят:

• изменение цен на ресурсы:

– внутренние ресурсы (труд, земля, капитал, предпринимательские способности);

– внешние (импортные) ресурсы;

– господство на рынке;

• изменения в производительности труда;

• изменения правовых норм:

– налоги с предприятий и субсидии;

– государственное регулирование.

Когда один или несколько факторов изменяются, то меняются и издержки на единицу продукции при данном уровне цен. Уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.

Смещение кривой от AS1 к AS2 на рис. 12.4 указывает на увеличение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения она сдвигается вправо, указывая на то, что будет производиться больший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен.

Рис. 12.4. Изменения совокупного предложения.

 

На кейнсианском отрезке кривой увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства. Смещение кривой от AS1 к AS3 влево указывает на уменьшение совокупного предложения. На промежуточном и классическом отрезках кривой совокупного предложения будет производиться меньший реальный объем национального продукта, чем прежде, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой снижение совокупного предложения означает увеличение уровня цен при различных уровнях объема национального производства.

Совокупное предложение – это общее количество товаров и услуг, которое может быть предложено предпринимательским и государственным секторами при определенном уровне цен. Совокупное предложение может быть приравнено к величине валового национального продукта или к величине национального дохода:

На величину совокупного предложения также оказывают влияние различные факторы. Изменение цен на ресурсы. Их повышение ведет к увеличению издержек производства и в результате к понижению совокупного предложения. Рост производительности труда ведет к увеличению объема производства и соответственно к расширению совокупного предложения. Изменение условий бизнеса (налоги, субсидии). При повышении налогов издержки увеличиваются, совокупное предложение сокращается.

 

35. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.

36. Кейнсианская модель экономического равновесия. Основной психологический закон. Потребление, сбережения и инвестиции.

37. Мультипликатор и акселератор инвестиций. Эффект мультипликации

. 38. Экономический рост и его типы. Факторы экономического роста. Экстенсивный и интенсивный экономический рост.

39. Циклический характер развития экономики. Экономические циклы. Фазы экономического цикла.

40. Безработица, ее типы и уровень. Закон Оукена.

Безработица — социально-экономическое явления, при котором часть рабочей силы не занята в производстве товаров и услуг.

Рабочая сила — это состав занятых и безработных

Трудоспособное население — часть населения, которая по возрасту и по состоянию здоровья способны работать.

Безработные — лица трудоспособного возраста, которые на данный момент не имеют работы, но ведут её активный поиск.

Среди видов безработицы можно выделить следующие:

§ Фрикционная

§ Структурная

§ Институциональная

§ Циклическая

§ Сезонная

Фрикционная безработица

Фрикционная безработица — связана с затратами времени на поиск новой работы и длится 1-3 месяца.

Предположим, что рынок труда находится в состоянии равновесия, то есть при преобладающей на рынке заработной плате, количество требуемого труда равно количеству предлагаемого труда.

Такой рынок труда показан на рисунке ниже.

§ — кривая спроса

§ — кривая предложения

§ — занятость

§ — ставка заработной платы

Данное состояние характеризуется как состояние полной занятости

Однако даже в такой ситуации существует некоторая безработица, называемая фрикционной.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 540; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.199.88 (0.088 с.)